Аккордеоны с выборной клавиатурой

Выборные клавиатуры на левой стороне аккордеонов и баянов

Формирование трехрядной хроматической кнопочной гармоники — баяна, как и хроматической гармоники с органно-фортепианной клавиатурой — аккордеона, происходило почти одновременно как с применением на левой стороне клавиатуры с готовыми аккордами, так и выборной. По архивным документам и фотографиям можно утверждать, что аккордеоны с выборными клавиатурами начали появляться с 1900 года, когда мастер Баканов в Москве сделал гармонику с рояльной клавиатурой для правой и для левой руки. С 1906 года трехрядные баяны московской системы с выборной клавиатурой стали изготовлять в Туле на фабрике «Братья Киселевы».

Выборный баян системы Стерлигова

В 1910 году на четырехрядном выборном баяне системы Стерлигова выступал гармонист Боков, что в те годы было уже не единичным случаем. Гармоники, в которых на левой стороне была такая же клавиатура, как и на правой, но с охватом диапазона в более низком регистре, назывались в то время «левая по правой» или «выборными» (первое название подчеркивало, что левая клавиатура имела то же расположение и устройство, что и правая, а второе указывало на то, что исполнитель должен был в случае надобности «выбирать» из имеющихся на клавиатуре кнопок необходимые аккорды, то есть нажимать на левой клавиатуре столько кнопок, сколько звуков в данном аккорде). Выборные клавиатуры (клавишные и кнопочные) находились на грифе (выносные клавиатуры), в некоторых моделях — непосредственно на корпусе. В обоих случаях на выборной клавиатуре нижние звуки располагались внизу, а верхние — вверху (на правой клавиатуре — всегда наоборот). В последние десятилетия стали изготовлять и такие выборные клавиатуры, на которых (также, как и на правой) вверху — нижние звуки, а внизу — верхние.

Читайте также:  Шербургские зонтики ноты для пианино

Левая выборная клавиатура аккордеона (внутреннее устройство)

Интерес к выборным баянам и аккордеонам не ослабевает и в более позднее время, вплоть до наших дней. В 1949 году мастером-конструктором А. А. Глаголевым был подготовлен для массового производства маломерный выборный баян-концертино 34×24, а затем — с расширенным диапазоном, 40×36.

В 1950 году А. А. Глаголев подготовил также для массового производства и выборный аккордеон 41xХ27, имевший на правой клавиатуре 41 клавишу и на левой — 27. Левая механика в этих инструментах была совершенно отлична от левой механики обычных баянов и аккордеонов. Внутри баяна-концертино вместо трех, как обычно, стоит по два резонатора с каждой стороны, распределение планок на которых идет на три ряда клавиатуры.

Баян-концертино и выборный аккордеон отличались низкой стоимостью и ценными качествами для исполнения полифонических произведений и игры в оркестрах. При обсуждении этих моделей было много положительных отзывов, но серийного выпуска налажено не было. Кроме «выборных» клавиатур, на левой стороне существуют и готово-выборные.

Выборный баян получил большое распространение за рубежом. С начала 50-х годов его производят в корпусах, имеющих современную форму и отделку. Во Франции такие инструменты известны под названием гармонеон. На нем даются сольные концерты из произведений Баха, Регера, Шостаковича и других композиторов. Особенно хорошо звучат на нем полифонические произведения.

Источник: Мирек А. Справочник по гармоникам. — М., 1968.

Источник

Готово-выборные комбинированные клавиатуры

В начале XX века стали производить инструменты с готовым аккордовым аккомпанементом или с выборной клавиатурой (на левой стороне). Через 10-15 лет исполнители и мастера пришли к выводу, что инструмент будет более полноценным, если сочетать выборную клавиатуру с готовым аккордовым аккомпанементом. Сведений о первых инструментах с такой комбинированной клавиатурой не сохранилось, известно только, что в 1920-1921 годах мастером В. С. Самсоновым был изготовлен (по заказу М. Зеленко) баян с пятирядной клавиатурой на правой стороне (система Стерлигова) и с девятирядной готово-выборной комбинированной клавиатурой на левой (3 вертикальных ряда выборной и 6 рядов басо-аккордовой клавиатуры). Подобные комбинированные клавиатуры в 20-30-х годах делали на заказ в другие мастера.

В период 1915-1930 годов изредка мастера изготовляли баяны с одной правой стороной и двумя (взаимозаменяемыми) левыми сторонами. Одна из них имела клавиатуру готового басо-аккордового аккомпанемента, другая — выборную. Исполнитель по желанию чог собрать инструмент так или иначе.

После Великой Отечественной войны мастер-конструктор А. А. Глаголев подготовил для промышленного производства концертные баяны с готово-выборными клавиатурами. В 1951-1952 годах Московской баянной фабрикой были изготовлены экспериментальные образцы. На левой стороне одной модели выборная клавиатура расположена перед готовым аккомпанементом, на другой — над готовыми аккордами, на третьей — сзади готовых аккордов.

Комбинированные готово-выборные клавиатуры мастера-конструктора А. А. Глаголева

На выборной клавиатуре 63 кнопки (49 основных и 14 вспомогательных), диапазон — от ми контроктавы до ми второй октавы, клавиатура готового басо-аккордового аккомпанемента обычная.

В 1929 году мастер П. Стерлигов впервые изготовил левую клавиатуру с переключением готового аккомпанемента на выборный (авторское свидетельство № 49 651).

В 30-х годах и другие мастера стали изготовлять кустарным способом готово-выборные клавиатуры с переключением. Такая клавиатура имела пять вертикальных рядов: два ряда басов и три — готовых аккордов. Последние три ряда с помощью переключателя выполняли функцию выборной клавиатуры. Эти инструменты делались мастерами по индивидуальным заказам, но не всегда удачно, и стоили очень дорого.

С 1960 года на фабрике им. Советской Армии стали разрабатывать более совершенную механику с системой переключения на выборную клавиатуру и готовые аккорды. С 1962 года началось серийное производство трехголосной многорегистровой модели «Солист», на левой стороне которой была новая механика переключения клавиатур.

Левая клавиатура с переключением на готово-выборную (переключатель на сетке)

С 1966 года баянная фабрика в г. Кирове также стала выпускать баяны с переключением готового аккомпанемента на выборный с диапазоном выборной клавиатуры фа-диез второй октавы — фа большой.

За рубежом комбинированные готово-выборные клавиатуры также нашли широкий спрос у аккордеонистов и делаются в серийном производстве на кнопочных (баянах) и клавишных аккордеонах. Клавиатура баритоновых басов (так в международной практике называется выборная клавиатура) расположена перед клавиатурой готового аккомпанемента. Система может быть бельгийской (московской) (B-Griff) или итальянской (C-Griff). Обычно расположение клавиатуры баритоновых басов идет сверху вниз (как на правой клавиатуре), но можно встретить и обратное расположение. Диапазон — от ми контроктавы до до-диез третьей. Клавиатура готового аккомпанемента состоит из 5 рядов: 2 ряда басов, мажорные, минорные и уменьшенные трезвучия. Ряд септаккордов отсутствует — для сокращения объема клавиатуры. Чтобы получить септаккорд, нужно нажать две кнопки: мажорное и уменьшенное трезвучия (например, от баса соль:

Схема расположения звуков на готово-выборной клавиатуре

Практика показала, что более оправдали себя готово-выборные клавиатуры прямого постоянного действия (без переключений): исполнитель имеет большие возможности полного использования выборной и готовой клавиатур и комбинирования их. Механика левой клавиатуры с переключением гораздо сложнее постоянной, и при малейшем наличии разработки безотказность переключения нарушается.

Комбинированная готово-выборная клавиатура на клавишном аккордеоне

Комбинированная готово-выборная клавиатура на кнопочном аккордеоне (баяне)

Поиски компактной и рациональной постоянной готово-выборной клавиатуры, очевидно, более правильное решение этого вопроса. Думается, что удачным окажется расположение выборной клавиатуры сзади готовой (около сетки) в два ряда по принципу фортепиано в диапазоне от си большой октавы до до (ми) второй. Двухрядная выборная клавиатура займет меньше места, чем трехрядная, а расположение ее с края под определенным углом позволит использовать в игре все пять пальцев.

Важно отметить, что для инструментов с готово-выборной клавиатурой не требуется специальных переложений: исполнитель может пользоваться обычной фортепианной литературой.

Источник: Мирек А. Справочник по гармоникам. — М., 1968.

Источник

Мини-словарь баяниста

Повседневная практика показывает, что за долгий период развития баяна, ккордеона, гармони специалисты так и не пришли к общему мнению по поводу толкования и применения отдельных «народных» терминов, определений и дефиниций. Далее мы попытаемся внести ясность в некоторые довольно спорные вопросы, изложив уже существующие, но не всегда известные точки зрения.

Аккорд – «в классическом учении о гармонии под аккордом подразумевается сочетание 3 – 5 звуков, которые можно расположить по терциям» /5, стр. 22/. (Согласно нашему антинаучному мнению – это будут сочетание из 3 и более звуков. А кроме терций в аккордах могут встречаться секунды, кварты, квинты, сексты, септимы. Особенно это заметно, если звуки аккорда следуют друг за другом в так называемом широком расположении. )
Доминантсептаккорд – аккорд, построенный от пятой ступени лада, которая называется доминантой. Данная разновидность аккорда состоит из мажорного трезвучия и малой терции, расположенной сверху. Также в этом аккорде теоретики находят интервал септиму, который придаёт аккорду определённую особенность звучания. В отечественной баянной литературе в партии левой руки доминантсептаккорды обозначаются цифрой 7.
Мажор – в педагогической практике баянистов и аккордеонистов, а также среди мастеров по изготовлению музыкальных инструментов, так сокращённо называют мажорный аккорд (мажорное трезвучие, большое трезвучие). В отечественной баянной литературе в партии левой руки мажорные аккорды (мажоры) обозначаются буквой Б.
Минор – в педагогической практике баянистов и аккордеонистов, а также среди мастеров по изготовлению музыкальных инструментов, так сокращённо называют минорный аккорд (минорное трезвучие, малое трезвучие). В отечественной баянной литературе в партии левой руки минорные аккорды (миноры) обозначаются буквой М.

Аккордеон – общее название ручных язычковых клавишно-пневматических гармоник, в которых при нажатии одной клавиши в левой клавиатуре звучит целый аккорд. Автором этого названия является Кирилл Демиан. Также в современной терминологии можно встретить упоминание «аккордеон с готовым аккомпанементом», а, исходя из этого, – «готовый аккордеон».

Аккордеон системы Кравцова – разновидность аккордеона, имеющая в правой клавиатуре клавиши шести и пятиугольной формы, сгруппированные в четыре вертикальные ряда и образующие систему, позволяющую не изменяя (или минимально изменяя) органно-фортепианную аппликатуру, приблизить исполнительские возможности инструмента к исполнительским возможностям баяна. Система разработана и внедряется в исполнительскую практику заслуженным деятелем искусств России, кандидатом искусствоведения, профессором Петербургского Государственного Университета культуры Кравцовым Николаем Александровичем . Левая клавиатура аккордеона системы Кравцова аналогична баянной.

Аккордеон с органно-фортепианной клавиатурой – разновидность аккордеона, имеющая правую клавиатуру, аналогичную строению клавиатуры органа или фортепиано и позволяющую исполнять произведения во всех возможных тональностях. В некоторых справочных изданиях подобная система клавиш именуется стандартной клавиатурой. Левая клавиатура данной конструкции музыкальных инструментов аналогична баянной, которая может иметь три разновидности: готовую клавиатуру, выборную клавиатуру и готово-выборную клавиатуру. Соответственно весь инструмент в целом будет именоваться аккордеоном с готовым аккомпанементом или – готовым аккордеоном, аккордеоном с выборным аккомпанементом или – выборным аккордеоном, аккордеоном с готово-выборным аккомпанементом или – готово-выборным аккордеоном.

Аппликатура – порядок следования пальцев при исполнении музыкального произведения, а также запись этого порядка в нотах.

Баян – это разновидность аккордеона, имеющая в правой клавиатуре клавиши круглой формы (форму кнопок) и предназначенная для исполнения произведений во всех возможных тональностях. Конструктивно баян отличается от всех видов, в том числе и хроматических, гармоней тем, что хроматическому звукоряду правой клавиатуры соответствует полный набор хроматического басового и аккордового аккомпанемента в левой. В Западной Европе первый подобный инструмент был изготовлен в Италии мастером Паоло Сопрани в 1897 году. В России первый баян был продемонстрирован тульским мастером и исполнителем Чулковым Павлом Леонтьевичем на кустарно-промышленной выставке, которая проходила в городе Туле в том же 1897 году. /Несколько подробнее познакомиться с историей развития отечественного баяна можно на странице Тула баянная /.

Выборный баян, выборный аккордеон – в основу названия аккордеон положено свойство музыкального инструмента, заключающееся в том, что при нажатии одной клавиши левой клавиатуры звучит целый аккорд. Однако несколько позже появились инструменты, на которых конструкция левой клавиатуры позволяла извлекать единичные звуки, как это происходит при нажатии клавиши правой клавиатуры. В России первоначально такое строение клавиатуры называли «левая по правой». Впоследствии инструмент, имеющие такие свойства, стали именовать выборным баяном или выборным аккордеоном. В итоге левая клавиатура современного баяна (аккордеона) может иметь три разновидности: готовую клавиатуру, выборную клавиатуру и готово-выборную клавиатуру. Соответственно весь инструмент в целом будет именоваться баяном с готовым аккомпанементом или готовым баяном, баяном с выборным аккомпанементом или выборным баяном, баяном с готово-выборным аккомпанементом или готово-выборным баяном (выборно-готовым баяном). Инструмент с готово-выборным аккомпанементом имеет переключатель, который позволяет менять свойства левой клавиатуры с выборной на готовую и наоборот. Строение левой клавиатуры выборного аккордеона полностью идентично строению клавиатуры выборного баяна.
(Смотреть также определение понятия клавиатура).

Гармоника – «общее название большой группы инструментов, в которых звучит какое-то количество независимых друг от друга физических тел, не изменяющих высоту своего тона…
Фортепиано – типичная гармоника , потому что в нём для каждого звука есть собственная струна, вернее набор из двух или трёх струн. И ни одна струна фортепиано не изменяет высоты своего тона при игре…
Ксилофон – наглядный пример гармоники…
Гитара под определение гармоники не подходит…
Гармоники бывают ударные, щипковые, духовые» /3, стр. 37 – 38/.

Гармонь – это разновидность аккордеона, имеющая диатонический строй, и предназначенная для исполнения произведений в двух (в исключительных случаях – в трёх) тональностях. Для расширения исполнительских возможностей инструмента многие мастера изготовления музыкальных инструментов пытались и продолжают пытаться усовершенствовать гармонь, вводя в систему её правой клавиатуры хроматические полутона. Однако и в этом случае левая клавиатура музыкального инструмента, продолжает оставаться диатонической, что позволяет исполнять произведения только в одной мажорной и в параллельной минорной тональностях. Конструктором первой гармони является Кирилл Демиан. Первая отечественная гармонь изготовлена тульским оружейником Иваном Евстратьевичем Сизовым . /Несколько подробнее познакомиться с историей развития гармони можно на странице Тула баянная /.
Диатоника – «семиступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам» /5, стр. 172/. В подобной системе невозможно следование подряд двух «альтерированных» полутонов, например, ДО, ДО-диез.

Интервал – «соотношение двух музыкальных звуков по их высоте» /5, стр. 213/.
Прима – «(латинское prima – первая) один из простых интервалов, в котором основание и вершина совпадают по высоте» /2, 228/.
Секунда – «(латинское secunda – вторая) один из простых интервалов, вершина которого является соседней ступенью по отношению к основанию» /2, стр. 254/.
Терция – «(латинское tertia – третья) один из простых интервалов, вершина которого является третьей ступенью по отношению к основанию» /2, стр. 288/.
Кварта – «(латинское quarta – четвёртый) один из простых интервалов, вершина которого является IV ступенью по отношению к основанию» /2, стр. 126/.
Квинта – «(латинское quinta – пятый) один из простых интервалов, вершина которого является V ступенью по отношению к его основанию» /2, стр. 128/.
Секста – «(латинское sexsta – шестая) один из простых интервалов, вершина которого является VI ступенью по отношению к основанию» /2, стр. 253/.
Септима – «(латинское septima – седьмая) один из простых интервалов, вершина которого является VII ступенью по отношению к основанию» /2, стр. 255/.

Клавиша – «пластина, приводящая в действие рычажковый механизм или электронное управление для извлечения звуков различной высоты на клавишных инструментах различного типа… Клавиши бывают в форме кнопок (пуговиц) или лопаточек» /5, стр. 252/.

Клавиатура – «система расположенных в определённом порядке клавиш» /5, стр. 252/.
Выборная клавиатура баяна или аккордеона – разновидность левой клавиатуры, в которой система расположения клавиш аналогична системе их расположения в правой клавиатуре баяна. При исполнении аккорда на выборной клавиатуре необходимо нажимать (набирать) все клавиши соответствующие звукам данного аккорда. Инструменты, имеющие подобную клавиатуру, называются баян или аккордеон с выборным аккомпанементом. В разговорной речи: выборный баян или выборный аккордеон.
Готовая клавиатура баяна или аккордеона – разновидность левой клавиатуры, в которой при нажатии одной клавиши звучит соответствующий аккорд. Инструменты, имеющие подобную клавиатуру, называются: баян или аккордеон с готовым аккомпанементом. В разговорной речи: готовый баян или готовый аккордеон.
Готово-выборная клавиатура баяна или аккордеона – это система из двух клавиатур, которые предназначены для игры левой рукой и которые используются поочередно по мере необходимости. Переключение с одной клавиатуры на другую происходит при помощи приспособления, которое мастера называют регистром, клавишей, переключателем. Инструменты, имеющие подобную клавиатуру, называются: баян или аккордеон с готово-выборным аккомпанементом. В разговорной речи: готово-выборный баян или готово-выборный аккордеон.

Пневматический – «(греческое pneumatos – воздушный) основанный на действии сжатого воздуха» /1, с. 518/.

Полутон – кратчайшее расстояние между двумя звуками в европейской музыкальной системе. Определение полутона «музыкальный интервал, наименьший в диатонических и хроматических звукорядах» некорректно, так как наименьшим музыкальным интервалом является секунда или даже прима. А так называемая целотонная гамма – всего лишь элемент европейской музыкальной системы.

Хроматический звукоряд (хроматическая гамма) – восходящее или нисходящее мелодическое движение по полутонам.

Литература

1.Большой словарь иностранных слов / Сост. А.Ю Москвин. – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф: ООО «Полюс», 2003. – 816 с.;
2. Булучевский Ю.С., Фомин В.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся.– 9-е изд., доп. – Л.: Музыка. – 344 с.;
3. Газарян С.С. В мире музыкальных инструментов: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1985. – 223 с. (Тираж 150 000 экз.);
4. Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах. Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ. – М.: Издательство РАМ им. Гнесиных, 2002. – 351 с.;
5. Мирек А.М. Гармоника . Прошлое и настоящее. Научно-историческая энциклопедическая книга. – М.: ИНТЕРПРАКС, 1994. – 534 с.;
6. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В. Келдыш. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 672 с.

На фото изображена кларнетная гармонь «Баянъ», изготовленная в 1897 году. Фото скопировано с издания: Басурманов А.П. Справочник баяниста / Под общей ред. проф. Н.Я. Чайкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Советский композитор. – 1986. – Иллюстрации .

Источник

Оцените статью