Левая клавиатура
На правой клавиатуре, как мы уже знаем, исполняется мелодия музыкального произведения; левая клавиатура служит для исполнения сопровождения (аккомпанемента) этой мелодии. Однако встречаются случаи, когда мелодия проходит в басовом голосе и исполняется на левой клавиатуре аккордеона.
БАСОВЫЙ КЛЮЧ
Для записи басовых звуков существует басовый ключ, или ключ «фа», который изображается особым знаком (см. рис.). Он указывает, что на четвертой линейке нотоносца записывается нота фа малой октавы:
Зная расположение этого звука на нотном стане, нетрудно определить и остальные звуки басов;
АППЛИКАТУРА
На левой стороне аккордеона находятся кнопки, расположенные немного наклонными поперечными рядами. Вся эта часть называется басовой клавиатурой.
При игре на аккордеоне в басовой клавиатуре используются четыре пальца. Обозначаются они так:
2 — указательный палец (второй палец)
3 — средний (третий палец)
4 — безымянный (четвертый палец)
5 — мизинец (пятый палец)
1-й палец в игре не участвует. Его употребляют для нажим воздушного клапана.
БАСОВЫЕ ЗВУКИ
Первые два продольных ряда от меха содержат основные басовые звуки. На этих рядах играют мелодическую линию в левой клавиатуре.
Второй ряд, считая от меха, называется основным. Здесь находится кнопка с небольшой выемкой, которая соответствует ноте до. Нажмите эту кнопку 3-м пальцем:
Выше кнопки басового звука до находится кнопка звука соль. Нажмите ее 2-м пальцем:
Ниже кнопки басового звука до находится кнопка ноты фа. Нажмите ее 4-м пальцем.
Басовые звуки принято записывать в пределах одной октавы.
ОСНОВНОЙ РЯД БАСОВ
Иногда в целях наглядности изображения мелодической линии басы записываются в разных октавах. В действительности же они звучат в пределах приведенной выше октавы.
Упражнения на основном ряду левой клавиатуры:
АККОРДЫ
Характерным для аккордеона является наличие кнопок, при нажиме которых звучит не один звук, а несколько. Такое одновременное звучание нескольких звуков называется аккордом. В правой клавиатуре для получения аккорда неободимо нажать несколько определенных клавиш одновременно, а вот в левой клавиатуре аккорды даны уже в готовом виде. Нажав одну кнопку, мы услышим аккорд, состоящий из нескольких звуков.
Аккорды записываются следующими нотами:
Из этих звуков образуются готовые аккорды. Все ноты, входящие в аккорд, выписываются на нотном стане друг над другом:
Аккорды бывают мажорные, минорные, доминантсептаккорды и уменьшенные (уменьшенные аккорды мы рассмотрим позже).
Аккорды строятся от основного баса по косым поперечным рядам и имеют те же названия. Ниже приведен бас (до) и аккорд от этого баса (до-мажор):
Для более легкого определения аккордов пользуются условными обозначениями.
Мажорные аккорды, находящиеся в третьем ряду клавиатуры, обозначаются буквой «Б«.
Минорные аккорды (четвертый ряд клавиатуры) обозначаются буквой «М«.
Доминантсептаккорды (пятый ряд) обозначаются цифрой «7«.
Ниже приведена схема аккордов левой клавиатуры. Пока мы рассмотрим аккорды только от основных звуков (до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Первый (вспомогательный) ряд мы будем изучать на следующих уроках, поэтому пока этот ряд я «покрасил» в серый цвет.
Если после баса стоит обозначение (Б, М или 7), то этот аккорд (кнопка) берется от того же баса, находящегося в основном ряду.
При повторении одних и тех же аккордов условные обозначения могут и не выписываться:
Если бас и аккорд написаны один на другим, то они исполняются одновременно, то есть обе кнопки должны нажиматься вместе.
Упражнения
При разучивании упражнений старайтесь играть ровно, со счетом вслух. Аппликатуру соблюдайте пока в следующем порядке: основной ряд — третий палец, ряд мажорных аккордов — второй. Следите за движением меха, за звуком.
Источник
Музыкальные инструменты и аксессуары
Меню сайта: Главная , Новости; Доска объявлений; Инструменты; Аксессуары; Услуги; Статьи: Полезная информация; Ссылки ; Контакты.
1. Ремонт, настройка, реставрация баянов, аккордеонов, гармоней:
— широкий перечень выполняемых услуг;
— гарантия на выполненные работы – 1 год.
2. Аренда (прокат) гармоней, баянов, аккордеонов:
— разные модели инструментов (2/4, 3/4, 7/8, 4/4, готово-выборные).
— срок аренды от 1 дня до 1 года
— технически исправные инструменты
3. Аксессуары для музыкальных инструментов:
— ремни для баянов, аккордеонов;
— чехлы для баянов, аккордеонов.
4. Продажа аккордеонов, баянов, гармоней б/у:
— инструменты отечественного и зарубежного производства;
— школьные и концертные инструменты;
— разных размеров (1/8, 2/4, 3/4, 7/8, 4/4);
— технически исправны, не требуют ремонта;
— гарантийное свидетельство на бесплатное обслуживание (ремонт) – 1 год.
Статьи о ремонте музыкальных инструментов и многое другое.
На фото: Музыкальные инструменты и аксессуары – вид главной страницы сайта.
Советы при покупке аккордеона
Цитата: «Начиная поиск баяна или аккордеона для своего ребёнка, необходимо знать, какой размер ученику будет подходить. Первоклассник не сможет сразу держать на руках (точнее, на коленях) профессиональный 15-килограммовый баян, – ему необходим инструмент, соответствующий его возрасту и индивидуальным характеристикам.
Как выбрать аккордеон, подходящий по размеру?
Конечно, необходимый размер инструмента должен подсказать педагог. Если же некому подсказать, то исходить надо из простого правила: при постановке баяна ( аккордеона ) на коленях ребёнка, инструмент не должен доставать подбородка (в противном случае юный музыкант будет испытывать лишь мучения вместо приятного процесса музицирования). Существует множество разных размеров баянов и аккордеонов , поэтому стоит потратить время для поиска подходящей модели для Вашего ребёнка. В нашем случае мы рассмотрим более подробно различные варианты аккордеонов (разновидностей баянов меньше, хотя тоже встречаются разных размеров). Эти инструменты принято делить на следующие размеры:
– 1/4 – для самых юных, т.е. для дошкольников (3 – 5 лет). Двух- или одноголосный*, справа – 10 – 14 белых клавиш, слева совсем короткий ряд басов, без регистров. Такие инструменты встречаются очень редко, да и востребованы они тоже совсем немного (не часто находятся желающие учить детей серьёзно в этом возрасте). Чаще такие экземпляры используются как игрушка. В нашей стране встречаются модели «Малыш» и другие.
– 2/4 – для детей старшего дошкольного возраста, а также для юных школьников, в общем, для «начинающих» (5 – 9 лет). Эти инструменты очень востребованы, можно сказать, «незаменимы», но, к сожалению, их встречается очень немного (существенный недостаток). Преимущество: лёгкий; компактный, у него небольшой диапазон мелодии и басов, однако вполне достаточный для того, чтоб овладеть первыми «азами» игры на аккордеоне. Чаще двухголосный (встречаются и 3-голосные), справа 16 белых клавиш (си малой октавы – до 3-й октавы, бывают другие варианты), регистров может быть 3, 5 или совсем без регистров. В левой клавиатуре встречаются совершенно разные комбинации – от 32 до 72 кнопок баса и аккомпанемента (есть механики с одним и с двумя рядами басов; «мажор»,«минор», «септаккорд» должны быть обязательно, в некоторых бывает и ряд «уменьшённых» аккордов). Регистры в левой механике обычно отсутствуют. Распространены модели как отечественного, так и зарубежного производства («Юность», «Weltmeister», «Royal Standard» и др.).
– 3/5 – переходная модель от 2/4 к 3/4, также для детей начальных лет обучения. (7 – 12 лет). Встречается очень редко, хотя, как и 2/4, вполне востребован. Пример: ребёнок 12 лет, некрупный, ещё не комфортно себя чувствует за инструментом 3/4 (великоват), а 2/4 уже мал. Тогда – 3/5 в самый раз! Чаще встречаются фирм «Contasina», «Weltmeister» и др.
– 3/4 – пожалуй, самый распространённый размер аккордеона. Даже многие взрослые предпочитают играть на нём вместо полного (4/4), ведь он гораздо легче и вполне годится для исполнения музыки «несложного» репертуара. Аккордеон 3-хголосный, справа 20 белых клавиш, диапазон: соль малой октавы; — ми 3-й октавы, 5 регистров слева 80 кнопок баса и аккомпанемента, 3 регистра (бывают с 2-мя регистрами и без них), 2 ряда басов и 3 ряда аккордов (аккомпанемент). Будьте внимательны! Фирма Weltmeister выпустила модель с укороченным рядом басов (48 кнопок вместо 80), здесь только 1 ряд басов (без вспомогательного), на этом аккордеоне невозможно изучать гаммы левой рукой (необходимый минимум педагогического репертуара ДМШ), в результате эта модель годна только музыкантам-любителям (встречается среди моделей Weltmeister Stella, хотя достаточно редко). Модель аккордеона 3/4 широко представлена как отечественными, так и зарубежными производителями («Weltmeister» Stella, Serino, Meteor, Caprice, Сordal, Amigo, Diana; «Royal Standard»: Meteor; «Contasina», «Firotti»; «Берёзка», «Орион», «Спутник», «Квинта», «Шуя», «Заря», «Аккорд» и др.).
– 7/8 – следующая ступень на пути к «полному» аккордеону, добавляются 2 белых клавиши в правой клавиатуре (всего 22), басов 96.; Диапазон – фа малой октавы – фа третьей октавы. Бывают 3-х- и 4-х-голосные. В 3-х-голосных справа 5 регистров, в 4-х-голосных 11 регистров (ввиду бóльшего количества голосов, последние тяжелее по весу ≈ на 2 кг). Используются довольно часто, выбор также немалый (ассортимент широко представлен теми же фирмами, что и инструменты размера 3/4).
– 4/4 – «полный», «целый» аккордеон, используется старшеклассниками и взрослыми. 24 белые клавиши (бывают увеличенные модели и с 26 клавишами), в большинстве 4-х-голосные (11 – 12 регистров), как исключение – 3-х-голосные (5 – 6 регистров). В некоторых моделях есть «французский розлив», где 3 ноты звучат практически в унисон, но, имея небольшие отличия по настройке, создают тройное биение. Как правило, эти инструменты не используются в профессиональных учебных заведениях, исключение лишь составляет Weltmeister S5. В большинстве моделей аккордеонов предусмотрен лишь двойной розлив;– 2 ноты, настроенные в унисон с небольшой разницей по строю. В Беларуси широко известны аккордеоны 4/4 марок: Weltmeister (Stella, Serino, Amigo, Caprice, Meteor, Consona, Cantus, S 4, S 5, Supita), Royal Standard (Meteor, Montana, Montafana), Horch (Superior, De Luxe), Firotti, множество других моделей зарубежного и отечественного производства.
Классификация аккордеонов по диапазону правой клавиатуры
Самый верный способ – по количеству белых клавиш в правой клавиатуре:
— 2/4 (две четверти) – 16 клавиш;
— 3/5 (три пятых) – 18 клавиш;
— 3/4 (три четверти) – 20 клавиш;
— 7/8 (семь восьмых) – 22 клавиши;
— 4/4 (четыре четверти или полный) – 24 – 26 клавиш.
Количество кнопок баса, аккомпанемента (аккордов) и регистров справа и слева обычно также помогают ориентироваться, но здесь бывают исключения.
Конечно, есть неудобства в том, что, с возрастом ребёнку приходится менять инструменты, но правильный подход в этом вопросе даст свои положительные плоды!
* количество голосов (-1, -2, -3, -4) означает максимальное одновременное звучание звуков (мелодий, хоров), звучащих в октаву или в приму при нажатии на клавишу.
Источник
Левая клавиатура аккордеона с готовым аккомпанементом
На левой стороне обычных аккордеона и баяна находится так называемая стандартная клавиатура басов и готовых аккордов — для ведения партии аккомпанемента.
Впервые идея применения готового аккордового аккомпанемента на ручной гармонике принадлежит Кириллу Демиану, создавшему такую гармонику в Вене в 1829 году и назвавшему ее аккордеоном (Accordion).
В России (при массовом изготовлении в кустарных мастерских и на домашних фабриках гармоник в 30 — 60-х годах прошлого столетия) на левой стороне инструментов употреблялся стандартный аккомпанемент, состоящий из двух кнопок (клапанов): баса и аккорда. При смене движения меха звуки были разные: бас, как и аккорд, звучал в одну сторону движения меха — тоника, в другую – доминанта. В этот же период стали выпускаться гармоники и с четырьмя кнопками (клапанами): две кнопки — басы, две — аккорды.
Вслед за аккордовым аккомпанементом, состоящим из мажорных аккордов, появляется минорный; кроме одного ряда басов (основного), появился и второй, вспомогательный. Наиболее ярко и полно развитие клавиатуры с басо-аккордовым готовым аккомпанементом происходило еще до появления баяна у елецкой рояльной гармоники, прямой предшественницы современного аккордеона. Русские народные умельцы довели левую клавиатуру на этой гармонике от простого мажорного аккомпанемента в 4 баса и 4 аккорда (70-е годы) до полного кварто-квинтового круга басов (основного и вспомогательного рядов) — и к ним мажорные, минорные и доминантсептаккорды всех тональностей (в начале XX века).
С появлением трехрядных и четырехрядных хроматических гармоник в России в начале XX века (получивших название баян — 1907 г.) левая клавиатура насчитывала сначала 36 кнопок (басы, мажорные и минорные аккорды). К концу первого десятилетия XX века клавиатура готового аккомпанемента была доведена до 100 кнопок (стандарт и принцип расположения сохранены и теперь).
За рубежом расширение комплекса готового аккомпанемента на кнопочном аккордеоне (баяне) происходило в 90-е годы прошлого и начале XX века, причем ведущая роль принадлежала итальянским и немецким мастерам.
Левая клавиатура с готовым аккомпанементом на современных аккордеонах и баянах по своему строению и расположению кнопок одинакова.
Схема расположения басов и аккордов на левой клавиатуре с готовым аккомпанементом
Счет рядов ведется от меха инструмента. 1 -й ряд — вспомогательные басы (чтобы «взять» бас, находящийся далеко в основном ряду); 2-й ряд, главный, — основные басы, основа для построения аккордов, находящихся в этом же поперечном ряду); 3-й ряд — мажорные трезвучия в различных обращениях; 4-й ряд – минорные трезвучия в различных обращениях; 5-й ряд — септаккорды, чаще всего в полном четырехзвучном изложении (на большинстве советских и итальянских инструментов септаккорды звучат с пропущенной квинтой, а на немецких – полностью), но в записи их принято обозначать тремя нотами (с пропущенной квинтой); б-й ряд — уменьшенные септаккорды (или трезвучия); в нотной записи принято их обозначать тремя звуками.
Чтобы облегчить прочтение аккордов при исполнении на аккордеоне или баяне, быстро ориентироваться, где брать те или иные аккорды, в нотах ставятся условные обозначения: буква «Б» обозначает, что данный аккорд находится в третьем вертикальном ряду — мажорных аккордов; буква «М» указывает на четвертый ряд — минорных аккордов; цифрой «7» обозначаются септаккорды (пятый ряд); буквой «У» — уменьшенные септаккорды (шестой ряд). Буква «В» ставится под (или над) нотой басов — значит, кнопка находится во вспомогательном ряду басов. На инструментах с такими клавиатурами в начальном периоде обучения употребляют четыре пальца (кроме большого), обозначение которых на баяне — 1, 2, 3, 4 (1 — указательный), на аккордеоне — 2, 3, 4, 5 (1 — большой). Однако при больших клавиатурах (120 кнопок и более) в профессиональной практике употребляются при игре все пять пальцев левой руки, как и правой. Пятипальцевое обозначение более удобно.
Эти обозначения только указывают, в каком вертикальном ряду находится та или иная кнопка аккордов или басов. Место же аккорда в поперечном ряду (по горизонтали) указывает бас, стоящий перед аккордом. Например, над аккордом буква «Б», а перед аккордом — бас соль, следовательно, нужно взять мажорный аккорд, находящийся в том же поперечном ряду, что и бас соль. Если аккорд берется не в том поперечном ряду, в котором находится обозначенный впереди него бас, около аккорда маленькой ноткой в скобках помечается, от какого именно баса основного ряда надо взять данный аккорд. Например:
Таковы расположение и система записи партии левой руки с готовым басо-аккордовым аккомпанементом. Практическое звучание басов и аккордов имеет различие с нотной записью.
На левой клавиатуре аккордеона и баяна, в отличие от правой, нет деления звукоряда на октавы.
И хотя на клавиатурах с большим количеством кнопок имеется несколько кнопок до, соль, ре, ля и т. д., при нажиме звучат они одинаково. Для создания сочного звучания басовых звуков нажим одной кнопки с помощью наборной левой механики вызывает одновременное звучание трех, чаще четырех или пяти звуков одного и того же названия, но в различных октавах. Звучание всех басовых звуков выглядит в нотах следующим образом:
Самой низкой нотой бывает фа или соль. При извлечении одновременно четырехзвучия отсутствуют верхние звуки.
Фактическое звучание аккордов, например соль-мажорный аккорд:
Устройство левой стороны баяна и аккордеона видно из приведенных схем здесь и здесь и объяснений к ним.
В начале XX века существовала и иная система. Принципиальная формула соотношения басов и аккордов была такая же, как и на общепризнанной системе, но расположены все кнопки басов и аккордов были в обратном порядке.
Такая система была предложена в Туле В. П. Хегстремом в 1901 году и долгое время имела распространение под названием «хегстремовской» (или «тульской») системы готового аккомпанемента. За рубежом она была известна как бельгийская система готового аккомпанемента — в отличие от общепризнанной, которая называлась итальянской.
Схема расположения звуков на левой клавиатуре по системе Хегстрема
По этой же системе ранее строился готовый басо-аккордовый аккомпанемент на русских рояльных елецких гармониках.
Источник: Мирек А. Справочник по гармоникам. — М., 1968.
Источник