Sus-аккорды или сус-аккорды? Вот в чём вопрос!
Sus-аккорды или сус-аккорды? Вот в чём вопрос!
Если бы мы спросили Баха, «что такое сас-аккорд?», вероятно, он посмотрел бы на нас как на безумцев. Всё дело в том, что в эпоху барокко как таковых аккордов не было, а были голоса, которые случайно образовывали некоторые созвучия. Некоторые из которых со временем превратились в понятные нам мажорные и минорные трезвучия, к примеру. Но именно тогда и черпают своё начало столь крутые САС-АККОРДЫ. (Моя прелесть 🤩)
Немножко этимологии. Сас-аккорды (sus-chords) образовались в результате временного задержания терции аккорда другим звуком, чаще всего квартой. Такие ноты мелодического движения получались неаккордовыми и назывались «задержанием». С другой стороны, сас-аккорд может быть результатом задержания одной из нот предыдущего аккорда в цепочке аккордов.
И.С. Бах. — ХТК I том — фуга IV Cis-moll
Иногда можно натолкнуться на расшифровку «sus» как «sustained», что переводится как «устойчивый, длительный непрерывный», что в принципе тоже подходит. Но другой вариант «suspended» напрямую переводится, как «задержанный», поэтому на этом стоит вопрос закрыть.
Что это такое?
Перемещаемся дальше и посмотрим глубже. Не смотря на то, что в эпоху барокко задержаться на предыдущей вечеринке мог любой из голосов, спустя годА определились некоторые закономерности и типы сас-аккордов. Теперь принято, что все эти звуки задерживаются вместо терции, как самого важного для определения наклонения аккорда звука (минор или мажор?).
Это самый распространенный вид. Как видно из названия, в нём задерживается кварта («4») вместо терции. То есть буквально, в аккорде теперь вместо терции кварта!
Это не менее распространенный вариант, в нем вместо терции появляется секунда («2»).
Абсолютно справедливо вышесказанное и для септаккордов, причем самое важное — структура не влияет на функциональность!
Как G7 была доминантой, так и G7sus4 остается доминантой.
Бывает так, что не указано что задерживается секунда или кварта. В таком случае или у вас есть выбор или задерживайте оба звука!
При чем тут слэш-аккорды?
Так как сас-аккорд можно получить путем взятия мажорного трезвучия на тон ниже баса, то почему бы это не записать через слэш-аккорды.
Итак, вот может быть целая куча вариантов сас-аккордов, вариантов как их записать, а так как возможны септаккорды, значит возможны и нонаккорды и т.д. и т.п. Но зачем, спросите вы?
Чтобы продемонстрировать мощь сас-аккордов, давайте возьмем обычную, уже изрядно надоевшую, последовательность IIm7-V7-Ima7
Как вы заметили, G7 играется с ноной, это нормальная практика, добавлять расширения аккорда. Здесь также можно было использовать b9 или #9, но для нашего конкретного примера лучше подойдет натуральная нона. В сущности G9 даже лучше, потому что обеспечивает более насыщенное звучание и красивое голосоведение.
Dm7 звучит достаточно стабильно и устойчиво. В противовес этому G7 врывается напряжением гармоническую ткань, которое создает наше ожидание разрешения в Cma7. Переход из состояния достаточного спокойного (Dm7 — S) в беспокойное (G7 — D), по сути состоит из двух этапов:
- 1. Движение тоник аккордов
- 2. Движение септимы IIm7 в терцию V7
О! Да это получилось мажорное трезвучие на тон ниже баса — нам уже известный сас-аккорд. Это дает нам практическое понимание что такое сас-аккорды. Они имеют вполне консонантное качество субдоминанты (в них отсутствуют тритоны), тем не менее тоника аккорда вполне указывает на доминантность. Получается, что сас-аккорд — это такой промежуточный аккорд между двумя гранями, у него нет четко выраженной функции, а его нейтральное звучание позволяет его интерпретировать очень субъективно.
В каком бы голосоведении или расположении мы бы не играли его, мы всегда будем получать вариант слэш-аккорда: G7sus = F/G или G7sus=Dm7/G. И чтобы ни находилось сверху, какой в итоге будет аккорд определяет только один человек:
БАСИСТ✨
А это простор для творчества и самовыражения, хочешь играй F или Dm7, хочешь играй G7sus, хочешь G7, вся ответственность в итоге только на бас-гитаристе. Потому что даже если басист решил сыграть ноту D, а в этот момент в гармонии звучит G7 или G7sus, то ничего критически страшного не произошло
Особенно учитывая тот факт, что в мировой практике джаза так сложилось, что если мы сыграем кварту поверх G7 получается не очень и называется это avoid note. А вот если мы сыграем отсутствующую терцию поверх G7sus, то звучит просто отлично! Сравните:
Соответственно теперь кварта вовсе не avoid note… магия, да и только
Пара слов о функции
Исходили мы из того, что сас-аккорд — это альтернатива доминанте, что можно дать новую красивую краску приторному доминантсептаккорду, но также отметили что его природа звучания неоднозначна. Поэтому вот хрестоматийный пример, когда C7sus — ЭТО ТОНИКА ТОНАЛЬНОСТИ!
Прямое доказательство того, что креативный подход к казалось бы понятным и устоявшимся вещам приносит свои плоды. По факту, сас-аккорд может быть чем угодно (доминантой, субдоминантой или тоникой) и когда угодно (разрешаться против правил).
Спасибо за прочтение! Надеюсь вам понравился материал и вы поделитесь им с друзьями
Источник
Аккорды с задержанием (suspend)
Аккорды с задержанием (от англ. suspend сокращенно обозначаются sus) – это «бесполые» трезвучия, лишенные мажорной и минорной окраски за счет альтерации их терцового тона. По сути терция аккорда – тот звук, который определят его мажорную или минорную окраску. В данном типе аккордов терция «замещается» соседней второй или четвертой ступенью. Отсюда и названия двух разновидностей этого аккорда sus2 и sus4 .
При построении в качестве исходного аккорда можно брать минорный или мажорный аккорд. Из ля-минорного аккорда строим Asus2: терция аккорда – нота «до», опускается на соседний звук «си». Аналогично строится Asus4: терцовый тон исходного аккорда — нота “до” переходит вверх на соседний звук “ре”.
Чтобы точно построить их от любого другого звука, лучше всего ориентироваться по тоновой величине . Для sus2: расстояние прима – терция — 1 тон, терция – квинта – 2,5 тона. Для sus4 – прима – терция – 2,5 тона, терция – квинта – 1 тон.
Эти аккорды возникли еще в эпоху барокко. Включив музыку Персела и Баха, Вы несомненно их услышите. В конце 20 века рок-музыканты в поисках новой гармонии стряхнули пыль с клавесинов и начали применять эти аккорды в своей музыке. Суспендеды зазвучали во вступлениях рок-баллад, создавая эффект движения мелодии внутри аккорда. В песне группы Kansas — Dust in the Wind аккопмпанемент построен на перемещении терций в аккордах.
Источник
Аккорды sus, так называемые, «с задержанием». sus2 и sus4
Существуют аккорды sus2 и sus4.
Иногда можно встретить и такое обозначение: sus. Обозначение неверное, но, для справки, ставя sus, имеют в виду sus4.
2 и 4 — это соответствующие ступени (ноты) на которые в аккордах заменяется 3-я ступень (терция). Речь о трезвучных, септ, а также и других аккордах.
sus2 — замена терции на секунду и sus4 — на квинту.
Терция (здесь — один из звуков, нота аккорда) придаёт аккорду его ладовую тональность (мажор или минор).
Аккорды sus не содержат терцию и таким образом не относятся ни к мажору, ни к минору.
Однако при этом имеет место интересный момент — замена минорного аккорда на sus2, т.е. замена терции на другую ноту создаёт эффект усиления, подчёркивания минорного, невесёлого звучания. Аналогично при замене терции в мажорном аккорде получается полётное, объёмное звучание.
Ниже — схематичные изображения аккордов. Как читаются аппликатуры аккордов
Сравните, к примеру, аккорды D, Dm и Dsus2 : 2320ХХ, 1320ХХ и 0320ХХ. А также D7 и D7sus2 : 2120ХХ и 0120ХХ.
D (Ре мажор) | Dm (Ре минор) | Dsus2 (Ре сас 2) | D7 (Ре септ) | D7sus2 (Ре септ сас 2) |
A, Am и Asus2 : 02220Х, 01220Х и 00220Х. А также A7 и A7sus2 : 02020Х и 00020Х.
A (Ля мажор) | Am (Ля минор) | Asus2 (Ля сас 2) | A7 (Ля септ) | A7sus2 (Ля септ сас 2) |
Х — струна не озвучивается.
В примере специально показаны простые аккорды, которые строятся с использованием открытых струн.
Эти аппликатуры также как и аппликатуры других аккордов можно с баррэ перемещать по грифу.
Аккорды Ля-мажор, Ля-минор, Ля-сас2, Ля септ и Ля септ сас 2 от 5-ой струны с открытыми струнами были рассмотрены выше. Переместим аппликатуры по грифу и получим другие аккорды sus2.
Аккорд строится от самой низкой ноты — тонике, от которой он получает своё название.
Ля на 5-ой струне — открытая струна, Си — на 2-ом ладу 5-ой струны, До — на 3-ем ладу, Ре — на 5-ом, Ми — на 7-ом, Фа — на 8-ом, Соль — на 10-ом. На 12-ом — Ля октавой выше, на 14-ом — Си и т.д.
Аккорды от 5-ой струны с баррэ:
H (Си мажор) | Hm (Си минор) | Hsus2 (Си сас 2) | H7 (Си септ) | H7sus2 (Си септ сас 2) |
C (До мажор) | Cm (До минор) | Csus2 (До сас 2) | C7 (До септ) | C7sus2 (До септ сас 2) |
D (Ре мажор) | Dm (Ре минор) | Dsus2 (Ре сас 2) | D7 (Ре септ) | D7sus2 (Ре септ сас 2) |
E (Ми мажор) | Em (Ми минор) | Esus2 (Ми сас 2) | E7 (Ми септ) | E7sus2 (Ми септ сас 2) |
F (Фа мажор) | Fm (Фа минор) | Fsus2 (Фа сас 2) | F7 (Фа септ) | F7sus2 (Фа септ сас 2) |
G (Соль мажор) | Gm (Соль минор) | Gsus2 (Соль сас 2) | G7 (Соль септ) | G7sus2 (Соль септ сас 2) |
Аналогично можно получить аккорды от 6-ой струны, от E, Em, E7, Esus2, E7sus2. Простой, удобный и по тому популярный вариант построения этих аккордов от ноты Ми на открытой 6-ой струне. Аппликатуры этих аккордов представлены ниже.
Далее также, как и в предыдущем примере можно перемещая аппликатуры с баррэ по грифу взять аккорды от нот Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре 6-ой струны.
Как расположены ноты на 6-ой и других струнах, можно посмотреть здесь
Источник