Аккордеон описание музыкального инструмента

Аккордеон

Fisitalia, Paolo Soprani, Scandalli, Hohner, Weltmeister, Roland, Bugari Armando

Аккордео́н (от фр. accordéon ) — язычковый клавишно-пневматический [1] музыкальный инструмент с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым (аккордовым) или готово-выборным аккомпанементом на левой. Современная разновидность ручной гармоники. В 1829 году это название дал венский органный мастер К. Дамиан усовершенствованной им гармони.

В русской традиции аккордеоном принято называть только инструменты с правой клавиатурой фортепианного типа, однако эти инструменты существуют как с фортепианной, так и с кнопочной клавиатурой (кнопочный аккордеон). Вообще, в США, Европе и других странах принято называть аккордеонами все разновидности ручных гармоник, которые в свою очередь могут иметь собственные названия. Например — некоторые гармони, они называются диатоническими кнопочными аккордеонами. Баян является разновидностью кнопочного аккордеона и отличается от него особой конструкцией.

В конце XIX века аккордеоны в большом количестве изготавливались в Клингентале (Саксония). До сих пор, одними из самых распространённых в России являются аккордеоны немецкой фирмы Weltmeister различных марок, например, Diana, Stella, Amigo. Встречаются также другие фирмы-производители, как зарубежные (Horch, Hohner, Bugari Armando), так и советские и российские («Берёзка», «Меркурий», «Ленинград», «Спутник», «Юность», «Акко»).

Содержание

Клавиатуры

Правая

Правая клавиатура аккордеона соответствует фортепианной клавиатуре. Высота звуков повышается сверху-вниз.

Диапазон полноразмерного аккордеона — от ноты Фа малой октавы до Ля третьей октавы (3 октавы и 4 полутона).

Размеры

Таблица 1. Классификация аккордеонов по количеству клавиш на правой клавиатуре.

Аккордеон

Аккордеон с клавиатурой фортепианного типа
Классификация
Размер Полный 7/8 3/4 1/2
Пример
Количество клавиш на правой клавиатуре 41
(Фа малой октавы —
Ля третей октавы)
37
(Фа малой октавы —
Фа третей октавы)
34
(Соль малой октавы —
Ми третей октавы)
26
(Си малой октавы —
До третей октавы)
Количество кнопок на левой клавиатуре 120 96 80, 72 72, 60, 48, 40, 32, 24

Аккордеоны с размерами 1/2 и 3/4 в основном используются в качестве ученических инструментов [2] .

Левая

Левая клавиатура у аккордеона такая же, как и у баяна, у полного аккордеона состоит из 120-ти кнопок.

Диапазон левой клавиатуры аккордеона с готовым аккомпанементом — одна октава с басовыми (низкими) нотами.

Вертикальные ряды кнопок нумеруются, начиная от меха. В первых двух рядах располагаются басовые ноты. Первый ряд басов является вспомогательным, второй — основным. Далее, по порядку, идут ряды с мажорными и минорными трезвучиями (3-й и 4-й ряды), септаккордами и уменьшенными септаккордами (5-й и 6-й ряды). Таким образом, от каждой ноты основного басового ряда строятся различные аккорды в горизонтальном ряду. Дублирование басовых кнопок на левой клавиатуре необходимо для удобства игры на аккордеоне.

Оркестровый вид аккордеона (басовый аккордеон) не имеет левой клавиатуры.

Схемы

Левая клавиатура аккордеона с готовым аккомпанементом и различным количеством кнопок. Условные обозначения: Б — мажорное трезвучие, М — минорное трезвучие, 7 — септаккорд, У — уменьшенный септаккорд [3] . При 32-х кнопках, в левой клавиатуре, отсутствует нота «Си», что делает невозможным играть некоторые произведения.

120 кнопок
1 2 3 4 5 6
Ре Ля Б М 7 У
Соль Ре Б М 7 У
До Соль Б М 7 У
Фа До Б М 7 У
Ля Фа Б М 7 У
Ре Си Б М 7 У
Соль Ми Б М 7 У
До Ля Б М 7 У
Фа Ре Б М 7 У
Си Соль Б М 7 У
Ми До Б М 7 У
Ля Фа Б М 7 У
Ре Си Б М 7 У
Соль Ми Б М 7 У
До Ля Б М 7 У
Фа Ре Б М 7 У
Си Соль Б М 7 У
Ми Си Б М 7 У
Ля Ми Б М 7 У
Ре Ля Б М 7 У
96 и 80 кнопок
1 2 3 4 5 6
До Соль Б М 7 У
Фа До Б М 7 У
Ля Фа Б М 7 У
Ре Си Б М 7 У
Соль Ми Б М 7 У
До Ля Б М 7 У
Фа Ре Б М 7 У
Си Соль Б М 7 У
Ми До Б М 7 У
Ля Фа Б М 7 У
Ре Си Б М 7 У
Соль Ми Б М 7 У
До Ля Б М 7 У
Фа Ре Б М 7 У
Си Соль Б М 7 У
Ми Си Б М 7 У
72 кнопки
1 2 3 4 5 6
Ля Фа Б М 7 У
Ре Си Б М 7 У
Соль Ми Б М 7 У
До Ля Б М 7 У
Фа Ре Б М 7 У
Си Соль Б М 7 У
Ми До Б М 7 У
Ля Фа Б М 7 У
Ре Си Б М 7 У
Соль Ми Б М 7 У
До Ля Б М 7 У
Фа Ре Б М 7 У
60 и 48 кнопок
1 2 3 4 5
Ля Фа Б М 7
Ре Си Б М 7
Соль Ми Б М 7
До Ля Б М 7
Фа Ре Б М 7
Си Соль Б М 7
Ми До Б М 7
Ля Фа Б М 7
Ре Си Б М 7
Соль Ми Б М 7
До Ля Б М 7
Фа Ре Б М 7 У
48 (№ 2) и 40 кнопок
1 2 3 4 5 6
Соль Ми Б М 7 У
До Ля Б М 7 У
Фа Ре Б М 7 У
Си Соль Б М 7 У
Ми До Б М 7 У
Ля Фа Б М 7 У
Ре Си Б М 7 У
Соль Ми Б М 7 У
32 и 24 кнопки
1 2 3 4
Ми Б М 7
Ля Б М 7
Ре Б М 7
Соль Б М 7
До Б М 7
Фа Б М 7
Ми Б М 7
Си Б М 7

Регистры

За счёт меньшего количества клавиш в правой клавиатуре (41 клавиша), по сравнению c кнопочным аккордеоном или баяном (у полного баяна 67 кнопок без двух вспомогательных рядов), у аккордеона есть преимущество в возможности использования большего количества голосов (язычков), звучащих при нажатии одной клавиши. Вместе с этим у аккордеона появляются более широкие возможности в использовании регистров, переключение которых изменяет высоту (на октаву выше или ниже) и тембр издаваемых звуков [2] .

Обучение

Для овладения инструментом в настоящее время существует множество «Школ изучения игры на аккордеоне», в частности в России — авторов:

  • Мирек
  • Двилянский
  • Лушников
  • Лондонов (баянист)
  • Владимир Ушенин (баянист)
  • Роман Бажилин

Среди композиторов, писавших музыку специально для аккордеона, можно отметить Яна Тьерсена (композитора фильма Амели).

Под патронатом фирмы Hohner существуют Хонер-консерватория в Троссингене (Германия) и базирующийся там же оркестр аккордеонов

Известные аккордеонисты

Зарубежные

  • Ян Тьерсен — композитор
  • Альберт Фоссен (нем.) — композитор и исполнитель
  • Пьетро Фроссини
  • Похьонен, Киммо
  • Фил Каннингем — музыкант из шотландской фолк-группы Silly Wizard.
  • Теодоро Анцелотти — исполнитель
  • Штефан Хуссонг — исполнитель
  • Кэйко Харада — композитор
  • Трио Accordeon Tribe
  • Nino Portelli
  • Gus Viseur (Бельгия. 1915−1974)
  • Hector Delfosse (Бельгия. 1925−1998)
  • Andre Verchuren
  • Motion trio (Польша) (образовалось в 1996) — Гран-при конкурса современной камерной музыки Пендерецкого, участники многочисленных фестивалей джаза и world music
  • Горан Брегович — композитор, автор музыки к некоторым фильмам Эмира Кустурицы.
  • Композитор и исполнитель Астор Пьяццола, игравший на родственном аккордеону инструменте — бандонеоне.
  • Горни Крамер- исполнитель, Италия

Советские, российские, украинские

  • Рыспай Абдыкадыров — эстрадный аккордеонист, народный артист Киргизской ССР.
  • Сервер Абкеримов — солист Московского концертного филармонического объединения «Москонцерт», Московского областного Дома искусств «Кузьминки», преподаватель Гос. колледжа им. Гнесиных и Московского областного колледжа искусств, композитор, лауреат Всероссийского конкурса, композитор.
  • Роман Бажилин — аккордеонист, лауреат международных конкурсов, заслуженный артист России, лауреат международного конкурса (г. Монтезе, Италия, 2004 г., I премия), автор многочисленных нотных сборников, композитор.
  • Юрий Дранга (народный артист России) и его сын Пётр Дранга
  • Игорь Завадский — исполнитель, преподаватель, заслуженный артист Украины.
  • Валерий Ковтун — эстрадный исполнитель, Народный артист России, Лауреат Государственной премии за 2007 год
  • Роман Мамаев — эстрадный аккордеонист. Лауреат международных конкурсов. Преподаватель.
  • Сергей Осокин — аккордеонист, лауреат всероссийских и международных конкурсов, преподаватель МГИМ им.А. Г. Шнитке.
  • Юрий Пешков — композитор, педагог, аранжировщик, лауреат всесоюзных конкурсов и участник многочисленных фестивалей [4] .
  • Влад Скандалли (Vlad Scandalli) — эстрадный аккордеонист, композитор, музыкальный продюсер [5]
  • Ян Табачник — народный артист Украины.
  • Щураков, Сергей Михайлович

Примечания

  1. Музыка: Энциклопедия / Под ред. Г. В. Келдыш. — Репринтное издание «Музыкального энциклопедического словаря» 1990 года. Изд-во: Советская энциклопедия. — М .: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 672 с. — ISBN 5-85270-254-4
  2. 12Фадеев И. Г., Кузнецов И. А. Ремонт гармоник, баянов и аккордеонов. — 2-е издание. — М .: Лёгкая индустрия, 1971. — 248 с.
  3. Мирек А. М. Самоучитель игры на аккордеоне. — Нотное издание. — М .: Советский композитор, 1984. — 125 с.
  4. Пешков Юрий Алексеевич » НотОбоз — большой нотный архив. Ноты для балалайки, баяна, кларнета, ноты песен… Ноти
  5. Влад Скандалли: Яндекс. Новости

Литература

  • Мирек А. М. Из истории аккордеона и баяна. — М .: Музыка, 1967. — 196 с.
  • Мирек А. М. Самоучитель игры на аккордеоне. — Нотное издание. — М .: Советский композитор, 1984. — 125 с.
  • Фадеев И. Г., Кузнецов И. А. Ремонт гармоник, баянов и аккордеонов. — 2-е издание. — М .: Лёгкая индустрия, 1971. — 248 с.
  • Розенфельд Н. Г., Иванов М. Д. Гармони, Баяны, Аккордеоны. Учебник для техникумов. — 2-е издание. — М .: Лёгкая индустрия, 1974. — 288 с.

Ссылки

Аккордеон в Викисловаре ?
Аккордеон на Викискладе ?
  • Аккордеон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Всё про аккордеон и баян: ноты, музыка (mp3), история. Биографии баянистов и аккордеонистов.
  • Аккордеон и баян.

Проверить на соответствие критериям взвешенности изложения. Возможно, содержание данной статьи нарушает принцип взвешенного изложения, представляя малозначимые мнения и факты так же, как и более важные, либо уделяет слишком много места описанию какого-то одного аспекта темы в ущерб другим, не менее существенным. Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей. На странице обсуждения должны быть подробности.
Гармоники
Ручные

Диатоническая (Блюзовая • Тремоло • Октавная) • Хроматическая • Оркестровые (Мелодическая • Басовая • Аккордовая)

Источник

Читайте также:  Поводок дворника аккорд 7
Оцените статью