Аккордовые замены для гитары

Тритоновая замена

Тритоновая замена

Философская сторона тритоновой замены

Давайте сначала выясним, для чего вообще применяется какая-либо замена аккорда. Зачем вообще что-либо менять, если и так все классно?

  • Делают это для разных целей, но основное применение — это изменение аранжировки, для достижения определенных целей в звучании.
  • Второе назначение — это изменение оригинальной аккордовой последовательности в реальном времени, т.е. во время исполнения какой-либо композиции, и делается это тоже для достижения определенного результата в звучании.

Очень похожие пункты, но с практической точки зрения стоит их разделять.

  • Ещё одно назначение — развитие голосоведения. Регармонизация предоставляет намного больше вариантов в движении голосов и этим часто пользуются.
  • Связанный с предыдущим, но тем не менее важный сам по себе — изменение линии баса

Есть и другие случаи, но это в принципе основные, для чего вообще делать тритоновую замену.

И здесь, я хочу сделать важную ремарку. Регармонизация — это такая импровизация гармонией, манипулирование оригинальными аккордами и построение своей собственной аккордовой линии. Но это совсем не задача импровизатора! Т.е. так делать можно, но совсем не обязательно, и более того, если вы не уверены в том, что вашу замену подхватят и услышат другие музыканты, то лучше ограничиться оригинальной гармонией (имеется в виду регармонизация в реальном времени).

Хотя, надо сказать, знание и практика аккордовых замен, это хороший инструмент для обучения, особенно такая эффектная и простая регармонизация, как тритоновая замена.

Читайте также:  Укулеле как бас гитара

Перейдём к технической стороне

В первую очередь, тритоновая замена — это чисто джазовый приём. Не применяйте ее, если не хотите «джазового» звучания.

Тритоновая замена работает только для малых мажорных септаккордов (доминантсептаккордов), для других аккордов не работает. Или работает, но с предварительным превращением оригинального аккорда в малый мажорный. Т.е. здесь, как минимум две техники имеют место быть: изменение структуры аккорда на доминантовую и затем тритоновая замена.

Любой малый мажорный септаккорд содержит большую терцию и малую септиму. Это два главных звука септаккорда.

Давайте возьмем пример от До и пока уберем из него квинту.

А вот и суть тритоновой замены: меняем басовую ноту на ноту, отстоящую на тритон. Тогда, мы получаем новый малый мажорный септаккорд, в котором есть те же самые терция и септима, но в другом порядке. Тот звук, который был терцией, стал септимой, а тот, который был септимой, стал терцией. Как вы понимаете, энгармонизм не имеет значения в данном случае, и этим можно свободно пользоваться.

Отсюда можно сделать вывод, что это влияет в первую очередь на линию баса. Гармонический инструмент играет, как он и играл, главные звуки септаккорда. А бас получает дополнительную возможность. И басисты взяли на вооружение эту технику.

Это также создаёт очень красивое плавное соединение голосов в кадансовых оборотах. Например в II V I.

Но самое прекрасное не в этом. Самое прекрасное в том, какими ладами это все обыгрывать.

Предположим, пианист не стал убирать квинту из аккорда и сыграл его целиком: C E G Bb. Но басист сыграл тритоновую замену. Тогда звуки пианиста по отношению к басу получились следующими:

И получился новый аккорд: F#7b9#11. Какая красота (:

Всего есть 2 популярных варианта ладов на такую гармонию: альтерированный (суперлокрийский) и уменьшенный полутон-тон.

Но мы пойдём дальше и предположим, что пианист сыграл нонаккорд, а не простой септаккорд: C E G Bb D.

И вот тогда варианты ладов стали более ограничены. F#7b9#11b13 и это есть F#7alt, т.к. квинта и нона у него расщеплены. Об этом можно прочитать здесь.

И если пианист сыграет в конце концов малый мажорный терцдецимаккорд: C E G Bb D A, то получается все тот же F#7alt.

Вырисовывается некоторая взаимосвязь. Что, если мы сделаем обратную тритоновую замену F#7alt?

Тогда мы получим C13#11. А вот и взаимосвязь, тритоновая замена лидийской доминанты даёт альтерированную доминанту и наоборот!

Получается, что если поверх C7 вы играете C альтерированный, то вы будто делаете тритоновую замену в вашем соло.

Кстати, обратите внимание, что это так же одна из причин, почему ундецима в чистом виде редко применяется (чаще повышенная). Это помимо того, что звучит она не очень хорошо. Хотя это тоже очень спорно.

То же самое происходит и с уменьшенной гармонией, можете проверить сами или дождаться статьи про уменьшенные гармонии))

Поэтому я упомянул, что нужно быть уверенным в себе и в других музыкантах, с кем вы и играете, чтобы пользоваться всеми этими заменами.

Подведём итог. Тритоновая замена — это преимущественно замена для басистов. Для соло это работает, как замена миксолидийского или лидийского доминантового ладов на альтерированный и наоборот. В аранжировке используется повсеместно.

Источник

Гитара


Тритоновая замена аккордов

Иногда в песне некоторые аккорды заменяются на «родственные». Наиболее часто употребляется тритоновая замена (замена доминантсептаккордов). Суть замены такова: меняем аккорд на совершенно новый, то есть меняем основную басовую ноту аккорда. Правило замены таково: всякий доминантсептаккорд можно заменить аккордом того же класса, то есть доминантсептаккордом, отстоящим от него на увеличенную кварту или уменьшенную квинту — три тона (6 ладов на гитаре).

Таблица по тритоновой замене доминантсептаккордов
Аккорд C7 С # 7 D7 D # 7 E7 F7 F # 7 G7 G # 7 A7 A # 7 B7
Замена F # 7 G7 G # 7 A7 A # 7 B7 C7 С # 7 D7 D # 7 E7 F7

Естественно, Вы можете в заменяемом аккорде ставить все его модификации. Например, E7 меняем на A # 7. Значит, в зависимости от композиции, можно попробовать применить модификации A # 7 (A # 75-, A # 75+, A # 76).

Метод основан на гармоническом равенстве доминантсептаккордов с пониженной квинтой, основные тоны которых находятся на расстоянии в три тона. Используя этот метод можно значительно разнообразить ваше исполнение той или иной песни.

Возьмем самую простую схему из трех аккордов в тональности Ля.

По Ля минору
Схема движения: Am Dm E7 Am
Модификация1 Am Dm A # 7 Am
Модификация2 Am Dm A # 75- Am
Модификация3 Am Dm A # 76 Am
По Ля мажору
Схема движения: A D E7 A
Модификация1 A D A # 7 A
Модификация2 A D A # 75+ A

Вы видите насколько можно разнообразить композицию, делая тритоновую замену. Заучите таблицу замены и попробуйте применить ее в своей практике. Ниже на рисунке показаны аккорды по Ля минору из нашей таблицы с тремя допустимыми модификациями (7, 75-, 76).

Источник

Аккордовые замены ( базовые принципы) Часть 1

Решил создать небольшой конспект по аккордовым заменам. Не знаю пока сколько пунктов получиться. Первая часть уложилась в 10.
Итак, проверяем свои знания:
Краткая шпаргалка по аккордовым заменам ( часть 1)

1) Любой доминантовый аккорд (7) можно заменить на аккорд тоника которого отстоит на тритона от исходного. Например, C7 заменяем на Gb7. Данная замена называется тритоновой
2) Любой аккорд доминанты (V7) можно заменить исходя из вышесказанного на неаполитанскую доминанту (IIb). ( Db7 вместо G7 в С мажоре)
3) Аккорд субдоминанты (IIm7), можно логично связать с заменой доминанты и получить хроматический каданс типа IIm7-IIb-I
4) Аккорд тоники вне каденции можно заменить на верхнюю медианту (IIIm7 или Em7 для мажора). Для прерванной каденции можно использовать любые медианты кроме верхней ( Например VI,VI7,IIIb,IIIbm,IIIbdim)
5) К любому доминантовому аккорду можно добавить еще один доминантовый. Это может быть двойная доминанта, а также ее тритоновая замена. В более редких случаях сочетаются тритоновые замены и исходные аккорды побочных доминант.
6) Любой доминантаккорд можно изменить используя надстройки, альтерации и их сочетания. Всего насчитывается более 60 вариантов видоизменений.
7) Тонический аккорд d мажоре может принимать следующие виды — мажор,maj7,6,add6,add9,6/9, mMaj7
8) Аккорд II или мин

Источник

Уроки джаза >Тритоновая замена

Запаситесь терпением и усидчивостью. Если Вы учитесь играть на электрогитаре в стиле джаз, этот урок Вам просто необходим к изучению.

Тритоновая замена — одна из самых часто применяемых аккордовых замен в джазе. К этому приему джазовые гитаристы прибегают вновь и вновь, занимаясь изучением особенностей игры соло и аккомпанемента. Но не всегда ясно, что именно имеется в виду под тритоновой заменой.

Давайте разберемся с этим важным и так здорово звучащим приемом. В рамках этого урока мы займемся разбором различных аккордов, гамм и арпеджио, чтобы вы смогли успешно применять принцип аккордовой замены на практике.

Сегодня вы научитесь использовать арпеджио септаккордов и аккордов 7#11 для построения тритоновой замены в аккордовой прогрессии ii V I. Так вы сможете значительно повысить свой уровень игры и поймете, как легко и быстро можно создавать такие же интересные и захватывающие соло, как это делает ваш любимый джазовый гитарист.

Что же подразумевается под тритоновой заменой?

Для начала разберемся в теории тритоновой замены. После этого мы будем готовы к переносу этой информации на гитарный гриф . Проще говоря, тритоновая замена представляет из себя вот что: у нас есть септаккорд V7, например, D7 в примере ниже. Мы замещаем его аккордом bII7. В нашем примере это Ab7.

Это работает, потому что третья и седьмая ступени одинаковы для обоих аккордов. То есть, третья и седьмая ступени аккорда D7 (F# и C) одновременно являются седьмой и третьей ступенями аккорда Ab7 (Gb(F#) и C). Именно благодаря этому, эти аккорды могут так легко заменять друг друга при игре аккомпанемента и соло.

Проработайте следующий пример. Обратите внимание на то, что звучание обеих аккордовых прогрессий — ii V I и ii bII I — очень схоже, но ощущаются они по-разному. Причина этому — особое движение басовых нот в каждой прогрессии.

Тритоновая замена в арпеджио септаккорда

Мы разобрались в сущности тритоновой замены. Теперь давайте перенесем эту идею на гитарный гриф, чтобы вы смогли применить ее в игре соло и импровизаций. Для начала стоит выучить арпеджио аккорда bII7, чтобы впоследствии применять его в соло на фоне аккорда V7 в рамках аккордовой прогрессии ii V I, как показано в первом примере.

По возможности, разберите аппликатуры этих арпеджио во всех 12 тональностях по всему грифу. Затем попробуйте сыграть соло на фоне аккордовой прогрессии ii V I (например, под соответствующий минус). Используйте арпеджио ii bII I из примера ниже.

Когда вы сможете уверенно играть эти арпеджио, попробуйте применить к данной аккордовой прогрессии любое арпеджио септаккорда, которое вы знаете. Так вы сможете использовать эту идею для игры в любой позиции на грифе и будете без проблем пользоваться ей на практике.

Чтобы помочь вам, мы записали пример фразы на фоне прогрессии ii V I в тональности G мажор. Здесь арпеджио bII7 играется поверх аккорда V7 (такт 2). Разберитесь с этой фразой в тональности G мажор. Затем перенесите ее в другие знакомые вам тональности, чтобы понять, как она будет звучать в разных позициях по всему грифу.

После этого вы можете придумать 4-5 собственных фраз на основе той же идеи — арпеджио bII7 поверх аккорда V7. Ну и конечно, приступайте к игре соло на фоне прогрессии ii V I, отрабатывая только что придуманные фразы и сочиняя новые на базе тех же арпеджио.

Тритоновая замена в арпеджио аккорда 7#11

Этот подход можно развивать дальше. Например, можно применить его при использовании аккорда 7#11 для тритоновой замены в такте 2 аккордовой прогрессии ii V I (см. пример ниже).

Арпеджио bII7#11 отлично сочетается с гармонией V7, так как ступень #11 аккорда bII — это та же нота, что и тоника аккорда V7. Это видно на примере ниже — нота D одновременно является #11 ступенью аккорда Ab7 и тоникой аккорда D7. Разберите аппликатуры арпеджио в примере ниже и начинайте играть соло с их применением на фоне прогрессии ii V I. Так вы услышите, как звучит аккорд 7#11 поверх аккорда V7 в данной прогрессии.

Чтобы успешно пользоваться этими приемами на практике, можете взять любое арпеджио септаккорда, которое вы знаете (на любых струнах) и просто понизить третью ноту (пятую ступень), чтобы превратить это арпеджио в арпеджио 7#11.

Это поможет вам лучше понять и почувствовать звучание арпеджио 7#11 без необходимости изучения кучи новых аппликатур. Вы сможете создавать новые фразы и ходы, основываясь на том, что вам уже знакомо, ведь вы трансформируете арпеджио септаккордов в арпеджио 7#11, изменив всего одну ноту.

Вот пример того, как фраза, основанная на арпеджио bII7#11, ложится на аккорд V7 в такте 2 аккордовой прогрессии ii V I в тональности G мажор. Как только вы сможете играть эту фразу уверенно, перенесите ее в другие тональности, а затем начинайте импровизировать и сочинять собственные фразы на основе тритонового арпеджио bII7#11 в том же контексте.

Очевидно, что арпеджио септаккордов и 7#11 позволят вам легко применять тритоновую замену в прогрессии ii V I. Этот прием значительно разнообразит ваши джазовые импровизации.

Испробуйте его уже на следующей репетиции! Ну и конечно, изучая тритоновые арпеджио, не забывайте о собственных идеях! Удачных вам экспериментов!

Мэтт Уорнок (Matt Warnock) — основатель и владелец mattwarnockguitar.com — бесплатного Интернет-ресурса, где гитарист любого уровня сможет найти сотни полезных уроков и материалов для дальнейшего развития и совершенствования. Мэтт живет в Великобритании. Он преподает предмет «Исполнение популярной музыки» (Popular Music Performance) в Университете г. Честера (University of Chester). Также Мэтт — член экзаменационной комиссии Лондонского музыкального колледжа (London College of Music) и объединения преподавателей игры на гитаре «Registry Guitar Tutors».

Замена аккордов — это, пожалуй, самый необходимый прием для гитариста. Чтобы все песни не были похожи друг на друга, обязательно нужно заменять аккорды.

Источник

Оцените статью