Аккорд тритон что это

Тритоны

Тритон – это диатонический интервал (то есть интервал, который образуется между ступенями звукоряда), состоящий из трех тонов. К тритонам относятся: увеличенная кварта (ув4), уменьшенная квинта (ум5).
Тритоны строятся в мажорных и минорных тональностях, в натуральном и гармоническом виде.

Тритоны – это неустойчивые интервалы, т.к. они строятся на неустойчивых ступенях лада. Именно поэтому они требуют разрешения по принципу тяготения неустойчивых ступеней в устойчивые.
Принцип разрешения тритонов очень прост. Разрешение увеличенной кварты – двустороннее «расширение» (разрешается в малую сексту- м.6), разрешение уменьшенной квинты – двустороннее «сужение» (разрешается в большую терцию- б.3).

Главное, что нужно запомнить в этой теме – это ступени, на которых строятся эти интервалы. Здесь можно заметить очень важную закономерность – ув4 при обращении образует ум 5, и наоборот.

Построение интервалов:

Построение интервалов можно выполнять по-разному.

Некоторые просто запоминают тритоны по последовательности цифр, обозначающие ступени. То есть мажор – 47 62, минор – 62 47.

Можно выстраивать интервалы, предварительно построив умVII7 (уменьшенный вводный септаккорд). В этом аккорде находятся сразу две уменьшенные квинты, при обращении которых можно получить пару увеличенных кварт.

При построении тритонов важно помнить ступени, изменяющиеся в гармоническом виде мажора и минора. В гармоническом мажоре – понижается VI ступень, в гармоническом миноре – повышается VII ступень.

Источник

Тритоны натурального и гармонического видов мажора и минора

К тритонам относятся два интервала – уменьшенная квинта (ум. 5) и увеличенная кварта (ув.4). Их качественная величина составляет три целых тона, и они энгармонически равны (то есть звучат одинаково, несмотря на разную запись и название).

Это парные интервалы, так как ув.4 является обращением ум.5 и наоборот, то есть они взаимообращаемые. Если поднять на октаву нижний звук ум. 5, а второй звук оставить на месте, то получится ув. 4, и наоборот.

В тональности в условиях диатоники нам нужно уметь находить всего 4 тритона: две уменьшенных квинты и, соответственно, две увеличенных кварты. То есть две пары ум.5 и ув.4, одна пара этих интервалов присутствует в натуральном мажоре и натуральном миноре, а вторая дополнительно появляется в гармоническом мажоре и гармоническом миноре.

Они строятся только на неустойчивых ступенях – на VII, II, IV и VI. Из перечисленных ступеней VII может быть повышена (в гармоническом миноре), а VI может быть понижена (в гармоническом мажоре).

В целом, тритоны в одноименном мажоре и миноре совпадают. То есть в До мажоре и до миноре будут совершенно одинаковые тритоны. Будут различаться только их разрешения.

Уменьшенные квинты строятся на VII и II ступенях, увеличенные кварты – на IV и VI.

Разрешение тритонов основывается на двух принципах:

  • 1) при разрешении неустойчивые звуки должны переходить в устойчивые (то есть в звуки тонического трезвучия);
  • 2) уменьшенные интервалы уменьшаются (сужаются), увеличенные – увеличиваются (расширяются).

Уменьшенная квинта разрешается в терцию (при разрешении натуральных тритонов терция будет большой, гармонических – малой), увеличенная кварта разрешается в сексту (натуральные тритоны разрешаются в малую сексту, а гармонические – в большую).

Кроме диатонических тритонов в ладу в связи с альтерацией отдельных ступеней могут появляться дополнительные, так называемые хроматические тритоны, а также другие увеличенные и уменьшенные интервалы, их мы будем разбирать отдельно.

Тритоны являются очень важными интервалами, так как входят в состав двух главных септаккордов лада — доминантового септаккорда и вводного септаккорда.

Источник

Тритон (интервал)

Трито́н (итал. tritono — состоящий из трёх тонов) — особый музыкальный интервал объёмом в три тона. [1] Может представлять собой:

  • Увеличенную кварту — интервал шириной в четыре ступени, встречающийся в основном (диатоническом) звукоряде в виде исключения, так как все остальные шесть кварт этого звукоряда являются чистыми и имеют два с половиной тона. Среди хроматических интервалов увеличенная кварта также составляет исключение, так как энгармонически равна уменьшённой квинте, тогда как все другие хроматические интервалы энгармонически равны диатоническим.
  • Уменьшённую квинту — интервал шириной в пять ступеней, являющийся обращением увеличенной кварты, для которого также справедливо всё вышесказанное

Содержание

Общие сведения

Тритон является сильным диссонансом и имеет первостепенное значение для мажоро-минорной системы ладов, так как она опирается на разрешение диатонического тритона, заключённого между IV и VII ступенями мажора и минора. Этот интервал входит в состав доминантсептаккорда (между его терцовым и септимовым тонами) и других неустойчивых аккордов.

Диатонические и гармонические тритоны

Диатонические тритоны строятся в натуральном мажоре на IV и VII ступенях, и в натуральном миноре — на VI и II ступенях.

Тритоны гармонического вида строятся в гармоническом мажоре на VI (пониженной) и II ступенях, и в гармоническом миноре — на VII (повышенной) и IV ступенях [2] .

Доминантовые и субдоминантовые тритоны

Построенные на IV и VII ступенях тональности тритоны называются доминантовыми, так как эти ступени входят в состав доминантсептаккорда. Звуки доминантовых тритонов разрешаются по ладовому тяготению: увеличенная кварта разрешается в тоническую сексту, уменьшенная квинта — в тоническую терцию.

Субдоминантовые тритоны строятся на II и VI ступенях тональности, являющихся звуками септаккорда II ступени. При разрешении тритонов, содержащих II ступень, последняя переходит не в тонику, а в III ступень, чтобы избежать нежелательного в двухголосии параллельного движения квинтами или квартами.

Звучание

За резкое, неустойчивое звучание тритон с начала XVIII века называли «чёртом в музыке» (лат. diabolus in musica ) или «дьявольским интервалом» [3] . В практических руководствах по композиции начиная с позднего средневековья до эпохи барокко включительно тритон был запрещён.

Будучи ярким и остро тяготеющим интервалом, тритон часто используется для подчёркивания важных моментов композиции, в том числе при переходе в другие тональности.

Примеры звучания

Восходящая последовательность

Помощь по воспроизведению

Нисходящая последовательность

Помощь по воспроизведению

Примечания

  1. Н. А. Далматов. Часть 2 // Музыкальная грамота и сольфеджио / Редактор К. Соловьёва. — М .: Музыка, 1965. — С. 84—89. — 248 с.
  2. Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь. — М.: Музыка, 2005. — 461 с.. Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012.
  3. Впрочем, то же образное выражение применялось не только к тритону, но и по отношению к хроматическому полутону (апотоме) b-h, как, например, у А. Веркмейстера: Es scheinet auch, daß die Italiäner heutiges Tages noch mehr Zeichen wolten einführen, welche doch nirgend zu nüße seynd, insonderheit da sie das quadratum hinsetzen, wo es seinen Locum nicht hat Und weil dieser Clavis dem lateinischen h nicht gar zu ungleich aussiehet, so haben die Organisten denselben gar den Namen H zum Unterscheide des b rotundi gegeben da doch hierinnen ein großer Unterscheid ist, denn Mi contra fa est diabolus in Musica: dur und B-moll ist ein großer Unterscheid. (Musicalische Paradoxal-Discourse, 1707, S.75-76). В другом трактате Веркмейстера то же выражение diabolus in musica относится к другому (тоже хроматическому) полутону f-fis (под словом ‘Griff’ Веркмейстер понимает вертикальный интервал или аккорд всякого рода): Bey allen Griffen nun müssen, wie schon gesagt, die tertiae majores und minores wohl unterschieden werden. Dann wann der Sänger oder Violist zum d das fis (so der Componist gesetzet hat) anschlägt, und der Organist wolte f nehmen, so würde eine garstige Constellation («Zusammenstimmung» wolte ich sagen) entstehen; und diss ist eigentlich das mi contra fa, wovon die Alten gesaget est diabolus in musica. Es haben auch etliche hiermit die Tritonos verstanden und die relationes nonharmonicas, wie solches bey den alten Autoribus kann nachgeschlagen werden (Harmonologia musica, 1702, S.6).
Музыкальные интервалы
Простые Прима • Секунда • Терция • Кварта • Квинта • Секста • Септима • Октава
Составные Нона • Децима • Ундецима • Дуодецима • Терцдецима • Квартдецима • Квинтдецима
Особые Схизма • Диасхизма • Комма • Диеса • Лимма • Апотома • Дитон • Полудитон • Тритон • Волчья квинта • Цент • Полутон • Миллиоктава

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Тритон (интервал)» в других словарях:

Тритон — Тритон: Тритон (спутник) спутник Нептуна. Содержание 1 Мифология 2 Биология 3 Музыка 4 … Википедия

Тритон — интервал, заключающий в себе три целых тона. Т. называетсятоже чрезмерной квартой. Как диссонирующий интервал, требует разрешения … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ТРИТОН — (греч.). 1) сын Нептуна и нимфы Салакии, бог моря, трубящий, по приказанию Нептуна, в раковину для возбуждения или укрощения моря. 2) животное из отр. лягушек, сем. хвостатых, иначе наз. водяная саламандра. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

интервал — См … Словарь синонимов

тритон — сущ., кол во синонимов: 14 • амфибия (15) • бог (375) • вымышленное существо (334) • … Словарь синонимов

Тритон (в музыке) — Тритон (греч. trítonon, от tri , в сложных словах три и tonos тон) в музыке, интервал, образуемый тремя тонами (отсюда название; например, до фа диез, до соль бемоль) … Большая советская энциклопедия

тритон — интервал, состоящий из трех целых тонов и образующийся в диатоническом звукоряде между IV и VII ступенями (в Средневековье тритон считался запрещенным интервалом) … Русский индекс к Англо-русскому словарь по музыкальной терминологии

Тритон в музыке — интервал, заключающей в себе три целых тона. Т. называется тоже чрезмерной квартой. Как диссонирующий интервал, требует разрешения (см. Разрешение) … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Интервал в музыке — Интервал музыкальный термин, обозначающий отношение (по высоте) одного звука к другому. Звуки, или ступени, диатонической мажорной гаммы образуют следующие И.: унисон, или прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава. Названия… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Интервал — музыкальный термин, обозначающий отношение (по высоте)одного звука к другому. Звуки или ступени диатонической мажорной гаммыобразуют следующие И.: унисон или прима, секунда, терция, кварта,квинта, секста, септима, октава. Названия их связаны с… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Источник

Берегись тритона! Ноты, написанные самим дьяволом

Это сочетание нот, которое называли «Дьяволом в музыке», заставит вас испытать тревогу. Не спрашивайте почему! Просто послушайте!

Песня «Black Sabbath» с дебютного альбома группы Black Sabbath, который называется Black Sabbath, построена на зловещем интервале тритоне, который в Средние века и в эпоху барокко назывался «Дьяволом в музыке» и был запрещен по причине своей резкой неблагозвучности. В тяжелом металле потом заездили этот прием:

Но волосатые рокеры из Бирмингема были отнюдь не первыми, кто использовал страшный интервал, который вызывает у слушателя дискомфорт и тревогу. В 1914-1916 годах английский композитор Густав Холст написал симфоническую сюиту «Планеты» из 7 частей — по количеству планет Солнечной системы. В части про Марс он мастерски использовал тритон. Вы можете услышать это на отметке в 4 минуты 24 секунд. По-моему, не менее мощно, чем у Black Sabbath! Тот факт, что во время написания этой вещи в Европе бушевала дичайшая мясорубка Первой мировой войны, делает эту музыку еще более впечатляющей:

А вообще тритон может звучать и вполне весело – именно на его основе построена главная тема из «Симпсонов»:

Да и в теме из «Розовой пантеры» первый аккорд, который мы слышим, основан на том же «Дьяволе в музыке»:

Источник

Читайте также:  Акустическое фортепиано это какое
Оцените статью