Красный партизан часть 4
В 1956 году выпуск продукции составил 51 ООО гармоник «хромка», 1000 аккордеонов, 30 000 голосовых планок для гармоник и баянов и 144 000 комплектов механики. Деталями снабжались фабрики Москвы, Тулы, Вологды, Борисоглебска, Шуи, Свердловска, Житомира, Ростова-на-Дону.
Это был последний год выпуска гармоник. И сегодня ясно, что заканчивался определенный этап жизни коллектива. Фамилии передовых работников того времени можно увидеть в красивом альбоме, посвященном истории фабрики «Красный партизан»:
Иванов М. Д.— лучший рационализатор фабрики;
Александров А. П.— рабочий экспериментального цеха, конструктор многих новых моделей гармоник и аккордеонов. Свои конструкции осуществляет на практике;
Лебедев А. В.—столяр-сборщик на сборке корпусов аккордеонов;
Тимофеев А. И.— шлифовщик;
Гармонщиков В. А.— настройщик;
Гармонщикова Л. М.— настройщица, контролер ОТК;
Соколова М. Г.— запрессовщица;
Дмитриева А. Д.— паклепщица;
Шарова Е. Ф.— штамповщица;
Суворова А. Ф.— штамповщица;
Григорьева А. В.— полировщица металлических деталей. Альбом, конечно, вместил только лучших.
С 1957 года «Красный партизан» специализируется на выпуске аккордеонов. В следующем году рабочий-конструктор А. П. Александров создал новую модель девятнадцатирегистрового аккордеона со ступенчатой декой. В 1960 — с 22 переключателями. Через четыре года освоили производство аккордеонов 34X80 и приступили к выпуску органолы с электрифицированной пневматической установкой.
На стеллажах в кабинете директора фабрики появляются новые образцы. А рядом — дипломы. Аккордеоны «Эстрада», «Рапсодия», органола «Менуэт» в 1966 и 1968 годах отмечены дипломами первой степени ВДНХ СССР. Четырнадцать человек награждены золотыми, серебряными, бронзовыми медалями выставки.
В 1967 году, в честь 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции «Красный партизан» награждается, с правом вечного храпения, Памятным Знаменем Президиума Верховного Совета РСФСР, Совета Министров РСФСР и ВЦСПС.
За годы восьмой и девятой пятилеток объем производства увеличился больше, чем в полтора раза.
В цеха фабрики приходили дети мастеров, потом внуки.
— Уже ученики наши на пенсию выходят,— смеется Любовь Михайловна Гармонщикова.
Нет уже Виктора Алексеевича. В последний раз мы встречались с ним в конце 70-х годов, долго ходили по 6-й Красноармейской, мимо фабричных корпусов, он вспоминал, рассказывал, а потом говорили у него, в кабине, где происходит настройка. Жалел, что падает престиж мастера музыкальных инструментов, увлекался, предлагал варианты решений. Называл Самсоновых, Константина Иванова, Юрия Волениченко, Бориса Шитова и других. Нет, остались еще мастера.
В конструкторском бюро разрабатывались новые модели аккордеонов. 1973 год — четырехголосный аккордеон с полным диапазоном и ступенчатой правой декой. Создание такой деки позволило улучшить тембр мелодии, получить более бархатистое звучание. Этот аккордеон выпускается и сейчас. Он называется «Рапсодия» (41 X 120-IV-9/3). Главный конструктор М. И. Перцовский «расшифровывает»: 41—количество клавиш в мелодии (правая часть); 120 — количество кнопок в левой части; IV — количество голосовых язычков, звучащих одновременно при нажатии одной клавиши; 9 — количество регистров мелодии; 3 — количество регистров левой части.
В 1974 году появился аккордеон для начального обучения «Заря-2» (34X80-III-5/2). И в эти же годы на фабрике организуется участок по изготовлению заказных инструментов. С середины 50-х годов фабрика — единственное в стране предприятие, обеспечивающее запросы профессиональных музыкантов-ведущих оркестров, консерваторий, музыкальных училищ.
На этом участке настраивает инструменты Виктор Константинович Самсонов. В 1931 году начал работать на «Красном партизане» его дед, Василий Степанович, здесь же прошел путь от ученика до первоклассного настройщика отец, Константин Васильевич, и вот уже больше тридцати лет работает его внук.
Надпись на двери: «Не входить, идет настройка». Здесь — рабочее место Виктора Константиновича. Стеллаж, верстак, станок для настройки, соединивший в себе контрольный резонатор с кнопками и приспособление для прозвучивания.
Мастер открывает корпус аккордеона, вынимает резонатор с голосами, устанавливает его на станке. На резонаторе — ряд стальных язычков, и под действием сильной струи воздуха они звучат на разные голоса, одновременно слышны и голоса — эталоны, которым должно соответствовать звучание.
Как добиться, чтобы «голос» аккордеона звучал идеально чисто? «С помощью эталона и напильника,— ответят настройщики.— Но это,— добавят,— технология, а все — сложнее». Настройщик, чутко вслушиваясь в звук, сопоставляет эталон с настраиваемым язычком. Он чуть-чуть подправляет тонкий стальной лепесток напильником, понижая или повышая звук. И снова — проверка по эталону.
Соответствует? — Тогда — следующий.
Мастер снимает резонатор со станка, вставляет в инструмент, пробегает пальцами по клавишам и кнопкам. Снова открывает корпус, вынимает резонатор, что-то подправляет. Резонаторных блоков несколько, все зависит от модели. Проверить, настроить надо каждый.
Настройка всегда считалась одной из самых сложных операций. Овладение профессией требовало не только длительного обучения, постепенного приобретения опыта, но и тонкого слуха, музыкального вкуса. Труд напряженный, особенно па массовой продукции, а качество, гарантией которого являются добросовестность и квалификация мастера, во многом зависит от его самочувствия, настроения.
Пытались на фабрике помочь настройщикам. Создали электронный прибор, чутко реагирующий на малейшие отклонения звука от эталона. Попробовали, установили резонатор на станке, подключенном к осциллографу. Включили звук, и на экране возникло изображение, которое при малейшей погрешности начинало вращаться. И мастер вносил коррективы. Чем? Все тем же напильником, и от того, как он «чувствует» звук руками, как он его слышит, зависит «попадание в эталон». А руки человеческие не все могут, и есть отклонения от эталона, ухом не воспринимаемые, но фиксируемые электроникой. Как их убрать — думают специалисты. А пока «голос» дает настройщик. В конструкторском бюро идет работа над новыми моделями в рамках сотрудничества со странами-членами СЭВ: вместе с народным предприятием ГДР «Клингельталь гармоника верке» создается новый аккордеон, в котором левая часть будет заполняться советской готово-выборной механикой, планками и резонаторами по общепринятой европейской схеме, а правая — немецкой механикой.
Осваивается новый участок, где стоят новые шлифовальные станки-полуавтоматы для изготовления голосовых язычков с поперечной шлифовкой.
Поперечная шлифовка дает возможность варьировать тембр голоса, уменьшает порог возбуждения язычков. При такой игре звук будет ярче.
Но как и раньше, и наверное, будет всегда, мастер экспериментального участка первый аккордеон новой модели сделает сам. Лауреат многих профессиональных конкурсов Борис Васильевич Шитов последние пятнадцать лет собирал новые инструменты от начала и до конца.
От интуиции мастера будет зависеть — какой язычок как звучит. И на всех участках, через которые проходит аккордеон прежде, чем попадет в руки настройщику,— всегда будут нужны мастера, профессионалы, любящие свою работу, музыку создания музыкальных инструментов.
Источник
Немецкие аккордеоны в СССР
Трофейный HOHNER,1939 года выпуска.
Характерной особенностью того инструмента является искривленный гриф, что сделано для удобства игры, так как рука движется сектором.Но в 1939 году вся промышленность Германии работала на военные нужды, поэтому аккордеон оказался дорогим в производстве и был заменен на обычные модели с прямым грифом.
В 1957 году в Москве проходил Международный фестиваль молодежи и студентов и к тому фестивалю известная восточноевропейская фирма «Weltmeister» выпустила принципиально новые модели аккордеонов с регистрами в правой и левой руке.Эти инструменты выпускаются практически в неизменном виде до сих
пор.
Аккордеон Weltmeister Festival,1957 года
«Фестивальные» аккордеоны, как их прозвали, были очень надёжными, имели качественное покрытие целлулоидом, изготавливались из резонаторной ели, имели на клапанной крышке логотип из меди в виде глобуса и аккордеончика.Weltmeister с немецкого переводится как «Чемпион мира» или «Мировой мастер»
Аккордеоны Weltmeister выпускались в основном 4 размеров: половинка или 1\2 с количеством клавиш 26, три четверти с количеством клавиш 34, семь восьмых с количеством клавиш 39 и 96 басов и полный аккордеон с 41 клавишей и 120 басами.Полные аккордеоны также делились на 3-х и 4-х голосые.
Учитывая возросший интерес населения к аккордеонам, наша промышленность тоже пыталась наладить производство аккордеонов в СССР.Аккордеоны производили в Калуге, на фабрике Аккорд, в Шуе на фабрике Теза (ныне ОАО «Шуйская гармонь»), в Ленинграде на трофейных немецких станках, в Новосибирске и ещё в нескольких городах бывшего СССР.Но, к сожалению, качество отечественных музыкальных инструментов оставляло желать лучшего.Они изготавливались из «сырого» дерева, покрывались скучным «ядовито-зеленым» целлулоидом, имели очень ненадёжную механику и высокий «писклявый»голос.Через месяц даже новый инструмент начинал сифонить, хрипеть и задыхаться.
Аккордеон «Заря» Ленинградской фабрики «Красный Партизан»
Аккордеон 2-х голосый Аккорд, одноимённой Калужской фабрики.
В конце 60-х годов появились немецкие аккордеоны марки Royal Standard.Они были немного дешевле Weltmeister, но по качеству не отличались, а некоторые модели даже превосходили.
Аккордеон полный Royal Standard Selecta
Royal Standard Montana
Royal Standard Meteor 3/4
Одновременно появилось несколько небольших предприятий в ГДР по производству аккордеонов:
Barcarole Magister 7\8
Firotti Elegance 3\4
Horch Superiore 4\4
В начале 70-х годов вышла самая распротранённая модель аккордеона Weltmeister Stella. По количеству выпущенных, унификации, надёжности и ремонтопригодности эту модель можно сравнить с автоматом Калашникова.Их выпущено огромное количество, эту модель можно найти в любом уголке мира.
Наряду с ученическими и любительскими аккордеонами фабрика Weltmeister вывпускала и профессиональные модели, имеющие так называемую «ломаную деку», которая имела очень красивый тебмр.
Самым лучшим бала модель Supita. Эту модель можно было приобрести только у спекулянтов за 1000 с лишним рублей.
Были также полупрофессиональные модели средней категории, например Weltmeister Consona
Были модели для жаркого климата Weltmeister Amigo и для холодного Weltmeister Cordal
В 1989году Германия объединилась, а Советский Союз начал распадаться.Интерес к живой музыке пропал и постепенно аккордеоны вытеснили со сцены электронные инструменты.В результате в конце 89 года с конвейра сошли последние модели аккордеонов Caprice и Meteor
На несколько лет производство аккордеонов было приостановлено и только в начале 2000-х годов фабрика начала выпускать новые модели аккордеонов Rubin,Kristall,Achat,Saphir и другие.Но нет уже того запаха натуральной древесины, столярного клея, дорогой кожи, который присутствовал, когда открывал чемодан с новым немецким аккордеоном в доброе советское время.
Источник