- Последовательности аккордов на гитаре. Практические примеры.
- Аккордовая последовательность – что это?
- Применение последовательностей аккордов
- Примеры последовательностей аккордов
- Как построить аккордовую последовательность
- Основная информация
- Кварто-квинтовый круг
- Последовательности аккордов в тональности
- Частные случаи и моменты
- Общие советы
- Кварто-квинтовый круг – самый лёгкий способ запомнить тональности
- Кварто-квинтовый круг
- Диезные тональности
- Бемольные тональности
- Как считать квартами
- Родственные тональности
- Первая степень родства
- Еще один способ определения ТПР
- Вторая степень родства
- Третья степень родства
Последовательности аккордов на гитаре. Практические примеры.
Аккордовая последовательность – что это?
Аккордовой последовательностью называют музыкальную гармонию, составленную из трезвучий – аккордов, сыгранных на каком-либо инструменте. Они должны находиться в одной тональности и не дисгармонировать друг с другом – то есть звучать естественно и красиво. Умение ее создавать является основным навыком любого музыканта, поскольку именно с нее и начинается весь процесс аранжировки и сочинения песни. В этой статье мы подробно рассмотрим аккордовые последовательности, расскажем об их построении и применении на практике.
Применение последовательностей аккордов
Во-первых, это, разумеется, сочинение собственных песен. Знание того, как построить аккордовую последовательность, поможет вам сходу сочинить простую мелодию, без вынужденной необходимости подбирать ее на слух. Вы начнете понимать, что вы делаете, и при необходимости подстраиваться под других.
Кроме того, знания, полученные из этой статьи, помогут вам в импровизации аккордами, что значительно упростит вам процесс джемов с группой, а также, опять же, в сочинении своих композиций. Стоит также сказать и о том, что информация в этой статье относится не только к аккордовым прогрессиям – но и вообще универсальна для всей музыки. То есть, усвоив материал отсюда, вы поймете, как вообще работает гармония и композиция.
Примеры последовательностей аккордов
Хрестоматийный пример аккордовой прогрессии – это знаменитые «три блатных аккорда», являющиеся на самом деле классической блюзовой последовательностью – Am, Dm, E. Они идеально входят в свои тональности и звучат гармонично и ровно.
Еще один пример, также взятый из песни – это Bm, G, D, A. Она находится в тональности Bm, и также все аккорды прекрасно подходят друг к другу, создавая характерное блюзовое звучание. Однако, это только отдельные примеры, которые не иллюстрируют общей картины.
Как построить аккордовую последовательность
Основная информация
Для начала, давайте вспомним, из чего состоят аккорды. Трезвучия – это ноты, входящие в гамму, которые особым образом выстроены между собой. В случае с минорными аккордами это тоника – малая терция – большая терция , а в случае с мажорными – тоника – большая терция – малая . При этом тоника, как мы уже сказали, берется непосредственно из гаммы.
Пример гаммы Ля -минор
В этом и заключается вся фишка построения последовательностей аккордов – вам надо понять, какие ноты на грифе гитары входят в гамму и по их тоникам выстраивать трезвучия. Но как понять, какие ноты входят в тональность? В этом вам поможет такая вещь как кварто-квинтовый круг тональности.
Кварто-квинтовый круг
Всего существует 24 тональности, 12 минорных, и 12 мажорных – то есть на каждую из нот. Разумеется, классическая музыка считает их немного по-другому – разделяя понятия бемоль и диез, однако для удобства понимания мы этого не будем делать. Все они строятся по своему особому принципу.
Мажорная тональность – тоника – тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон с возвращением в тонику.
Минорная тональность – тоника – тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон с возвращением в тонику.
При этом зачастую эти ноты пересекаются между собой, то есть в разные тональности могут входить одинаковые ноты. Это очевидно и понятно. Однако все тональности имеют свои зеркальные пары – так называемые сингармонические, или параллельные. В них абсолютно одинаковые ноты, и именно для запоминания таких пар мы и представим кварто-квинтовый круг.
Выглядит он следующим образом:
Самое главное , что здесь надо запомнить, это то, что параллельные тональности расположены друг от друга на расстоянии трех полутонов. Например, если мы возьмем тональность Ля-минор, то от ее тоники – Ля – надо отсчитать три полутона вверх – Ля-диез – Си – До – и последняя нота будет той самой параллельной мажорной тональностью. Таким образом вы сможете, отстроив по схеме, указанной выше, гамму, понять, какие в нее входят ноты, и исходя из них построить аккордовую последовательность.
Конечно, на первый взгляд это может показаться сложным, однако все намного проще, чем вы думаете – самое главное не просто читать данную статью, но и одновременно подбирать ноты на гитаре.
Последовательности аккордов в тональности
Ниже мы представим входящие в параллельные тональности ноты, от которых можно строить минорные и мажорные аккорды. Кроме того, вы можете использовать эту таблицу для лучшего понимания принципа построения аккордовых прогрессий.
Мажорная тональность | Минорная тональность | Входящие ноты |
До-мажор | Ля-минор | C – D – E – F – G – A – B |
До-диез-мажор | Ля-диез-минор | C# – D# – F – F# – G# – A# – C |
Ре-мажор | Си-минор | D – E – F# – G – A – B – C# |
Ре-диез-мажор | До-минор | D# – F – G – G# – A# – C – D |
Ми-мажор | До-диез-минор | E – F# – G# – A – B – C# – D# |
Фа-мажор | Ре-минор | F – G – A – A# – C – D – E |
Фа-диез-мажор | Ре-диез-минор | F# – G# – A# – B – C# – D# – F |
Соль-мажор | Ми-минор | G – A – B – C – D – E – F# |
Соль-диез-мажор | Фа-минор | G# – A# – C – C# – D# – F – G |
Ля-мажор | Фа-диез-минор | A – B – C# – D – E – F# – G# |
Ля-диез-мажор | Соль-минор | A# – C – D – D# – F – G — A |
Си-мажор | Соль-диез-минор | B – C# – D# – E – F# – G# – A# |
Просто используйте информацию из данной таблицы и подставляйте под входящие в тональность ноты в любом порядке, чтобы создать красивые последовательности аккордов. Помните, что для большей части из них вам понадобится научиться ставить баррэ на гитаре, поэтому стоит учесть этот навык в своем плане обучения.
Частные случаи и моменты
Кроме этого, существуют частные случаи и моменты, когда аккордовые последовательности могут выходить за рамки обычной гаммы.
- Дополнительные поднятые ступени. К ним относится, например, гармонический минор, где в гамме появляется дополнительная, восьмая нота, на расстоянии полутона от последней. То есть, например, в гамме до-мажор, между нотами A и B появится нота A#. Это придаст мелодии восточное звучание, и попробуйте поэкспериментировать с ними. То же самое относится и к пентатонике, особенности которой стоит учитывать в вопросе гармонии, особенно если вы играете блюз.
- Аккорды с надстройками. Не бойтесь изменять стандартные формы трезвучий для достижения более интересного звука. Используйте и добавляйте новые ноты к уже существующим вариантам аккордов, надстраивайте тонику и поднимайте ступени – просто опираясь на круг и представленную таблицу.
- Progressive-музыканты, которые играют структурно сложную и интересную музыку, например, Tool или Pink Floyd, также изменяют и нарушают правила гармонии. Например, добавляют тот же A# в тональность до-мажор, или добавляют другие ноты, чтобы это звучало интересно. Вы можете делать так же – однако в данном вопросе стоит углубиться в изучение теории, чтобы понимать, какие аспекты можно нарушать, а какие – нельзя.
Общие советы
1. Обязательно разучите представленную таблицу и запомните кварто-квинтовый круг тональности, чтобы быстрее и лучше ориентироваться внутри музыки.
2. Научитесь тому, как быстро переставлять аккорды на гитаре, особенно если хотите играть интересные мелодии перебором.
3. Тренируйте свой слух, особенно слышимость нот, чтобы понимать, в какой тональности играют другие музыканты, и при необходимости подыгрывать им.
Источник
Кварто-квинтовый круг – самый лёгкий способ запомнить тональности
Кварто-квинтовый круг тональностей или просто квинтовый круг — это удобная схема, которая позволяет быстро запомнить ключевые знаки в тональностях.
Из статьи « Тональности в музыке » мы узнали, что теоретически может быть 30 тональностей, но используются музыкантами только 24.
Профессиональный музыкант хорошо ориентируется в тональностях и знает, сколько знаков в каждой из них. Но стоит ли держать все эти знания в голове, или достаточно иметь шпаргалку, которая всегда будет под рукой?
Ответ – ни то и не другое. Лучше иметь шпаргалку, которая останется в вашей памяти и в случае необходимости поможет. Название этой шпаргалки – Квинтовый круг. Неосведомленные называют его «квинтовый круг аккордов», но давайте сразу запомним, что правильное и полное название — Кварто-квинтовый круг тональностей.
Кварто-квинтовый круг
Полное название этой схемы Кварто-квинтовый круг. Он позволяет легко и быстро запомнить знаки альтерации в тональностях. Вся прелесть квинтового круга состоит в том, что его принцип очень прост, и совсем скоро вы сможете пользоваться им самостоятельно.
Забегая вперед скажу, что на схеме использованы буквенные названия нот. Если вы не знакомы с ними, рекомендую прочитать фрагмент этой статьи.
Красным цветом обозначены тональности, в которых используются диезы (#) — диезные тональности.
Синим цветом обозначены бемольные тональности.
На данном круге отражены только мажорные тональности.
Не все понятно 4
Диезные тональности
Точка отсчета для мажорных тональностей – тональность C-dur в верхней точке круга. Двигаясь по часовой стрелке от неё, мы увидим цепочку мажорных диезных тональностей, обозначенных заглавными латинскими буквами ( C – G – D – A – E – B – F# — C# ). Напомню, что нота «СИ» обозначается по-разному: в классической гармонии латинской буквой «H», а в американской — буквой «B». На рисунке ниже вы можете увидеть, как расположены тоники этих тональностей на клавиатуре пианино:
Интервал, который разделяет две ближайшие тоники называется квинтой. Потому круг и получил название «Квинотвый».
Как мы уже сказали, точка отсчета – тональность C-dur, в которой отсутствуют знаки альтерации. Теперь от ноты C построим квинту – получим ноту G. Эта нота будет тоникой нашей новой тональности G-dur , в которой появится 1 знак – фа#. От ноты G строим квинту и находим следующую тонику – ноту D. Тональность D-dur имеет 2 диеза — фа# и до#.
Таким образом, каждая новая квинта будет открывать новую диезную тональность, в которой на 1 диез больше, чем в предыдущей. Так будет продолжаться пока количество диезов не достигнет 7.
Вот какая цепочка тональностей получится, если мы будем строить квинты от ноты До: Соль мажор (1 диез) => Ре мажор (2 диеза) => Ля мажор (3 диеза) => Ми мажор (4 диеза) => Си мажор (5 диезов) => Фа-диез мажор (6 диезов) => До-диез мажор (7 диезов). Дальше цепочка не может продолжаться, потому что все ступени уже повышены.
Пока понятно 24
Совсем запутался 18
Для минорных тональностей ориентиром будет тональность a–moll , которая также находится в верхней точке круга. По часовой стрелке от нее расположена цепочка параллельных минорных тональностей. Минорные тональности принято записывать маленькими латинскими буквами ( a – e – h – f# — с# — g# — d# — a# ).
А сейчас, давайте воспользуемся квинтовым кругом и определим сколько знаков в минорных тональностях. За точку отсчета берем тональность a–moll и прибавляем квинту. Получаем ноту e , которая служит тоникой в тональности e–moll (1 диез). Дальше строим квинту от ноты e, получаем тональность h-moll (2 диеза) и так дальше, пока не окажемся в тональности a#-moll, в которой все 7 нот будут повышены.
Вот какая цепочка тональностей получится, если мы будем строить квинты от ноты Ля: Ми минор (1 диез) => Си минор (2 диеза) => Фа# минор (3 диеза) => До# минор (4 диеза) => Соль# минор (5 диезов) => Ре# минор (6 диезов) => Ля# минор (7 диезов).
Бемольные тональности
Теперь от ноты До пойдем в другую сторону – против часовой стрелки. Тоники бемольных мажорных тональностей также расположены по квинтам. Вот как их найти на клавиатуре:
Принцип тот же: в тональности С нет знаков альтерации. Отсчитываем квинту, получаем ноту F – тональность F-dur — один бемоль при ключе. От ноты F строим квинту, получаем тональность B-dur , в которой 2 бемоля и так далее.
С каждой новой квинтой, мы будем получать следующую бемольную тональность, в которой на 1 бемоль больше, чем в предыдущей. Так будет продолжаться пока количество бемолей не достигнет 7. Вот какая цепочка тональностей получится, если мы будем строить квинты от ноты С в сторону противоположную ходу часовой стрелки: Фа мажор (1 бемоль) => Си-бемоль мажор (2 бемоля) => Ми-бемоль мажор (3 бемоля) => Ля-бемоль мажор (4 бемоля) => Ре-бемоль мажор (5 бемолей) => Соль-бемоль мажор (6 бемолей) => До-бемоль мажор (7 бемолей).
Думаю, вы уже догадались как считать минорные бемольные тональности. Точкой отсчета будет тональность a–moll, а квинты мы прибавляем в сторону противоположную ходу часовой стрелки. Вот какая цепочка тональностей получится: Ре минор (1 бемоль) => Соль минор (2 бемоля) => До минор (3 бемоля) => Фа минор (4 бемоля) => Си-бемоль минор (5 бемолей) => Ми-бемоль минор (6 бемолей) => Ля-бемоль минор (7 бемолей).
Как видите, совсем не обязательно заучивать количество знаков в каждой тональности. Достаточно запомнить следующее:
- Тональности считаем по квинтам
- Вверх – диезные, вниз – бемольные
- От ноты До – мажоры, от ноты Ля – миноры
- Каждая следующая тональность будет иметь на один знак больше
Как считать квартами
Вы вправе задать вопрос, почему круг называется Кварто-квинтовым, ведь о квартах мы не сказали ни слова. Ответ очень простой, взгляните на изображение:
Интервал, где в основании лежит нота До, а вершиной является нота Соль – называется Квинтой.
Если поменять ноты местами — в основание положим ноту Соль, а его вершиной сделаем ноту До, то получится интервал, который называется квартой.
На клавишах пианино — это еще более наглядно:
Как вы уже поняли, звуки одни и те же (До и Соль), но от их местоположения относительно друг друга, меняется величина интервала. Отсюда следует, что перемещаться по кварто-квинтовому кругу можно не только квинтами, но и квартами. Бемольные тональности мы считали квинтами в левую сторону, а можем считать их квартами, но в правую сторону:
На изображении ниже, вы увидите тоники диезных и бемольных тональностей. Красным цветом отмечены диезные тональности — они расположены по квинтам. Синим цветом отмечены бемольные тональности, расположенные по квартам:
Тоже самое и с диезными тональностями – их можно считать квартами в левую сторону:
Я не рекомендую вам использовать оба метода если вы новичок. Выберите наиболее удобный и пользуйтесь им, иначе велика вероятность запутаться.
Родственные тональности
Как вы догадались из названия, тональности могут быть родственными. При чем среди них есть как близкие, так и далекие родственники. Чем больше у тональностей общего – тем они ближе.
Выделить какой-то универсальный способ определения родственных тональностей довольно трудно, потому что каждый композитор определяет, чувствует и обосновывает взаимосвязь тональностей по-своему. Тем не менее, большинство музыкантов чаще всего пользуются системой Римского-Корсакова, которая делит тональности на 3 степени родства. Ее мы и рассмотрим.
Первая степень родства
В первую степень родства включены тональности, у которых больше всего общего – трезвучий и ключевых знаков. Однако ключевые знаки не являются основным признаком родства, это скорее внешний признак, на который не стоит полагаться.
Первую степень родства составляют 6 тональностей:
- Тональность параллельная тонике
- Тональность субдоминанты
- Тональность параллельная субдоминанте
- Тональность доминанты
- Тональность параллельная доминанте
- В мажоре — тональность субдоминанты, но в гармоническом (минорном) виде. В миноре — тональность доминанты, в гармоническом (мажорном) виде.
А теперь подробнее об этом на примере тональностей До мажор и Ля минор. Начнем с мажора:
- Тональность параллельная До мажору – Ля минор. У этих тональностей отсутствуют ключевые знаки, а значит все звуки у них общие.
- Тональность субдоминанты для До мажора – Фа мажор. Различаются эти тональности одним звуком – Си бемолем, который присутствует в тональности Фа мажор. Остальные звуки у этих тональностей общие.
- Тональность параллельная субдоминанте (Фа мажору) – Ре минор. Она также имеет ключевой знак — Си бемоль, который и делает разницу между До мажором и Ре минором.
- Тональность доминанты для До мажора – Соль мажор. Они обе имеют 6 общих звуков, как и вышеупомянутые тональности, за исключением Фа диеза, который присутствует в тональности Соль мажор.
- Тональность параллельная доминанте – Ми минор. Как и в случае с доминантой, между До мажором и Ми минором все звуки кроме Фа диеза будут общими.
- Под номером 6 находится тональность, которая будет исключением, и его нужно просто запомнить. Это тональность субдоминанты, но взятая в гармоническом виде, то есть в миноре. Получается, шестой тональностью для До мажора, станет Фа минор.
Теперь обратимся к минору. Принцип определения тональностей тот же:
- Параллель – До мажор
- Субдоминанта — Ре минор
- Параллель субдоминанты — Фа мажор
- Доминанта – Ми минор (натур. Вид)
- Параллель Доминанты – Соль мажор
- Шестой тональностью в миноре, будет доминанта в гармоническом виде, то есть мажорная доминанта – тональность Ми мажор.
Еще один способ определения ТПР
Для примера, как обычно, берем гамму без знаков альтерации – До мажор, и вспомним тональности, которые имеют первую степень родства к ней:
Возьмем их тоники и выстроим в ряд по принципу повышения ступеней:
А теперь вспомним как выглядит гамма До мажор:
Как видите, тоники тональностей первой степени родства лежат на ступенях гаммы исходной тональности. От каждой из этих нот, мы можем построить трезвучие (учитывая знаки альтерации или их отсутствие). Мы получим 6 трезвучий, которые также помогут определить первую степень родства. Тоника трезвучия обозначит название тональности, а окрас трезвучия (мажорный или минорный) обозначит лад тональности. В До мажоре получатся следующие трезвучия:
Вы уже заметили, что в тональностях До мажор и Ля минор, мы не использовали трезвучие от ноты Си. Это трезвучие уменьшенное и оно не имеет мажорной или минорной окраски. Соответственно, тональности Си мажор/Си минор также не используются.
Отсюда вытекает следующая закономерность:
Статья понравилась 19
Статья не понравилась 4
Вторая степень родства
Подробно рассматривать вторую и третью степень родства мы не будем, но коротко поясню что это такое.
В группе второй степени родства 12 тональностей. Их определяют следующим образом: для исходной тональности находят 6 тональностей первой степени, затем для каждой из них находят родственников первой степени. У 6 тональностей по 6 родственников, должно получиться 36 тональностей, но выделяют только 12 – тех, что появляются впервые — не повторяются.
Третья степень родства
Алгоритм поиска родственных тональностей един, поэтому вы могли догадаться, что тональности третьей степени родства, это тональности первой степени родства для тональностей 2-й степени родства. Короче говоря, все как в сетевом маркетинге.
Если вам интересно узнать об этом подробнее, читайте учебник гармонии авторами которого являются И. Дубовский, С. Евсеев, И. Способин.
Заключение:
Думаю, теперь вы согласны со мной – кварто-квинтовый круг – это самый быстрый способ вычислять знаки в тональностях.
Если у вас остались вопросы – пишите в комментариях, постараюсь ответить. Вступайте в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До скорых встреч!
Источник