- Чем отличается баян от аккордеона: устройство, клавиатура
- Гармонь – двоюродная сестра варгана
- Как устроена гармонь?
- Отличия левой и правой клавиатур
- Первые ручные гармоники
- От гармони – к баяну и аккордеону
- Баян и аккордеон: сходство
- Типы баянов и аккордеонов
- Чем отличается баян от аккордеона
- Разница между баяном и аккордеоном
- Чем гармонь отличается от баяна и аккордеона?
- Краткое описание и принцип работы
- Различия в клавиатурах
- Другие различия
- Что лучше выбрать?
Чем отличается баян от аккордеона: устройство, клавиатура
Баян, аккордеон, гармоника… Для людей неискушенных, далеких от музыки, между этими инструментами нет никакой разницы: и то гармошка, и это гармошка. Такие люди могут спокойно прийти в магазин музыкальных инструментов и, указывая на аккордеон, попросить: «Дайте мне вот эту гармонь!» Аккордеонистов они путают с баянистами, а тех и других – с гармонистами.
А между тем различия есть, и довольно существенные. Но чтобы понять, чем отличается баян от аккордеона, нужно сказать несколько слов об их общем прародителе.
Гармонь – двоюродная сестра варгана
Все гармони, так же как баяны и аккордеоны, относятся к язычковым музыкальным инструментам. Поскольку у них есть клавиатура, то их одновременно считают и клавишными, точнее клавишно-пневматическими. Но все же главная примета, отличающая любую гармонь, – это язычок, гибкая стальная пластинка, при вибрации которой и получается звук. В разных инструментах язычок приводится в движение по-разному. Например, на варгане играют, прижимая его к зубам и одновременно ударяя по язычку пальцами, а резонатором здесь служит рот. Раскрывая его поуже или пошире, можно получать звуки разного тембра.
Как устроена гармонь?
У гармони язычки колеблются в потоке воздуха, который нагнетает исполнитель, сжимая и растягивая мех. Они закреплены на металлических планках с прорезями, через которые и проходит воздух, и бывают разных размеров: одни массивнее и больше – эти язычки дают более низкие звуки, другие полегче и поменьше – здесь звуки получаются более высокими.
На каждой планке с двух сторон закреплено два язычка, разделенных кожаным клапаном таким образом, что при сжатии меха вибрирует только один из них, а при растяжении – другой. Соответственно, и прорезей, которые перекрывают язычки, тоже две.
Для усиления звука служат воздушные камеры — резонаторы, к которым прикрепляются планки. Эти резонаторы деревянные (как правило, еловые). Вместе с планками они собраны в блоки, которые устанавливаются внутрь корпуса гармони на деку – особую перегородку с отверстиями. Резонаторные блоки расположены с той стороны деки, которая ближе к меху, а со стороны корпуса находятся клапаны для подачи воздуха. Эти клапаны соединены с кнопками и прикрыты решеткой.
При нажатии кнопок клапаны открываются, воздух проходит через деку, и язычки колеблются, создавая звук.
Иногда размеры язычков на звуковых планках, а значит, их музыкальный тон, могут отличаться. Поэтому все гармони делятся на две большие группы: в одной язычки на «входе» и «выходе» одинаковые, самая знаменитая гармонь такого типа – хромка. Во второй группе эти язычки различаются, что дает звуки разной высоты. К этому типу относятся такие гармони, как тальянка (искаженное «итальянка»).
Отличия левой и правой клавиатур
Кнопки левой клавиатуры располагаются на самом корпусе. Она предназначена для аккомпанемента. Нажатие одной кнопки на ней открывает сразу несколько резонаторных камер, и звучит целый аккорд.
На правой клавиатуре играют саму мелодию. Здесь кнопки находятся на грифе, прикрепленном к корпусу, и снабжены металлическими рычагами, уходящими к клапанам. Они расположены в один или несколько рядов (отсюда названия «однорядка», «двухрядка» и т. д.). Нажатие одной кнопки открывает только один резонатор – и поэтому звучит одиночный чистый музыкальный тон.
Первые ручные гармоники
В 1783 году чешский мастер Киршник, проживавший в Петербурге, открыл новый (как ему казалось) способ извлекать звуки – при помощи металлических язычков. В 1821 году берлинский мастер Бушман на основе этого способа создал губную гармонику, а в следующем году попробовал присоединить к ней мех. В 1829 году венский изобретатель Кирилл Демиан придумал инструмент, который он назвал аккордеоном, потому что левая клавиатура его была такой же, как у современных гармоник, – аккордовой: нажатие одной кнопки давало целый аккорд. Впрочем, правой клавиатуры у этого инструмента еще не было.
Приблизительно в 1830-е годы новинка проникла в Россию, обзавелась там простецким именем – гармошка — и завоевала большую популярность.
От гармони – к баяну и аккордеону
Но музыканты сразу заметили, что у простых гармоней есть и недостатки. Например, у них ограниченный звуковой диапазон (мало октав). Как правило, они имеют только одну тональность, и бывают либо мажорными, либо минорными.
Поэтому уже скоро встал вопрос об изобретении такого музыкального инструмента, который имел бы достоинства гармони, но при этом обладал бы обширным звукорядом и равномерно темперированным музыкальным строем (т. е. таким строем, где каждая октава делится на 12 математически равных полутонов). Этот строй применяется в академической музыке уже несколько веков. Другое его название – «полный хроматический звукоряд».
На протяжении 19-го века различные фирмы и мастера в Европе и в России работали над усовершенствованием гармони. К левой клавиатуре добавилась правая, появились различные прообразы баяна и аккордеона с фортепианной клавиатурой – среди них «рояльная гармошка» из города Ельца и хроматическая гармоника Николая Ивановича Белобородова, созданная в 1870 году.
В 1907 изобретатель Петр Егорович Стерлигов изготовил первый трехрядный баян, а в 1913 году – и пятирядный.
Примерно в то же время в Европе распространились хроматические гармоники с фортепианной клавиатурой, то есть современные аккордеоны. В Советский Союз они попали приблизительно в 1930-е годы.
Баян и аккордеон: сходство
Во-первых, как уже говорилось в статье, и баян, и аккордеон – гармоники хроматические, то есть обладают равномерно темперированным строем (12 полутонов на октаву) и большим диапазоном октав.
Во-вторых, устройство баяна и аккордеона похоже, в частности левая клавиатура. Она предназначена для басовых нот (первые два ряда кнопок) и для аккордов (четыре остальных ряда – мажор, минор, септаккорд, уменьшенный септаккорд).
Типы баянов и аккордеонов
Приходя в магазин музыкальных инструментов, чтобы купить себе подходящую гармонику, нужно знать, что есть еще один важный нюанс.
Как баяны, так и аккордеоны делятся на три типа: готовые, выборные, и готово-выборные. У готовых левая клавиатура настроена так, как описано выше. У выборных она, точно так же, как и правая, нужна для того, чтобы извлекать не аккорды, а отдельные ноты. У третьего типа – готово-выборных – между двумя режимами можно переключаться. Для переключения на левой клавиатуре есть специальная клавиша-регистр. В выборном режиме ряды с аккордами превращаются в подобие правой клавиатуры четырехрядного баяна, только отраженное зеркально.
Музыканты-профессионалы больше всего любят именно готово-выборные аккордеоны и баяны, так как возможности у этих инструментов очень широки. Они немного сложнее в освоении, чем готовые, зато сыграть на них можно практически все, что угодно – даже фуги Баха.
Чем отличается баян от аккордеона
Помимо разной формы корпуса (у баяна она более прямоугольная, у аккордеона – более округлая), и формы грифа (у аккордеона гриф длиннее), главное, чем отличается баян от аккордеона, — это клавиатура для правой руки.
На правой клавиатуре баяна расположены от трех до пяти рядов кнопок, представляющих полный хроматический звукоряд и охватывающих диапазон 5-6 октав. Бывают как 3-рядные, так и 5-рядные баяны, причем у пятирядного баяна первый и второй ряды кнопок аналогичны четвертому и пятому. При игре на нем это облегчает переход из одной тональности в другую.
Правая клавиатура аккордеона – это ряд массивных клавиш, похожих на фортепианные. Как правило, на грифе расположена 41 клавиша. Еще правая клавиатура имеет несколько переключателей регистров. С их помощью меняют тембр звука или его высоту, делая звук на октаву выше или ниже. У концертных моделей аккордеонов есть и такие переключатели, которые можно нажимать подбородком, не прерывая игры.
Однако сама клавиатура аккордеона охватывает меньший диапазон, чем клавиатура баяна. Будучи подобным баяну музыкальным инструментом, аккордеон (если не принимать во внимание переключатели регистров) может брать только три с половиной октавы.
И наконец, главное, чем отличается баян от аккордеона, – это звучание. В аккордеоне голосовые язычки настраивают с небольшим разнобоем, у музыкантов это называется «в разлив», что дает более бархатистый звук. У баяна язычки настроены в унисон, и звук более чистый.
Источник
Разница между баяном и аккордеоном
Баян и аккордеон – музыкальные инструменты с красивым и богатым диапазоном звучания. Они давно завоевали популярность у слушателей и пользуются почетом у исполнителей. Однако баян и аккордеон обладают разными возможностями для аккомпанемента и по-разному используются в современном эстрадном исполнении. Отличие баяна и аккордеона заключается в их конструкции.
Баян – это язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент, в котором на правой клавиатуре представлен полный хроматический звукоряд, а на левой – басы и готово-выборный аккомпанемент.
Прообразом современного баяна является ручная гармоника, первый образец которой в 1891 году был изготовлен баварскими мастерами из города Зилетуе. Он обладал диапазоном в 4 октавы, а его аккомпанемент состоял только из мажорных созвучий.
В начале ХХ века технику изготовления таких инструментов освоили и усовершенствовали русские мастера. В 1906 году появились трехрядные баяны с так называемой московской раскладкой. В них вместо гнутых рычагов стал применяться валиковый механизм. Название инструмент получил благодаря П.Е.Стерлигову, петербургскому гармонному мастеру, присвоившему баяну имя сказителя-песенника из «Слова о полку Игореве».
Баян
П.Е. Стерлигов включил в правый ряд вспомогательные кнопки, что расширило звуковые возможности инструмента. Подобная раскладка, примененная российским мастером, стала именоваться петербургской, а в дальнейшем – ленинградской. Он же создал и пятирядный баян, правая клавиатура которого имела два вспомогательных ряда кнопок.
Современный баян состоит из трех частей: правого и левого полукорпусов, соединенных мехами. По количеству одновременно вибрирующих язычков наиболее выразительным звучанием отличаются четырехголосые и пятиголосые баяны. Дублирование кнопок на правой клавиатуре и басов на левой позволяет исполнителю плавно переходить в нужную тональность.
Нумерация вертикальных рядов кнопок обеих клавиатур начинается от меховой камеры.
Аккордеон в России появился примерно в то же время, что и баян. Этот клавишно-пневматический музыкальный инструмент был создан на основе гармоники венским органным мастером К. Демианом.
Современный аккордеон имеет правую клавиатуру фортепианного типа и левую кнопочную – по типу баяна. На правой клавиатуре располагается 41 клавиша, левая, как и у баяна, состоит из 120-ти кнопок. Басовые ноты находятся в первых двух рядах, дальше, по порядку, идут ряды с мажорными и минорными трезвучиями.
Аккордеон
Надо отметить, что оркестровый вид аккордеона не имеет левой клавиатуры. Самые популярные у отечественных исполнителей инструменты – аккордеоны немецкой фирмы Weltmeister.
В Европе за баяном утвердилось русское название, а аккордеоном в некоторых странах считают все разновидности ручных гармоник.
Источник
Чем гармонь отличается от баяна и аккордеона?
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Чем отличается гармонь от баяна и аккордеона? Три, казалось бы, родственных музыкальных инструмента дарят нам совершенно разное звучание и задевают в наших душах разные струны. Гармонь – народный инструмент, сверкающая музыкальная шкатулка, звуки которой знакомы нам с детства. Баян – инструмент академический, серьёзный, весомый и большой. Аккордеон – само изящество и лёгкость звучания при весьма больших габаритах.
Краткое описание и принцип работы
Каждый из этих музыкальных инструментов предназначен для определённых целей. В первую очередь все они являются хроматическими гармониками и работают по схожему принципу:
- в деревянном корпусе на деревянных балках крепятся планки с «язычками»;
- меха, которыми соединяются два полукорпуса при сжатии/растяжении, создают компрессию (давление воздуха), воздействующую на планку и заставляющую колебаться с определённой частотой нужный «язычок»;
- каждый «язычок» как бы закрепляется за определённой клавишей, при нажатии которой открывается соответствующий клапан, звук высвобождается и мы слышим желанное звучание.
Гармонь предназначена для исполнения народных/застольных песен, танцевальных наигрышей. Конечно, на ней можно играть множество популярных песен самых разных жанров, но действительно хорошо на гармошке играются именно фольклорные произведения. Все переливы и переборы, само её звучание исключительно передаёт отечественный фолк. Есть большое количество национальных гармоней, которые отличаются строением клавиатуры и звучат по-своему: например, ирландские, кавказские или гармони других народов мира. Чаще всего на таком инструменте учатся играть самостоятельно, зачастую на слух, что делает каждого музыканта индивидуальным: два разных гармониста сыграют по-разному одну и ту же песню, даже если гармонь та же самая.
Баян – инструмент более универсальный и сложный. На таком инструменте можно играть что угодно: от академической и народной музыки до популярной или даже тяжёлой (зависит от фантазии музыканта и жанра, в котором работает музыкальный коллектив). Из этой троицы баян является самым популярным. Игра на нём требует определённых навыков, есть учебные программы по классу баяна.
Аккордеон явно отличается от своих хроматических собратьев. Главными отличиями являются общее звучание и устройство клавиатуры. На инструменте также играется любая музыка, чаще популярная или фольклорная, национальная. Для того чтобы научиться играть на аккордеоне, обычно заканчивают музыкальное училище или специальные курсы. Самостоятельно научиться играть на таком инструменте будет непросто.
Различия в клавиатурах
Начнём с гармони – самого необычного экспоната из этой троицы. Её основная клавиатура представлена в виде маленьких круглых кнопок, в отличие от баяна и аккордеона она не содержит полутонов (обычно окрашены в чёрный цвет); как правило, их всего три, содержатся они в верхней части. Именно поэтому для игры на гармони требуется развивать музыкальный слух и учиться играть без полутонов: где-то их отсутствие заменить перебором, аккордом или применить другие приёмы и навыки игры.
Клавиатура аккомпанемента в принципе устроена по-другому, имеет горизонтальный строй, что также вносит свою изюминку в игру. Таким образом рождается индивидуальность гармониста.
Баян, кажется, так похож на гармонь, но это не совсем так: обе клавиатуры содержат гораздо больше круглых кнопочек. Основная клавиатура дополнена полутонами. Кнопки чередуются следующим образом: змейкой, в порядке фортепиано. Здесь есть все полутона, что позволяет играть любое произведение по нотам.
Основная клавиатура аккордеона представляет собой настоящее фортепиано. Порядок игры будет таким же. Клавиатура, на которой играется аккомпанемент, не отличается от клавиатуры баяна.
Другие различия
Поговорим о других различиях. Рассмотрим подробнее гармонь: в отличие от братьев по классу, инструмент имеет малый вес, компактный размер, другое внешнее оформление (которое имеет свои нюансы). Декорируется гармонь ярко и красочно, обычно расписывается национальными узорами. Разница видна и в технике игры: постоянная импровизация, потребность в особенном темпе и ритме.
Гармоники играют в одной тональности: каждый инструмент настраивается в своей собственной и за её пределы не уйти. Игра происходит в одной высоте звуков гаммы, порой у гармониста несколько гармоник: под голос, для наигрышей и для настроения. Каждая гармонь индивидуальна, часто инструмент изготавливается под заказ, и отличия могут быть следующими:
- приводы клавиш могут быть железными, а могут и деревянными, что делает инструмент более отзывчивым к прикосновениям рук к клавишам;
- аналогичная разница в материале для клапанов, которые также изготавливаются из железа или из дерева;
- тональность каждой гармони может настраиваться под заказ, на инструменте могут быть установлены регистры, позволяющие в одно нажатие менять тональность инструмента;
- гармоника может быть цельнопланочной, что по-своему может затруднять ремонт.
Баян отличается размером корпуса, большим весом и наличием клавиатуры с полутонами. Басовая клавиатура (аккомпанемент) также содержит гораздо больше клавиш, что даёт настоящий простор для творчества, позволяя играть в разных тональностях. Баян не нужно подбирать под голос индивидуально – достаточно определиться с весом, чувствительностью и другими нюансами механики клавиатур. Важным будет качество сборки, само звучание и размер: есть очень компактные баянчики, позволяющие сделать игру приятнее, а инструмент мобильнее своих полноразмерных братьев.
Аккордеон очень похож на баян, но главное отличие кроется в основной клавиатуре рояльного типа. Игра на аккордеоне представляет собой совершенно другую технику, отличную от баяна. Звучит аккордеон необычно: звук гораздо легче, как будто воздушнее.
Это позволяет обогатить музыку интереснейшими переходами, сделать мелодию интеллигентнее. Звучание аккордеона отлично от народного и близко к эстрадному.
Иногда размер аккордеона может пугать: есть действительно огромные инструменты, что удобно не всем музыкантам. Но есть и миниатюрные модели, позволяющие брать с собой любимый инструмент всегда и везде, играть стоя. Обычно такие модели стоят дороже.
Что лучше выбрать?
Гармоника подойдёт для музыкантов, которым хочется играть настоящую народную музыку или наигрыши. Также гармонь идеальна для игры национальной музыки. Большим её плюсом является мобильность, и когда нужно, гармонь можно взять с собой в дорогу или на природу, чтобы играть народные и популярные песни, что очень здорово. Сейчас проводится масса конкурсов, объединяющих гармонистов со всей страны.
Если всё это близко вам по духу, гармонь – прекрасный выбор.
Баян подойдёт для академической игры, для качественной игры народной музыки, для исполнения популярных композиций. Обычно это большой и тяжёлый инструмент, поэтому музицировать удобнее дома, а также на концертных площадках. Если целью является профессиональная игра или даже выступления, баян – ваш выбор.
Аккордеон особенно популярен на западе России, в странах Европы, в Молдавии. Это сложный в освоении инструмент, позволяющий играть на концертных площадках и различных конкурсах. Также много позитивных эмоций подарит аккордеон при домашнем музицировании или игре на застолье. Если вас чарует особенное звучание или хочется научиться профессионально играть, аккордеон, безусловно, вам понравится.
Источник