- Буквенные обозначения аккордов. Аккорды си и си-бемоль
- Урок 1. Аккордовые обозначения
- Аккорды
- Домашнее задание.
- Аккорд Badd9 на гитаре
- Как звучит Badd9
- Си-бемоль ад девять: как можно взять аккорд на грифе
- Аккорд B на гитаре. Учимся зажимать аккорд Си в 30 вариациях
- Пояснения к аппликатурам
- Состав созвучий B (си-мажор) и Bm (си-минор)
- Аккорды B (си-мажор) и Bm (си-минор) на гитаре
- B с баррэ на 2 ладу
- Bm с баррэ на 2 ладу
- B и Bm с малым баррэ на 4 ладу
- B с баррэ на 7 ладу
- Bm с баррэ на 7 ладу
- B и Bm на 9 ладу
- B на 11 ладу
- Bm на 11 ладу
- Популярные вариации
- B7 (доминантсептаккорд си)
- B6 (мажорное трезвучие си с большой секстой)
- Bsus2 (минорное трезвучие си с большой секундой вместо терции)
- Bb (си-бемоль мажор)
- Bmaj7 (большой мажорный септаккорд си)
- Упражнение: учимся играть популярные последовательности
- 1. Аккорды без баррэ
- 2. Последовательности с приемом баррэ
- 25 популярных песен с аккордами B
- Тональности B dur (си-мажор), B moll (си-минор) и Bb dur (си-бемоль мажор)
- Интересные факты про аккорды B
- Все вариации аккордов B
Буквенные обозначения аккордов. Аккорды си и си-бемоль
Часто возникает путаница с аккордами B и H. Как правильно и почему путаница. Немного теории. Буквенные обозначения аккордов, как и тональностей и просто звуков возникли в европейской музыке давно. Не то чтобы у меня было плохо с датами. Но думаю, что конкретной даты и нет. Примерно лет четыреста назад, как-то музыканты договорились и прямо по латинскому алфавиту начиная с ноты ля обозначили все семь нот A B C D E F G но звуки взяли не по белым клавишам, как мы привыкли, а в тональности фа-мажор…
Но в тональности фа-мажор после ля звук си-бемоль. Получилось соответственно:
A B C D E F G
ля си-бемоль до ре ми фа соль
Почему так получилось? Что заставило взять звуки фа-мажора? Точно не знаю, но так на века си-бемоль стал обозначаться буквой B. А для обозначения чистого звука си взяли следующую по алфавиту букву – H.
Так продолжалось до конца двадцатого века, пока не появились синтезаторы. Японские производители не стали вникать что и почему обозначили буквы по белым клавишам и буква B стала обозначать просто – си. А для звука си-бемоль не стали брать лишнюю букву, чтобы не выделяться и обозначать как и все бемоли маленькой b. Так появилось обозначение Bb соответствующее в традиционной системе обозначения просто B.
Иногда встречается даже обозначение Hb – несоответствующее никакой системе, видимо для экзотики или, чтобы окончательно запутать.
Для тех, кто получал музыкальное образование B – это си-бемоль, а остальным не отягощенным лишними знаниями, удобнее обозначать B – просто си, чтобы не использовать лишнюю букву. Вот и приходится каждый раз разбираться, уточнять какой аккорд имеется ввиду в каждой конкретной записи.
На сайте Песни под гитару система записи традиционная, классическая: си – это H, а си-бемоль – это B. Не перепутайте
Источник
Урок 1. Аккордовые обозначения
Аккорды
А вы знаете чем отличается хороший импровизатор от музыканта, который пытается им казаться? Хороший импровизатор отлично знает почему он/она может сыграть ту или иную ноту. Если вы предложите «поджэмить» человеку, который этого никогда не делал, то первый и логичный его/её вопрос будет — «какие ноты я могу сыграть?».
Вероятно, вы слышали о такой музыкальной дисциплине, как «гармония». К сожалению этот курс импровизации не сможет раскрыть вселенских закономерностей и сделать из вас мастера-теоретика гармонии. Но на самом деле, нам это и совсем не нужно! Нам нужно лишь иметь инструменты, которые помогают использовать гармонию в наших интересах и становиться мастером-практиком гармонии.
Я прекрасно понимаю, что многие хотят уже сыграть свое потрясающее соло и не вникать во всякие тонкости музыкальной теории. Но это действительно того стоит, чтобы потратить некоторое время (это совсем не долго) и разобраться с гармонией раз и на всегда, чтобы больше не испытывать никакого дискомфорта.
Перед началом всех примеров и объяснений, важная заметка об обозначении нот. Ноты обозначаются маленькими латинскими буквами — «c d e f g a b» — «до рэ ми фа соль ля си», соответственно. В классической музыке нота «си» обозначается как «h», а «си-бемоль» как «b». Классическими обозначениями в этом курсе мы не пользуемся.
Ниже также приведены обозначения интервалов, которыми мы будем пользоваться.
На этом уроке мы рассмотрим необходимую музыкально-теоретическую базу для импровизации. Мы будем пользоваться только самой современной и актуальной информацией. Вы готовы? Тогда вперед!
Аккорд — это созвучие из 3-х и более звуков которые можно расположить по терциям. Из определения следует, что аккорды строятся путем добавления звуков на терцию выше предыдущего.
Цифро-буквенное обозначение аккордов — упрощённый вариант записи аккордов. Например: D7, Cm, G-7b5, Do7, A7#9b13, Ema7#11/F#
Аккордов бывает очень много, но в данной части курса импровизации будут использоваться только простые аккорды из 3х и 4х звуков — трезвучия и септаккорды соответственно.
Если вы новичок во всех этих построениях аккордов, то у меня есть для вас небольшая подсказка. Нужно запомнить ноты через одну, просто проговаривайте как скороговорку — c e g b d f a c e g b d f a c e g … и т.д. Это поможет быстро надстраивать аккорды, останется только разобраться со знаками.
За всю многовековую историю музыки появилось очень много различных подходов к обозначению и очень много тонкостей. Чтобы мы с вами разговаривали на одном языке, нам нужно определиться с обозначением аккордов и процессом их построения. Поэтому будьте внимательны!
1. Все аккорды строятся снизу-вверх от тоники аккорда. Тоника обозначается заглавной латинской буквой (C D E F G A B) + добавляется диез или бемоль если требуется.
2. Следующий шаг — достраиваем терцию вверх от тоники и получаем терцию аккорда. Терция может быть двух видов — большая и малая. Если терция малая, аккорд будет минорным и к обозначению аккорда прибавляют знак «-» или букву «m». Если терция большая, будущий аккорд становится мажорным и это никак специально не отражается в обозначении.
3. Следующий звук на терцию выше позволит нам получить трезвучие и этот звук — квинта аккорда. Квинта в отличии от терции может быть 3-х видов: чистая, увеличенная (повышенная) и уменьшенная (пониженная). Если квинта по отношению к тонике аккорда — чистая, то это никак не отражается в обозначении аккорда. Таким образом, трезвучие обозначается просто заглавной латинской буквой!
Если с квинтой что-либо произошло, то это непременно указывается в обозначении. Понижение квинты обозначается как «b5». Повышение квинты, как «#5».
Отдельные частные случаи. Обозначение «С+» говорит нам о мажорном трезвучии с повышенной квинтой (об увеличенном трезвучии); обозначение «Co» указывает на минорное трезвучие с пониженной квинтой (уменьшенное трезвучие).
4. И последний необходимый нам шаг — получение септаккорда. Добавляем еще одну ноту на терцию выше — септиму аккорда. Септима, как и терция аккорда, бывает двух видов. Если септима большая, то септаккорд становиться большим (большой септаккорд) и в названии это отражается присоединением одного из следующих обозначений: «ma7», «M7», «∆». Если септима малая — то септаккорд малый (малый септаккорд) и к названию прибавляется «7».
Аналогично трезвучиям, прибавления «+» и «о» к обозначению, сообщают нам об увеличенном и уменьшенном трезвучии в основании септаккорда соответственно.
В данном случае все примеры от ноты До. Обратите внимание на то, как комбинируются все предыдущие пункты в построении септаккордов.
5. Септаккорд исключение. Уменьшенный септаккорд Со7 имеет в обозначении «7», но септима у него не малая, она уменьшенная!
Ниже, к этому уроку прикреплена таблица с различными обозначениями аккордов, встречающимися в музыкальных ресурсах.
Давайте для примера построим Db7b5.
- Шаг 1: Строим аккорд начиная от баса. Смотрим на заглавную латинскую букву и понимаем, что это Db, значит аккорд строится от ноты «рэ бемоль».
- Шаг 2: Воспользуемся подсказкой, пока без знаков альтерации и вспомним ноты через одну c e g b d f a c e g b d f a и т.д. Тогда, начиная от «d» мы сможем узнать какие звуки входят в аккорд. «d f a» — получили трезвучие, «d f a c» — получили септаккорд.
- Шаг 3: Вспоминаем про знаки альтерации и проверяем. В обозначении аккорда отсутствует указание малой терции (отсутствует «-» или «m»), это означает, что аккорд мажорный. Смотрим на терцию: от «db до f» — большая терция, все сошлось это большая терция.
- Шаг 4: В обозначении аккорда присутствует указание об альтерации квинты — «b5». Проверяем квинту «db — a», она оказывается увеличенной, значит мы должны понизить ее дважды, чтобы получить уменьшенную квинту. Получаем «db — g». Все различные дубль бемоли и дубль диезы мы не используем на практике.
- Шаг 5: Остался последний звук — «7». Это указание на малую септиму в аккорде — значит это малый септаккорд. У нас есть «db — c», это большая септима, но нам нужна малая. Значит, мы должны понизить ее и получить «cb». И снова это не очень популярный звук, гораздо удобней пользоваться энгармонически равным «b».
Таким образом мы построили с вами малый мажорный септаккорд с пониженной квинтой.
На этом первый урок закончен, вы знаете достаточно, чтобы выполнить первое домашнее задание по построению и обозначению аккордов! Если у вас что-либо не получается, не беда, в этом уроке было намного больше материала по гармонии, чем мы будем использовать в течении курса.
Домашнее задание.
1. Постройте и играйте следующие аккорды: B, Fm, Ao, G+, D7, G-7, F#ma7, Bb7+, Eb-7b5, Ab7b5.
2. Дайте название следующим аккордам:
Ниже прикреплен файл с распространенными обозначениями аккордов:
Источник
Аккорд Badd9 на гитаре
Мажорные аккорды с большой ноной Badd9. Всевозможные теоретические варианты расположения данного аккорда.
Как звучит Badd9
Нажмите, что бы послушать звук аккорда Badd9 на гитаре. Аккорд проигрывается при клике. Настройки звукоизвлечения:
Си-бемоль ад девять: как можно взять аккорд на грифе
Аппликатуры изображены на грифе и отдельно схемами. При нажатии на схему аккорда он отобразиться на грифе.
Внимание! Аккорды генерируются программным способом и могут содержать неожиданные и сложно реализуемые на практике решения.
Настройки генератора аккордов: максимальный лад 16, максимальная амплитуда 4 лада, возможные незвучащие струны 5 и 6.
- струна обязательно должна быть зажата на этом ладу
- струна не обязательно должна быть зажата на этом ладу и может быть открытой
- струна вообще не звучит и при игре боем должна быть заглушена
Пробуйте разные варианты, что бы подобрать нужный оттенок аккорда.
Источник
Аккорд B на гитаре. Учимся зажимать аккорд Си в 30 вариациях
Аккорды B нужно играть с баррэ, а это является сложным для новичка. Но, если регулярно заниматься, то уже через несколько занятий трудности исчезнут.
Созвучия, построенные от ноты Си, встречаются не так часто, как Am, C или Em. Но, не зная их, вы никогда не сыграете «Проклятый старый дом», «Владимирский централ» или «Вальс Бостон». А о русских романсах и блюзовых стандартах вообще можно забыть.
Если вы потратите немного времени на изучение аккордов Си, то сможете расширить свой репертуар и отточить прием баррэ.
Пояснения к аппликатурам
Для игры на гитаре аккордами вам нужно знать, какие струны зажимать. Классическая нотная запись не указывает, в каком месте грифа сыграть созвучие. На ней обозначены только высота и длительность ноты.
Для гитаристов была придумана аппликатура.
Аппликатура – это схематичное изображение гитарного грифа с указанием точек, в которых должны быть зажаты струны.
Обратите внимание! Если на струне нет желтого кружка, она не играется. Если желтый кружок расположен на белом поле слева, то струна играется открытой.
Образец аппликатуры
На нашей аппликатуре самая толстая, шестая струна изображается внизу, а самая тонкая первая – вверху.
Состав созвучий B (си-мажор) и Bm (си-минор)
Аккорд (созвучие) – это три и более звука разной высоты, сыгранные вместе.
Простейшие аккорды – это трезвучия. Трезвучия бывают мажорные и минорные. Также существуют септаккорды, нонаккорды, уменьшенные, увеличенные трезвучия и т.д.
Для того чтобы играть на гитаре любимые песни вам достаточно знать основные созвучия и ноты, которые в них входят.
B (си-мажор) является трезвучием и состоит из нот си (B), фа-диез (F#) и ре-диез (D#).
Bm (си-минор) также состоит из трех нот (B), фа-диез (F#) и ре (D).
Если вы к этим созвучиям добавите еще ноты, то получатся новые аккорды, которые называются вариациями. Самые популярные из них вы найдете чуть ниже.
Аккорды B (си-мажор) и Bm (си-минор) на гитаре
На фортепиано одну ноту можно сыграть только одним способом. На гитаре одна и та же нота может быть исполнена в нескольких позициях. Это же относится и к созвучиям.
B и Bm на гитаре можно сыграть 5 способами. На практике вы будете использовать всего 2 из них: с баррэ на 2 и 7 ладах. Остальные аппликатуры вам тоже нужно проработать, если вы хотите добиться подвижности пальцев.
B с баррэ на 2 ладу
Зажмите баррэ на 2 ладу. Мизинец, безымянный и средний пальцы расположите на 4 ладу на 2, 3, 4 струнах.
B с баррэ на 2 ладу
Совет: чтобы было удобнее играть, согните немного указательный палец. Усилие сосредоточьте на том, чтобы прижать 1 и 5 струны.
ПОДСКАЗКА. Си-мажор в открытой позиции
Если совет не помогает, и вам все еще тяжело играть баррэ, воспользуйтесь упрощенным способом сыграть си-мажор.
Зажмите указательным пальцем 1 струну на 2 ладу, остальные пальцы разместите на 4 ладу на 2, 3 и 4 струнах.
В этой аппликатуре нужно играть только первые 4 струны, а обе басовые глушить.
Bm с баррэ на 2 ладу
Чтобы сыграть Bm, зажмите баррэ на 2 ладу, средний палец поставьте на 2 струну, 3 лад. Остальные пальцы расположите на 4 ладу на 3 и 4 струнах.
Bm с баррэ на 2 ладу
ПОДСКАЗКА. Си-минор в открытой позиции
Если вам еще тяжело играть баррэ, то есть способ сыграть си-минор в открытой позиции. Ниже представлена аппликатура. Первое время можете пользоваться ей.
B и Bm с малым баррэ на 4 ладу
Следующие аппликатуры будут сложными для новичка. Они требуют хорошей растяжки и силы пальцев. Нужно зажать малое баррэ на 4 ладу, а басовые струны зажать мизинцем и безымянным пальцем.
B с малым баррэ на 4 ладу Bm с малым баррэ на 4 ладу
B с баррэ на 7 ладу
Зажмите баррэ на 7 ладу. Средним пальцем зажмите 3 струну на 8 ладу, безымянным и мизинцем 4 и 5 – на 9 ладу.
B с баррэ на 7 ладу
В этой аппликатуре очень удобно отрабатывать прием баррэ. Натяжение струн здесь меньше, и их проще прижимать к грифу.
Bm с баррэ на 7 ладу
Чтобы сыграть си-минор в этой позиции, зажмите предыдущую аппликатуру и уберите с 3 струны указательный палец.
Bm с баррэ на 7 ладу
B и Bm на 9 ладу
От 9 лада мажорное и минорное трезвучия B можно сыграть аппликатурами D и Dm. Только зажимать струны нужно без участия указательного пальца. Им вы зажимаете басовую ноту B на 4 струне, 9 лад.
B на 9 ладу Bm на 9 ладу
B на 11 ладу
Зажмите указательным пальцем 3 струну на 11 ладу, средним – 2 струну на 12, безымянным – 4 струну на 13, мизинцем – 5 струну на 14. Глушите 1 и 6 струны. Они звучать не должны.
B на 11 ладу
Bm на 11 ладу
Зажмите указательным пальцем 3 струну на 11 ладу, средним – 4 на 12, безымянным – 2 на 12, мизинцем – 5 на 14. Первую и шестую глушите подушечками пальцев или ладонью.
Bm на 11 ладу
Применяйте дополнительные аппликатуры созвучий для аккомпанемента второй гитаре. Например, если другой музыкант берет аккорды в открытых позициях, используйте баррэ или играйте ноты в верхнем регистре. Так вы добавите исполняемому произведению выразительности.
ВАЖНО! О разнице между B и H
В русской музыкальной литературе ноту B (си) и созвучия, построенные от нее, иногда обозначают латинской буквой H. А буквой B обозначают си-бемоль.
Не пугайтесь, если песня, которую вы нашли в интернете, звучит как-то не так.
Попробуйте передвинуть руку на 1 лад влево. Вполне возможно, что в найденной вами песне B – это си-бемоль мажор.
Популярные вариации
B7 (доминантсептаккорд си)
Эта вариация аккорда B имеет две аппликатуры. Аппликатура открытой позиции чаще используется при игре русских романсов и дворовых песен. Аппликатура с баррэ больше применяется в энергичных музыкальных жанрах.
B7 без баррэ B7 с баррэ на 2 ладу
B6 (мажорное трезвучие си с большой секстой)
Аппликатура созвучия B6 является очень сложной для исполнения. Здесь нужно зажать баррэ мизинцем или безымянным пальцем.
B6
Bsus2 (минорное трезвучие си с большой секундой вместо терции)
Этой аппликатурой гитаристы часто заменяют B и Bm, когда играют их с баррэ. Для этого они глушат 2 струну подушечкой мизинца.
Bsus2
Bb (си-бемоль мажор)
Bb (наряду с F#m) является самым распространенным созвучием, построенным от полутона основной ноты. Это созвучие можно сыграть с баррэ на 1 или 6 ладу.
Bb на 1 ладу Bb на 6 ладу
Bmaj7 (большой мажорный септаккорд си)
Зажмите баррэ на 2 ладу от 5 струны. Средним пальцем зажмите 3 струну на 3 ладу, безымянным – 4 струну на 4 ладу, мизинцем – 2 струну на 4 ладу.
Bmaj7
Упражнение: учимся играть популярные последовательности
Теперь вы должны отработать полученные знания на практике. Перед вами последовательности аккордов, среди которых созвучия B. Вам нужно сыграть каждую прогрессию.
Это упражнение тренирует вашу мышечную память. Несколько советов перед тем, как вы начнете:
- Начинайте играть медленно. Не гонитесь за скоростью смены позиций. На данном этапе вы должны запомнить, как правильно ставить пальцы.
- Держите руку расслабленной. Если вы будете с силой зажимать аккорды, то очень быстро мышцы забьются, а пальцы станут «деревянными». Сделайте перерыв, если почувствовали усталость.
- Подсматривайте в аппликатуры, если забыли какой-то аккорд. Будет хуже, если вы заучите неправильную позицию.
- Если упражнение дается вам легко, сыграйте последовательности наоборот.
1. Аккорды без баррэ
- E – A – E – B7
- C- B7 – Em – G
- Em – C – D – C – B7 – Em
2. Последовательности с приемом баррэ
- Bm – D – A – E
- Gm – Bb – D – D#
- Bm – A – F#m – G
Не задерживайтесь долго на упражнениях. Как только научитесь более-менее сносно ставить пальцы на струны, переходите к изучению песен.
25 популярных песен с аккордами B
Ниже представлен список 25 популярных песен, в которых применяются созвучия, построенные от ноты Си. Начните с них. Если среди представленных песен нет ваших любимых, воспользуйтесь интернетом.
- Eagles – «Hotel California»
- «Клен ты мой опавший» (русский романс)
- Король и шут – «Проклятый старый дом»
- Кино – «Закрой за мной дверь, я ухожу»
- Зоопарк – «Blues de Moscou»
- Shocking Blue – «Venus»
- Chris Isaak – «Wicked Game»
- Elvis Presley – «A Little Less Conversation»
- Михаил Круг – «Владимирский централ»
- Владимир Высоцкий – «Охота на волков»
- Александр Серов – «Я люблю тебя до слез»
- Монгол Шуудан – «Да, теперь решено без возврата»
- 25/17 – «Звезда»
- Кино – «Печаль»
- Александр Розенбаум – «Вальс Бостон»
- Гражданская оборона – «Отряд не заметил потери бойца»
- Алла Пугачева – «Свеча горела»
- Ночные снайперы – «31 весна»
- Ленинград – «Экспонат»
- Ленинград – «Терминатор»
- Леприконсы – «Хали-гали, паратрупер»
- Кипелов – «Я свободен»
- Нервы – «Курим»
- The Beatles -– «Yesterday»
- Алиса – «Трасса Е-95»
Тональности B dur (си-мажор), B moll (си-минор) и Bb dur (си-бемоль мажор)
В таблице представлены аккорды тональностей си-мажор, си-минор и си-бемоль мажор. Тональности си не так распространены, как ля-минор или соль-мажор, но и в них написано много известных песен.
Если вам интересно, попробуйте себя в композиторском деле и сочините несколько несложных прогрессий с помощью аккордов из этой таблицы.
Тональность | Основные аккорды | Дополнительные аккорды | ||||||
B moll | D | G | A | Bm | Em | F# | F#m | B |
B dur | B | E | F# | G#m | C#m | D# | D#m | G# |
Bb dur | Bb | D# | F | Gm | Cm | D | Dm | G |
Интересные факты про аккорды B
- Аккорд B7 – самый «рок-н-ролльный» и «блюзовый» из всех. Он создает тот самый «драйвовый» звук в куплете. Если вы хотите сочинить рок-н-ролл или блюз, начните с прогрессии E – A – B7.
- У ноты си (B) нет диеза. Си-диез (B#) – это до (C).
- Созвучие си-бемоль мажор (Bb) в популярных песнях используется так же часто, как и минорное и мажорное трезвучия B.
Все вариации аккордов B
От ноты Си можно построить 30 вариаций аккордов. Попробуйте сыграть их все. Звучание некоторых из них может вам понравиться. Используйте такие аккорды в своих песнях и музыкальных зарисовках.
Источник