Аккордеон малыш самоучитель детский

АЗБУКА МАЛЕНЬКОГО БАЯНИСТА. Для начального обучения игре на баяне детей 6 8 лет

2 Г.И. Крылова АЗБУКА МАЛЕНЬКОГО БАЯНИСТА Для начального обучения игре на баяне детей 6 8 лет Рекомендовано Федеральным агентством по культуре и кинематографии в качестве учебно-методического пособия для преподавателей и учащихся детских музыкальных школ и детских школ искусств В двух частях Часть 2 Пособие для учащихся Москва 2010

3 УДК [786: /.08 ](075.2) ББК я К85 К85 Крылова Г.И. Азбука маленького баяниста. Для начального обучения игре на баяне детей 6 8 лет. Учебно-методическое пособие для преподавателей и учащихся детских музыкальных школ искусств. В двух частях. Часть 2. Пособие для учащихся /Г.И. Крылова. М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, с. : ил.; ноты. (Библиотека детской музыкальной школы). ISBN ISBN (Ч. 2). Агентство CIP РГБ. Пособие рассматривает вопросы обучения игре на баяне детей 6 8 лет и состоит из двух частей: 1-я для учителя, 2-я для ученика. Часть 2. Содержит учебный материал, который осваивают учащие ся в течение первого года обучения: тексты песен, разучиваемых по слуху; несложные мелодии для игры по нотам; пьесы для игры в ансамбле с педагогом; задания по музыкальным прописям; музыкальные ребусы; стихи («О клавишах», «Про басовый ключ», «Про длительности» и др.), а также звукодинамические упражнения «Звуковые картинки». Комплект учебно-методического пособия адресован учащимся и педагогам детских музыкальных школ и детских школ искусств. ISBN ISBN (Ч. 2) УДК [786: /.08 ](075.2) ББК я Крылова Г.И., 2010 ООО «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2010 Оформление. ООО «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2010 Учебное издание Крылова Галина Ивановна АЗБУКА МАЛЕНЬКОГО БАЯНИСТА Для начального обучения игре на баяне детей 6 8 лет Учебно-методическое пособие для преподавателей и учащихся детских музыкальных школ искусств В двух частях Часть 2. Пособие для учащихся Зав. редакцией В.А. Салахетдинова. Редактор В.П. Рыжкова Художник обложки А.Г. Проскуряков. Художник О.В. Кулькова Верстка В. В. Кудряшова. Корректор В.П. Рыжкова Лицензия ИД от Санитарно-эпидемиологическое заключение Д от г. Сдано в набор Подписано в печать Формат 60 90/8. Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 14,5. Ти раж экз. (1-й завод экз.). Заказ Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС , Москва, просп. Вернадского, 88. Тел , факс Отпечатано в ОАО «Ивановская областная типография» , г. Иваново, ул. Типографская, д. 6

Читайте также:  История появления шестиструнной гитары

4 3 Юный музыкант! Встреча с удивительным миром музыки всегда радость. Хочется, чтобы книга, которую ты держишь в руках, стала твоим другом и помощником в освоении игры на замечательном музыкальном инструменте баяне. В «Азбуке маленького баяниста» две части: первая для учителя, вторая для ученика, то есть для тебя. Занимаясь по ней в течение года, ты узнаешь много нового и интересного. Шаг за шагом, постепенно изучишь «музыкальные буквы» ноты, освоишь нотную грамоту, научишься исполнять мелодии на слух и по нотам. На уроках ты познакомишься со стихами, их желательно запоминать наизусть, как и правила, помещенные в рамочку. Выполняя задание по музыкальным прописям, ты разовьешь внимание и сообразительность. Пройдет немного времени, и ты сможешь понимать несложные схемы рисунки к упражнениям, будешь играть не только сам, но и в ансамбле с учителем. Но научиться игре на инструменте непросто. Музыка это наука, и раскрывает она свои тайны только терпеливым и настойчивым. Будь трудолюбив, и в награду за твое усердие предстанет пред тобой волшебная страна музыкальных звуков. Находясь в этой чудесной стране, ты станешь более чутким, честным, справедливым, умным и самостоятельным. Но самое главное создавать музыку ты сможешь своими руками, у тебя это получится. Очень скоро ты войдешь в большую дружную семью музыкантов и, выступая на концерте, будешь дарить окружающим красоту. И сегодня, на первых уроках Скажешь ты: «Я труда не боюсь, Я, конечно, пока не волшебник, Ведь я музыке только учусь!» Успехов тебе на этом пути!

5 4 ТВОИ ПЕРВЫЕ УРОКИ УРОК 1 Два наплечных ремня Гриф Составные части баяна Мех Коле со — регулятор длины ремня Отдушник Ремень для левой руки Правая клавиатура (белые и черные клавиши) Левая клавиатура (клавиши-кнопки) Переключатель Готово-выборный баян «Рубин» Нотная грамота Ноты это музыкальные знаки, как буквы в словах: Кто играет и поет, Знает в музыке семь нот. ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ Ноты вслух произнеси.

Читайте также:  Бак соучастники под гитару

6 Нота изображается в виде овала полого или заштрихованного: овал («головка») штиль, палочка, приставляется к головке ноты 5 Нотной азбуки король Называется КЛЮЧ СОЛЬ, От других ключей отличный, Вот такой он, КЛЮЧ СКРИПИЧНЫЙ! Пять линеек образуют НОТНЫЙ СТАН, или НОТОНОСЕЦ. Ноты пишутся: на линейках между под первой над пятой линейками линейкой линейкой на верхних добавочных линейках на нижних добавочных линейках

7 6 Вот так дружная семейка Разлучить ее посмей-ка! Пять друзей, пя ть ловких братцев Будут здесь соревноваться. ПЕРВЫЙ палец вот такой Хоть короткий, но большой, А ВТОРОЙ внимательный, Палец указательный. Самый сильный палец средний. На руке он палец ТРЕТИЙ. Вот ЧЕТВЕРТЫ Й палец странный, Потому что безымянный. Пятеро друзей А мизинец, палец ПЯТЫЙ, Любит братцев догонять. Научу я всю семейку Замечательно играть! Музыкальные прописи Допиши строку: ноты на линейках ноты между линейками ноты под первой и над пятой линейкой головка скрипичного ключа скрипичный ключ (ключ соль)

8 7 УРОК 2 Запомни! Музыкальные звуки бывают: высокие и низкие, длинные и короткие, громкие и тихие. Тембр это окраска звука. Три основных жанра, три «кита» в музыке: 1. ПЕСНЯ 2. ТАНЕЦ 3. МАРШ Музыкальный дом

9 8 Нарисуем на страничке Пять линеек нотный стан. Нотки, звонкие сестрички, Мы построим домик вам! Музыкальный дом (про ноты первой октавы) Е. Матвиенко На второй линейке СОЛЬ На обед жует фасоль, Посыпает густо солью, Оттого зовется СОЛЬ. На добавочной линейке, На коротенькой скамейке Восседает нота ДО, Не мешает ей никто. А под первою линейкой Рядом РЕ всегда сидит, Ест конфеты и печенье, Растолстела и ворчит. Видишь первую линейку? МИ стоит, как на ступеньке, Нотки в гости приглашает, Всех соседей угощает. Между третьей и второй Нотка ЛЯ у нас живет Голос звонкий, озорной, Целый день она поет. Вот на третьей на линейке Громко плачет нота СИ. А о чем она рыдает, Лучше у нее спроси! По ступенькам, по линейкам Прогулялись мы на славу, И про ноты все узнали, И про первую октаву. Между первой и второй ФА застряла с головой, Очень тесно ей бедняжке И вздыхает нотка тяжко. Первая октава

Читайте также:  Квнщик поющий под гитару

10 Клавиш много черных, белых, Как красив их стройный ряд! Прикоснись к ним пальцем смело, Сразу громко зазвучат. Как две черных ты нажмешь, То над ними ДО найдешь, РЕ тихонечко нажми, А за ней найдешь ты МИ. О клавишах Повнимательней смотри: Видишь белых клавиш три? Три подру жки ФА, СОЛЬ, ЛЯ Напевают: «Тра-ля-ля!» Наконец дошли до СИ Получился ЗВУКОРЯД. А теперь произнеси Эти ноты все подряд: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. 9 Правая клавиатура И от нижней ДО до верхней Прошагали мы немало, Белых семь и черных пять Все войдут в одну октаву.

11 10 Музыкальные прописи Раскрась красным цветом ноты, которые расположены на линейках Раскрась зеленым цветом ноты, которые расположены между линейками Напиши следующие ноты первой октавы (по три раза)

12 11 УРОК 3 Левая клавиатура Выучи считалочку, и ты легко запомнишь место белых клавиш во втором ряду. Считалочка ФА, ДО, СОЛЬ, РЕ, ЛЯ, МИ, СИ Кошка ехала в такси. СИ, МИ, ЛЯ, РЕ, СОЛЬ, ДО, ФА Простудилась без шарфа. Первый и второй ряды БАСЫ. Третий, четвертый, пятый АККОРДЫ. Белые клавиши второго ряда АККОРД это созвучие из трех и более звуков. Название рядов первый ряд ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ второй ряд ОСНОВНОЙ третий ряд МАЖОРНЫЕ АККОРДЫ (веселые) четвертый ряд МИНОРНЫЕ АККОРДЫ (грустные) пятый ряд СЕПТАККОРДЫ Обозначение в нотах В без буквы Б М 7

13 12 АККОЛАДА БАСОВЫЙ ключ или КЛЮЧ ФА Запомни! МЕЛОДИЯ это музыкальная мысль, то, что можно спеть. РИТМ это соотношение длинных и коротких звуков, то, что можно прохлопать во время звучания мелодии. Ритм: Динь- дон, динь- дон, за- го- рел- ся кош- кин дом. Условные обозначения: длинный звук короткий звук Считалка к упражнению «Говорящие пальчики» Сделай 4 удара каждым пальцем: 1-й палец Мальчик-пальчик, где ты был? 2-й палец С этим пальцем в лес ходил, 3-й палец С этим пальцем щи варил, 4-й палец С этим пальцем кашу ел, 5-й палец С этим пальцем песни пел.

14 Музыкальные прописи 13 Напиши басовый ключ: Зачеркни неверно подписанные ноты: ля си фа ля ми соль соль до фа ре си ре до ми

15 14 УРОК 4 Длительности звуков и их обозначения ЦЕЛАЯ наибольшая длительность: Считаем: раз-и, два-и, три-и, четыре-и. ПОЛОВИННАЯ длительность, вдвое короче целой: Считаем: раз-и, два-и. ЧЕТВЕРТНАЯ длительность, вдвое короче половинной: Считаем: раз-и. ВОСЬМАЯ длительность, вдвое короче четвертной: Считаем: раз или и. Палочка у головки ноты называется ШТИЛЬ.

16 114 СОДЕРЖАНИЕ Твои первые уроки Урок Урок Урок Урок Урок Урок Урок Урок Урок Урок Урок Урок Урок Урок Урок Урок Урок Играем по нотам Как под горкой, под горой. Русская народная песня Баю, баюшки-баю. Русская народная песня Про оттенки. Г. Крылова Упражнение для правой руки восьмые ноты Я гуляю во дворе. Детская песенка Белка. Детская песенка Минорные аккорды в аккомпанементе. Колыбельная Киска. Детская песенка Про штрихи. Г. Крылова Упражнения игра легато (связно, плавно) Про паузы. Г. Крылова Музыкальные прописи Не летай, соловей. Русская народная песня Упражнения (сочетание двух нот в правой и одной в левой руках) Летал голубь. Русская народная песня Русская частушка Упражнение для правой руки стаккато (отрывисто, коротко) Веселые молоточки. Г. Крылова Мы дошкольники. З. Компанеец Отдавали молоду. Русская народная песня Подтекстовки к гамме До мажор Елочка. М. Красев Музыкальные прописи Случайные знаки. Заболел наш петушок. Г. Крылова Гамма Соль мажор Ключевые знаки. Простая песенка. Г. Крылова Про курочку. Украинская народная песня Сочетание штрихов стаккато и легато. Лошадка. Латышская народная песня..67 Мишка с куклой пляшут полечку. М. Качурбина Упражнение для левой руки использование басов вспомогательного ряда Прялка. Эстонский народный танец Упражнение для левой руки игра мажорных аккордов от других басов

17 Упражнение игра двумя руками Веселые гуси. Русская народная песня Упражнение для левой руки игра минорных аккордов от других басов Во саду ли, в огороде. Русская народная песня Упражнение для левой руки септаккорды Полянка. Русская народная песня Упражнение для правой руки репетиция Птичка. Детская песенка Упражнения для правой руки паузы Этюд. Г. Крылова Солнечный зайчик. Г. Крылова Как у нас-то козел. Русская народная песня Гамма Фа мажор Береза. Е. Тиличеева Размер 3. Упражнения «Три грустных вальса» Заинька. Русская народная песня Белорусская народная песня Шестнадцатые длительности. Упражнение «Прогулка» Упражнение «Веселый колобок» Упражнение «Грустный колобок» Украинская плясовая Серенький козлик. Детская песенка Упражнение «Догонялки» Упражнение «Ну-ка, догони!» Белорусская полька Упражнение «Синкопа» Яблочко. Русская народная песня Упражнение «Нота с точкой» Коробейники. Русская народная песня Упражнения «Игра первым пальцем» Грузинская песня Упражнения на подкладывание и перекладывание первого пальца Шесть маленьких барабанщиков. Латышская народная песня Упражнения от разных клавиш одного ряда «Вертушки» Марш. К. Лонгшамп-Друшкевичова Ехал казак за Дунай. Украинская народная песня Жучка и кот. Чешская народная песня Подготовительные упражнения для левой руки к гамме До мажор Ты до мене не ходи. Украинская народная песня По Дону гуляет казак молодой. Русская народная песня Музыкальные прописи Играем в ансамбле с педагогом Играй по нотам свою партию Небо синее. Е. Тиличеева Два кота. Польская детская песня Приди, приди, солнышко. Закличка Колыбельная. Е. Тиличеева Две частушки. Г. Стативкин Жук. Н. Потоловский Машенька-Маша. С. Невельштейн Дождик. Закличка Колыбельная. Чувашская народная песня Петушок. Русская народная песня

18 116 Песенка-дразнилка. Е. Тиличеева Бегал заяц по болоту. В. Герчик Уж я колышки тешу. Е. Тиличеева Семейка. Украинская народная песня Гаммы До мажор, Соль мажор, Фа мажор Учимся читать с листа, транспонировать, подбирать по слуху Задания Лиса. Русская народная песня Петя-булочник. Детская песня Про собачку. Детская песня Бобик. Детская песня Бьют часы Маленькая Юлька. Словенская народная песня Кот-царапка Трезвучие Листопад Киска Козочка Считалочка Во поле береза стояла. Русская народная песня Французская народная песня Охотник и зайчик. Детская песня Звукодинамические упражнения «Звуковые картинки» Задания Паутинка Ниточка Шнурок Веревочка Корабельный канат Широкая труба Самолет прилетел Самолет улетел Самолет пролетел Карандаш Ракета Цепочка Лодочка Ложка Треугольники-колючки

Источник

Аккордеон малыш самоучитель детский

Автор: В. Накапкин
Год: 1985
Издательство: Советский композитор
Страниц: 185
Формат: DJVU
Размер: 11,8 МВ
Язык: русский

Предлагаемая «Школа игры на готово-выборном баяне» рассчитана на семилетний курс обучения. Подбор и систематизация учебного материала осуществлены в соответствии с новой программой для детских музыкальных школ. В репертуар включены детские песни, песни и танцы народов СССР, произведения русских, советских и зарубежных композиторов, а также оригинальные сочинения для готово-выборного баяна. Этот музыкальный материал, разумеется, нельзя считать исчерпывающим — он может быть дополнен другими произведениями по выбору педагога.
Данное пособие предназначается для учащихся и педагогов детских и вечерних музыкальных школ, баянистов-любителей, а также для участников художественной самодеятельности.

Автор: Г. Благодатов
Год: 1960
Издательство: Музгиз
Страниц: 184
Формат: DJVU
Размер: 24,1 МВ
Язык: русский

Настоящая работа имеет целью осветить роль гармоники в русской народной музыкальной культуре. Эволюция инструмента рассматривается в связи с развитием русской народной песни. Не освещается история развития гармоники за рубежом, однако некоторые вопросы попутно затрагиваются. Дело в том, что в течение долгого времени наряду с отечественными гармониками в России бытовали инструменты иностранного производства. Русские мастера нередко использовали зарубежный опыт, творчески применяя его при создании гармоник своей конструкции. Иногда это отмечалось названием инструмента, например: «смоленская немка», «вятская тальянка».
Вообще создание очерка о русской гармонике сталкивается со многими трудностями. Одна из них — крайняя скудность источников, не позволяющая с исчерпывающей полнотой осветить основные вопросы истории данного инструмента. Если главные этапы развития гармоник можно установить на материале коллекции гармоник государственного Центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки и из описаний, находящихся в упомянутых трудах, то сведения о роли инструмента в жизни народа, репертуаре и исполнительской практике приходится выискивать в исследованиях, посвященных кустарной промышленности, этнографических описаниях, газетных статьях и пр.

Автор: Л. Биткова
Год: 2016
Издательство: С.-Пб.: ГБУДО «Дворец детского (юношеского) творчества»
Страниц: 23
Формат: PDF
Размер: 1,1 МВ
Язык: русский

Данное методическое пособие адресуется детям младшего школьного возраста, обучающихся игре на аккордеоне, а также их родителям, в помощь своим детям в освоении инструмента. При написании работы я старалась излагать необходимый теоретический материал кратко, последовательно и в доступной форме, чтобы ребенок мог самостоятельно осваивать простейшие понятия нотного письма. Необходимость написания пособия объясняется тем, что для начального обучения игре на инструменте нет достаточной музыкальной литературы, где можно было бы получить минимум теоретических знаний в наглядной и простой форме. Под приобретением теоретических знаний подразумевается последовательное изучение музыкальной грамоты, нотного письма, а также устройства клавиатур.
Учебное методическое пособие можно также рекомендовать педагогам по классу баяна и аккордеона в своей работе с детьми.

Автор: Г. Писняк
Год: 2010
Издательство: Могилев: УО «МГУ им. А. А. Кулешова»
Страниц: 216 + 200
Формат: PDF
Размер: 16,9 МВ
Язык: русский

В настоящей работе рассматриваются актуальные практические задачи музыкальной педагогики — внедрение в учебный процесс педагогической системы, направленной на выявление и развитие творческого потенциала музыканта-исполнителя путем формирования навыков импровизации. Пособие основано на белорусском песенно-инструментальном музыкальном фольклоре, представленном как в оригинальных авторских обработках и произведениях белорусских композиторов, так и творческих заданиях для самостоятельной работы при накоплении игровых навыков на различных этапах освоения инструмента. Издание предназначено для студентов музыкально-педагогических факультетов вузов, средних специальных учебных заведений, явится большим подспорьем для учителей класса специального музыкального инструмента детских музыкальных школ и детских школ искусств.

Автор: Н. Якимец
Год: 1997
Издательство: самиздат
Страниц: 104
Формат: PDF
Размер: 41,4 МВ
Язык: русский

Предлагаемые работы по методике обучения игре на баяне являются дополнением к учебно-методическому пособию «Система начального обучения игре на баяне», опубликованному в 1990 г. московским издательством «Музыка». Эти работы написаны еще в конце 80-х — начале 90-х годов, но, к сожалению, только в настоящее время стало возможным представить их вниманию педагогов, работающих в детских музыкальных школах.
Они являют собой более углубленное и расширенное изложение основных идей методики обучения игре на баяне, имеющих место в указанном пособии. Для более ясного понимания методики формирования и развития навыка чтения нот с листа желательно ознакомиться с нотным текстом пособия, который проиллюстрирует последовательность работы по этой сложной и трудной проблеме.
Выражаю надежду, что скромный труд автора, являющийся итогом анализа и обобщения многолетнего опыта работы в детской музыкальной школе, принесет определенную пользу педагогам, работающих с детьми по обучению игре на баяне.

Автор: Г. Наумов, П. Лондонов
Год: 1977
Издательство: Музыка
Страниц: 172
Формат: PDF
Размер: 10,3 МВ
Язык: русский

Аккордеон — музыкальный инструмент, прочно пошедший в культурный быт народов многих стран мира. Он стал настоящим современным народным инструментом. Как и любой другой народный инструмент, аккордеон имеет свои специфические особенности: он пригоден главным образом для массовой народной, эстрадной и танцевальной музыки. Особенно нужен этот инструмент художественной самодеятельности для сольного, ансамблевого исполнения и для аккомпанирования певцам, хору или музыкальным инструментам.
Существует значительная музыкальная литература, созданная специально для этого инструмента и охватывающая различные жанры эстрадной, танцевальной и народной музыки. Эти сочинения прекрасно звучат на аккордеоне и имеют своеобразную окраску. Отлично звучат па аккордеоне народные песни и танцы.
Несмотря па значительный объем литературы, прекрасно звучащей на аккордеоне, заметно стремление исполнять на аккордеоне псе пьесы, в том числе и написанные для других инструментов. Умелая аранжировка может передать без существенных искажений пьесу, созданную для другого инструмента. Это относится и к пьесам классического репертуара и в еще большей степени к пьесам современных композиторов.
Нужно делать переложения очень внимательно и только в тех случаях, если можно избежать значительных отклонении от оригинала. Такие переложения могут иметь место, преследуя определенные учебные цели, в том числе ознакомление с сочинениями некоторых композиторов.
Настоящая «Школа» предназначена для систематических занятий музыкой. Основной принцип ее построения — постепенный переход от простого к более сложному. «Школа» может быть пособием для ученика, методическим руководством для педагогов и любознательных родителей, которые будут следить за работой учащихся в домашних условиях; и может служить и самоучителем для взрослых. Учитывая возможность самостоятельного прохождения материала, «Школа» разделена на разделы. Определение числа учебных часов, необходимого для изучения одного раздела, представляется педагогу или учащемуся при самообучении. Особое внимание надо обратить на методические замечания, которые даны в очень кратком изложении.
Преподаватель может творчески дополнять теоретические сведения в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.
При обучении важно всегда иметь в виду основную цель педагогической работы: творческое, сознательное отношение ко всем разучиваемым произведениям. Ученик должен беспрекословно и старательно выполнять все указания педагога. Большие успехи также могут быть и при самостоятельной активной работе над всеми элементами овладения инструментом.
Несмотря на то, что весь музыкальный материал располагается по возрастающей трудности, изучать подряд весь материал совсем не обязательно. В зависимости от интересов и возможностей ученика преподаватель сам составляет учебную программу па основе упражнений, этюдов и пьес, входящих в «Школу».
Значительное место в «Школе» уделено ансамблевой игре, которая в процессе обучения занимает большое место. Ансамблевая игра вырабатывает чувство коллективизма в музыкальном исполнительстве, умение сочетать динамику своего исполнения с общей звучностью, умение играть в едином общем темпе.
Начальные разделы в «Школе» построены главным образом на пьесах песенного характера. Это необходимо для самого быстрого восприятия всех методических указаний.
«Школа» ставит перед обучающимся цель технически возможно полно овладеть инструментом. Для осуществления этой задачи предлагаются пьесы и этюды более сложные в техническом отношении. В большинстве случаев — это произведения, написанные специально для аккордеона.

Автор: С. Чапкий
Год: 1978
Издательство: Музична Украiна
Страниц: 176
Формат: PDF
Размер: 7,3 МВ
Язык: русский, украинский

Предлагаемая «Школа игры на выборном баяне» является первой попыткой на Украине систематизировать и обобщить приобретенный опыт в деле обучения игре на этом инструменте. «Школа…» будет полезной педагогам, которые работают в музыкальных учебных заведениях и может быть использована музыкантами-любителями для самообучения.
«Школа игры на выборном баяне» содержит:
1) систематизированный учебный материал в объеме программы детских музыкальных школ;
2) произведения, написанные специально для выборного баяна, переложения лучших произведений отечественной и зарубежной классической и современной музыки, а также обработки народных песен и танцев.

Автор: В. Ушенин
Год: 2013
Издательство: Феникс
Страниц: 224
Формат: PDF
Размер: 10,3 МВ
Язык: русский

Предлагаемая «Школа игры на аккордеоне» адресована детям дошкольного и младшего школьного возраста, их родителям и педагогам. Опираясь на уже сложившиеся традиции начального обучения на аккордеоне, автор стремится учитывать сегодняшние достижения детской музыкальной педагогики, обобщает опыт ведущих российских специалистов. Необходимые теоретические и методические сведения изложены здесь в наглядной и доступной форме.
Первый раздел «Школы…» охватывает мало разработанный донотный период обучения на аккордеоне, намечает пути приобщения детей к инструменту, развития музыкальности, артистизма, воспитания чувства ритма. Детальное и многогранное описание учебного процесса позволит ребенку в значительной мере самостоятельно осваивать как теоретические знания, так и практические навыки, относящиеся к этому периоду.
Второй раздел «Школы…» включает в себя разнообразный репертуар: пьесы, традиционно используемые в обучении юных аккордеонистов, и не публиковавшиеся ранее оригинальные произведения российских композиторов, демонстрирующие художественный потенциал инструмента.
Третий раздел пособия содержит методические комментарии, на современном уровне освещающие проблемы практической деятельности педагогов детских музыкальных школ.

Автор: В. Саранин
Год: 2017
Издательство: Тамбов:
Страниц: 281
Формат: PDF
Размер: 4,7 МВ
Язык: русский

В учебное пособие «Методика обучения игре на баяне» вошёл обобщённый и систематизированный материал к вузовскому курсу лекций «Методика обучения игре на инструменте». Пособие основано на теоретико-методических и методико-практических разработках по актуальным проблемам подготовки будущих концертирующих исполнителей, преподавателей, руководителей художественных коллективов, обучающихся в музыкальных вузах. Работа вобрала в себя богатый теоретический и практический опыт её автора В. П. Саранина (1949-2014) — заслуженного работника культуры Российской Федерации, кандидата философских наук, профессора кафедры народной художественной культуры ТГМПИ им. С. В. Рахманинова.
Данное издание также представляет интерес для широкого круга музыкантов, специалистов в сфере баянного исполнительства и педагогики.

Автор: А. Сурков
Год: 1979
Издательство: Советский композитор
Страниц: 96
Формат: PDF
Размер: 3,1 МВ
Язык: русский

За последнее время широкое признание и распространение получил готово-выборный баян. С каждым годом увеличивается число обучающихся на этом инструменте в музыкальных школах, училищах. Программа по классу баяна для детской и вечерней музыкальных школ ставит задачу обучения игре на готово-выборном баяне. Ввиду того, что специфические особенности инструмента, отличающие его от баянов других конструкций, сосредоточены в левой выборной клавиатуре, методическим вопросам ее освоения на начальном этапе обучения и посвящено данное пособие. Значительное место в нем отведено работе над гаммами и арпеджио. Кроме того, предлагаются различные упражнения, этюды и пьесы, позволяющие ученику постепенно овладевать необходимыми техническими навыками и развивать подвижность левой руки при игре на выборной клавиатуре.
Пособие состоит из двух частей. В первой даются: характеристика конструктивных особенностей готово-выборного баяна; методические рекомендации и упражнения для развития первоначальных навыков игры на инструменте и для работы над некоторыми видами техники. Вторая часть представляет собой нотное приложение, материал которого рассчитан на первые два года обучения.
Освоение выборной клавиатуры баяна должно проводиться параллельно с занятиями на баяне с обычной системой готовых аккордов и басов. К обучению на готово-выборном баяне следует привлекать учеников, обладающих хорошими музыкальными данными и успешно справляющихся с программой.
Издание предназначено для педагогов и учащихся музыкальных школ, кроме того, оно может быть использовано в качестве пособия для самостоятельного освоения готово-выборного баяна музыкантами-любителями.

Автор: А. Таюкин
Год: 2015
Издательство: Кемерово: КемГУКИ
Страниц: 158
Формат: PDF
Размер: 4,8 МВ
Язык: русский

Учебно-методическое пособие посвящено вопросам теории и практики инструментального исполнительства на народных инструментах. В нем рассматривается история становления и развития исполнительства на баяне, его особенности, принципы работы над музыкальным материалом.
Адресовано студентам высших и средних учебных заведений культуры и искусств, обучающимся музыкально-инструментальному искусству.

Автор: Ю. Бардин
Год: 1978
Издательство: Советский композитор
Страниц: 138
Формат: PDF
Размер: 5,5 МВ
Язык: русский

Необходимость создания данного пособии обусловлена, тем, что многие педагоги, желая перейти в работе с учащимися к пятпальцевой аппликатуре, но не имея достаточного опыта, часто испытывают затруднения в решении методических вопросов. Автору представилось целесообразным изложить некоторые методические установки как результат накопленного опыта. Издание предназначено для музыкальных школ,, кружков художественной самодеятельности и для музыкантов-любителей.
Репертуар пяти разделов пособия состоит из произведений русских, советских и зарубежных композиторов, обработок народных песен и танцев. В каждом разделе материал расположен по возрастающей степени трудности. Упражнения и пьесы первого раздела позволяют получить первоначальные навыки игры отдельно правой и левой рукой, а затем освоить одноголосие на фоне простейшего аккомпанемента. Во втором разделе даны упражнения и пьесы, в изложений двойными нотами и аккордами; в третьем— полифонические пьесы; в четвертом — этюды; в Пятом.— гаммы, арпеджио, аккорды. Аппликатура одноголосных гамм, арпеджио и аккордов заимствована из брошюры А. Полетаева «Пятипальцевая аппликатура на баяне». Во всех пьесах и этюдах она расставлена автором публикуемой работы.

Автор: В. Лушников
Год: 1988
Издательство: Советский композитор
Страниц: 194
Формат: PDF
Размер: 17,9 МВ
Язык: русский

Данная Школа является вторым переработанным изданием. Она предназначается для широкого круга обучающихся игре на аккордеоне и может служить методическим пособием для педагогов.
Школа состоит из двух частей, рассчитанных на пятилетний курс обучения, ее содержание определяется программными требованиями детских музыкальных школ.
Настоящее издание существенно отличается от предыдущего: изменилось содержание внутри каждого раздела и в значительной степени изменен репертуар. Многие пьесы специально написаны для аккордеона. При подборе репертуара учитывались доступность произведений, их учебная ценность и художественное содержание. Школа содержит обработки народных мелодий, классические произведения, пьесы советских композиторов, песни, этюды, упражнения. В ряде пьес имеются варианты, рассчитанные на различную подвинутость учащегося. В целях совершенствования исполнительской технологии переработаны и дополнены разделы, связанные с работой исполнительского аппарата; расширены разделы, предназначенные для учителя музыки, введены новые разделы, такие, как «Закрепление пройденного», «Разучивание гамм, арпеджио, аккордов» и др.
Основное внимание автор уделяет воспитанию у учащегося увлеченности музыкальным искусством, активизации творческих способностей. В связи с этим предусмотрены упражнения и задания, развивающие самостоятельность и творческую активность ученика; большое значение придается развитию ритмического чувства и музыкального слуха, мысленных музыкально-слуховых представлений.
Школа рекомендует постоянное использование на практических занятиях теоретического материала, что должно содействовать овладению инструментом. Этот материал закрепляется с помощью специальных упражнений на аккордеоне.
Настоящая школа значительно отличается от Самоучителя игры на аккордеоне как полнотою теоретической части, так и практическим материалом.

Автор: А. Кудрявцев
Год: 1958
Издательство: Советский композитор
Страниц: 128
Формат: PDF
Размер: 9,6 МВ
Язык: русский

Настоящий самоучитель является начальным пособием для желающих самостоятельно научиться играть по нотам на аккордеоне с 41 или 34 клавишами на правой клавиатуре. Весь курс состоит из 30 уроков и нотного приложения.
Одновременно с практическим курсом овладения игрой на аккордеоне проходится нотная грамота и разделы элементарной теории музыки, облегчающие освоение инструмента. Интересующиеся теорией музыки в полном объеме должны приобрести учебник элементарной теории музыки.
Упражнения и пьесы расположены по возрастающей трудности так что приступать к изучению последующего урока можно, только когда полностью и хорошо усвоен материал предыдущего урока.
Для прохождения каждого урока, овладения приведенными в нем упражнениями и пьесами требуется от 1 до 2 недель при ежедневных занятиях в течение 1-2 часов.
Кто прошел и усвоил материал самоучителя, сумеет самостоятельно разобрать и исполнить не очень сложные пьесы, пользуясь нотами для аккордеона или баяна, если позволит их сыграть правая клавиатура (т. е. если хватит клавишей).

Автор: В. Завьялов
Год: 1971
Издательство: Музыка
Страниц: 56
Формат: PDF
Размер: 6,1 МВ
Язык: русский

Методическое пособие рассчитано на преподавателей детских музыкальных школ и училищ. Оно может быть полезно учащимся старших курсов музыкальных училищ, некоторым баянистам-исполнителям. В пособии определенное внимание уделяется как четырех, так и пятипальцевой аппликатуре для правой и левой рук. При этом автор придерживается общепринятой нумерации пальцев: большой — 1, указательный — 2, средний — 3, безымянный — 4, мизинец — 5.

Автор: В. Мотов, Л. Гаврилов
Год: 1961
Издательство: Музгиз
Страниц: 76
Формат: PDF
Размер: 5,3 МВ
Язык: русский

Настоящее пособие рассчитано на баянистов, занимающихся самостоятельно, знакомых с музыкальной грамотой и имеющих некоторую музыкальную подготовку (в объёме детской музыкальной школы или курсов заочного обучения Центрального дома народного творчества имени Н.К. Крупской). Цель данного пособия помочь баянистам в работе над музыкальными произведениями различного жанра и характера. Комментарии к разбираемым пьесам ни в коем случае нельзя считать исчерпывающими, они должны лишь заострить внимание баянистов на основных моментах, необходимых для правильной работы над пьесой, а именно: на определении её характера, особенности музыкальной выразительности, формы. Особое внимание баянистов обращается на способы преодоления наиболее трудных мест в репертуаре, на исполнение мелодии, аккомпанемента, на фразировку.

Автор: Е. Максимов
Год: 1966
Издательство: Музыка
Страниц: 106 + илл
Формат: PDF
Размер: 16,9 МВ
Язык: русский

В национальной русской музыкальной культуре почетное место принадлежит баяну — народному инструменту, пользующемуся большой популярностью и любовью в нашей стране и далеко за ее пределами.
Баян не только сольный, но и оркестровый инструмент. В настоящее время количество ансамблей и оркестров в стране исчисляется тысячами, между тем литературы, освещающей вопросы организации и работы баянных коллективов, историю их развития, недостаточно. Настоящая работа является одним из первых шагов в этом направлении, разумеется, она не может с исчерпывающей полнотой поставить и разрешить все вопросы, поэтому автор выдвигает ряд положений в проблемативном плане.
Большой раздел книги посвящен истории развития ансамблей и оркестров гармоник, причем, отражена деятельность лишь наиболее известных коллективов. главным образом центральных районов страны. Это ни в коей мере не умаляет роли многотысячной массы баянистов и большого
количества коллективов, деятельность которых не могла быть отражена в небольшой брошюре, но заслуживает высокой оценки.
Нотное приложение содержит произведения для дуэта, трио, квартета и октета баянистов.

Автор: Г. Шахов
Год: 1991
Издательство: Музыка
Страниц: 96
Формат: PDF
Размер: 3,7 МВ
Язык: русский

Пособие адресуется педагогам и учащимся классов баяна и аккордеона музыкальных школ, училищ культуры, кружков и студий художественной самодеятельности: педагогам — в качестве методического руководства учебно-воспитательным процессом, учащимся — как учебное пособие по развитию соответствующих умений и навыков. Оно может использоваться студентами музыкальных училищ и вузов, изучающими курс «Методика обучения игры на баяне и аккордеоне».
Пособие состоит из четырех основных разделов: в первом рассматриваются вопросы организации занятий, во втором — теоретические положения по определению аппликатуры применительно к правым клавиатурам инструментов, в третьем — к левой (готовой и выборной), в четвертом излагается художественный материал (систематизированный по видам фактуры, он рассчитан на практическое закрепление пройденных теоретических положений).
В нотных примерах четвертого раздела аппликатура не указывается — учащийся определяет ее самостоятельно.

Автор: И. Гладков, А. Голубев
Год: 1937
Издательство: Музгиз
Страниц: 54
Формат: PDF
Размер: 3,8 МВ
Язык: русский

Практическая школа-самоучитель состоит из трех частей: часть 1 — нотная грамота; часть 2 — практические упражнения; часть 3 — пьесы.

Автор: А. Полетаев
Год: 1962
Издательство: Советский композитор
Страниц: 28
Формат: PDF
Размер: 0,7 МВ
Язык: русский

Предлагаемая аппликатура основных технических формул (гаммы, аккорды и их обращения, длинные арпеджио), разработанная автором на основе личного опыта, систематизирована с учетом применения всех пяти пальцев правой руки. К настоящему времени эта аппликатура уже получила известное распространение и используется на практике отдельными баянистами-профессионалами. Она может представлять интерес для педагогов по классу баяна в музыкальных школах, училищах и высших учебных заведениях, а также для баянистов-исполнителей как профессионалов, так и участников художественной самодеятельности.

Источник

Оцените статью