Аккордеон с двумя клавиатурами

Аккордеон

Аккордеон – академический хроматический музыкальный инструмент духового типа, который представляет собой усовершенствованную гармонику с клавиатурой по типу фортепианной (справа) и рядом круглых кнопок (слева). Левая рука может играть как аккорды плюс басы, так и просто ноты более низкого звучания. На правой части, кроме клавиш, расположены переключатели регистров.

Инструмент популярен и широко используется в различных музыкальных направлениях: от классического до джазового. Музыкальные школы, училища, консерватории имеют класс аккордеона, то есть можно получить академическое муз. образование по этому инструменту; хорошо, что он не нуждается в настройке, что облегчает работу новичку. Аккордеон отличается мощным, насыщенным, неповторимым звуком . Может быть солирующим или аккомпанирующим.

История происхождения

Интересно, что аккордеон один из немногих инструментов, пришедших к нам с Востока. Верней сама идея губной гармошки, от которой произошли и «меховые» модификации, была рождена в Поднебесной. Речь идет о китайском священном инструменте, который жители этой древней страны называют «шэн». Конструкция базируется на вибрирующих язычках, которые вставлены в бамбуковые трубочки, закрепленные в едином корпусе. В середине XVIII века торговцы привезли в Европу это музыкальное «чудо» и местные изобретатели, конечно, стали думать о том, как можно модернизировать инструмент, сделать его более применимым и простым. Один известный органный мастер Ф. Киршник придумал язычковые планки, которые дали начало ручным гармоникам.

Первая клавишная гармоника появилась лишь в 1820 году, и её конструктором был Ф. Бушман, который придумал, как соединить планки и мех, чтобы можно не нужно было дуть, а нажимать клавиши одной рукой, а другой двигать нагнетатель воздуха. Этот же мастер позже дополнил клапанами инструмент и получил эолину, она раскрывалась как веер и сейчас её можно встретить только в музеях. Мастер К. Домион с двумя сыновьями изготовили гармонику, которая шла с аккордовым аккомпанементом, по тем временам это был неслыханный прорыв. И вот, 6 мая 1829 года он получил патент, в котором значилось название инструмента – аккордеон (гармоника с готовыми аккордами).

Читайте также:  Затянуть шнурки потуже гитара

Конструкция

Нужно отметить, что аккордеон довольно сложный инструмент , состоящий из двух секций, соединенных мехами. Правая часть состоит из коробки, на поверхности которой клавиши, подобные фортепианным. Их количество может варьироваться, на «полном» аккордеоне их 41. Также существуют такие разновидности, как 7/8, 3/4, 1/2, где, соответственно, 37, 34, 26 клавиш.

Внутри находятся следующие важные конструктивные элементы:

  • резонаторы;
  • клапаны;
  • регистры.

Имеются звуковые отверстия, которые выполнены так, что точно совпадают с резонаторными. Звуковые отверстия открываются при помощи клапанной системы. На резонаторы установлены так называемые «голосовые планки». Регистры служат для быстрой смены тембра звука, управление регистрами осуществляется путем нажатия соответствующих переключателей.

На левой клавиатуре может быть 5, реже 6 рядов. При этом 2 ряда занимают басовые кнопки, а остальные – это готовые аккорды: минорные, мажорные, септаккорды (полные плюс уменьшенные). Обычно применяется 120-кнопочное строение. Мех состоит из картона, кожи, бумаги, специального клея, ткани. Обычно усиливается стальными накладки, если речь идет о качественном инструменте.

Звук и регистры

Аккордеон отличается от других гармоник тем, что у него одновременно звучат множество язычков. Инструмент может обладать различным количеством голосов. Перечислим какие язычки применяются:

  • строевые;
  • с розливом;
  • октавные;
  • пикколо;
  • квинтовые.

Причем квинтовые есть в наличии только в 5-голосном аккордеоне. Пикколо – в 4-х и так далее. Баян проигрывает по количеству язычков и является менее универсальным и упрощенным инструментом, имеет меньшие возможности. То есть различие не только в технических аспектах, но и в звучании. Профессионалы могут различить эти инструменты на слух. В многоголосных аккордеонах имеются переключатели регистров , которыми могут регулироваться те или иные язычки, которые включаются в работу. Как правило, на начальной стадии обучения этими клавишами не пользуются, а сосредотачиваются на технике нажатия кнопок и на разведении мехов, у новичков нередко возникают проблемы с ритмом и др. Регистры – возможность для профессионалов.

Аккордеон вельтмайстер и детский аккордеон

Одной из самых распространенных является марка аккордеонов Weltmeister, чаще всего можно столкнуться со следующими моделями:

  • Meteor;
  • Stella;
  • Amigo.

Если говорить о советских моделях, то часто можно столкнуться с такими аккордеонами:

  • Спутник;
  • Юность;
  • Юпитер;
  • Меркурий;
  • Ленинград и др.

Детские аккордеоны часто бывают 1/2-модели, можно рассмотреть такой вариант, как «Малыш». В сети можно найти немало предложений. Многие юные музыканты начинают свою карьеру именно с этой разновидности. Возможно, если они будут упорно заниматься и учиться, вскоре они станут великими и выиграют «золотой аккордеон». Мечты только подкрепляют человеческое стремление.

Видео

Слушать аккордеон

Источник

Аккордеон

Fisitalia, Paolo Soprani, Scandalli, Hohner, Weltmeister, Roland, Bugari Armando

Аккордео́н (от фр. accordéon ) — язычковый клавишно-пневматический [1] музыкальный инструмент с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым (аккордовым) или готово-выборным аккомпанементом на левой. Современная разновидность ручной гармоники. В 1829 году это название дал венский органный мастер К. Дамиан усовершенствованной им гармони.

В русской традиции аккордеоном принято называть только инструменты с правой клавиатурой фортепианного типа, однако эти инструменты существуют как с фортепианной, так и с кнопочной клавиатурой (кнопочный аккордеон). Вообще, в США, Европе и других странах принято называть аккордеонами все разновидности ручных гармоник, которые в свою очередь могут иметь собственные названия. Например — некоторые гармони, они называются диатоническими кнопочными аккордеонами. Баян является разновидностью кнопочного аккордеона и отличается от него особой конструкцией.

В конце XIX века аккордеоны в большом количестве изготавливались в Клингентале (Саксония). До сих пор, одними из самых распространённых в России являются аккордеоны немецкой фирмы Weltmeister различных марок, например, Diana, Stella, Amigo. Встречаются также другие фирмы-производители, как зарубежные (Horch, Hohner, Bugari Armando), так и советские и российские («Берёзка», «Меркурий», «Ленинград», «Спутник», «Юность», «Акко»).

Содержание

Клавиатуры

Правая

Правая клавиатура аккордеона соответствует фортепианной клавиатуре. Высота звуков повышается сверху-вниз.

Диапазон полноразмерного аккордеона — от ноты Фа малой октавы до Ля третьей октавы (3 октавы и 4 полутона).

Размеры

Таблица 1. Классификация аккордеонов по количеству клавиш на правой клавиатуре.

Аккордеон

Аккордеон с клавиатурой фортепианного типа
Классификация
Размер Полный 7/8 3/4 1/2
Пример
Количество клавиш на правой клавиатуре 41
(Фа малой октавы —
Ля третей октавы)
37
(Фа малой октавы —
Фа третей октавы)
34
(Соль малой октавы —
Ми третей октавы)
26
(Си малой октавы —
До третей октавы)
Количество кнопок на левой клавиатуре 120 96 80, 72 72, 60, 48, 40, 32, 24

Аккордеоны с размерами 1/2 и 3/4 в основном используются в качестве ученических инструментов [2] .

Левая

Левая клавиатура у аккордеона такая же, как и у баяна, у полного аккордеона состоит из 120-ти кнопок.

Диапазон левой клавиатуры аккордеона с готовым аккомпанементом — одна октава с басовыми (низкими) нотами.

Вертикальные ряды кнопок нумеруются, начиная от меха. В первых двух рядах располагаются басовые ноты. Первый ряд басов является вспомогательным, второй — основным. Далее, по порядку, идут ряды с мажорными и минорными трезвучиями (3-й и 4-й ряды), септаккордами и уменьшенными септаккордами (5-й и 6-й ряды). Таким образом, от каждой ноты основного басового ряда строятся различные аккорды в горизонтальном ряду. Дублирование басовых кнопок на левой клавиатуре необходимо для удобства игры на аккордеоне.

Оркестровый вид аккордеона (басовый аккордеон) не имеет левой клавиатуры.

Схемы

Левая клавиатура аккордеона с готовым аккомпанементом и различным количеством кнопок. Условные обозначения: Б — мажорное трезвучие, М — минорное трезвучие, 7 — септаккорд, У — уменьшенный септаккорд [3] . При 32-х кнопках, в левой клавиатуре, отсутствует нота «Си», что делает невозможным играть некоторые произведения.

120 кнопок
1 2 3 4 5 6
Ре Ля Б М 7 У
Соль Ре Б М 7 У
До Соль Б М 7 У
Фа До Б М 7 У
Ля Фа Б М 7 У
Ре Си Б М 7 У
Соль Ми Б М 7 У
До Ля Б М 7 У
Фа Ре Б М 7 У
Си Соль Б М 7 У
Ми До Б М 7 У
Ля Фа Б М 7 У
Ре Си Б М 7 У
Соль Ми Б М 7 У
До Ля Б М 7 У
Фа Ре Б М 7 У
Си Соль Б М 7 У
Ми Си Б М 7 У
Ля Ми Б М 7 У
Ре Ля Б М 7 У
96 и 80 кнопок
1 2 3 4 5 6
До Соль Б М 7 У
Фа До Б М 7 У
Ля Фа Б М 7 У
Ре Си Б М 7 У
Соль Ми Б М 7 У
До Ля Б М 7 У
Фа Ре Б М 7 У
Си Соль Б М 7 У
Ми До Б М 7 У
Ля Фа Б М 7 У
Ре Си Б М 7 У
Соль Ми Б М 7 У
До Ля Б М 7 У
Фа Ре Б М 7 У
Си Соль Б М 7 У
Ми Си Б М 7 У
72 кнопки
1 2 3 4 5 6
Ля Фа Б М 7 У
Ре Си Б М 7 У
Соль Ми Б М 7 У
До Ля Б М 7 У
Фа Ре Б М 7 У
Си Соль Б М 7 У
Ми До Б М 7 У
Ля Фа Б М 7 У
Ре Си Б М 7 У
Соль Ми Б М 7 У
До Ля Б М 7 У
Фа Ре Б М 7 У
60 и 48 кнопок
1 2 3 4 5
Ля Фа Б М 7
Ре Си Б М 7
Соль Ми Б М 7
До Ля Б М 7
Фа Ре Б М 7
Си Соль Б М 7
Ми До Б М 7
Ля Фа Б М 7
Ре Си Б М 7
Соль Ми Б М 7
До Ля Б М 7
Фа Ре Б М 7 У
48 (№ 2) и 40 кнопок
1 2 3 4 5 6
Соль Ми Б М 7 У
До Ля Б М 7 У
Фа Ре Б М 7 У
Си Соль Б М 7 У
Ми До Б М 7 У
Ля Фа Б М 7 У
Ре Си Б М 7 У
Соль Ми Б М 7 У
32 и 24 кнопки
1 2 3 4
Ми Б М 7
Ля Б М 7
Ре Б М 7
Соль Б М 7
До Б М 7
Фа Б М 7
Ми Б М 7
Си Б М 7

Регистры

За счёт меньшего количества клавиш в правой клавиатуре (41 клавиша), по сравнению c кнопочным аккордеоном или баяном (у полного баяна 67 кнопок без двух вспомогательных рядов), у аккордеона есть преимущество в возможности использования большего количества голосов (язычков), звучащих при нажатии одной клавиши. Вместе с этим у аккордеона появляются более широкие возможности в использовании регистров, переключение которых изменяет высоту (на октаву выше или ниже) и тембр издаваемых звуков [2] .

Обучение

Для овладения инструментом в настоящее время существует множество «Школ изучения игры на аккордеоне», в частности в России — авторов:

  • Мирек
  • Двилянский
  • Лушников
  • Лондонов (баянист)
  • Владимир Ушенин (баянист)
  • Роман Бажилин

Среди композиторов, писавших музыку специально для аккордеона, можно отметить Яна Тьерсена (композитора фильма Амели).

Под патронатом фирмы Hohner существуют Хонер-консерватория в Троссингене (Германия) и базирующийся там же оркестр аккордеонов

Известные аккордеонисты

Зарубежные

  • Ян Тьерсен — композитор
  • Альберт Фоссен (нем.) — композитор и исполнитель
  • Пьетро Фроссини
  • Похьонен, Киммо
  • Фил Каннингем — музыкант из шотландской фолк-группы Silly Wizard.
  • Теодоро Анцелотти — исполнитель
  • Штефан Хуссонг — исполнитель
  • Кэйко Харада — композитор
  • Трио Accordeon Tribe
  • Nino Portelli
  • Gus Viseur (Бельгия. 1915−1974)
  • Hector Delfosse (Бельгия. 1925−1998)
  • Andre Verchuren
  • Motion trio (Польша) (образовалось в 1996) — Гран-при конкурса современной камерной музыки Пендерецкого, участники многочисленных фестивалей джаза и world music
  • Горан Брегович — композитор, автор музыки к некоторым фильмам Эмира Кустурицы.
  • Композитор и исполнитель Астор Пьяццола, игравший на родственном аккордеону инструменте — бандонеоне.
  • Горни Крамер- исполнитель, Италия

Советские, российские, украинские

  • Рыспай Абдыкадыров — эстрадный аккордеонист, народный артист Киргизской ССР.
  • Сервер Абкеримов — солист Московского концертного филармонического объединения «Москонцерт», Московского областного Дома искусств «Кузьминки», преподаватель Гос. колледжа им. Гнесиных и Московского областного колледжа искусств, композитор, лауреат Всероссийского конкурса, композитор.
  • Роман Бажилин — аккордеонист, лауреат международных конкурсов, заслуженный артист России, лауреат международного конкурса (г. Монтезе, Италия, 2004 г., I премия), автор многочисленных нотных сборников, композитор.
  • Юрий Дранга (народный артист России) и его сын Пётр Дранга
  • Игорь Завадский — исполнитель, преподаватель, заслуженный артист Украины.
  • Валерий Ковтун — эстрадный исполнитель, Народный артист России, Лауреат Государственной премии за 2007 год
  • Роман Мамаев — эстрадный аккордеонист. Лауреат международных конкурсов. Преподаватель.
  • Сергей Осокин — аккордеонист, лауреат всероссийских и международных конкурсов, преподаватель МГИМ им.А. Г. Шнитке.
  • Юрий Пешков — композитор, педагог, аранжировщик, лауреат всесоюзных конкурсов и участник многочисленных фестивалей [4] .
  • Влад Скандалли (Vlad Scandalli) — эстрадный аккордеонист, композитор, музыкальный продюсер [5]
  • Ян Табачник — народный артист Украины.
  • Щураков, Сергей Михайлович

Примечания

  1. Музыка: Энциклопедия / Под ред. Г. В. Келдыш. — Репринтное издание «Музыкального энциклопедического словаря» 1990 года. Изд-во: Советская энциклопедия. — М .: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 672 с. — ISBN 5-85270-254-4
  2. 12Фадеев И. Г., Кузнецов И. А. Ремонт гармоник, баянов и аккордеонов. — 2-е издание. — М .: Лёгкая индустрия, 1971. — 248 с.
  3. Мирек А. М. Самоучитель игры на аккордеоне. — Нотное издание. — М .: Советский композитор, 1984. — 125 с.
  4. Пешков Юрий Алексеевич » НотОбоз — большой нотный архив. Ноты для балалайки, баяна, кларнета, ноты песен… Ноти
  5. Влад Скандалли: Яндекс. Новости

Литература

  • Мирек А. М. Из истории аккордеона и баяна. — М .: Музыка, 1967. — 196 с.
  • Мирек А. М. Самоучитель игры на аккордеоне. — Нотное издание. — М .: Советский композитор, 1984. — 125 с.
  • Фадеев И. Г., Кузнецов И. А. Ремонт гармоник, баянов и аккордеонов. — 2-е издание. — М .: Лёгкая индустрия, 1971. — 248 с.
  • Розенфельд Н. Г., Иванов М. Д. Гармони, Баяны, Аккордеоны. Учебник для техникумов. — 2-е издание. — М .: Лёгкая индустрия, 1974. — 288 с.

Ссылки

Аккордеон в Викисловаре ?
Аккордеон на Викискладе ?
  • Аккордеон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Всё про аккордеон и баян: ноты, музыка (mp3), история. Биографии баянистов и аккордеонистов.
  • Аккордеон и баян.

Проверить на соответствие критериям взвешенности изложения. Возможно, содержание данной статьи нарушает принцип взвешенного изложения, представляя малозначимые мнения и факты так же, как и более важные, либо уделяет слишком много места описанию какого-то одного аспекта темы в ущерб другим, не менее существенным. Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей. На странице обсуждения должны быть подробности.
Гармоники
Ручные

Диатоническая (Блюзовая • Тремоло • Октавная) • Хроматическая • Оркестровые (Мелодическая • Басовая • Аккордовая)

Источник

Оцените статью