Акустическая гитара без ладов

GuitarLine.Ru

Безладовые гитары

Опубликовано: 02.05.2012, автор: sMiles

Мода на безладовые гитары явно пришла к гитаристам из басовой тусовки. С басами вопрос ясен, инструмент появился как логичное развитие контрабасов в эру усилителей, поэтому и отсутствие ладов не казалось там каким-то ноу-хау. Гитара развивалась иным путем, акустические 6-тиструнные гитары уже имели лады. Поэтому и для электрогитар такой поворот был вполне ожидаем.

Гитары без ладов регулярно появляются как некая экзотика в работах известных гитаристов. Например, вот импровизация Steve Vai с G3 Live in Denver, где он использует Ibanez с тремя грифами, один из которых не имеет ладов.

Здесь Steve пытается приблизится к звуку скрипки, используя перегруженный звук и гладкие переходы на безладе.

Однако, у Steve Vai это инструмент сделанный на заказ, из серийных инструментов в массы проникли, например, Vigier Excalibur Surfreter. Вообще различных вариаций безладовых гитар сейчас хватает, правда все это в основном заказные инструменты или совсем мелкая серия полу подпольных мастерских. А вот гитары Vigier используют, например, Christophe Godin и Ron Thal. Оба эти гитариста довольно специфичны в своих сольных работах, хотя Ron Thal в последнее время на 100% занят в Guns N’Roses, но это не мешает ему использовать необычные инструменты или подходы(как теппинг наперстком) в своей игре.

Но есть на горизонте современной гитарной музыки еще один гитарист, который мало того что может играть а-ля Ron Thal(что регулярно демонстрирует в своих уроках в гитарных журналах), но и кроме того может звучать как вполне себе нормальный гитарист.

Читайте также:  Гитар про для виндовс 10 ошибку 000007b

Посмотрите как Guthrie Govan в достаточно стандартных композициях использует безладовую гитару, расширяя возможности песен. В качестве минуса Guthrie использует классическую Brush with the Blues Jeff Beck.

В общем, после таких видео хочется пополнить арсенал гитар…

Источник

Какими бывают безладовые гитары и как на них играть?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Если и говорить о безладовых гитарах, то лишь в контексте того, что они мало чем отличаются от обычных версий. Скорее, это неплохая модификация, в которой отсутствуют ладовые порожки. Современные производители учли спрос на такой вид музыкального инструмента и стали выпускать нестандартные модели.

Особенности

По названию несложно догадаться, что собой представляет безладовая гитара. Внешне она очень схожа со стандартным инструментом и работает по тому же принципу.

Присмотревшись, можно заметить, что по длине вибрирующая струна равна тому же показателю от струнодержателя до места, где палец прижимает к грифу струну. В обычном варианте этот показатель учитывается до ладового порога.

На Западе такой вид гитар используется редко. Все потому, что он обладает низкой акустической громкостью. Но бас-гитары этого вида востребованы у современных музыкантов. Чаще всего их можно заметить в руках тех, кто увлекается следующими направлениями музыки:

Именно потому, что струну приходится прижимать во время игры непосредственно к накладке, басы у инструмента обладают особым звучанием. Этим и привлекателен инструмент для многих музыкантов

.Получаемый звук напоминает «муа», так же звучит и контрабас, если используется техника пиццикато. Становится возможно использовать при игре на инструменте такие техники, как:

  • глиссандо;
  • неравномерная темперация;
  • микротоновые интервалы;
  • вибрато.

В зависимости от исполняемой композиции музыкант может менять инструмент во время выступления. Безладовый бас чаще всего можно услышать в джазе.

Возвращаясь к истокам, скажем о том, что впервые такой инструмент был изготовлен 1961 году. Первым, кто удалил лады с гитары, стал Билл Ваймэн. В производственных масштабах выпускать инструмент этого вида стали только в 1966 году.

Сегодня для безладового баса используют контрабасные струны, отличительной особенностью которых является плоская обмотка. Они не так сильно портят накладку, расположенную на грифе.

Если на ней имеется эпоксидное покрытие, то оно не только продлевает жизнь грифу, но и дает яркое, необычное звучание.

Производители наносят линии-ориентиры, которые указывают на лады. Но так не на всех инструментах, есть варианты с отметками по краю грифа. Такие гитары часто изготавливаются с четырьмя струнами, но можно найти в продаже с пятью, шестью и даже семью. Остальные нестандартные варианты изготавливаются на заказ.

Еще одна особенность безладового инструмента в том, что музыкант не привязан к музыкальному строю. Гриф у таких инструментов изготавливается из плотной древесины. Чаще всего это эбен.

Бас-гитара используется для игры в басовом диапазоне. В этом случае редко используются пальцы, чаще у музыканта в руках можно увидеть медиатор. Такой инструмент без ладов, если его поставить рядом с ударной установкой, позволяет создавать ритм-секцию.

Акустическая версия всегда звучит тише. Электрогитара того же вида больше, обладает массивным грифом. Классическая версия предполагает 4 струны. Настраивают ее по квартам. Допускается подключение усилителя. В поп-музыке такая гитара заменила практически полностью контрабас.

Техника игры

Играть на безладовой гитаре можно как сидя, так и стоя. Звукоизвлечение доступно тремя способами:

  • щипок пальцами;
  • слэп;
  • использование медиатора.

У каждого из указанных методов будет отличаться тембр игры. Реже используются такие техники, как бой и тамбурин.

Щипок пальцами

Это самый распространенный вариант звукоизвлечения. Его же считают универсальным, поскольку он может использоваться независимо от стиля музыки.

Звуки обладают мягким тембром. В этом варианте преобладают низкие частоты. Именно потому, что музыканту приходится прикладывать больше усилий, щипок на этом виде гитары осуществляется с опорой на струну по соседству.

Медиатор

Данную технику звукоизвлечения чаще других используют рок-музыканты. Она является более легкой.

По звучанию музыка отличается средними и высокими частотами, которые ярко выражены. Громкость извлекаемых звуков получается равномерной, поэтому часто отсутствует необходимость в дополнительной коррекции имеющегося диапазона.

Это трудноусвояемый прием звукоизвлечения. Музыкант отбивает струны о ладовые пороги. Удары и щипки комбинируются между собой во время игры на инструменте.

Источник

В чём преимущество безладовых грифов?

Послушаем несколько мнений.

Я играю на безладовой гитаре, которую переделал из бросовой классики.

«Преимущество» заключается в том, что вы полностью контролируете высоту звука. Вы можете легко смещать ноты вверх и вниз сколько угодно. Небольшое скольжение придает извлекаемым нотам особое вокальное качество, что и является основной причиной, чтобы играть на безладовом грифе.

Хотите играть микротональную музыку? (Например, некоторые арабские или индийские стили). Безладовый гриф позволяет вам легко извлекать эти четвертитоновые ноты, и даже в диатонических гаммах Запада вы теперь определённо можете уловить эту «вибрацию» арабской музыки. Виолончельное вибрато звучит прекрасно.

Однако, недостатков тоже много.

Игра мелодии (даже в одноголосии) весьма трудна. Без ладов вам нужно развить действительно хороший слух, как у скрипача или виолончелиста, чтобы слегка «регулировать» пальцы левой руки на лету, держа таким образом извлекаемые ноты в строе.

Самая большая причина для наличия ладов на любом инструменте — держать в строе аккорды. Без ладов некоторые аккорды работают «ОК», а некоторые вы можете взять с небольшими дополнительными усилиями. Но большинство аккордов, которые вы знаете и любите, фактически невозможно сыграть без фальши.

Можно ли сыграть стандартный репертуар без ладов? Обычно он звучит весьма плохо. Я могу сыграть прелюдию для виолончели Баха в Drop-D на классической гитаре, но на безладовой. это звучит ужасно. Я полагаю, что если бы мне пришлось поработать над этим как следует, теоретически я мог бы сделать так, чтобы это звучало нормально. Возможно, переучить это с альтернативной настройкой на основе квинт. Но это много работы. С тем же успехом я могу научиться играть на виолончели!

Вот тот, кто действительно потратил время, чтобы научиться играть в эту игру. Видео: «Fretless Guitar | Buzz Gravelle» .

Martin Turner , «гитарист с 1979 года».

Вы очень редко увидите безладовую гитару, потому что она не слишком хорошо звучит без серьёзной специальной подготовки. Играть аккорды практически невозможно, а преимущества «промежуточных нот» не так велики, как при простом использовании «бутылочного горлышка» (слайда).

Вы увидите намного больше безладовых басов. Бас обычно не использует аккорды, а менее выраженный, более приглушённый звук сочетает в себе характеристики электрического баса и акустического контрабаса. Они особенно популярны в джазе, но вы найдёте их достаточно часто и в других видах музыки. Слайды не столь хорошо звучат на басу.

Godin выпускал безладовую гитару («Glissentar vs Multiac»), но её больше нет в продаже. Я вспоминаю один концерт, когда ведущий гитарист, игравший на мероприятии Совета искусств Англии в рамках джазового трио, предложил мне попробовать свою гитару, но я мудро отказался. Я не знаю, сколько «поправок» мне нужно было бы внести в свою игру, чтобы звучать хоть в какой-то степени разумно. Он звучал великолепно, но он потратил очень много времени на тщательную практику.

Каждый май проводится голландский фестиваль безладовой гитары («Dutch fretless guitar festival»). Возможно, есть и другие.

Безладовые гитары имеют более «гладкий» и более приглушённый звук, не такой резкий, как у стандартной гитары. На самом деле нет смысла играть на безладовой гитаре, если только вы реально не хотите именно этого звука. Сустейн немного страдает, а аккорды трудно играть из-за отсутствия фиксированных ладов.

На басу, с другой стороны, гораздо больше причин играть без ладов. Безладовые басы имеют звук, похожий на обычный акустический контрабас, что очень полезно для джаза, так как электрический бас легче транспортировать и легче использовать при живых выступлениях.

Источник

БЕЗЛАДОВАЯ ГИТАРА

Безладовая гитара — гитара без ладов. Она работает по тому же принципу, что и большая часть других струнных инструментов и похожа на обычную гитару, но не имеет ладовых порожков.
Показать полностью. В безладовой гитаре длина вибрирующей струны равна длине от струнодержателя, до места, где палец прижимает струну к грифу (в отличие от обычной гитары, где длина вибрирующей струны равняется расстоянию от струнодержателя до ладового порожка). Безладовые гитары редко используемый инструмент в западной музыке, в основном используются электрические инструменты, из-за низкой акустической громкости и сустейна. Несмотря на это, большую популярность обрела безладовая бас-гитара, особенно в таких жанрах, как джаз, фанк и ритм-энд-блюз.
Безладовые инструменты

Зачастую безладовые гитары это просто модифицированная версия фабричных, традиционных гитар, из которых удаляются порожки. Кроме того, существуют профессионалы, специализирующиеся в создании безладовых гитар.

Безладовые бас-гитары более распространены, нежели обычные гитары, многие производители предлагают их в качестве стандартных моделей.

Виды древесины из которой делают гитары
Здравствуй, дерево!

В предыдущих статьях я частенько упоминал то обстоятельство, что при покупке гитары необходимо, прежде всего, смотреть на качество грифа, его прогиб, качество древесины и степень её высушенности/влажности. Аргументы у этой точки зрения самые, что ни на есть, тривиальные. Датчики всегда можно поменять (кроме того, мало какой гитарист, поиграв пару лет на одном и том же инструменте сможет воздержаться от «апгрейда», и звукосниматели становятся первой жертвой), колки тоже меняются (сейчас на рынке много заманчивых предложений, типа т.н. «локовых» колков), фурнитура подлежит замене. Даже цвет гитары, при желании, можно поменять. Некоторые умельцы вручную скаллопируют гриф, некоторые обращаются к профессионалам. Большинство воздерживаются от этой процедуры (и правильно IMHO).
Так поговорим же немного о породах дерева, используемых в гитаростроительной промышленности. Для начала, определимся с русскими аналогами английских слов, обозначающих деревья, т.к. мною замечено, что не все продавцы гитар проявили добросовестность при переводе рекламных статей, буклетов, в опубликованных каталогах. Кроме того, многим часто приходится иметь дело с зарубежными источниками информации. Итак, поехали –
1. Ash – ясень
2. Maple – клен
3. Rosewood – палисандр
4. Mahogany – красное дерево, впрочем, многие не парятся переводить и пишут что-нибудь забавное, типа – МАХАГОН
5. Alder – ольха
6. Poplar – тополь
7. Basswood – басгитарное дерево (шутка ). Американская липа.
8. Agathis – агатис (наверно, это тот случай, когда русского аналога не существует)
9. Spruce – ель
10. Walnut – орех (Almires)
Наверняка еще какие-нибудь экзотические варианты существуют, но базовый набор пород дерева для изготовления гитар мы исчерпали.
Несколько слов о каждом из перечисленных вариантов.

Ясень (Ash)
Звонкие гитары с ярко выраженной атакой. Самые «стеклянные» модели Fender выполнены из ясеня. Характерный звук раннего Нопфлера в «Sultans of Swing» — лучший, на мой взгляд, пример, характеризующий ясеневые стратокастеры. Не гнушаются ясеневой древесиной и более «грузовые» исполнители. Ritchie Blackmore (ex- Deep Purple, если кто не знает :=), John 5 (Merylin Manson, Rob Zombie)

Клен (Maple)
Атака еще более акцентирована, чем у ясеня. Я уже давно не видел серийных кленовых гитар в каталогах основных производителей. Такие инструменты – экстремизм для экстремальных шредеров. Когда ноты выстреливаются с пулеметной скоростью, и есть желание, чтобы каждая читалась в плотном ряду с товарками, кроме виртуозной техники игры хорошим помощником будет инструмент, выделяющийся исключительной разборчивостью и резкостью. Это как раз – клен. Недостатки – нехватка т.н. «мяса», и еще такие инструменты нельзя назвать певучими. Протяжные соло балладного типа – не их профиль. Самое «перкуссионное» дерево. Одно из основных, использующихся для изготовления барабанов элит-класса.
Есть оговорка – из клена делаются полуакустические инструменты. Поскольку их акустические свойства зависят от несколько другого набора факторов, все вышеперечисленные качества не относятся к ним. Т.е. они достаточно «певучие» и, в какой-то мере, «мясные». Понятное дело, эти инструменты не любят работать с сильно перегруженным звуком, но чистый звук по плотности сопоставим со звуком цельнокорпусных гитар более «сустейновых» пород дерева.

Еще одна оговорка – клен клену – рознь. Есть клен «птичий глаз», есть «волнистый» (laminated), есть «огненный», есть горный клен. Это подвиды, слегка друг от друга отличающиеся. Но существует еще в природе т.н. американский клен, или, как говорят биологи «клен ясенелистный». Его звучание ближе к звучанию ясеня, чем к звучанию собственно клена.
Вообще-то клен – самый популярный материал для изготовления грифов.

Палисандр (Rosewood)
Редкий вид. Палисандр очень широко используется для накладок на гриф (fingerboard), иногда палисандровым шпоном покрывается корпус (типа красиво). Но не стоит забывать о таком факторе, как стоимость материала. Палисандр – вовсе не дешевое дерево, по отношению качество/цена вряд ли и близко подойдет к такому сорту, как

Красное дерево (Mahogany)
Очень широко распространенный вариант. Увесистое плотное звучание и хороший сустейн. Выбор производителей, специализирующихся на гитарах для «тяжелых» стилей. В модельном ряду таких фирм, как ESP, Dean и Gibson инструменты из красного дерева доминируют. В шкале «певучесть/мясо – разборчивость/звонкость» занимают крайнее положение, противоположное положению клена. Чтобы собрать в одном инструменте и разборчивость и сустейн в нужной пропорции, производители прибегают к нехитрому, на первый взгляд, трюку, — сделать гитару с корпусом из обеих этих пород, сбалансировав их в нужном количестве. Но об этом чуть позже.

Ольха (Alder)
Самый популярный вид дерева. Большинство Fender сделано именно из него. Причисленные мною к «Hard’n’Heavy» производителям лейблы не гнушаются иметь в своем списке некоторое количество гитар из ольхи. В шкале «мясо/разборчивость» их место – строго в середине. Абсолютно компромиссный вариант. Для гитаристов, стремящихся быть свободными от каких-бы то ни было стереотипов в игре и мышлении (навроде «много нот+теппинг+свип арпеджио – круто, остальное – отстой» или «хай-гейн+дроп си строй – круто, остальное – отстой» или «гаримур – круто, остальное – так себе») этот материал является, на мой взгляд, идеальным. Недаром подписные инструменты такого музыканта, как Steve Vai выполнены из ольхи. Я не собираюсь утверждать, что этот гитарист – самый техничный или самый «ваще лучший», но то обстоятельство, что именно это имя возглавляет список тех, кто раздвигает рамки типичного «электрогитарного» мышления и является бесспорным лидером в области инноваций очевидно.

Тополь (Poplar)
У меня сложилось впечатление, что тополь – дерево для гитар категории «ученический инструмент». Доводилось видеть очень много инструментов из нижнего ценового диапазона, сделанных из тополя, и ни одной «люксовой» или хотя-бы средней гитары из него. Ощущения – так себе. Древесина очень легкая, сустейн мог бы быть и получше, это же можно сказать и о разборчивости. На пресловутой шкале «мясо/разборчивость» их место определить трудно из-за мизерного количества того и другого. Хотя, может быть, в мире существуют отличные гитары из тополя, а мне просто не везло всю мою жизнь. Связался не с теми людьми, проявил слабохарактерность и покатился по наклонной. Но я ни о чем не жалею, и если бы мне было предложено прожить мою жизнь заново, я бы ничего не стал менять. Играл бы на гитарах из ольхи, ясеня и кленовых полуакустиках.

Липа (Basswood)
Как и ольха – очень популярный материал. И по звучанию они здорово похожи. Вот так выглядит гитара из липы

Кроме шуток (доля правды – гитары Daisy делаются из липы), все подписные гитары Joe Satriani, — еще одно супер-имя гитарного мира, — делаются из липы.

Агатис (Agathis)
Врать не буду, — знаю про это дерево очень мало. Практически ничего. Быстрый анализ рынка дал результаты следующие – агатис применяется для изготовления гитар Starcaster. Это подвид Stratocaster’ов, выпускаемый Fender’ом для заполнения самого нижнего ценового диапазона. Слоган – «всё, что нужно для начала». У ESP много агатисовых гитар в модельном ряду LTD, а это, опять-таки – нижний ценовой диапазон этой марки. Вывод делаю такой – агатис- дерево для ученических гитар.

Spruce (Ель)
Из елки делают только полуакустические электрогитары. Часто её применяют в комбинации с кленом. Дает теплый ровный звук, так любимый полуакустическими джазовиками.

Орех (Walnut)
Орех довольно широко используется для изготовления акустических гитар high- класса. В электрогитаростроении он используется только для накладок на гриф (fingerboard) и для шпонового покрытия корпусов. Да и то не часто.

Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши гитары
Fender использует самые разнообразные сорта древесины для своих изделий. В-основном, это – ольха. Встречается также название Premium Alder, что можно перевести, как «высокосортная ольха». Может быть, действительно, для некоторых моделей используется дерево более высокого качества. Впрочем, не исключаю того, что ольха та же самая, что и у прочих моделей, а название изменено с целью нагнать пафосу и оправдать наименование ряда Deluxe. Также очень широко применяются некоторые типы ясеня – болотный ясень, опять-таки Premium Ash и неизвестное мне растение Lightweight Premium Ash. Типа «легковесный шикарный ясень». Есть достаточное количество моделей из липы. Из клена нашел только один инструмент во всем каталоге (может, плохо искал). Из агатиса делаются пресловутые Starcaster’ы.

Gibson стоит отдельного упоминания. Я имею ввиду Les Paul. Тут мы имеем пример, о котором говорилось ранее – совмещение разных сортов древесины с целью получить плюсы той и другой породы и попытка избежать минусов, присущих этим сортам дерева. Нижняя, массивная часть корпуса выполнена из красного дерева. Красное дерево, как мы уже говорили, обеспечивает тягучесть, вязкость звука, массивность, и, так сказать «мясо». Верхняя, более тонкая часть тела гитары сделана из клена. У меня есть подозрение, что это авторы изначально преследовали другие цели – у клена весьма неплохая фактура. Очень красиво смотрится под окраской типа sunburst. В любом случае, получилось то, что получилось – знаменитый Gibson Les Paul с его певучим массивным звучанием и при этом неплохой разборчивостью. Конечно, это разборчивость не сравнится с разборчивостью шред-инструментов, но, по крайней мере, она есть. Есть еще один секрет у Les Paul. Верхний слой клена выгнут (т.н. archtop), так, что между слоями есть воздушный пузырь. Гитара приобретает некоторые свойства полуакустического инструмента. Очень незначительные, но достаточные для того, чтобы у Les Paul был свой неповторимый характер звучания.

Остальные марки, в сущности, идут путем перечисленных выше пионеров. Список, в сущности, небольшой, но больше никаких ноу-хау почти не придумано. Накладывают кленовый слой на красное дерево без воздушной прослойки, пробуют разную толщину той и другой породы. Есть еще один способ совместить «вола и трепетную лань» — клен и красное дерево. До него додумались, когда в моду вошли гитары со сквозным грифом. Из клена получаются, таким образом, гриф и значительная часть корпуса, к которому приделаны «уши» красного дерева. По мне, так это – перебор. «Сквозняк» делает сустейн мощнее, а разборчивость существенно понижается. То есть, «сквозные» гитары с «ушами» из не особенно «мясного» дерева звучат довольно-таки тягуче. Что же говорить про «уши из краснухи». Впрочем, в случае с бас-гитарами, такая конфигурация зачастую вполне оправдана.
С инструментами из одной породы дерева – еще проще, хотя и тут есть нюансы. Берут два (а то и больше) кусков, допустим, ольхи и склеивают их особым образом. Из-за этой продольной линии склейки, различного расположения волокон на разных кусках звук приобретает свой особый характер.

Гитары, выполненные не из дерева (типа углепластик там всякий), вообще рассматривать не буду. Не для денег рожденный футурист Владимир Маяковский сказал про них следующее «. я такого не хочу даже вставить в книжку».
К вопросу «как различать типы древесины». Если у вас нет навыков опытного плотника – довольно непросто. Достигается упражнением. Интересуйтесь, из какого дерева выполнен инструмент, любуйтесь фактурой и рисунком волокон, сравнивайте вес. Рано или поздно все тайны гитаростроения для вас будут открытой книгой, если только есть желание добиться «настоящего звука» и неутомимое стремление к знаниям.

Источник

Оцените статью