Знакомство с гармошкой, баяном и аккордеоном
Федотова Ольга Владимировна
Знакомство с гармошкой, баяном и аккордеоном
Музыкальный руководитель Федотова Ольга Владимировна
ГБОУ Гимназия №1799 «Экополис»
В РАМКАХ ГОРОДСКОГО ПРОЕКТА «КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА В ДЕТСКОМ САДУ»
«ЗНАКОМСТВО С ГАРМОШКОЙ, БАЯНОМ И АККОРДЕО НОМ»
Цель: углублять знания детей о музыкальных инструментах.
Задачи: знакомить с историей возникновения музыкальных инструментов. Воспитывать интерес к народной культуре и чувство гордости за русских мастеров музыкальных инструментов, развивать и обогащать словарный запас детей.
Слайд — заставка «Классическая музыка в детском саду»
Дети входят в зал под «Вальс – шутку» Шостаковича, занимают места.
Музыкальный руководитель. Дорогие ребята! Сегодня у нас необычное занятие — мы поговорим с вами о музыкальных инструментах. Многие музыкальные инструменты вам знакомы, на них вы играете на музыкальных занятиях. Это – ложки, бубны, металлофоны.
Показ слайда «Детский оркестр»
Музыкальный руководитель. Давайте вспомним, какие ещё инструменты вы знаете (ответы детей).
Показ слайда «Музыкальные инструменты»
Музыкальный руководитель. Ребята, а на каком инструменте играл крокодил Гена из мультфильма?
Дети. На гармошке!
Музыкальный руководитель. Правильно, вот на такой гармошке.
(показать игрушечную гармошку) Гармошка состоит из двух частей – коробочек. Между ними находится складочки — мех, в которые накачивается воздух. На каждой части гармошки расположены кнопки. Гармонист нажимает на кнопочки, раздвигает мех и тогда гармонь начинает звучать.
Давайте послушаем, как звучит гармошка в «Песенке крокодила Гены».
Звукозапись песни В. Шаинского «Песенка крокодила Гены».
Показ слайда «Крокодил Гена играет на гармошке»
Музыкальный руководитель. Гармошка или гармонь – это старинный русский народный музыкальный инструмент. Без гармошки не обходился ни один праздник: под гармошку пели частушки и плясали!
Показ слайда «Пляска под гармошку»
Музыкальный руководитель. Первые русские гармошки стали изготавливать в городе Туле. Этот город уже славился своими Тульскими пряниками и самоварами. Гармошки тоже стали называться — Тульскими.
У Тульской гармошки очень красивая отделка – это нарядная гармошка. Она украшена ягодами или цветами.
Показ 2 -х слайдов:
«Тульская гармонь, украшенная цветами»
«Тульская гармонь, украшенная ягодами»
Наша Тульская гармошка не стареет сотню лет.
В красоте, таланте русском весь находится секрет.
Ты играй, моя гармошка, ты подружка подпевай,
Мастеров старинной Тулы во весь голос прославляй!
-Послушайте, как звучит Тульская гармошка.
Звукозапись звучания Тульской гармошки.
Музыкальный руководитель. У гармони есть два брата – это современные музыкальные инструменты – Баян и Аккордеон.
Показ слайда «Баян и аккордеон»
Музыкальный руководитель. У аккордеона – с одной стороны кнопки, а с другой – клавиши, как у пианино.
Показ слайда «Аккордеон»
Он носит клавиши и кнопки,
И нрав его совсем не робкий.
Прекрасен в голосе своём,
Звучит оркестр целый в нем.
Аккордеон — как волшебство,
Все звуки собраны в него.
Музыкальный руководитель. Послушайте, как звучит аккордеон.
Звукозапись аккордеона.
Показ слайда «Аккордеон»
Музыкальный руководитель. У баяна на каждой коробочке корпуса, и справа и слева находятся кнопки.
У него рубашка в складку,
Любит он плясать в присядку.
Он и пляшет, и поёт –
Если в руки попадёт.
Много пуговиц на нём
С перламутровым огнём.
Весельчак, а не буян.
Голосистый мой баян!
Показ слайда «Баян»
Музыкальный руководитель. Сегодня звучание баяна мы услышим не в записи, а в живом звуке! У нас в гостях юный баянист, выпускник нашего детского сада Никита Коковин. Он учится в музыкальной школе по классу баяна. Сегодня он исполнит для нас несколько музыкальных произведений.
ИСПОЛНЯЮТСЯ ПЬЕСЫ ДЛЯ БАЯНА.
Музыкальный руководитель. Ребята, давайте поаплодируем нашему баянисту за прекрасное исполнение!
Сегодня ребята вы познакомились и послушали новый для вас музыкальный инструмент. Как он называется (баян).
А какие вы узнали похожие на баян инструменты?
Дети. Гармонь и Аккордеон!
Прикреплённые файлы:
prezentacija-muzykalnye-instrumenty_ccgh7.pptx | 5244,72 Кб |
Мастер-класс поделки из бумаги гармошкой «Букет для мамочки» Мастер класс «Букет для мамочки» Прекрасный праздник-8 марта,признано считать Международным Женским Днем, его отмечает вся страна. Каждый.
«Горд хвостом своим павлин!» Мастер-класс с использованием техники складывания бумаги «гармошкой» «Что за чудо, по полянке Ходит важно веер яркий! Красоты той властелин, Горд хвостом своим павлин!» (В. Сибирцев) Павлин считается самой.
Знакомство со школой Дети — существа любознательные, а потому знания усваивают лучше, если находятся в процессе интересного исследования. Этому лучше всего способствуют.
Аппликация гармошкой «Клоун». Аппликация гармошкой «Клоун». День смеха — всемирный праздник отмечающий первого апреля во многих странах. Во время этого праздника принято.
«Рыбка». Детский мастер-класс поделки из бумаги, сложенной гармошкой Для «Рыбки»понадобилось: -полоски тонированной бумаги четырёх цветов; -клеящий карандаш; — ножницы. В начале работы берем полоски разноцветной.
Аппликация гармошкой «Картина для мамы» 8 марта- «Международный женский день». Праздник весны, любви и красоты, тепла, цветов, улыбок и мужского внимания. Это день, когда не зависимо.
«Дружные ребята». Конспект НОД по аппликации из бумаги, сложенной гармошкой Конспект НОД по аппликации: Тема «Дружные ребята»! Задачи: Воспитательная цель: 1. Формировать понятия «Дружба». Учить сотрудничать и.
Мастер-класс поделки из бумаги гармошкой к 8 Марта «Цветочная полянка» (вторая младшая группа) К приближению весеннего праздника 8 марта хотелось поделиться своим опытом по работе с детьми этой несложной поделкой к празднику. У нас.
Проект: Знакомство с правилами дорожного движения «Знакомство с автобусом». Для детей раннего возраста. В наше время дети развиваются намного быстрее, чем в предыдущее десятилетие, это обусловлено с развитием новых технологий. Почти каждый.
Знакомство с Мишуткой. Конспекты подготовлены воспитателями: Макаровой Е. С. и Медведевой Ю. В. Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой во.
Источник
Проект «Аккордеон в ДОУ и в семье»
Ольга Кучерова
Проект «Аккордеон в ДОУ и в семье»
2. Актуальность проекта….3
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты…3-5
4. Аннотация проекта ….5-6
5. Этапы реализации проекта программы…. 6-7
6. План мероприятий …. …7-8
8. Риски и пути преодоления рисков ….10
10. Литература ….12
“Рассматриваю музыку не как
искусство забавлять слух,
но и как одно из величайших средств
трогать душу и возбуждать чувства”
Музыка – величайшее достижение человечества, одно из необходимых средств общения людей и условий развития их духовной культуры.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы.
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.
Впервые о “Методе проектов” заговорил Джон Дьюи, американский педагог-демократ. Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965, который разработал “проектную систему обучения”.
Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу, включаясь, таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями.
“…дети любят искать, сами находить. В этом их сила”, — писал А. Эйнштейн; а “…творчество – разновидность поисковой активности», утверждал В. С. Ротенберг и что “на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького “искателя истины”, необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания”,- писал К. Н. Вентцель.
Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе “делания”. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы — формирование творческого потенциала в содружестве «педагог – дошкольник – родитель» посредством развития навыков игры на аккордеоне и создания мини-оркестра.
Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия реализации проекта, предметом деятельности является процесс развития творческого потенциала.
2 Актуальность создания проекта
С каждым годом все больше детей получает в детском саду музыкальное развитие. Рассматривая картинки, дети учатся понимать живопись, слушая рассказы, воспринимают художественное слово, а слушая песни или пьесы, сыгранные на каком- либо музыкальном инструменте, они учатся любить, понимать и осознавать музыку.
Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, — пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность – умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии.Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.
Моя задача научить дошкольника понимать музыку, а для этого, прежде всего, необходимо развивать музыкальный слух.
Работа по обучению детей игре на музыкальных инструментах актуальна и поможет мне расширить процесс овладения музыкальной деятельностью ребенка. Игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.
Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Аккордеон в ДОУ и в семье».
Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные.
2. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
Стратегическая цель: создание благоприятных условий для музыкального развития детей дошкольного возраста совместно с решением задач обучения дошкольников игре на аккордеоне в условиях детского сада.
1. Создать модель проекта для пробуждения интереса дошкольника и родителей к совместной деятельности через познание аккордеона.
2. Сформировать сообщество «педагог – дошкольник – родитель», способное к познанию инструмента.
3. Организовать насыщенное и познавательное жизнепроживание в реализации проекта.
1. Организация пространства развития ребёнка.
2. Методическое обеспечение проекта.
3. Материально-техническое обеспечение.
1. Организация системы управлением проекта.
2. Приобщение дошкольника и родителей к музицированию.
3. Повышение уровня знаний у родителей по обучению детей игре на музыкальных инструментах.
1. Правильно организовать и направить работу в проекте, учитывая разновозрастные ступени.
2. Создание «фундамента», на котором построится все дальнейшее развитие дошкольника.
3. Партнёрство в сообществе «педагог – дошкольник – родитель»
1. Создание образовательной среды с учётом индивидуальных особенностей дошкольника и родителей.
2. Методическое обеспечение проекта, нацеленное на выявление и развитие индивидуальных творческих и познавательных способностей сообщества проекта.
3. Создание картотеки для познания аккордеона.
1. Готовность сообщества к реализации проекта.
2. Дошкольник и родители, способные играть в оркестре.
3. Создание банка данных опыта родителей. 1. Организованная деятельность участников проекта
2. Прогрессивный период духовного овладения музыкой (хранить в уме, носить в душе, слышать своим ухом).
3. Единство семейного и общественного воспитания.
1. Развивающая среда, достаточная для формирования творческих и познавательных способностей.
2. Проект «Аккордеон в ДОУ и в семье» и рекомендации для родителей.
3. Картотека для познания аккордеона.
1. Сплочённость общностью целей сообщества «педагог – дошкольник – родитель»
2. Дошкольник и родители, играющие в оркестре.
3. Банк данных опыта родителей.
1. Участник проекта – активная и творческая личность.
2. Большой объём знаний участников проекта.
3. Дошкольник с высоким развитием музыкальных и познавательных способностей.
В подготовительной группе я знакомлю детей с аккордеоном. Даю его рассмотреть. Дети слушают знакомые мелодии в моем исполнении и прослушиваем его звучание в исполнении музыкантов — профессионалов. Играть на аккордеоне может не каждый ребенок. В подготовительной Из всех детских инструментов он сложен для детей. Из группы детей 5-6 человек детей которые хотят научится игре на аккордеоне. Эта работа проводится индивидуально. Я учу детей не вытягивать пальцы, держать их над клавиатурой, учим правильной аппликатуре, разводить аккордеон спокойно без рывков, следить за своей осанкой при игре.
В основу данного проектаположены следующие идеи:
1. Приобщение к любительскому музицированию “игре для себя”.
2. Искать такие способы развития дошкольника, которые бы постепенно превращали его фантазию в звуковое воображение.
3. Очень важно, начиная работу с детьми 6-7 летнего возраста, сделать родителей соучастниками педагогического процесса.
В соответствии с ФГТ проектопирается на научные принципы ее построения:
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
•единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
•принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
•решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
•построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
•принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает:
— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Ряд авторов (Джон Дьюи (1859-1952, Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965, В. С. Ротенберг, Ф. А. Дистервег) рассматривают проекты с детьми,во-первых: творчество – разновидность поисковой активности,во-вторых: плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.
Пути решения проекта:
• обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;
• учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;
• разработать систему реализации идей на основе реальной
практики и возможностей конкретной семьи;
• оценить риски реализации проекта.
5. Этапы реализации проекта
Реализация проектарассчитана на 2 недели: с «7» ноября по «21» ноября
№ п/п Этапы Цель Сроки
1. Подготовительно-проектировочный этап
Сбор информации и проектирование воспитательно-образовательной деятельности с участниками проекта.
2. Практический этап
Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их компетенции по вопросам обучения детей игре на музыкальных инструментах
3. Обобщающе — результативный этап
Защита проекта и подведение итогов результативности реализации проекта
6. План мероприятий
№ п/п Название мероприятий Сроки Ответственные
1 этап — Подготовительно-проектировочный этап
1 Составление плана работы по проекту
2 Подборка материала для изготовления альбома.
3 Привлечение материалов из
Интернета. Подборка видео материала.
4 Подборка материала для записной книжки – копилки.
5 Подборка дидактических игр
6 Поиск и сбор информации об аккордеоне
2 этап — Практический этап
1 Посмотреть и послушать музыку в исполнении известного аккордеониста Петра Дранго.
2 Изготовление игрового материала для фланелеграфа
длинные и короткие лучики, музыкальные инструменты.
3 Внести в записную книжку музыкального руководителя
«сказки о музыке» и проблемные ситуации.
4 Обучение ребенка игре на аккордеоне.
5 Изготовление картотеки музыкально — дидактических игр.
6 Создание альбома «История аккордеона».
7Сотрудничество с семьей в работе над проектом.
3 этап — Обобщающе — результативный этап
1Выступление семейного оркестра.
ребенок и родители
2 Обобщение опыта по теме «Обучение дошкольников
игре на аккордеоне»
3 Презентация результатов работы над проектом
7. Ресурсное обеспечение проекта
• Закон РФ «Об образовании»
• Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования» от 5.07.2001
• Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
• Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Для работы в проекте привлекаются музыкальный руководитель родители и ребенок.
По образовательному цензу коллектив проектавыглядит следующим образом:
Всего педагогов Высшее образование Средне специальное образование Неоконченное высшее образование Неспециалисты
Таким образом, образовательный ценз педагогов ДОУ достаточно высокий, способный организовать воспитание и образование на достаточном уровне.
По возрастному цензу:
До 30 лет До 40 лет До 50 лет Более 50
По стажу педагогической деятельности:
До 5 лет До 10 дет До 15 лет До 25 лет Более
Высшая категория Первая категория Вторая категория
Таким образом, профессиональный уровень педагога достаточно высок.
• Журнал «Музыкальный руководитель»
• Ресурсы сети Интернет
Фонд методического кабинета:
Материально-технические ресурсы: ДОУ функционирует в типовом двухэтажном здании ДОУ «Детский сад № 5 «Колокольчик»», рассчитанном на 115 мест. В ДОУ имеется музыкальный зал, который оснащен мебелью, экраном, компьютером, мультимедийным проектором, акустической системой «Фоник».
Финансирование проекта производится из методических средств музыкального руководителя.
Объект финансирования проекта
Вся финансово-экономическая деятельность направлена на реализацию данного проекта
№ п/п Наименование мероприятий Ориентировочная стоимость
• пособие «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах»
• пособие «Музыкально – дидактические игры» 300 рублей
• Картон белый 500 рублей
4 Ресурсы сети Интернет 235 рублей
5 Подписка на СМИ:
• Журнал «Музыкальный руководитель»;
• Журнал «Музыкальная палитра». 600 рублей
ИТОГО 1635 рублей
Критерии оценивания проекта
1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, интересом ребёнка к образовательному процессу).
2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.
4.Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в музыкальной школе.
8. Риски и пути преодоления рисков
Риски Пути преодоления рисков
1. Не достаток информации Использование материала из Интернета и методической литературы.
2. Не желание родителей играть в оркестре. Организация системного взаимодействия с родителями и привлечение их к образовательному процессу.
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства.
Проведенная работа по обучению игры на аккордеоне:
— обогатила дошкольника опытом восприятия музыки;
— воспитала интерес к детским музыкальным инструментам;
— способствовала развитию чувство ритма;
— научила различать музыкальные инструменты по тембру и внешнему виду;
— способствовала обучению правильным приемам звукоизвлечения;
— помогла играть одному и в ансамбле, самостоятельно организовывать небольшой оркестр.
Систематическая и планомерная работа по проекту в аспекте данной проблемы, эффективно помогает развивать музыкальные способности и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность ребенка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает семью.
Представленная система работы направлена не только на обучение игре на аккордеоне, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку в процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные особенности ребенка.
В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер.
Проект «Ах, эти сказки!» Проект был создан с условиями внедрение ФГТ в структуру программы ДОУ и показан на Районном методическом объединении в Коелгинском МКДОУ.
Рекомендации для воспитателей по оформлению проектов 1. Титульный лист. 2. Тип проекта (исследовательский, творческий, игровой 3. Вид проекта (продолжительность) 4. Участники проекта 5. Краткая.
Источник