- Второй септаккорд. Разрешение в тонику и доминанту
- Второй септаккорд II7 и его обращения
- Строение Второго септаккорда
- Разрешение второго септаккорда в тонику
- Разрешение второго септаккорда в
- доминанту
- Аккорд второй ступени мажора
- solfamusictheory
- This WordPress.com. site is about music theory and methodology
- Септаккорд II ступени (II7)
- На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджио
- Таблицы по сольфеджио для школы
- Таблицы по сольфеджио для колледжа
- Еще немного по поводу других аккордов
- Септаккорд второй ступени
- Обращения
- Разрешение
- Альтерация
- Смотреть что такое «Септаккорд второй ступени» в других словарях:
Второй септаккорд. Разрешение в тонику и доминанту
Второй септаккорд II7 и его обращения
Септаккорд второй ступени II7 — представляет субдоминантовую группу.
II7 и его обращения могут стоять в любом месте построения. Этот аккорд является усложненной субдоминантой, поэтому перед ним может стоять любая простая субдоминанта (IV53 и обращения, II6, VI53). Разрешаться он может в тонику или доминанту.
Строение Второго септаккорда
II7 объединяет в себе трезвучия 2 и 4 ступеней.
В мажоре — м3+б3+м3
В гармоническом мажоре и миноре — м3+м3+б3
Разрешение второго септаккорда в тонику
При разрешении II7 в аккорды тонической группы следует помнить, что в разрешениях удваивается квинтовый тон.
II 43 → I 64 развернутый
Для примера я написала разрешение второго септа в тонику в Соль мажоре.
разрешение второго септа в тонику
» data-medium-file=»https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?fit=300%2C111″ data-large-file=»https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?fit=832%2C308″ src=»https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B9-%D1%81%D0%B5%D0%BF%D1%82.jpg?resize=832%2C308″ alt=»» width=»832″ height=»308″ srcset=»https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?resize=1024%2C379 1024w, https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?resize=300%2C111 300w, https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?resize=768%2C284 768w, https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?w=1664 1664w, https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?w=2496 2496w» sizes=»(max-width: 832px) 100vw, 832px» data-recalc-dims=»1″/>
Разрешение второго септаккорда в
доминанту
Второй септ и доминантсептаккорд имеют два общих звука: II и IV ступени. Они остаются на месте, другие два идут по правилу ладового тяготения. Ниже представлена схема разрешения II7 в аккорды доминанты и далее в тонику.
II7 → V43→ I53 развернутое
II43 → V7 → I53 неполное
Например, разрешим второй септаккорд и обращения в Ре миноре. Разрешим его в аккорды доминантсептовой группы и далее в тонику.
Источник
Аккорд второй ступени мажора
1. Определение
Четыре звука, расположенные по терциям от второй ступени тональности, образуют септаккорд второй ступени — II7. Таких септаккордов существует два. Первый — в натуральном мажоре и мелодическом миноре (редко). Второй — в гармоническом мажоре, натуральном и гармоническом миноре.
Первый из них — малый минорный, с интервальным составом: М35 + Зм.
Второй — малый минорный с низкой квинтой (полууменьшенный), с интервальным составом УМ35 + 36.
2. II7 — малый минорный септаккорд
Строится на второй ступени натурального мажора по интервальному составу Зм + 36 43м. В его основании лежит минорное трезвучие, а верхние три звука образуют мажорное субдоминантовое трезвучие.
Отсюда особый характер звучания септаккорда «мерцающий, ма-жоро-минорный» и принадлежность аккорда к субдоминантовой функции. Предыдущие D7 и VII7. принадлежали к доминантовой функции.
3. Разрешение II7 аккорда
Аккорд не обладает ярко выраженным тяготением в тонику и требует обострения за счет введения D34 в качестве созвучия-посредника. Прима и терция малого минорного 7-аккорда уже входят в состав D7-аккорда, поэтому остаются на месте.’ Оставшиеся квинта и-септима двигаются на ступень вниз, образуя D34. Далее разрешение осуществляется по известным правилам. Таким образом, зафиксируем принцип разрешения II7-аккорда.
4. Обращения II7-аккорда
II7 — основной вид, на II ступени,
II56 — первое обращение на IV ступени, интервальный состав равен Б35 + 26,
II34 — второе обращение на VI ступени, интервальный состав равен Зм + 26 + Зм,
II2 — третье обращение на I ступени, интервальный состав 26 + М35.
5. Разрешение обращений II7-аккорда
Принцип разрешения через созвучие-посредника, путем движения квинты и септимы на ступень вниз, распространяется на все обращения II7.
Наблюдается закономерность при переходе начального аккорда в созвучие-посредник:
септаккорд в терцквартаккорд и наоборот,
квинтсекстаккорд в секундаккорд и наоборот.
Эта закономерность получила название «правило креста»,
6. Четырехголосное изложение на двух нотных станах
7. Памятка к II7-аккорду и его обращениям
Мажорное наклонение, мягкий диссонанс, слабое тяготение к разрешению. Принцип разрешения.
1. Гармонизировать бас по заданной мелодии и буквенно-цифровым обозначениям.
Правила гармонии: ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ употребляется в завершении музыкального построения, где между повторением аккордов тонической функции вводится субдрминантовый вспомогательный квартсекстаккорд — S64 (см. восьмой такт).
2. По схеме темы 6 построить четырехголосное изложение II7-аккорда, с разрешениями и обращениями в тональностях; соль мажор, фа мажор, ре мажор, си-бемоль мажор; играть на фортепиано, петь по вертикали.
3. Сольфеджировать одноголосие.
4. Досочинить восемь тактов и выстроить простую 3-частную форму А В А, гармонизировать для синтезаторного автоаккомпанемента.
5. Сольфеджировать в транспорте на 4ч. вверх.
Украинская народная
6. Выполнить аранжировку для двухголосного хора (ансамбля).
Источник
solfamusictheory
This WordPress.com. site is about music theory and methodology
Септаккорд II ступени (II7)
Базовый курс гармонии. Содержание
Септаккорд II ступени (II7) — главный септаккорд субдоминантовой группы. По аналогии с доминантсептаккордом (D7) его также называют субдоминантсептаккордом.
По звучанию II7 — это малый минорный септаккорд на II ступени мажора и малый с уменьшенной квинтой септаккорд на II ступени минора и гармонического мажора. Как и любой другой септаккорд, II7 имеет три обращения: II65 (квинтсекстаккорд) на 4-й ступени, II43 (терцквартаккорд) на 6-й ступени и II2 (секундаккорд) на 1-й ступени лада.
Разрешить II7 и его обращения можно сразу в аккорд тоники с удвоенной квинтой (реже — терцией) на ближайшей ступени в басу . При этом 2-я ступень (основной тон) разрешается вверх, в 3-ю ступень лада; 4-я ступень (терцовый тон) — тоже вверх, в 5-ю ступень (либо вниз — в 3-ю ступень); 6-я ступень (квинтовый тон)— вниз, в 5-ю ступень; 1-я ступень (септима аккорда) остается на месте как устойчивая. Таким образом, II7 разрешается в T6 с удвоенной квинтой (реже — терцией) с использованием гармонического типа соединения :
II7 также может перейти в D43 на том же басу и в VII 65 в условиях гармонического соединения:
II7 может употребляться в качестве субдоминантовой гармонии в начале, середине построения и в каденции. В каденции он незаменим при гармонизации нисходящего секундового хода в сопрано от 4-й к 3-й ступени. В этом случае II7 разрешается в K64 со скачком в басу со 2-й на 5-ю ступень:
Задание: Транспонируйте на фортепиано приведенные выше (в нотных примерах) гармонические обороты в тональности квинтового круга либо секвенцируйте их по родственным тональностям.
Источник
На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджио
Чтобы каждый раз мучительно не вспоминать, на каких ступенях строятся аккорды, заведите у себя в тетрадочке таблички-шпаргалки. Таблицы по сольфеджио, кстати, их можно с таким же успехом использовать и на гармонии, вы можете распечатать и приклеить или переписать в свою нотную тетрадочку по предмету.
Пользоваться такими табличками очень удобно при составлении или расшифровке всяких цифровок и последовательностей. Также клёва иметь такую подсказку на гармонии, когда наступает ступор, и никак не можешь найти подходящий аккорд для гармонизации, тут же всё перед глазами – обязательно что-то подойдёт.
Таблицы по сольфеджио я решил сделать в двух вариантах – один более полный (для студентов училищ, колледжей и вузов), другой – попроще (для школьников). Выбирайте тот, который подходит вам.
Итак, вариант первый…
Таблицы по сольфеджио для школы
Надеюсь, всё понятно. Не забываем, что в гармоническом миноре повышается VII ступень. Учитывайте это при составлении доминантовых аккордов. А вот и вариант второй…
Таблицы по сольфеджио для колледжа
Мы видим, что здесь всего три колоночки: в первой самое элементарное – главные трезвучия и их обращения на ступенях лада; во второй – основные септаккорды – хорошо видно, например, на каких ступенях строятся аккорды двойной доминанты; в третий раздел помещены всякие другие аккорды.
Несколько важных замечаний. Помните, да, что в мажоре и миноре аккорды немножко различаются? Поэтому не забываем, когда это нужно, повышать седьмую ступень в гармоническом миноре, или понижать шестую в гармоническом мажоре, чтоб получить, к примеру, уменьшённый вводный септаккорд.
Помните, что двойная доминанта всегда связана с повышением IVступени? Отлично! Думаю, что знаете и помните. Я не стал все эти мелочи выносить в колонку со ступенями.
Еще немного по поводу других аккордов
Пожалуй, я забыл внести сюда еще один вид – двойную доминанту в виде трезвучия и секстаккорда, которые также можно применять для гармонизации и составления последовательностей. Ну, добавите сами, если нужно – ничего страшного. Всё-таки аккорды двойной доминанты в середине построения мы не так часто употребляем, а перед кадансом лучше использовать септаккорды.
Секстаккорд II ступени – II6 применяется частенько, особенно в предкадансовых построениях, причём в этом секстаккорде можно удваивать терцовый тон (бас).
Секстаккорд VII ступени – VII6 применяется в двух случаях: 1) для гармонизации проходящего оборота T VII6 T6 вверх и вниз; 2) для гармонизации мелодии, когда она идёт вверх по ступеням VI, VII, I в виде оборота S VII6 T. В этом секстаккорде удваивается бас (терцовый тон). Помните, да, что обычно в секстаккордах бас не удваивается? А вот вам два аккорда (II6 и VII6), в которых удваивать бас можно и даже нужно. Ещё удвоения баса необходимы в тонических секстаккордах при разрешении в них вводных септаккордов.
Трезвучие третьей ступени – III53 применяется для гармонизации VII ступени в мелодии, но лишь в том случае, если она идёт не вверх в первую ступень, а вниз – в шестую. Такое бывает, например, во фригийских оборотах. Иногда, правда, используют и проходящий оборот с третью ступенью – III D43 T.
Доминантовый нонаккорд (D9) и доминанта с секстой (D 6 ) – удивительной красоты созвучия, вы про них, наверняка, всё знаете. В доминанте с секстой – берётся секста вместо квинты. В нонаккорде ради ноны в четырёхголосии пропускается квинтовый тон.
Трезвучие VI ступени – часто используют в прерванных оборотах после D7. При разрешении в него доминантсептаккорда обязательно удвоение терции.
Всё! Как же жестока ваша судьба, ведь теперь больше не мучиться вам, вспоминая, на каких ступенях строятся аккорды. Есть теперь у вас таблицы по сольфеджио. Вот так!))))
Источник
Септаккорд второй ступени
Септаккорд II ступени (обозначение II7) ― основной аккорд субдоминантовой функции, объединяющий в себе трезвучия II и IV ступеней.
В натуральном мажоре по структуре малый минорный, в гармоническом мажоре и миноре ― полууменьшенный.
Обращения
Как и любой септаккорд, имеет три обращения: квинтсекстаккорд II ступени, терцквартаккорд II ступени и секундаккорд II ступени (II2). Первые два из них используются на разных участках формы, в том числе нередко в кадансах. Квинтсекстаккорд, благодаря своему положению на IV ступени (функциональный бас субдоминанты) является самой яркой из диатонических субдоминант. Секундаккорд в кадансах не используется, его сфера применения из-за вялости баса (I ступень) ограничивается экспозиционными и дополнительными плагальными оборотами.
Разрешение
II7 и его обращения могут быть разрешены как сразу в тонику (плагальный оборот), так и посредством перевода в обращения доминантсептаккорда с дальнейшим разрешением в тонику, образуя таким образом полный совершенный каданс (кроме II 2 ).
Альтерация
II7 и его обращения допускают разнообразные альтерации с целью усиления тяготения неустойчивых ступеней в устойчивые и усложнения гармонии.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Септаккорд второй ступени» в других словарях:
Малый минорный септаккорд — Состав аккорда: малая септима чистая квинта малая терция прима Малый минорный септаккорд (или малый септаккорд) септаккорд … Википедия
Септаккорды — Септаккорд[1] аккорд из 4 нот, расположенных по терциям (Аккорд это три или более звуков, которых можно расположить по терциям). Название аккорда вне тональности определяется нижним трезвучием и крайней септой между звуками. 4 вида септаккордов:… … Википедия
Модуляция — (лат. modulatio) перемена ладов. Модулируют, т. е. меняют лад на новый, с помощью одного из аккордов, ясно указывающих на новый лад. К разряду таких аккордов принадлежат аккорды доминантовой группы. После одного из них следует тоническое… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Классификация аккордов — разделение аккордов на группы на основании объективных и субъективных музыкальных критериев. Существует несколько классификаций аккордов, каждая из которых имеет смысл в контексте категорий той или иной музыкальной теории, либо же музыкального… … Википедия
Модуляция* — (лат. modulatio) перемена ладов. Модулируют, т. е. меняют лад на новый, с помощью одного из аккордов, ясно указывающих на новый лад. К разряду таких аккордов принадлежат аккорды доминантовой группы. После одного из них следует тоническое… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Натуральная гамма — Н. гамма есть тот ряд звуков, который получается при колебании тела, издающего звук, или столба воздуха. Звуки Н. гаммы, или так называемые гармонические звуки, идут в известном порядке: от данного нижнего или первого звука второй отстоит на… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Русская песня — Ни один народ в Европе не имеет такого богатства песен и напевов, красивых и оригинальных, как Р. народ. Еще от XVIII столетия мы имеем свидетельство о том, как наши песни удивляли иностранных музыкантов своей свежестью и музыкальными красотами.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Источник