Аккордеон баян история создания

Газарян С.С. История возникновения и развития баяна и аккордеона

В истории изобретений можно встретить немало примеров, когда давно известные вещи, соединенные вдруг кем-то, особым образом, приобретали совершенно новое качество. Так получилось и с ручной гармоникой .

Почти пять тысяч лет знаком людям звучащий язычок – тонкая металлическая пластинка, колеблющаяся под напором воздуха. Мехи тоже известны с незапамятных времен – сперва кузнечные, а потом органные. И a клавиатура была изобретена еще до нашего летоисчисления. А возраст ручной гармоники, сочетающей в себе и то, и другое, и третье, на фоне этой старины можно считать младенческим – чуть больше ста шестидесяти лет.

Год рождения – 1822-й

Видите, какие разные судьбы бывают у музыкальных инструментов! Только что мы говорили о том, что не можем определить возраст гитары даже с точностью до столетия, а тут сразу называем год рождения. Можем назвать и имя изобретателя ручной гармоники – Фридрих Бушман.

Отец Фридриха был музыкантом и музыкальным мастером. Поэтому не удивительно, что Фридрих и сам лет с восьми начал играть на некоторых инструментах, а в одиннадцать уже гастролировал вместе с отцом и помогал ему в музыкальной мастерской.

В 1822 году Фридрих жил в Берлине и работал настройщиком органов и фортепиано. Чтобы облегчить себе настройку органных труб, он сконструировал специальное приспособление – маленькую коробочку, в которую был вделан металлический язычок. Когда Фридрих вдувал ртом воздух в коробочку, язычок звучал, издавая тон определенной высоты. По нему и настраивалась труба. Несколько таких коробочек, дававших звуки разной высоты, упрощали настройку. Однако мастеру не нравилось, что одна рука была занята этим приспособлением, а для работы оставалась только другая. Тогда Фридрих вделал каждый язычок в мех. Теперь во время настройки мастер ставил приспособление рядом с собой, растягивал мех кверху и отпускал. Сжимаясь под давлением собственного веса, мех подавал воздух на язычок, и тот звучал. Обе руки мастера оставались свободными, а кроме того, не нужно было дуть ртом, что тоже облегчало работу.

Читайте также:  Трасса е 95 укулеле

Потом Фридрих догадался, что незачем делать к каждому язычку собственный мех. Можно встроит все язычки в один мех, а чтобы они не звучали одновременно, оснастить их клапанами. Теперь для получения нужного тона надо было открыть один клапан над соответствующим язычком, а остальные оставить закрытыми.

А еще чуть позже Фридрих понял, что изобретенную им конструкцию можно превратить в самостоятельный музыкальный инструмент. Так мастер, облегчая себе труд (сейчас мы назвали бы это рационализацией), пришел к новой форме музыкального инструмента. В ту пору Фридриху было всего семнадцать лет. Однако, восхищаясь изобретательностью молодого мастера, не будем и преувеличивать его заслуги в создании гармоники. Фридрих изобрел новую форму музыкального инструмента, но пока не сам инструмент, потому что играть на нем было еще нельзя: ведь клапанный механизм предназначался лишь для настройки. Фридрих пытался довести до конца свой замысел и сделать ручную гармонику, но у него было очень мало времени на это. Все отнимала основная работа, а гармоникой приходилось заниматься лишь урывками, поэтому в итоге получилось у него нечто вроде детской игрушки.

В технике нередко идею подает один, а разрабатывает ее другой. Например, электрическая лампочка впервые загорелась в лаборатории русского электротехника Александра Николаевича Лодыгина, но до работоспособного и промышленного вида ее довел Эдисон. Так бывало и в музыкальной технике, так случилось и с ручной гармоникой. Одна из детских игрушек попала в руки венскому органному мастеру Кириллу Демиану. Он усовершенствовал её и 6 мая 1829 года подал заявку на инструмент, названный им аккордеоном. Можно подивиться той оперативности, с которой была рассмотрена и утверждена эта заявка: уже через девятнадцать дней Демиан получил привилегию на свой инструмент. Можно подивиться и оперативности самого Демиана: еще через несколько дней он вместе со своими сыновьями стал производить аккордеоны на продажу. И вскоре, еще в год своего появления на свет, аккордеон Демиана стал известным инструментом.

Читайте также:  Dm7 аккорд каким заменить

На аккордеоне уже можно было играть – правда, очень простые мелодии и только в одной тональности, потому что он имел всего пять кнопок на правой стороне и пять на левой. Но это была музыка, а не надоедливая для взрослых детская забава.

Здесь бы надо остановиться и точнее разобраться в истории. Аккордеон мы привыкли считать гораздо более современным инструментом, чем гармошка, и вдруг оказывается, что с него-то все и началось. А кроме того, ведь у аккордеона фортепианная клавиатура для правой руки, а на инструменте Демиана были только кнопки.

Однако подождем уточнять эти вопросы – они требуют отдельного разговора, и мы к нему скоро вернемся. А пока посмотрим, как гармоника попала в Россию.

Произошло примерно то же самое, что сейчас происходит с нашими балалайками. Их покупают иностранные туристы и увозят домой в качестве экзотического сувенира. Так и в Россию привозили ручные гармоники – не туристы, конечно, а купцы, моряки, артисты. Однако здесь ей не суждено было остаться лишь сувениром – очень скоро гармоника превратилась из экзотического инструмента в народный.

А обязаны мы этим, как ни странно, не музыкальным мастерам, а тульским оружейникам. Летом 1830 года один из них, Иван Сизов , поехал на ярмарку в Нижний Новгород и там услышал гармонику. Сизов выторговал её, тогда еще довольно дорогую, и привез домой. Как всякий любознательный мастеровой, он первым делом разобрал инструмент и изучил его устройство. Убедившись, что ничего особо сложного в нем нет, тем более для тульского оружейника, взял и сделал своими руками такой же. Конечно, об этом сразу же узнали родственники и знакомые Ивана Сизова , а через них и другие. Среди тех, кто мог познакомиться с инструментом, было немало умельцев – Тула вообще всегда славилась мастерами. Очень скоро изготовление гармоник стало в Туле повальным увлечением. Сейчас мы назвали бы это массовым хобби. Очень быстро производство гармоники было поставлено на промышленную основу. Сначала открылись кустарные мастерские, а потом и фабрики. Сам Иван Сизов тоже не ограничился своей первой гармоникой, а наладил их фабричный выпуск. Ещё свежа была в памяти его диковинная нижегородская покупка, а Тула уже выпускала больше десяти тысяч инструментов в год.

Производство перекинулось в другие города, то тут, то там открывались новые промыслы, причем множились и разновидности гармоники, потому что в каждой области ее переиначивали и подлаживали под свои напевы. Саратовская, ливенская, череповецкая, касимовская, елецкая, вятская – всех и не перечислить.

А ведь минуло всего два десятка лет после изобретения Кирилла Демиана и меньше тридцати с тех пор, как Фридрих Бушман приспособил для настройки органа язычок с мехом. Чем же можно объяснить столь стремительное распространение гармоники?

Во-первых, тем, что этот инструмент как бы сам себе аккомпанирует, располагая кнопками для басового сопровождения.
Во-вторых, даже первые, во многом несовершенные инструменты уже обладали ценной особенностью: они позволяли извлекать звуки от едва слышимых до очень громких, потому что напор воздуха мог регулироваться ручным мехом.
В-третьих, привлекала неприхотливость инструмента. Гармоника годами, десятилетиями не требует подстройки, даже если ее хранят в не совсем подходящих условиях. Любой ручной струнный инструмент, как известно, приходится каждый раз подстраивать перед игрой.
И, в-четвертых, играть можно было не только сидя и не только стоя, а даже на ходу, еще и приплясывая при этом.

Какими-то из этих качеств обладают и многие другие инструменты. Но сочетание всех особенностей в одном инструменте делает гармонику неповторимой.

Правда, не все приветствовали распространение гармоники. Многие отзывались о ней не слишком лестно, называли даже «ужасным орудием пытки». Надо сказать, что и для такого мнения были основания. Инструмент еще некоторое время оставался несовершенным, иногда с чрезмерно резким звучанием, техника игры не была так основательно разработана, как для старинных инструментов, и большинство любителей настолько неумело обращалось с гармошкой, что музыкантам с изощренным слухом оставалось только затыкать уши.
Но постепенно инструмент улучшался, обретал благозвучие, находил своих выдающихся исполнителей. Голоса противников мало-помалу стихали и вовсе умолкли, когда появился баян .

Источник информации: Газарян С.С. В мире музыкальных инструментов: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1985. – С. 33 – 37.

Примечание. Некоторые исследователи утверждают, что нет совершенно никаких подтверждений того факта, что первую гармонь изобрёл Фридрих Бушман. Поэтому они отдают пальму первенства изобретения этого музыкального инструмента гениальному мастеру – Кириллу Демиану.

На фото сувенирная гармонь «Кроха», которая по количеству клавиш очень близка к характеристикам самых первых гармоней. Производство ООО «Тульская Гармонь» .

Источник

История возникновения и развития русского баяна

Баян — язычковый инструмент, воспроизводящий звуки с помощью растяжения мехов и нажатия кнопок правой и левой клавиатуры. Правая клавиатура баяна имеет трехрядное или пятирядное строение, а левая клавиатура может содержать басы и аккорды или же переключаться на аналогичное правой клавиатуре звучание, только с более низким регистром. Предшественником баяна является тульская хроматическая гармонь, а первые сведения о заводском производстве данного инструмента датированы 1907 годом.

Баян — продукт долгой истории язычковых инструментов. Первые такие приспособления для воспроизведения звуков появились очень давно — более трех тысяч лет назад. Далекими прототипами гармоник, баянов и аккордеонов можно считать национальные китайские, японские и лаосские инструменты, в частности, сохранившуюся до наших дней китайскую губную гармошку — шэн, которая имела схожий с современными инструментами принцип подачи звука. Главное отличие баяна от губных гармоник и различных духовых инструментов — звуки определенной частоты извлекаются с помощью мехов, создающих потоки воздуха. Подобные меха для нагнетания воздуха изначально использовались в кузнечном ремесле.

Изобретатель баяна

Многогранность звучания русской гармони привлекала внимание многих мастеров-изобретателей, которые вносили правки в конструкцию инструмента, совершенствуя его и развивая богатство звука. За последние полтора столетия баян претерпел множество изменений, чтобы предстать перед музыкантами нашего поколения в том виде, в котором мы его знаем сейчас. За главные преобразования инструмента наши современники могут быть благодарны органному настройщику из Германии Фридриху Бушману и чешскому мастеру Франтишку Киршнеру. Изобретатели работали независимо друг от друга, разбирая распространенные на тот момент инструменты и пытаясь придать им новый, более совершенный вид и уникальное музыкальное звучание.

Киршнер работал над созданием нового музыкального инструмента с 1787 года — усилиями мастера было сконструировано несколько экспериментальных образцов, которые совершенствовались и дорабатывались в зависимости от опытных испытаний. В основе работы инструмента лежал принцип воздушного колебания металлической пластины, которая приходила в движение от нагнетания мехов.

Бушман же решил начать работу над созданием более совершенного инструмента с помощью камертона — устройства, помогающего настроить звук органа. В таких целях использовалась металлическая пластина (язычок) — которая изначально приводилась в движение только усилиями легких мастера. Чтобы облегчить себе работу, Бушман сконструировал систему, в которой язычком двигал поток воздуха — в зависимости от положения груза и мехов. При разжимании механизма груз отправлялся вверх, а затем опускался вниз под своим весом, обеспечивая давление на меховую камеру — вследствие чего нагнетались потоки воздуха и приходил в движение стальной язычок, расположенный в специальной резонаторной коробке. Бушман использовал и совершенствовал свое изобретение только с целью более точной настройки органа — и добавил к основному звуку дополнительные голоса, которые позволяли настроить инструмент максимально точно.

Доработать изобретение Бушмана и преобразить самодельный камерон в полноценный музыкальный инструмент с полным звукорядом смог венский настройщик органов Кирилл Демиан. На основе конструкции Бушмана, приводящей в движение язычок посредством взаимодействия груза и меховой камеры, в 1829 году Демиан мастерит незамысловатый музыкальный инструмент, состоящий из двух кнопочных клавиатур и мехов между ними. Одновременное сжатие или растяжение мехов и игра на кнопках позволили исполнять различные мелодии — используя звукоряд правой клавиатуры и басовые партии левой. Инструмент, который Демиан достаточно быстро довел до ума, назвали аккордеоном — и в том же году его запатентовали и запустили в массовое производство.

Появление гармоней в России

Сразу же после распространения аккордеонов и гармоней в Европе первые экземпляры появились и в нашей стране. Умельцев, которые могли бы понять принцип работы инструмента и выполнить его на свой лад, было предостаточно — появление первых русских гармоник было датировано уже 1830 годом. Оружейник Иван Сизов смог достать один из первых баянов на тульской ярмарке — желая узнать, каким образом он играет, он из любопытства разобрал конструкцию и воссоздал упрощенный вариант — который и назвал гармонью.

Тульский оружейник смог поставить производство инструментов на поток — ежегодно экземпляры, изготовленные руками мастеров, становились украшением крупных ярмарок по всей стране. Тульские гармони до сих пор считаются эталоном качества, а каждый инструмент привлекает внимание почитателей народной музыки богатством отделки и неповторимым стилем исполнения.

Когда в России появились первые баяны?

В XIX веке популярность гармони достигла своего пика. Несмотря на упрощенное строение — играть на гармошке можно было лишь в одной минорной или мажорной тональности — инструмент выступал обязательным атрибутом многолюдных гуляний, застолий, праздников, свадеб. Гармошки, благодаря своему несложному строению, массово изготавливались на фабриках или вручную выпиливались мастерами плотницких дел.

Появлению инструмента с полноценным хроматическим звукорядом мы обязаны Петру Стерлигову, который в 1907 году выпустил первый образец и назвал его баяном — в честь песенника-сказителя Бояна, героя многих литературных произведений.

История развития баяна на этом не заканчивается — именно с 1907 года на баяне начинают играть не только простые народные мелодии и частушки, но и полноценные классические произведения. Баян становится в один ряд с другими известными профессиональными инструментами, появляются баянисты-виртуозы и первые школы игры на баяне. Но по-прежнему баян привечают на всех торжествах, широких народных гуляниях.

По вопросу приобретения баянов, пожалуйста, свяжитесь с нашими менеджерами по телефону: +7 (800) 700-12-71

Источник

Оцените статью