В приведенных ниже аппликатурах — первая ступень аккорда (тоника). — обозначены 3-я и 5-я ступени уменьшенного трезвучия. Остальные ступени аккорда, как альтерированные, так и добавленные оговорены дополнительно рядом с конкретным аккордом.
Для каждого типа аккорда подобрано несколько аппликатур. Первые пять аппликатур приведены соответственно пяти аккордовым формам Ef-Df-Cf-Af-Gf:
Ef
Df
Cf
Af
Gf
Уменьшенный аккорд — это аккорд на основе уменьшенного трезвучия:
dim
Полууменьшенный септаккорд (вводный).
Кликнув на любую аппликатуру, можно посмотретть фото.
Вводный септаккорд (в основе лежит уменьшенное трезвучие и малая септима). Такой аккорд строится от 7-ой ступени натурального мажорного лада. Обозначается как m7-5 или Ø:
m7-5
Кликнув на любую аппликатуру, можно посмотретть фото.
Уменьшенный септаккорд (в основе лежит уменьшенное трезвучие и уменьшенная септима (большая секста)). Уменьшенный септаккорд строится от 7-ой ступени гаммы гармонического минора. Обозначается как dim7 или °:
dim7
Вы можете внести свой вклад в развитие ресурса:
Номер WebMoney wmr: R691549532957
Источник
Полууменьшенный септаккорд
Полууменьшенный септаккорд
Состав аккорда:
малая септима
уменьшенная квинта
малая терция
прима
Полууменьшенный септаккорд — септаккорд, состоящий из малой, малой и большой терций, образующийся с помощью добавления к уменьшённому трезвучию малой септимы [1] .
Общая информация
Строится на VII ступени натурального мажорного лада и является малым вводным септаккордом [2] .
Обозначается как минорный септаккорд с добавлением символа пониженной пятой ступени (-5 или b5). Например, полууменьшенный септаккорд от ноты ля обозначается Am7-5 или Am7b5 [3] . Ещё одним распространённым обозначением полууменьшенного септаккорда является круг с диагональной линией, например C ø .
Терминология и символы для обозначения этого аккорда отличаются от обычных. Так как Adim обозначает уменьшённое трезвучие, а A7 — мажорное трезвучие с малой септимой, ожидаемым обозначением Adim7 было бы уменьшённое трезвучие с малой септимой. На самом деле Adim7 обозначает уменьшённое трезвучие с уменьшенной септимой (уменьшенный септаккорд), поэтому и были введены термин «полууменьшённое» и символ «ø», а для точного описания входящих в состав интервалов и аккордов стал использоваться неуклюжий термин «малый минорный (септаккорд) с пониженной квинтой» [4] .
Обращения
Обращениями полууменьшенного септаккорда являются квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд, состоящие из малых и больших терций, а также большой секунды, являющейся обращением малой септимы.
Например, полууменьшенный септаккорд от ноты ля (Am7-5) и его обращения состоят из нот ля, до, ми-бемоль и соль, и звучат как одновременно взятые уменьшённое трезвучие от ноты ля и малое трезвучие от ноты до.
Примечания
↑Пфайффер, ПатрикБас-гитара для «чайников» / Перевод с английского С. А. Храмова, О. В. Шпырко — М .: Издательский дом «Вильямс», 2005. — С. 83. — 272 с. — ISBN 5-8459-0775-6.
↑Г. Фридкин Практическое руководство по музыкальной грамоте — М .: Государственное музыкальное издательство, 1962. — С. 277. — ISBN 5-7140-0592-7.
↑Игорь БойкоПолууменьшенные септаккорды. Guitar.ru (13 сентября 2000 г.). — Уроки guitar.ru. Проверено 24 мая 2010.
↑Mathieu, W.A.Harmonic Experience: Tonal Harmony from Its Natural Origins to Its Modern Expression (1997), С. 371-372, Inner Traditions International, ISBN 0-89281-560-4 (англ.)
Аккорды
По типу
Трезвучия
Мажорное · Минорное · Увеличенное · Уменьшённое
Септаккорды
Большой мажорный · Малый мажорный · Малый минорный · Большой минорный · Полууменьшенный · Уменьшенный · Увеличенный
Смотреть что такое «Полууменьшенный септаккорд» в других словарях:
Септаккорд второй ступени — Септаккорд II ступени (обозначение II7) ― основной аккорд субдоминантовой функции, объединяющий в себе трезвучия II и IV ступеней. В натуральном мажоре по структуре малый минорный, в гармоническом мажоре и миноре ― полууменьшенный. Обращения Как… … Википедия
Септаккорд — Септаккорд аккорд, состоящий из четырёх звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям. Интервал между двумя крайними звуками септаккорда равен септиме, отсюда его название. С точки зрения классической музыки, добавление… … Википедия
Вводный септаккорд — (или септаккорд VII ступени) септаккорд, строится на VII ступени лада. Септаккорд VII ступени обозначается как VII7 и относится к числу доминантовых аккордов, поэтому к его краткому обозначению иногда добавляют букву D DVII7[1].… … Википедия
Полууменьшённый септаккорд — Состав аккорда: малая септима уменьшенная квинта малая терция прима Полууменьшённый септаккорд (англ. half diminished seventh chord), в русской традиции … Википедия
Малый минорный септаккорд — Состав аккорда: малая септима чистая квинта малая терция прима Малый минорный септаккорд (или малый септаккорд) септаккорд … Википедия
Большой минорный септаккорд — Состав аккорда: большая септима чистая квинта малая терция прима Большой минорный септаккорд септаккорд, состоящий из малой … Википедия
Большой мажорный септаккорд — Состав аккорда: большая септима чистая квинта большая терция прима Большой мажорный септаккорд септаккорд, состоящий из бол … Википедия
Буквенно-цифровое обозначение аккорда — Буквенно цифровое обозначение аккорда метод упрощённой записи музыкальных композиций, исполняемых в определённых музыкальных стилях, чаще всего использующийся для записи партий ритм гитары или других аккомпанирующих инструментов[1].… … Википедия
Обозначения в табулатуре — Содержание 1 Специальные обозначения [1] [2] [3] 1.1 Структура мелодии [1] … Википедия
Доминантсептаккорд — Состав аккорда: малая септима чистая квинта большая терция прима Доминантсептаккорд (септаккорд V ступени, главный септаккорд) малый мажорный септаккорд, строя … Википедия
Источник
Септаккорды на гитаре для начинающих: строение, аппликатуры
Септакккорды – что это?
Это аккорды из четырёх звуков: трезвучие + септима.
Есть разные типы септаккордов: в зависимости от того, к какому трезвучию (минорному, мажорному, уменьшённому и т.д.) какая добавляется септима (большая, малая или уменьшённая).
На этом занятии разберём наиболее часто используемые септаккорды на гитаре: их строение и аппликатуры, примеры построения от определённого звука и последовательности для начинающих.
Малый мажорный (доминантсептаккорд)
Большой мажорный
Малый минорный
Большой минорный
Уменьшенный
Полууменьшенный
Дополнительно: таблица – по пять аппликатур для каждого типа септакккорда.
Как пользоваться схемами?
В сетках – универсальные схемы: на струнах указаны звуки аккорда, согласно его строению (см. формулы в блоках для каждого типа отдельно).
1 – прима (основной звук или тоника)
3 – большая терция
b3 – малая терция
b5 – уменьшённая квинта
5 – чистая квинта
bb7 – уменьшённая септима
b7 – малая септима
7 – большая септима
Таким образом, аппликатуры септаккордов можно использовать для любого определённого звука.
Самый простой вариант найти необходимую сетку на грифе – по основному звуку (тонике), в схемах это цифра «1».
Смотрим в схеме, на какой струне тоника. Находим её на грифе, и берём аккорд, согласно указанной аппликатуре.
Например: допустим, нам нужен Bm7 (си минор септаккорд) с тоникой на 6-ой струне:
1. В схеме – квадратик с цифрой «1» на 6 струне (1-ая вертикальная линия слева направо).
2. В аккорде Bm7 основной звук – это си. Находим на 6-ой струне звук си. Это седьмой лад.
3. И теперь от 7-го лада по аппликатуре берём аккорд: Bm7 с баррэ.
Но чтобы получить большее представление об аккорде (рекомендуется!), конечно же, необходимо предварительно выполнять построение септаккордов по формуле (для каждого типа она приводится).
То есть, какие именно звуки входят в состав необходимого аккорда.
Определяем звуки по формуле для нашего аккорда Bm7:
1 (тоника) – си (B)
b3 (малая терция от тоники) – ре (D)
5 (квинта от тоники) – фа-диез (F#)
b7 (малая септима от тоники) – ля (A)
Теперь вы будете видеть на каких струнах, ладах находятся звуки аккорда Bm7 в аппликатурной схеме. Если по вышерассмотренной сетке Bm7 c баррэ: квинта (F#) на 5-ой струне, малая септима на 4-ой струне, малая терция на 3-ей струне и т.д.
Малый мажорный (доминантсептаккорд) – «7»
Малый мажорный септаккорд, или доминантсептаккорд: к мажорному трезвучию (1-3-5) добавляется малая септима (b7).
Как строить по формуле интервального состава: 1 (тоника) – 3 (большая терция) – 5 (квинта) – b7 (малая септима)
Или по терциям (от тоники): б.3 (большая) + м.3 (малая) + м.3 (малая)
Обозначается цифрой «7» (С7, D7, E7 и т.д.)
Сыграем аккорд G7 [ соль (1) – си (3) – ре (5) – фа (b7) ] во всех этих аппликатурах.
Цифры в сетках под линиями струн – это пальцы левой руки (каким пальцем прижимать струну): 1 – указательный; 2 – средний; 3 – безымянный; 4 – мизинец. Жирная линия – баррэ указательным (1).
В последующих примерах также приводятся все аккорды от звука G, последовательно во всех аппликатурах. Но а вам для закрепления изученного необходимо найти на грифе аппликатуры и от других звуков. К примеру, мажорные септаккорды С7, A7, D7, F7 и т.д. в 5-ти рассмотренных схемах.
Для некоторых аппликатур малого мажорного септаккорда в позиции есть альтернативные варианты.
Вместо аппликатуры с тоникой на 5-ой и 2-ой струне – схема на четыре струны (без 6-ой и 5-ой) с тоникой только на 2-ой струне:
На основе формы с тоникой на 6-ой струне есть и другие аппликатуры:
Во втором аккорде (по диагонали от основного) на четыре пальца: указательным прижимается 6-ая струна и подушечкой этого же пальца нужно приглушить 5-ую струну.
Обратите внимание, в аппликатуре без 6-ой и 1-ой струны в басу не тоника (1), а квинта (5). Если применить эту схему от звука соль, полное название аккорда тогда G7/D (ре в басу). Он изображён на фото (на 4-ом, 5-ом и 6-ом ладу).
Большой мажорный – «maj7»
Большой мажорный септаккорд: мажорное трезвучие (1-3-5) + большая септима (7)
В качестве примера сетки аккорда Gmaj7 [ соль (1) – си (3) – ре (5) – фа-диез (7) ] в пяти аппликатурах:
Относительно позиции аппликатуры с тоникой на 6-ой струне (первая сетка) также используются и другие аппликатуры: с тоникой на 4-ой струне и с септимой в басу (основной звук на 1-ой струне).
Аккорд с тоникой на 5-ой струне можно брать в аппликатуре с приглушенной 4-ой струной:
Малый минорный – «m7»
Малый минорный септаккорд: минорное трезвучие (1-b3-5) + малая септима (b7)
Обозначение – m (maj7): Cm(maj7), Dm(maj7), Em(maj7)…
Большой минорный септаккорд не столь часто можно встретить в аккордовых последовательностях. В песенном аккомпанементе иногда его используют как дополнительный оттенок минора в связке с минорным аккордом, малым минорным септаккордом (см. примеры последовательностей).
Аппликатуры большого минорного септаккорда:
Аккорд Gm(maj7) [ соль (1) – си-бемоль (b3) – ре (5) – фа-диез (7) ] – пять основных аппликатур от звука соль:
Полууменьшенный – «m7b5»
Полууменьшенный септаккорд: уменьшённое трезвучие (1-b3-b5) + малая септима (b7)
Уменьшённая септима энгармонически равна большой сексте. То есть фактически это один и тот же звук, но в составе уменьшённого аккорда он записывается как bb7.
Порядок терций: м.3 + м.3 + м.3
Обозначение – dim7 (Cdim7, Ddim7, Edim7… ) или символом ° (С°, D°, E°… ).
Аппликатуры уменьшённого септаккорда:
Сыграем все пять аппликатур от соль – аккорд Gdim7:
Также уменьшённые септаккорды для гитары можно перемещать по грифу вверх или вниз на малую терцию. И при этом состав звуков аккорда не будет меняться, а только их расположение на струнах. Иначе говоря, через малые терции без изменения аппликатуры вы получите тот же самый аккорд, но только в изменённом расположении звуков.
Например, Fdim7 [ фа (1) – соль-диез (b3) – си (b5) – ре (bb7) ]
Как видите в сетках, и на 6-ом, 9-ом, 12-ом ладу в повторяющейся аппликатуре всё те же звуки, только на других струнах (фа, соль-диез, си и ре).
Уменьшённый септаккорд с тоникой на 5-ой струне можно брать в аппликатуре без 6-ой и 1-ой струны, без 6-ой и 4-ой струны (как указано в предыдущих схемах), а также и используя приём малого баррэ, на пяти струнах (верхняя сетка справа от основной). При этом удваивается уменьшённая квинта.
Таблица септаккордов
В таблице септаккорды на гитаре и их виды. Для каждого типа септаккорда пять закрытых аппликатур. Универсальные схемы для построения аккордов от любого звука.
Скачайте и распечатайте таблицу. Используйте её как шпаргалку на начальном этапе изучения аккордов. Можно подсмотреть аппликатуру, если не помните, а также проверить, правильно ли вы взяли аккорд по определённой схеме.
Септаккорды в открытой и 1-ой позиции
Доминантсептаккорды
Доминантсептаккорды, построенные на основных ступенях звукоряда – а именно от звуков до (С), ре (В), ми (D), соль (G), ля (A), си (B)), за исключением звука фа (F) – очень часто используются в аккомпанементе как открытые аккорды (в «нулевой» позиции с открытыми струнами).
Они имеют определённые отличия от закрытых аппликатур. Некоторые из них легче в плане постановки пальцев: в аккордах звучат одна-три струны открытые, т.е. прижимать их не нужно, как в закрытых аппликатурах (D7, A7, G7). И только F7 (фа мажор доминантсептаккорд) не в открытой, а в I позиции.
Большие мажорные септаккорды
По аналогии и большие мажорные септаккорды: имеют свою аппликатурную специфику.
Cmaj7, Dmaj7, Fmaj7, Amaj7 – это всё те же рассмотренные раннее схемы, но в «нулевой» позиции эти аппликатуры легче, благодаря тому, что звучат открытые струны.
Малые минорные септаккорды
И также в целях расширения аппликатурной базы септаккордов рассмотрим малые минорные септаккорды в открытой и первой позиции от звуков до, ре, ми, фа, соль, ля и си (основные ступени звукоряда).
В практике аккомпанемента более употребительны открытые Dm7, Em7, Am7. Аккорд Bm7 – как вариант замены одноимённого аккорда или Bm с баррэ на 2-ом ладу (подробней об этом в этой статье).
Примеры аккордовых последовательностей
И в завершение занятия – небольшие упражнения: распространённые аккордовые последовательности с различными септаккордами.
Проигрывайте их в любом темпе, ритме – перебором или боем. Как вам больше нравится. Произвольно.
№1: три основных малых минорных септаккорда на баррэ в ля миноре
№2: доминантсептаккорды в до мажоре, на этих аккордах можно сыграть 12-ти тактовый блюзовый квадрат.
№3: часто используемая в песнях простая связка с переходом с Gm7 на Cm7 через G7.
№4: очень популярный ход аккордов в разных музыкальных стилях, последовательность в ре миноре.
№5: вместо минорного аккорда Em, последовательность Em/Em(maj7)/Em7 как обыгровка. И также на ля минор: Am/Am(maj7)/Am7.