Аккордеон или баян отличия

В чем разница между баяном и аккордеоном

Баян и аккордеон относятся к клавишно-пневматическим инструментам. Звучание образуется с помощью воздушного потока, который попадает в изделие через клапаны. Оба инструмента имеют широкую музыкальную палитру и используются на концертах или в веселых компаниях. Для людей, не разбирающихся в музыке, разница между баяном и аккордеоном не видна. Внешне они очень похожи, отличить сможет только профессионал. Нужно тщательно изучить каждый инструмент, чтобы различать схожие модели.

Этот музыкальный инструмент является универсальным: на нем можно исполнить как классические произведения, так и народные песни. Звучание похоже на флейту, фагот, кларнет или даже орган, в зависимости от игры. У баяна большие возможности — ему подвластны романтическая лиричная композиция и мрачная драма. Современная модель может исполнять песни разных жанров: от рока до классики. Звучит баян мелодично и насыщенно, звук четкий и ясный. В руках музыканта инструмент способен заменить небольшой оркестр.

Способ создания в России начал осваиваться в начале ХХ века. В 1907 году был создан первый трехрядный инструмент.

Современная модель состоит из 2 секций и меха, соединяющего всю конструкцию. Большие инструменты могут достигать 15 кг в весе.

Правая часть — это прямоугольная коробка, на которую крепятся гриф и дека с механизмами. Для их изготовления используется ель, береза или клен. Исполнитель нажимает на клавиши, механизм приводит в движения клапаны, воздух попадает к голосовым планкам и язычкам. На некоторых моделях есть переключатели регистров, они меняют тембр. На коробке крепятся 2 широких ремня для удобной фиксации. Клавиши расположены на грифе в 3, 4 или 5 рядов, в зависимости от модели. Вертикальные ряды нумеруются от меховой камеры на обеих клавиатурах.

Читайте также:  Отличие шестиструнной гитары от семиструнной гитары

На левой коробке баяна располагается 5 или 6 рядов клавиш: 2 из них басы, остальные — готовые аккорды. Установлен регистр переключения готового или выборного звукоизвлечения. На коробке расположен ремень для левой руки, чтобы исполнитель приводил в движение меховую камеру.

Мех (меховая камера) крепится к корпусу с помощью рамок. Изготавливается он из прочного картона, который сверху заклеивают тканью.

Различают 2 вида баянов:

  1. Обычные (классифицируются по системам аккомпанемента).
  2. Оркестровые (клавиатура расположена только с правой стороны, различаются модели по диапазону и по тембру).

Аккордеон

Играя на аккордеоне, можно имитировать разные музыкальные инструменты. Звучание может быть мягким и плавным или грубым и жестким. В руках профессионала аккордеон способен заменить целый оркестр. У современной модели богатая звуковая палитра: от пианино до органа. Максимальный вес аккордеона — 15 кг.

Сначала он получил широкое распространение в Европе, когда музыкальные мастера пытались усовершенствовать гармонь с ограниченным звучанием. В СССР аккордеон появился в 30-ых годах.

У аккордеона сложная конструкция, он состоит из более 100 деталей. Модель представляет собой 2 большие секции, соединенные мехом, которым можно регулировать тембр и звучание.

Правая секция состоит из прямоугольной коробки и грифа с клавиатурой, как на фортепьяно. Количество клавиш сильно варьируется, максимум — 41. Внутри находится правая дека, в которой вырезаны звуковые отверстия, совпадающие отверстиями резонаторов. На них установлены голосовые планки. Специальные клапаны открывают отверстия, и воздух попадает внутрь, создавая звук.

С помощью регистра меняется звучание. На правой коробке прикреплены широкие ремни, с помощью которых аккордеон держится у исполнителя на плечах.

Мех производят из картона, который укрепляют с помощью склеивания тканью и стальных накладок.

Классифицируются аккордеоны по виду клавиатуры:

  1. Клавишная (как на фортепьяно).
  2. Кнопочная (3-5 рядов кнопок).

Также инструмент делится на типы, в зависимости от цели использования:

  • Обучение.
  • Любительское музицирование.
  • Концертное выступление.

Схожие черты

Внешне оба инструмента практически одинаковы. У них множество сходств:

  • Внешний вид (габариты, мех, прямоугольные коробки, ремешки для плеч).
  • Левая клавиатура.
  • Вес.
  • Разновидности по настройке левой клавиатуры (готовый, выборный, готово-выборный).
  • Хроматическое расположение клавиш.
  • Практически одинаковое звучание.
  • Способ изготовления.
  • Появление в России.
  • Внутренние механизмы.
  • Метод игры исполнителя (нажатие клавиш и движение меховой камерой).

Сравнение и различия

Главное отличие баяна и аккордеона друг от друга — правая клавиатура. У первого инструмента она представляет собой 3 ряда кнопок. У второго же клавиатура выглядит, как у фортепьяно. Однако это касается только клавишного вида. У баяна диапазон больше.

Аккордеон имеет более широкую звуковую гамму, чем баян. Хотя это отличие слабо заметно. Игра на баяне дает более чистое звучание, когда как у аккордеона оно бархатистое. Только профессиональный музыкант отличит инструменты на слух.

У баяна форма корпуса прямоугольная, у аккордеона — округлая, и более длинный гриф.

«Баян» — это русское название инструмента, и оно закрепилось во всем мире. Аккордеоном же, чаще всего, в других странах называют разные типы клавишно-пневматических инструментов.

Источник

Чем отличается баян от аккордеона: устройство, клавиатура

Баян, аккордеон, гармоника… Для людей неискушенных, далеких от музыки, между этими инструментами нет никакой разницы: и то гармошка, и это гармошка. Такие люди могут спокойно прийти в магазин музыкальных инструментов и, указывая на аккордеон, попросить: «Дайте мне вот эту гармонь!» Аккордеонистов они путают с баянистами, а тех и других – с гармонистами.

А между тем различия есть, и довольно существенные. Но чтобы понять, чем отличается баян от аккордеона, нужно сказать несколько слов об их общем прародителе.

Гармонь – двоюродная сестра варгана

Все гармони, так же как баяны и аккордеоны, относятся к язычковым музыкальным инструментам. Поскольку у них есть клавиатура, то их одновременно считают и клавишными, точнее клавишно-пневматическими. Но все же главная примета, отличающая любую гармонь, – это язычок, гибкая стальная пластинка, при вибрации которой и получается звук. В разных инструментах язычок приводится в движение по-разному. Например, на варгане играют, прижимая его к зубам и одновременно ударяя по язычку пальцами, а резонатором здесь служит рот. Раскрывая его поуже или пошире, можно получать звуки разного тембра.

Как устроена гармонь?

У гармони язычки колеблются в потоке воздуха, который нагнетает исполнитель, сжимая и растягивая мех. Они закреплены на металлических планках с прорезями, через которые и проходит воздух, и бывают разных размеров: одни массивнее и больше – эти язычки дают более низкие звуки, другие полегче и поменьше – здесь звуки получаются более высокими.

На каждой планке с двух сторон закреплено два язычка, разделенных кожаным клапаном таким образом, что при сжатии меха вибрирует только один из них, а при растяжении – другой. Соответственно, и прорезей, которые перекрывают язычки, тоже две.

Для усиления звука служат воздушные камеры — резонаторы, к которым прикрепляются планки. Эти резонаторы деревянные (как правило, еловые). Вместе с планками они собраны в блоки, которые устанавливаются внутрь корпуса гармони на деку – особую перегородку с отверстиями. Резонаторные блоки расположены с той стороны деки, которая ближе к меху, а со стороны корпуса находятся клапаны для подачи воздуха. Эти клапаны соединены с кнопками и прикрыты решеткой.

При нажатии кнопок клапаны открываются, воздух проходит через деку, и язычки колеблются, создавая звук.

Иногда размеры язычков на звуковых планках, а значит, их музыкальный тон, могут отличаться. Поэтому все гармони делятся на две большие группы: в одной язычки на «входе» и «выходе» одинаковые, самая знаменитая гармонь такого типа – хромка. Во второй группе эти язычки различаются, что дает звуки разной высоты. К этому типу относятся такие гармони, как тальянка (искаженное «итальянка»).

Отличия левой и правой клавиатур

Кнопки левой клавиатуры располагаются на самом корпусе. Она предназначена для аккомпанемента. Нажатие одной кнопки на ней открывает сразу несколько резонаторных камер, и звучит целый аккорд.

На правой клавиатуре играют саму мелодию. Здесь кнопки находятся на грифе, прикрепленном к корпусу, и снабжены металлическими рычагами, уходящими к клапанам. Они расположены в один или несколько рядов (отсюда названия «однорядка», «двухрядка» и т. д.). Нажатие одной кнопки открывает только один резонатор – и поэтому звучит одиночный чистый музыкальный тон.

Первые ручные гармоники

В 1783 году чешский мастер Киршник, проживавший в Петербурге, открыл новый (как ему казалось) способ извлекать звуки – при помощи металлических язычков. В 1821 году берлинский мастер Бушман на основе этого способа создал губную гармонику, а в следующем году попробовал присоединить к ней мех. В 1829 году венский изобретатель Кирилл Демиан придумал инструмент, который он назвал аккордеоном, потому что левая клавиатура его была такой же, как у современных гармоник, – аккордовой: нажатие одной кнопки давало целый аккорд. Впрочем, правой клавиатуры у этого инструмента еще не было.

Приблизительно в 1830-е годы новинка проникла в Россию, обзавелась там простецким именем – гармошка — и завоевала большую популярность.

От гармони – к баяну и аккордеону

Но музыканты сразу заметили, что у простых гармоней есть и недостатки. Например, у них ограниченный звуковой диапазон (мало октав). Как правило, они имеют только одну тональность, и бывают либо мажорными, либо минорными.

Поэтому уже скоро встал вопрос об изобретении такого музыкального инструмента, который имел бы достоинства гармони, но при этом обладал бы обширным звукорядом и равномерно темперированным музыкальным строем (т. е. таким строем, где каждая октава делится на 12 математически равных полутонов). Этот строй применяется в академической музыке уже несколько веков. Другое его название – «полный хроматический звукоряд».

На протяжении 19-го века различные фирмы и мастера в Европе и в России работали над усовершенствованием гармони. К левой клавиатуре добавилась правая, появились различные прообразы баяна и аккордеона с фортепианной клавиатурой – среди них «рояльная гармошка» из города Ельца и хроматическая гармоника Николая Ивановича Белобородова, созданная в 1870 году.

В 1907 изобретатель Петр Егорович Стерлигов изготовил первый трехрядный баян, а в 1913 году – и пятирядный.

Примерно в то же время в Европе распространились хроматические гармоники с фортепианной клавиатурой, то есть современные аккордеоны. В Советский Союз они попали приблизительно в 1930-е годы.

Баян и аккордеон: сходство

Во-первых, как уже говорилось в статье, и баян, и аккордеон – гармоники хроматические, то есть обладают равномерно темперированным строем (12 полутонов на октаву) и большим диапазоном октав.

Во-вторых, устройство баяна и аккордеона похоже, в частности левая клавиатура. Она предназначена для басовых нот (первые два ряда кнопок) и для аккордов (четыре остальных ряда – мажор, минор, септаккорд, уменьшенный септаккорд).

Типы баянов и аккордеонов

Приходя в магазин музыкальных инструментов, чтобы купить себе подходящую гармонику, нужно знать, что есть еще один важный нюанс.

Как баяны, так и аккордеоны делятся на три типа: готовые, выборные, и готово-выборные. У готовых левая клавиатура настроена так, как описано выше. У выборных она, точно так же, как и правая, нужна для того, чтобы извлекать не аккорды, а отдельные ноты. У третьего типа – готово-выборных – между двумя режимами можно переключаться. Для переключения на левой клавиатуре есть специальная клавиша-регистр. В выборном режиме ряды с аккордами превращаются в подобие правой клавиатуры четырехрядного баяна, только отраженное зеркально.

Музыканты-профессионалы больше всего любят именно готово-выборные аккордеоны и баяны, так как возможности у этих инструментов очень широки. Они немного сложнее в освоении, чем готовые, зато сыграть на них можно практически все, что угодно – даже фуги Баха.

Чем отличается баян от аккордеона

Помимо разной формы корпуса (у баяна она более прямоугольная, у аккордеона – более округлая), и формы грифа (у аккордеона гриф длиннее), главное, чем отличается баян от аккордеона, — это клавиатура для правой руки.

На правой клавиатуре баяна расположены от трех до пяти рядов кнопок, представляющих полный хроматический звукоряд и охватывающих диапазон 5-6 октав. Бывают как 3-рядные, так и 5-рядные баяны, причем у пятирядного баяна первый и второй ряды кнопок аналогичны четвертому и пятому. При игре на нем это облегчает переход из одной тональности в другую.

Правая клавиатура аккордеона – это ряд массивных клавиш, похожих на фортепианные. Как правило, на грифе расположена 41 клавиша. Еще правая клавиатура имеет несколько переключателей регистров. С их помощью меняют тембр звука или его высоту, делая звук на октаву выше или ниже. У концертных моделей аккордеонов есть и такие переключатели, которые можно нажимать подбородком, не прерывая игры.

Однако сама клавиатура аккордеона охватывает меньший диапазон, чем клавиатура баяна. Будучи подобным баяну музыкальным инструментом, аккордеон (если не принимать во внимание переключатели регистров) может брать только три с половиной октавы.

И наконец, главное, чем отличается баян от аккордеона, – это звучание. В аккордеоне голосовые язычки настраивают с небольшим разнобоем, у музыкантов это называется «в разлив», что дает более бархатистый звук. У баяна язычки настроены в унисон, и звук более чистый.

Источник

Оцените статью