- Обучение на баяне детей раннего возраста и детей со слабыми музыкальными данными
- Библиографическое описание:
- Похожие статьи
- Некоторые особенности современного музыкального.
- Психолого-педагогические особенности работы в группе.
- Изучение нотной грамоты при помощи компьютера
- Формирование метода профессионального педагогического.
- «Солнечный листик». Учебно-методическое пособие для.
- О «фортепианной школе» (1913) венгерских.
- Метод личностно-ориентированного обучения в классе.
- Активизация познавательной деятельности с помощью.
- Мультимедийные ресурсы на уроках сольфеджио в ДШИ.
Обучение на баяне детей раннего возраста и детей со слабыми музыкальными данными
Рубрика: 3. Система образования
Дата публикации: 05.02.2015
Статья просмотрена: 5571 раз
Библиографическое описание:
Волкова, А. М. Обучение на баяне детей раннего возраста и детей со слабыми музыкальными данными / А. М. Волкова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7267/ (дата обращения: 26.05.2021).
Перемены, происходящие в общественной жизни нашей страны, в значительной степени затрагивают и систему образования и культуры. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и в жизни.
В настоящее время педагоги по классу баяна и аккордеона столкнулись с проблемой обучения детей 6–7 летнего возраста. Это связано с желанием родителей, обучать маленьких детей игре на таких инструментах, как баян и аккордеон. Многолетний опыт работы показывает, что обучать детей такого возраста возможно. Ещё А. Д. Артоболевская говорила, что “приобщать детей к искусству следует с самого раннего возраста”.
Специалистами установлено, что чем раньше начато целенаправленное обучение детей, тем быстрее у них развивается интеллект, тем лучше формируются различные навыки, ребёнок быстрее созревает как личность. Обучаясь в музыкальной школе, у ребёнка формируются нравственные качества: доброта, душевная тонкость. «Человек, взявший в руки скрипку, — гласит народная мудрость,- не способен совершить ничего плохого».
Необходимой предпосылкой обучения игре на баяне (как, впрочем, и на любом другом инструменте), является музыкальность ребёнка: комплекс музыкальных способностей, который включает музыкальный слух, чувство ритма и музыкальную память. Ещё не так давно, поступающие в музыкальную школу выдерживали вступительный отбор, а то и конкурс. Но время и условия жизни общества вносят свои поправки: теперь стало почти нормой принимать учащихся, что называется «с улицы», часто со слабыми музыкальными данными, а иногда и откровенно выраженными психо — эмоциональными проблемами, что вносит в работу педагога дополнительные проблемы и нагрузки.
Особого внимания учителя требуется дошкольникам (6–7 лет), самым младшим, начинающим ученикам. Ребёнок переступает школьный порог, переполненный впечатлениями и различного рода ожиданиями. К сожалению, редко, когда музыкальное образование строится на базе полноценной музыкальной подготовки в детском саду. Наш город небольшой. И что представляют собой в начале учебного года наши новые ученики: многие из них не были ни в театре, ни в филармонии, а некоторые — даже не посещали детский сад и с музыкой первый раз встречаются в школе на уроках.
Ведь всё же не показатели музыкальности являются главным критерием при обучении ребёнка. Преобладающим фактором должны служить: интерес и желание заниматься музыкой. Преподавателю, необходимо создать такие условия, когда у ребят появляется желание заниматься на инструменте, когда дети начинают «хотеть» слушать музыку и пытаться постигнуть «тайну» творчества. Музыкальное образование и воспитание школьников находится в наших руках. Индивидуальный характер обучения в музыкальной школе определяет дифференцированный подход к каждому ребенку. Учитывая индивидуально-психологические особенности личности и физические возможности учащегося нужно выбирать методы преподавания, соответствующие возрасту, интересам, способностям и характеру каждого ученика- важные составляющие успеха в работе.
Уроки специальности должны быть источником радости, восторга и удивления от познания нового. Ведь именно в процессе занятий ученик познает музыку во всем ее многообразии, у него формируется навыки и привычки труда, воспитывается воля, чувства, развивается мышление. Если учеба дает радость, ученик стремится закрепить это состояние новыми достижениями, подчас безотчетно; если учеба приносит огорчения, он точно так же стремится лишь к одному — любым способом избежать неприятности. О средствах достижения цели младший школьник почти не задумывается. Было бы ему хорошо!
Содержание работы с учащимся в донотный период: слушание музыки (определение характера, жанра); сознание ритмического своеобразия жанров; пение песен с поддержкой аккомпанемента и без него; определение количества звуков, мотивов; осознание понятие относительной высоты звуков. Первые занятия с начинающим должны носить наглядно-демонстрационный характер. Он осуществляется в самых разнообразных формах работы: на занятиях, концертах, при посещениях выставок, в общении с природой, обязательно с последующим обменом мнениями с педагогом.
Решающая роль отводится созданию слушательского опыта, поэтому целесообразно начинать со знакомства ученика с инструментом, его возможностями. Для этого педагог должен сам владеть инструментом и уметь исполнить несколько известных произведений, различных по характеру и доступных восприятию ученика. Играя ребенку на инструменте, преподаватель решает сразу несколько первоначальных педагогических задач:
— во-первых, приобщает ученика к музыке (учит слушать музыку, прививает любовь к музыке);
— во-вторых, используя принцип наглядности, пробуждает у ученика интерес к инструменту, желанию учиться исполнительству на инструменте;
— в третьих, постепенно вводит ученика в учебный процесс.
Приступая к анализу с учеником того или иного музыкального материала, преподаватель тем самым развивает у него музыкальные и слуховые способности. Эмоциональное состояние, воображение, как главный источник будущего творчества, должны быть предметом воспитания в этом возрасте. Уроки могут варьироваться:
— урок-исследование: «Для чего нам нужны ремни?», «Сколько рядов в левой клавиатуре?» и т. д.;
— урок-творчество: подбор знакомой мелодии на инструменте, пение;
— урок — слуховой анализ: чем отличается минор от мажора, определение характера и динамического звучания мелодий, тембровой окраски различных инструментов.
С годами работы, у каждого преподавателя вырабатывается своя собственная методика, основанная на опыте работы, переосмысленная и дополненная разработками других педагогов. Основываясь на опыте, я убедилась, что приступать к изучению нотной грамоты и игре по нотам можно одновременно, но обучение нотной грамоте должно быть постепенным, не форсированным, подкрепляемым практическими упражнениями на баяне.
В переходе на нотную запись необходимо соблюдать принцип последовательности — от простого к сложному, учитывая индивидуальные особенности ученика в освоении нотного материала. «Теоретическое» не должно заслонять «музыкальное», наиболее эффективно сначала что-то выучить практически, а затем показать, как это выглядит в нотной записи.
Начинать обучение нужно с игры одним пальцем и от урока к уроку с каждой новой пьесой включать в работу все пальцы. О развитии ручного аппарата стоит сказать особо. Учителю необходимо помнить, что у детей 6–8 лет мелкие мышцы рук ещё недостаточно развиты, поэтому в начальный период очень важно включать в процесс обучения специальную гимнастику для пальцев, рук, благодаря которой ребёнок осваивает «мышечную» азбуку. Задача педагога заключается в подборе комплекса упражнений для каждого ученика с учётом его индивидуальных особенностей (физическое развитие, координация, строение рук, с учётом проблем координации),
Данные методы позволяют не только повысить результативность обучения, но и сделать учащихся более раскованными и эмоциональными, при этом преподавателю не нужно чрезмерно увлекаться большим объемом учебного материала, так как дети 6–7 лет, да и ребята более старшего возраста, отличаются неустойчивостью внимания и памяти, быстрой утомляемостью, связанной с истощением нервных клеток. Именно поэтому им необходимы смена заданий «разгрузочные» паузы. При тонком и бережном подходе учителя, применяя игровой характер методики преподавании «артистичность» учителя позволяют добиться обнадёживающих результатов.
Индивидуальное занятие с учеником обязательно включает в себя элементы самоанализа деятельности, самоконтроль. Урок начинаем с беседы: «Что удалось в домашней работе, что было трудным? В чем нужно помочь?». Заканчиваем урок — постановкой задач в самостоятельной работе. Главная «функция урока» — укрепить в сознании собственные возможности и желание совершенствования. В конце урока для оценки успеваемости самых маленьких учащихся на начальном этапе, можно воспользоваться оценками в виде символов: мажорка, минорка, солнышко, тучка. Необходимо сознавать, что оценочный критерий очень важная составляющая в учёбе ребёнка, своеобразный стимул желания труда.
Формирование полноценной учебной деятельности у детей младшего возраста может происходить лишь на основе комплексных принципов совместной деятельности педагогов и родителей. Большое внимание в своей работе необходимо уделять налаживанию взаимодействия с родителями учеников. Семья и школа- это две единые составляющие педагогического воздействия на учащихся, особенно — в процессе обучения ребёнка на баяне. Мало провести с учеником занятие в классе, необходимо, чтобы ученик достаточно времени и усердия уделял закреплению пройденного материала в процессе домашней самоподготовки. Потому что именно папы и мамы должны «заразить» ребёнка любовью к музыке, проявить интерес к его занятиям и успехам, воспитывать у него настойчивость и любовь к труду.
Рассмотренные и предложенные способы обучения особенно полезны и результативны для маленьких по возрасту учащихся, а также детей со слабыми и средними музыкальными данными, имеющие проблемы в интеллектуальном развитии. Как правило, именно такие ученики подталкивают педагога к поиску новых, продуктивных способов и приёмов обучения.
В заключении хотелось бы привести слова доктора психологических наук В. Г. Ражникова: «Все дети талантливы настолько, чтобы безостановочно развиваться в своих возможностях. Проблема только в том, в каком качестве, с чьей помощью и каким способом они приобщались к искусству».
1. Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников. АКАДЕМА, М., 2002 г.
2. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.: «Просвещение», 1991. — 169 с.
3. Демидович Е. Г. Развитие внимания как один из факторов успешности обучения детей. 2008 г.
4. Кабалевский Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке.1980 г.
5. Негматова М. А. Нетрадиционные формы уроков как способ развития интереса к учёбе.
6. Ражников В. Г. «Диалоги о музыкальной педагогике», ЦАПИ Москва, 1994 г.
7. Степанова С. А. Преемственность в музыкальном воспитании детей. 2008 г.
8. Филимонова Наталья Александровна, Начальный этап обучения игре на баяне.
Похожие статьи
Некоторые особенности современного музыкального.
музыка, музыкальное воспитание, ребенок, воздействие музыки, музыкальная школа, музыкальное образование, школа, век, эстетическое воспитание, духовный мир. Духовно-нравственное воспитание музыкой | Статья в сборнике.
Психолого-педагогические особенности работы в группе.
Первоочередно были определены направления деятельности и предметам для групповых занятий — «Нотная грамота», «Музыкальная ритмика» и «Слушание музыки».
Изучение нотной грамоты при помощи компьютера
Нотную грамоту изучают учащихся на инструмента фортепиано.
Навыки музыкального исполнения приобретаются у детей школ музыки и искусств, а также учащихся общеобразовательном школе.
Формирование метода профессионального педагогического.
музыкальное воспитание, музыка, музыкальное искусство, ребенок, Детская музыкальная школа, педагог, ученик.
«Солнечный листик». Учебно-методическое пособие для.
Это подтверждается возросшим числом желающих получить вокальное образование в стенах ДМШ и ДШИ. Преподавание сольного пения в нашей стране традиционно предполагает три этапа: Детская музыкальная школа или Детская школа искусств — Музыкальное училище.
О «фортепианной школе» (1913) венгерских.
Кодай говорил, что эти каноны, предназначены для первоначального знакомства ребенка с нотной грамотой и фортепианной клавиатурой.
Очень важно, как и на каком музыкальном материале воспитывается ученик. Фортепианный цикл для детей второй половины ХХ века.
Метод личностно-ориентированного обучения в классе.
Метод личностно-ориентированного обучения в классе фортепиано в Детской музыкальной школе и Детской школе искусств.
Поэтому так важно не только выучивание нотного текста, но и выражение собственного отношения исполнителя к данному произведению, его понимание.
Активизация познавательной деятельности с помощью.
Музыкальный материал сопровождается видеокомментариями, фотографиями и нотными иллюстрациями.
музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ, музыка, слушание музыки, музыкальная деятельность, музыкальная.
Мультимедийные ресурсы на уроках сольфеджио в ДШИ.
— Муниципальной программе развития и содержания муниципальных бюджетных учреждений дополнительного образования детей «Детские школы искусств» города
Доступны 2 режима: как соотношение клавиш фортепиано изображением на нотном стане и наоборот.
Источник