Ресурсный центр Музыка
Музыка, творчество, дети
Свежие записи
Навигация
Эстрадная студия «Рапсодия» подтвердила звание образцовой
Награды от «Аrt Kids» нашим пианисткам
Поздравляем Любаву Ролич с победой
Поздравляем Елизавету Казакову
Поздравляем юных цимбалисток
Наши пианисты на конкурсе «Зажечь звезду» 2020
Маша и Миша Залесские — лауреаты конкурса «Музыкальная семья»
Звезды сошлись для Маргоши
Итоги VII Открытого фортепианного конкурса «Играем с удовольствием» (с международным участием)
История аккордеона
История аккордеона полна чудес — прежде чем ему появиться в современном обличии, он претерпел такие невероятные превращения, которые никому и под Новый год не могли присниться. Например, какое отношение к аккордеону имеет камертон, орган или загадочный инструмент-игрушка эолин? Оказывается, самое прямое.
А много ли существует музыкальных инструментов, день рождения которых известен наверняка? А день рождения аккордеона достоверно известен.
Кирилл Демиан, автор аккордеона, давший ему это чудное название (аккордеон по-французски — «ручная гармоника»), создал свой инструмент не на пустом месте. К моменту появления аккордеона, уже существовали орган, гармоника, губная гармоника и фортепиано, их элементы и впитал в себя новый инструмент.
С историей возникновения аккордеона тесно связано имя мастера-ремонтника музыкальных инструментов Франтишка Киршника. Он не имел своей мастерской, а переезжал из страны в страну из города в город, занимаясь настройкой и ремонтом органов и клавикордов. Франтишек Киршник был высококвалифицированным и уважаемым мастером в среде подобных специалистов, у него был огромный опыт работы с различными устройствами, конструкциями, приспособлениями и механизмами.
В 1770х годах, работая в мастерской, предоставленной ему для экспериментальной работы знаменитым физиком и медиком Христианом Кратценштейном, Киршник изобретает новую конструкцию язычковых планок. Затем он создает маленький орган на основе этого принципа звукоизвлечения и с ним в 1782г приезжает в Петербург.
Русские музыканты и мастера живо подхватывают новый принцип звукообразования и начинают приспосабливать его к своим новым изобретениям. В 1797г Франтишек Киршник вкладывает опыт изготовления язычковых планок в создание новых музыкальных инструментов — ручных гармоник.
А в 1800-1810гг в России игра на гармониках была уже широко распространена, и было организовано их стабильное производство в Туле.
Сохранились сведения в письме Андрея Тургенева (от 6 февраля 1802г.) о том, что в Петербурге юная графиня Авдотья Николаевна Свечина, у которой такая гармоника была в доме уже несколько лет, играла на ней русские народные песни. Игра на столь необычном романтическом инструменте с приятным, нежным выразительным звучанием, глубоко трогала сердце молодого человека.
Христиан Фридриг Людвиг Бушман (1805-1864)
В 1822 году Христиан Бушман, 17-летний настройщик органов и фортепиано, чтобы облегчить настройку органных труб, создал специальное приспособление — камертон в виде маленькой коробочки, в которую был встроен металлический язычок.
Когда Христиан вдувал ртом воздух в коробочку камертона, язычок звучал, давая тон определенной высоты. Однако работать мастеру было неудобно, так как одной рукой нужно было придерживать это приспособление, а для работы оставалось только одна рука.
Тогда Христиан приделал к своему усовершенствованному камертону кожаный мех, наподобие кузнечного, который позволил ему во время настройки ставить приспособление рядом с собой, растягивать мех кверху, чтобы, сжимаясь под давлением собственного веса, мех подавал воздух на язычок, и тот звучал.
Обе руки мастера оставались свободными, кроме того, не нужно было дуть ртом, что тоже облегчало работу. Таким образом, звук инструмента извлекался язычками, свободно проскакивающими через отверстие в рамке под давлением струи воздуха вдыхаемой музыкантом. Гармоника получила разновидности диатонической и хроматической.
Следующее озарение подсказало мастеру, что незачем делать собственный мех к каждому язычку. Можно встроить все язычки в один мех, а чтобы они не звучали одновременно, оснастить их клапанами. Теперь для получения нужного тона надо было открыть один клапан над соответствующим язычком, а остальные оставить закрытыми.
Первая конструкция современных язычков аккордеона
А еще чуть позже Бушман понял, что изобретенную им конструкцию можно превратить в самостоятельный музыкальный инструмент. Так семнадцатилетний мастер, облегчая себе труд, изобрел новую форму музыкального инструмента, но пока не сам инструмент, потому что играть на нем было еще нельзя, ведь клапанный механизм предназначался лишь для настройки. Фридрих пытался довести до конца свой замысел и сделать ручную гармонику, но у него на это было очень мало времени — все отнимала основная работа.
В 1827 году инструмент, названный уже эолиной, в качестве детской игрушки Райт Хон привез в Англию. Об этом сообщило в 1830 году издание «The German Eolian Tutor»:
«this elegant little instrument was first brought to England from Germany, early in the year 1827, by the Right Hon» (этот маленький элегантный инструмент привезен в Англию из Германии в 1827 году Райтом Хоном).
В 1829 году музыкальная игрушка эолина попадает в руки к известному венскому органному мастеру Кириллу Демиану. Расторопный мастер с сыновьями Гвидо и Карлом совершенствует ее и 25 мая 1829 года получает патент на изобретение музыкального инструмента, названного им аккордеоном (фр.-«ручная гармоника» ).
Оперативности Демиана на самом деле можно подивиться: еще через несколько дней он вместе со своими сыновьями начинает производить аккордеоны и продавать их. И совсем скоро, еще в год своего появления на свет, аккордеон Демиана становится известным инструментом, а не детской игрушкой. На нем можно было играть, правда, только очень простые мелодии и только в одной тональности, потому что он имел всего пять кнопок на правой стороне и пять на левой…
Это первый прообраз современного инструмента. Сегодня аккордеон так кардинально модернизирован, что от той «детской забавы» осталась одна идея!
История аккордеона и родственных ему гармоник стала поводом создания музеев с коллекциями самых интересных и знаменитых инструментов.
Музей гармони в Москве
Самые значительные музеи:
— Музей Гармоник в России, в Москве — лучший в мире и самый обширный,
— Музей Национальных Гармоник в Германии в г.Клингентале,
— Музей Гармоник в Италии в г.Кастельфидардо и
— Музей Аккордеона в США в г.Супер Иор-Делуси.
Источник
История аккордеона
В большой и дружной семье музыкальных инструментов каждый имеет свою историю, свое уникальное звучание, свои особенности. Об одном из них — инструменте с изысканным и благозвучным именем – аккордеон, и пойдет речь.
История аккордеона берет начало с Древнего Востока, где впервые в музыкальном инструменте шэн был использован принцип язычкового звукоизвлечения. У истоков создания аккордеона в привычном нам виде, стояли два талантливых мастера: немецкий часовщик Христиан Бушман и чешский умелец Франтишек Киршнер. Стоит отметить, что они не были знакомы между собой и работали совершенно независимо друг от друга.
17-летний Христиан Бушман, стремясь упростить работу по настройке органа, изобрел нехитрое приспособление — камертон в виде небольшой коробочки, в которую поместил металлический язычок. Когда Бушман ртом вдувал воздух в эту коробочку, язычок начинал звучать, выдавая тон определенной высоты. Позднее Христиан добавил в конструкцию воздушный резервуар (мех), а чтобы язычки не вибрировали одновременно, снабдил их клапанами. Теперь для того, чтобы получить нужный тон следовало открыть клапан над определенной пластинкой, а остальные оставить прикрытыми. Таким образом, в 1821 году Бушман изобрел прообраз губной гармоники, который назвал «аура».
Почти в то же самое время, в 1770-х годах, чешский органный мастер, трудившийся при российском царском дворе, Франтишек Киршнер придумал новую систему язычковых планок и положил ее в основу создания ручной гармоники. В ней было мало общего с современным инструментом, но единым оставался главный принцип звукоизвлечения гармоники — колебания металлической пластинки под воздействием воздушной струи, нажатий и щипков.Спустя некоторое время ручная гармоника оказалась в руках венского органного мастера Кирилла Демиана. Он много работал над усовершенствованием инструмента, придав ей, в конечном итоге, совершенно иной вид. Демиан разделил корпус инструмента на две равные части, поместил на них клавиатуры для левой и правой руки и соединил половины мехами. Каждой клавише соответствовал аккорд, что и предопределило его название «аккордеон». Авторское название своего инструмента Кирилл Демиан официально представил 6 мая 1829 года. Через 17 дней Демиан получил патент на свое изобретение и с тех пор 23 мая считают днем рождения аккордеона. В том же году началось массовое производство и продажа новоиспеченного музыкального инструмента.
Продолжилась история аккордеона на берегах Адриатики — в Италии. Там в местечке недалеко от Кастельфидардо, сын батрака Пауло Сопрани приобрел аккордеон Демиана у странствующего монаха. В 1864 году, собрав местных столяров-плотников, он открыл мастерскую, а позднее и фабрику, где занимался не только производством инструментов, но и их модернизацией. Так родилась аккордеонная промышленность. Аккордеон быстро завоевывал любовь не только итальянцев, но и жителей других стран Европы.
В конце XIX столетия аккордеон вместе с эмигрантами пересек Атлантику и прочно обосновался на североамериканском континенте, где сначала его именовали «пианино на бретельках». В 40-х годах XX века в США были сконструированы первые электронные аккордеоны.
На сегодняшний день аккордеон – всенародно любимый музыкальный инструмент, способный озвучить любое человеческое чувство от безысходной тоски до ликующей радости. Несмотря на это, он по-прежнему продолжает совершенствоваться.
Источник
Аккордеон
Аккордеон – достаточно популярный, распространенный музыкальный инструмент. Любая консерватория обладает классами, обучающими игре на нем. Аккордеон многогранен, обладает широким диапазоном звуков. Произведения, от классических до современных, органично звучат в исполнении этой усовершенствованной гармоники.
Что такое аккордеон
Аккордеон – музыкальный инструмент, считающийся разновидностью ручной гармоники. Оснащен клавиатурой по типу фортепиано. Схож с баяном: обладает, в зависимости от модели, 5-6 рядами кнопок, издающими звуки басов и аккордов, либо отдельными нотами.
Инструмент обладает двумя рядами кнопок, расположенными слева, справа. Правая предназначена для исполнения мелодии, левая – для аккомпанемента.
Отличие от баяна кроется в строевых язычках. В баяне язычки настроены в унисон, у аккордеона – несколько не совпадают в тональности, придавая звучанию особую прелесть.
Звук аккордеона – мощный, насыщенный, многогранный. Благодаря этому, инструмент может быть и солирующим, и аккомпанирующим.
Устройство аккордеона
Внутреннее устройство аккордеона – это целая система взаимосвязанных механизмов:
- язычок;
- проемный клапан;
- голосовая планка;
- входная камера аккордов;
- входная камера басов;
- входные камеры мелодий;
- меха;
- гриф;
- клавиши мелодий;
- кнопки клавиатура аккомпанемента;
- переключатели регистров мелодии и аккомпанемента.
Две клавиатуры, согласно схеме, соединены мехом, помогающим нагнетать воздух внутрь клавишно-пневматического механизма. При нажатии на клавиши, потоки воздуха сквозь язычки проникают внутрь до упора. Простым воздействием на нужную группу клавиш играющий открывает воздушный клапан, воздух от меха проникает в определенную звуковую камеру, выходит наружу через голосовую планку, издавая требуемый звук.
История аккордеона
История возникновения аккордеона уходит корнями в глубокое прошлое: происхождение связано с Китаем, где впервые изобрели губную гармонику. Когда началась активная международная торговля, инструмент попал в Европу, после чего началось его кардинальное преобразование.
Изобрел модель, похожую на современный вариант, органный мастер Кирилл Дамиан, уроженец Вены. Событие произошло в 1829 году: умелец представил изобретение миру, запатентовал, придумал оригинальное название – «accordeon».
История музыкального инструмента началась 23 мая 1829 года, когда К. Дамиан запатентовал изобретение. Сегодня дата 23 мая является Всемирным днем аккордеона.
Из Вены музыкальное устройство перекочевало в Италию: здесь впервые наладили производство в промышленных масштабах.
В России музыкальное устройство впервые появился поздновато, в 40-х годах XIX века. Первоначально диковинку покупали за границей, обладать подобной роскошью могли позволить зажиточные люди (купцы, аристократы, привилегированные слои населения). Постепенно, посредством крепостных крестьян, аккордеон пожаловал в села, деревни, вскоре превратившись практически в русский народный инструмент.
Сегодня данный инструмент востребован в концертной деятельности: он способен воспроизводить уникальный звуковой ряд, имитировать звуки других музыкальных инструментов. Виртуозные, профессиональные исполнители способны обыгрывать практически любые композиции, различные по жанру, стилю, направленности.
Виды аккордеонов
Классификация производится согласно нескольким важным признакам:
1. Тип клавиатуры:
- Клавишные (клавиатура устроена по типу фортепиано),
- Кнопочные (клавиатура представлена несколькими рядами кнопок).
2. Система аккомпанемента в левой руке:
- Готовая (состав аккомпанемента: басы, готовые аккорды),
- Готово-выборная (инструмент оснащен двумя системами (готовой, выборной), способными меняться с помощью регистра).
3. По размеру (существуют разные размеры, от маленьких, ученических моделей, до концертных. Небольшие по размеру аккордеоны называются любительскими):
- 1/2 – применяются для обучения игре детей возраста 5-9 лет. Модель является диатонической – клавиатура кнопочная, звукоряд ограниченный. Минимальный вес, диапазон примерно две октавы.
- 3/4 – инструмент, созданный для учеников музыкальных школ, любительской игры. Обладает диапазоном 2, 5 октавы. Данный вид аккордеона, как правило, трехголосный, обладающий готовым аккомпанементом. Подходит для исполнения несложного репертуара.
- 7/8 – модель, рассчитанная на взрослых музыкантов. Сфера применения – любительское музицирование. Диапазон – три октавы.
- 4/4 – профессиональный, концертный инструмент. Диапазон составляет 3,5 октавы. Может быть трех, четырех , пятиголосым.
Отдельно стоит упомянуть цифровые модели, выпускаемые с 2010 года. Страна происхождения – Италия, однако выпуск производится торговой маркой «Roland» (Япония). Японцы выкупили старинную итальянскую фирму «Dallape», старейшего производителя аккордеонов. С этого момента началось развитие бизнеса в другом направлении, свет увидел первый цифровой аккордеон.
Главные достоинства цифрового инструмента:
- легкость,
- возможность подключения к компьютеру, наушникам, динамику,
- нечувствительность к внешним условиям (температуре, влажности),
- долгий срок эксплуатации,
- встроенный метроном,
- изменение настроек, тембра звука одним нажатием клавиши.
Создание цифровой модели стало новым этапом модернизации инструмента, позволило усовершенствовать его строение. Вполне вероятно, это далеко не конец, и устройство продолжит видоизменяться, усложняться, развиваться.
Как выбрать аккордеон
Выбор музыкального инструмента – дело серьезное. Малейшие дефекты обязательно отрицательно скажутся на звучании. Обращать внимание специалисты советуют на следующие принципиальные моменты:
- Внешний вид. Корпус, ремни, меха должны быть без повреждений (вмятин, царапин, трещин, надрывов, отверстий). Даже малейшая деформация недопустима.
- Качество звука. Проверить данный параметр легко: потребуется развести, потом свести мех, не затрагивая клавиш. Сразу станет ясно, имеются ли на мехе отверстия, оставшиеся незамеченными при визуальном осмотре. Если воздух выходит чересчур быстро, меха непригодны для использования.
- Качество кнопок и клавиш. Кнопки, клавиши, не должны западать, нажиматься слишком туго, располагаться на различной высоте.
- Инструмент в действии. Простейшая мелодия, сыгранная на инструменте, завершает предпродажный осмотр. Кнопки не должны скрипеть, хрипеть, издавать другие посторонние звуки. Регистры в идеале легко нажимаются, затем быстро принимают первоначальное положение.
- Размер. Если вещь необходима ребенку, имеет значение размер: удобство в процессе игры обеспечит предмет, немного не достающий до подбородка (при постановке на колени юного музыканта).
Интересные факты
Любителей музыки заинтересуют любопытные факты, связанные с модернизированной гармоникой:
- Стандартный инструмент весит в среднем 8-10 кг, концертный тяжелее– 15 кг.
- «Accordeon» – французское слово, означающее «ручная гармоника».
- Американский континент познакомился с первыми экземплярами в XIX веке, и назывались они «пианино на бретельках».
- Период наивысшей популярности инструмента пришелся на первую половину XX века.
- Штат Калифорния установил памятник аккордеону.
- Цена профессиональных моделей составляет десятки тысяч долларов. Самой дорогой маркой аккордеонов в мире считается «Hohner Gola» – 30 тыс. долларов.
- Лучшие заводы, изготавливающие инструмент, расположены в Европе (Италии, Германии, России).
- Российские предприятия, занимающиеся производством профессиональных моделей – «АККО», «Русская гармонь».
- На родине инструмента, в Китае, он называется «Sun-Fin-Chin». Древним прототипом считается «шен», губная гармоника, украшающая музей Соединенных Штатов.
Аккордеон – относительно молодой музыкальный инструмент, становление которого нельзя считать полностью завершенным. Модели регулярно модернизируются, совершенствуются, приводя в восторг музыкантов и слушателей. Мощное, разноголосое звучание, способное имитировать любые звуки – вот основная причина его мировой популярности.
Источник