Аккорды sus, так называемые, «с задержанием». sus2 и sus4
Существуют аккорды sus2 и sus4. Иногда можно встретить и такое обозначение: sus. Обозначение неверное, но, для справки, ставя sus, имеют в виду sus4. 2 и 4 — это соответствующие ступени (ноты) на которые в аккордах заменяется 3-я ступень (терция). Речь о трезвучных, септ, а также и других аккордах. sus2 — замена терции на секунду и sus4 — на квинту.
Терция (здесь — один из звуков, нота аккорда) придаёт аккорду его ладовую тональность (мажор или минор). Аккорды sus не содержат терцию и таким образом не относятся ни к мажору, ни к минору. Однако при этом имеет место интересный момент — замена минорного аккорда на sus2, т.е. замена терции на другую ноту создаёт эффект усиления, подчёркивания минорного, невесёлого звучания. Аналогично при замене терции в мажорном аккорде получается полётное, объёмное звучание.
Ниже — схематичные изображения аккордов. Как читаются аппликатуры аккордов
Сравните, к примеру, аккорды D, Dm и Dsus2 : 2320ХХ, 1320ХХ и 0320ХХ. А также D7 и D7sus2 : 2120ХХ и 0120ХХ.
D (Ре мажор)
Dm (Ре минор)
Dsus2 (Ре сас 2)
D7 (Ре септ)
D7sus2 (Ре септ сас 2)
A, Am и Asus2 : 02220Х, 01220Х и 00220Х. А также A7 и A7sus2 : 02020Х и 00020Х.
A (Ля мажор)
Am (Ля минор)
Asus2 (Ля сас 2)
A7 (Ля септ)
A7sus2 (Ля септ сас 2)
Х — струна не озвучивается.
В примере специально показаны простые аккорды, которые строятся с использованием открытых струн.
Эти аппликатуры также как и аппликатуры других аккордов можно с баррэ перемещать по грифу.
Аккорды Ля-мажор, Ля-минор, Ля-сас2, Ля септ и Ля септ сас 2 от 5-ой струны с открытыми струнами были рассмотрены выше. Переместим аппликатуры по грифу и получим другие аккорды sus2. Аккорд строится от самой низкой ноты — тонике, от которой он получает своё название. Ля на 5-ой струне — открытая струна, Си — на 2-ом ладу 5-ой струны, До — на 3-ем ладу, Ре — на 5-ом, Ми — на 7-ом, Фа — на 8-ом, Соль — на 10-ом. На 12-ом — Ля октавой выше, на 14-ом — Си и т.д.
Аккорды от 5-ой струны с баррэ:
H (Си мажор)
Hm (Си минор)
Hsus2 (Си сас 2)
H7 (Си септ)
H7sus2 (Си септ сас 2)
C (До мажор)
Cm (До минор)
Csus2 (До сас 2)
C7 (До септ)
C7sus2 (До септ сас 2)
D (Ре мажор)
Dm (Ре минор)
Dsus2 (Ре сас 2)
D7 (Ре септ)
D7sus2 (Ре септ сас 2)
E (Ми мажор)
Em (Ми минор)
Esus2 (Ми сас 2)
E7 (Ми септ)
E7sus2 (Ми септ сас 2)
F (Фа мажор)
Fm (Фа минор)
Fsus2 (Фа сас 2)
F7 (Фа септ)
F7sus2 (Фа септ сас 2)
G (Соль мажор)
Gm (Соль минор)
Gsus2 (Соль сас 2)
G7 (Соль септ)
G7sus2 (Соль септ сас 2)
Аналогично можно получить аккорды от 6-ой струны, от E, Em, E7, Esus2, E7sus2. Простой, удобный и по тому популярный вариант построения этих аккордов от ноты Ми на открытой 6-ой струне. Аппликатуры этих аккордов представлены ниже. Далее также, как и в предыдущем примере можно перемещая аппликатуры с баррэ по грифу взять аккорды от нот Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре 6-ой струны. Как расположены ноты на 6-ой и других струнах, можно посмотреть здесь
Источник
Аккорд с задержанием sus
Аккорды с задержанием и добавленными тонами.
Кликнув на любую аппликатуру, можно посмотретть фото.
В приведенных ниже аппликатурах и — первая ступень аккорда (тоника), основанном соответственно на мажорном или минорном трезвучии. — обозначены 3-я и 5-я ступени мажорного или минорного трезвучия. Остальные ступени аккорда, как альтерированные, так и добавленные оговорены дополнительно рядом с конкретным аккордом.
Для каждого типа аккорда подобрано несколько аппликатур. Первые пять аппликатур приведены соответственно пяти аккордовым формам Ef-Df-Cf-Af-Gf:
Ef
Df
Cf
Af
Gf
Аккорд с задержанием, в котором вместо 3-ей ступени берется 2-я (задержание к терции):
sus2(9)
Аккорд с задержанием, в котором вместо 3-ей ступени берется 4-я (задержание к терции):
7sus4
Аккорд с задержанием, в котором вместо 3-ей ступени берутся 2-я(9-я) и 4-я:
7sus9
Мажорное трезвучие с добавленной 9-ой (2-ой) ступенью:
add9(2)
Минорное трезвучие с добавленной 9-ой (2-ой) ступенью:
m(add9)
Вы можете внести свой вклад в развитие ресурса:
Номер WebMoney wmr: R691549532957
Источник
Теория 6 : Построение аккордов (часть 3)
Приветствую. Заканчивая эту длинную статью про строение аккордов, мы рассмотрим еще несколько видов аккордов, часто встречающихся в песнях. Это sus аккорды , секстаккорды, 9-ые/11-ые/13-ые аккорды и добавленные аккорды. Пойдем по порядку.
1. SUS аккорды
«Задержанные» (suspended) трезвучия. Отличаются красивым звучанием! Главное запомнить, что мы берем трезвучие (мажор или минор) и заменяем в нем терцию на большую секунду (2 полутона) — аккорд sus2, или на чистую кварту (5 полутонов) — аккорд sus4. Либо если говорить в ступенях — заменяем терцию, на 2 или 4 ступень! Так как в мажорном и минорном трезвучиях терция определяет настроение аккорда, большая терция — мажор, малая терция — минор, то получается, что sus аккорд он «никакой».
Важный момент! Как и в других аккордах, мы можем повторять ноты, чтобы получить из трезвучия аккорд!
Рассмотрим на примере, «задержанные» аккорды! На рисунке отмечены секунда и кварта.
2. Шестёрки
Аккорды вида X6 или секстаккорды! По аналогии с септаккордом, чтобы поставить 6-аккорд, нужно взять трезвучие и добавить сексту! Заметим, что строиться секстаккорд только с добавлением большой сексты! То есть минорное или мажорное трезвучие плюс большая секста. Рассмотрим аккорды A6 и Am6.
3. 9-11-13 аккорды
Аккорды вида X9/X11/X13. Чтобы понять структуру данных аккордов вернемся к интервалам и дополним их. Что я имею в виду? Дело в том, что после интервала ОКТАВА (до-ДО допустим) интервалы повторяются на октаву выше, однако они имеют свои названия! Давайте посчитаем — нажмите, чтобы увеличить картинку:
Из таблички, думаю понятно, что за 9, 11 и 13 ступени! Тогда читаем внимательно! Эти наши аккорды имеют следующую структуру: септаккорд + ступень (9, 11 или 13). То есть, допустим, если мы видим обозначение типа C9, это значит нужно найти септаккорд C7 и добавить к нему ступень 9.
Важно! Ничего страшного, если из септаккорда выкидывается квинта. «Существенными» нотами для аккордов X9/X11/X13 являются тоника, терция, септима и ступень 9, 11 или 13!
Значит мажорные аккорды 9, 11, 13 имеют такую структуру: мажорный септаккорд + 9/11/13 ступень! На примере отмечена ступень, отвечающая за трансформацию септаккорда.
А минорные 9, 11, 13 аккорды имеют следующую структуру: минорный септаккорд + 9/11/13 ступень. Обозначения на примере:
Как на примере, мы также можем добавлять 11 или 13 ступень, если это позволяет растяжка пальцев! Замечу, что при добавлении больших интервалов, вроде 13 ступени, можно отсчитать только 9 полутонов (21-12 полутонов), чтобы получить верное название ноты, т.к. вычитание 12 полутонов — это минус октава! НО! При образовании аккорда, 13-ая ступень должна быть на правильном расстоянии от тоники. А именно в следующей от тоники октаве! Иначе получится обычный секстаккорд.
4. ADD аккорды
«Добавленные» аккорды (add). Смысл этих аккордов заключается, как это следует из названия, в добавлении некоторых нот! Форма записи этих аккордов такая: Aadd11, Aadd9 и т.д. Просто берем «основной» аккорд (A в нашем случае), и добавляем соответствующую ноту (ступень). В качестве основного аккорда может быть любой мажорный или минорный, или любой другой аккорд!
Важно! Убедитесь, что вы поняли разницу между add9 и sus2 (так как ступени 2 и 9 — это одна нота с разницей в октаву), а также между add11 и sus4 (смотри табличку выше). В sus аккордах терция ЗАМЕНЯЕТСЯ другой нотой. В add аккордах к трезвучию ДОБАВЛЯЕТСЯ соответствующая нота! Сравните Aadd9, Aadd11 с первым пунктом этого поста:
Аналогично, существует существенная разница между аккордами add9 и 9! Допустим E9 ОБЯЗАН иметь малую септиму внутри себя, а вот Eadd9 такой ноты НЕ СОДЕРЖИТ — это просто МИ-мажорное трезвучие с добавление 9 ступени! Сравните с третьим пунктом поста:
Можно добавлять нот сколько угодно, особенно если у вас на левой руке десяток пальцев! А вот если вы воспользуетесь альтернативной настройкой гитары, то вы легко сможете найти аккорды вида Aadd9add11, но в большинстве случаев добавляется только одна нотка! Также можно добавлять ноты не только к минорному и мажорному трезвучию — в этом случае мы получим что-нибудь вроде Csus4add9.
Ладно, хватит на сегодня аккордов, а то я уже сам запутался. Заключительный пост про аккорды очень утомительный вышел. Остались вопросы — пишите, но сначала попытайтесь разобраться сами, что к чему. Хотите быть в курсе событий моего блога — подпишитесь и получайте статьи на почту!