Аккордеон как работают регистры

Аккордеон как работают регистры

На разные голоса

На современных баянах и аккордеонах можно широко варьировать тембр и каждый раз делать это простым нажатием одного из специальных рычажков. Таких рычажков под правой рукой музыканта бывает обычно до пятнадцати. Полтора десятка разных тембров у одного небольшого инструмента!

Познакомимся с устройством смены тембров. Начинать надо с язычка. Его тембр зависит от материала, из которого он сделан: разные сплавы дают разные тембры. Зависит и от формы — язычок может быть одной толщины по всей длине, но может становиться тоньше к свободному концу или, наоборот, толще. На тембр влияет также материал рамки и форма резонаторной камеры. Значит, учитывая все эти условия, можно добиться определенного тембра. Но ни одно из этих условий нельзя изменить, когда инструмент уже сделан. Значит, чтобы иметь возможность менять характер звучания, нужно в этом же инструменте разместить еще один блок голосов, но уже другого тембра. Так и сделали, но это было только начало. Потом добавили третий блок, четвертый и даже пятый. Но инструменты с пятью блоками голосов встречаются довольно редко, поэтому мы рассмотрим четырехголосный инструмент.


Условные обозначения тембров баяна и аккордеона. Четырехголосный инструмент может дать пятнадцать вариантов тембра

Основной блок мастера условно называют кларнетом. Условно потому, что голоса этого блока лишь весьма отдаленно напоминают кларнет и мастера не задаются целью в точности имитировать его звук. Названия всех остальных блоков тоже условны.

Второй блок называется гобоем. Голоса этого блока настраиваются в унисон с первым, то есть одинаково по высоте. Например, звук ля первой октавы обоих блоков имеет частоту 440 колебаний в секунду.

Читайте также:  Как подключить гитару без усилителя

Третий блок называется флейтой-пикколо. Вы помните, что это самый высокий оркестровый инструмент. В баяне или аккордеоне этот блок тоже настраивается высоко — на целую октаву выше двух первых блоков.

И наконец, четвертый блок называется фаготом. Настраивается он, наоборот, на октаву ниже двух основных блоков.

Теперь нужно подумать о том, как подключать каждый из этих блоков.

Вдоль блока прокладывается длинная узкая металлическая планка с отверстиями, которые совпадают с отверстиями для доступа воздуха в резонаторные камеры. В таком положении планки воздух свободно проходит в камеры, а значит, и через язычки. Но если чуть сместить планку так, чтобы отверстия в ней не совпадали с отверстиями в камерах, доступ воздуха прекратится и блок будет отключен. Как видите, все просто. Еще проще вывести управление планкой каждого блока на рычажки переключения тембров. Причем механизм переключения устроен так, что даже комбинация из двух, трех, четырех блоков включается одним из пятнадцати рычажков.

Вас может смутить это число — пятнадцать. Но давайте подсчитаем. Каждый блок отдельно — уже четыре. Кларнет в сочетании с гобоем — пять. Кларнет с пикколо — шесть. Кларнет с фаготом — семь. Пикколо с гобоем — восемь. А дальше считайте сами. Если собьетесь, посмотрите на рисунок, где даны условные обозначения тембров.

Иногда говорят так: инструмент имеет пятнадцать регистров. Это не совсем точно. Регистром называется блок голосов определенного тембра. Поэтому инструмент, который мы рассматриваем, имеет всего четыре регистра. А число пятнадцать относится к их сочетаниям, то есть к разным тембрам.

Чуть раньше мы упоминали о характерном звуке некоторых аккордеонов и баянов, который называется разливом. Такое звучание достигается с помощью маленькой хитрости. Можно сказать, что инструмент нарочно чуть-чуть расстраивается. К примеру, ля первой октавы в регистре кларнета дает не 440 колебаний в секунду, как полагается, а 438. А в регистре гобоя — 442. Сочетание этих двух слегка расстроенных голосов и рождает знакомый нам серебристый, вибрирующий звук. Еще своеобразнее так называемое французское звучание — к двум чуть расстроенным голосам добавляется третий, настроенный точно.

Многотембровость инструмента — ценное качество. Но бывают случаи, когда это качество становится попросту ненужным. Если баяны собираются в оркестр, каждому инструменту достаточно одного-единственного тембра, а все вместе они создадут многотембровость, как в любом другом оркестре. Поэтому уже давно строятся, хоть и в очень небольшом количестве, специальные оркестровые баяны, каждый из которых обладает своим характерным звучанием. Иногда такие инструменты даже не имеют левой клавиатуры, потому что басовое сопровождение могут вести отдельные баяны, специально предназначенные для этого.

Мы говорили об условности названий регистров — кларнет, гобой, флейта-пикколо, фагот. При постройке оркестровых инструментов это уже перестает быть чистой условностью. Мастера специально стараются так подбирать материал язычков, их форму, варьировать устройство голосовых блоков, чтобы звучание баянов имитировало духовые и даже струнные инструменты. Конечно, совсем похожими сделать голоса невозможно, да и не нужно: зачем точно копировать, например, звучание фагота, когда такой инструмент уже есть сам по себе? Но все-таки оркестр, составленный из баянов, голоса которых приближены к характеру разных инструментов, звучит очень выразительно, ему доступны даже симфонические произведения. Правда, в концертных залах в наши дни такие оркестры почти не выступают, но они сохранились во многих музыкальных училищах для оркестровой практики будущих музыкантов.

Источник

Статья Методические проблемы регистровки на аккордеоне

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИСТРОВКИ

НА АККОРДЕОНЕ

Аккордеон, наряду с фортепиано, обладает универсальными конструктивно-техническими характеристиками, разнообразными акустическими и художественными возможностями. Обучение игре на нем способствует формированию высококвалифицированных специалистов — учителей музыки, способных вести как учебно-воспитательную, так и широкую концертно-пропагандистскую работу. Активное освоение студентами аккордеонов нового поколения, в частности многотембровых, готово-выборных, позволяет расширить возможности пополнения репертуара учащегося-исполнителя за счет переложений оригинальных произведений, написанных для органа, клавесина, фортепиано, скрипки, голоса, хора и оркестра. Это стимулирует творческий потенциал студента, неизмеримо раздвигая перед ним стилистические и жанровые горизонты.

Для овладения аккордеоном на достаточно высоком профессиональном уровне студентам и преподавателям необходимо обращать особое внимание на вопросы регистровки. Во многом за счет этого создается перспектива эффективного использования богатых выразительных ресурсов инструмента. Не без основания регистровку часто называют оркестровкой применительно к баяну и аккордеону. Пятнадцать различных тембров открывают неисчерпаемые возможности для реализации творческой фантазии музыкантов. Поистине удивительно, что аккордеон может не только подражать другим инструментам, но и звучать как целый камерный оркестр. Однако, в учебном процессе музыкально-педагогических вузов не всегда уделяется должное внимание технике регистровки. Случается так, что инструмент в руках студента звучит «бедно», его тембро-динамические и колористические достоинства не реализуются, а сама музыка, порой знакомая с детства, предстает в трудно узнаваемом виде.

Регистровка представляет собой весьма объемную тему, как с точки зрения теории, так и методики исполнительства и, в силу своей многоаспектности, требует специального изучения в классе основного и отчасти дополнительного музыкального инструмента. Мы считаем целью настоящей работы заострение внимания на таких методических проблемах регистровки, как: упорядочение названий и обозначений регистров, улучшение ориентирования на регистровом мануале, устранение механических призвуков во время переключений и, впервые, — введение специальной аппликатуры в регистровку.

Кларнет

1. Одноголосные регистры. Основные тембры

Гобой

2. Двухголосные регистры. Двойные составные тембры

Баян (Унисон) или Аккордеон (Разлив)

Фагот с кларнетом

Фагот с концертиной

(Разлив с пикколо)

3. Трехголосные регистры. Тройные составные тембры

(Разлив с фаготом)

Орган с кларнетом

Орган с концертиной

Тутти

4. Регистр, объединяющий все возможные комбинации. Четырехголосие

Выделяются две разновидности одного и того же регистра

и в зависимости от настройки называются по-разному; при точной настройке — «баян» или «унисон», при отсутствии точного унисона — «разлив» или «аккордеон».

В правой части корпуса современного концертного аккордеона есть две деки — прямая или открытая и так называемая «ломаная». В прямой деке находится «пикколо» и «концертина». По окраске звука тембры этих регистров светлые, яркие. В ломаной деке расположены «фагот» и «кларнет». Они отличаются более матовым, приглушенным тембром. В символических обозначениях, приведенных в таблице, точка слева определяет нахождение звуков на ломаной деке, точка справа — на прямой [1].

На инструментах разных марок расположение переключателей неодинаковое. К сожалению не все последовательности из 11-15 регистров можно считать удобными для запоминания и использования. Так на инструментах Weltmeister, S 4, S 5, «Consona», «Stella» группы переключателей регистров с «фаготом» расположены напротив верхних звуков, а без «фагота» — напротив нижних, хотя порядок должен быть, как минимум обратный, так как создается неудобство пользования переключателями при игре. 1 Трудно обнаружить какую-либо логическую последовательность переключателей на итальянских инструментах Bugari, Pigini и некоторых других. Наиболее продуманной с точки зрения использования является их последовательность на готово-выборных аккордеонах «Ленинград». Мануал регистров уместно рассматривать как вторую правую клавиатуру. Желательно «играть» на ней без акцентов, не применяя большой физической силы. Сразу встает вопрос об ориентировании на этой клавиатуре, от которого зависит качество звучания в целом. Неспроста случается, что исполнитель промахивается мимо нужного переключателя, начинаются поправки, возникают лишние призвуки. Чтобы лучше ориентироваться и, как следствие, экономить время, внимание, необходимо запомнить и четко представлять, где находятся переключатели основных и составных тембров. Немаловажно знать, в какие группы они объединены. Отправные ориентиры «фагот», «кларнет», «концертина», «пикколо». Затем разделяются двойные и тройные тембры по сочетанию в них ломаной и прямой деки. Например: все регистры с «кларнетом» в верхней части мануала, а все с «концертиной» — в нижней, как на аккордеоне «Ленинград». На других инструментах возможны другие объединения в группы. Важно найти и установить для себя логику в расположении переключателей.

Говоря о значимости вопроса переключения регистров, заметим, что он волнует не только аккордеонистов. Вокалисты учатся плавному переходу своего голоса из нижнего регистра в средний и затем в верхний, имея на начальном этапе обучения массу проблем. Органисты вообще прибегают к помощи ассистента, который стоит рядом и осуществляет необходимые манипуляции с регистрами. Трудно представить, как по сцене, вокруг аккордеониста бегал бы ассистент, попеременно включая ему регистры с двух сторон. Исполнители обходятся без этого, но не всегда владеют техникой включения, соответствующей современным требованиям. В связи с этим, Ф.Липс дает несколько пожеланий к самой технике манипулирования переключателями.

1. При включении не должно быть никакой внешней демонстрации.

2. Необходимо добиваться бесшумного переключения регистров. Этого можно достичь плавным нажатием без замаха.

3. Переключение регистров не должно отражаться на течении музыки. Иногда исполнитель излишне увлечен последующим переключением и не дослушивает до конца фразу перед сменой регистров.

4. Если необходимо переключить регистр в правой клавиатуре и готово-выборную систему в левой, то делать это следует не поочередно, а одновременно, чтобы щелчок был один.

5. Встречаются варианты включения регистров во время игры между шестнадцатыми нотами и одновременно с нажатием клавиш. В этих случаях важно, чтобы не было суеты.

6. Включая регистр одновременно с нажатием клавиши, мы можем избежать щелчка, т.к. его перекроет звучание инструмента.

7. Переключать с готовой системы на выборную или наоборот иногда приходится во время игры. Поскольку щелчков получается два — когда нажимаем переключатель и когда отпускаем его, — то их желательно давать на сильные доли такта через какой-то промежуток, тогда они будут не так слышны [2].

Еще один совет болгарского аккордеониста П.Маринова [3] по поводу переключения регистров на ряде инструментов немецкого производства: чтобы при переключении избежать щелчка, следует один палец поставить на нажатый переключатель, а другим включать следующий, одновременно плавно отпуская предыдущий. Это не даст ему сильно спружинить.

Далеко не все равно, каким пальцем включается тот или иной регистр в конкретной исполнительской ситуации. Неудачная аппликатура может заметно снизить качество исполнения в целом. На наш взгляд, существенный момент, о котором не упоминает Ф.Липс, — это введение аппликатуры в регистровку. Включение регистров осуществляется 1-м, 2-м, 3-м и, реже, 4-м пальцем, и в каждом конкретном случае исполнитель должен знать, каким именно пальцем воспользоваться. Плохо, когда один и тот же палец включает регистр и сразу после этого нажимает клавишу. Максимальная рациональность и экономность движений весьма существенна для аккордеонной аппликатуры.

Итак, мы считаем овладение технологией регистровки важным методическим аспектом в классе аккордеона. Вместе с тем, одно лишь владение техникой без глубокого осмысления вопросов теории не может поднять исполнение на высокий профессиональный уровень. Данная работа намеренно не касается ряда важных теоретических вопросов регистровки. Поэтому проблемы регистровки заслуживают дальнейшего всестороннего освещения в научно-методической литературе.

1. Завьялов В.Р. Баянное искусство. — Воронеж, 1995 .

2. Липс Ф.Р. Искусство игры на баяне. — М., 1985.

3. Маринов П. Очерци за обучението по аккордеон. — Пловдив, 1996.

Источник

Оцените статью