Аккордеон с кнопками как называется

Аккордеон

Аккордеон – достаточно популярный, распространенный музыкальный инструмент. Любая консерватория обладает классами, обучающими игре на нем. Аккордеон многогранен, обладает широким диапазоном звуков. Произведения, от классических до современных, органично звучат в исполнении этой усовершенствованной гармоники.

Что такое аккордеон

Аккордеон – музыкальный инструмент, считающийся разновидностью ручной гармоники. Оснащен клавиатурой по типу фортепиано. Схож с баяном: обладает, в зависимости от модели, 5-6 рядами кнопок, издающими звуки басов и аккордов, либо отдельными нотами.

Инструмент обладает двумя рядами кнопок, расположенными слева, справа. Правая предназначена для исполнения мелодии, левая – для аккомпанемента.

Отличие от баяна кроется в строевых язычках. В баяне язычки настроены в унисон, у аккордеона – несколько не совпадают в тональности, придавая звучанию особую прелесть.

Звук аккордеона – мощный, насыщенный, многогранный. Благодаря этому, инструмент может быть и солирующим, и аккомпанирующим.

Устройство аккордеона

Внутреннее устройство аккордеона – это целая система взаимосвязанных механизмов:

  • язычок;
  • проемный клапан;
  • голосовая планка;
  • входная камера аккордов;
  • входная камера басов;
  • входные камеры мелодий;
  • меха;
  • гриф;
  • клавиши мелодий;
  • кнопки клавиатура аккомпанемента;
  • переключатели регистров мелодии и аккомпанемента.

Две клавиатуры, согласно схеме, соединены мехом, помогающим нагнетать воздух внутрь клавишно-пневматического механизма. При нажатии на клавиши, потоки воздуха сквозь язычки проникают внутрь до упора. Простым воздействием на нужную группу клавиш играющий открывает воздушный клапан, воздух от меха проникает в определенную звуковую камеру, выходит наружу через голосовую планку, издавая требуемый звук.

Читайте также:  Третий глас тропарь ноты

История аккордеона

История возникновения аккордеона уходит корнями в глубокое прошлое: происхождение связано с Китаем, где впервые изобрели губную гармонику. Когда началась активная международная торговля, инструмент попал в Европу, после чего началось его кардинальное преобразование.

Изобрел модель, похожую на современный вариант, органный мастер Кирилл Дамиан, уроженец Вены. Событие произошло в 1829 году: умелец представил изобретение миру, запатентовал, придумал оригинальное название – «accordeon».

История музыкального инструмента началась 23 мая 1829 года, когда К. Дамиан запатентовал изобретение. Сегодня дата 23 мая является Всемирным днем аккордеона.

Из Вены музыкальное устройство перекочевало в Италию: здесь впервые наладили производство в промышленных масштабах.

В России музыкальное устройство впервые появился поздновато, в 40-х годах XIX века. Первоначально диковинку покупали за границей, обладать подобной роскошью могли позволить зажиточные люди (купцы, аристократы, привилегированные слои населения). Постепенно, посредством крепостных крестьян, аккордеон пожаловал в села, деревни, вскоре превратившись практически в русский народный инструмент.

Сегодня данный инструмент востребован в концертной деятельности: он способен воспроизводить уникальный звуковой ряд, имитировать звуки других музыкальных инструментов. Виртуозные, профессиональные исполнители способны обыгрывать практически любые композиции, различные по жанру, стилю, направленности.

Виды аккордеонов

Классификация производится согласно нескольким важным признакам:

1. Тип клавиатуры:

  • Клавишные (клавиатура устроена по типу фортепиано),
  • Кнопочные (клавиатура представлена несколькими рядами кнопок).

2. Система аккомпанемента в левой руке:

  • Готовая (состав аккомпанемента: басы, готовые аккорды),
  • Готово-выборная (инструмент оснащен двумя системами (готовой, выборной), способными меняться с помощью регистра).

3. По размеру (существуют разные размеры, от маленьких, ученических моделей, до концертных. Небольшие по размеру аккордеоны называются любительскими):

  • 1/2 – применяются для обучения игре детей возраста 5-9 лет. Модель является диатонической – клавиатура кнопочная, звукоряд ограниченный. Минимальный вес, диапазон примерно две октавы.
  • 3/4 – инструмент, созданный для учеников музыкальных школ, любительской игры. Обладает диапазоном 2, 5 октавы. Данный вид аккордеона, как правило, трехголосный, обладающий готовым аккомпанементом. Подходит для исполнения несложного репертуара.
  • 7/8 – модель, рассчитанная на взрослых музыкантов. Сфера применения – любительское музицирование. Диапазон – три октавы.
  • 4/4 – профессиональный, концертный инструмент. Диапазон составляет 3,5 октавы. Может быть трех, четырех , пятиголосым.

Отдельно стоит упомянуть цифровые модели, выпускаемые с 2010 года. Страна происхождения – Италия, однако выпуск производится торговой маркой «Roland» (Япония). Японцы выкупили старинную итальянскую фирму «Dallape», старейшего производителя аккордеонов. С этого момента началось развитие бизнеса в другом направлении, свет увидел первый цифровой аккордеон.

Главные достоинства цифрового инструмента:

  • легкость,
  • возможность подключения к компьютеру, наушникам, динамику,
  • нечувствительность к внешним условиям (температуре, влажности),
  • долгий срок эксплуатации,
  • встроенный метроном,
  • изменение настроек, тембра звука одним нажатием клавиши.

Создание цифровой модели стало новым этапом модернизации инструмента, позволило усовершенствовать его строение. Вполне вероятно, это далеко не конец, и устройство продолжит видоизменяться, усложняться, развиваться.

Как выбрать аккордеон

Выбор музыкального инструмента – дело серьезное. Малейшие дефекты обязательно отрицательно скажутся на звучании. Обращать внимание специалисты советуют на следующие принципиальные моменты:

  1. Внешний вид. Корпус, ремни, меха должны быть без повреждений (вмятин, царапин, трещин, надрывов, отверстий). Даже малейшая деформация недопустима.
  2. Качество звука. Проверить данный параметр легко: потребуется развести, потом свести мех, не затрагивая клавиш. Сразу станет ясно, имеются ли на мехе отверстия, оставшиеся незамеченными при визуальном осмотре. Если воздух выходит чересчур быстро, меха непригодны для использования.
  3. Качество кнопок и клавиш. Кнопки, клавиши, не должны западать, нажиматься слишком туго, располагаться на различной высоте.
  4. Инструмент в действии. Простейшая мелодия, сыгранная на инструменте, завершает предпродажный осмотр. Кнопки не должны скрипеть, хрипеть, издавать другие посторонние звуки. Регистры в идеале легко нажимаются, затем быстро принимают первоначальное положение.
  5. Размер. Если вещь необходима ребенку, имеет значение размер: удобство в процессе игры обеспечит предмет, немного не достающий до подбородка (при постановке на колени юного музыканта).

Интересные факты

Любителей музыки заинтересуют любопытные факты, связанные с модернизированной гармоникой:

  • Стандартный инструмент весит в среднем 8-10 кг, концертный тяжелее– 15 кг.
  • «Accordeon» – французское слово, означающее «ручная гармоника».
  • Американский континент познакомился с первыми экземплярами в XIX веке, и назывались они «пианино на бретельках».
  • Период наивысшей популярности инструмента пришелся на первую половину XX века.
  • Штат Калифорния установил памятник аккордеону.
  • Цена профессиональных моделей составляет десятки тысяч долларов. Самой дорогой маркой аккордеонов в мире считается «Hohner Gola» – 30 тыс. долларов.
  • Лучшие заводы, изготавливающие инструмент, расположены в Европе (Италии, Германии, России).
  • Российские предприятия, занимающиеся производством профессиональных моделей – «АККО», «Русская гармонь».
  • На родине инструмента, в Китае, он называется «Sun-Fin-Chin». Древним прототипом считается «шен», губная гармоника, украшающая музей Соединенных Штатов.

Аккордеон – относительно молодой музыкальный инструмент, становление которого нельзя считать полностью завершенным. Модели регулярно модернизируются, совершенствуются, приводя в восторг музыкантов и слушателей. Мощное, разноголосое звучание, способное имитировать любые звуки – вот основная причина его мировой популярности.

Источник

Кнопочный аккордеон. Баян — его русская разновидность

Липецкое трио баянистов
Сергей Ельчанинов,Вячеслав Мельник, Виктор Карпий

Кнопочный аккордеон. Баян — его русская разновидность

Живя в России я как-то никогда не задумывался об этом, и мне всегда представлялся кнопочный аккордеон как инструмент с большими кнопками и с грифом глубоко сидящим у корпуса. Но насмотревшись в Германии на музыкальной ярмарке во Франкфурте на различные модели аккордеонов, в том числе и кнопочные, и попробовав их, я начал думать по-другому: кто я по специальности? Являясь по российскому диплому преподавателем баяна и концертным исполнителем — баянистом, я не знал, да и не только я, но и переводчики, переводящие мой диплом, как писать мою специальность.

И вдруг меня осенило: Аккордеон, преподаватель аккордеона, аккордеонист!

В то время это было для меня по-настоящему революционным решением, изменившим моё сознание и представление об инструменте которому посвятил свою жизнь. Инструмента баяна — нет в Западной Европе, в Америке, в других странах, есть только в России, в странах бывшего СССР и в странах социалистического лагеря. Ну, не странно ли? Но зато есть кнопочный аккордеон.

В дальнейшем встречаясь с немецкими аккордеонистами — профессионалами и любителями, а также со своими коллегами переехавшими как и я из России и стран СНГ, читая газету «Intermusik» и журнал «Harmonika International», я открыл для себя что Россия не является «родиной слонов», что

баян — это тот же самый кнопочный аккордеон, но только его русская версия.

Посмотрите на различные системы русской гармони: елецкая, вятская, ливинская, саратовская, хромка, тальянка, черепашка всех и не перечислишь. Так же обстоит и с кнопочным аккордеоном : в разных странах свои предпочтения и системы. Например в отличии от русского баяна, в западно-европейских C -Griff — нота «До» находится не в третьем, а в первом ряду. То-есть — первый и третий ряды поменялись местами. Вот и вся разница.

А теперь несколько слов о звучании. У современных регистровых инструментов эта разница практически отсутствует, можно говорить только лишь об особенностях настройки, зависящая от вкуса покупателя-заказчика и национальных особенностей.
Некоторые модели концертных клавишных аккордеонов на Западе называют даже баянами (см.Каталог Bugari или Siwa & Figli). Это если они включают в себя весь «джентльменский набор»
современного инструмента: готово-выборную систему/Converter, ломанную деку/Cassotto, регистры/Register, в том числе и подбородочные/Kinnregister.
В общем — «крыша» едет. Всё перемешалось. Аккордеоны стали баянами, баяны — аккордеонами. А может быть это всё-таки один и тот же инструмент и нечего тут «копья ломать»? Тем более как вы видите

разницы между баяном и кнопочным аккордеоном практически нет никакой

У нас раньше принято было идеологизировать это различие, ведь аккордеоны пришли к нам с Запада и принесли вражескую западную идеологию и культуру, а это мягко говоря не поощрялось. А вот баяны — противопоставление всему этому, это хорошо, это наше русское, поэтому поддерживалось на государственном уровне. Название Аккордеон всё-таки произошло от левой клавиатуры которая у всех разновидностей одинаковая, принцип звукообразования — тоже, ну а различия в правой руке -это национальные особенности или, если хотите, дело вкуса и воспитания. Есть впрочем и другая версия названия Аккордеон: это от итальянского слова «Accord» и древнегреческого окончания «ion», имеющее мифическое происхождение и переводимое как «нечто находящееся в движении». Движение. – это наверное не только необходимость постоянного движение меха, но и то, что инструменты применялись в основном в движении, во время ходьбы, шествий, процессий, на них играли в основном стоя.

Липецкое трио баянистов ( Сергей Ельчанинов, Вячеслав Мельник, Виктор Карпий ) исполняет обработку Вячеслава Черникова «Отрада»


Баян и кнопочный аккордеон, по сути дела — один инструмент, разновидности аккордеона. Аккордеоны с фортепианной правой клавиатурой (Piano Akkordeon) уже давно унифицировались, т.е. стали похожими друг на друга, а вот с кнопочными аккордеонами (Knopf Akkordeon,Button Accordion) на которых играют во Франции, Германии, Бельгии, Италии и в других странах Западной Европы дела обстоят иначе.

Так чем же кнопочный аккордеон отличается от наших баянов?

К счастью, левая «стандартная клавиатура» за малым исключением везде одинаковая, но в правой и в «выборной» — всё по другому, с нашей точки зрения — навыворот. Принято различать две системы:

B-Griff — собственно говоря — баян, это наша русская версия кнопочного аккордеона с нотой «до» в третьем ряду и C-Griff — западно-европейская система, с нотой «до» в первом ряду.

Вроде бы небольшая разница — первый и третий ряды поменялись местами так, что нота «до» вместо третьего ряда оказалась в первом, но сыграть что-нибудь на таком инструменте без переучивания практически невозможно. А в выборной клавиатуре всё вообще в прямом смысле поставлено с ног на голову. Нижние басовые ноты не внизу как у нас, а вверху клавиатуры и успокаивает лишь то, что теоретически понимаешь как она устроена, так как это реально правая клавиатура баяна, но это всё равно не приносит облегчение когда берёшь инструмент в руки.
Играет один из молодых лауреатов международных конкурсов Александр Хрустевич, Украина, Ассистент-стажёр НМАУ им. П.И.Чайковского (кл. проф. В.В. Бесфамильнова).

Французцкие аккордеонисты Domi Emorine (Piermaria) и Eric Bouvelle (Covagnolo) играют польку Perles de Cristal

Для производителей аккордеонов и баянов — C-Griff или B-Griff не имеет принципиального значения, все модели кнопочных аккордеонов выпускаются в двух вариантах.

Также расположение грифа на корпусе инструмента в разных моделях разная: есть как у нас — ближе к середине инструмента, или как у аккордеона — ближе к корпусу.

Ещё один пример, француз Frederic Langlais играет на Cavagnola два французских вальса -мюзетта

Мне думается что здесь налицо взаимообогащение двух систем. Дело в том, что за последние 20 лет на Запад уехало много баянистов и аккордеонистов из России и стран бывшего СССР, которые заказывая и покупая инструменты оказали большое влияние на производителей и стимулировали Европейский рынок аккордеонной продукции. В последнее время некоторые фирмы такие как Vignoni, Viсtoria и др. даже выпускают на заказ инструменты с цельными планками Titlbach произведёнными в Чехии и привезёнными оттуда. Так что теперь вы видите, что

наш баян и кнопочный аккордеон — это один и тот же инструмент. Knopfakkordeon, button accordion, баян, кнопочный аккордеон — различие только в названии, все они — разновидности аккордеона.

Источник

Оцените статью