Аккордеон учиться без нот

Как правильно играть на аккордеоне?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Аккордеон был изобретён 200 лет назад, но до сих пор является популярным музыкальным инструментом за счёт богатого тембрового звучания, отличающимся от других родственных инструментов. Современные аккордеоны отличаются по правой клавиатуре: кнопочные по типу баяна и клавишные с фортепианной клавиатурой. В этой статье рассматриваются только клавишные модели — то есть те, с которыми у большинства ассоциируется слово «аккордеон».

Как правильно сидеть?

Обучение на любом музыкальном инструменте начинается с получения навыков правильной посадки с ним (или «за ним», если вспомнить фортепиано). Именно с этого начинаются и практические уроки игры на аккордеоне.

Играть на аккордеоне можно не только сидя или стоя, но и двигаясь в любую сторону. Начинающим музыкантам всё же следует учиться играть на этом инструменте в сидячем положении. Аккордеон — довольно тяжёлая вещь, поэтому не нужно утруждать себя без необходимости такой ношей даже взрослому человеку, не говоря уж о детях.

Юным ученикам лучше подобрать инструмент, подходящий к их возрасту и росту индивидуально.

Кроме полного аккордеона, имеются в продаже модели и поменьше, составляющие следующие части от полного:

Для младших школьников следует приобретать половинные (то есть 1/2) модели, для 10-12-летних детей будут впору аккордеоны 3/4, а для более старших – 7/8 или полные.

Сидеть или стоять следует прямо. В положении стоя опираться нужно равномерно на обе ноги, которые лучше чуть расставить для равновесия.

В положении сидя есть 3 варианта для ног.

  1. Колени сомкнуты, ступни рядом. Такая посадка больше практикуется аккордеонистками в недлинных платьях.
  2. Ноги расставлены (ширина выбирается индивидуально), ступни на одной прямой линии относительно корпуса.
  3. Ноги расставлены, как и в предыдущем пункте, но одна из них чуть выдвигается вперёд (обычно та, на бедро которой опирается правая клавиатурная часть инструмента: у женщин это, бывает, правая, у мужчин всегда — левая). При этом ступня другой — свободной — ноги несколько перемещается назад (под себя) с одновременным опусканием колена.

Сидеть нужно на жёстком стуле, чтобы не уставали мышцы спины, не перегружался позвоночник. Занимать следует лишь часть сиденья (1/3 или половину). Не нужно при этом:

  • откидываться на спинку стула;
  • наклоняться вперёд;
  • сутулиться;
  • находиться в ограниченном пространстве (особенно с левой стороны).

Стул подбирается в соответствии с ростом музыканта: при свободной посадке колени должны быть параллельны полу, ступни полностью располагаются на плоскости опоры.

Для юных аккордеонистов при отсутствии низких стульев следует подыскать подставку под ноги.

Как держать аккордеон?

Аккордеон имеет 2 клавиатуры — мелодическую для правой руки и басовую с готовым аккомпанементом — для левой. В правой клавиатуре полный инструмент содержит 41 клавишу, а в левой – 120 кнопок. В инструментах помельче голосовой и аккомпанирующий диапазон тоже меньший: от 26 до 37 мелодических клавиш и 24-96 басово-аккордовых кнопок.

Правая клавиатура фиксируется в неподвижном положении. В основном её размещают на левом бедре музыканта. Левая же клавиатура должна быть свободной для перемещения мехов.

Аккордеон имеет 2 регулируемых заплечных ремня, закреплённых на правой клавиатурной части корпуса. Один ремень надевается на правое плечо аккордеониста, а другой — на левое. Иные модели имеют перемычку, соединяющую оба ремня за спиной музыканта. Для необременительной игры в положении стоя даже созданы поясные ремни.

На левой — кнопочной — части корпуса закреплён торцевой ремень, который фиксирует запястье левой руки аккордеониста, позволяя ему перемещать меха вместе с басовой клавиатурой.

При игре на аккордеоне сидя важно прочно зафиксировать инструмент на колене левой ноги, используя для этого плечевые ремни.

На этом музыкальном инструменте, имеющем клавиши в правой клавиатуре, правая рука никоим образом не участвует в поддержке инструмента.

Она должна быть абсолютно свободна, выполняя лишь функцию обеспечения перемещения всех 5 пальцев по клавиатуре. Именно за счёт опоры нижней части правой клавиатуры на колено ноги и тщательной регулировки плечевых ремней осуществляется прочная фиксация инструмента. Ремни должны плотно прижимать аккордеон к грудной клетке музыканта.

Торцевой ремень (с аккомпанирующей стороны) также нужно отрегулировать по руке, чтобы кисть плотно прижималась к боковой крышке корпуса, но при этом не мешала свободному движению пальцев по клавиатуре.

Допускается при начальном ознакомлении с правой клавиатурой небольшой наклон её плоскости, чтобы начинающему были видны не только сами клавиши, но и положение своих пальцев и кисти. В дальнейшем лучше избегать привычки «подглядывать» за клавишами и пальцами.

Техника игры

Левая клавиатура имеет полное сходство с 5-рядным баяном, а правая по диапазону несколько меньше баянной. Но аккордеоны снабжаются регистрами правой клавиатуры, изменяющими высоту звуков и тембр звучания инструмента, что позволяет расширить мелодический диапазон. У баяна регистры изменения высоты звуков отсутствуют.

Научиться играть на аккордеоне можно несколькими способами.

  1. С помощью частного преподавателя. Таким образом учатся и дети, и взрослые.
  2. В музыкальной школе. Самый распространённый способ для детей младшего школьного возраста.
  3. Самому по самоучителю, школе или другим учебным пособиям.
  4. Самостоятельно по слуху, если таковой имеется от природы.

У каждого способа свои преимущества и недостатки, но наиболее надёжными в плане конечного результата являются первые два из названых, где обучение проходит под контролем профессионалов. Специалист научит правильно играть на инструменте, оградит от ошибок в постановках рук, аппликатуре, движениях меха.

К сожалению, многих ошибок «самоучкам» и «слухачам» избежать не удаётся, а они зачастую становятся на пути развития самодеятельных музыкантов непреодолимым барьером.

Обучение игре на музыкальном инструменте детей и взрослых с нуля должно отличаться.

Детей приводят учиться родители. При этом сами дети не всегда желают этого или же не совсем понимают, чем им придётся заниматься. Именно поэтому их следует заинтересовать игрой на аккордеоне, открыв перед ними красоту его звучания, технические и тембровые возможности.

Взрослые приходят учиться по своей воле, им нравится инструмент, у них есть огромное желание овладеть игрой на нём. С ними можно на первых уроках приступать к практическим упражнениям.

Иные считают, что обучение игре на аккордеоне лучше начинать с левой руки, так как она несёт две функции:

  • ведёт аккомпанемент;
  • управляет движениями меха.

И в первую очередь следует усвоить именно правила работы с мехом инструмента.

Ученик должен понять, что на громкость звука влияет не сила нажатия на кнопку или клавишу, а только скорость и интенсивность раздвижения или сжимания меха.

Возрастание громкости инструмента происходит при увеличении скорости движения меха, а затихание — при её замедлении.

Начинающим нужно будет упражняться на долгих нотах баса производить растяжение и сжимание меха сначала на одной скорости, а затем плавно изменяя её в ходе движения. При этом не допускается растягивать или сжимать мех полностью — должен оставаться запас.

Обязательная часть уроков для новичков — изучение нотной грамоты и расположения звуков (нот) на кнопках и клавишах обеих клавиатур.

Диапазон полноразмерного инструмента в мелодической клавиатуре, имеющей 41 клавишу, составляет (без использования регистров) чуть более 3 октав. Самый низкий звук — фа малой октавы. Именно так звучит первая сверху белая клавиша. Самую высокую ноту — ля третьей октавы — издаёт последняя белая клавиша внизу клавиатуры.

Басовый строй начинается от фа контроктавы, а заканчивается нотой ми большой октавы. По сути, басы составляют лишь одну октаву. Однако в клавиатуре эти звуки повторяются для удобства в двух первых рядах (ряды считаются от меха). Последующие 4 ряда содержат кнопки, при нажатии на которые раздаётся не одиночный звук, а целое созвучие, образующее какой-либо готовый аккорд (минорный, мажорный, септаккорд или уменьшенное аккордовое построение).

Имеется ориентир: кнопка баса «До» (C) может иметь насечки либо вогнутую поверхность. От неё удобней, не глядя на клавиатуру, отыскать другие басовые звуки.

Следует поиграть несколько простых упражнений с басом и аккомпанементом по подобию следующего:

Разобравшись с басовой клавиатурой и движениями меха, можно переходить на изучение мелодической части инструмента. Необходимо научиться правильно держать правую руку над клавиатурой и нажимать клавиши пальцами, затем играть диатонические последовательности.

Буквы в рамочках:

  • Р – растяжение меха;
  • С – сжимание меха.

Далее нужно разучивать гаммы, в которых не требуется нажимать чёрные клавиши (до мажор и натуральный ля минор). Эти упражнения «ставят» правую руку, учат правильно двигаться по клавиатуре, менять пальцы — то есть обучают правилам аппликатуры.

Следующий этап — игра хроматических последовательностей (гаммы ми минор, соль мажор, ре мажор, ля мажор, мелодический ля минор). Происходит совершенствование аппликатурных форм, постепенное задействование чёрных клавиш. Одновременно с этим можно для интереса и мотивации разучить несколько мелодий с нетрудной темповой и ритмической структурой. Например:

Для совсем новичков сопровождение должен играть преподаватель.

Для закрепления постановки левой руки необходимо перейти к более сложным упражнениям и проигрыванию длинных арпеджио.

Советы

Приведём несколько рекомендаций для начинающих.

  • Особое внимание следует уделять ежедневным занятиям музыкой. Постоянство многое решает.
  • Следите за тем, чтобы свободные пальцы рук при игре не напрягались, контролируйте их расслабленность.
  • Нажимать клавиши следует до упора, иначе может появиться плохая привычка при быстрой игре пропускать некоторые ноты.
  • Разучивая пьесу с участием обеих рук, попробуйте сначала полностью выучить мелодию, а уж потом присоединяйте к ней аккомпанемент.
  • Верх грифа правой клавиатуры должен находиться примерно на уровне плеча музыканта. При снижении этого уровня будет трудно играть на высоких нотах из-за нарушения положения правой руки.

Никогда не приступайте к следующему по самоучителю или школе уроку, пока на «отлично» не усвоите текущий.

Источник

ReadiGO

E-commerce Themes

Учиться играть на баяне по слуху по самоучителю Парнес Оськина

Учится играть на баяне по слуху

Эта статья рассказывает как учиться играть на баяне по слуху.
Для обучения есть методика, изложенная в книге Д. Г. Парнес С. Е. Оськина Баян самоучитель без нот.


В электронном виде книгу можно скачать в интернете PDF 20 Mb

Последующие издания этой книги называются Баян по слуху. Эта книга для того, кто хочет иногда взять баян и быстро, без нот, по слуху подобрать знакомую песню, романс.

Баян — для песни лучше не найти

Баян (аккордеон, гармонь) самый громкий среди носимых компактных инструментов
В отличие от струнной гитары — с камерной (кухонной, подъездной) громкостью музыкальных звуков. Баян по громкости подходит для улицы, двора, деревенской околицы. Среди струнных самый громкий инструмент — с самыми длинными струнами. Рояль. Однако струнная конструкция не обеспечивает компактности при высокой громкости.

На баяне одна клавиша — один звук. Звукоизвлечение, как у фортепиано. Позволяет играть богатые, сложные музыкальные произведения. На гитаре играть гораздо труднее.

На баяне две стороны — правая сторона соло, левая сторона аккомпанемент. Один баян заменяет целый ансамбль из трех гитар. Бас — гитара (басы), ритм — гитара (аккорды), соло — гитара (соло).

Голоса (звуки) баяна извлекаются язычковыми планками. Мех баяна дует в них воздух. В каждой голосовой планке два одинаковых язычка — на сжим и на разжим меха.

Клавиатура баяна

Правая клавиатура баяна


Вся музыка состоит из семерок звуков, которые повторяются. Семь белых клавиш. Это целые звуки. Пять черных клавиш. Это полутона. Каждая семерка звуков это двенадцать клавиш. Четыре косых поперечных ряда по три клавиши. На клавиатуре баяна более низкие (басовые) семерки звуков выше. Более высокие (писклявые) семерки звуков ниже.

Несмотря на кажущуюся сложность. Баянная клавиатура компактней аккордеонной. При игре рука не прыгает вверх — вниз. На баяне легче играть быстрые мелодии

Пятирядная клавиатура баяна не добавляет новых звуков. Четвертый и пятый ряды дублируют Первый и Второй ряды. Для игры на полтона и тон выше с таким же порядком нажатия клавиш.

Левая клавиатура баяна

Басы и аккорды аккомпанемента. Обычно играют на белых клавишах посередине. Черные клавиши дублирующие. С помощью тяг левой механики. Три звука аккорда звучат при нажатии одной клавиши этого аккорда.
Семь цифр — семь звуков басов. Порядок расположения басов сверху вниз 7, 3, 6, 2, 5, 1, 4. Тональность мелодии меняется переходом на ряд баса вверх или вниз.
Двадцать одна буква — по три готовых аккорда в ряду каждого баса. Мажорные б. Минорные м. Септаккорды с

Левая клавиатура баяна полностью совпадает с левой клавиатурой аккордеона. На некоторых баянах и аккордеонах шесть вертикальных рядов. С внешнего края добавлен шестой ряд у Уменьшенные септаккорды

Методика обучения игре по слуху на баяне

Если совсем кратко
Методика обучения игре по слуху заключается в следующем
Играть на слух произведения для определенных аккордов
В самоучителе более 500 произведений

Аккорды цифрами с буквами даны специально
Кто знает ноты. Без труда поймет. Что 1 2 3 4 5 6 7 это до ре ми фа соль ля си
Аккорд 6м это Ля минор. Аккорд 1б это До мажор. Аккорд 3с это Ми септ

Боюсь содержанием напугать начинающих слухачей
Но уверен, что это ребята смелые, поэтому привожу полностью

Оськина С. Е. Парнес Д. Г. Баян без нот Самоучитель

Содержание 200 страниц

От авторов
Правая клавиатура. Первая позиция. Мелодия. Цифры-звуки
Левая клавиатура. Основные аккорды
Обозначения
Ритм
Настроиться на мелодию
Настроиться на голос
Играть душевно
Заниматься так
Главные аккорды минора 6м, 3с, 2м
Главные аккорды мажора 1б, 5с, 4б
Кадансовые аккорды 36м, 51б
Мажор в миноре и наоборот
Прерванный оборот
Аккорд 6с
Аккорд 1с
Аккорд 7с
Аккорд 5б
Аккорд 2с, 25б
Аккорд 5м
Аккорд 4м
Аккорд 3м, 73б
Аккорд 3б, 73б
Странные песни
Шаланды, полные кефали
Мелодия с аккордами на правой клавиатуре
Обращения основных аккордов
Обращения аккордов 6м, 3с, 2м
Обращения аккордов 1б, 5с, 4б
Обращения аккордов 6с, 1с
Обращения аккордов 5б, 2с
Обращения аккордов 5м, 4м
Обращения аккордов 7с, 3м, 3б
Неосновные аккорды
Аккорды 7н, 2г, 6г, 6н, 3х, 1в, 4с, 5ц, 6б, 6х, #1у, 6ц, 6д, 1ц, 1х, 1д
Аккорды 7х,#4y, #2у, 5д, 2ц, #4у, 2б, 3н, 2н, 2х, 3г, 6у, #5у, 7у, 5у, b7б, 1у
Аккорды 5к, 5х, 4ю, 1р, 4г, 4а, b7ю, 6ю, b3ю, 5т, 3к, 6к, 1к, 7б, b6c, b7с
Аккорды 5ю, b6ю, 7ю, 2ю, b2ю, 3ю, 2у, #1н, b7г, b2б, 7м
Резкие аккорды 2п, 4ж, 1ж, 1ш, 5з, 3е, 6ч
Аранжировка
Вторая позиция
Третья позиция
Ориентироваться в тональностях
Ваш стиль
Алфавитный список и номера произведений

Насчет редких аккордов 3ю и других. Они даны в конце книги.
В начале обучения авторы дают 15 главных аккордов, которых многим хватит

Цитата стр. 5
Всего в самоучителе около 80 аккордов. Не пужайтесь — уже первых десяти, и только на левой клавиатуре достаточно для грамотного аккомпанемента к большинству мелодий. И во всех тональностях. Ими запросто можно овладеть за пару месяцев. Всеми же аккордами, да справой рукой, едва ли владеют и профессионалы. Словом, Вы освоите столько аккордов, будете так разнообразить и украшать игру, насколько у Вас хватит усердия и, понятно, музыкальных способностей.

Цитата стр. 11
Аккорды играются по обозначениям под словами (ниже мелких цифр). Здесь не используются традиционные обозначения аккордов (VI->VI…, g, F7…, Cj7/5+…), а предлагаются новые. Но дело в том, что вместе с новыми обозначениями вводится новое ремесло (вернее, старинное искусство) — игра по слуху (вернее, импровизационная гармонизация). Исследования показали, что существующие обозначения аккордов не пригодны для обучения по слуху — пригодны только наши слуховые. Обозначения забудете, а играть по слуху будете!

Идея обучения игре на баяне по слуху

Сыграйте на баяне на левой стороне аккомпанемент аккордами и басами. Песня Виновата ли я. Можете просто подпеть мелодию. Можете сыграть мелодию на правой стороне. Песня простая. Всего три аккорда 6м, 3с, 2м. Кто до баяна играл на гитаре, без труда узнает Am, E7, Dm. Но на гитаре в аккорде надо учится ставить пальцы. А на баяне для взятия аккорда нужно нажать всего одну клавишу. Дополнительно нажимаем вторую клавишу бас этого аккорда. Очень просто. Смотрите выше левую клавиатуру.

Объяснение идеи обучения игре по слуху
Для каждого вида аккордов изучаем аккомпанемент знакомых мелодий.
Например
Главные аккорды минора 6м, 3с, 2м (Для знающих ноты Ля Минор, Ми Септ, Ре Минор)

Для этого аккомпанируем (можно подпевать или наигрывать) популярным мелодиям где есть эти аккорды. Мелодий для каждого вида аккордов много 20 — 30 ( Для изучения всех видов аккордов мелодий более 500)

Для аккордов 6м, 3с, 2м

1. Баю, баюшки-баю
2. А я по лугу
3. Карапет мой бедный
4. Цыпленок жареный
5. По улицам ходила большая крокодила
6. Маруся отравилась
7. Ехал на ярмарку ухарь-купец
8. Коробейники
9. Дубинушка
10. Волга-реченька
11. Взяв би я бандуру
12. Выйду на улицу
13. Нич яка мисячна
14. Ромашки спрятались
15. На дворе хорошая погода
16. Когдая на почте служил ямщиком
17. Ой не свити, мисяченьку
18. Песня о друге
19. Я усики не брею
20. Виновата ли я

Цитата стр. 5
Предлагаемый метод обучения игре по слуху простой: напеваете, играете известные Вам произведения по словам с обозначениями аккордов под ними, и у Вас образуются слухо-моторные реакции, при которых любая мелодия заставляет пальцы нажимать в нужных местах нужные клавиши, звуки мелодии, брать нужные аккорды

Смысл обучения не зазубрить все песни из самоучителя. Хотя песен более 500 на самые разные темы. Играя песни, вы усвоите принципы, способы построения мелодии. Чтобы суметь легко самостоятельно подобрать мелодию и аккомпанемент любой песни. Многие из Вас уже к середине книги будут подбирать мелодию и аккомпанемент Ваших любимых песен, которых нет в самоучителе.

Советы начинающим

Цитата стр. 9
Учтите, когда научитесь играть по слуху — тогда ни наши цифры, ни ноты будут не нужны! И вообще, если мелодия произведения Вам известна, не обращайте ни малейшего внимания на маленькие цифры под словами.

Удачи в освоении музыкального инструмента

Источник

Читайте также:  Молекула 5 аромат ноты
Оцените статью