Аккорд шестой ступени гармония

solfamusictheory

This WordPress.com. site is about music theory and methodology

Трезвучие VI ступени (VI53)

Базовый курс гармонии. Содержание
Трезвучие VI ступени бифункционально : выполняет функцию тоники в прерванном обороте (D-VI) и прерванном кадансовом обороте ,

а также функцию субдоминанты в обороте T-VI-S:

VI53 используется после T53, D53, D7 и перед аккордами субдоминантовой группы: S53, S6, II6, II65, II43.

В мажоре за VI53 может следовать II53.

VI53 в мелодическом положении терции хорошо звучит с удвоением этого тона в альте в октаву или приму:

Источник

S o l F a theory

II6 — один из самых распространённых консонирующих аккордов S-й группы. По структуре он минорный в натуральном мажоре и уменьшённый в миноре и гармоническом мажоре.

II6 в классической музыке — это S53 с секстой, поэтому в каденции он использовался значительно чаще, чем II53. И поэтому в нём обычно удваивается бас, подчёркивая субдоминантовую сущность аккорда. При этом в натуральном мажоре (где II6 минорный) возможно удвоение и любого другого тона; в уменьшённом же II6 удваивается только бас, т.к. в противном случае он звучит слишком диссонантно — появляется второй тритон.

До II6 может стоять либо аккорд T, либо более слабой S, после — любой аккорд T, D и более сильной S (в частности, II7 с обращениями). Его можно разрешить в следующие аккорды: T53, T6, K64, D53, D6, D7 полный и неполный, D65, D43, D2, D9, вводный септаккорд со всеми обращениями, а также через II7 со всеми обращениями.

Возможны проходящие обороты между секстаккордом второй ступени и его трезвучием, но только в натуральном мажоре, с минорным II6 (уменьшённое II53 не используется в классической музыке).

Источник

Устойчивые и неустойчивые ступени лада. Побочные трезвучия

На предыдущем уроке мы начали изучать аккорды. Итак, продолжим.

Каждый звук в мажорной или минорной тональности имеет свою ладовую функцию – подобно людям в государстве или какой-либо структуре, звуки подразделяются на главные и подчиненные. Самая главная и устойчивая ступень – первая, ее называют тоника. Именно на ней заканчиваются все мелодии (за редкими исключениями, которые скорее подтверждают правило). В самом деле, для того, чтобы музыка закончилась – нужно впечатление полной устойчивости. Есть даже легенда о том, как кто-то из сыновей Баха, занимаясь, на минуту отошел от инструмента, оборвав гармонию на неустойчивом аккорде. Бах не мог вытерпеть неустойчивости – он встал, разрешил гармонию в тонику и обратно лег спать.

К числу устойчивых ступеней, кроме первой, относятся третья и пятая. Объяснений такой функции, окраски каждого звука кроется в законах музыкальной акустики, натурального звукоряда. Если кто-то откроет страницу со схемой натурального звукоряда и увидит структуру музыкальных обертонов, то увидит, что первый и третий обертон будут октавными, второй – квинтовым, а четвертый – терцовым. Поэтому эти звуки хорошо сливаются с тоникой и звучат устойчиво. Если их нажать все вместе, образуется тоническое трезвучие.

Остальные звуки являются неустойчивыми и стремятся к разрешению в устойчивую ступень. Чаще всего неустойчивая ступень стремится к разрешению в устойчивую движением вниз на секунду, например:

Исключение – VII ступень. Это вводный тон, отстоящий от тоники на полтона, он обладает самым острым тяготением и разрешается в тонику движением вверх. В гармоническом и мелодическом миноре происходит обострение восходящих тяготений: восходящим движением будет разрешаться не только повышенная VII ступень, но – через VII – в тонику будет стремиться также повышенная VI ступень. Напомним — обычно VI ступень в натуральном и гармоническом миноре стремится к разрешению в V.

Послушайте разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые на музыкальном примере:

Перейдем к аккордовым функциям и их тяготениям. Итак, тоническое трезвучие строится на первой ступени и является самым устойчивым. О главных трезвучиях речь шла на предыдущем уроке – это трезвучия I, IV и V ступеней, совпадающие с тоникой по своей ладовой окраске: они мажорные в мажоре и минорные в миноре. Это тоника (I), субдоминанта (IV) и доминанта (V). Остальные трезвучия называются побочными – они имеют контрастную ладовую окраску. Минорная окраска в мажоре или мажорная в миноре может создать разнообразие и внести в музыкальное развитие новые оттенки, но она не может вызвать ощущения устойчивости, завершенности.

Прислушаться к выразительным краскам побочных трезвучий в до-мажоре можно на примере песни «Memory» из мюзикла «Кошки» Э. Уэббера. Здесь после трезвучия I cтупени звучит трезвучие VI, потом IV (субдоминантовое), затем III и II ступеней. После возвращения трезвучий VI и III ступеней композитор завершает музыкальное построение разрешением доминантового трезвучия (V) в тонику (I). Все трезвучия в приведенном ниже примере звучат в виде арпеджио, их звуки нажимаются поочередно:

Охарактеризуем каждое из побочных трезвучий. Трезвучие II ступени обладает субдоминантовой функцией, причем даже более сильной, чем основное субдоминантовое трезвучие. Многие композиторы применяют секстаккорд второй ступени («фа-ля-ре» в до-мажоре) как субдоминантовый аккорд вместо трезвучия («фа-ля-до»). Возможно, их привлекает контрастная минорная окраска этого аккорда. Особенно часто такой прием встречается в сонатах Моцарта.

Трезвучия третьей и шестой ступеней называют медиантами. Их функция колеблется между двумя, тонико-доминантовой и тонико-субдоминантовой. Трезвучие третьей ступени имеет мягкую доминантовую окраску, трезвучие шестой – мягкую субдоминантовую.

Трезвучие шестой ступени применяется также для эффектного музыкального приема, который называется прерванным кадансом: вместо разрешения доминантсептаккорда в тонику возникает разрешение в трезвучие шестой ступени, обладающее контрастным ладовым значением. Эффект подмены минора мажором или наоборот вызывает необходимость дальнейшего развития. В музыке может возникнуть дополнительные несколько тактов, которые называются расширением. Такой прием можно наблюдать в романсе А. Варламова «Белеет парус одинокий».

Доминантовая гармония здесь не разрешается в тонику – образуется прерванный каданс:

Трезвучие седьмой ступени в мажоре – уменьшенное. Его применяют редко, иногда возможно использовать его в виде секстаккорда в проходящих оборотах.

В миноре побочные трезвучия — медианты (трезвучия III и VI ступеней) обладают теми же функциями и свойствами. Так же применяется трезвучие VI ступени для выразительного прерванного каданса. Трезвучие седьмой ступени может иметь в натуральном миноре мягкую доминантовую окраску, но гармоническом и мелодическом – оно также будет уменьшенным, как в мажоре. Оно будет использоваться не самостоятельно, а скорее в составе более сложных аккордов. Трезвучие второй ступени в миноре также является уменьшенным. Оно сохраняет свою сильную субдоминантовую функцию и может применяться в виде секстаккорда, а также входить в состав более сложных аккордов.

Наш следующий урок — Обращения аккордов. Виды сопровождения (музыкальная фактура).

Приглашаем в нашу школу на уроки фортепиано

Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы. Преподаватель — лучший джазовый пианист Москвы Александр Лавров.

Подробнее об уроках фортепиано

Источник

На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджио

Чтобы каждый раз мучительно не вспоминать, на каких ступенях строятся аккорды, заведите у себя в тетрадочке таблички-шпаргалки. Таблицы по сольфеджио, кстати, их можно с таким же успехом использовать и на гармонии, вы можете распечатать и приклеить или переписать в свою нотную тетрадочку по предмету.

Пользоваться такими табличками очень удобно при составлении или расшифровке всяких цифровок и последовательностей. Также клёва иметь такую подсказку на гармонии, когда наступает ступор, и никак не можешь найти подходящий аккорд для гармонизации, тут же всё перед глазами – обязательно что-то подойдёт.

Таблицы по сольфеджио я решил сделать в двух вариантах – один более полный (для студентов училищ, колледжей и вузов), другой – попроще (для школьников). Выбирайте тот, который подходит вам.

Итак, вариант первый…

Таблицы по сольфеджио для школы

Надеюсь, всё понятно. Не забываем, что в гармоническом миноре повышается VII ступень. Учитывайте это при составлении доминантовых аккордов. А вот и вариант второй…

Таблицы по сольфеджио для колледжа

Мы видим, что здесь всего три колоночки: в первой самое элементарное – главные трезвучия и их обращения на ступенях лада; во второй – основные септаккорды – хорошо видно, например, на каких ступенях строятся аккорды двойной доминанты; в третий раздел помещены всякие другие аккорды.

Несколько важных замечаний. Помните, да, что в мажоре и миноре аккорды немножко различаются? Поэтому не забываем, когда это нужно, повышать седьмую ступень в гармоническом миноре, или понижать шестую в гармоническом мажоре, чтоб получить, к примеру, уменьшённый вводный септаккорд.

Помните, что двойная доминанта всегда связана с повышением IVступени? Отлично! Думаю, что знаете и помните. Я не стал все эти мелочи выносить в колонку со ступенями.

Еще немного по поводу других аккордов

Пожалуй, я забыл внести сюда еще один вид – двойную доминанту в виде трезвучия и секстаккорда, которые также можно применять для гармонизации и составления последовательностей. Ну, добавите сами, если нужно – ничего страшного. Всё-таки аккорды двойной доминанты в середине построения мы не так часто употребляем, а перед кадансом лучше использовать септаккорды.

Секстаккорд II ступени – II6 применяется частенько, особенно в предкадансовых построениях, причём в этом секстаккорде можно удваивать терцовый тон (бас).

Секстаккорд VII ступени – VII6 применяется в двух случаях: 1) для гармонизации проходящего оборота T VII6 T6 вверх и вниз; 2) для гармонизации мелодии, когда она идёт вверх по ступеням VI, VII, I в виде оборота S VII6 T. В этом секстаккорде удваивается бас (терцовый тон). Помните, да, что обычно в секстаккордах бас не удваивается? А вот вам два аккорда (II6 и VII6), в которых удваивать бас можно и даже нужно. Ещё удвоения баса необходимы в тонических секстаккордах при разрешении в них вводных септаккордов.

Трезвучие третьей ступени – III53 применяется для гармонизации VII ступени в мелодии, но лишь в том случае, если она идёт не вверх в первую ступень, а вниз – в шестую. Такое бывает, например, во фригийских оборотах. Иногда, правда, используют и проходящий оборот с третью ступенью – III D43 T.

Доминантовый нонаккорд (D9) и доминанта с секстой (D 6 ) – удивительной красоты созвучия, вы про них, наверняка, всё знаете. В доминанте с секстой – берётся секста вместо квинты. В нонаккорде ради ноны в четырёхголосии пропускается квинтовый тон.

Трезвучие VI ступени – часто используют в прерванных оборотах после D7. При разрешении в него доминантсептаккорда обязательно удвоение терции.

Всё! Как же жестока ваша судьба, ведь теперь больше не мучиться вам, вспоминая, на каких ступенях строятся аккорды. Есть теперь у вас таблицы по сольфеджио. Вот так!))))

Источник

Трезвучие шестой ступени в прерванном обороте

В значении Т трезвучие VI 5 3 вводится после D. Соединение D – VI 5 3 называетсяпрерванным кадансом. Он используется для расширения периода.

Правила голосоведения: бас переходит на ступень вверх, а три верхних голоса – вниз, противоположно басу, соединение мелодическое:

D VI

После D в мелодическом положении терции и D7 в трезвучии VIудваивается терцовый тон, иначе возникают параллельные квинты или октавы:

D VI D7 VI

Прерванная каденция звучит незавершённо; она требует расширения, приводящего к полной каденции и устойчивому завершению.

1. Перед решением задачи проанализировать строение периода, определить типы каденций.

2. Выделить прерванную каденцию, определить масштаб расширения.

3. Найти прерванные обороты внутри предложений, пометить их цифровкой под нотным текстом.

Упражнения на фортепиано:

1. Играть построения по цифровкам в тональностяхF-dur, G-dur, D-dur, B-dur:

· T- D | VI — S |К 6 4 — D |T ||

· T – VI | S – II| К 6 4 – D |T ||

· T – |II – D |VI – II | К 6 4 – D |T ||

· T- S| VI – D| T|| T — | S – VI| K ||

2. Гармонизовать следующие фразы:

3. Досочинить предложение:

  1. Гармонизовать следующие мелодии и басы:

Задача № 131 (6), Е. Абызова

Выполнить гармонический анализ:

· В. Моцарт, Соната для фп. К 280 F-dur, II ч.;

· В. Моцарт, Соната для фп. К 279 C-dur, II ч.;

· Л. Бетховен, Соната для фп. № 7 D-dur, IV ч.

· Ф. Мендельсон, «Песни без слов» № 20, ор. 53.

ТРЕЗВУЧИЕ III СТУПЕНИ

Трезвучие IIIступени относится к аккордам доминантовой группы лада. В мажоре III 5 3минорное. В миноре натуральном – мажорное. III 5 3 является самой «слабой» доминантой, т.к. меньше других контрастирует по звучанию с тоникой (содержит 2 общих звука). Применение III 5 3 связано с гармонизацией плавного хода по звукам верхнего нисходящего тетрахорда. Подготавливается III 5 3 часто Т 5 3 или VI 5 3.

T III S T 3 T 3 III T VI III S D

VI III S D VI III S T VI III D T

Разрешение III 5 3 в Т, обычно через S и VI. При соединении III 5 3 и D во избежание переченья в миноре гармоническом хроматический ход необходимо оставлять в одном голосе; соединение гармоническое. Переченьем называется передача хроматического хода из одного голоса в другой.

Взарубежной классической музыке III 5 3 встречается редко, из-за недостаточной функциональной определённости. В русской и славянской музыке III 5 3 применяется часто в роли доминанты натурального параллельного минора с разрешением в Т или VI.

Практические рекомендации

1. Перед решением задачи найти характерный мелодический оборот – нисходящее движение по звукам верхнего тетрахорда; найти повторения мелодических звуков, предполагающие перегармонизацию.

2. Обозначить скачки терцовых тонов.

Выполнить гармонический анализ:

· М. Мусоргский, «Картинки с выставки», «Богатырские ворота»;

· П. Чайковский, хор «Соловушка»;

· С. Рахманинов, Прелюдия си минор ор. 32 № 10;

· Ф. Шопен, Ноктюрн до минор ор. 48 № 1 (средняя часть).

Гармонизовать мелодии и басы:

Задача № 192 (1), Е. Абызова

Задача № 192 (3), Е. Абызова

Задача № 192 (7), Е. Абызова

Задача № 34 (1), Т. Мюллер

Задача № 39 (3), Т. Мюллер

Задача № 75, Б. Уткин

Задача № 77, Б. Уткин

Задача № 157 (16), Е. Абызова

Задача № 157 (18), Е. Абызова

ЗАДАНИЯ

· В заданных мелодиях отметить все скачки терцовых тонов.

· Определить внутренним слухом функциональное значение каждого звука, отделить скачки при перемещении от скачков терций. Отметить скачки терций скобками.

· Продумать и обозначить буквами т и ш смену расположения на скачках терцовых тонов.

1. Решить задачи:

Задача № 24, Б. Уткин

Задача № 166 (1), Е. Абызова

Задача № 166 (7), Е. Абызова

Задача № 166 (2), Е. Абызова

Задача № 166 (4), Е. Абызова

Задача № 166 (9), Е. Абызова

Задача № 29, Б. Алексеев

Задача № 31, Б. Алексеев

Задача № 33, Б. Алексеев

Задача № 34, Б. Алексеев

Решить задачи со скачками терций в теноре:

Задача № 48, Б. Уткин

Задача № 49, Б. Уткин

Задача № 56, Б. Уткин

Задача № 62, Б. Уткин

Задача № 66, Б. Уткин

Найти ошибки в цифровке, исправить их:

2. На фортепиано:

· Играть обороты T – D, D – T, T – S, S – T со скачком терцовых тонов в сопрано и теноре в тональностях C, H, Es, d, fis, g.

· Играть в тональностях до 4-х знаков:

3 T — 3 D – T – T | S – T – D – D | T — 3 S — 3 T — S | D – D – T ||

3 t — 3 D – t | s – s — 3 D | 3 t – s — D | t ||

· Сочинить период, используя материал предыдущего упражнения в качестве первого предложения.

· Сочинить и играть секвенцию, применяя скачки терцовых тонов. Исходную тональность, направление и шаг выбрать самостоятельно.

· Играть секвенции на следующие мотивы:

3. Анализировать:

· И. С. Бах. Хоралы 13, 28, 58.

· Л. Бетховен. Соната для фортепиано № 2, II ч.

Тема: ПОЛНАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА МАЖОРА

Функцией называется роль аккорда в ладе. Функциональные отношения между аккордами рождаются на основе гармонических и мелодических тяготений. Гармонические тяготения основаны на квинтовом соотношении тонов. Они определяют функции мажоро-минорной ладовой системы, которая представлена в первую очередь главными трезвучиями. В мажоре образуются три функциональные группы, каждая из которых имеет в центре своё главное трезвучие. По функции главного трезвучия получает название и вся группа.

Главными трезвучиями являются T, S, D, т.к. они отражают ладовый характер звучания: в натуральном мажоре они мажорные. На терцию выше и на терцию ниже каждого из главных трезвучий расположены побочные трезвучия, находящиеся в близком функциональном родстве с главными. Это родство обусловлено наличием у этих аккордов двух общих звуков.

Совокупность главных и побочных трезвучий лада в их закономерных функциональных отношениях образует полную диатоническую функциональную систему.

Основу функциональности образует контраст функций. Функцию устойчивости в ладу воплощает тоника. Кроме гармонии первой ступени в тональности никакая другая гармония не может придать звучанию характер полной устойчивости, завершенности.

Функцию доминантовой неустойчивости в полной функциональной системе воплощают трезвучия, в состав которых входит вводный тон – VII ступень лада. Это трезвучия V, VII и III ступеней.

Функцию субдоминантовой неустойчивости — более мягкой, спокойной по сравнению с доминантовой – воплощают трезвучия, в которых отсутствует вводный тон. Это трезвучия II, IV и VI ступеней (с общим тоном VI ступенью лада).

Наиболее контрастны к тонике аккорды, которые не содержат с ней общих звуков. В субдоминантовой группе это трезвучие II ступени; в доминантовой – уменьшенное трезвучие VII ступени, употребляется в виде секстаккорда. Классической степенью функционального контраста обладают те трезвучия, которые имеют один общий звук с тоникой. Это V 5 /3 в доминантовой группе и IV 5 /3 в субдоминантовой. Трезвучия V и IV ступеней являются воплощением доминанты и субдоминанты в классической гармонии; это их основные представители.

Наименьший контраст с тоникой характерен для трезвучий, имеющих с ней два общих звука. Это трезвучие VI ступени в субдоминантовой группе и трезвучие III ступени в доминантовой группе. Трезвучия VI и III ступеней обозначаются словом «медианта» — от лат. «находящаяся посередине». Обозначения побочных трезвучий мажора состоят из большой буквы (T, S, или D), определяющей функционльную принадлежность аккорда, и римской цифры, указывающей ступень гаммы, от которой этот аккорд строится по терциям. Трезвучия, входящие в две разные группы, обозначаются двойными буквами (DTIII, TSVI). Их функция может меняться в зависимости от ближайшего аккордового окружения (так называемая переменность функции). Ярче всего ладо-функциональная переменность проявляется в русской классической музыке.

Для гармонического движения характерна тенденция к усилению функциональной яркости: более «слабый» представитель функции тяготеет к переходу в более «сильный» (VI – IV, IV – II, VI – II; III – V, V – VII, III – VII). Обратное движение нетипично для гармонии венско-классической школы. Оно встречается как эффект «упрощения» гармонии, ослабления функциональной напряженности в музыке композиторов XIX – XX веков.

Основное направление гармонического движения выражается формулой: T – S – D – T. Она может охватить важнейшие гармонические сочетания, которые содержат в себе не только главные трезвучия, но и побочные. Так, любая функция этой формулы может быть представлена одним из побочных аккордов соответствующей группы, который в этом случае как бы заменяет своё главное трезвучие. Подобное трезвучие может появиться не только вместо своего главного трезвучия, но и после него.

Любое из трезвучий функциональной системы может быть превращено в септаккорд путём добавления септимы. Такое усложнение звучания на функциональных соотношениях аккордов в общем неотражается. Значительным напряжением обладает вводный септаккорд (DVII7), как малый, так и уменьшенный, благодаря полному отсутствию в нём звуков тоники. В последовательностях аккордов одной функции септаккорды чаще применяются после трезвучий, как аккорды более напряженные.

Источник

Читайте также:  Аккорда uriah heep the wizard
Оцените статью