Актуальные темы по фортепиано

«Актуальные проблемы современного фортепианного обучения»
статья по музыке

Проблематика исполнительской техники разработана глубочайшим образом в трудах великих пианистов — классиков XX века, но в основном для взрослых, или уже играющих детей. Накоплен огромный педагогический репертуар из произведений различных стилей школ и эпох.

Скачать:

Вложение Размер
aktualnye_problemy_obucheniya_statya.docx 20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкально-хоровая школа «Апрель» имени Владимира Ионовича Михайлусова города Димитровграда Ульяновской области»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ФОРТЕПИАННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Современный рояль (фортепиано) в достигнутом техническом и звуковом состоянии находится более 100 лет. Проблематика исполнительской техники разработана глубочайшим образом в трудах великих пианистов — классиков XX века, но в основном для взрослых, или уже играющих детей. Накоплен огромный педагогический репертуар из произведений различных стилей школ и эпох.

Но по-прежнему остаётся вопрос: как сыграть “Детскую музыку” Прокофьева, когда ребенка это еще интересует, т.е. в 7-9 лет, а уровень сложности этих пьес по программе относится к 5-6 классу (это 11-12 лет), когда этих детей уже не интересуют «детские» пьески, а интересуют более сложные «романтические» произведения: «Лунная соната», «Турецкое рондо» Моцарта, «Ноктюрны» Шопена и др. Проблема эффективного, быстрого и комфортного для ребёнка обучения игре на фортепиано до сегодняшнего дня остаётся актуальной, как актуальна и проблема подготовки педагогов-пианистов, владеющих всеми навыками современного музыкально — педагогического мастерства.

Новых способов игры на рояле не придумали, хотя композиторы конца 20 века (Губайдуллина С., Щедрин Р., Денисов, П. Булез и др.) пополнили репертуар пианистов произведениями с необычными сонорными эффектами: алеаторическими “формантами” (квадрат, варьируемый по желанию исполнителя), кластерами, игрой по струнам (Слонимский), эпизодами с эффектами речи исполнителя и т.д.

И, более того, есть тенденция к упрощению музицирования по части технических возможностей: — совместное ансамблевое музицирование на основе элементарных музыкальных эффектов, что возможно даже для неподготовленных участников — шумовые сочетания, отдельные звуки в любых регистрах и ритмических рамках. Для подготовительного периода или начала занятий, активизации интереса и творческого воображения ученика эти формы музицирования вполне доступны и интересны.

Традиции высокой (классической) культуры заключаются в сохранении наиболее значительных явлений человеческого духа как в литературе, в живописи, архитектуре, философии, так и в музыкальном искусстве и, в частности, в фортепианном исполнительстве. Репертуар современного пианиста включает в себя все лучшие образцы музыкальных стилей предыдущих эпох. Несмотря на то, что инструментарий (клавир) претерпел значительные преобразования, по-прежнему востребованы сочинения Рамо, Куперена, Баха, Генделя, Моцарта и Гайдна, Равеля, Чайковского и Мусоргского и многих других композиторов прошлого. Но чтобы эти сочинения звучали в соответствии с замыслом композитора, с присущей ему манерой, артикуляцией и выразительными средствами, необходимо знать и владеть этими средствами исполнения, необходимо их изучать.

И сегодня нужны эффективные результативные методики, помогающие ребёнку быстро и легко ориентироваться в нотном тексте и на рояле, помогающие ему реализовать своё эстетическое и музыкальное чувство.

Отсюда вытекают главные сверхзадачи и цели музыкального образования и обучения, которых я придерживаюсь и ставлю в основу процесса обучения:

I — Научить ребенка понимать музыкальный язык и его:

мелодия — это речь, декламация, пение, мелодекламация (речитатив);

гармония — это цвет музыки: напряжённость («краснота») доминант, «вопросительность» субдоминант, или покой тоники, магнетизм и сила Кадансов и т.д.

динамика — это результат взаимодействия мелодии + гармонии + фактуры;

жанр влияет на размер, энергию движения,

размер (метр) определяет форму движения, пластику рук и т.д.

тонально-ладовая структура — влияет на форму произведения, его архитектонику и кульминацию.

звук имеет тембр, тембр требует своего туше (способа касания клавиши), туше ведёт к определенному штриху и артикуляции, которая влияет на музыкальный образ произведения, музыкальный образ возбуждает дальнейшее воображение исполнителя и т.д.

интонации складываются в мотивы,

мотивы сливаются во фразы,

фразы — в предложения, предложения в — периоды, и рождается целостная форма произведения на основе сквозного ладо — гармонического тяготения.

II — Научить технике игры, очень сложной и трудоемкой части исполнительства:

  • освоить процессы релаксации аппарата (освобождения), и соответствующие упражнения для этого;
  • освоить процессы быстрой мышечной мобилизации через идеомоторные представления правильных игровых ощущений; штрих — это комплекс образных (слуховых) представлений и физических ощущений, переходящий в навык — приём, symbol или «штамп» в положительно профессиональном смысле;
  • освоить технологию активных, развивающих движений и упражнений через взаимодействие всех частей аппарата (4-х, -5-ти ступеней уровней веса), на основе музыкальных представлений (слухо-моторный комплекс) и рационально организованной тренировки.

III — Способствовать развитию индивидуальных особенностей художественной натуры ученика: реализации его личности, самосознания, накоплению им эмоциональных, духовных впечатлений для дальнейшей самостоятельной деятельности (участие в концертах, в конкурсах, игра в ансамбле, чтение с листа, сочинение, самостоятельное разучивание любимых пьес и т.д.).

IV. — Научить профессиональному способу (навыку) мышления в процессе регулярных занятий:

  • активному, требовательному слуху — вслушиванию в процесс создания звука, интонации, мотива, фразы и т.д.
  • слуховому контролю за ритмической энергетикой — внутридолевой, долевой, внутритактовой, фразировочной и т.д.
  • мышечному контролю за уровнями веса руки при считывании длительностей, долей такта, сильных и слабых тактов и т.д.
  • сценической выдержке, сценическому поведению, умению направлять стратегический слух (внимание), опережая звукоизвлечение, успевая корректировать будущее звучание от предыдущего, выстраивая перспективу, и управлять необходимыми эмоциями.

Каждый из этих разделов обширен и труден, а их объединение в органический сплав представляет собой суть “комплексного” метода музыкальной педагогики. Сокращая или уменьшая один из перечисленных разделов, педагог непременно дезориентирует мышление ученика, создавая одностороннее представление об исполнительском искусстве.

Комплексный метод предполагает, на мой взгляд, не только методику и принципы занятий, знания, умения, навыки по обучению детей игре на фортепиано, но и возможность расширить представление обучающихся о последних научных достижениях в психологии, структуре и работе человеческого мозга и сознания, которое управляет всем комплексом способностей человека, его музыкальным восприятием и воспроизведением на основе творческого воображения.

1) Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство. — М.: «Музыка», 1974.

2) Бочкарев Л. Л. Психология музыкальных способностей.- М.: Институт психологии РАН, 1997.

3) Выготский Л. С. Психология искусства. – М.: Просвещение, 1975.

4) Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1976.

5) Юдовина-Гальперина Т. Б. За роялем без слез, или я – детский педагог. — С-Пб.: Союз художников, 1996.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким ст.

Статья «Духовно-нравственное воспитание личности актуальная проблема современного педагогического образования» Филиппова Высшие смыслы и ценности .

Презентация-приложение к статье по теме: «Духовно-нравственное воспитание личности актуальная проблемасовременного педагогического образования.».

Презентация к выступлению на семинаре. Тема «Актуальные проблемы современной молодежи глазами самой молодежи».

Игровые формы организации занятий, которые способны выступать в качестве действенного средства обучения, повышения познавательной активности на уроках химии, повышения качества знаний.

В статье изложены краткие сведения об актуальных проблемах современного образования, а также ключевые аспекты, которые привели к проблемам в образовании.

Научная статья по теме выпускной квалификационной работы.

Источник

Методическое сообщение «Современные формы и приемы работы преподавателя с учащимися в классе фортепиано»

Данная работа посвящена современным формам и приемам работы преподавателя с обучающимися в классе фортепиано. Изучение этой темы является особенно актуальным, поскольку такие методы и приемы в сочетании с традиционными позволяют добиваться больших результатов в процессе обучения. Важно также заметить, что такие способы работы в большинстве своем являются личностно ориентированными, то есть, они учитывают личностные индивидуальные особенности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Методическое сообщение «Современные формы и приемы работы преподавателя с учащимися в классе фортепиано»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Верхнеднепровская детская школа искусств»

« Современные формы и приемы работы преподавателя с учащимися

в классе фортепиано».

Воронежская Светлана Анатольевна

II. Современные формы и приемы работы преподавателя с учащимися в

2.1. Процесс обучения ученика детской музыкальной школы в классе фортепиано………….…………………………………………………………….

2. 2. Роль психологических факторов в работе педагога на уроках в классе фортепиано……….……………………………………………………………….9

2. 3. Основные тенденции, методы музыкальной фортепианной педагогики в современных условиях.……………………………………………………

2. 4. Использование информационных технологий в музыкальной школе при обучении игре на фортепиано……………………………………………. 22

Данная работа посвящена современным формам и приемам работы преподавателя с обучающимися в классе фортепиано. Изучение этой темы является особенно актуальным, поскольку такие методы и приемы в сочетании с традиционными позволяют добиваться больших результатов в процессе обучения. Важно также заметить, что такие способы работы в большинстве своем являются личностно ориентированными, то есть, они учитывают личностные индивидуальные особенности учащихся.

Главная цель работы — рассмотреть современные формы и приемы работы преподавателя с обучающимися в классе фортепиано.

В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:

1. Раскрыть основные направления процесса обучения ученика детской музыкальной школы в классе фортепиано.

2. Охарактеризовать роль психологических факторов в работе педагога на уроках в классе фортепиано.

3. Рассмотреть основные тенденции, методы музыкальной фортепианной педагогики в современных условиях.

4. Указать возможности использования информационных технологий в музыкальной школе при обучении игре на фортепиано.

5. Ознакомить с методикой Т. А. Симоновой.

II. Современные формы и приемы работы преподавателя с учащимися в

2.1. Процесс обучения ученика детской музыкальной школы в классе фортепиано

Важнейший принцип фортепианной методики – твердое и систематическое руководство всем процессом обучения со стороны педагога. В музыкальных заведениях оно осуществляется на основе индивидуального плана, предусматривающего те сочинения, которые должны быть пройдены обучающимся.

Удачный подбор репертуара способствует быстрым успехам обучающегося, и, наоборот, ошибки, допущенные в этом отношении, могут вызвать нежелательные последствия. Индивидуальный план должен быть действительно индивидуальным, отвечающим задаче воспитания данного ребенка. Педагогу необходимо вводить в план музыкальные сочинения, которые помогли бы ярче и скорее раскрыть обучающегося, развить все его лучшие качества.

Выбирая репертуар, преподаватель должен обязательно учитывать задачи идейно-воспитательной работы, а также расширять кругозор обучающегося, знакомя его с важнейшими стилями, жанрами, формами, с творчеством наиболее значимых композиторов. А также нужно иметь в виду и задачу полноценного развития пианизма ребенка, что требует работы над разнообразными формами фортепианной фактуры.

После того, как план будет намечен, педагогу полезно его сопоставить с планом предыдущих лет. При этом иногда яснее обнаруживаются изъяны в процессе подготовки обучающегося. недостаточное внимание к каким-то сторонам художественного воспитания.

Планы подготавливаются к началу каждого полугодия. К годовому экзамену педагог составляет характеристику обучающихся, где отмечает успеваемость за год, отношение к работе, степень выполнения плана, успехи, недостатки.

Реализация этого многогранного плана воспитания и обучение каждого ребенка протекает в значительной мере в классе. Естественно поэтому, что каждый урок надо рассматривать, как одно из звеньев в общей цепи процесса.

Реализации плана воспитания современный педагог умеет органично и качественно сочетать с выполнением ближайших задач. Кратко они заключаются в следующем: необходимо проверить то, что было сделано дома, поработать в классе над произведением, дать задание для обучающегося к следующему уроку.

Работа над произведением — это не только прослушивание их и высказывание замечаний по поводу исполнения. Важно, чтобы ученик в присутствии педагога поискал нужную звучность, добился лучшего воплощения формы, хорошей педализации и так далее. Таким образом возникает возможность практически научить основным принципам работы над произведением и преодолению различных трудностей. Это особо необходимо для личностного развития ребенка.

Большую роль в проведении урока может оказать предварительная подготовка к нему. Прежде всего педагогу необходимо разносторонне и тщательно изучить весь репертуар обучающихся.

Формы же урока могут быть крайне разнообразны. Так, например, Фильд немного прибегал к словесным объяснениям, но много показывал на инструменте. Антон Рубинштейн, наоборот, много говорил по поводу исполнения, но сам никогда не показывал тех произведений, над которыми работал. Современный мир не ограничивает нас в возможностях показа лучщих вариантов исполнения музыки.

Иногда возникает вопрос о последовательности работы над учебным материалом. С чего целесообразно начинать урок: с этюдов, с художественного материала или с жанровых произведений? Обычно полезно начинать работу над тем, что особенно важно на данный момент, и что может занять больше времени. Если нужно пройти большой репертуар – целесообразно на одном уроке детальнее заняться какой – то частью произведения, а на следующем остальными.

Чтению нот с листа нужно уделять внимание как можно больше. Обязательно читать на каждом уроке, давать читать с листа и дома, выбирать музыкальные произведения, учитывая пожелания ребенка.

Каким образом следует осуществит проверку домашнего задания? Надо прослушать все, что обучающийся принес на урок. Слушая ребенка, необходимо хорошо запомнить все особенности его игры, чтобы затем указать на недостатки и достоинства. Не следует слишком загружать внимание обучающегося множеством замечаний. Неопытные молодые педагоги обычно этим грешат.

Следует отметить, что исполнение на уроке музыкальных произведений педагогом не всегда полезно. Слишком частое исполнение им каждой новой пьес может затормозить развитие инициативы обучающегося.

Немного о словесных объяснениях. Современный педагог должен уметь говорить о музыке, говорить образно, увлекательно. Но словесные объяснения и образные сравнения только тогда достигают цели, когда они близки и понятны ребенку. При работе с подвинутыми учениками используйте отдельные образные сравнения, касающиеся характера звука, различных деталей или целого.

Сейчас многие педагоги прибегают и к другим способам раскрытия содержания сочинений, например, к эмоциональному воздействию на ученика с помощью «дирижирования». Речь идет о жестикуляции, имеющей целью раскрыть характер фортепианного произведения. Надо помнить, что данный «маневр» может подавить инициативу ребенка, если крайне эмоциональный педагог использует данный вариант работы часто.

Большое значение имеет на уроке фиксирование в дневниках не только объема материала, но и характер работы над ним. Приучайте маленьких музыкантов с первых шагов к большей самостоятельности и пишите крупными печатными буквами, чтобы ребенок мог сам прочесть задание! Это непременно будет способствовать повышению качества домашней работы.

Также помните, что большое воспитательное значение имеют отметки. Но педагог должен быть вполне уверен, что обучающийся понимает, почему получил тот или иной балл.

Важнейшую роль имеет домашняя работа обучающегося. Необходимо помочь ребенку в составлении дневного расписания. Особое внимание нужно обратить на качество домашней работы, приучать с первых лет занятий заниматься так, чтобы ни одна минута не пропадала зря, а ребенок имел возможность отдохнуть между занятиями в двух школах.

Чтобы хорошо организовать домашнюю работу ученика, надо знать условия, в которых он проживает. Многие родители чрезмерно опекают детей, превращаются в репетитора, лишают его всякой самостоятельности. Но в основном, музыкальные занятия детей происходят без должного внимания со стороны мам и пап, в большинстве своем родители не понимают даже, что ребенку вредно играть на расстроенном инструменте, что ему нужно заниматься ежедневно. Поэтому педагог должен проводить постоянную работу с родителями, доходчиво объяснять, что они могут следить за его занятиями в положенное время, создать необходимые условия для выполнения домашнего задания.

2. 2. Роль психологических факторов в работе педагога на уроках в классе фортепиано

К музыкальной педагогике в целом сегодня предъявляются новые требования. Современные фортепианные методики основаны на всестороннем развитии музыкальных способностей обучающихся. Благодаря изучению игры на инструменте дети получают новые знания, навыки, развивают исполнительскую инициативу, и за счет этого активно формируются музыкальные способности в целом.

Современная методика обучения игре на фортепиано тесно связана с многочисленными психологическими факторами в работе преподавателя.

На начальном этапе очень важно, чтобы педагог поддержал желание заниматься музыкой, а не загасил его. Первые требования для малышей могут быть непонятными, например. когда речь идет о требованиях, касающихся правильной посадки, постановки рук, пальцев. Значит, от преподавателя сразу требуется особое терпение и понимание.

Эпоха, в которой проходит процесс обучения музыке, также определяет его стиль. Социальная структура сегодняшнего общества сильно изменилась, появились новые музыкальные направления, подрастающее поколение теперь имеет другие музыкальные вкусы и пристрастия. Современный педагог должен быть осведомлен об этих новых веяниях в мире музыки, уметь находить общий язык с обучающимися.

Инновационные методики музыкального образования в большей мере ориентирована на личность ребенка. Поэтому, уроки необходимо выстраивать таким образом, чтобы у обучающегося была возможность развить свои творческие качества, а не только приобрести определенные навыки и знания. Традиционная методика в большей мере опирается на передачу классических знаний и опыта, тем не менее, на современном этапе следует сочетать традиционные методики и современные методы, которые развивают индивидуальные качества детей и развивают их творческий потенциал.

Необходимо также учитывать возрастные особенности обучающихся. К примеру, для детей младшего школьного возраста характерны двигательные способности, наличие постоянной потребности в движении. Соответственно, объяснять приемы исполнения необходимо, исходя из того, насколько они соответствуют уровню мышления детей, их физическому развитию. Процесс обучения сейчас необходимо выстраивать по степени усвоения материала, постепенного возрастания сложности. Также необходимо учитывать тот факт, что детям в возрасте шести-семи лет трудно сосредотачиваться на длительное время. Из всего этого следует, что такие обучающиеся нуждаются в игровой форме обучения. Используйте такие формы, и тогда урок будет не таким утомительным для ученика.

Кроме того, педагогам нужно знать, что детям трудно запомнить все то, что уже было выучено на уроке. А значит, целесообразно возвращаться к пройденному ранее материалу. А еще следует избегать принуждения ребенка к быстрой реакции, так как это может вызвать страх и беспокойство. Дети мыслят в конкретных образах, соответственно, объяснять музыкальные термины и приемы преподавателю необходимо на примере тех явлений, которые хорошо знакомы обучающемуся.

Так называемый переходный возраст требует особого внимания. Это период перехода от детского состояния и мировосприятия ко взрослому. Активный физический рост становится причиной неравномерности в развитии сердечно-сосудистой системы, и ребенок становится вспыльчивым, раздражительным. Особенно сильно это отражается на публичных выступлениях, когда обучающийся может нестабильно исполнять хорошо выученные произведения. Тогда может наблюдаться потеря интереса к творческой деятельности. В таких случаях преподавателю следует менять методы, которые являются привычными, осуществлять поиск новых форм, приемов и средств воздействия, чтобы не травмировать психику ребенка. Тут в большей мере необходимо ориентироваться на личностные индивидуальные особенности обучающихся.

В целом, профессия преподавателя — музыканта на сегодняшний день связана с отличным знанием психологии детей, поскольку именно он закладывает основу для выработки позиции ребенка по отношению к музыке. Педагог как личность оказывает достаточно сильное влияние на обучающихся, именно по этой причине ему следует обладать высокого уровня культурой общения, умением находить нужные слова и методы, которые бы помогали сохранять интерес к обучению на фортепиано.

В выборе репертуара также следует учитывать психологические особенности и нервную организацию обучающихся. Многие допускают ошибку — пытаются двигать ученика ускоренными темпами, не учитывают его возможности. Как результат, здесь могут быт психологические травмы.

Новый современный подход к обучению связан с принципом, согласно которому центральная фигура в процессе обучения — ученик. И его личность гармонично развивается посредством музыки. Перед преподавателем стоит комплексная задача воспитания творческой личности, которая сможет показать себя в любой сфере деятельности. Поэтому на уроках в классе фортепиано очень важно создавать атмосферу доброжелательности, уважения, поддержки.

В процессе обучения педагогу также следует обратить внимание на воспитание таких качеств, как внимание, воля, самостоятельность мышления, умение и желание трудиться. Именно эти качества являются залогом успешного обучения игре на фортепиано. Конечно же, воля не может возникнуть без заинтересованности в процессе обучения. Здесь возможно использовать различные методы, которые обогащают урок и дают ученику ощущение радости творчества.

Таким образом, как справедливо отмечает Е.О. Исаева, «обращение к детскому творчеству как к методу воспитания — характерная инновационная методика музыкальной педагогики, что обусловлено следующими факторами: поиски новых методов обучения, помогающих высвобождению творческих способностей детей, воспитательная ценность детского творчества как путь познания, доступность творчества всем детям, а не только одаренным. Под способностью к творчеству или креативностью ребенка, как сейчас принято говорить, понимают его творческие возможности и готовность к созиданию нового в процессе музыкальной деятельности, что придает ей творческую направленность. Занятия искусством снимают нервно-психическое напряжение детей, заряжают положительной энергией, создавая эмоционально-положительный настрой на обучение. Таким образом, успешность обучения игре на фортепиано зависит от многих составляющих, среди которых психологический аспект занимает не последнее место. Пробуждение интереса к занятиям стимулирует волю обучающегося, что ведет к сосредоточенности внимания, развивает самостоятельность мышления ребенка, воспитывает умение трудиться — таков механизм, по которому формируются основные умения и навыки в классе фортепиано, если рассматривать этот процесс с точки зрения психологических особенностей».

2. 3. Основные тенденции, методы фортепианной педагогики в современных условиях.

Современная музыкальная педагогика отличается следующими основными тенденциями:

— включенность музыки в общую систему гармонического воспитания личности;

— расширение репертуарных возможностей;

— обогащение репертуара за счет старинной, современной музыки;

— усиление внимания к развитию слухового воспитания и творческих навыков учащихся;

— создание особой музыкальной среды для всестороннего воспитания ребенка;

— усиление интенсификации педагогического процесса;

— особое отношение к традициям в сфере преподавания музыки.

На первых уроках в классе фортепиано необходимо особое внимание уделять подбору по слуху, навыкам транспонирования, чтения с листа, педагогу следует больше показывать, чтобы обучающийся накапливал опыт слушателя. Большую роль играет ознакомление с нотной грамотой.

На сегодняшний день целесообразно сочетать разные методики в обучении, как традиционные, так и инновационные. Из традиционных методик выделим методику Е. Гнесиной. Далее полезно включать современные интенсивные методики обучения игре на фортепиано, среди которых можно выделить методики Т.Смирновой, В. Мальцева.

Чтобы обучающийся не терял интереса к занятиям, можно включить «занимательную» методику Л.Никольской, также уделять внимание импровизациям, собственным сочинениям и подбору по слуху знакомых мелодий. Хорошие результаты здесь всегда дают комплексные авторские методики (А.Артоболевской, И. Кривицкого, Е. Тимакина).

Фортепианный урок представляет собой основную форму педагогического процесса. Педагогу следует использовать различные типы уроков, например, тематические уроки. Для обучающегося необходимо четко сформулировать домашнее задание и обязательно его проверить. Причем, следует использовать разные формы проверки той работы, которую ребенок проделал дома. И как уже отмечалось ранее, важна атмосфера доброжелательности на уроке.

При подборе репертуара следует ориентироваться на то, что произведения должны гармонично сочетаться, выявлять исполнительские и технические достоинства ученика, а также помогать детям преодолевать звуковые, технические, ритмические недостатки. Очень важно на уроках фортепиано работать над расширением музыкального кругозора обучающихся.

Конечно же, овладение игрой на фортепиано невозможно без выработки определенных навыков и развития способностей:

— двигательно – технические способности;

Первый этап работы на уроке фортепиано — знакомство обучающегося с музыкальным произведением. Данный начальный этап работы обусловливает необходимость расширения интеллектуального уровня ребенка, развития синтетического мышления, обогащения музыкального багажа. Поэтому этап ознакомления с музыкальным произведением имеет свои особенности. Мы должны помнить, что первые впечатления от знакомства с произведением искусства оказывают немаловажное воздействие на дальнейшее музыкальное развитие обучающегося. Современные методики обучения игре на фортепиано базируется на таких принципах, которые предполагают воспитание художественных и творческих качеств маленького пианиста. И согласно этим принципам, приобщение ученика к искусству начинается с первых уроков. С самого начала должна проводиться работа по выработке навыков вслушивания в музыкальную речь, проникновения в ее смысл и структуру, формированию умений работы над качеством звучания. При этом слуховое воспитание желательно осуществлять на музыкальном материале, доступном и интересном для учащегося.

Также на начальном этапе следует провести беседу с обучающимся о том, кто создал произведение, в какую эпоху оно было сочинено, и соответственно, какая манера исполнения и стиль будут применяться.

Далее необходимо провести более глубокий анализ произведения: дать характеристику образного строя, сюжетной линии, рассмотреть элементы музыкального языка. На этом этапе главная задача преподавателя заключается в построении живой и содержательной беседы. Беседа должна обязательно сопровождаться показами. Ученикам старших классов можно порекомендовать книги, посвященные автору разбираемого произведения. Хорошо, если после проведенной беседы преподаватель попросит обучающегося выполнить такие творческие задания:

— описать свое эмоциональное впечатление,

— охарактеризовать художественное содержание произведения;

— в устной форме произвести музыкально-теоретический анализ,

— проговорить авторские ремарки;

— проанализировать основные технические приемы.

Естественно, что творческие задания ребенок должен выполнить в присутствии своего педагога, который корректирует ответы ученика.

На втором этапе урока непосредственно начинается исполнительский анализ. Авторский текст изучается здесь ещё более глубоко. Грамотный, осмысленный анализ текста создает основу для верной организации работы в дальнейшем. Время, занимаемое разбором музыкального произведения и качество его анализа, будут разными для обучающихся различной степени одаренности. Однако, в любом случае на данной ступени проведения урока преподаватель должен следить за тем, чтобы в выполнении заданий обучающегося не было небрежности. Следует помнить, что любая «случайная» неточность игры в самом начале работы ведет к искажению музыкального образа, а ошибки, допущенные при разборе нотного текста, часто прочно укореняются и тормозят дальнейшее разучивание пьесы.

Подробный анализ авторского текста целесообразно проводить, используя такие методические приемы:

— возврат на определенное расстояние;

— простукивание или прохлопывание ритмического рисунка каждого из голосов до игры на инструменте;

— метод «унификации ритмики»;

— прочтение вслух всех нот;

— проигрывание голосов одним пальцем вне ритма;

— «осторожное» проигрывание» (осмысленная игра, не допускающая никаких ошибочных вариантов),

— игра вне ритма с предварительным названием каждого пальца;

— беззвучное контактирование пальцев с клавишами;

— вычленение простого из сложного;

— преувеличенный, гиперболизированный показ отдельных элементов музыкального материала;

— метод наводящих вопросов;

— «звук — слово» или подстрочный текст (подтекстовка);

— «нескучные способы борьбы с трудными местами».

А теперь подробнее рассмотрим наиболее сложные из приемов:

1. Суть метода «унификации ритмики» состоит в том, что долгие звуки предварительно дробятся на несколько более коротких повторяющихся звуков, (соответствующих соседним длительностям), а паузы заполняются извлечением какого-либо подходящего аккорда. Так обучающийся предельно наглядно усваивает временные расстояния.

2. Осознание клавиатурного рисунка вовсе не то же, что расшифровка нотных знаков: ученики. особенно младших классов, даже правильно прочитав нотный знак, не всегда находят нужную клавишу на инструменте. Здесь очень полезен метод проигрывания мелодии одним пальцем вне ритма.

3. Метод сольфеджирования и свободное от неточностей «осторожное проигрывание» являются основными способами, ведущими к слуховому осознанию высотности мелодического рисунка.

4. Метод игры с предварительным названием пальца и метод беззвучного контактирования пальцев с клавиатурой способствует наилучшему запоминанию нотного текста и, что немаловажно, устранению желания быстро играть последующие звуки.

5. Руководствуясь методическим приемом вычленения простого из сложного, можно облегчить восприятие музыки, временно фиксируя внимание ученика на определенных заданиях.

6. Велика роль распространенного в практике метода исполнительского показа как средства, подсказывающего пути овладения конкретными исполнительскими задачами.

7. Для активизации самостоятельности полезен метод наводящих вопросов. Например, «Что тебе в этой пьесе совсем не удалось?», «Красиво ли это прозвучало?» и другие.

8. Суть метода «звук — слово» или «подстрочный текст» заключается в том, что к музыкальной фразе, к интонационному обороту подбирается словесный текст. Это позволяет обучающемуся точнее почувствовать выразительность музыки. 9. С учениками младших классов полезно воспользоваться методом «нескучных способов разучивания», рекомендуемый Г. Хохряковой. Процесс разучивания таким методом состоит из нескольких этапов:

а) Учитель предлагает обучающемуся «покататься» на руке учителя. Рука ребенка должна почувствовать себя «пассажиром самолета, задремавшим в удобном кресле». При этом ученик хорошо ощущает движение, сущность штрихов. Его чуткость обострится еще больше, если глаза будут закрыты.

б) Игра ансамблем. Вдвоем легче достигается целостность и хорошее качество исполнения.

в) Способ игры через «увеличительное стекло». Такой способ позволяет «рассмотреть» все переплетения звуков, вслушиваться в звучание, оценивать все движения в очень медленном темпе.

г) Способ «поделим трудности на двоих» позволяет провести соревнование на ловкость, по-очереди проигрывая трудное место. Конечно, учитель нарочно иногда не успевает или промахивается.

д) Если обучающийся не соглашается с аппликатурой, ему предлагается придумать свой вариант и доказать, что он лучше. Педагог, естественно, защищает аппликатуру, проставленную редакторами.

е) Разучивание с конца. При этом варианте нужно сыграть последнее построение, потом начать «на шаг» раньше, и так приближаться к началу трудного места. Делить текст нужно не механически, а подчиняясь логике музыкальной речи.

ж) Игра «замри — отомри». Педагогу необходимо исполнить произведение, а обучающийся в любой момент будет командовать: «Замри!». Как только будет сказано «Отомри!», игра продолжается. Потом учитель и ученик меняются ролями. Задача преподавателя — удачно выбрать момент остановки.

На третьем этапе фортепианное произведение оформляется в единое художественное целое. Здесь особо важно достичь целостности в исполнении:

— посредством развития навыка перспективного слухового мышления и антиципации (умения представлять результаты своего действия еще до его осуществления);

— достижения ровного и незатрудненного исполнения (по нотам и на память);

— преодоления двигательных трудностей в сложных пассажах и элементах музыкального материала;

— углубления выразительности игры;

— уточнения характера звучности (распределение силы звука, педализации);

— учета темповых изменений автора (редактора).

Здесь целесообразно использовать такие методы работы:

а) пробно проигрывать пьесу целиком;

б) проводить занятия в «представлении» (работа без инструмента);

в) заниматься дирижированием;

г) сопоставлять небольшие фрагменты произведения из разных его частей;

д) многократно повторять, постепенно удлиняя музыкальную мысль.

В закреплении технической работы на третьем этапе может помочь применение «метода вариантов» в его различных видах:

— «ритмические варианты», применяемые при проработке звуковых линий из ровных мелких длительностей (проучивание пунктирным ритмом);

— «силовые варианты», например, замедленная игра ровным форте или совсем слабым звуком;

— варьирование относительной силы голосов;

Заключительный этап связан с подготовкой музыкального произведения к исполнению. На этом этапе нужно достичь эстетической завершенности. Достичь этой задачи возможно, укрепляя навыки перспективного слухового мышления и антиципации с помощью следующих методов:

а) исполнение произведения целиком, как на сцене;

б) занятие в «представлении»;

в) имеет смысл использовать «метод раздвинутых проигрываний», как всей пьесы в целом, так и отдельных эпизодов частей.

2. 4. Использование информационных технологий в музыкальной школе при обучении игре на фортепиано

Информационные технологии помогают повысить познавательную активность детей, делают учебный процесс более интересным, повышают мотивационный компонент образовательной деятельности и стимулируют обучающихся на повышение исполнительского мастерства.

В современной жизни от педагогов в любой области образования требуются и знания, и применение интерактивных форм и методов обучения, которые должны быть направлены на развитие творческой личности обучающихся. Информационные технологии расширяют возможности для повышения уровня эстетического и художественного образования детей.

Компьютер – это доступная учебно-развивающая среда для любого вида деятельности современного ребенка. Молодым музыкантам во время обучения необходимо быть не только слушателями, но активными его участниками.

С помощью компьютерных технологий ученики музыкальных школ, школ искусств могут быстро ознакомиться с новым материалом, закрепить его, узнать много интересного и неизвестного о музыкантах, их сочинениях, о музыке, поиграть в музыкальные игры, послушать со стороны результаты своего исполнения.

В наш XI век музыкальные занятия могут и должны быть более качественными и эффективными, ведь компьютерные технологии свободно обеспечивают разнообразие учебного материала в отличие от традиционных средств обучения в музыкальной школе.

2. 5. Методика Т. А. Симоновой

Учебный процесс новатора фортепианной методики – Татьяны Альбертовны Симоновой, смоленского композитора и пианистки — построен по программе «Ступеньки доверительности» и направлен на раскрепощение детей, открытость, доверительность взаимоотношений, проявление творчества в различных видах музыкальной деятельности.

Виды деятельности на ее музыкальных занятиях следующие:

а) двигательно-пластические и танцевальные упражнения;

б) восприятие музыки;

в) песенное творчество педагога и учащихся;

е) чтение нот с листа;

ж) композиция и импровизация;

з) творческие задания;

и) музыкальные сказки.

Задания, упражнения, сценарии позволяют наполнить занятия композитора деятельными активными формами для развития детской музыкальной культуры, укрепить доверительные отношения педагога и обучающихся, развивать интегративное мышление детей..

Рассмотрим подробнее варианты этих видов деятельности.

1.Примеры двигательно-пластических и танцевальных упражнений:

Источник

Читайте также:  Ноты во саду ли для фортепиано огороде
Оцените статью