Аккорд с треугольником обозначение

Какие интересные обозначения аккордов можно встретить

Здравствуйте, уважаемые читатели. В этой статье мы поговорим немного о том, какие достаточно интересные обозначения аккордов можно встретить.

Иногда можно встретить запись аккорда какого-нибудь и не разобраться в том, как же его взять, какие звуки его составляют. Сегодня мы посмотрим с самого начала на то, как вообще можно определить, как правильно понять запись аккорда.

Итак, как мы уже писали немного в статье про трезвучия и их виды, аккорды записываются с помощью больших латинских букв. Так вот — просто латинская буква (или латинская буква со значком «m») обозначает как раз, что надо взять трезвучие от ноты, которой соответствует символ. Например, Am означает, что надо взять трезвучие Ля минор и все, никаких добавочных звуков. Буква A просто означает трезвучие Ля мажор.

Часто можно встретить цифру 7 рядом с такими обозначениями. Например, в случае созвучия Am7 — цифра семь означает, что надо вдобавок к трезвучию взять еще и септимовый тон.

Читайте также:  Включите пожалуйста снег ноты для синтезатора

Если написана цифра семь просто, то прибавить к трезвучию надо малую септиму (малая септима строится от тоники аккорда).

Тут интересно дальше — если цифра семь означает малую септиму, то как обозначается большая?

Большую обозначают как maj7 (иногда просто maj). Или мажорная септима — она в мажорной гамме содержится. Еще конечно её можно записать и как +7.

В случае если у нас есть исходное мажорное трезвучие, то к нему можно добавить как просто цифру семь, так и maj7. Понятно в первом случае надо взять трезвучие + малая септима, во втором трезвучие + большая септима.

К минорному трезвучию можно также добавить большую (мажорную) септиму, однако я не встречал, чтобы записывали такой аккорд как Ammaj7, его можно записать как Am+7. Означает запись: постройте минорное трезвучие и добавьте к нему большую септиму.

А еще можно встретить такую запись этого аккорда:

рис. 1

То есть можно добавить просто минус («-«) к латинской букве аккорда, чтобы дать понять, что нам нужно минорное трезвучие. А ещё, как мы видим на рисунке 1, мажорная септима обозначается еще и треугольником. Треугольник этот, понятное дело, можно добавить и к мажорному аккорду (это то же самое, что и написать maj7):

рис. 2

Ну и последнее. А как рассматривать аккорд, который записан вот так, к примеру: G/B. Иногда, видя такой аккорд можно растеряться. Кажется, что нота B, что в басу относится не к этому аккорду и что теперь делать — как расценивать такой аккорд в гармонии?

На самом деле нота си в нашем случае — это третья ступень трезвучия G, перенесенная вниз (в бас). И по-другому этот аккорд можно рассматривать как первое обращение трезвучия соль мажор, с терцовым тоном в басу.

А взять его можно так:

рис. 3

Бывает также, как мы уже знаем например отсюда, что в бас перемещена какая-то дополнительная ступень добавленная к основным ступеням аккорда.

Источник

Джазовые аккорды, цифровка

Джазовые аккорды или цифровка. Так называют сложные аккорды.

Скорее всего вы уже сталкивались с интересными названиями аккордов наподобие таких: Cmaj7, Daug, A9. В этих названиях нет ничего сложного. Нам нужно просто с вами разобраться в том, что из себя представляют цифры или слова которые будут стоять рядом с основным аккордом. Очень удобно играть с листа, понимая какие аккорды с какими ступенями нужно играть. Конечно, если вы не встречали подобных обозначений, то вам будет сложно это сделать. Поэтому просмотрев несколько словарей, открыв свои старые тетради по джазовой цифровке, которую когда-то проходил в музыкальном колледже, сделал небольшую памятку, которая, думаю многим пригодиться.

Будем учить все от простого к сложному. Для начала определим наши звуки:

  • C-до
  • D-ре
  • E-ми
  • F-фа
  • G-соль
  • A-ля
  • B-си

Эти обозначения следует сразу запомнить!

Бывает путаница с аккордом «си» в советской школе его обозначали как «H»-это си, а B-это си бемоль. Мы же с вами сейчас будем рассматривать «B» как ноту си, а «Bb» как си бемоль.

Цифровка

В современной музыке, в джазе и не только в нем, очень часто встречается игра по аккордам, так называемая «цифровка». Выглядит она очень просто – обычный нотный лист, разделенный на такты, в каждом такте стоит обозначение аккорда или нескольких аккордов, или тональности, кому как удобнее. Если в такте два или более аккорда то как правило, наверху пишут ноты, точнее ритмический рисунок нотными длительностями. Это нужно для того , чтобы понимать сколько какой аккорд должен играться. Так как иногда бывает, что нужно играть первый аккорд три четверти, а четвертый всего лишь одну. Есть и такое, что нужно в такте сыграть ритмическую фигуру, или выделить синкопу. Как раз в помощь этому и служит ритм сверху цифровки. Получается, гармоническая последовательность, которую может сыграть музыкант особо не заучивая ее. Когда есть определенный опыт чтения джазовых цифровок, то достаточно двух трех репетиций, чтобы пойти и сыграть песню на сцене.

Мажорные аккорды обозначаются одной заглавной латинской буквой.
До-мажор будет обозначен как «C», ре-мажор – «D» и т.д.

В минорные аккорды добавляется маленькая буква m (реже mi, min).
До-минор – «Cm», ре-минор – «Dm» и т.д.

Уменьшенные аккорды обозначаются знаком dim (diminished)

Увеличенный аккорд, обозначается aug (augmented)

Семерка означает малую септиму, maj большую септиму, пятерка — квинту. По сути любая цифра обозначает ступень лада, знак «+» или «-» рядом с цифрой говорит о том, что эта ступень соответственно повышенная или пониженная.

Аккорды очень просто выстраивать по гамме. Для этого нужно хорошо представлять ее аппликатуру. например перед вами аккорд «C7/9». Что мы видим? До-мажор, плюс малая септима и плюс нона, тоесть звук «ре» только желательно где-нибудь в верхних голосах.

  • M, maj, maj7, Δ — большая септима (относится только к септиме в аккорде)
  • m, mi, min — минорный (относится всегда только к терции в аккорде)
  • °, dim, verm — уменьшенный (уменьшенный септаккорд)
  • Ø — малый уменьшенный (полууменьшенный септаккорд)
  • aug — увеличенный
  • 7, х — малый мажорный (доминантовый)
  • add — добавленная ступень
  • sus — задержание (замена ступени, как правило терции например: Сsus4 — получается вместо терции в до-мажоре будет кварта или Csus2 — большая секунда)
  • omit — пропуск ступени
  • — , ♭- понижение ступени аккорда
  • +, ♯ — повышение ступени аккорда (всегда относится только к квинте или ноне)

Обозначения возле основной буквы

Обозначения возле основной буквы аккорда могут появляться рядом выше (верхний индекс), ниже (нижний индекс), частично сверху, частично снизу. В разных школах приняты различные обозначения, что иногда вносит путаницу. Это не должно вас смущать. Не все обозначения употребляются часто. Некоторые достаточно редкие, единичные, вышедшие из употребления и т.д. Однако, кто знает какие ноты попадуться вам? В какой системе будет цифровка ? Никто не знает. Поэтому желательно иметь представление обо всём.
Важно запомнить и понять, что в основе обозначения аккордов лежит миксолидийский лад (или мажорный лад с понженной VII седьмой ступенью). Поэтому если в аккорде написана цифра 7, то в аккорде будет звучать малая септима. Так же, если цифра стоит больше 7, н апример 9 или 11, то, как правило, септима будет в составе аккорда по умолчанию.

Обозначения без дополнительных уточнений

Обозначения без дополнительных уточнений (С6, С6/9, C7, C9, C11 и т.д., а также sus) относятся к аккордам, построенным в миксолидийском ладу (считаем от баса аккорда). Обозначения с минусами, плюсами, диезами и бемолями, m, dim, aug указывают на появления ступеней, не вписывающихся в миксолидийский лад.

Трезвучия

  • C — мажорное трезвучие
  • Cm, Cmi, Cmin — минорное трезвучие
  • Cm-5, Cm♭5 (иногда C°, Сdim, как и уменьшённый септаккорд) — уменьшенное трезвучие
  • С+, Caug — увеличенное трезвучие

Септаккорды

Септаккорды — основа джазовой гармонии. Как Вы уже знаете, септаккордов существует семь видов, так как септаккорд это аккорд состоящий из четырех звуков построенных, прежде всего, по терциям. (плюс Малый увеличенный и Большой уменьшённый, которые являются, строго говоря, септаккордами нетерцовой структуры) Естественно, что каждый из них обозначается по-разному:

  • Большой мажорный — Cmaj7, Cmaj, CΔ, CM
  • Большой минорный — Cmmaj7, CmΔ, C-Δ7
  • Малый мажорный — C7
  • Малый минорный — Cm7
  • Малый уменьшённый (полууменьшённый) — CmØ, Cm7/-5, Cm7/♭5, Cm5-/7
  • Уменьшенный — C° (иногда обозначает ум. трезвучие), C°7, Cdim7, Cdim , Cverm
  • Большой увеличенный — C5+/maj7, C5♯/maj7, Сaug/maj7, C+Δ7
  • *Малый увеличенный — C5+/7, C5♯/7, C7+, C+7
  • *Большой уменьшённый — СmM7♭5, C-Δ7♭5

Нонаккорды

Нонаккорды — это теже септаккорды с добавленной ноной.

  • C9 — малый мажорный септаккорд + большая нона
  • С-9 — малый мажорный септаккорд + малая нона
  • CM9, Cmaj9 — большой мажорный септаккорд + большая нона
  • Cm9 — малый минорный септаккорд + большая нона
  • C+9, C7/+9 — малый мажорный септаккорд + увеличенная нона

Другие аккорды:

  • C6 — мажорное трезвучие с добавленной секстой
  • Cm6 — миноное трезвучие с добавленной секстой
  • С add9 — мажорное трезвучие с добавленной ноной (без септимы!)
  • Csus4 — трезвучие с задержанной квартой (вместо терции берётся кварта)
  • Csus2 — трезвучие с задержанной секундой (вместо терции берётся секунда)
  • C9omit5 — нонаккорд с пропуском квинты

Обращения

  • C/E — мажорное трезвучие «до», в басу «ми» (мажорный секстаккорд)
  • Cm/G — минорное трезвучие «до», в басу «соль» (минорный квартсекстаккорд)
  • C7/G — малый мажорный септаккорд «до», в басу «соль»

С помощью данных обозначений, теперь вы можете прочитать и сыграть любой аккорд. Главное понимать из чего он состоит.

Источник

Как читать аппликатуры аккордов: в помощь начинающим

Аппликатура аккорда – это порядок расположения пальцев. Другими словами говоря, какие струны прижимать, на каких ладах и какими пальцами, чтобы взять аккорд. Аппликатура указывается в нотной записи (нотах), а также изображается при помощи специальных схем – в виде аккордовых сеток.

Если «сетки» для вас – это пока «китайская грамота», прочтите эту статью. Из неё вы узнаете, как читать аппликатуры аккордов для шестиструнной гитары (схематическое отображение грифа, различные обозначения, виды сеток).

Зачем вообще это нужно для начинающих играть на гитаре?
Возможно, вы ещё не знаете нот, а может и не собираетесь их изучать в принципе, но желаете играть, исполнять любимые песни. И вот в песеннике наверняка вы увидите аккорды не в нотной записи, не в табах (табулатуре), а именно в сетках. Да и ваши товарищи-гитаристы уже с опытом нарисуют вам, скорей всего, аппликатуры именно в таком виде (в сетках), если вы попросите показать, как играется какая-нибудь песня. А ещё во многих гитарных учебниках, самоучителях – тоже аккордовые сетки.

Так что уже на начальном этапе обучения на гитаре желательно разобраться, как правильно читать аппликатуры.

Итак, начинаем занятие. Для освоения схем вам понадобится любая гитара – акустика или электрогитара.

Основа – линии, изображающие гриф

Основа аккордовой сетки – это схематическое изображение грифа. Как правило, в вертикальной проекции – то есть, когда гитара в вертикальном положении.

Во многих нотных редакторах, онлайн-песенниках, учебниках, обучающих статьях в аккордовых схемах гриф отображается именно вертикально. Наиболее распространённый вариант изображения. Но также есть разновидности сеток с горизонтальным положением грифа. О них подробней во второй части статьи.

Шесть вертикальных линий – это струны. По порядку слева направо: от 6-ой (самой толстой) до 1-ой (самой тонкой), как вы и видите гриф на фото.

Горизонтальные линии – это лады (или ладовые порожки, установленные на поверхности грифа). Жирная горизонтальная линия вверху – это «нулевой» лад (как точка отсчёта), или верхний порожек гитары.

При пересечении линий (вертикальных и горизонтальных) образуются прямоугольники – ладовое пространство (между ладовыми порожками – где и прижимаются струны). Почему и называют эту схему аппликатуры аккордов – «сетка».

Как отображается аккорд

Точками (или кружочками) в схеме обозначается – какую струну на каком ладу нужно прижать.

Давайте разберём эту схему для гитары – как читать её:

На примере, Dm (ре минора). Название аккорда указывается вверху в буквенно-цифровом обозначении.

  • Смотрим, первую точку (сверху вниз) – она расположена на 6-ой линии. По схеме – это значит первая струна (самая тонкая).
  • Какую струну прижимать, мы определили. Теперь узнаем, на каком ладу.
  • Точка на 1-ой струне между «нулевым порожком» и первой горизонтальной линией. Это 1-ый лад.
  • Теперь соединяем «координаты» на грифе: исходя из схемы в аккорде, нужно прижать 1-ую струну на 1-ом ладу.

Определяем следующую точку:

  • Расположена на 3-ей струне (если по счёту слева направо – это 4-ая вертикальная линия).
  • Нужно прижать на 2-ом ладу, потому что точка расположена между 1-ой и 2-ой горизонтальной линией (пространство второго лада).
  • Получается: 3-ую струну нужно прижать на 2-ом ладу.

И последняя точка (палец) в аккорде:

  • Точка на 2-ой струне (соседняя слева от 1-ой линии).
  • А лад по счёту – 3-ий (между 2-ой и 3-ей горизонтальной линией).
  • Значит, схема показывает, что нужно прижать 2-ую струну на 3-ем ладу.

Но это ещё не всё. Взгляните на аппликатуру ещё раз. Обратите внимание на значок, над линией, обозначающей 4-ую струну (над сеткой).

Это символ «o» – означает то, что струна, над которой он изображён, звучит в аккорде открытая. Не прижимается на ладах.

А символ «X» – это значит, что струна не звучит в аккорде либо приглушается.

В форме Dm, которую мы разбираем «X» над 6-ой и 5-ой струной – они в аккорде не звучат.

Теперь прочитаем всю аппликатуру для аккорда Dm:

  • 1-ая струна прижимается на 1-ом ладу;
  • 3-я – на 2-ом ладу;
  • 2-ая – на 3-ем ладу;
  • 4-ая – открытая (отмечена символом «o»);
  • 6-ая и 5-ая – не звучат (над линиями символ «x»).

И берём Dm на гитаре:

Так выглядит аккорд в вертикальном положении – как мы его представляем в сетке. Но вам, конечно, гитару так ставить не нужно. Фото для наглядности, чтобы понять проекцию схемы.

Ну а так уже выглядит аппликатура Dm из сетки (которую мы разобрали) в привычном для нас положении гитары (горизонтальном).

Возможно, у вас уже возник вопрос – а как понять, каким именно пальцем какую струну прижимать? Ведь могут же быть варианты – безымянным или мизинцем, средним или безымянным и т.д.

Это очень важный момент. И сейчас подробно поговорим об обозначении пальцев в сетке.

Каким именно пальцем прижимать струну

Пальцы левой руки в аппликатуре для гитары обозначаются цифрами:

  • 1 – указательный
  • 2 – средний
  • 3 – безымянный
  • 4 – мизинец
  • T – большой палец

И в сетке также пальцы указываются цифрами. Есть два варианта обозначения:

1. В кружочках (точках):

Например, для Am:

  • точка 2-ая струна, 1-ый лад с «1» – значит нужно прижать указательным пальцем.
  • точка 3-ая струна, 2-ой лад – «3» – прижимается безымянным
  • точка 4-ая струна, 2-ой лад – «2» – средним

2. Цифры под сеткой:

Пальцы цифрами указываются под сеткой напротив струн, которые прижимаются в аккорде.

  • «1» под линией 2-ой струны – прижать указательным.
  • «3» возле 3-ей струны – безымянным.
  • «2» возле 4-ой струны – средним.

Если цифры не указаны

Есть и сетки, в которых пальцы не обозначаются. Указываются только точки. В таком случае, необходимо выбирать максимально удобный вариант постановки. Разбираете аппликатуру – и расположение звуков обычно подсказывает верное решение, каким именно пальцем лучше прижимать ту или иную струну.

Ну а в дальнейшем, изучив базовые, стандартные минорные, мажорные аккорды, септаккорды и др., для них вы уже будете применять аппликатурные шаблоны в позициях (на разных ладах) автоматически. Особо не задумываясь, какими пальцами струны прижимать. Достаточно будет лишь взглянуть на сетку.

Если один и тот же палец на 2-3 точках в сетке

Если один и тот же палец указан в аппликатуре для нескольких струн – соответственно именно этим пальцем и нужно прижать эти струны. Есть такие аппликатуры.

E5: «1» для двух струн: указательным прижимаются 5-ая и 4-ая.

Этот аккорд используется в About A Girl группы Nirvana. Подробный разбор этой песни здесь.

С: «3» на трёх струнах: безымянным прижимаются 4-ая, 3-ая и 2-ая

В сетке буква «T»

Если «T» – в аппликатуре используется большой палец. Именно так он и обозначается, не цифрой, а буквой (см. схему левой руки выше).

Например, схема F13b9 – сложный аккорд на пять пальцев. Большим (T) – прижимаем 6-ую (басовую).

Дополнительные обозначения

Звуки аккорда

В более подробном варианте схемы ещё добавляются и звуки аккорда латинскими буквами (под сеткой). На какой струне какая нота.

К примеру, для E (ми мажора):

  • 6-ая струна (открытая) – E (ми)
  • 5-ая – B (си)
  • 4-ая – E (ми)
  • 3-ая – G# (соль-диез)
  • 2-ая (открытая) – B (си)
  • 1-ая (открытая) – E (ми)

Основной звук

Основной звук аккорда (основной тон, тоника) в сетках иногда выделяется цветом или как-то графически.

Допустим, в D (ре мажоре) – это звук ре. По аппликатуре основной тон на открытой четвёртой (символ «o») и на 2-ой струне, 3-ем ладу (точка) выделен цветом.

Какой лад

Аппликатура аккордов в других позициях, т.е. на других ладах, изображается обычно с номером лада.

Цифра указывается слева.

E7 (ми мажор септаккорд) на 5-ом ладу, или в V-ой позиции:

Как понять аппликатуры в другой позиции, если лад цифрой не указан?

В таком случае отсчёт ведётся по сетке от «нулевого» лада (порожка).

В качестве примера, рассмотрим Bm6:

Как видите, цифры слева нет. Считаем сверху вниз от порожка лады до первой точки: первый, второй и на третьем прижимается вторая струна.

Значит по аппликатуре – Bm6 на 3-ем и 4-ом ладу.

Как в сетках обозначается баррэ

Для аккордов с барре в сетке используется жирная линия, обозначающая прижатие на ладу всех струн или нескольких (в зависимости от аккорда).

Если в точках указываются пальцы цифрами, то и в линии баррэ тоже обозначается палец. В стандартных формах – это «1» (указательный).

Без цифр в точках – просто линия на ладу. Или же цифрами пальцы под сеткой. Для струн, которые прижимаются приёмом баррэ, указывается «1» (указательным).

Малое баррэ изображается аналогичным образом – сплошной линией. Струны, которые не прижимаются, не звучат, отмечаются символом «X».

Другие виды сеток

Как уже и говорилось в начале статьи, есть сетки с видом грифа в вертикальном положении, а есть и в горизонтальном. Рассмотрим второй вид: как читать аппликатуры аккордов в такой проекции.

Стоит отметить, что принципиальной разницы нет. Различия лишь как в книжной и альбомной ориентации листа. Примерно так.

1 вариант: порожек справа, вид на гриф со стороны

Отображение как вы обычно видите гриф на фото, видео. Отсчёт ладов получается справа налево.

Горизонтальные линии – это струны. Верхняя – 6-ая (самая толстая). Вертикальные линии – лады.

2 вариант: сверху вниз

Проекция – как вы видите гриф, смотрите на него, когда берёте аккорд (как в игре от 1-го лица).

Горизонтальные линии – струны. Вверху 1-ая (самая тонкая).

Отсчёт ладов слева направо. Порожек (нулевой лад) слева.

О других аппликатурных схемах для гитарных аккордов вы можете узнать здесь (вторая часть статьи).

И на этом завершаем статью. Добавляйте её в закладки и используйте как шпаргалку. Если вдруг с какой-то аккордовой сеткой вам будет сложно разобраться. Главное – запомнить принцип построения схемы и обозначения. И тогда любую аппликатуру вы будете чётко и быстро представлять на грифе. Успехов в изучении!

Источник

Оцените статью