Аккордовые формы для гитары

Содержание
  1. Аккордовые формы для гитары
  2. Построение аккордов на гитаре. Таблица и формулы строения аккордов.
  3. Построение аккордов на гитаре. Вводная информация
  4. Чем полезно умение строить аккорды и как применять эти навыки?
  5. Немного теории для начала
  6. Строение трех типов аккордов
  7. Трезвучия
  8. Септаккорды
  9. Расширенные аккорды
  10. Как строить аккорды на гитаре?
  11. Первый способ – формула и гамма
  12. Способ второй – интервалы
  13. Формулы аккордов
  14. Формула трезвучий
  15. Формула септаккорда
  16. Формула расширенного аккорда
  17. Дополнительные формы аккордов
  18. Add-аккорды
  19. Omit-аккорды
  20. Надстройки
  21. Система CAGED
  22. Полная таблица формул построения аккордов
  23. Практические советы
  24. ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
  25. 12 Replies to “ Построение аккордов на гитаре. Таблица и формулы строения аккордов. ”
  26. Добавить комментарий Отменить ответ
  27. Обзор Сайлент-гитары Yamaha SLG200NW
  28. Как записывать акустическую гитару дома
  29. Правила ухода за гитарой от Артёма Дервоеда
  30. Фразировка на гитаре. Учимся выражать музыкальные мысли

Аккордовые формы для гитары

Раздел будет дополнен.

Аккорд — это созвучие, состоящие как минимум из трех разных по высоте звуков. Таким образом, согласно данному определению, трезвучия — это тоже аккорды. Более того, трезвучия — это простейшие аккорды, на основе которых, посредством дополнительных ступеней, альтерации основных и дополнительных ступеней, добавленных тонов и т.д., образуются более сложные септаккорды, доминантсептаккорды, альтерированные септаккорды и т.д.

В данном разделе рассмотрим аккорды на основе трезвучий, трезвучий с добавленными тонами и аккорды с задержанием.

Приведем таблицу с характерным строением аккордов и вариантами буквенно-цифрового обозначения, она аналогична таблице в разделе Трезвучия:

Для игры аккордов на основе трезвучий на всех шести струнах удваивают ступени трезвучий. Тут, конечно, подошли бы обращения трезвучий на шести струнах, но аппликатуры обращений таковы, что их играть можно только мелодически, последовательно извлекая звуки, для одновременного извлечения всех звуков они не подходят. Эта задача была решена упрощенными аппликатурными формами в рамках октавных позиций, получившими название аккордовые формы.

Читайте также:  Ныне силы небесныя львовский ноты для мужского хора

Аккордовые формы — это аппликатурные решения аккордов, соответствующие пяти классическим аппликатурам мажорных аккордов от нот E, D, C, A, G в открытой позиции. Обозначаются как Ef-Df-Cf-Af-Gf (также EDCAG или CAGED).

E D C A G
Ef Df Cf Af Gf

На схемах отмечено положение тонической ноты (первая ступень) аккорда в данной аппликатуре. Помнить положение тонических нот в каждой аккордовой форме необходимо для того, чтобы применить ту или иную форму для конкретного аккорда. Аккорды F и B в открытой позиции берутся соответственно в форме Ef и Af:

Таким образом, мы имеем пять аккордовых форм Ef-Df-Cf-Af-Gf, каждой из которой соответствует свой «образ» аккордовой формы*:

Каждая аккордовая форма, в свою очередь, соответствует определенной октавной позиции:

Аккордовые формы и «образы» аккордовых форм помогут нам лучше видеть взаимосвязи и параллели в аппликатурах, начиная от октавных позиций и заканчивая ладами и гаммами. Так же мы будем пользоваться «образами» самих аккордов, там где будет нужно показать применение их конкретных аппликатур.

Приведем во всех пяти аккордовых формах мажорные аккорды F и C. Вместо нулевого порожка будем использовать указательный палец левой руки — прием барэ:


Если нанести на гриф все аккордовые формы одного мажорного аккорда, мы получим схему, из которой видно, что на требуемом участке грифа всегда можно взять нужный аккорд в той или иной аккордовой форме:

Основное назначение аккордовых форм — систематизация аппликатур различных типов аккордов для игры с тоникой от любой ноты на требуемом участке грифа. Такая систематизация позволяет избежать заучивания большого количества аппликатур. Несмотря на то, что аккордовые формы привязаны к мажорным аккордам, их можно ассоциировать и с другими типами аккордов (естественно, с учетом отличий в ступенях) и таким образом, нужный аккорд сыграть в любой аккордовой форме.

Чаще встречается обозначение аккордовых форм, как CAGED (caged — с англ., заключенный в клетку), однако, мы будем исходить из последовательности EDCAG, так как в этом варианте лучше просматривается их ассоциативная взаимосвязь с октавными позициями.

Как было сказано выше, практически любой тип аккорда от людой ноты можно взять в каждой из пяти аккордовой форме. Некоторые аппликатурные решения в той или иной форме могут быть не очень удобны для игры, но практически всегда, методом замены или исключения того или иного тона, аккорд можно упростить до приемлемой к игре формы.

Приведем аппликатуры минорного, увеличенного и уменьшенного аккордов в открытых позициях в сравнении с аппликатурами мажорного аккорда и в ассоциации с аккордовыми формами:

E D C A G
Ef Df Cf Af Gf
Em Dm Cm Am Gm
E+5 D+5 C+5 A+5 G+5
Edim Ddim Cdim Adim Gdim

Как видно из выше приведенной схемы, чем сложнее аккорд и больше у него отличий от основных аккордов (трезвучий), тем, соответственно, больше отличий в их аппликатурах. Но основное правило неизменно:

Любой тип аккорда можно построить в одной из пяти октавных позиций, и, таким образом, получить одну из аккордовых форм для него; перемещая вдоль грифа эту аккордовую форму в привязке к тонической ноте, играть нужный аккорд с основным звуком от любой ноты.

Таким образом, теперь мы можем привести аппликатуры для каждого типа аккорда во всех пяти аккордовых формах:

Ef Df Cf Af Gf
мажорный аккорд
m — минорный аккорд
+5 — увеличенный аккорд
dim — уменьшенный аккорд

Поэтому не стоит запоминать все возможные варианты аппликатур для каждого аккорда, запоминать нужно формы и положение основного звука (I-ступень, тоника) в них. Более того, многие аккорды в одной и той же октавной позиции можно играть разными аппликатурами. Анализируйте и, главное, слушайте, выбирая для игры ту или иную аппликатуру, пробуйте сами найти наилучшее для Вас решение. А в разделе Основные аккорды приведены схемы аккордов с наиболее распространенными и удобными для игры аппликатурами.

Каждой ступени диатонической или условно-диатонической гаммы соответствует определенный тип трезвучия (см. раздел Трезвучия). Так как основные аккорды — это, по сути, и есть трезвучия, только с удвоенными ступенями для игры на более чем трех струнах, каждой ступени гаммы соответствует, аналогичный трезвучию, определенный аккорд. Следующие схема — это развитие схемы, приведенной в разделе Трезвучия, в которой обозначены минорные и мажорные ступени натуральной мажорной гаммы (и параллельной минорной), и добавлены обозначения соответствующих типов аккордов.

Упрощенная схема для натурального мажора будет аналогична схеме трезвучий, так как условные обозначения аккордов соответствуют обозначениям трезвучий:
M m m M M m m-5 натуральный мажор
m m-5 M m m M M натуральный минор

Приведем аппликатурные схемы для условно-диатонических ладов:


Теперь запишем упрощенно для всех выше приведенных ладов, начиная с натурального мажорного лада, все аккорды (а значит и трезвучия), которые строятся на их ступенях:

M m m M M m m-5 натуральный мажор
m m-5 M m m M M натуральный минор
m m-5 +5 m M M m-5 гармонический минор
m m +5 M M m-5 m-5 мелодический минор
M m-5 m/M m M m-5 m-5 гармонический мажор
M m-5 m-5 m m +5 M мелодический мажор
M M m-5 m-5 m m +5 лидийско-миксолидийский мажор
m +5 M M m-5 m-5 m дорийско-фригийский минор
M M m-5 m m-5 +5 m фригийский мажор

Для запоминания этих последовательностей аккордов см. Игра гамм трезвучиями и Игра гамм аккордами раздела Упражнения.

* см. С. Попов «Музыкальное и аппликатурное мышление гитариста»

Источник

Построение аккордов на гитаре. Таблица и формулы строения аккордов.

Построение аккордов на гитаре. Вводная информация

Аккорды – это одна из основ любой музыки. Почти все песни, так или иначе, строятся вокруг звуковых прогрессий, которые выражаются как раз трезвучиями – и умение их построить важно для любого музыканта. Таким образом, вы сможете сочинять свои композиции, а также делать их более разнообразными, лучше задавать тон песни и ее настроение. Построение аккордов – это навык, освоить который просто необходимо. Именно этому и посвящена данная статья.

Чем полезно умение строить аккорды и как применять эти навыки?

Если кратко – то без этого умения вы не сможете сочинять музыку. Вам совершенно точно не хватит классических 12 аккордов, и вы так или иначе начнете искать новый звук. И только когда вы научитесь выстраивать другие трезвучия – с повышенными ступенями и подобным – тогда вы и расширите свои музыкальные возможности.

Кроме того, вы сможете использовать свои навыки и в солировании. Вы уже будете знать, как строятся аккорды, и поэтому сможете легко обыгрывать их в соло-партиях своей музыки. Это звучит очень красиво и всегда к месту.

Немного теории для начала

Аккордом называют три или более звучащие одновременно ноты, которые расположены между собой в определенном порядке, или интервале от основного звука. При этом внутри него считаются только разные звуки – то есть одновременно звучащие три октавы не считаются за аккорд. Все они подчинены одному принципу построения. В случае мажорного аккорда это «тоника – большая терция – малая терция», а в случае минорного – «тоника – малая терция – большая терция». Это стандартная схема, от которой отталкиваются уже все остальные сочетания. Она никак не меняется, к ней только добавляются новые звуки – так называемые ступени, которые входят в гамму, и добавляют настроение. То, как это происходит, разнится между собой.

Строение трех типов аккордов

Ниже представлены способы построения трех наиболее популярных типов аккордов, которые можно быстро выучить и применять на практике.

Трезвучия

Собственно, это именно то, что мы описали в самом начале своей статьи. Самый стандартный тип, который используется повсеместно во всех музыкальных композициях. Строятся они по следующему принципу:

Мажорное трезвучие – «тоника – большая терция – малая терция».

Минорный аккорд – «тоника – малая терция – большая терция».

Попробуйте самостоятельно строить их на своем инструменте – и уже потом отталкивайтесь от того, что получилось.

Септаккорды

Септаккорд – это аккорд с четырьмя звуками, последний из которого стоит от тоники в интервале малой септимы. Построить его очень просто – помимо трех стандартных нот зажмите еще одну, которая находится через пять полных тонов от тоники. Например, в случае с аккордом A это будет нота G.

Доминантсептаккорд – это частный случай септаккорда. Он всегда мажорен, и всегда находится на пятой ступени гаммы, которая входит в тональность.

Расширенные аккорды

Это – собирательное название для всех аккордов, которые используют другие интервалы в дополнение к основным. Очень важно, чтобы ноты использовались в гамме, иначе это будет образовывать сильный диссонанс, и не считаться аккордом.

Попробуйте подставить к стандартным трезвучиям дополнительные ноты. Например – добавить к аккорду C ноту G#, что даст довольно напряженное и необычное звучание, а также позволит без проблем двигать его по ладам. Пробуйте – на самом деле добавлять можно почти все из 12ти нот, и это будет давать какое-то звучание и интересные последовательности аккордов .

Как строить аккорды на гитаре?

Первый способ – формула и гамма

Первый способ подразумевает то, что вы точно знаете тональность, а также все ноты, которые входят в нее. Итак, вы просто знаете, как выстраивается каждый из аккордов, и таким образом просто подставляете нужные ноты. Это довольно просто, когда вы зазубрите все гаммы и формулы выстраивания аккордов. До этого же это будет проблематично, и вы будете часто путаться.

Пример:

Гамма C (До-мажор) = C D E F G A B C

Способ второй – интервалы

Это гораздо проще, чем способ, обозначенный выше. Вы учите то, какие интервалы отстраиваются от тоники самого аккорда в определенной комбинации – и отталкиваетесь уже от этого. Этот способ намного проще, потому что не требует заучивания гамм – поскольку все интервалы и так уже входят в гамму. Однако это может немного запутать вас, однако с опытом все выправится.

Формулы аккордов

В данном разделе собрана краткая информация, специально для того, чтобы вы лучше понимали, как подбирать аккорды.

Формула трезвучий

Мажорное трезвучие: Тоника – большая терция – малая терция.

Минорное трезвучие: Тоника – малая терция – большая терция.

Формула септаккорда

Мажорный септаккорд: Тоника – большая терция – малая терция – малая септима.

Минорный септаккорд: Тоника – малая терция – большая терция – малая септима.

Формула расширенного аккорда

Мажор: Тоника – большая терция – малая терция – любой другой интервал.

Минор: Тоника – малая терция – большая терция – любой другой интервал.

Дополнительные формы аккордов

Помимо основных форм, существует еще несколько дополнительных, которые применяются, не так часто, и для формирования которых потребуется знать ноты на грифе .

Add-аккорды

Все очень просто. Add-аккорды – это трезвучия, к которым была добавлена определенная ступень. Он обозначается так – сначала пишется тоника, после этого – номер добавляемой ступени.

Omit-аккорды

Это – прямая противоположность add-аккордам. Так обозначаются трезвучия, в которых пропущена определенная базовая ступень. Для того, чтобы построить его, просто заглушите одну из трех основных нот аккорда.

Надстройки

Надстройки, или же аккорды со слешами, это трезвучия, к которым добавляется дополнительная тоника другого аккорда. Как правило, ступени добавляются по гамме выше, чем основная нота. В данном же случае добавляется нота ниже, чем основная тоника. Как правило, это переходные аккорды, которые часто используются при переборе.

Система CAGED

На гитаре все гораздо проще. Вместо того, чтобы запоминать построение и способы дополнения аккордов, мы можете воспользоваться системой аккордовых форм. Вам необходимо просто выучить то, как вы зажимаете аккорды на первых трех ладах – и после этого просто переносить их по грифу, опуская и поднимая. Таким образом запоминать построение трезвучий становится гораздо легче.

Примеры:

Полная таблица формул построения аккордов

Практические советы

Применяйте все полученные знания на практике. Стройте аккорды в своих песнях, изменяйте их и старайтесь разнообразить свою игру.

Следите за другими песнями, – какие аккорды используются там, и старайтесь понимать, как они строятся. Кроме того, запоминайте их и применяйте в своих песнях.

Выучите интервалы – это сильно поможет.

Выучите то, как строятся гаммы.

Выучите то, как считаются ступени и ноты.

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

12 Replies to “ Построение аккордов на гитаре. Таблица и формулы строения аккордов. ”

Это все крайне сложно и потому ввергает в уныние. Куча непонятных и сложных терминов, без которых за игру на гитаре и браться не стоит. И понятно становится, что если человек не оканчивал консерваторию, то ему как неспециалисту в эту область лучше не лезть. Самый лучший демотивирующий материал

Нужно начинать с малого, разобраться можно и без консерватории. Ничего супер сложного здесь нет. Просто на первых порах нужно углубится в детали и найти способ понять как все работает.

Здравствуйте. Для начала скажу, что обожаю Ваш сайт, тк очень много полезностей. Но когда встречается такое, становится грустно и непонятно, куда пойти за ответом. Я закончила консерваторию и хоть убейте меня не могу понять откуда в ля-минор-септаккорде нота соль-диез.
Вы пишете: «Доминантсептаккорд – это частный случай септаккорда. Он всегда мажорен, и всегда находится на пятой ступени гаммы, которая входит в тональность. Именно поэтому случае с построением минорного аккорда обязательно поднимайте ноту на полтона выше седьмой ступени. То есть, для создания аккорда Am7 вам надо зажать G#.»
— о чем идет речь? «именно поэтому случае»… что это значит…
— «обязательно поднимайте ноту» — какую. их в септаккорде 4 штуки
— выше седьмой ступени чего? исходной тональности? или седьмой ступени строимого септаккорда? и зачем ее повышать если минорный септаккорд отличается от мажорного первым интервалом — в мажорном идет большая терция, а в минорном малая…
Возможно, я что-то понимаю неправильно? Но если уж я не смогла в музвышкой разобраться, то простые люди без музыкального образования уж точно не поймут и пройдут мимо…

Пожалуйста, исправьте ошибку.

Здравствуйте. Спасибо за развернутый комментарий. Информацию исправил.

Вопрос такой: почему по теории и таблице в до мажоре три ноты, а играется аккорд как до ми соль ДО. Откуда вторая до взялась то?

Аккорд До-мажор состоит из 3 нот До-Ми-Соль, в самом же аккорде на гитаре участвует 5 нот если начинать с 5 струны, то они будут C-E-G-C-E. Две последние ноты здесь как дополнение, чтобы аккорд звучал более объемно и полноценно. Но в целом структура по формуле остается такая же и в аккорде звучат только 3 ноты.

В пункте про септаккорды — «помимо трех стандартных нот зажмите еще одну, которая находится через семь полных тонов от тоники». Та самая нота находится через пять полных тонов )

Спасибо, что сообщили про ошибку. Текст исправили

В разделе «Формула аккордов» вместо квинты ошибочно указаны разного рода терции.

Роман, написано все верно. В этом разделе указаны формулы построения разных типов аккордов. Подробную статью про квинт-аккорды читайте здесь http://pereborom.ru/kvint-akkordy-na-gitare-shemy-pauer-akkordov/

Видимо вторая терция имеется ввиду не от тоники, а от первой терции, поэтому в мажоре написано большая-малая, а в миноре малая-большая.. а если считать от тоники, то конечно квинта

Владимир, все верно. В формулах написанных текстом интервал 3 ноты написан от 2-ой, не от тоники. Для удобства, ниже есть таблица с формулами в цифрах.

Добавить комментарий Отменить ответ

Обзор Сайлент-гитары Yamaha SLG200NW

Как записывать акустическую гитару дома

Правила ухода за гитарой от Артёма Дервоеда

Фразировка на гитаре. Учимся выражать музыкальные мысли

Источник

Оцените статью