Баян. Тренировка пальцев.
Итак, вы уже попробовали потыкать пальцами кнопочки баяна и сразу почувствовали: пальцы не слушаются, не хотят точно выполнять ваши команды, отказываются бойко бегать вверх и вниз по клавиатуре инструмента. Так и должно быть, ведь у ваших пальцев появилось новое, незнакомое дело да, к тому же, довольно сложное, вот они и упрямятся.
Заставить пальцы работать на клавиатуре можно только тренировкой. Мышцы и суставы кисти можно за короткое время научить выполнять ваши команды. Метод тренировки пальцев для игры на баяне достаточно прост. Можно со звуком, можно без извлечения звука нажимать кнопки баянной клавиатуры в определенных последовательностях, комбинациях. По мере ознакомления с музыкальной грамотой эти упражнения трансформируются в игру гамм, арпеджио, аккордов.
Но пока же ваша задача: поставить пальцы на место, приучить их к клавиатуре, принудить к послушанию. Последовательности нажатия кнопок и комбинации нажимов каждый может придумать сотни. Начинать выполнять эти упражнения следует в очень медленном темпе, ставя палец на очередную кнопку свободно, без напряжения. Затем темп увеличивается постепенно до максимального, который смогут выдержать ваши пальцы.
Подобные манипуляции с пальцами на клавиатуре должны стать ежедневными как умывание и чистка зубов по утрам и занимать 10-15 минут. Уже через неделю тренировок по такому методу, вы почувствуете, что пальцы стали послушнее, что они с удовольствием выполняют ваши команды. В этом направлении можно пойти дальше. Изготовьте одноактавный макет-тренажер правой клавиатуры. Для этого можно использовать досочку длинной 12 см., шириной 7см., толщиной 1 см. Заготовка тщательно прошлифовывается наждачной бумагой. Затем мелкими саморезами прикручиваем на нее кругляшки из плотного войлока толщиной 5-7 мм. Эти кругляшки должны иметь размер кнопки баяна. Естественно, нужно как можно точнее(в соответствии с оригиналом) распределить их на макете. Этим нехитрым устройством можно пользоваться во время просмотра фильма, в общественном транспорте, на лекции и т.д. Придумываем для пальцев различные позиции, комбинации, последовательности и тренируемся, тренируемся, тренируемся.
Не надо забывать и о левой руке. Сделать для нее тренажер сложнее, хотя и возможно. Но и без тренажера можно придумать массу разных упражнений для развития и растяжки пальцев левой руки. В этой книге мы еще не раз будем говорить о специальных тренировках пальцев после ознакомления с музыкальной грамотой.
Некоторые секреты пальцевой техники
В недалёком прошлом большинство методистов пропагандировало избавление от всяческих мышечных напряжений , зажатий , как непременное условие развития техники , игнорируя давно известные , научно обоснованные истины . Как пример , приведём некоторые из них . Для достижения точности в мелких движениях необходимо обоюдное напряжение в мышцах — антагонистах , как сгибателях , так и разгибателях . Обоюдное напряжение мышц — антагонистов пальцевых фаланг до их полной фиксации при импульсном движении в пястно — фаланговых суставах . Полистав учебники студентов — медиков , можно найти много информации , пригодной музыкантам .
Некоторые баянисты — практики имеют в своём арсенале способы работы по развитию техники , весьма отличающиеся от методики традиционной , не объяснённой научно , но дающей отличные результаты . Всем известный баянист М . Г . Гришаев пропагандировал развитие пальцевой техники начинать с репетиций аккордов сильно напряженными , зажатыми пальцами . На первый взгляд , абсурдная методика , при внимательном , углублённом рассмотрении обнаруживает , что при фиксации пальцев в фаланговых суставах , движения в пястно — фаланговых , пястно — запястном и луче — запястном суставах должны в процессе работы по возможности всё более и более освобождаться от напряжения антагонистов , добиваясь их расслабленности , как « мокрая тряпка ».
Применение этой Гришаевской методики попутно решает некоторые технические проблемы постановки . Достигнув возможности пальцевого напряжения при нейтральности , свободе запястья , которое служит барьером для распространения иррадиации , рука сама находит лучшее положение , освобождая сознание для другой работы .
Н . В . Прошко посвятил меня в методику отработки мелкой пальцевой техники московских баянистов , заключающейся в медленном проигрывании твёрдыми , напряжёнными пальцами , в котором заложен кроме разделения пальцевых и запястных напряжений , ещё один секрет , состоящий в функциональной разности работы фаланговых и пястно — фаланговых суставов . Первые решают задачу подготовки , вторые исполнительского импульса .
Точно такое же теоретическое обоснование имеет методика отработки мелкой пальцевой техники профессора Киевской консерватории М . М . Гелиса . Движения выполняются в очень медленном темпе совершенно расслабленными , ненапряжёнными пальцами . Подготовительными движениями в фаланговых суставах палец сосредотачивается и высоко останавливается над клавишей , движением в пястно — фаланговом суставе так же медленно палец нажимает и удерживает клавишу .
Тем временем другой палец совершает подготовку , медленный замах , передвижение к другой клавише , останавливаясь над ней . Проработанное таким способом место в разучиваемом произведении в быстром темпе получается на удивление легко , чисто , ровно . Применяемая профессором методика не нова , как бывший скрипач , он приспособил для развития техники баянистов давно известные в скрипичной методике приёмы .
Интересен вариант мелкой пальцевой техники , встречающийся среди сибирских и уральских баянистов , за которым закрепилось название « ползучая техника », в котором импульсные движения пястно — фаланговых суставов замещаются движениями предплечья « пронация — супинация », относящиеся к крупной технике , но применяемые при исполнении трелей и тремоло .
Источник
Правая клавиатура баяна. Видеоупражнения
В настоящем материале мы будем осваивать с вами правую клавиатуру при помощи специальных упражнений. Здесь будет минимум теории и очень много практики. Видео упражнения позволят вам очень быстро подготовить игровой аппарат к полноценной игре двумя руками.
После их изучения у вас не будет проблем, связанных с беглостью пальцев и их координацией. После практического прохождения комплекта упражнений вы совершенно свободно самостоятельно сможете разучивать на правой клавиатуре песни и пьесы в облегченном переложении для баяна.
В видео упражнениях задан эталон звучания инструмента при выполнении упражнений. Вы в любое время сможете запустить видео и сравнить свою игру со звучанием эталона. Эти упражнения помогут вам выработать оптимальное меховедение и приучить пальцы к правильной аппликатуре. В подборке более тридцати видео упражнений, которые признаны специалистами наиболее продуктивными для обучения новичков.
Эти упражнения я использую в своей работе уже почти сорок лет. На том материале, который вы имеете возможность купить, обучились играть на баяне сотни и сотни моих учеников — и взрослых и детей. Приобретая этот мини курс — комплект упражнений для правой руки, вы получаете возможность в любое время получить мою консультацию, ответы на интересующие вас вопросы, рекомендации.
Для кого подготовлены эти упражнения?
— Для тех, кто начинает осваивать баян с нуля, без какой-либо предварительной подготовки. Подача учебного материала организована таким образом, что абсолютно любой человек, сможет продуктивно работать с комплектом видео упражнений.
— Упражнения могут быть использованы педагогами по баяну и репетиторами в качестве основных и вспомогательных материалов, а также для домашних заданий учащимся по классу баяна в детских музыкальных образовательных учреждениях.
В комплекте:
32 видео, 115 видео упражнений.
А также: схемы расположения нот на клавиатуре, видеоупражнения с качественным звуком цифрового баяна Roland, отличная графика. Все упражнения с подписанными нотами и аппликатурными обозначениями. Имеются также файлы для распечатки упражнений. Большинство упражнение имеет методические рекомендации по их освоению. Видео записано в формате АVI.
Цена 300 рублей
По вопросам приобретения комплекта пишите на почту p etrowich451@yandex.ru Рекомендации по изучению правой клавиатуры баяна
Изучение музыкальной грамоты необходимо связать со слуховыми образами и понятиями ребенка. Иными словами, ноты нужно изучать последовательно с различными длительностями.
Изучение нотной грамоты обычно начинают от ноты «до». По мере изучения семи основных звуков натурального звукоряда учащийся практически осваивает тональность до мажор, ее устойчивые и главные ступени. Как можно раньше приучайтесь играть без постоянных заглядываний в клавиатуру. Это станет возможным, когда вы хорошо будете знать расположение нот на клавиатуре баяна. Причем, знать не виртуально, а наощупь. Для этого вам придется изрядно потрудиться. Для изучения клавиатуры лучше всего использовать одну октаву.
Рекомендую первую. Поставив пальцы на одной октаве, мы будем автоматически знать ноты и других октав. Некоторым ученикам для запоминания основных звуков одной октавы требуются сотни повторений. Кто-то запоминает расположение нот очень быстро. Но повторяю: мало запомнить расположение нот, нужно их различать на звук, безошибочно определять их местонахождение на клавиатуре.
Основная задача начальной практической работы по изучению клавиатуры баяна: запомнить характер звука в натуральном звукоряде, слышать его в реалии и иметь слуховое представление о нем. Кроме того важно усвоить относительную продолжительность целой, половинной и четвертной ноты.
Вместе с запоминанием нот на клавиатуре ученик получает понятие о расположении нот на нотном стане, обучается правильной записи звуков разной длительности. Здесь же он отрабатывает первые навыки звукоизвлечения и меховедения.
Рекомендую такой метод освоения правой клавиатуры:
Заучиваем расположение и звучание ноты «до» первой октавы. Нажимаем кнопку «до». Потянем звук, послушаем его внимательно. Пробуем воспроизвести его голосом. Затем вместе с инструментом. Проделываем эту процедуру 10-15 раз. Нажимаем следующую кнопку – соответствующую ноте «ре». Полутона пока не трогаем.
Наша задача на начальном этапе выучить расположение основных нот. Итак, играем последовательность нот «до» — «ре». Играем эту последовательность целыми, половинными. Если есть возможность, используем метроном. Но даже с метрономом обязательно считаем доли или оттопываем счет ногой.
Обязательно пропеваем выполняемые упражнения. Когда уверенно будем брать на клавиатуре нотки «до» и «ре», переходим к проработке следующей комбинации кнопок, соответствующих нотам «до» — «си». Кнопку «до» нажимаем вторым пальцем, ноту «си» — третьим.
Максимально сосредотачиваемся, напрягаем слух, впитываем в себя проигрываемые звуки. Внимательно отслеживаем слухом переходы, переливания от звука к звуку. Следующая комбинация звуков для изучения правой клавиатуры: «до-ре-си-до».
Напоминаю, что все эти манипуляции направлены на изучение расположения ноты «до» на клавиатуре. После того, как начнете абсолютно свободно находить и проигрывать ноту «до», можно перейти к освоению ноты «ре». По аналогии с предыдущими занятиями составляем последовательности кнопок от кнопки «ре» вниз и вверх.
Эти последовательности будут выглядеть так: «ре – ми», «ре-до», «ре-ми-ре-до». Сколько раз нужно повторить последовательности до полного заучивания? Для каждого обучающего индивидуально. Это может быть десять повторений, а может быть и сто.
Аналогичным образом прорабатываем остальные основные звуки до ноты «си». Это будет первый этап изучения правой клавиатуры. На следующем этапе мы займемся интервалами, т.е. продолжим работу над изучением нот (кнопок) основного звукоряда на правой клавиатуре на примере интервалов.
Источник
А. Мирек — Основы постановки аккордеониста
Пособие музыкальным педагогам — как не правильно держать аккордеон: посадка, положение
3. ДЕФЕКТЫ В ПОСТАНОВКЕ И МЕРЫ ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ИСПРАВЛЕНИЯ
Трудность первоначального обучения на аккордеоне состоит в том, что от учащегося с первых занятий требуется распределение внимания на целый ряд разнохарактерных моментов. Учащийся должен выполнить одновременно различные функции: с первого урока следить за нотным текстом, нажимать не глядя на клавиатуру нужные клавиши, вслух ритмично вести счет, спокойно и ровно двигать мех, точно на слово «раз» менять направление меха, регулировать на слух подачу воздуха, чтобы звук был достаточно красивым и певучим, слушать и контролировать свою игру и, наконец, ежеминутно проверять правильность всех элементов постановки.
Как видно из перечисленного, задачи учащегося на первых уроках трудны и разнообразны. Чтобы облегчить их, педагог должен во время уроков неоднократно прибегать к методу показа. Для этой цели хорошо иметь в классе второй инструмент, так как показ должен быть во всех отношениях профессиональным, а это не всегда возможно осуществить на том же инструменте, которым пользуется в данный момент учащийся. Во время показа на инструменте педагог должен очень придирчиво и всесторонне контролировать себя, помня, что учащийся не только слушает со вниманием исполняемую мелодию, но и воспринимает все постановочные элементы: как расположены пальцы на клавиатуре, положение головы, корпуса, ног у педагога, как он ведет и меняет движение меха и т.д. Поэтому нужно всегда помнить, что небрежное отношение к показу, особенно на первых этапах обучения, приносит больше вреда, чем пользы и не облегчает, а затрудняет выполнение задач учащегося. «Безупречная правильность показываемого преподавателем движения является очень важной потому, что обучающиеся при нечетком показе могут усвоить неправильные движения, которые трудно будет потом исправлять».
Педагогу необходимо помнить и о том, что он не должен требовать полного копирования своих движений, а лишь требовать принципиально точного подражания, представляя возможность ученику индивидуально приспосабливаться к инструменту и к игровым движениям.
Параллельно с показом педагог должен конкретно и убедительно на словах объяснить ученику, в чем заключается неправильность его движений (положений), почему и как нужно их контролировать. Такое сочетание показа с объяснениями, хотя и требует дополнительного внимания и времени, но впоследствии всегда себя оправдывает, поскольку этим достигается самоконтроль учащегося, сознательная и продуктивная работа при выполнении домашних заданий, накапливается самостоятельный опыт в работе.
Было бы однако ошибкой полагать, что уделив должное внимание на первых уроках основам постановки, педагог может в дальнейшем не работать над правильностью движений. Такой взгляд в большинстве случаев приводит к тому, что движения постепенно искажаются, точность и эластичность их пропадает, учащийся испытывает все больше затруднения, и к концу курса занятий в школе у него накапливается целый комплекс неправильных и неточных игровых движений, на исправление которых придется потратить время для эффективного продолжения учебы на следующий ступени обучения.
Трудно дать рекомендации по исправлению дефектов, которые обнаруживаются у учащегося на более позднем этапе обучения, в старших классах или при поступлении в музыкальное училище. Чтобы найти правильный путь к их исправлению, необходимо точно установить причины их возникновения, а это удается сделать с большим или меньшим успехом, лишь прослушав учащегося.
Иногда, на первый взгляд, мы встречаем одни и те же дефекты, но при внимательном рассмотрении их видим, что порождены они разными причинами (например, зажатость или переигрывание кисти руки), а потому и путь исправления в каждом отдельном случае должен быть разный.
Однако, прежде чем говорить о дефектах в постановке учащегося, скажем несколько слов об инструментах, так как неправильный подбор их для занимающихся нередко располагает к существенным искажениям в постановке.
Подбор инструмента играет важную роль не только в выработке правильной постановки аккордеониста, развитии его технических и музыкальных природных данных, но и способствует или затрудняет его физическое развитие, формирование его фигуры, красивой осанки, комплекса мышечного аппарата.
Если учащемуся 10-11 лет, то ни в коем случае недопустимо, чтобы он занимался на больших инструментах (41X120 или 37X96). Ему можно предложить лишь инструмент среднего размера 34X80, а еще лучше 34X60 или инструменты с портативной (уменьшенной) мензурой клавиатуры. На инструментах 25X24 или 25X32 допустимы занятия первые полгода, далее ученику трудно будет справиться с жесткими требованиями программы профессиональной подготовки (ограниченный диапазон клавиатур будет в дальнейшем резко сокращать и упрощать репертуар, и тем самым искусственно задерживать рост учащегося в овладении музыкальными возможностями инструмента). Поэтому эти инструменты для обучения на первом году занятий в основном хороши лишь в кружках и в музыкальных классах при общеобразовательных школах, где ставится задача приобщить детей к музыке.
Кроме габарита корпуса и объема клавиатур при подборе инструмента необходимо уделять внимание и другим его качествам.
Звукоизвлечение на аккордеоне, как известно, происходит от колебания металлических язычков, приводимых в движение струей воздуха. Струя эта, в свою очередь, образуется от движения меховой камеры. Полнота запаса воздуха, точное и свободное управление его подачей играет большую роль в комплексе приобретаемых навыков: хорошего звукоизвлечепия, выработке разнообразных штрихов мехом, овладения исполнительской культурой молодым музыкантом. Эти качества имеют большое значение и в выработке правильной постановки. Поэтому очень важно, чтобы инструмент хорошо «держал воздух», то есть, чтобы учащимся не ощущалось большого расхода воздуха во время игры, малейшее увеличение или уменьшение движения меха должно сразу же отражаться на усилении или ослаблении звучания. При хорошей подгонке и регулировке всех деталей, связанных с сохранением наибольшего запаса воздуха в меховой камере, движение меха при закрытых клапанах правой и левой клавиатуры почти исключается.
Немаловажное значение имеет хорошее соотношение звучности правой и левой клавиатур аккордеона. Не должно быть значительной разницы в силе звучания обеих клавиатур (при полном включении регистров).
Необходимо обращать внимание и на то, чтобы настройка инструмента не была с большим разливом, иначе при игре двойными нотами или аккордами возникает неприятное звучание. Здесь следует подчеркнуть, что настройка с большим разливом не столько портит слух, сколько плохо, на начальном этапе, влияет на развитие вкуса.
Желательно, чтобы и сам тембр звука инструмента был ясным и мягким.
Недопустимы занятия на расстроенном инструменте или имеющем дребезжащие, захлебывающиеся звуки. Развитие слуха учащегося тесно связано с чистотой и правильной (по камертону) настройкой, поэтому прежде чем дать ученику в руки инструмент, необходимо показать его педагогу, чтобы выяснить, не нуждается ли инструмент в настройке или в регулировке.
Продуктивные занятия могут проходить только на инструменте, отвечающем всем вышеперечисленным требованиям. Для сохранения высоких качеств инструмента за ним требуется хороший уход и соблюдение всех правил эксплуатации.
Совершенно неверны иногда еще встречающиеся мнения, что для начального обучения достаточен старый, заигранный инструмент с внешними техническими недостатками (неровность клавиатуры, слабая компрессия и пр.) и внутренними, чисто звуковыми (плохой строй, отсутствие нескольких дублирующих в октаву или унисон голосов, проемных клапанов и пр.).
Учащийся должен заниматься на полноценном, хорошо настроенном инструменте.
Постараемся рассмотреть наиболее часто встречающиеся дефекты в постановке, систематизировать их, разобрать причины их возникновения и подсказать пути к их исправлению.
Каждый пункт состоит из трех частей: изложения сути недостатка, определения причиняемого вреда и рекомендации к исправлению.
1. Неправильное положение корпуса играющего (согнутая, сутулая спина, корпус откинут назад). Посадка учащегося «в развалку», при которой спина согнута дугообразно и корпус откинут назад, обычно бывает в том случае, если для него велик инструмент. Распустив правый и левый плечевые ремни больше, чем это требуется, учащийся отодвигает низ инструмента от себя к коленям. Инструмент принимает наклонное положение.
Так как ремни освобождены и не могут обеспечить необходимой
устойчивости, учащийся пытается создать эту устойчивость, как бы заклинив инструмент между бедрами и верхней частью груди, упираясь правым плечом в верх грифа.
В таком положении скованы мышцы плечевого пояса, напряжены поясничные мышцы, затруднено развитие техники в связи с неправильным положением кисти и пальцев на правой и левой клавиатурах. Мех находится в неустойчивом положении, упираясь металлическими углами, а не плоскостью борин в своей нижней части, звук теряет выразительность, значительно затрудняется исполнение меховых штрихов.
Исправление достигается следующим образом: учащийся должен сесть прямо, выпрямив спину, и расправить плечи, ноги чуть вытянуть, ощутив опору в ступнях. Подтянуть ремни, придвинув к себе нижнюю часть инструмента (правый ремень сделать чуть больше левого). Исправить положение рук. (См. рекомендации к пунктам 7, 8, 9, 10).
2. Опущенная голова. Голова опущена и повернута в сторону, щека прижата к верхней части корпуса и грифу, обычно при этом инструмент завален назад и лежит полувертикальном положении. Учащийся опускает голову, чтобы смотреть на клавиатуру.
Если учащийся смотрит на клавиатуру, у него возникают в большей или меньшей мере все те недостатки, которые указаны в предыдущем примере. Кроме того, если учащийся смотрит на клавиши, это очень отвлекает его от прослушивания «самого себя», что не способствует его музыкальному развитию. Учащийся должен научиться тонкому музыкальному исполнению произведений, а не игре «на клавишах». При разглядывании клавиатуры и своих пальцев во время игры у него вырабатывается навык игры на клавиатуре, вместо навыка игры посредством клавиатуры.
Для устранения этого недостатка необходимо исправить положение корпуса играющего, поставить вертикально инструмент. Предложить учащемуся читку с листа легких произведений, с тем чтобы голова его поднялась и глаза следили бы со вниманием за нотным текстом. Ноты должны стоять на высоком (напольном) пюпитре, находящемся на уровне его глаз. При исправлении этого недостатка в классе педагог может положить свою руку на верхнюю часть инструмента около места крепления плечевых ремней. Слегка оттягивая инструмент вперед, он тем самым будет способствовать более быстрому нахождению учащимся правильного положения инструмента.
Кроме того кисть педагога находящаяся под подбородком ученика, заставляет его скорее привыкнуть к правильному положению головы.
3. Упор подбородком в корпус инструмента. Учащийся упирается подбородком в верхнюю плоскость правой части аккордеона, желая создать большую устойчивость инструмента при игре. Такая привычка может возникнуть, с одной стороны, из-за плохой регулировки ремней и желания компенсировать ее нажимом подбородка, а с другой — как следствие неправильного расположения нот при занятиях дома и в классе: если ноты ставятся не на пюпитр (на высоте глаз), а просто кладутся на стол. Бывает так, что учащийся напрягает свой корпус, желая добавить силу в левую руку, поэтому упирается подбородком в инструмент.
При этом дефекте зажимаются мышцы лица и шеи. Мышцы плечевого пояса лишены свободного развития, что, в свою очередь, задерживает выработку баланса инструмента плечами. Все это приводит к излишнему напряжению и утомлению ученика.
Для исправления этого дефекта необходимо учащегося посадить выше (положить подкладку примерно в 2-3 см.), а если он сидел на подкладке — соответственно увеличить ее. подтянуть ремни чуть плотнее (обычно при этом достаточно подтянуть немного лишь левый ремень). Произвести окончательную регулировку третьим ремнем, наличие которого в данном случае обязательно. Проследить, чтобы учащийся, занимаясь в классе и дома, пользовался пюпитром, и ставил ноты высоко на уровне глаз. Надо обратить внимание и на посадку учащегося, чтобы он сидел прямо, не сутулясь и не опуская головы, чтобы корпус его не был зажатым.
4. Наклон корпуса назад при движении меха. При разжиме
меха учащийся откидывается назад, выгибая спину. Такое движение является результатом отсутствия устойчивости опоры меха
на левом бедре, физической слабости рук, отсутствия надлежащей опоры в ногах. При этом обычно бывают поджатыми ноги.
В результате таких дополнительных движений, с помощью которых учащийся старается компенсировать недостающие ему силы, возникает дополнительная нагрузка на поясничные мышцы, искажается посадка, затрудняется развитие техники владения мехом. Учащийся быстро устает.
Для исправления этого дефекта необходимо посадить учащегося так, чтобы корпус его был несколько наклонен вперед, при этом спина должна быть прямой, никакая сутулость или опущенные плечи недопустимы. Такое положение корпуса ученика поможет ему легче почувствовать полную опору меховой камеры и левой части аккордеона на левое бедро. Педагог должен (первое время) поддерживать корпус ученика пальцами под лопатками, помочь ему найти правильное положение посадки (т.е. положение своего корпуса и корпуса инструмента). Кроме того такая поддержка поможет учащемуся в короткий срок отвыкнуть от излишних и ненужных движений.
5. Приподнятые плечи. Отсутствие свободных движений
плечевого пояса. Скованность в движениях плечевого пояса и неестественное их положение в приподнятом состоянии обычно является результатом плохо отрегулированных ремней. Ремни застегнуты свободно и их натяжение учащийся старается искусственно создать за счет неестественно высоко поднятых плеч.
При этом дефекте у учащегося зажимаются мышцы плечевого пояса, что исключает возможность выработки свободного и легкого баланса. Излишнее напряжение в мышцах плечей может послужить причиной к зажатию мышц рук, что, в свою очередь, затруднит развитие техники.
Для освобождения мышц плечевого пояса и выработки свободных движений, обеспечивающих балансировку инструмента, необходимо тщательно отрегулировать натяжение плечевых ремней (используя и третий ремень). Исправить дефекты в посадке учащегося (возможно, для этого будет необходимо посадить его выше). Проконтролировать полную опору инструмента на бедра ученика, придвинув инструмент как можно ближе к его корпусу.
6. Опущено левое плечо. При разжиме меха учащийся опускает левое плечо. Такое движение является результатом того, что с самого начала обучения учащемуся не были объяснены и
показаны движения левой руки при разжиме и сжиме меха, с одной стороны, и отсутствием развитой мускулатуры в руках — с другой.
При подобного рода движениях плечевой пояс испытывает дополнительную нагрузку, которая затрудняет выработку баланса, не обеспечивает устойчивого и свободного положения инструмента при игре.
Для исправления этого дефекта необходимо объяснить и показать учащемуся, в чем его ошибка и как следует вести мех. Попросить ученика поделать движения мехом при частой смене его направления (короткий мех), придерживая плечо ученика, чтобы он ощутил на практике, каковы должны быть правильные движения руки. Закрепить эти движения хорошо на упражнениях, этюдах и пьесах, распределив смену меха по возможности чаще, так как при редкой смене меха (на большие фразы) искоренить этот дефект будет очень затруднительно.
7. Низкий локоть правой руки. Локоть правой руки опущен вниз или даже временами бывает прижат к корпусу учащегося. Запястье при этом имеет характерный крутой изгиб.
При опущенном вниз локте в кисти появляется предрасположение к напряжению и зажатию мышц. Ограничивается свободное движение руки по клавиатуре. Затрудняется плавное движение кисти в гаммах и арпеджио, так как при опущенном локте невозможно делать правильные и свободные движения на подкладке большого пальца и переносе кисти через большой палец при обратных движениях. Особенно эти неудобства ощутимы при убыстрении темпа, когда учащемуся становится невозможным добиться четкого и легкого исполнения гамм и арпеджио. При этом нередко возникает зажатость в мышцах запястия, которая может привести к переигрыванию руки.
В данном случае педагогу необходимо не просто отодвинуть или приподнять у учащегося локоть правой руки, а заняться правильной постановкой всей руки в целом. Нужно, чтобы учащийся свободно опустил вниз руку, а затем, не изменяя положения ее в кисти, поставил ее на клавиатуру, отведя локоть в сторону. Желательно повторить это несколько раз, чтобы учащийся мог самостоятельно дома контролировать положение руки.
8. Высокое положение запястья (высокая кисть, «проваливание» свода кисти). В отличие от предыдущего случая, учащийся
не опускает локоть правой руки или опускает его незначительно, но имеет неправильную постановку запястья и кисти: запястье согнуто почти под прямым углом, а свод кисти как бы «провален».
При таком положении кисти значительно затрудняется развитие мелкой пальцевой техники, поскольку намного ограничивается движение пальцев, а следовательно и полноценное развитие мышц. При этом дефекте затруднена и аккордовая техника: учащийся вынужден брать аккордовые пассажи всей рукой, невольно зажимая мышцы в запястье. Ощущение зажатия мышц остается у ученика и при исполнении неаккордовой фактуры, что в конечно счете может легко привести к переигрыванию руки.
В данном случае, как и в предыдущем, необходимо заняться исправлением постановки руки в целом (см. рекомендации к п. 7). Освобождение кисти и укрепление полукруглого свода хорошо делать на специальных упражнениях:
а) исполнение коротких арпеджио или широких фигур с применением гибких движений кисти;
б) исполнение терций, секст, трезвучий, нон легато, вырабатывая свободные и плавные кистевые движения. «Проваливание» свода кисти, со всеми вышеперечисленными недостатками,
может быть и на левой руке. Происходит это обычно при большой растяжке пальцев без соответствующей подготовки (например, у начинающего ученика при игре гамм ограниченной аппликатурой, тремя пальцами на левой клавиатуре.
9. Опущенные кисти. Кисти правой и левой рук как бы свисают вниз (пальцы направлены почти вдоль клавиатуры). Часто
это сопровождается неправильной постановкой инструмента (заваливание его верхней части), небрежным отношением к посадке, постановке рук, аппликатурным принципам.
При висящей кисти правой руки кисть и пальцы принимают неправильное расположение на клавиатуре, затрудняющее развитие всех видов техники, выработку хорошего туше, исполнение различных штрихов. При таком положении кисти учащийся, как правило плохо ощущает основы аппликатурных принципов, у него слабо вырабатывается аппликатурная дисциплина. Исполнение его отличается неглубоким звуком, особенно технически сложных произведений.
Висящее положение кисти левой руки обычно является следствием наклонного положения клавиатур и примитивной аппликатуры. При таком положении кисти наиболее удобно играть в левой руке лишь третьим и вторым пальцами. При необходимости, в более сложных произведениях, равномерного использования всех пальцев учащийся испытывает большие неудобства — ему трудно дотягиваться остальными пальцами до кнопок основного и особенно вспомогательного ряда кнопок.
Поэтому на левой клавиатуре игра его также отличается часто обрывистым, неполноценным звучанием в быстрых пассажах в партии левой руки ощущаются неровности.
Для исправления этого дефекта необходимо проверить правильность постановки инструмента и постановку рук. Правильное положение правой кисти удобнее всего проследить и закрепить при игре гамм, арпеджио (по возможности в полный диапазон клавиатуры — три октавы) и трезвучий с обращениями на свободных кистевых движениях. Особое внимание следует уделять положению кисти при исполнении звуков верхних октав. Левая кисть устанавливается в правильном положении также на исполнении гамм, но при условии использования четырех пальцев. Следующий этап закрепления постановки кисти хорошо осуществляется при работе над полифоническими произведениями.
10. Наклон кисти к мизинцу. Во время игры кисть имеет наклон к пятому пальцу, отчего пятый палец оказывается как бы прижатым к клавиатуре и нажим на клавишу осуществляется боком, вместо того, чтобы нажать подушечкой (центром полукруглого окончания пальца).
При наклоне кисти правой руки на мизинец получается провал основания пятого пальца и создается положение, при котором ограничиваются его технические возможности, пятый палец, и без того от природы слабый и менее упругий, чем остальные, с трудом справляется со своими задачами. Испытывая все большие затруднения при исполнении различного рода техники, учащийся начинает в игре при случае заменять пятый палец четвертым, тем самым еще более ограничивая развитие мышц пятого пальца.
Укрепление и развитие пятого пальца следует начинать с установки правильного положения кисти. Пронационный поворот (т.е. поворот внутрь), необходимый в данном случае, выровнит положение кисти на клавиатуре и создаст небольшой наклон к первому пальцу, при этом основание пятого пальца поднимается, свод кисти делается более высоким, а пятый палец примет правильное положение и сможет правильно развиваться. Закрепить это положение следует на упражнениях терциями, секстами, аккордами и других, где пятый палец применяется в сочетании с другими пальцами. Затем можно продолжить его развитие на мелких пальцевых группировках (особенно с выдержанной нижней нотой по образцу этюда К.Черни № 17 «Школа беглости»). Все вышесказанное относится и к пятому пальцу на левой руке, но укрепление его правильного положения осуществляется при игре терцового баса в минорном, при игре гамм и арпеджированных септаккордов.
Исправление недостатков постановки руки и исправление дефектов положения кисти и пальцев (пункты 7, 8, 9, 10, 11, 12) необходимо начинать на специально подобранных для этой цели упражнениях, этюдах, пьесах. Этюды и пьесы должны быть нетрудными, легче тех, с которыми приходилось перед этим сталкиваться учащемуся, фактура их должна способствовать исправлению имеющихся недостатков (например, фактура аккордовая — для отработки свободных и упругих движений кисти и пальцев, правильной постановки их на клавиатуре; терцовая — для развития независимости движений пальцев, укрепления их мышц, выработке четких движений и т.д.). Учить их следует в спокойном медленном темпе.
На несложных произведениях учащийся может с большим вниманием и требовательностью контролировать себя, как он выполняет все замечания и указания педагога, касающиеся постановочных моментов.
На уроке педагог должен не только показывать и объяснять, как исправить тот или иной дефект и добиться правильного положения, но и непосредственно управлять движения ученика, поддерживая его кисть или локоть, подправляя положение пальцев на клавиатуре, обращая внимание на положение инструмента и корпуса играющего.
11. Неустойчивость пальцев в концевых суставах.
Пальцы как бы «проваливаются» (прогибаются) в концевых суставах. Обычно это случается со вторым и третьим пальцами (как правой, так и левой руки). Это бывает от неправильного положения пальцев на клавишах и кнопках: учащийся или слишком сильно нажимает на клавишу (в большинстве случаев) или вяло и безвольно «шлепает» по ним. Дефект этот может возникнуть и впоследствии — например, если ученик не следит за ногтями и они начинают мешать ставить палец на подушечку.
При подгибании пальцев в концевых суставах теряется правильное ощущение соприкосновения пальцев с клавишей, что затрудняет выработку четкого исполнения в мелкой пальцевой технике, разнохарактерного туше. Не происходит равномерного развития всех мышц пальца. Движения пальца становятся нечеткими, как бы смазанными. В левой руке, кроме того, этот дефект затрудняет точное попадание на требуемую кнопку при больших скачках, так как палец при плоском нажиме начинает задевать и соседнюю кнопку.
Искоренение этого дефекта необходимо начать с приведения в порядок ногтей учащегося (коротко их обстричь). Затем на пятипальцевых упражнениях потребовать первое время более круто ставить пальцы, чтобы дать возможность ощутить и закрепить новое положение пальца. Очень полезно при этом учащемуся делать гимнастические упражнения для укрепления мышц пальцев, заключающиеся в многократном медленном сжимании мячика (по размеру — для тенниса).
12. Напряженное положение большого пальца. Большой палец правой руки, не занятый в данный момент в игре, начинает напряженно торчать вверх, ложиться на клавиатурную планку или иногда даже заходит за нее.
Такое положение большого пальца создает значительное неудобство при игре (особенно гамм и арпеджио): в этом случае приходится тратить больше усилий на подкладывание большого пальца. Плохо осуществляется и сама подкладка и перенос кисти через первый палец, так как при этом дефекте, как правило, мы встречаемся и с другим: недоразвитостью движений пястной кости большого пальца (в той части его, которая примыкает к запястью). Все это вместе взятое сильно затрудняет исполнение пассажей широкими интервалами, четырехзвучными аккордами. Кроме того излишнее напряжение большого пальца может служить со временем причиной зажатия мышц запястья, что затруднит развитие техники и создаст предрасположение к переигрыванию руки.
На левой руке напряженно торчащий вверх большой палец, упирающийся в левую сетку (этому способствует обычно ослабленный плохо отрегулированный левый кистевой ремень) сковывает движение кисти при больших скачках, создает дополнительное напряжение в запястье, затрудняет развитие техники, а также создает предрасположение к переигрыванию руки.
Для освобождения напряжения большого пальца правой руки следует поиграть в медленном темпе пятипальцевые упражнения и упражнения терциями, строго контролируя освобождение мышц большого пальца, когда он не занят в игре. Параллельно с этим, путем гимнастических упражнений, то приближая конец большого пальца к основанию пятого, то предельно удаляя его от остальных, следует заняться развитием движений пястной кости большого пальца. Этим упражнениям необходимо уделить серьезное внимание, так как запущенность этого дефекта может привести к другому, трудно исправимому — преувеличенному разгибанию основной фаланги большого пальца, напоминающему вывих. При этом движения большого пальца еще более усложняются своей неустойчивостью, на левой руке необходимо опустить большой палец на ребро клавиатурной планки и следить за свободным его положением, затянуть левый кистевой ремень плотнее.
13. Напряженное положение мизинца. Не занятый в данный момент мизинец отходит в сторону, причем иногда он при игре
напряженно сгибается в среднем и концевом суставах.
Такое положение мизинца затрудняет работу четвертого и даже в какой-то мере третьего пальцев. Поэтому напряжение пятого пальца в комплексе служит тормозом к развитию мелкой техники. Особенно затрудняется при этом исполнение фигур, где нагрузка ложится главным образом на 3-й, 4-й и 5-й пальцы.
Для исправления этого дефекта необходимо подправить положение кисти (см. п. 10). Подобрать упражнения или этюды, построенные на исполнении связанных фигур 3-м, 4-м и 5-м пальцами. Работу над упражнениями следует начинать в медленном, спокойном темпе, стараясь развить мышцы этих пальцев, следя за тем, чтобы напряжение пятого пальца сокращалось. Параллельно с этим необходимо давать учащемуся и такие упражнения, которые построены на работе 1,2,3,4 пальцев. Проигрывая упражнения медленно и вдумчиво, необходимо следить за тем, чтобы пятый палец спокойно, без напряжения мышц находился на клавишах. Цель упражнения — отключение мышц пятого пальца и спокойное положение его при работе других пальцев.
14. Ноги широко раздвинуты или засунуты под стул. Ноги широко раздвинуты, при этом часто правая нога засунута под стул. Или ноги широко раздвинуты и далеко выдвинуты вперед.
Глубокая посадка на стуле. Корпус учащегося несколько откинут назад.
При таком положении ног, как правило, инструмент редко стоит вертикально, гриф съезжает вниз, к коленям, спина сутулится, несколько откинувшись назад. Когда ноги (или одна правая нога) засунуты под стул, далеко вытянуты вперед, а учащийся сидит глубоко на стуле, то он не ощущает опоры в ногах. Инструмент стоит недостаточно устойчиво, что отражается на звуке, поскольку создаются излишние трудности во владении мехом. Немаловажен и тот факт, что такое положение ног неэстетично.
В данном случае необходимо отодвинуть ноги, но не сжимать колени и ступни вместе. Ноги должны стоять свободно, причем левое бедро несколько выше (нога согнута под прямым углом), а правое — ниже (слегка вытянута вперед или назад). Ступни ног плотно упираются в пол. Учащийся при этом должен несколько сдвинуться вперед, занимая переднюю половину стула, выпрямить спину, подтянуть плечевые ремни и закрепить положение их третьем поперечным ремнем. Педагог должен проследить, чтобы учащийся почувствовал крепкую опору меха и левой части инструмента на левое бедро.
15. Гриф упирается в правое бедро. Опущенное правое плечо. Учащийся сидит, раздвинув ноги, правое бедро выше левого. Инструмент наклонен вправо, нижняя часть грифа находится между ног, упираясь в правое бедро. При таком положении инструмента учащийся сидит, перекосив плечевой пояс, опустив правое плечо и приподняв левое.
Такое положение инструмента влечет за собой рад недостатков, взаимосвязанных друг с другом. Опора грифа в правое бедро заставляет широко раздвинуть ноги, опустить гриф между ног, при этом несколько нижних клавиш делаются трудно доступными для пользования. Клавиатура наклонена в правую сторону, клавиши смотрят вниз, поэтому пальцы располагаются не параллельно, а под углом по отношению к клавиатуре, что вызывает массу затруднений при исполнении арпеджированных пассажей, аккордов, мелкой техники. Перекос плечевого пояса влечет за собой деформацию корпуса учащегося. Меховая камера находится в таком положении, что мех начинает открываться как бы вверх, а потом в сторону, и это создает лишние трудности в ведении меха.
Устранение указанного недостатка следует начинать с исправления посадки (см. рекомендации к пункту 1), регулировки ремней с подтяжкой нижней части инструмента к корпусу учащегося. Исправить положение руки, кисти и пальцев. Закрепить эти положения на гаммах, арпеджио и этюдном материале. Установить нормальное положение меховой камеры и отработать с учащимся естественные движения при ведении меха на сжим и разжим.
Следует сказать, что все вышеизложенное — основные правила посадки учащегося и положение инструмента — нельзя выполнять слепо педантично: в каждом конкретном случае могут быть какие-то незначительные отклонения и дополнения, зависящие от индивидуальных особенностей учащегося. Педагогу всегда необходимо ориентироваться не только на свои знания, но и на свой опыт и педагогическое чутье.
Кроме советов, данных выше, не следует забывать о том, какое важное значение имеет здоровое состояние мышц человека, его бодрое самочувствие. Здоровые тренированные мышцы в состоянии выдержать очень большие нагрузки, когда слабые и вялые — подвергаются во много раз большей опасности заболевания.
Для того, чтобы учащемуся содержать себя в форме, совершенно необходимо заниматься спортом: художественной гимнастикой, теннисом, греблей, лыжным спортом, хотя эти занятия не должны носить спортивного азарта, и избегать тех видов спорта, которые могут травмировать мышцы: борьба, волейбол, штанга и т.п.
1) Основное, среднее статичное положение инструмента, корпуса играющего, рук на клавиатуре. Прямая спина, естественное положение головы, линия плечевого пояса А—Б параллельна верхней линии корпуса инструмента В—Г, крепление плечевых ремней сдвинуто в сторону левого плеча, центр правой клавиатуры -совпадает с серединой правой ноги.
2) Верхнее положение кисти на правой и в средней части левой клавиатурах.
3) Нижнее положение кисти на правой и левой клавиатурах.
4) Большое смещение аккордеона влево. Таким положением инструмента исполнить стремится облегчить движения правой руки на клавиатуре, но невольно затрудняет работу левой,
так как мех, даже в закрытом состоянии, требует усилия левой руки, а при движении требуется значительно большее напряжение. Однако такая посадка может быть оправдана при игре одной правой рукой (например в ансамбле).
5) Наклон аккордеона вправо с упором грифа в правое бедро. Такая постановка инструмента заставляет исполнителя сидеть перекосившись, подняв левое и
опустив правое плечо, что вызывает ряд неудобств при движении правой руки (особенно в аккордовой технике) дополнительные статические напряжения мышц корпуса исполнителя, зачастую искривление позвоночника.
6) Полу вертикальное положение аккордеона, низ инструмента отодвинут к коленям, вверх наклонен и упирается в грудь исполнителя. При такой постановке инструмента исполнитель испытывает большое дополнительное статическое напряжение мышц корпуса, исключается выработка баланса (баланс фактически отсутствует и поэтому трудно перейти на игру стоя), в неправильном положении находятся руки на клавиатурах, затрудняется владение мехом, равномерное развитие и использование всех пальцев.
Источник