Аккордеон для детей вопросы

Первые занятия с начинающими в классе аккордеона

Разделы: Музыка

Аккордеон — интересный, своеобразный музыкальный инструмент, достаточно сложный для адаптации. Именно на первых уроках у ребенка можно пробудить интерес к музыке, инструменту или же уничтожить его навсегда.

Большое значение в формировании исполнительских навыков учащихся дошкольного и младшего школьного возраста (6-8 лет) имеет начальный период обучения, поскольку именно на этом этапе закладываются основные навыки, технологические приемы и т. д. От грамотного начала обучения зависит последующее развитие ученика.

1. Наглядно-демонстрационные аспекты обучения

Первое занятие целесообразно начинать со знакомства ученика с инструментом, его возможностями. Для этого педагог должен сам владеть инструментом и уметь исполнить несколько известных произведений, различных по характеру и доступных восприятию ученика. Играя ребенку на инструменте, преподаватель решает сразу несколько первоначальных педагогических задач, во-первых приобщает ученика к музыке (учит слушать музыку, прививает любовь к музыке), во-вторых используя принцип наглядности, пробуждает у ученика интерес к инструменту, желанию учиться исполнительству на инструменте и в третьих, постепенно вводит ученика в учебный процесс.

2. Теоретические аспекты обучения

После прослушивания ребенком музыкального произведения попросить определить, какая звучала музыка: грустная или веселая, медленная или быстрая. Тем самым ученик в дальнейшем начинает более внимательно слушать музыку, учась при этом определять характер и темп. Анализируя с учеником тот или иной музыкальный материал, преподаватель развивает у него музыкальные и слуховые способности.

Учитывая психологию маленького ребенка, желание сразу же сесть за аккордеон и начать играть на нем, преподаватель должен предоставить такую возможность ученику сразу на первом занятии. Первые 2-3 урока не стоит начинать изучение музыкальной грамоты, лучше уделить внимание постановочным моментам: посадке, постановке инструмента, положению рук на правой и левой клавиатурах.

Читайте также:  Христианские произведения для фортепиано

3. Практические аспекты обучения

Посадка, постановка инструмента:

Первое, на что должен обратить внимание преподаватель, вводя ученика в непосредственный контакт с инструментом, это положение корпуса учащегося и положение аккордеона. В 6-8 летнем возрасте, в большинстве случаев рост учащихся оказывается недостаточно высоким даже для самой маленькой модели аккордеона “Юность”. В этой ситуации преподаватель сталкивается с большими трудностями. Известно, что в возрасте 6-8 лет у учащихся слуховая память и тактильные ощущения не развиты, поэтому контролировать положение руки на правой клавиатуре вначале легче зрением. Однако, задача преподавателя вовремя отучить ребенка “подглядывать” в клавиатуру.

Приступая с учащимися к освоению игровых навыков, преподаватель должен начать с объяснения каким образом на аккордеоне извлекается звук. Важно, чтобы учащийся понял: громкость звука на аккордеоне не зависит от силы удара, нажатия или давления пальцев на клавишу. Звук меняется за счет различного по интенсивности ведения меха.

Понимая важность участия работы меха в комплексе звукоизвлечения, логично будет начать осваивать с учащимися игровые навыки с владения мехом. Поначалу упражнения на владение мехом должны быть просты. Первое из них заключается в обычном разведении меха. Упражнение должно выполняться с хорошей амплитудой, движение должно быть плавное, без рывков и толчков. Давление на мех должно быть достаточно сильным, т.к. в дальнейшем, если не уделить этому внимания, возникнут проблемы слабого звука. Результатом такой работы станет ровность звука, его продолжительность (длинные ноты), громкость.

Первые упражнения для правой руки:

Знакомство учащегося с правой клавиатурой начинается с белых клавиш. При нажатии клавиш нужно внимательно следить, чтобы мышцы руки (кисть, предплечье), не участвующие в работе, были расслаблены. Очень часто, ученик, нажимая каким-либо пальцем клавишу, напрягает остальные. Чтобы учащийся лучше ощущал силу пальцев и их работу, не стоит на первых уроках заставлять играть ударом или толчком, т.к. и в том и в другом случае в действии участвует вес пальца, увеличенный за счет ускорения перед касанием клавиш. Это облегчает задачу мышц пальца утопить клавишу, а следовательно, снижает их работоспособность. Важно добиться от ученика, чтобы исполняя то или иное упражнение, он нажимал каждым пальцем клавиши до упора. В отличие от фортепиано, где звуковая градация зависит от силы удара, сама по себе заставляя при ровном звуке работать все пальцы одинаково, аккордеон прощает неполный нажим или недостаток в силе удара того или иного пальца. Громкость звучания от этого не изменяется. Но в дальнейшем при исполнении пассажей в быстром темпе, пальцы будут не полностью нажимать на клавиши, либо вообще проскочив по верху клавиши вскользь, не осуществлять нажатие. Во втором случае будут потеряны несколько нот (не прозвучат в звукоряде), в первом – пострадает артикуляция – не будет четкости произношения, а также звучание каждой ноты по своей временной продолжительности будет различным. Проследив за тем, чтобы учащийся до конца прожимал клавиши, нужно принять во внимание силу давления пальцев. Она не должна слишком сильно превышать силу сопротивления клавиши. Важно чтобы учащийся тратил лишь только необходимое для удержания усилие. Игнорирование этого фактора может привести впоследствии к зажатости руки и вязкому исполнению темповых произведений, быстрых пассажей мелких нот. Осваивая упражнения, не следует сразу стремиться к их исполнению в подвижных темпах, т.к. при этом учащийся в погоне за скоростью не сможет контролировать правильность движений, сохранять кисть свободной.

Первые упражнения для левой руки на готовой системе:

Первое знакомство учащегося с левой клавиатурой происходит на готовой системе. Ознакомив учащегося с расположением рядов, басов, аккордов на готовой клавиатуре, практическое занятие следует начинать с навыка нахождения отмеченной ноты «до» третьим пальцем. Затем этим же пальцем следует освоить вертикаль основного ряда. При этом второй палец должен находиться на мажорном ряду, чтобы не упрощать задачу третьему пальцу, нащупывая заранее верхнюю кнопку.

Объяснив учащемуся, какие пальцы в большинстве случаев обслуживают те или иные ряды, можно дать первое простое упражнение – игру по всей вертикали баса и мажора одновременно, затем раздельно. Так как основной функцией готовой системы левой клавиатуры является аккомпанемент, целесообразно выполнять упражнения штрихом non legato, чтобы не формировать привычку тянущегося баса и аккорда.

Знакомство со штрихами:

Штрихи на начальном этапе обучения сводятся к legato (связно) и non legato (не связно). Какой же штрих нужно осваивать сначала. Существуют различные точки зрения. Как показывает практика, учащемуся легче дается исполнение non legato, т.к. при этом штрихе в технологический прием входят толчок и расслабление пальца до включения в действие другого. При штрихе legato помимо перечисленных компонентов происходит удерживание клавиши до нажатия следующей, и вместе с ним синхронное отпускание. Поэтому штрих legato учащемуся достигнуть сложнее. Гораздо проще перейти от legato к non legato, чем наоборот. Но нужно учесть, что более легкая технология исполнения non legato дает возможность обратить большее внимание учащегося на постановочные моменты.

4. Выбор репертуара для начинающего

Занимаясь подбором музыкальных произведений, преподавателю необходимо руководствоваться принципом доступности и посильности. Технологические навыки, необходимые для исполнения первых пьес, должны быть заложены начальными упражнениями. Хорошо, когда на один технический прием, вид техники подбирается несколько пьес. Это способствует закреплению технических навыков, а в психологическом плане не дает накопиться усталости и перенасыщению, вызванных многократным исполнением одной пьесы. Уровень сложности музыкальных произведений должен исходить от возможностей учащегося. Если при накопленном потенциале ученик в состоянии работать над более сложными пьесами, не стоит продолжать держать его на простых. Это приводит к халатному отношению к занятиям. Завышенный же по сложности репертуар снижает интерес, губит любовь к инструменту и музицированию.

Составлять репертуар преподаватель должен, принимая во внимание постепенное, незаметное для учащегося, повышение сложности пьес, руководствуясь принципом от простого к сложному. Обучение должно быть развивающим. Только при таком подходе к учебному процессу учащийся достигает хороших результатов, увеличивая свой профессиональный рост.

5. Психологический аспект обучения

Начальный этап обучения – это не только период, в который закладываются постановка и начальная техника, это еще и время, когда подлежат становлению отношения между педагогом и учеником. Помимо непосредственных профессиональных знаний, каждый преподаватель должен быть хорошим психологом. Это помогает более глубоко раскрыть у учащегося сильные стороны характера, войти с ним в более тесный контакт общения, завоевать доверие, что очень важно. Каждый ребенок является индивидом, обладает присущими только ему чертами характера, темпераментом. В зависимости от этого педагог должен найти индивидуальный подход к каждому из учащихся. Важно иметь в виду внимательность ребенка, в этом возрасте (6-8 лет) внимание ученика не имеет направленности. Оно рассеяно. Сосредоточить его можно лишь заинтересовав учащегося. Нельзя заниматься монотонно, т.к. в этом случае притупляется восприятие. Нужно помнить, что самый большой отрезок времени, на который у ребенка сохраняется внимание — это 9-10 минут. В возрасте 6-8 лет дети ведут и воспринимают свою жизнь в постоянных играх. Занимаясь с учащимся непосредственно на инструменте, а так же теорией, преподаватель должен привносить игровые моменты. В этом случае у ребенка восприятие материала становится непроизвольным. Его психика специально не напрягается для запоминания. Результат такого метода превосходит результат неигрового учебного подхода.

Очень важно найти взаимопонимание друг с другом. От этого будут зависеть дальнейшие результаты. Главное, чтобы окончив школу, (не обязательно продолжив обучение в высших учебных заведениях) учащийся не испытывал после этого отвращение к музыкальному инструменту, музыке, а наоборот, пронес любовь, заложенную педагогом, через всю жизнь.

Источник

Особенности методики работы с детьми на начальном этапе обучения игре на аккордеоне
учебно-методический материал (музыка) на тему

Этот материал предназначен для моих начинающих коллег и для родителей учащихся класса аккордеона. Здесь я постаралась описать основные этапы работы с начинающими аккордеонистами, опираясь на собственный опыт. Думаю, что эта работа даст некоторые ориентиры и поможет в обучении.

Скачать:

Вложение Размер
osobennosti_metodiki.doc 47 КБ

Предварительный просмотр:

Лукина Ирина Леонидовна

Особенности методики работы с детьми на начальном этапе обучения игре на аккордеоне

Аккордеон – замечательный музыкальный инструмент, который имеет разные сферы бытования – он придает необыкновенную задушевность своим трогательным тембром при сопровождении песен, может быть ярким и зажигательным воплощением образов современной эстрады в публичных концертах и различных мероприятиях, или иметь камерное звучание в качестве инструмента академической сцены с классическим репертуаром. Благодаря многотембровости инструмента (наличию множества регистров переключения тембра звучания) на аккордеоне можно исполнять очень разнообразный репертуар, который может удовлетворить самого взыскательного слушателя, любящего и интересующегося музыкой. А налаженная система концертно-конкурсной деятельности становится привлекательной стороной для юных музыкантов при обучении.

Мой педагогический опыт складывался из личных наблюдений, а также, явился обобщением опыта ведущих педагогов. Несмотря на знакомство с методиками и учебно-методическими пособиями других педагогов, у меня складывается своя собственная система обучения детей.

Начальный период обучения длится в течение 2-3 лет, что обусловлено освоением учеником основных простейших навыков игры. На моей практике в основном занятия начинаются с детьми пяти — шести лет.

Ребенок, приходящий в студию, хочет научиться играть на аккордеоне. Насколько соответствует понятие игра в привычном смысле для юного музыканта? Сидя за инструментом приходится выполнять очень много задач одновременно — управлять достаточно сложным музыкальным механизмом, контролировать слухом воспроизводимое звучание, регулировать движения своего тела, а при исполнении по нотам необходимо расшифровывать нотную символику. Как справиться с этими задачами не потеряв интереса к своей деятельности и радости от новых знаний?

Ответ на этот вопрос вижу в правильной трактовке понятия играть , в подаче материала в игровой форме.

Обычный ребенок хочет получать радость и удовольствие при обучении и не согласен испытывать страдания ради музыки как искусства в момент учебной работы, чтобы получить достижения в будущем. Поэтому, педагогу следует прилагать усилия для того, чтобы сделать свои уроки и обучение в целом игрой. Это не означает, что игра не может быть связана с трудом, умственными и физическими усилиями.

На данный момент не существует общей методики преподавания обучению игре на аккордеоне. Сходство с фортепианной клавиатурой правого полукорпуса аккордеона позволяет опираться на достижения фортепианной методики обучения.

Думаю, что любой педагог, ищущий эффективные методы обучения, должен ознакомиться с методическими рекомендациями великих музыкантов на каких бы инструментах они не играли. В любом случае, можно получить большое пространство для размышления на волнующие вопросы.

Много интересного содержится в пособии И. Э. Сафаровой «Игры для организации пианистических движений» (Екатеринбург, 1994). В пособии собраны игры, которые одновременно являются упражнениями на развитие движений и ощущений необходимых при соприкосновении с инструментом. Упражнения расположены по мере возрастания сложности и делятся на три группы:

  1. Пальчиковые игры
  2. Игры на крупные движения рук, ног, головы, туловища
  3. Игры на осязание

Игры-упражнения мы используем с учениками для развития дифференцированных движений, координации, тонких тактильных ощущений – как в доинструментальный период так и в период работы за инструментом (при появлении технических трудностей). В работу мы берем разные упражнения из всех трех разделов, соответствующие уровню развития ребенка. Часть из них представляет собой модель, по образу которой можно придумывать собственные движения, а другие желательно выполнять точно из-за специфики определенного движения, что указывается в комментарии.

Много близкого для себя я нахожу в брошюре Г. Хохряковой «ФОРТЕПИАНО: возможно ли обучение без мучения?» (г. Екатеринбург, 1998). Автор рассуждает о том, как заинтересовать ребенка музыкой и создать благоприятную атмосферу для творчества и музицирования, а также подчеркивает значение игры для ребенка, считает, что педагог должен придумывать к каждому случаю новую игру.

В работу также я включаю некоторые упражнения из методической разработки для преподавателей ДМШ Е. В. Климовой «Развитие мышечно-суставных ощущений и подготовка игрового аппарата учащегося-аккордеониста к овладению техническими навыками», которые учат «слушать» и «слышать» свои мышцы, помогают с легкостью осваивать и способствуют развитию мышечно-суставных ощущений и технических навыков аккордеонистов. В пособии есть нотное приложение, где к упражнениям добавлены образные веселые детские стишки, что облегчает работу. Многие из упражнений заимствованы из сборника Ганона, который пользовался особой популярностью в российских музыкальных учебных заведениях начала XX века («Пианист-виртуоз. 60 упражнений для достижения беглости, независимости, силы и равномерного развития пальцев, а также лёгкости запястья», 1873).

Для изучения нотной грамоты я использую пособие — «Где живут ноты, или веселая нотная азбука» (сл. Н. Френкель, муз. И. Космачева). Можно самостоятельно сделать карточки с каждой нотой и соответствующим стишком отдельно и придумать разные способы работы – выучив ноты показывать карточки вразброс, складывать из карточек полный звукоряд и т.п. Это пособие рассчитано только на изучение нот в скрипичном ключе в пределах одной октавы. Для басового ключа делаются отдельные карточки, которые сопоставляются с карточками нот в скрипичном ключе.

Далее, мы учим длительности нот, используя рисунок с основными длительностями, и потом приступаем к закреплению нотной грамоты: это работа с рисунком, в котором нужно угадывать, где расположена нота, а где просто какой — то схожий объект; письменное задание на определение правильной записи нот в басовом и скрипичном ключах, и обобщающего характера задание по чтению нот на рисунке «Паровозик» — где ученик должен прочесть каждую ноту и определить ее длительность. Ученики продолжают выполнять задания дальше, пока хорошо их не запомнят.

Для достижения воплощения главной цели – осознанного исполнения, убедительного воплощения художественного образа изучаемого музыкального произведения, выделяю составные части при работе. К примеру: работая над пьесой, уделяем внимание каждой партии в отдельности, отдельно проучиваем сложные места, придумывая ряд упражнений на подобный вид технических трудностей, следим за красивым и выразительным звуковедением, артикуляцией, в общем, за тем, что наполняет произведение – формой и содержанием.

На начальном этапе особое внимание нужно уделить посадке ученика и постановке инструмента и рук, потому что именно в данный период обучения складываются основные навыки игры, которые бывает очень сложно изменить в дальнейшем на других этапах. Учителю следует постоянно корректировать положение рук и инструмента, следить, чтобы спина во время исполнения была ровной, пальцы были округлыми, рука в запястье не прогибалась, а ноги стояли ровно с опорой на всю стопу; аккордеон стоял на левой ноге и имел опору на правой.

Большое внимание нужно уделить формированию навыков использования рациональной аппликатуры, что тоже важно именно в этот период как один из основных навыков. Для этого стараемся разобраться как строится мелодия и как соответственно нужно расставлять аппликатуру: если звуки идут по порядку, то и пальцы ставим так же и т.д.

Также, очень важно учить бережно относиться к инструменту, аккуратно брать и ставить его на место только на боковую или нижнюю планку, плавно нажимать регистры, то есть, развивать качества аккуратности и уважения, что тоже очень важно для успешного обучения в дальнейшем, так как мы обращаем внимание на общую культуру исполнителя, на культуру владения инструментом.

При работе с детьми применяю принцип – от простого к сложному, суть которого заключается в постепенном нарастании сложности изучаемого материала.

На данном этапе учащиеся проходят множество разнохарактерных пьес, в которых знакомятся со штрихами легато и стаккато, с мажорными и минорными аккордами в партии левой руки, которые подбираются для каждого индивидуально в соответствии со способностями и учебной программой.

Когда пьесы готовы, то ученики участвуют в концертах. Важно, чтобы ребенок не считал возникающие при исполнении запинки чем-то очень ужасным. Нужно объяснить, что ошибки при игре возникают всего лишь из-за того, что у ученика пока еще мало опыта, а выполненный характер пьесы и настроение намного важнее.

На начальном этапе обучения формируются основы исполнения, отношения к своей деятельности и к музыке, привычка играть определенным образом, поэтому педагог должен быть очень внимательным во всех сферах изучаемых учеником при контроле выполнения поставленной задачи и не пускать на самотек развитие ребенка во всех изучаемых разделах — звуковедении, посадке, аппликатуре, постановке рук и т.д.

Я нахожу много интересного и близкого для себя в начальном этапе обучения.

Источник

Оцените статью