Народные инструменты (домра, гитара, баян, аккордеон)
Домра
Домра — русский щипковый струнный музыкальный инструмент. Имеет овальный корпус, длинный гриф, три/четыре струны. В 16—17 вв. была очень популярна у скоморохов. Воссоздана в конце 19 века.
Домра – старинный народный инструмент, жемчужина русской музыки. Благодаря своему неповторимому «солнечному», трепетному, задушевному звучанию, домра является ведущим инструментом народного оркестра. История домры полна загадок: она появилась на Руси тысячи лет назад, но сегодня никто не может с полной уверенностью поведать правду о ее происхождении. Многие зарубежные музыканты считают домру «русским чудом», о чем ярко свидетельствует огромная популярность инструмента за пределами России. Сегодня весь мир охвачен модой на русскую народную музыку. Детские ансамбли русских народных инструментов с успехом гастролируют в самых разных уголках земного шара. Домре аплодирует весь мир! Присоединяйтесь! Наши преподаватели с удовольствием помогут вам в этом.
Гитара
Гитара — (греч. kithára — кифара, цитра) — струнный щипковый инструмент арабского происхождения (через Испанию). Имеет корпус с глубокими выемками по бокам, длинный гриф, шесть/семь струн.
Гитара — традиционно относится к самым популярным музыкальным инструментам: в быту на ней играет и стар и млад. Это – инструмент для компании друзей, похода, романтического вечера…
Профессиональных же исполнителей хорошего уровня не так уж и много, а гитаристов-суперзвезд, как у нас, так и за рубежом насчитываются единицы. Приоритетной задачей преподавателей нашей школы является профессиональное обучение гитаристов: формирование достаточных технических навыков, выразительности, исполнительской культуры. Обучение любительскому музицированию ведется на хозрасчетной основе.
Аккордеон, баян
Аккордеон (франц. accordéon) — одна из наиболее совершенных разновидностей гармони с правой клавиатурой фортепианного типа, левой клавиатурой с басами и готовым аккордовым аккомпанементом. Сконструированный Ф.Бушманом в Берлине в 1822, аккордеон завоевал особую популярность среди исполнителей народной музыки в Америке, Центральной Европе и в России.
Баян – (по имени сказочного древнерусского поэта Баяна, упоминаемого в «Слове о полку Игореве») — ручная кнопочная гармонь с полным звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым аккордовым аккомпанементом на левой. Предшественники баяна — четырехрядная петербургская гармоника и трехрядная «венская». Баян является не только народным, но и сольным концертным, и оркестровым инструментом.
История баяна и аккордеона насчитывает более 200 лет. За это время они завоевали невероятную популярность в мире. Аккордеон – культовый инструмент Германии, Франции, Италии. Русский баян популярен не только на Западе, но и на Востоке — в Китае и Японии игре на баяне обучаются дети в общеобразовательных школах.
В наше время баян и аккордеон переживают свое второе рождение в России. Сегодня, детские оркестры баянистов и аккордеонистов с успехом выступают на самых разных концертных площадках, участвуют в многочисленных фестивалях и конкурсах в стране и за рубежом. Наш оркестр баянистов и аккордеонистов «Рифей» — лауреат городских и областных конкурсов – ждет новых участников! Здесь вы окунетесь в мир потрясающей Музыки, найдете друзей, почувствуете, как это здорово – выступать на большой сцене! А наши преподаватели помогут каждому ученику развиваться в своем темпе, добиваться успеха, получать удовольствие от творчества.
К обучению принимаются дети: от 6,5 до 9 лет — срок обучения 8 лет; от 10 до 12 лет — срок обучения 5 лет.
Наилучший возраст для начала обучения: домра — 6-8 лет; баян, аккордеон — 7-9 лет; гитара — 8-10 лет.
Источник
О значении народных инструментов аккордеона и баяна
Баян – «душа русского народа». Аккордеон – «красота русского народа»
Любая нация или народность имеют свою музыкальную культуру, а значит любимый народный музыкальные инструменты. Неповторимое звучание – вот что привлекает в баяне и аккордеоне исполнителей и слушателей. Эти инструменты звучат в камерных концертах, различных ансамблях и оркестрах русских народных инструментов, они желанные
Аккордеон в переводе с французского – означает «гармонь». Это один из самых популярных инструментов не только в России, но и за рубежом. Особую популярность аккордеон завоевал среди исполнителей народной музыки в России, Италии, Германии, Франции, Болгарии, Латвии, США и во многих других странах. Баян и аккордеон – это разновидности гармоники.
Название «аккордеон» инструмент получил в 1829 году в Вене, когда мастер Кирилл Демиан изготовил вместе с сыновьями гармонику с аккордовым аккомпанементом в левой руке. С того времени все гармоники, имевшие аккордовый аккомпанемент, во многих странах стали называться аккордеонами. От звуков аккордеона пробегают мурашки по коже. Переливы мелодий этого инструмента вызывают взрывы эмоций у слушателя: музыка то роняет в глубины подсознания, то подбрасывает под облака — так может играть только аккордеон.
По статистике именно аккордеон является одним из самых любимых инструментов жителей России, ведь этот музыкальный инструмент позволяет создавать уникальные мелодии и оригинальное звучание музыки в разной тональности. Нужно заметить также, что аккордеон сейчас является одним из самых совершенствующихся и развивающихся музыкальных инструментов: с каждым годом увеличиваются регистровые и тембровые возможности, что делает инструмент поистине уникальным.
Несмотря, на страну происхождения этого инструмента, на сегодняшний день, именно российские аккордеонисты владеют самой виртуозной техникой игры и становятся бессменными призерами и лауреатами всевозможных музыкальных конкурсов, что демонстрирует русскую любовь и привязанность именно к этому клавишному музыкальному инструменту: показательно, что в годы Великой Отечественной войны солдаты везли в качестве трофея из Германии немецкие аккордеоны. В годы Великой Отечественной Войны баян и аккордеон звучали на привалах, в землянках, скрашивая суровое время, снимая усталость, придавая силы, вдохновляя на боевые подвиги.
Состоявшаяся в 2001 году встреча президента России Владимира Путина с канцлером ФРГ Герхардом Шрёдером проходила под аккордеонную музыку: Владимир Ушаков и Светлана Ставицкая, аккордеонисты из Санкт-Петербурга, более 45-ти минут исполняли популярные эстрадные композиции, обработки для аккордеона народной музыки и классических произведений.
В нашей школе дети успешно обучаются на баяне и аккордеоне, что помогает охватывать все стороны человеческой личности: мировоззрение, кругозор, эстетическое восприятие, развивает интеллект, а также формирует художественный вкус.
Приводите своих детей в класс баяна и аккордеона!
Музыкальные инструменты — это магические устройства. Их звучание очаровывает не только тех, кто их слушает, но и тех, кто заставляет их звучать.
Источник
Аккордеон инструмент народного оркестра
Инструменты русского народного оркестра
Культурная сокровищница. У каждого народа есть национальное достояние, которым он очень дорожит и бережно передаёт из поколения в поколение. Оно включает в себя легенды, сказки, предания, декоративно-прикладное искусство, песни, танцы и несомненно музыкальные инструменты, также являющиеся частью истории того или иного этноса. В России таковыми являются: балалайка, гусли, гармонь, а также домра, свирель, жалейка и владимирские рожки, которые и по сей день, пользуются большой популярностью. Некоторые из них до сих пор веселят народ в праздничные дни, раскрывая богатство русской души и отображая её творческий нрав, входят в инструментальный состав не только самодеятельных, но и профессиональных коллективов, именуемых оркестрами русских народных инструментов.
Инструменты русского народного оркестра
Весь инструментарий оркестра можно разделить на четыре группы. Первая – это струнные, включающая домры, балалайки и гусли. Вторая — баяны и гармоники, третья – духовые инструменты и четвёртая – ударные.
Струнные инструменты народного оркестра
Поскольку верхние строчки партитуры русского народного оркестра занимают домры, то и знакомство с инструментами мы начнём с этого семейства.
Домра – это инструмент, состоящий из полусферического кузова, круглой деки и грифа. Он обладает звонким голосом, бархатным тембром и значительным техническим потенциалом. Среди основных исполнительских приёмов, которыми пользуются домристы — связное и раздельное тремоло, пиццикато, одинарные и двойные удары по струне, глиссандо и флажолеты. Звукоизвлечение на инструменте происходит с помощью медиатора.
Домры бывают двух модификаций: трехструнные и четырехструнные, при этом следует отметить, что четырехструнные инструменты широкого распространения не получили и в оркестрах обычно используются трёхструнные, которые в свою очередь делятся на разные подвиды, отличающиеся размером, диапазоном и настройкой: пикколо, малые, меццо-сопрановые, альтовые, теноровые, басовые и контрабасовые.
- «Пикколо». Диапазон инструмента – от «си» 1- ой октавы до «ми» 4 — ой октавы; открытые струны настраиваются по следующим звукам: 1-я струна – «ля» 2- ой октавы, 2-я – «ми» 2- ой октавы, 3-я – «си» 1- ой октавы; музыкальный материал инструмента нотируется октавой ниже.
- «Малая». Общий диапазон инструмента: от «ми» 1-ой октавы до «ре» 4-ой октавы; в оркестровой практике применяется диапазон от «ми» 1-ой до «ля» 3-ей октавы; нотируется также, как и звучит; настраивается по следующим звукам: 1-я струна – «ре» 2-ой октавы, 2-я – «ля» 1-ой октавы, 3-я – «ми» 1-ой октавы.
- «Меццо-сопрановая». Диапазон от «ми» 1-ой до «ре» 4-ой октавы; настройка: 1-я струна – «ля» 1-ой октавы, 2-я – «ми» 1-ой октавы, 3-я – «си» малой октавы; нотируется так же, как звучит. В оркестровой практике этот инструмент применяется редко.
- «Альтовая». Диапазон от «ми» малой до «ля» 2-ой октавы; настройка: 1-я струна – «ре» 1-ой октавы, 2-я – «ля» малой октавы, 3-я – «ми» малой октавы; нотируется октавой выше.
- «Теноровая». Диапазон от «си» большой до «ми» второй октавы; настройка: 1-я струна – «ля» малой октавы, 2-я – «ми» малой октавы, 3-я – «си» большой октавы; нотируется октавой выше. В оркестровой практике инструмент применяется редко.
- «Басовая». Диапазон от «ми» большой до «соль» 1-ой октавы; настройка: 1-я струна – «ре» малой октавы, 2-я – «ля» большой октавы, 3-я – «ми» большой октавы; нотируется в басовом ключе.
- «Контрабасовая». Диапазон от «ми» контроктавы до «соль» малой октавы; настройка: 1-я струна – «ре» большой октавы, 2-я – «ля» контроктавы, 3-я – «ми» контроктавы; нотируется в басовом ключе, но на октаву выше своего звучания. В оркестровой практике применяется редко.
Балалайка
Балалайка – это трёхструнный инструмент, корпус которого имеет форму треугольника. Звук балалайки мягкий, но довольно звонкий. Тембр — нежный и тёплый. Основным звукоизвлечением являются удары и защипывание струн, которые вариантно преобразуясь становятся многообразными исполнительскими приёмами, такими как бряцание, дробь, тремоло, пиццикато. Балалайки, используемые в оркестре: прима, секунда, альт, бас и контрабас, тоже отличаются размерами, настройкой и диапазоном.
- «Прима». Общий диапазон инструмента — от «ми» 1-ой до «ля» 3-ей октавы; оркестровый диапазон — от «ми» 1-ой до «ми» 3-ей октавы; нотируется также, как и звучит; настраивается по следующим звукам: 1-я струна – «ля» 1-ой октавы, 2-я – «ми» 1-ой октавы, 3-я – «ми» 1-ой октавы.
- «Секунда». Диапазон инструмента от «ля» малой до «ля» 2-ой октавы; нотируется также, как и звучит; настройка — 1-я струна – «ре» 1-ой октавы, 2-я – «ля» малой октавы, 3-я – «ля» малой октавы. В оркестре выполняет аккомпанирующую функцию.
- «Альт». Диапазон инструмента от «ми» малой до «ми» 2-ой октавы; нотируется октавой выше, настройка — 1-я струна – «ля» малой октавы, 2-я – «ми» малой октавы, 3-я – «ми» малой октавы. В оркестре — это аккомпанирующий инструмент.
- «Бас». Диапазон инструмента от «ми» большой до «соль» 1-ой октавы; нотный материал пишется в басовом ключе, настройка — 1-я струна – «ре» малой октавы, 2-я – «ля» большой октавы, 3-я – «ми» большой октавы.
- «Контрабас». Диапазон инструмента от «ми» большой до «соль» первой октавы; нотируется в басовом ключе октавой выше звучания; настройка — 1-я струна – «ре» большой октавы, 2-я – «ля» контроктавы, 3-я – «ми» контроктавы. Это оркестровый инструмент, выстраивающий гармонический фундамент произведения.
Гусли
Гусли – это старинный инструмент, имеющий много разновидностей, однако в русском народном оркестре обычно применяются так называемые стационарные варианты, то есть щипковые и клавишные гусли, которые иначе называют концертными или академическими. Иногда, если того требует замысел композитора, применяют крыловидные или как их часто именуют звончатые гусли .
- Клавишные гусли – это установленная на ножках металлическая рама, на которой натянуты металлические струны. В эти гусли с левой стороны встроена небольшая клавиатура. Механика инструмента такова, что при нажатии клавиш открываются и звучат только определённые струны. Звукоизвлечение происходит медиатором, а основными приёмом исполнения является глиссандо, арпеджио и пиццикато. Диапазон составляет пять октав: от «ля» контроктавы до «ля» третьей октавы в хроматическом строе.
- Гусли щипковые – это тоже установленная на ножках большая металлическая рама с металлическими струнами, натянутыми в двух разных по высоте плоскостях. Диапазон — пять октав: от «ля» контроктавы до «ля» третьей октавы. Строй хроматический. Звукоизвлечение на инструменте происходит путём защипывания струн пальцами обеих рук.
Гармоники
Гармоники обладают большой звуковой силой и по тембральному окрасу значительно отличаются от остальных инструментов оркестра, поэтому они прежде всего применяются как колористические и мелодические инструменты. Самыми употребительными в группе гармоник в народном оркестре являются баяны – инструменты с хроматическим строем и двумя клавиатурами. Диапазон их правой клавиатуры составляет 5 октав: от «ми» большой октавы до «ля» четвертой. Помимо баянов в оркестре также применяются специальные гармоники, отличительной особенностью которых является наличие только правой клавиатуры. Разновидности оркестровых гармоник таковы: сопрано, альт, тенор и контрабас.
- Гармоника — сопрано. В народном оркестре обычно используют два таких инструмента. Диапазон: от «до» малой октавы до «фа-диез» 4-ой октавы.
- Гармоника – альт. Диапазон: от «ля» большой октавы до «до» 3-ей октавы.
- Гармоника – тенор. Диапазон: от «до» большой октавы до «до» 2-ой октавы.
- Гармоника – контрабас. Диапазон: от «ми-бемоль» контроктавы до «до» 1-ой октавы.
Помимо вышеуказанных гармоник в оркестре изредка применяются гармоники с тембровым окрасом звука флейты — пикколо, флейты, гобоя, кларнета, фагота, валторны, трубы, тубы, а также областные русские гармоники, такие как саратовская, ливенская, череповецкая.
Духовые инструменты
В группу духовых, применяемых в русском народном оркестре входят не только этнические инструменты, такие как жалейки, одинарные и двойные свирели, волынки, свистульки — окарины, кугиклы, владимирские рожки, но и европейские: флейта, флейта – пикколо, гобой и английский рожок.
Народные духовые инструменты
- Владимирский рожок. Деревянный духовой инструмент, имеющий коническую форму с небольшим раструбом. Он обладает сильным, пронзительным звуком и немного гнусавым тембром. На лицевой стороне его корпуса на относительно равном расстоянии располагаются пять игровых отверстий и ещё одно с тыльной. Строй инструмента диатонический, однако умелые исполнители приоткрытием отверстий, умеют извлекать и хроматические звуки. Поскольку рожки бывают разных размеров, то существует три разновидности этого инструмента: сопрано, альт и тенор.
- Свирель. Этот инструмент частенько называют народной флейтой, так как по форме и тембровому окрасу напоминает продольную флейту. Свирель по форме – это трубка со звуковыми отверстиями. Длина до 40 см, диаметр — 1,5 см. Диапазон свирели небольшой, но у искусных музыкантов может достигать двух октав: от «ми» 1-ой октавы до «ми» 3-ей октавы. Инструмент диатонический, но иногда в оркестрах применяются модернизированные свирели с хроматическим звукорядом.
- Жалейка – это инструмент весьма простой конструкции, включающей трубочку длиной до 20 см с игровыми отверстиями, раструбом и мундштуком, который в простонародье называется пищиком. Жалейки бывают разных видов. Они отличаются размером, конструкцией и высотой звучания. В народном оркестре иногда применяют жалейку, состоящую из двух дудок, а также брёлку, которая является одной из разновидностей жалейки.
- Кугиклы — эта многоствольная флейта весьма похожа на флейту Пана, то есть 4 – 6 трубок разной длины, каждая из которых имеет только один звук. В оркестре этот инструмент применяется эпизодически.
Европейские духовые инструменты
- Флейта – это популярный музыкальный инструмент, успешно применяемый в сольном, ансамблевом и оркестровом исполнительстве. Он имеет продолговатый цилиндрический корпус, на котором располагаются шестнадцать закрывающихся клапанами игровых отверстий. Диапазон — от ноты «до» 1-ой до «до» 4-ой октавы. Звук флейты завораживает своей мелодичностью и выразительностью.
- Флейта – пикколо – миниатюрная флейта. Размеры её гораздо меньше поперечной флейты и соответственно звук гораздо выше. Диапазон – от «ре» 2-ой октавы до «до» 5-ой. Нотируется октавой ниже. Звук пронизывающе свистяший.
- Гобой – это трубка конической формы с достаточно непростой системой клапанов и двойной тростью. Диапазон от «си-бемоль» малой октавы до «ля» 3-ей октавы. Звук отличается выразительностью и проникновенностью.
- Английский рожок, который также называют альтовым гобоем. Уже из названия можно определить, что это разновидность гобоя. По размерам данный инструмент немного больше своего сородича и помимо того отличается наличием грушевидного раструба. Тембр мягкий и насыщенный. Диапазон — от «ми» малой октавы до «си-бемоль» 2-ой октавы. Инструмент транспонирующий: нотация происходит в скрипичном ключе на квинту выше его реального звучания.
Ударные инструменты народного оркестра
В русском народном оркестре эффективно применяются ударные инструменты, которые используются в симфоническом оркестре, то есть литавры, тарелки, треугольник, колокольчики, ксилофон, колокола, бубен, кастаньеты, большие и малые барабаны. Из народных ударных инструментов в оркестре употребляются ложки, трещотки, бубенцы, коробочки, шаркуны и дрова.
- Ложки – это обычные, сделанные из дерева суповые ложки. От удара ложки об ложку получается звук, напоминающий стук кастаньет, но более звонкий.
- Трещотки – это нанизанные на шнурок деревянные дощечки, которые при встряхивании раздают щёлкающий звук.
- Дрова – ударный инструмент, напоминающий ксилофон. Это скрепленные верёвкой деревянные брусочки, с тыльной стороны имеющие выдолбленную полость, глубина которой влияет на высоту звука. На инструменте играют специальными молоточками.
- Шаркун – это деревянная погремушка, во внутрь которой насыпан сухой горох.
- Коробочка – это продолговатый, обструганный брусок с небольшой полостью в корпусе. Звук, колоритно имитирующий цоканье копыт, извлекается барабанными палочками.
Интересные факты
- В нынешнее время балалайка является одним из самых популярных сувениров, которые иностранные туристы любят приобретать на память о посещении России.
- В разных странах мира к русским народным инструментам относятся с большим интересом. Например, в Японии есть оркестр с названием «Токийская балалайка». Он организован по типу оркестра русских народных инструментов и музицируют в нём только жители «Страны восходящего солнца». В США тоже есть общество любителей музицирования на русских инструментах, а небольшая книжечка о том, как изготовить балалайку вызвала у американцев настолько большой интерес, что переиздавалась более десяти раз.
- В 1551 году, во время правления Ивана IV Грозного, решением Стоглавого собора все гусли, балалайки и дудки, как греховные и бесовские попали под запрет, а почти через сто лет, в 1648 году, по указу царя Алексея Михайловича Романова, эти скоморошьи инструменты были собраны и публично сожжены на берегу Москва-реки. Костёр был настолько большой, что пылал несколько дней.
- Балалайка и домра – это две разновидности одного старинного струнного инструмента. В древние времена его корпус изготавливали из очищенной от мякоти тыквы.
- В России лучшими исполнителями на народных духовых инструментах: жалейках, свирелях и рожках всегда признавались не профессиональные музыканты, а простые пастухи.
Инструменты русского народного оркестра. Начало их драматической истории теряется в древних временах. Они попадали в опалу, но заново возрождались. Стоит отметить, что в нынешнее время к народным инструментам относятся весьма трепетно, а они в свою очередь не остаются в долгу и ярким жизнерадостным звучанием пленяют слушателей огромных концертных залов не только в нашей стране, но и за её пределами.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Инструменты русского народного оркестра
Источник