Аккордом s35 до минор

Аккорды в тональности. Таблицы аккордов в тональности с примерами и описанием

Аккорды в тональности. Общая информация

Когда начинающие гитаристы пытаются сочинить собственную песню, то почти наверняка сталкиваются с вопросом – какие аккорды подобрать для нее? Очень часто они действуют интуитивно, используя уже знакомые паттерны из известных им песен. Однако в какой-то момент все их композиции становятся похожими друг на друга, и перед новичком встает вопрос – а как вообще подбирать аккорды в тональности? В этой статье содержится подробный ответ на этот вопрос, а также все необходимые материалы, чтобы полностью разобрать данную тему.

Виды аккордов

Для начала стоит вспомнить о построении аккордов и их видах.

Мажорные

Это трезвучия, имеющие «радостное», «торжественное» звучание. Они выстраиваются по схеме «тоника – большая терция – малая терция». То есть, аккорд C имеет в себе ноты До – Ми – Соль. Именно от них и происходит изменение ступеней и, как следствия, звучания трезвучия.

Минорные

«Печальные», «грустные» аккорды. На письме они обозначаются буквой m рядом с играющей нотой. Данные трезвучия выстраиваются по схеме «тоника – малая терция – большая терция». Аккорд Cm имеет ноты До – Ми♭ — Соль.

Читайте также:  Как записаны ноты для скрипки

Уменьшенные

Или аккорды dim . Уменьшенные аккорды могут быть только минорными, поскольку в них отсутствует характерная мажорная большая терция. Свое название они получили, поскольку выстраиваются по принципу «тоника – малая терция – малая терция». То есть, аккорд Cdim содержит ноты До – Ми♭ — F#

Аккорды с задержанием

Обозначаются как Sus . Они нейтральны по своему звучанию, и возможны в двух видах – Sus2 или Sus4, в зависимости от того, какая из ступеней поднимается. По аналогии с другими примерами, Csus2 имеет ноты До – Ре – Соль, а Csus4 – До – Фа – Соль.

С надстройками

Помимо этого, существует огромное количество аккордов, не подразделяющихся на какие-то группы. Они выстраиваются от уменьшения, увеличения, или добавления дополнительных ступеней в уже имеющееся трезвучие. Самый классический пример – септаккорд, который образуется при помощи добавления четвертой ноты в уже известное трезвучие. Кроме этого, можно увидеть кучу других примеров, с поднятой пятой, второй, и даже девятой или тринадцатой ступени – это уже джаз.

Тональность и ее ступени

Аккорды, входящие в тональность, неотделимы от ее ступеней. Их семь – и, по факту, это ноты, входящие в нее, выстроенные по определенному принципу. Они обозначаются римскими цифрами. Ступени всегда считаются от тоники – основной ноты тональности, и, как следствие, основного аккорда. Например, в тональности До-мажор будут следующие ноты – CDEFGAB. Те же самые ноты будут и в тональности Ля-минор, поскольку в соответствии с кругом тональности , они являются параллельными – то есть, содержат одинаковые звуки, но в разных последовательностях.

Соответственно, первая ступень в До-мажоре – это C, вторая – D, и так далее. Знание того, какие звуки содержатся в той или иной тональности, сильно поможет вам в дальнейшем подборе нужных аккордов.

Аккорды входящие в тональность – Таблицы

Ниже представлены две таблицы с аккордами в тональности, одна – для мажорных, другая – для минорных. Используя ее вы сможете гораздо проще и быстрее сочинять композиции, а также в скором времени запомнить, какие трезвучия какой тональности соответствуют.

Мажор

Минор

Паттерны аккордов в тональности

Как можно увидеть из таблицы, все аккорды в тональности подчиняются определенному паттерну. Тональность включает в себя как минорные, так и мажорные аккорды, и вам достаточно запомнить, как они идут друг за другом, чтобы точно знать, какое трезвучие сыграть в тональности в данный момент. Для примера мы возьмем тональность C мажор и D минор.

Мажор

Мажорный паттерн выглядит следующим образом, отталкиваясь от ступеней:

То есть, в классическом До-мажоре, аккорды распределены таким образом:

Особый интерес представляет собой аккорд Bdim. Дело в том, что стоит он здесь не случайно. Он построен таким образом, что именно внутри него все ноты соответствуют тональности До Мажор – B D F.

Минор

Минорный паттерн выглядит следующим образом:

На примере тональности D минор:

Возможные исключения

Стоит сказать о том, что при необходимости вы всегда можете вставить аккорд, который на первый взгляд не должен находиться в тональности. Для этого нужные трезвучия должны находиться на второй и третьей ступени – тогда вместо минорного аккорда можно сыграть мажорный, и оно будет походить. Однако это исключение работает только в мажорных тональностях.

Использование аккордов с надстройками

Если в песне используется септаккорд, вы всегда можете изменить его, добавив вместо седьмой ступени девятую, или любую другую. Аккорды с надстройками также можно использовать и как часть гармонии, главное, чтобы все ноты входили в тональность. Это разнообразит ваши аккордовые последовательности .

Примеры аккордовых прогрессий

Мажор

Am7 – D7 – Gmaj7 – именно так, это все еще мажор. В данном случае тоника – это G, а последовательность построена от джазового стандарта II – V – I.

Минор

Заключение

Для того чтобы правильно построить аккорды в тональности, требуется знать, какие в ней ступени, а также стандартные паттерны минорых и мажорных трезвучий. Пользуясь этими знаниями, а также таблицами, вы сможете без проблем сочинять интересные композиции, дополняя их необычными аккордами и добиваясь своего уникального звучания.

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

19 Replies to “ Аккорды в тональности. Таблицы аккордов в тональности с примерами и описанием ”

Большое спасибо! Отличная статья!

Почему в таблице Db и С# как отдельные тональности, это же одна нота?

Это называется Энгармонизм. Когда мы имеем две ноты с различными знаками альтерации (или их отсутствием в каких-то случаях) которые, по сути, на грифе это одна и та же нота. Все дело в формуле построения самой гаммы. Здесь у нас мажорная гамма построенная так Тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Следовательно, если вы построите ее от нот D♭ и C#, то вы получите разные ноты и это также отразится на построении самим аккордов. В общем, это в основном касается только теоретической части, на звучании это не отразится.

Я не понимаю от чего зависит минорность или мажорность аккорда в той или иной тональности, вот 1, 4 и 5 ступени обычно мажорные либо минорные. Чем это объясняется?

Здравствуйте. Мажорность и минорность зависит от интервалов, по которым строятся трезвучия. Отличие между минором и мажором заключается в следующем:

  1. Для мажорного аккорда при построении мы откладываем большую терцию от тоники (4 лада от тоники) + малую терцию (3 лада от III ступени). Если взять для наглядности аккорд До-мажор, то мы получим с вами его ноты До-Ми-Соль. Эти ноты находятся на I – III – V ступенях гаммы, которые мы построили по формуле описанной выше.
  2. Для минорного аккорда при построении мы откладываем малую терцию от тоники (3 лада от тоники) + большую терцию (4 лада от III ступени). Если возьмем аккорд Am то на ступенях I – III – V получим следующие ноты Ля-До-Ми.

Отвечая на ваш вопрос, от чего зависит мажорность или минорность, она зависит от первого построенного интервала от тоники. Если построена большая терция аккорд будет мажорный, если малая терция то минорный. Пятая ступень имеет интервал квинту от тоники в обоих вариантах.

Хочу еще добавить. От чего такая закономерность, что на 1-4-5 ступенях мы получаем мажорные аккорды, а на 2-3-6 минорные. Если взять для примера гамму До-мажор

C – D – E – F – G – A – B

и использовать формулы, которые написаны выше, то мы получим с вами аккорды, которые входят в эту тональность. Такая закономерность появилась из-за полутонов между нотами B-C и E-F.

Это я понял, а как объясняется конкретно то, что вторым аккордом в тональности до мажор я строю аккорд ре минор, третьим ми минор, почему не ми мажор например? Я вот про это. Как определить что строить на каждой ступени, минор или мажор? Я же от каждой ступени могу и ту ту формулу использовать и получится либо минор либо мажор.

Я вам как раз это и расписал. Из-за того что в любой гамме есть ноты между которыми полутон E – F и B – С, и складывается, что часть аккордов мажорные, а часть минорные.

Формула мажорной гаммы Тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон

Гамма До-мажор состоит из 7 нот C D E F G A B, каждая из которых находится на своей ступени, из количества следует, что их также семь.
Построим аккорд До-мажор, это I – III – V ступени данной гаммы, и он будет состоять из нот C – E – G. Интервалы между нотами C-E (большая терция 2 тона), между E – G (малая терция 1,5 тона). Т.к. в интервале между нотами E – G есть полутон (E-F) мы получаем интервал 1,5 тона. И таким образом у нас построен мажорный аккорд.

Дальше разберем ваш пример «Почему мы строим на II и III ступень Ре-минор и Ми-минор, а не мажорные аккорды?». Опять же вернемся к нашей гамме и отложим I – III – V ступени от ноты D (Ре). Получим следующие ноты D – F – A. В интервале между нотами D – F у нас есть полутон между нотами E – F, следовательно, всего между ними 1,5 тона, следовательно, это малая терция. А между нотами F – A полутонов нет, там 2 целых тона, т.е. большая терция. Т.к. между первыми двумя нота у нас построена малая терция и + большая терция, то мы получаем Минорный аккорд. Точно также со следующей ступенью гаммы До-мажор, с нотой E (Ми). Если в ней построить все аналогичным образом мы также получим минорный аккорд.

Это закономерность для любой Мажорной гаммы.

Надеюсь не запутал и вы сможете разобраться.

Мажорность или минорность зависит от способа звукоизвлечения, больше не от чего.

Источник

Обращения аккордов и гармонизация

Я тут начал копаться во всех возможных аккордах в гамме, и решил вам рассказать про “обращения” аккордов.

Что касается той кучи аккордов, в которой я копаюсь — пока у меня нет особых закономерностей в них. Но тема “обращений” аккордов там будет, поэтому почему не рассказать сначала о ней?

Научно: Обращение аккорда — видоизменение аккорда посредством перемещения звуков, при котором нижним тоном становится его терция, квинта или септима.

Не совсем понятно.

Аккорд — это три конкретных ноты.

Например: Если у нас есть аккорд C (до мажор) — в нём участвуют ноты C E G.

Это значит, что только эти ноты могут быть в “до мажоре”.

И, с другой стороны, если сыграны только эти ноты — то это определённо “до мажор”.

У до минор — другие ноты. А точнее — C Eb G. В любом наборе, порядке и последовательности.

Можно использовать все 10 пальцев, зажать CEGCEGCEGC — и это тоже будет просто “до мажор”. Или GGCECEG — тоже до мажор. CGEbEbGEbC — тоже до минор.

В любом наборе, в любом порядке. Правило одно — можно брать только ноты, входящие в аккорд.

Обращения касаются только “закрытых” аккордов. Это такие, расстояние между крайними нотами которых не больше октавы.

Открытые аккорды — наоборот — занимают больше места, и их намного НАМНОГО больше. И применение НАМНОГО шире. От ведения мелодии внутри аккордов и полифонии до акцентуации отдельных нот и создания настроения.

Всё, что выглядит как обращение или похоже на него, но больше, чем одна октава — уже попадает под категорию гармонизации аккордов.

Здесь мы будем использовать только закрытые аккорды, и “обращения”.

Уже упомянутый до мажор, если закрытый, может быть только в трёх формах:

Всё в пределах 12 полутонов (одной октавы) между крайними нотами.

Все остальные варианты — открытые аккорды, потому что между крайними нотами будет больше одной октавы. Например в аккорде G E C расстояние между G и C равна не 5 полутонам (тогда E не поместится между ними), а 17 полутонам (в октаве — 12).

Поэтому, давайте дадим более простое определение “обращения”:

Ненаучно: Обращение — это когда первая (самая низкая) нота в закрытом аккорде — не главная нота аккорда. Всё, кроме “CEG”.

Что теперь нам с этим делать?

Сначала сразу скажу, что мы здесь экспериментируем над мажором, но на его месте мог быть каждый. И грустный минор, и зажатый уменьшенный, и воздушный увеличенный, и всякие септ-нон-ундецима-мультиаккорды.

Обращения, к счастью, различаются и порядковым числом (первое обращение, второе обращение, итд), и названиями (напр.: квартсекстаккорд), и записью (С64), и звучанием!

Порядковый номер обращения:

“Обычный” аккорд — это нулевое обращение, и в этом случае нам не обязательно каждый раз уточнять, что обращение — нулевое (обычно пишут просто C, иногда пишут C53, как строение аккорда — терция и квинта).

Перенося по ноте на октаву вверх, номер будет расти.

G C E — это второе обращение аккорда до мажор (мы подняли C и E на октаву):

Первое обращение — C+октава — E G C:

Oczywiście (очивищте — очевидно), что третьего обращения быть не может, так как аккорд снова примет форму C E G — наше дефолтное нулевое обращение.

Зато в других аккордах обращений больше — в септаккордах 4 ноты, поэтому есть 4 варианта. У ундецимаккорда (C11) 6 обращений (аккорд состоит из 6 нот).

И аналогично с нонаккордами (C9 — 5 нот), терцдецимаккорди (C13 — 7 нот) и всеми другими аккордами.

При переносе нот на октаву вверх/вниз меняется и структура аккорда — интервалы между нотами.

Обычный мажорный аккорд всегда состоит из двух терций. Большой и малой. Про интервалы тут.

Простым языком, Между 1 и 2 нотой аккорда — 4 полутона — большая терция, между 2 и 3 — малая терция, а между 1 и 3 — 7 полутонов. 7 полутонов — это квинта.

В первом же обращении, у нас получается E G C, и расстояние между нотами уже другое:

E — G — 3 полутона — малая терция.

E — C — 8 полутонов — секста.

Первое обращение аккорда называется секстаккорд (С6). (не путайте с секстаккордом С6). Потому что расстояние между крайними звуками — секста.

Во втором обращении у нас аккорд G C E:

G — C — 5 полутонов — кварта.

G — E — 8 полутонов — секста.

Второе обращение называется квартсекстаккорд (С64). Потому что секста занята, а первый интервал в аккорде — это кварта.

Названия обращений септаккордов я просто приведу списком.

Главное — чтобы была понятна система, а какие именно там интервалы можно посмотреть самостоятельно.

Следуя тому, что нот у септаккорда четыре — обращений у него тоже четыре:

«Нулевое» — Септаккорд — б3+м3+б3 — обозначается: C7

Первое — Квинтсекстаккорд — м3+б3+м2 — пишется: C65

Второе — Терцквартаккорд — б3+м2+б3 — говорится: C43

Третье — Секундаккорд — м2+б3+м3 — знак: C2

Дальше уже начинает теряться смысл называть обращения аккордов (пять для нонаккордов, шесть для ундецима-, семь для терцдецима-). Их слишком много. Да и это уже настолько джаз, что пока мы все до такого уровня доучимся — мы уже многими другими путями всё, что я тут рассказываю, выучим и перевыучим.

Как тебе такое, парень?

А если закрытый аккорд:

Подведём полу-итоги перед следующим актом:

Начав с “до мажор” мы теперь знаем, что существуют такие аккорды как:

C2, C43, С53, C6, C64, C65, C7.

**Кто сможет не подсматривая все правильно назвать и объяснить? 🙂

Точно также можно получить обращения аккордов от других нот (расстояния между нотами задают тон (и название) всему аккорду), получая D6, Fb65, A#2, и всякое такое.

И точно также можно “обращать” не только мажор, но и любой тип аккорда — мажоры, миноры, уменьшенные, увеличенные, всякие свои мультиаккорды. Только помните — чем меньше нот — тем скучнее — но и тем сложнее ошибиться.

И наконец мы пришли к звучанию. Мы же о музыке говорим!

Зачем же нам в нашей музыке обращения?

**Стоит уточнить, что в музыкальной группе обращения аккордов считаются со всех инструментов. И какое обращение гитарист не возьмёт, басист — играющий ниже — сыграв тонику вернёт аккорд в открытое нулевое обращение. Но это так. Академщина.

А вот в обращениях много полезного!

Самое распространённое — это уменьшить количество новых клавиш при сменах аккордов.

Например при прыжке с C на Am банальнее всего будет шагнуть целой рукой с до на ля:

Так у нас сменились вообще все клавиши.

А если мы, вместо Am возьмём Am6 (CEA), то нам будет достаточно только сдвинуть один палец на один “шаг”:

Звучит это божественно и намного более “целостно”.

Умело пользуясь обращениями, можно всю композицию поместить внутри одной октавы (как мы рассматривали выше в посте/посту) — меняя по одной ноте за раз, и получая очень плавное и переливающееся звучание.

**Цель — не «внутри октавы» а «плавный звук«

Естественно, если по задумке автора нужно внести раздор, напряжение, динамику и скорость — то это достигается обратным путём. Более резкие переходы между аккордами, ноты не входящие в гамму, много чего можно.

Все клавиши сменились.

Другое простое применение — это использовать обращения какого-то аккорда, чтобы разнообразить мелодию. Например, во второй половине куплета, или в каких-нибудь других повторениях. Обращение аккорда не влияет на его функцию в гармонии (гармония). И тонический аккорд всегда будет тоническим, в каком обращении он бы ни был.

**В отличие от «широких» аккордов, которые могут вносить больше диссонансов.

В джазе обращения тоже очень часто используются. Ну а почему бы нет? Они умные, успевают обдумывать не только какие клавиши жать в импровизации, но и как вести повествование гармоническими сменами. Поэтому, чем чутче человек чувствует внутренние мотивы — тем более точные инструменты ему нужны для их выражения.

И, наконец, субъективные оценки:

Первое обращение аккорда поднимает тонику на октаву, поэтому может звучать более ярко, но при этом всё ещё оставаться тоническим аккордом.

Второе обращение аккорда — начинается с пятой ступени — звучит менее стабильно и вносит немного смуты.

Третье обращение септаккордов — из-за того, что первый интервал — секунда, звучит злобно и немного сбито.

В полу-заключение скажу, что не бойтесь экспериментировать!

Все ошибки можно списать на внезапный джаз.

А все победы нас продвигают ещё дальше в музыке!

В следующем посте я постараюсь собрать небольшой набор лайфхаков, как сменять аккорды в композиции. Из той кучи, в которой я сейчас копаюсь.

Источник

Оцените статью