Аккордеон с кнопками регистрами

Левая клавиатура аккордеона с готовым аккомпанементом

На левой стороне обычных аккордеона и баяна находится так называемая стандартная клавиатура басов и готовых аккордов — для ведения партии аккомпанемента.

Впервые идея применения готового аккордового аккомпанемента на ручной гармонике принадлежит Кириллу Демиану, создавшему такую гармонику в Вене в 1829 году и назвавшему ее аккордеоном (Accordion).

В России (при массовом изготовлении в кустарных мастерских и на домашних фабриках гармоник в 30 — 60-х годах прошлого столетия) на левой стороне инструментов употреблялся стандартный аккомпанемент, состоящий из двух кнопок (клапанов): баса и аккорда. При смене движения меха звуки были разные: бас, как и аккорд, звучал в одну сторону движения меха — тоника, в другую – доминанта. В этот же период стали выпускаться гармоники и с четырьмя кнопками (клапанами): две кнопки — басы, две — аккорды.

Вслед за аккордовым аккомпанементом, состоящим из мажорных аккордов, появляется минорный; кроме одного ряда басов (основного), появился и второй, вспомогательный. Наиболее ярко и полно развитие клавиатуры с басо-аккордовым готовым аккомпанементом происходило еще до появления баяна у елецкой рояльной гармоники, прямой предшественницы современного аккордеона. Русские народные умельцы довели левую клавиатуру на этой гармонике от простого мажорного аккомпанемента в 4 баса и 4 аккорда (70-е годы) до полного кварто-квинтового круга басов (основного и вспомогательного рядов) — и к ним мажорные, минорные и доминантсептаккорды всех тональностей (в начале XX века).

С появлением трехрядных и четырехрядных хроматических гармоник в России в начале XX века (получивших название баян — 1907 г.) левая клавиатура насчитывала сначала 36 кнопок (басы, мажорные и минорные аккорды). К концу первого десятилетия XX века клавиатура готового аккомпанемента была доведена до 100 кнопок (стандарт и принцип расположения сохранены и теперь).

Читайте также:  Adele someone like you ноты саксофон

За рубежом расширение комплекса готового аккомпанемента на кнопочном аккордеоне (баяне) происходило в 90-е годы прошлого и начале XX века, причем ведущая роль принадлежала итальянским и немецким мастерам.

Левая клавиатура с готовым аккомпанементом на современных аккордеонах и баянах по своему строению и расположению кнопок одинакова.

Схема расположения басов и аккордов на левой клавиатуре с готовым аккомпанементом

Счет рядов ведется от меха инструмента. 1 -й ряд — вспомогательные басы (чтобы «взять» бас, находящийся далеко в основном ряду); 2-й ряд, главный, — основные басы, основа для построения аккордов, находящихся в этом же поперечном ряду); 3-й ряд — мажорные трезвучия в различных обращениях; 4-й ряд – минорные трезвучия в различных обращениях; 5-й ряд — септаккорды, чаще всего в полном четырехзвучном изложении (на большинстве советских и итальянских инструментов септаккорды звучат с пропущенной квинтой, а на немецких – полностью), но в записи их принято обозначать тремя нотами (с пропущенной квинтой); б-й ряд — уменьшенные септаккорды (или трезвучия); в нотной записи принято их обозначать тремя звуками.

Чтобы облегчить прочтение аккордов при исполнении на аккордеоне или баяне, быстро ориентироваться, где брать те или иные аккорды, в нотах ставятся условные обозначения: буква «Б» обозначает, что данный аккорд находится в третьем вертикальном ряду — мажорных аккордов; буква «М» указывает на четвертый ряд — минорных аккордов; цифрой «7» обозначаются септаккорды (пятый ряд); буквой «У» — уменьшенные септаккорды (шестой ряд). Буква «В» ставится под (или над) нотой басов — значит, кнопка находится во вспомогательном ряду басов. На инструментах с такими клавиатурами в начальном периоде обучения употребляют четыре пальца (кроме большого), обозначение которых на баяне — 1, 2, 3, 4 (1 — указательный), на аккордеоне — 2, 3, 4, 5 (1 — большой). Однако при больших клавиатурах (120 кнопок и более) в профессиональной практике употребляются при игре все пять пальцев левой руки, как и правой. Пятипальцевое обозначение более удобно.

Эти обозначения только указывают, в каком вертикальном ряду находится та или иная кнопка аккордов или басов. Место же аккорда в поперечном ряду (по горизонтали) указывает бас, стоящий перед аккордом. Например, над аккордом буква «Б», а перед аккордом — бас соль, следовательно, нужно взять мажорный аккорд, находящийся в том же поперечном ряду, что и бас соль. Если аккорд берется не в том поперечном ряду, в котором находится обозначенный впереди него бас, около аккорда маленькой ноткой в скобках помечается, от какого именно баса основного ряда надо взять данный аккорд. Например:

Таковы расположение и система записи партии левой руки с готовым басо-аккордовым аккомпанементом. Практическое звучание басов и аккордов имеет различие с нотной записью.

На левой клавиатуре аккордеона и баяна, в отличие от правой, нет деления звукоряда на октавы.

И хотя на клавиатурах с большим количеством кнопок имеется несколько кнопок до, соль, ре, ля и т. д., при нажиме звучат они одинаково. Для создания сочного звучания басовых звуков нажим одной кнопки с помощью наборной левой механики вызывает одновременное звучание трех, чаще четырех или пяти звуков одного и того же названия, но в различных октавах. Звучание всех басовых звуков выглядит в нотах следующим образом:

Самой низкой нотой бывает фа или соль. При извлечении одновременно четырехзвучия отсутствуют верхние звуки.

Фактическое звучание аккордов, например соль-мажорный аккорд:

Устройство левой стороны баяна и аккордеона видно из приведенных схем здесь и здесь и объяснений к ним.

В начале XX века существовала и иная система. Принципиальная формула соотношения басов и аккордов была такая же, как и на общепризнанной системе, но расположены все кнопки басов и аккордов были в обратном порядке.

Такая система была предложена в Туле В. П. Хегстремом в 1901 году и долгое время имела распространение под названием «хегстремовской» (или «тульской») системы готового аккомпанемента. За рубежом она была известна как бельгийская система готового аккомпанемента — в отличие от общепризнанной, которая называлась итальянской.

Схема расположения звуков на левой клавиатуре по системе Хегстрема

По этой же системе ранее строился готовый басо-аккордовый аккомпанемент на русских рояльных елецких гармониках.

Источник: Мирек А. Справочник по гармоникам. — М., 1968.

Источник

Аккордеон с кнопками регистрами

Аккордеон — язычковый музыкальный инструмент, разновидность хроматической гармонии с клавиатурой фортепианно-органного типа для правой руки и кнопочного (в несколько рядов) — для левой.

Аккордеон используется для сольного исполнения, для аккомпанемента и для игры в ансамбле. Состоит из грифа, корпуса (двух крышек, соединенных мехом), правого и левого механизмов (клавиатуры и механики) и голосовой части (резонаторов с голосовыми язычками). Корпус и гриф изготовляются из древесины березы, бука, клёна, обычно облицовываются снаружи цветным художественным целлулоидом, иногда делаются литыми или штампованными из пластмассы. Мех изготовляется из картона, прессшпана и т.п., снаружи отделывается цветной шелковой тканью. Клавиши правой клавиатуры и кнопки левой клавиатуры делаются из целлулоида и других видов пластмасс. Голосовые планки изготовляются из алюминия, дюралюминия или латуни. Многие аккордеоны имеют один или несколько регистровых переключателей как в правой, так и в левой клавиатуре, служащих для изменения тембра и силы звука путем включения или выключения дополнительных голосовых язычков. Общее количество регистровых переключателей (для обеих клавиатур) доходит до 14. Особенностью аккордеонов является своеобразная настройка голосовых язычков, так называемая «в разлив», которая заключается в том, что часть голосовых язычков одного и того же тона настраивается с некоторым отступлением от нормы, что придает звучанию аккордеона своеобразную густоту в отличие от чистого тона баяна. Аккордеоны бывают двух-, трёх-, четырёх-, пяти- и даже шестиголосными, т. е. при нажиме на клавишу звучат одновременно 2, 3, 4 и т. д. голосовых язычков. При расположении кнопок левой клавиатуры в пять рядов первые два ряда дают звуки отдельных басовых тонов, кнопки остальных трех рядов дают готовые аккорды: минорные и мажорные трезвучия, а также доминантсепт-аккорды. При семи рядах кнопок, кроме того, извлекаются готовые уменьшенные септаккорды и трезвучия.

В СССР наиболее были распространены аккордеоны следующих видов: 1) 25×32 (первая цифра означает число клавиш в правой клавиатуре, вторая — число кнопок в левой клавиатуре), двухголосный — диапазон от до первой октавы до до третьей октавы; 2) 34×80, трехголосный, с одним или двумя регистровыми переключателями в правой клавиатуре; диапазон от соль малой октавы до ми третьей октавы; 3) 41×120, трёх- или четырёхголосный, с двумя или тремя регистровыми переключателями в правой клавиатуре; диапазон от фа малой октавы до ля третьей октавы, но в зависимости от количества регистровых переключателей может быть расширен в обе стороны. Музыканты-профессионалы обычно предпочитали аккордеоны 41×120 с семью регистровыми переключателями.

Требования к качеству аккордеонов были определены ТУ Министерства местной промышленности. Аккордеоны изготовляли фабрики музыкальных инструментов Министерства местной промышленности РСФСР в Калуге и Ленинграде.

Аккордеоны продавались в футлярах, транспортировались в деревянных ящиках с прокладкой мягким упаковочным материалом. Маркировка и хранение — общие для всех язычковых музыкальных инструментов.

Калужская фабрика клавишных инструментов в 1960-м году приступила к массовому выпуску аккордеона «Аккорд» (модель № 3).

Аккордеон с пятью регистрами новой конструкции имел диапазон правой клавиатуры (при одновременном звучании двух голосов) в 34 звука, а диапазон хроматической гаммы — от «соль» малой октавы до «ми» третьей октавы. При включении третьего ряда голосов («язычков») диапазон увеличивался за счёт третьего «язычка», настроенного на октаву ниже основного, в пределах от «соль» большой октавы до «фа-диез» малой октавы.

Мелодическая сторона аккордеона трёхголосная, басы двухголосные (80 кнопок).

Этот аккордеон отличался от старой модели не только количеством регистров (раньше фабрика выпускала аккордеон с двумя регистрами), но и своей формой, красотой линий. Гриф аккордеона оклеивался целлулоидом вместе с правой частью корпуса и составлял как бы одно целое. Сетка (мелодической стороны) штамповалась из алюминия, с наружной стороны оклеивалась целлулоидом или анодировалась.

Для лучшего ответа в звучании в аккордеон был введен унифицированный набор планок из 16 номеров (вместо 23 номеров в других моделях).

Стоил аккордеон «Аккорд» 1900 рублей (1960 год).

Скоро в торговую сеть поступят малогабаритные аккордеоны 25X32, т. е. с 25 клавишами в правой стороне (мелодия) и 32 кнопками в левой (аккомпанемент), с одновременным звучанием двух голосовых язычков в мелодии. Аккордеон имеет 12-ступенчатый равномерно-темперированный строй.

Звуковой диапазон такого аккордеона составляет две октавы с хроматическим звукорядом от «до» первой октавы до «до» третьей.

В аккомпанементе — один ряд — басы, следующий — трёхзвучные мажорные аккорды, далее ряд трёхзвучных минорных аккордов и ряд четырёхступенчатых септаккордов.

Аккордеон имеет обтекаемую форму, оклеен декоративным целлулоидом различных цветов. Его размеры: ширина 336 мм, длина (при сжатых мехах) 191 мм. Он снабжён двумя ремнями, длину которых можно регулировать. Благодаря небольшим габаритам новый аккордеон удобен для детей и начинающих музыкантов.

В 1961 г. Новосибирская гармонная фабрика должна выпустить 9,5 тыс. таких аккордеонов. Хотелось бы пожелать фабрике освоить производство аккордеонов несколько увеличенного диапазона (26X40 или 28X40), обладающих более широкими музыкальными возможностями при тех же или несколько больших габаритах.

Источник

Аккордеон

Аккордеон – академический хроматический музыкальный инструмент духового типа, который представляет собой усовершенствованную гармонику с клавиатурой по типу фортепианной (справа) и рядом круглых кнопок (слева). Левая рука может играть как аккорды плюс басы, так и просто ноты более низкого звучания. На правой части, кроме клавиш, расположены переключатели регистров.

Инструмент популярен и широко используется в различных музыкальных направлениях: от классического до джазового. Музыкальные школы, училища, консерватории имеют класс аккордеона, то есть можно получить академическое муз. образование по этому инструменту; хорошо, что он не нуждается в настройке, что облегчает работу новичку. Аккордеон отличается мощным, насыщенным, неповторимым звуком . Может быть солирующим или аккомпанирующим.

История происхождения

Интересно, что аккордеон один из немногих инструментов, пришедших к нам с Востока. Верней сама идея губной гармошки, от которой произошли и «меховые» модификации, была рождена в Поднебесной. Речь идет о китайском священном инструменте, который жители этой древней страны называют «шэн». Конструкция базируется на вибрирующих язычках, которые вставлены в бамбуковые трубочки, закрепленные в едином корпусе. В середине XVIII века торговцы привезли в Европу это музыкальное «чудо» и местные изобретатели, конечно, стали думать о том, как можно модернизировать инструмент, сделать его более применимым и простым. Один известный органный мастер Ф. Киршник придумал язычковые планки, которые дали начало ручным гармоникам.

Первая клавишная гармоника появилась лишь в 1820 году, и её конструктором был Ф. Бушман, который придумал, как соединить планки и мех, чтобы можно не нужно было дуть, а нажимать клавиши одной рукой, а другой двигать нагнетатель воздуха. Этот же мастер позже дополнил клапанами инструмент и получил эолину, она раскрывалась как веер и сейчас её можно встретить только в музеях. Мастер К. Домион с двумя сыновьями изготовили гармонику, которая шла с аккордовым аккомпанементом, по тем временам это был неслыханный прорыв. И вот, 6 мая 1829 года он получил патент, в котором значилось название инструмента – аккордеон (гармоника с готовыми аккордами).

Конструкция

Нужно отметить, что аккордеон довольно сложный инструмент , состоящий из двух секций, соединенных мехами. Правая часть состоит из коробки, на поверхности которой клавиши, подобные фортепианным. Их количество может варьироваться, на «полном» аккордеоне их 41. Также существуют такие разновидности, как 7/8, 3/4, 1/2, где, соответственно, 37, 34, 26 клавиш.

Внутри находятся следующие важные конструктивные элементы:

  • резонаторы;
  • клапаны;
  • регистры.

Имеются звуковые отверстия, которые выполнены так, что точно совпадают с резонаторными. Звуковые отверстия открываются при помощи клапанной системы. На резонаторы установлены так называемые «голосовые планки». Регистры служат для быстрой смены тембра звука, управление регистрами осуществляется путем нажатия соответствующих переключателей.

На левой клавиатуре может быть 5, реже 6 рядов. При этом 2 ряда занимают басовые кнопки, а остальные – это готовые аккорды: минорные, мажорные, септаккорды (полные плюс уменьшенные). Обычно применяется 120-кнопочное строение. Мех состоит из картона, кожи, бумаги, специального клея, ткани. Обычно усиливается стальными накладки, если речь идет о качественном инструменте.

Звук и регистры

Аккордеон отличается от других гармоник тем, что у него одновременно звучат множество язычков. Инструмент может обладать различным количеством голосов. Перечислим какие язычки применяются:

  • строевые;
  • с розливом;
  • октавные;
  • пикколо;
  • квинтовые.

Причем квинтовые есть в наличии только в 5-голосном аккордеоне. Пикколо – в 4-х и так далее. Баян проигрывает по количеству язычков и является менее универсальным и упрощенным инструментом, имеет меньшие возможности. То есть различие не только в технических аспектах, но и в звучании. Профессионалы могут различить эти инструменты на слух. В многоголосных аккордеонах имеются переключатели регистров , которыми могут регулироваться те или иные язычки, которые включаются в работу. Как правило, на начальной стадии обучения этими клавишами не пользуются, а сосредотачиваются на технике нажатия кнопок и на разведении мехов, у новичков нередко возникают проблемы с ритмом и др. Регистры – возможность для профессионалов.

Аккордеон вельтмайстер и детский аккордеон

Одной из самых распространенных является марка аккордеонов Weltmeister, чаще всего можно столкнуться со следующими моделями:

  • Meteor;
  • Stella;
  • Amigo.

Если говорить о советских моделях, то часто можно столкнуться с такими аккордеонами:

  • Спутник;
  • Юность;
  • Юпитер;
  • Меркурий;
  • Ленинград и др.

Детские аккордеоны часто бывают 1/2-модели, можно рассмотреть такой вариант, как «Малыш». В сети можно найти немало предложений. Многие юные музыканты начинают свою карьеру именно с этой разновидности. Возможно, если они будут упорно заниматься и учиться, вскоре они станут великими и выиграют «золотой аккордеон». Мечты только подкрепляют человеческое стремление.

Видео

Слушать аккордеон

Источник

Оцените статью