Правая клавиатура
СВОЙСТВА ЗВУКА
Каждый звук имеет следующие свойства; высоту, длительность (продолжительность), силу и тембр (окраску).
Для записи музыкальных звуков пользуются знаками, которые называются нотами. Более подробно данный материал рассмотрен на уроках теории. Поэтому я здесь совсем коротко расскажу он некоторых свойствах звука, а Вы все-таки загляните в теоретический курс и прочитайте.
ВЫСОТА ЗВУКА
Ноты размещаются (пишутся) на пяти горизонтальных линейках, которые называются нотоносцем или нотным станом. Линейки нотоносца нумеруются снизу вверх по порядку, т. е. нижняя линейка — первая, следующая за ней — вторая и т. д.
Для обозначения высоты звука пользуются нотами, размещенными иа нотоносце.
В музыке существует семь основных названий звуков разных по высоте: до,ре,ми, фа, соль, ля, си.
Для определения высоты звука на правой клавиатуре и соответствующей ноты на нотоносце в начале нотоносца ставится особый знак, который называется скрипичным ключом или ключом соль. Он указывает на то, что нота соль первой октавы записывается на второй линейке нотоносца. Другие звуки имеют названия в зависимости от их расположения на нотоносце:
Расстояние между двумя звуками называется интервалом. Интервал, между двумя звуками, имеющими одинаковое название, называется октавой.
Если одновременно нажать две клавиши с одинаковыми названиями (например до и до, ре и: ре и т.д.), то, несмотря на разницу по высоте, звуки окажутся настолько сходными, что как бы сольются в одно звучание. Такие сходные звуки с одинаковыми названиями называются октавными.
Но эти октавные звуки (например, до и до, соль и соль и т.д.) нельзя смешивать с октавами, на которые делится звукоряд аккордеона. Октава, как участок звукоряда, начинается всегда со звука до и заканчивается на звуке си, (см. приведенную ниже схему):
Правая клавиатура аккордеона состоит из четырех октав: малой (неполной), первой, второй и третьей (неполной).
АППЛИКАТУРА
При игре на аккордеоне в правой клавиатуре используются все пять пальцев. Следует помнить некоторые основные правила распределения пальцев: по возможности не перескакивать одним и тем же пальцем с одной клавиши на другую, а менять пальцы в зависимости от расположения руки и клавишей; разные клавиши следует нажимать разными пальцами.
Порядок чередования пальцев называется аппликатурой (пальцовкой).
В нотах пальцы обозначаются цифрами:
1 — большой палец (первый палец)
2 — указательный (второй палец)
3 — средний (третий палец)
4 — безымянный (четвертый палец)
5 — мизинец (пятый палец)
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЗВУКА
Для записи звуков разной длительности пользуются различной формой нот.
Чтобы правильно воспроизвести длительности звуков при игре на инструменте, нужно равномерно отсчитывать время вслух или про себя.
Целая нота — звук длится на протяжении четырех ударов (на четыре счета). Целая нота изображается большой светлой головкой. В продолжении всей длительности целой ноты палец с клавиши не снимается и движение меха не прерывается.
Вот и давайте научимся играть целыми нотами. Разберем первое упражнение. Нажмем большим пальцем ноту До первой октавы (если не можете сразу найти ноту — поищите на рисунке). Плавненько и ровно тянем мех, одновременно считаем вслух: «Раз, два, три, чтыре» (я специально пропустил букву «е»). Все, хватит, клавишу отпустили. Повторим еще раз то же самое, но только уже, сжимая мех. А вот во второй части упражнения уже по две ноты на разжим и две ноты на сжим. Каждую ноту просчитываем на счет: «1, 2, 3, 4». Понятно все? Переходим к водным проце. ой, простите, к следующим упражнениям.
Источник
Правая клавиатура баяна. Видеоупражнения
В настоящем материале мы будем осваивать с вами правую клавиатуру при помощи специальных упражнений. Здесь будет минимум теории и очень много практики. Видео упражнения позволят вам очень быстро подготовить игровой аппарат к полноценной игре двумя руками.
После их изучения у вас не будет проблем, связанных с беглостью пальцев и их координацией. После практического прохождения комплекта упражнений вы совершенно свободно самостоятельно сможете разучивать на правой клавиатуре песни и пьесы в облегченном переложении для баяна.
В видео упражнениях задан эталон звучания инструмента при выполнении упражнений. Вы в любое время сможете запустить видео и сравнить свою игру со звучанием эталона. Эти упражнения помогут вам выработать оптимальное меховедение и приучить пальцы к правильной аппликатуре. В подборке более тридцати видео упражнений, которые признаны специалистами наиболее продуктивными для обучения новичков.
Эти упражнения я использую в своей работе уже почти сорок лет. На том материале, который вы имеете возможность купить, обучились играть на баяне сотни и сотни моих учеников — и взрослых и детей. Приобретая этот мини курс — комплект упражнений для правой руки, вы получаете возможность в любое время получить мою консультацию, ответы на интересующие вас вопросы, рекомендации.
Для кого подготовлены эти упражнения?
— Для тех, кто начинает осваивать баян с нуля, без какой-либо предварительной подготовки. Подача учебного материала организована таким образом, что абсолютно любой человек, сможет продуктивно работать с комплектом видео упражнений.
— Упражнения могут быть использованы педагогами по баяну и репетиторами в качестве основных и вспомогательных материалов, а также для домашних заданий учащимся по классу баяна в детских музыкальных образовательных учреждениях.
В комплекте:
32 видео, 115 видео упражнений.
А также: схемы расположения нот на клавиатуре, видеоупражнения с качественным звуком цифрового баяна Roland, отличная графика. Все упражнения с подписанными нотами и аппликатурными обозначениями. Имеются также файлы для распечатки упражнений. Большинство упражнение имеет методические рекомендации по их освоению. Видео записано в формате АVI.
Цена 300 рублей
По вопросам приобретения комплекта пишите на почту p etrowich451@yandex.ru Рекомендации по изучению правой клавиатуры баяна
Изучение музыкальной грамоты необходимо связать со слуховыми образами и понятиями ребенка. Иными словами, ноты нужно изучать последовательно с различными длительностями.
Изучение нотной грамоты обычно начинают от ноты «до». По мере изучения семи основных звуков натурального звукоряда учащийся практически осваивает тональность до мажор, ее устойчивые и главные ступени. Как можно раньше приучайтесь играть без постоянных заглядываний в клавиатуру. Это станет возможным, когда вы хорошо будете знать расположение нот на клавиатуре баяна. Причем, знать не виртуально, а наощупь. Для этого вам придется изрядно потрудиться. Для изучения клавиатуры лучше всего использовать одну октаву.
Рекомендую первую. Поставив пальцы на одной октаве, мы будем автоматически знать ноты и других октав. Некоторым ученикам для запоминания основных звуков одной октавы требуются сотни повторений. Кто-то запоминает расположение нот очень быстро. Но повторяю: мало запомнить расположение нот, нужно их различать на звук, безошибочно определять их местонахождение на клавиатуре.
Основная задача начальной практической работы по изучению клавиатуры баяна: запомнить характер звука в натуральном звукоряде, слышать его в реалии и иметь слуховое представление о нем. Кроме того важно усвоить относительную продолжительность целой, половинной и четвертной ноты.
Вместе с запоминанием нот на клавиатуре ученик получает понятие о расположении нот на нотном стане, обучается правильной записи звуков разной длительности. Здесь же он отрабатывает первые навыки звукоизвлечения и меховедения.
Рекомендую такой метод освоения правой клавиатуры:
Заучиваем расположение и звучание ноты «до» первой октавы. Нажимаем кнопку «до». Потянем звук, послушаем его внимательно. Пробуем воспроизвести его голосом. Затем вместе с инструментом. Проделываем эту процедуру 10-15 раз. Нажимаем следующую кнопку – соответствующую ноте «ре». Полутона пока не трогаем.
Наша задача на начальном этапе выучить расположение основных нот. Итак, играем последовательность нот «до» — «ре». Играем эту последовательность целыми, половинными. Если есть возможность, используем метроном. Но даже с метрономом обязательно считаем доли или оттопываем счет ногой.
Обязательно пропеваем выполняемые упражнения. Когда уверенно будем брать на клавиатуре нотки «до» и «ре», переходим к проработке следующей комбинации кнопок, соответствующих нотам «до» — «си». Кнопку «до» нажимаем вторым пальцем, ноту «си» — третьим.
Максимально сосредотачиваемся, напрягаем слух, впитываем в себя проигрываемые звуки. Внимательно отслеживаем слухом переходы, переливания от звука к звуку. Следующая комбинация звуков для изучения правой клавиатуры: «до-ре-си-до».
Напоминаю, что все эти манипуляции направлены на изучение расположения ноты «до» на клавиатуре. После того, как начнете абсолютно свободно находить и проигрывать ноту «до», можно перейти к освоению ноты «ре». По аналогии с предыдущими занятиями составляем последовательности кнопок от кнопки «ре» вниз и вверх.
Эти последовательности будут выглядеть так: «ре – ми», «ре-до», «ре-ми-ре-до». Сколько раз нужно повторить последовательности до полного заучивания? Для каждого обучающего индивидуально. Это может быть десять повторений, а может быть и сто.
Аналогичным образом прорабатываем остальные основные звуки до ноты «си». Это будет первый этап изучения правой клавиатуры. На следующем этапе мы займемся интервалами, т.е. продолжим работу над изучением нот (кнопок) основного звукоряда на правой клавиатуре на примере интервалов.
Источник
Учимся играть по нотам Начальный курс игры на аккордеоне для детей учебно методическое пособие
1 Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА Выборгского района Санкт-Петербурга Учимся играть по нотам Начальный курс игры на аккордеоне для детей учебно методическое пособие Педагог дополнительного образования Биткова Л.К. Санкт-Петербург 2016
2 Данное методическое пособие адресуется детям младшего школьного возраста, обучающихся игре на аккордеоне, а также их родителям, в помощь своим детям в освоении инструмента. При написании работы я старалась излагать необходимый теоретический материал кратко, последовательно и в доступной форме, чтобы ребенок мог самостоятельно осваивать простейшие понятия нотного письма. Необходимость написания пособия объясняется тем, что для начального обучения игре на инструменте нет достаточной музыкальной литературы, где можно было бы получить минимум теоретических знаний в наглядной и простой форме. Под приобретением теоретических знаний подразумевается последовательное изучение музыкальной грамоты, нотного письма, клавиатур. а также устройства Учебное методическое пособие можно также рекомендовать педагогам по классу баяна и аккордеона в своей работе с детьми. 2
3 Содержание 1. Введение 2. Нотные знаки, нотоносец 3. Добавочные линейки 4. Длительности нот 5. Ноты с точкой 6. Паузы 7. Такт, размер такта. Сильные и слабые доли. 8. Метр 9. Затакт 10. Знаки сокращенного письма 11. Правая клавиатура аккордеона 12. Тон, полутон 13. Знаки альтерации 14. Левая клавиатура аккордеона 15. Заключение 3
4 Из своего опыта знаю, как многим не очень нравится учить ноты. Но что поделаешь надо! Даже самую простую мелодию ты не сможешь сыграть, не зная нот, не овладев нотной грамотой. Точно так же, ты не смог бы читать и писать, не зная букв и алфавита. Выучив ноты и основы теории музыки — у тебя появится возможность разучивать любое произведение, и легкое, и сложное, перед тобой откроются большие возможности. Нотная грамота существовала не всегда. Интересно, что до 1000-го года музыканты пытались записывать музыку по памяти. И люди стали искать способ, как передать музыку такой, какой ее сочинил автор. В XI веке нотную систему записи музыки придумал и разработал итальянский монах и музыкант Гвидо Аретинский (Гвидо д Ареццо). Нотные знаки Музыкальные звуки образуют музыкальный звуковой ряд, который начинается от самых низких звуков, до — самых высоких. Чтобы записать этот звукоряд и существует нотная грамота. Каждый отдельный звук звукоряда называется ступенью. Итак, что же такое ноты? Ноты это такие особые знаки, при помощи которых записывается музыка. Для записи нот используются овалы белые и черные (закрашенные): 4
5 Ноты располагаются на нотном стане или нотоносце, который представляет собой — пять горизонтальных линеек. В начале нотного стана проводится тонкая вертикальная линия от первой до пятой линейки. Музыка, записанная на двух нотных станах исполняется одновременно. Верхняя строчка предназначена для исполнения на правой клавиатуре, нижняя — на левой клавиатуре. Линейки нотоносца всегда считаются снизу вверх по порядку, то есть нижняя линейка первая, следующая за ней — вторая и т.д. Существует семь основных названий нот: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. Ноты пишутся на линейках, между линейками, выше и ниже нотного стана. 5
6 Ниже написан звукоряд на нотном стане: Добавочные линейки Как видно из этого расположения нот на нотоносце, не все ноты умещаются на нем. Для записи нот, не укладывающихся на пяти линейках, применяются маленькие добавочные линейки. Добавочные линейки пишутся выше и ниже нотного стана, счет добавочных линеек ведется от нотного стана. Их тоже по пять (пять нижних и пять верхних линеек). Чем выше на нотном стане написана нота, тем выше ее звучание. Вначале нотного стана выставляется музыкальный знак КЛЮЧ. Для аккордеона используется два ключа: скрипичный ключ Соль для высоких звуков в правой руке и басовый ключ Фа для низких звуков в левой руке. 6
7 Так выглядит скрипичный ключ (или ключ Соль): он определяет на нотоносце положение звука соль первой октавы, который пишется на второй линейке: А так выглядит басовый ключ (или ключ Фа): он определяет положение на нотоносце звука фа малой октавы, который записывается на четвертой линейке: Длительности нот В музыке используются звуки не только различной высоты, но и различной длительности. Все звуки (ноты) имеют разное время звучания или длительность. Если высоту звука можно определить положением нот на нотном стане, то ее длительность формой написания самого знака. В зависимости от длительности звука меняется и форма ноты. Основные длительности нот следующие: целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая. Целая нота представляет собой незаштрихованный кружочек (овал) — Половинная нота — белый кружок со штилем (палочкой) — Четвертная — заштрихованный овал со штилем — 7
8 Восьмая — как четвертная, с добавлением хвостика — (если нот несколько, они соединяются общей чертой) — Шестнадцатая та же восьмая, но ее хвостик сдвоенный — а это две шестнадцатые, соединенные двумя чертами — Ноты, написанные до третьей линейки, пишутся со штилем вверх, выше третьей линейки пишутся со штилем вниз: Для наглядности ниже приведен рисунок, показывающий деление целой длительности на более короткие длительности (половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые и т. д.). Допустим, что целый кружок, который показан ниже это целая длительность. Если его разделить пополам, то получатся две половинки, это и будут две половинные длительности. Если разделить кружок еще пополам, получатся четыре четвертные длительности. 8
9 Так пишутся длительности нот: Самой длинной, продолжительно звучащей нотой, является целая нота. Далее идет половинная, затем четвертная, восьмая, шестнадцатая и тридцать вторая. Когда музыкант играет произведение, то он должен отсчитывать длительности нот и придерживаться определенного темпа. Счет ведется на «Раз И» восьмыми длительностями, которых в четвертной ноте две. А длительность четвертной ноты можно условно принять за 1 секунду. Ниже приводится рисунок счета длительностей нот: 9
10 Ноты с точкой В нотном письме существуют и ноты с точкой. Точка справа возле ноты увеличивает ее в полтора раза. Например, возьмем половинную ноту: без точки она длится 2 секунды, а с точкой 3 секунды, то есть к ней прибавляется еще одна длительность. И счет будет: раз — и, два — и, три — и. четвертная Паузы В музыке бывают моменты, когда ноты не играются. Такие моменты записываются при помощи знаков молчания, которые называются паузами. Паузы в музыке так же, как и музыкальные звуки, имеют 10
11 определенную длительность. Паузы соответствуют длительностям нот и имеют свое обозначение: целая пауза соответствует длительности целой ноты, и это означает, что надо молчать столько времени, сколько длится звук целой ноты, то есть на четыре счета и т. д. Здесь написаны длительности нот и соответствующие им паузы: Такт, размер такта. Сильные и слабые доли 11
12 Если мы внимательно посмотрим на данное музыкальное произведение, то увидим, что оно делится на одинаковые отрезки, которые между собой отделяются вертикальными линиями. Это делается для удобства чтения музыкальной записи. И отрезки эти называются тактами. Такт это отрезок нотной записи, ограниченный двумя тактовыми чертами: На первую ноту каждого такта падает ударение акцент, как в разговорной речи в каждом слове на какой-то слог падает ударение, так и в музыке есть ударение, оно всегда падает на первую долю в такте. Поэтому первая нота такта является сильной долей, и служит она началом счета в каждом такте. Остальные доли такта будут слабыми. После ключа выставляется размер такта. Размер обозначается цифрами одна под другой: 2/4; 3/4; 4/4; 3/8; 6/8 и т. д. Верхняя цифра указывает на количество долей в такте, а нижняя цифра указывает длительность каждой доли (четвертная, половинная и т. д.) 12
13 Наиболее распространенные размеры: Метр В музыке есть такое понятие — как метр. Музыкальный метр — это равномерная пульсация сильных и слабых долей. В двухдольном метре (размер 2/4), и четырех — дольном метре — (размер 4/4), сильная доля чередуется с одной слабой. В этом примере сильная доля обозначена галочкой (> акцент), которая пишется над нотами или под ними: 13
14 Размер 4/4 иногда обозначается буквой C: = Если вместо одной слабой доли отсчитать две, то получится трёх — дольный метр (размер 3/4). Размер 3/4 наиболее часто применяется в вальсе: Так будет выглядеть мелодия в размере 3/4 с тем же ритмическим рисунком, который выше: Затакт. Иногда музыкальное произведение начинается не с первой (сильной) доли, а со слабой, например, со второй или третьей. В этом случае начало мелодии представляет собой неполный такт. Такой неполный такт называется затактом. Ниже приведен пример затакта, где затакт состоит из одной четверти и начинается со счета ТРИ и: 14
15 Из этого примера видно, что последний такт тоже неполный. В нем не хватает одной четверти. Таким образом, затакт и последний такт — в сумме составят один полный такт. Знаки сокращенного письма В конце каждого музыкального произведения выставляются две черты, тонкая и утолщенная: В нотном письме используются знаки, которые сокращают нотную запись: реприза, вольта и т.д. Реприза знак повторения части произведения, или всего произведения. Нотный текст, записанный между двумя знаками репризы, исполняется дважды: Вольты две скобки с цифрами, которые указывают, что первый раз играется 1-я вольта, а при повторе 2-я вольта. Ниже приведены примеры использования вольт: 15
16 Если нужно повторить только один такт (даже несколько раз) используется следующий знак, напоминающий знак обозначения процента: Для переноса звуков на октаву выше или ниже используют цифру 8 с пунктиром: Правая клавиатура аккордеона Если посмотреть на правую клавиатуру аккордеона, то можно увидеть, что она состоит из белых и черных клавиш, расположенных в определенной последовательности. Белые клавиши на аккордеоне называются также как и 7 основных нот — ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. Эти клавиши повторяются несколько раз по всей клавиатуре. Каждое такое повторение называется октавой. Октава это расстояние между двумя нотами ДО разной высоты. Ниже показана клавиатура фортепиано, она содержит семь с половиной октав. На аккордеоне октав меньше: малая, первая, вторая, неполная третья. Расположение нот на клавиатуре. Ниже на рисунке показана только часть правой клавиатуры, то есть одна октава: 16
17 ДО второй октавы Мы видим, что между белыми, клавишами находятся черные клавиши. Нота ДО — находится слева от двух черных клавиш и звучит ниже ноты РЕ. Между этими нотами есть еще одна клавиша черная, и звучит она выше ноты ДО, но ниже ноты РЕ. Тон, полутон Что такое тон и полутон? Расстояние между двумя соседними клавишами (например, между клавишей ДО и соседней черной клавишей) — самое маленькое, и называется — полутон. А два соседних полутона образуют тон. Черные клавиши не имеют своих названий и берут свое названия от соседних белых. Для этого существуют — Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар. Знаки альтерации — изменяют высоту звука. Диез — повышает ноту на полтона, бемоль понижает ноту на полтона. Бекар — знак отмены диеза или бемоля: Нота ДО — диез 17 Нота РЕ — бемоль
18 Расположение тонов и полутонов на правой клавиатуре аккордеона: Как видно на картинке, на белых клавишах располагаются: тон, тон, полутон, три тона, полутон. Между клавишами МИ — ФА полутон, и между СИ — ДО полутон: 18 На правой клавиатуре исполняется мелодия музыкального произведения. Левая клавиатура нужна для исполнения сопровождения (аккомпанемента) этой мелодии. Как мы уже знаем, левая рука записывается в басовом ключе, поэтому для освоения аккордеона, необходимо также выучить ноты в басовом ключе.
19 Левая клавиатура аккордеона Ноты в басовом ключе: Так выглядит левая клавиатура аккордеона (басовые звуки) На левой стороне аккордеона находятся кнопки, расположенные наклонными поперечными рядами. Левая клавиатура имеет пять или шесть рядов, в зависимости от размера инструмента, и вся эта часть называется басовой клавиатурой. Каждый ряд имеет свое название. Первые два продольных ряда (вспомогательный и основной) содержат основные басовые звуки. На этих рядах играют мелодическую линию в левой клавиатуре. На втором ряду находится кнопка с небольшой ямочкой, которая и является нотой — ДО. 19
20 Как видим, звуки располагаются на основном ряду в таком порядке: ФА, ДО, СОЛЬ, РЕ, ЛЯ, МИ, СИ. На третьем, четвертом и пятом ряду расположены готовые аккорды. Аккорды это одновременное звучание нескольких звуков (трех, четырех, пяти) и т.д. Мажорные аккорды обозначаются буквой — Б, минорные аккорды буквой — М, септаккорды цифрой — 7 На левой клавиатуре аккордеона аккорды уже — готовые. Нажимаешь одну кнопку, а звучат сразу несколько, это — очень удобно! Если после баса стоит обозначение (Б, М или 7), то этот аккорд берется, от того же баса, находящегося в основном ряду. В примере: в первом такте сначала берется основной бас ДО ‘, а затем от него мажорный аккорд — Б, во втором такте мажорный аккорд берется от баса СОЛЬ. При игре на аккордеоне двумя руками ноты пишутся на двух объединенных нотоносцах. На верхнем нотоносце записывается партия правой руки в скрипичном ключе, на нижнем нотоносце — партия левой руки в басовом ключе. Оба нотоносца объединены фигурной скобкой, называемой акколадой, и общими тактовыми чертами. 20
21 Прежде, чем начинать играть двумя руками, нужно очень хорошо выучить отдельные партии: правой и левой руки со счетом вслух или про себя. После того, как будут выучены обе партии, их можно соединять двумя руками. Заключение Аккордеон — сложный в изучении инструмент. Процесс освоения инструмента — это долгий и упорный труд. Практическому освоению аккордеона, как впрочем, и любого другого инструмента должно предшествовать изучение нотной грамоты. Обучение игре на аккордеоне — предполагает прочное и глубокое овладение знаниями основ теории музыки, ее закономерностей. Изучение теории музыки является той необходимой базой, на которой строится работа по освоению инструмента. Конечно, для музыкального воспитания и развития ребенка, более полного понимания и усвоения теории ему необходимо посещать занятия по сольфеджио, где он приобретает новые знания и у него формируются первые музыкально слуховые представления, необходимые для успешного овладения инструментом. 21
22 Здесь изложена только часть материала по элементарной теории музыки, далеко — не вся. Но, чтобы самостоятельно разучивать и грамотно исполнять музыкальные произведения, этот объем нотной грамоты необходимо хорошо усвоить. 22
23 Используемая литература: 1. Варфоломос А. «Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов» издательство Музыка 2. Ананьева В.И. «Некоторые вопросы музыкально-слухового развития учащихся» Музгиз., Ленинград 3. Говорушко П. «Основы игры на баяне» Издательство «Музыка»., Москва. 4. «Программа по баяну и аккордеону» Санкт-Петербург., Онегин А. «Азбука баяниста» Музгиз., Москва. 6. Лондонов П. «Школа игры на аккордеоне» М., Кифара., Акимов Ю. «Хрестоматия баяниста для детских музыкальных школ» М., Музгиз. 8. Ушенин В.В. «Школа игры на аккордеоне» Ростов — на Дону Феникс., Материалы из интернет — источников. 23
Источник