Аккордеон кнопки или клавиши

Чем отличается баян от аккордеона: устройство, клавиатура

Баян, аккордеон, гармоника… Для людей неискушенных, далеких от музыки, между этими инструментами нет никакой разницы: и то гармошка, и это гармошка. Такие люди могут спокойно прийти в магазин музыкальных инструментов и, указывая на аккордеон, попросить: «Дайте мне вот эту гармонь!» Аккордеонистов они путают с баянистами, а тех и других – с гармонистами.

А между тем различия есть, и довольно существенные. Но чтобы понять, чем отличается баян от аккордеона, нужно сказать несколько слов об их общем прародителе.

Гармонь – двоюродная сестра варгана

Все гармони, так же как баяны и аккордеоны, относятся к язычковым музыкальным инструментам. Поскольку у них есть клавиатура, то их одновременно считают и клавишными, точнее клавишно-пневматическими. Но все же главная примета, отличающая любую гармонь, – это язычок, гибкая стальная пластинка, при вибрации которой и получается звук. В разных инструментах язычок приводится в движение по-разному. Например, на варгане играют, прижимая его к зубам и одновременно ударяя по язычку пальцами, а резонатором здесь служит рот. Раскрывая его поуже или пошире, можно получать звуки разного тембра.

Как устроена гармонь?

У гармони язычки колеблются в потоке воздуха, который нагнетает исполнитель, сжимая и растягивая мех. Они закреплены на металлических планках с прорезями, через которые и проходит воздух, и бывают разных размеров: одни массивнее и больше – эти язычки дают более низкие звуки, другие полегче и поменьше – здесь звуки получаются более высокими.

Читайте также:  Спи сестрица чесноков ноты

На каждой планке с двух сторон закреплено два язычка, разделенных кожаным клапаном таким образом, что при сжатии меха вибрирует только один из них, а при растяжении – другой. Соответственно, и прорезей, которые перекрывают язычки, тоже две.

Для усиления звука служат воздушные камеры — резонаторы, к которым прикрепляются планки. Эти резонаторы деревянные (как правило, еловые). Вместе с планками они собраны в блоки, которые устанавливаются внутрь корпуса гармони на деку – особую перегородку с отверстиями. Резонаторные блоки расположены с той стороны деки, которая ближе к меху, а со стороны корпуса находятся клапаны для подачи воздуха. Эти клапаны соединены с кнопками и прикрыты решеткой.

При нажатии кнопок клапаны открываются, воздух проходит через деку, и язычки колеблются, создавая звук.

Иногда размеры язычков на звуковых планках, а значит, их музыкальный тон, могут отличаться. Поэтому все гармони делятся на две большие группы: в одной язычки на «входе» и «выходе» одинаковые, самая знаменитая гармонь такого типа – хромка. Во второй группе эти язычки различаются, что дает звуки разной высоты. К этому типу относятся такие гармони, как тальянка (искаженное «итальянка»).

Отличия левой и правой клавиатур

Кнопки левой клавиатуры располагаются на самом корпусе. Она предназначена для аккомпанемента. Нажатие одной кнопки на ней открывает сразу несколько резонаторных камер, и звучит целый аккорд.

На правой клавиатуре играют саму мелодию. Здесь кнопки находятся на грифе, прикрепленном к корпусу, и снабжены металлическими рычагами, уходящими к клапанам. Они расположены в один или несколько рядов (отсюда названия «однорядка», «двухрядка» и т. д.). Нажатие одной кнопки открывает только один резонатор – и поэтому звучит одиночный чистый музыкальный тон.

Первые ручные гармоники

В 1783 году чешский мастер Киршник, проживавший в Петербурге, открыл новый (как ему казалось) способ извлекать звуки – при помощи металлических язычков. В 1821 году берлинский мастер Бушман на основе этого способа создал губную гармонику, а в следующем году попробовал присоединить к ней мех. В 1829 году венский изобретатель Кирилл Демиан придумал инструмент, который он назвал аккордеоном, потому что левая клавиатура его была такой же, как у современных гармоник, – аккордовой: нажатие одной кнопки давало целый аккорд. Впрочем, правой клавиатуры у этого инструмента еще не было.

Приблизительно в 1830-е годы новинка проникла в Россию, обзавелась там простецким именем – гармошка — и завоевала большую популярность.

От гармони – к баяну и аккордеону

Но музыканты сразу заметили, что у простых гармоней есть и недостатки. Например, у них ограниченный звуковой диапазон (мало октав). Как правило, они имеют только одну тональность, и бывают либо мажорными, либо минорными.

Поэтому уже скоро встал вопрос об изобретении такого музыкального инструмента, который имел бы достоинства гармони, но при этом обладал бы обширным звукорядом и равномерно темперированным музыкальным строем (т. е. таким строем, где каждая октава делится на 12 математически равных полутонов). Этот строй применяется в академической музыке уже несколько веков. Другое его название – «полный хроматический звукоряд».

На протяжении 19-го века различные фирмы и мастера в Европе и в России работали над усовершенствованием гармони. К левой клавиатуре добавилась правая, появились различные прообразы баяна и аккордеона с фортепианной клавиатурой – среди них «рояльная гармошка» из города Ельца и хроматическая гармоника Николая Ивановича Белобородова, созданная в 1870 году.

В 1907 изобретатель Петр Егорович Стерлигов изготовил первый трехрядный баян, а в 1913 году – и пятирядный.

Примерно в то же время в Европе распространились хроматические гармоники с фортепианной клавиатурой, то есть современные аккордеоны. В Советский Союз они попали приблизительно в 1930-е годы.

Баян и аккордеон: сходство

Во-первых, как уже говорилось в статье, и баян, и аккордеон – гармоники хроматические, то есть обладают равномерно темперированным строем (12 полутонов на октаву) и большим диапазоном октав.

Во-вторых, устройство баяна и аккордеона похоже, в частности левая клавиатура. Она предназначена для басовых нот (первые два ряда кнопок) и для аккордов (четыре остальных ряда – мажор, минор, септаккорд, уменьшенный септаккорд).

Типы баянов и аккордеонов

Приходя в магазин музыкальных инструментов, чтобы купить себе подходящую гармонику, нужно знать, что есть еще один важный нюанс.

Как баяны, так и аккордеоны делятся на три типа: готовые, выборные, и готово-выборные. У готовых левая клавиатура настроена так, как описано выше. У выборных она, точно так же, как и правая, нужна для того, чтобы извлекать не аккорды, а отдельные ноты. У третьего типа – готово-выборных – между двумя режимами можно переключаться. Для переключения на левой клавиатуре есть специальная клавиша-регистр. В выборном режиме ряды с аккордами превращаются в подобие правой клавиатуры четырехрядного баяна, только отраженное зеркально.

Музыканты-профессионалы больше всего любят именно готово-выборные аккордеоны и баяны, так как возможности у этих инструментов очень широки. Они немного сложнее в освоении, чем готовые, зато сыграть на них можно практически все, что угодно – даже фуги Баха.

Чем отличается баян от аккордеона

Помимо разной формы корпуса (у баяна она более прямоугольная, у аккордеона – более округлая), и формы грифа (у аккордеона гриф длиннее), главное, чем отличается баян от аккордеона, — это клавиатура для правой руки.

На правой клавиатуре баяна расположены от трех до пяти рядов кнопок, представляющих полный хроматический звукоряд и охватывающих диапазон 5-6 октав. Бывают как 3-рядные, так и 5-рядные баяны, причем у пятирядного баяна первый и второй ряды кнопок аналогичны четвертому и пятому. При игре на нем это облегчает переход из одной тональности в другую.

Правая клавиатура аккордеона – это ряд массивных клавиш, похожих на фортепианные. Как правило, на грифе расположена 41 клавиша. Еще правая клавиатура имеет несколько переключателей регистров. С их помощью меняют тембр звука или его высоту, делая звук на октаву выше или ниже. У концертных моделей аккордеонов есть и такие переключатели, которые можно нажимать подбородком, не прерывая игры.

Однако сама клавиатура аккордеона охватывает меньший диапазон, чем клавиатура баяна. Будучи подобным баяну музыкальным инструментом, аккордеон (если не принимать во внимание переключатели регистров) может брать только три с половиной октавы.

И наконец, главное, чем отличается баян от аккордеона, – это звучание. В аккордеоне голосовые язычки настраивают с небольшим разнобоем, у музыкантов это называется «в разлив», что дает более бархатистый звук. У баяна язычки настроены в унисон, и звук более чистый.

Источник

Аккордеон

Аккордеон – академический хроматический музыкальный инструмент духового типа, который представляет собой усовершенствованную гармонику с клавиатурой по типу фортепианной (справа) и рядом круглых кнопок (слева). Левая рука может играть как аккорды плюс басы, так и просто ноты более низкого звучания. На правой части, кроме клавиш, расположены переключатели регистров.

Инструмент популярен и широко используется в различных музыкальных направлениях: от классического до джазового. Музыкальные школы, училища, консерватории имеют класс аккордеона, то есть можно получить академическое муз. образование по этому инструменту; хорошо, что он не нуждается в настройке, что облегчает работу новичку. Аккордеон отличается мощным, насыщенным, неповторимым звуком . Может быть солирующим или аккомпанирующим.

История происхождения

Интересно, что аккордеон один из немногих инструментов, пришедших к нам с Востока. Верней сама идея губной гармошки, от которой произошли и «меховые» модификации, была рождена в Поднебесной. Речь идет о китайском священном инструменте, который жители этой древней страны называют «шэн». Конструкция базируется на вибрирующих язычках, которые вставлены в бамбуковые трубочки, закрепленные в едином корпусе. В середине XVIII века торговцы привезли в Европу это музыкальное «чудо» и местные изобретатели, конечно, стали думать о том, как можно модернизировать инструмент, сделать его более применимым и простым. Один известный органный мастер Ф. Киршник придумал язычковые планки, которые дали начало ручным гармоникам.

Первая клавишная гармоника появилась лишь в 1820 году, и её конструктором был Ф. Бушман, который придумал, как соединить планки и мех, чтобы можно не нужно было дуть, а нажимать клавиши одной рукой, а другой двигать нагнетатель воздуха. Этот же мастер позже дополнил клапанами инструмент и получил эолину, она раскрывалась как веер и сейчас её можно встретить только в музеях. Мастер К. Домион с двумя сыновьями изготовили гармонику, которая шла с аккордовым аккомпанементом, по тем временам это был неслыханный прорыв. И вот, 6 мая 1829 года он получил патент, в котором значилось название инструмента – аккордеон (гармоника с готовыми аккордами).

Конструкция

Нужно отметить, что аккордеон довольно сложный инструмент , состоящий из двух секций, соединенных мехами. Правая часть состоит из коробки, на поверхности которой клавиши, подобные фортепианным. Их количество может варьироваться, на «полном» аккордеоне их 41. Также существуют такие разновидности, как 7/8, 3/4, 1/2, где, соответственно, 37, 34, 26 клавиш.

Внутри находятся следующие важные конструктивные элементы:

  • резонаторы;
  • клапаны;
  • регистры.

Имеются звуковые отверстия, которые выполнены так, что точно совпадают с резонаторными. Звуковые отверстия открываются при помощи клапанной системы. На резонаторы установлены так называемые «голосовые планки». Регистры служат для быстрой смены тембра звука, управление регистрами осуществляется путем нажатия соответствующих переключателей.

На левой клавиатуре может быть 5, реже 6 рядов. При этом 2 ряда занимают басовые кнопки, а остальные – это готовые аккорды: минорные, мажорные, септаккорды (полные плюс уменьшенные). Обычно применяется 120-кнопочное строение. Мех состоит из картона, кожи, бумаги, специального клея, ткани. Обычно усиливается стальными накладки, если речь идет о качественном инструменте.

Звук и регистры

Аккордеон отличается от других гармоник тем, что у него одновременно звучат множество язычков. Инструмент может обладать различным количеством голосов. Перечислим какие язычки применяются:

  • строевые;
  • с розливом;
  • октавные;
  • пикколо;
  • квинтовые.

Причем квинтовые есть в наличии только в 5-голосном аккордеоне. Пикколо – в 4-х и так далее. Баян проигрывает по количеству язычков и является менее универсальным и упрощенным инструментом, имеет меньшие возможности. То есть различие не только в технических аспектах, но и в звучании. Профессионалы могут различить эти инструменты на слух. В многоголосных аккордеонах имеются переключатели регистров , которыми могут регулироваться те или иные язычки, которые включаются в работу. Как правило, на начальной стадии обучения этими клавишами не пользуются, а сосредотачиваются на технике нажатия кнопок и на разведении мехов, у новичков нередко возникают проблемы с ритмом и др. Регистры – возможность для профессионалов.

Аккордеон вельтмайстер и детский аккордеон

Одной из самых распространенных является марка аккордеонов Weltmeister, чаще всего можно столкнуться со следующими моделями:

  • Meteor;
  • Stella;
  • Amigo.

Если говорить о советских моделях, то часто можно столкнуться с такими аккордеонами:

  • Спутник;
  • Юность;
  • Юпитер;
  • Меркурий;
  • Ленинград и др.

Детские аккордеоны часто бывают 1/2-модели, можно рассмотреть такой вариант, как «Малыш». В сети можно найти немало предложений. Многие юные музыканты начинают свою карьеру именно с этой разновидности. Возможно, если они будут упорно заниматься и учиться, вскоре они станут великими и выиграют «золотой аккордеон». Мечты только подкрепляют человеческое стремление.

Видео

Слушать аккордеон

Источник

Оцените статью