Левая клавиатура
На правой клавиатуре, как мы уже знаем, исполняется мелодия музыкального произведения; левая клавиатура служит для исполнения сопровождения (аккомпанемента) этой мелодии. Однако встречаются случаи, когда мелодия проходит в басовом голосе и исполняется на левой клавиатуре аккордеона.
БАСОВЫЙ КЛЮЧ
Для записи басовых звуков существует басовый ключ, или ключ «фа», который изображается особым знаком (см. рис.). Он указывает, что на четвертой линейке нотоносца записывается нота фа малой октавы:
Зная расположение этого звука на нотном стане, нетрудно определить и остальные звуки басов;
АППЛИКАТУРА
На левой стороне аккордеона находятся кнопки, расположенные немного наклонными поперечными рядами. Вся эта часть называется басовой клавиатурой.
При игре на аккордеоне в басовой клавиатуре используются четыре пальца. Обозначаются они так:
2 — указательный палец (второй палец)
3 — средний (третий палец)
4 — безымянный (четвертый палец)
5 — мизинец (пятый палец)
1-й палец в игре не участвует. Его употребляют для нажим воздушного клапана.
БАСОВЫЕ ЗВУКИ
Первые два продольных ряда от меха содержат основные басовые звуки. На этих рядах играют мелодическую линию в левой клавиатуре.
Второй ряд, считая от меха, называется основным. Здесь находится кнопка с небольшой выемкой, которая соответствует ноте до. Нажмите эту кнопку 3-м пальцем:
Выше кнопки басового звука до находится кнопка звука соль. Нажмите ее 2-м пальцем:
Ниже кнопки басового звука до находится кнопка ноты фа. Нажмите ее 4-м пальцем.
Басовые звуки принято записывать в пределах одной октавы.
ОСНОВНОЙ РЯД БАСОВ
Иногда в целях наглядности изображения мелодической линии басы записываются в разных октавах. В действительности же они звучат в пределах приведенной выше октавы.
Упражнения на основном ряду левой клавиатуры:
АККОРДЫ
Характерным для аккордеона является наличие кнопок, при нажиме которых звучит не один звук, а несколько. Такое одновременное звучание нескольких звуков называется аккордом. В правой клавиатуре для получения аккорда неободимо нажать несколько определенных клавиш одновременно, а вот в левой клавиатуре аккорды даны уже в готовом виде. Нажав одну кнопку, мы услышим аккорд, состоящий из нескольких звуков.
Аккорды записываются следующими нотами:
Из этих звуков образуются готовые аккорды. Все ноты, входящие в аккорд, выписываются на нотном стане друг над другом:
Аккорды бывают мажорные, минорные, доминантсептаккорды и уменьшенные (уменьшенные аккорды мы рассмотрим позже).
Аккорды строятся от основного баса по косым поперечным рядам и имеют те же названия. Ниже приведен бас (до) и аккорд от этого баса (до-мажор):
Для более легкого определения аккордов пользуются условными обозначениями.
Мажорные аккорды, находящиеся в третьем ряду клавиатуры, обозначаются буквой «Б«.
Минорные аккорды (четвертый ряд клавиатуры) обозначаются буквой «М«.
Доминантсептаккорды (пятый ряд) обозначаются цифрой «7«.
Ниже приведена схема аккордов левой клавиатуры. Пока мы рассмотрим аккорды только от основных звуков (до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Первый (вспомогательный) ряд мы будем изучать на следующих уроках, поэтому пока этот ряд я «покрасил» в серый цвет.
Если после баса стоит обозначение (Б, М или 7), то этот аккорд (кнопка) берется от того же баса, находящегося в основном ряду.
При повторении одних и тех же аккордов условные обозначения могут и не выписываться:
Если бас и аккорд написаны один на другим, то они исполняются одновременно, то есть обе кнопки должны нажиматься вместе.
Упражнения
При разучивании упражнений старайтесь играть ровно, со счетом вслух. Аппликатуру соблюдайте пока в следующем порядке: основной ряд — третий палец, ряд мажорных аккордов — второй. Следите за движением меха, за звуком.
Источник
Организация левой клавиатуры современного баяна. Видеоупражнения
Давайте внимательно осмотрим баян со всех сторон. Перед вами достаточно совершенный современный инструмент, прошедший весьма сложную и противоречивую эволюцию. Левая полная сторона баяна имеет сто двадцать кнопок. И самое интересное то, что во время игры исполнителю-баянисту их не видно. Человеку непосвященному это кажется невероятным: управлять таким обилием кнопок не глядя – есть в этом нечто мистическое. При одном только взгляде на левую клавиатуру у многих отпадает желание научиться играть на баяне.
Комплект видео упражнений для левой руки
Сегодня мы поговорим с вами о левой клавиатуре и начнем осваивать ее с помощью специальных упражнений. Здесь будет совершенно мало теории и много практического материала. Видео упражнения для левой руки, представленные здесь, дадут вам возможность в экспрессивном режиме подготовить левую руку к полноценной игре на баяне.
После освоения видео упражнений у вас не будет проблем, связанных с беглостью пальцев и их координацией. Практическое прохождение комплекта упражнений позволит вам абсолютно легко самостоятельно работать над разучиванием мелодий и пьес в облегченном переложении для баяна.
В видео упражнениях задан эталон звучания баяна при выполнении упражнений. Вы всегда сможете включить видео и сопоставить свою игру со звуком в записи. Эти упражнения способствуют выработке оптимального меховедения и приучают пальцы к верной аппликатуре. В подборке 30 видеороликов, 130 видео упражнений , которые признаны специалистами наиболее полезными для обучения начинающих баянистов.
Эти упражнения я использую в работе с желающими освоить баян уже почти сорок лет. На том материале, который у вас имеется возможность купить, научились играть на баяне сотни моих учеников — и взрослых и детей. Приобретая комплект видео упражнений для левой руки, вы автоматически получаете возможность в любое время получить мою консультацию, ответы на интересующие вас вопросы, рекомендации.
Для кого подготовлены эти упражнения?
— Для тех, кто начинает обучение на баяне с нуля, без какой-либо музыкальной подготовки. Материал в комплекте изложен таким образом, что практически каждый человек, сможет его освоить самостоятельно.
— Упражнения можно результативно использовать педагогами по классу баяна в качестве учебных материалов, а также для домашних заданий учащимся по классу баяна в детских музыкальных образовательных учреждениях.
Посмотрите фрагмент видео из Комплекта:
В комплекте: схемы расположения нот на клавиатуре, видеоупражнения с качественным звуком цифрового баяна Roland, отличная графика. Большинство упражнений с подписанными нотами и аппликатурными обозначениями. Имеются также файлы для распечатки упражнений. Каждое упражнение имеет методические рекомендации по их освоению. Видео записано в формате AVI.
Посмотрите фрагмент одного из видео упражнений, входящих в комплект:
Приобрести комплект видео упражнений для левой руки очень просто:
Цена 300 рублей
По вопросам приобретения комплекта пишите на почту p etrowich451@yandex.ru
Однако с этими многочисленными кнопками дело обстоит намного проще. Для полноценной игры на левой клавиатуре с охватом всех тональностей хватило бы и шестьдесят кнопок — ровно половина того, что имеется на левой клавиатуре. Конечно, и это многовато. Использовать при игре все шестьдесят кнопок практически невозможно: ведь не играем же мы какое-либо произведение сразу во всех тональностях.
Итак, основная группа из шестидесяти кнопок на левой стороне баяна располагается в двенадцати поперечных рядах. Каждый ряд – кнопка баса и четыре кнопки, соответствующие разным аккордам.
Кнопки основного баса идут не по порядку расположения нот в звукоряде, а по определенной системе – фа, до, соль, ре, ля, ми, си. Казалось бы, бессмыслица. Но нет, в такой последовательности басовых нот кроется великий смысл, большая продуманность и организованность левой клавиатуры баяна.
Когда баянист начинает играть произведение в какой-либо тональности, все кнопки, необходимые для полноценного аккомпанемента, удивительным образом оказываются у него под пальцами. Переходы в параллельные тональности также не вызывают затруднения, т.к. кнопки этих тональностей находятся рядом – чуть выше или чуть ниже.
На фотографии изображена стокнопочная левая клавиатура
При игре на баяне часто используются тональности, главные басовые кнопки которых находятся в самых нижних рядах из двенадцати. Если бы левая клавиатура ограничивалась только основной группой кнопок, исполнителю приходилось бы скакать через десять-одиннадцать рядов вверх. Велика вероятность промахов! Вот поэтому кнопки верхней части клавиатуры повторяются под нижней основной группой, и баянист не скачет вверх, рискуя промахнуться, а спокойненько играет свое произведение в комфортной аппликатурной зоне.
По аналогии нижняя часть кнопок основной группы повторяется в верхней части клавиатуры.
Это повторение составляет еще сорок кнопок. Остается двадцать. У них тоже своя особая миссия Они по своему расположению точно повторяют вертикальный ряд басов, но при этом смещены на четыре нотки вниз. Теперь все басовые кнопки действительно сгруппированы очень удобно и всегда находятся под пальцами исполнителя.
Источник
Логика левой клавиатуры
IvanM
Пользователь
Grigory Fainshtein
Пользователь
Gross
Пользователь
Alexei
Пользователь
Вот это интересно. Какой именно?
У меня уже возникал вопрос: будет ли у всех производителей страдела системы аккорды состоять из одних и тех же звуков?
В советских нотах было принято расписывать все аккорды. Было несложно заметить, что для разных басов используются разные обращения аккордов.
В септаккордах пропускается квинта — уже упомянули выше. А в уменьшённых она вообще отсутствует, при этом также используются только 3 звука.
Уменьшённые аккордых сопадают для всех звуков в него входящих. Например — до, ми бемоль, ля бемоль. Это создаёт удобные замены.
Евген
Пользователь
Слева первые два ряда, считая от меха, — басовые кнопки. При нажатии любой из них звучат одноименные ноты в трех-пяти октавах одновременно (зависит от конструкции конкретного баяна), например, при нажатии кнопки f# (фа-диез) звучат: f# первой октавы, f# малой октавы, f# большой октавы. .. А вот готовые аккорды (третий и последующие ряды кнопок от меха) в своем составе должны иметь ноты, как указал выше Григорий, из диапазона от g (соль) малой до f# первой октавы (сделано так для упрощения конструкции баяна,как понимаю). И некоторые ноты в конкретном аккорде могут не вписываться в этот диапазон, и, следовательно, чтобы вписались требуют специального действия — обращения.
Например, мажорное трезвучие (аккорд из трёх звуков) от ноты соль малой октавы состоит из одновременно звучащих нот (в порядке их высоты): соль, си и ре (нота ре здесь будет уже не из той же самой октавы что ноты соль и си, а из октавы выше). Все эти три ноты трезвучия вписываются в диапазон от g (соль) малой до f# первой октавы,а поэтому обращение не требуется. А если возьмём , минорное трезвучие от ноты ми малой октавы, то оно состоит из: ми малой, соль малой и си первой октавы. Ми малой не входит в диапазон от g (соль) малой до f# первой октавы, а поэтому заменяем в трезвучии ми малой на ми первой октавы, т.е. получим обращенное трезвучие,в котором самой нижней по высоте нотой будет соль малой октавы.
Когда трезвучие без обращения, то её самую нижнюю ноту обычно называют тоникой. Ту ноту,которая повыше — терцией,а верхнюю — квинтой. Т.е. ми-минорном трезвучии без обращения: ми — тоника, соль — терция, си — квинта. После обращения будет следующий порядок нот в этом трезвучии: соль — терция, си — квинта,ми — тоника (условные названия: тоника, терция, квинта остаются связанными с соответствующими нотами и при обращении трезвучия). А ведь обращение исходного ми-минора возможно было бы сделать так, чтобы самым нижним звуком стала нота си (в готовых аккордах баяна это не используется):си — квинта, ми — тоника, соль — терция.
То есть, обращение трезвучий — положение в котором нижним звуком является терция или квинта основного трезвучия. Если нижний звук — терция (соль — терция, си — квинта,ми — тоника ), то получим секстаккорд. Если нижний- квинта (си — квинта, ми — тоника, соль — терция), то — квартсекстаккорд.
Септаккорд — к трезвучию добавляется сверху ещё одна нота, отстоящая от верхней ноты трезвучия (квинты) на интервале в полтора тона (малая терция; обозначается: м.3), или два тона (большая терция; обозначается: б.3). Добавленная нота называется в септаккорде — септимой.
В готовых аккордах баяна используются доминантсептаккорды (малые мажорные септаккорды), в которых нота с названием «квинта» пропущена (для упрощения конструкции баяна, но звучание аккорда от этого незначительно меняется). Пример доминатсекстаккорда от ноты «соль»: соль — тоника, си — терция, ре — квинта (пропущена в готовом аккорде на баяне), фа — септима. (Кстати все составляющие ноты этого аккорда укладываются в диапазон от g (соль) малой до f# первой октавы, и ,следовательно, обращение готового аккорда баяна не требуется).
Интервалы, начиная от тоники, в доминантсептаккорде будут такими: б.3 + м.3 + м.3
А в уменьшенном септаккорде (например, от ноты соль-диез: «соль-диез» -тоника, си — терция, ре — квинта (пропущена в готовом аккорде на баяне), фа — септима): м.3 + м.3 + м.3
N!B!
Написанное мною выше требует профессиональной проверки и ,возможно, корректировки!
Источник