Акустическая гитара без резонаторного отверстия

Содержание
  1. Саундпорт или отверстия в обечайке гитары
  2. Резонаторные гитары – от создания до современности
  3. Особенности
  4. Виды и их звучание
  5. Производители
  6. Как играть?
  7. Как выбрать новичку акустическую гитару
  8. Устройство гитары
  9. Какие 6 струнные акустические гитары бывают
  10. Акустическая
  11. Классическая
  12. Электроакустическая
  13. Отличие классической гитары от акустической
  14. Струны
  15. Корпус
  16. Какая гитара лучше
  17. Частые вопросы начинающих гитаристов
  18. Купить б/у или новую
  19. Стоит ли покупать дорогую гитару
  20. Гитары для детей и подростков
  21. Бренд и страна сборки
  22. Материал гитары
  23. На что обратить внимание новичку
  24. Нейлоновые или металлические струны
  25. Гриф – толстый или тонкий
  26. Тип корпуса
  27. Звукосниматель
  28. Как влияет на звук дерево
  29. Ель
  30. Красное дерево
  31. Кедр
  32. Палисандр
  33. Дополнительные аксессуары
  34. Чехол
  35. Медиатор
  36. Каподастр
  37. Тюнер для настройки
  38. Средства ухода
  39. Увлажнитель
  40. Вертушка для колков
  41. Ремень
  42. Популярные гитары для начинающих
  43. Crafter D-6/NC

Саундпорт или отверстия в обечайке гитары

Николай, я думаю надо это понятие ввести в список обязательных для ознакомления)

Soundport (или акустический порт, как его еще называют) обычно является круглым отверстием на обечайке, возле грифа. Он представляет собой относительно новое понятие с некоторым хитрым, но очень реальным акустическим преимуществом.

Саундпорт функционирует что-то вроде резонаторного отверстия в том, что он работает в партнерстве с внутренними резонансами воздуха инструмента, чтобы выпустить звук из инструмента. Но звук, который исходит от саундпорта, в основном (если не полностью) работает в пользу игрока, позволяя игроку услышать звук гитары более полно. В современных, высококачественных гитарах, это особенно полезно.

Саундпорт практически или вообще не влияет на звук, который слышит аудитория. Это может показаться странным, так как большинство людей считают, что дополнительное отверстие «крадёт» звук. Это легко опровергнуть, закрывая и открывая саундпорт во время игры. Разницу будет слышать только музыкант, так как его уши находятся позади звукоизлучающей поверхности гитары, и он слышит в основном отражённый (от стен например) звук. И открывая саундпорт, мы открываем прямой путь звуку к музыканту. Наверное, все сталкивались с такой особенностью, что играя на гитаре без саундпорта, хочется наклониться вперёд к деке, потому что становится лучше слышно, так вот, имея саундпорт, этого делать больше не понадобится.

Читайте также:  Игла для проигрывателя пластинок аккорд 201 стерео

Источник

Резонаторные гитары – от создания до современности

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Плохи те музыканты, которые не знают максимально глубоко все возможные инструменты и их значение. Даже тем, кто не собирается играть непосредственно на резонаторных гитарах, следует разобраться, какова их история от создания до современности, и каковы особенности музыкального инструмента «Добро». Тем же, кто собирается их осваивать, нужно будет ещё ознакомиться с перечнем производителей и с описанием техники игры.

Особенности

Резонаторная гитара появилась в далёком 1925 году. Её создатели решали всего лишь одну актуальную тогда задачу — как сделать инструмент погромче. Как раз в «ревущие двадцатые» набрали популярность биг-бэнды, в которых гитару объединяли с духовыми инструментами. Конечно, громкая и звонкая медь легко подавляла струнную «напарницу». Электрогитары находились тогда ещё в зачаточном состоянии, были большой и дорогой редкостью, а конструкторы не умели поначалу справляться со многими проблемами.

Поэтому пришлось искать альтернативный выход, и он был найден в использовании уже тогда прекрасно известного инженерам явления резонанса. В отличие от электрифицированной генерации звука, отсутствовали:

другие паразитные шумы, бывшие неизменными спутниками ранних электрогитар.

Резонаторные системы не просто делали звучание громче – они кардинально влияли на его тембр. Ничего удивительного — такие инструменты сначала делали частично из металла, а потом и вовсе перешли на цельнометаллические варианты.

Подобное решение быстро оценили профессиональные исполнители из самых разных жанров. Впервые они получили столь удобный, громкий и универсальный инструмент.

А вот изготовители не могли существовать в мире и согласии. Они старались делить образовавшийся перспективный рынок, скупали и «поглощали» друг друга. Не обошлось дело и без скандальных судебных процессов относительно авторства отдельных усовершенствований. И всё же за минувшие 95 лет резонаторная гитара на деле доказала своё право на жизнь; она послужит ещё не одному поколению музыкантов.

Виды и их звучание

Самый ранний музыкальный инструмент с резонирующим компонентом относился к типу «Трикон». На подобных гитарах, выпущенных в конце 1920-х, уже можно было регулировать бридж. Характерная особенность — три конусовидных резонатора, производившихся из качественного алюминиевого сплава. Всё изменилось, когда в 1928-м на рынке появляется новая фирма «Добро». Её организатор Джон Допиера раньше работал в другой гитарной компании, и название своего проекта выбрал не случайно.

Оно было сокращением от слов Dopreya Brothers – и именно вместе со своим братом основатель подготовил модернизированное изделие. Кроме понятного для англоязычных смысла, тут содержится отсылка к словацкому слову «добро», которое имеет то же толкование, что и в русском языке. Вскоре братья представили гитару с одним резонатором выгнутой формы. Позже их компания и только что оставленная ими National слились в одну и объединили производство. В это время и позднее появился целый ряд оригинальных конструктивных решений.

Визуально отличить резонаторную гитару от простой акустической, особенно неспециалистам, вряд ли получится. Она обеспечивает не слишком широкий разброс тональностей — максимум 3 октавы.

Но всё же возможности инструмента достаточны даже для сложных отыгрышей. Количество резонаторов варьируется от 1 до 5, причём однорезонаторная схема — классическое исполнение «Добро». Отверстий, расположенных по обе стороны грифа, всегда 2; гитары различают по материалу корпуса, но всё же это в основном комбинация дерева и пластика, длина инструмента в среднем около 1 м, иногда чуть крупнее.

Производители

Сейчас одним из лидеров в этом сегменте рынка является компания National Guitars, появившаяся в 1989-м. Эта калифорнийская фирма активно применяет станки с числовым управлением. Однако в её производственном процессе содержится большое количество тонких ручных операций. Изготовитель успешно воссоздал целый ряд моделей, выпускавшихся в прошлые десятилетия. При этом модели существенно модернизированы, улучшено их звучание по сравнению со старыми прообразами.

Теперь в линейке National Guitars присутствует и ряд производимых по лицензии изделий типа «Добро». Стоимость начинается примерно от 3000 условных единиц. Она увеличивается в зависимости:

от типов отделки;

Качественные резонаторные гитары также поставляют бренды:

Экономия возможна, если выбирать модели:

знаменитой фирмы Dobro;

Как играть?

Резонаторная гитара подразумевает игру как и на других металлических гитарах — её держат на коленях. Если гриф имеет квадратную форму, инструмент настраивают на высокий строй. Модификации с круглым грифом имеют несколько меньшее разнообразие настроек, чем их квадратные аналоги. Дело в том, что они не могут обеспечить столь же сильного натягивания струн. В музыкальном подходе мятлика на резонаторной гитаре нужно играть жёстким синкопированным способом; манипулируют при этом тремя пальцами.

В музыке кантри такой инструмент тоже проявляет себя неплохо.

Гитаристы, увлечённые блюзом, используют стандартную гитарную позицию. Гриф при этом ориентируют в сторону от музыканта. Гитары классического типа «Добро» позволяют играть кантри и блюграсс. Для этого предназначен открытый строй Open G.

Настроить струны можно:

как у простого шестиструнного инструмента;

по методике E-Dur;

на классический слайдовый формат G-Dur.

Придавливать струны к поверхности грифа придётся при помощи слайда – так называют стальную трубочку, которая нанизывается на палец правой руки. Другие пальцы используют для медиаторов. Любопытно, что стандартный строй идеально соответствует строю семиструнной гитары, принятой в России. Наиболее толстые струны принято настраивать на ноты G, B.

Источник

Как выбрать новичку акустическую гитару

Советы для начинающих и опытных гитаристов о том, как выбрать акустическую гитару. Рассмотрим какие они бывают, ответим на острые вопросы начинающих, проведем обзор популярных моделей, выберем дополнительные аксессуары.

Устройство гитары

Коротко выделим составные части гитары, чтобы по ходу статьи у нас не возникало вопросов: что такое дека, а где обечайка, что такое накладка и другие. На рисунке приведены элементы гитары.

Устройство гитары

Какие 6 струнные акустические гитары бывают

Выделим три самых популярных вида, на которые стоит обратить внимание, и посмотрим на отличия классической гитары от акустики.

Акустическая

Это 6 струнный инструмент со струнами из металла, узким грифом и объемным корпусом, имеет громкое, выраженное звучание. Чаще на акустике играют медиатором, боем или перебором, используют в качестве аккомпанемента.

Акустика

Классическая

Имеет нейлоновые струны, широкий гриф, характеризуется глухим, мягким звучанием. Чаще на классике играют в стиле фингерстайл, а также классическую музыку, используя пальцевую технику игры.

Классика

Электроакустическая

Электроакустику можно подключить к усилителю, как электрогитару. Она имеет внутри или снаружи корпуса звукосниматель, который подобно микрофону снимает и передает звук на комбик, усилитель или процессор.

Звукосниматель — устройство, которое преобразует энергию колебания струны в электрический сигнал.

Звукоснимателем может быть снабжена не только обычная акустика, но и классическая гитара.

Электроакустика

Отличие классической гитары от акустической

Струны

На классику устанавливают исключительно нейлоновые струны. На акустику идут металлические, хотя на акустический инструмент можно установить нейлон. Крепление на бридже акустики и классики также различается. На акустической гитаре струны опускают в отверстия и крепят втулкой. На классике их определённым образом завязывают, продев через внешние отверстия.

Никогда не устанавливайте металлические струны на классическую гитару. Это обязательно привет к поломке инструмента. Конструкция такой гитары не рассчитана на силу натяжения металлических струн.

Крепление струн

Корпус

Акустика бывает разной формы: Drednaught, Grand Auditorium, Orchestra, Parlor и другие. У классики тело практически всегда одной геометрии с незначительным изменением размеров. Гриф у акустического инструмента крепится к корпусу в районе 14 лада, а у классической – крепление в районе 12 лада. Выбирайте для себя подходящую форму.

Корпус: акустика и классика

У акустики гриф более узкий, нежели у классической модели. Ширина у акустической гитары достигает 4-3 см. Ширина у классики доходит до 5-6 см. У акустики внутри грифа имеется регулируемый анкерный стержень — металлический прут который изменяет его прогиб. У классики же гриф приклеен к корпусу. Обратите внимание на «голову» грифа – место крепления струн к колкам. Оно тоже отличается по конструкции, по внешнему виду.

Гриф: акустика и классика

Какая гитара лучше

Нельзя однозначно сказать какой инструмент лучше: акустика или классика. Все зависит от того какую музыку вы собираетесь исполнять. Если это рок, поп, блюз, кантри и так далее, то стоит выбрать акустику. Если вы больше тяготеете к классической музыке или вам интересен стиль фингерстайл, то стоит приглядеться к классической модели.

Существует мнение, что начинать учиться лучше на классике. Соглашусь с данным утверждением, так как сам начинал осваивать гитару на классическом инструменте. Во-первых, нейлоновые струны очень мягкие и новичок, при игре будет испытывать меньше дискомфорта в пальцах обеих рук. Во-вторых, у классики более широкий гриф, следовательно, расстояние между струнами больше, это облегчает в некоторой степени игру на инструменте. Однако не стоит строго придерживаться данного правила. Если вам ближе звучание, эргономика акустической гитары, то стоит выбрать ее.

Подумайте, где вы будете играть на гитаре? В домашних условиях или на сцене, собираетесь вы записывать звучание на компьютер или вы будете наслаждаться исключительно живым звуком, чтобы понять нужна ли вам электроакустика.

Частые вопросы начинающих гитаристов

Купить б/у или новую

Это один из самых популярных вопросов. Отметим основные положительные моменты при покупке инструмента б/у и нового.

Плюсы при покупке акустики с рук:

  1. Инструмент будет дешевле аналогичного по качеству.
  2. На подержанной гитаре вряд ли появится внезапный брак. Это чаще происходит с новыми экземплярами, которые только сошли с конвейера.
  3. Матерые музыканты выделяют некий феномен «разыгранности». Как хорошее вино, гитара и ее звучание с течением времени становятся только лучше.
  4. Некоторые модели уже сняты с производства, поэтому вариант покупки б/у — это все что остается.

Плюсы нового инструмента:

  1. На ней никто до вас не играл. Для многих подобная «девственность» очень важна.
  2. В магазинах на покупки действует гарантия. Некоторые продавцы дают пожизненную гарантию с возможностью бесплатного ремонта, обслуживания гитары.
  3. Богатый ассортимент. Возможность выбрать любую модель, поиграть, послушать, почувствовать инструмент.

Новая или б/у

Если вы выбрали недорогой инструмент, то логично будет купить новый, так как дешевая б/у гитара скорее всего будет «убита» и качество материала для таких моделей не лучшее. Вряд ли за ней ухаживали, должным образом обращались с ней. Поэтому покупка б/у оправданна, если вы выбираете, например, дорогой или редкий инструмент.

Стоит ли покупать дорогую гитару

Все зависит от ваших средств и возможностей, однако всегда можно подобрать достойный экземпляр. Лучше выбрать дорогой инструмент, который проходит более высокие требования технического контроля и выполнен из более качественного материала. Фурнитура, лады, качество древесины, склейка у дорогого инструмента по умолчанию находятся на более высоком уровне. Взяв такую гитару в руки вы будете играть, оценивать качество звука, то как инструмент лежит у вас в руках, а не отвлекаться на технические недостатки.

Не существует такого понятия: гитара для обучения. Чем качественнее с технической точки зрения ваш инструмент, тем выше качество процесса обучения. Это не такая частая покупка в вашей жизни. Поэтому отнеситесь с большой ответственностью к выбору.

Гитары для детей и подростков

Основное отличие от обычного инструмента – это размер корпуса, длина грифа, мензуры.

Мензура – это отрезок струны, который звучит (колеблется) при игре. Длина мензуры определяется расстоянием от нижнего порожка до верхнего порожка.

Для подростков и детей я бы выделил два размера корпуса. Это размеры с обозначением ½ и ¾. Существуют и другие размеры, однако я отметил наиболее популярные. В таблице отмечены габариты акустических гитар и предпочтительный возраст ученика. Это поможет вам выбрать подходящий инструмент.

Возраст, лет 3-5 6-9 8-11 >12
Обозначение ¼ ½ ¾ 4/4
Рост ребенка, см 90-110 110-130 130-150 >150
Длина мензуры, см 48-49 55-58 58-59 61-72
Полная длина, см 76-80 74-90 87-93 102-107

Размеры инструмента для детей

Бренд и страна сборки

Важный вопрос при выборе – это бренд инструмента. Существует достаточное количество зарекомендовавших себя производителей. Из дорогих брендов (опираясь на свои предпочтения) отмечу:

Из бюджетного сегмента (опираясь на свои предпочтения):

При выборе также ориентируйтесь на страну, в которой была произведена сборка. Конечно предпочтительнее японская или американская акустика, однако не стоит зацикливаться на этом моменте, а лучше все силы направить на оценку качества визуально и вручную в магазине.

Известные бренды

Материал гитары

Ключевым моментом, влияющим на звучание, является дерево. Не в плане породы (хотя мы это тоже рассмотрим), а в плане конструкции и сборки. Можно выделить три группы:

  1. Полностью из массива дерева
  2. Верхняя дека из массива дерева
  3. Верхняя дека из ламината

Гитара, выполненная из цельного дерева, имеет насыщенный, богатый обертонами звук, что естественно сказывается на цене. Однако гитары из массива капризны в плане изменения влажности и скачков температуры и требуют бережного ухода и хранения. Акустика такой категории скорее для домашнего или студийного использования.

Модели из второй и третьей категории имеют низкую цену, не так требовательны к условиям хранения. Гитара из ламината более устойчива к переездам и смене климата, поэтому может послужить в качестве рабочего, концертного инструмента. Выбирайте гитару исходя из своих практических целей.

Вид изнутри

Как отличить массив от ламината? Современные технологии далеко шагнули и распознать массив на глаз практически невозможно. Но главный критерий – это совпадение текстуры древесины снаружи и внутри корпуса. Поэтому изучайте рисунок дерева изнутри.

На что обратить внимание новичку

Отметим основные моменты, которые помогут вам выбрать гитару.

Нейлоновые или металлические струны

Вопрос сводиться к выбору: классика или акустика. В магазине есть возможность вживую поиграть как на нейлоновых струнах, так и на металлических. И уже исходя из ваших ощущений понять, какое звучание вам ближе, какому типу вы отдаете предпочтение. Важно в каком стиле музыки вы играете или собираетесь играть. Нейлон – это больше классическая, академическая или фингерстайл игра на инструменте. Металл – это игра в стиле рок, поп, кантри и так далее, преимущественно перебором и боем, с использованием медиатора или без него.

Гриф – толстый или тонкий

С шириной грифа все понятно, у классической гитары – широкий, у акустической – более узкий. Однако гриф имеет также размер в другом направлении, который определяет его толщину, что также влияет на ощущения при игре. Существуют разные варианты профиля грифа, однако в среднем его стандартная толщина составляет 21,5 мм. Здесь важно почувствовать как ваша ладонь контактирует с грифом, удобна ли вам его форма, толщина. Обратите на это внимание при выборе.

Накладка может быть из различных пород дерева и иметь разный радиус. Ориентируйтесь на ваши тактильные предпочтения. Поиграйте на различных инструментах, почувствуйте разницу.

Профиль грифа

Тип корпуса

Рассмотрим основные формы корпуса для взрослого:

  1. Drednought (Дредноут). Разработка фирмы Martin. Самый популярный тип корпуса. В звучании преобладают низкие частоты. Отлично подходит как аккомпанирующий инструмент.
  2. Grand Auditorium (Аудиториум). Эта форма от фирмы Gibson. Корпус с более выраженной талией. С громким звучанием и хорошим балансом по частоте. Подходит как для сольных партий, так и для аккомпанемента.
  3. Orchestra (Оркестра). Разработка фирмы Martin. Звучание с мягким и ровным тембром. Подойдет для сольных партий и пальцевой техники игры. Не громкая.
  4. Jumbo (Джамбо). Это гитары с большим телом и округлыми формами. Звучание по частоте с характерной глубокой серединой и насыщенными басовыми нотами. Форма корпуса позволит получить мощный и сочный звук.
  5. Folk (Фолк). Данный тип напоминает форму классической гитары, но с узким грифом. По громкости данные корпуса не выделяются, поэтому подходят для игры в домашних условиях.

На картинке приведены перечисленные виды корпусов для наглядности и относительного сравнения по геометрии, размерам.

Виды корпуса акустики

Громкость звука напрямую зависит от размера корпуса. На частотный баланс влияет ширина талии. Талия гитары шире, будет больше низких частот, талия уже – будет преобладание средних и высоких частот.

Звукосниматель

Если приобретаете электроакустику, то при выборе обратите внимание на звукосниматель (датчик) и темброблок.

Чаще всего на электроакустику устанавливают пьезоэлектрический датчик, который располагается под нижним порожком. Однако встречаются инструменты, на которых установлен магнитоэлектрический датчик. Но звучание с такого звукоснимателя будет ближе к электрогитаре.

Звукосниматель для электроакустики

Темброблок – это панель, которая встраивается обычно в боковую поверхность (обечайку). Там располагаются различные регуляторы тембра и управления звуком.

Существует два типа блока:

  1. Активный термоблок имеет предусилитель, который усиливает звук. Имеет встроенный эквалайзер, регулировку громкости, тюнер для настройки, иногда эффекты. Такой темброблок обычно питается от батарейки.
  2. Пассивный термоблок не имеет предусилителя, поэтому его нужно подключать либо в специальный комбик (усилитель) или микшерный пульт. В пассивном темброблоке присутствует только регулировка тембра и громкости звука.

Как влияет на звук дерево

Посмотрим как именно влияют разные породы дерева на звук акустической гитары. Основное внимание уделим корпусу, а конкретно верхней деке, так как основное формирование звука происходит преимущественно в этом месте.

Ель

Это может быть: ситхинская ель, немецкая ель, адирондак, альпийская ель. Внешне отличить гитару с верхней декой из ели можно по светло-желтому цвету с белым оттенком. Ель звонкая, яркая по звучанию. По тембру звука модели из ели имеют кристально-чистый тон.

Ситхинская ель

Красное дерево

Внешне имеет красный окрас. Гитары их махагона обладают мягким, бархатистым тоном, но звучат не громко.

Красное дерево (махагон)

Кедр

По цвету кедр темнее, чем ель. Имеет коричневатый оттенок с отдельными красными волокнами. По тембру звучания более мягкое нежели у ели.

Кедр

Палисандр

Имеет самый темный оттенок из представленных пород с волокнистым рисунком. Модели из палисандра обладают самым широким частотным спектром, имеют более резкий, глубокий и объемный звук. Однако в мире палисандра становится все меньше, поэтому корпус из этой породы дерева большая редкость.

Палисандр

Это самые распространенные породы дерева, из которого изготовляют верхнюю деку. Нижнюю деку и обечайку в 80% случаев выполняют из красного дерева. Другие сочетания древесины для корпуса являются уже экзотикой. Сорт дерева, из которого выполнен гриф и накладка, не оказывает ощутимого влияния на звучание.

Дополнительные аксессуары

Рассмотрим перечень аксессуаров, которые стоит приобрести при выборе акустической гитары.

Чехол

Обязательно выбирайте либо жесткий чехол (кофр), либо утепленный вариант чехла. Тем более если вы выбрали дорогой инструмент выполненный полностью из массива дерева. Чехол — важный аксессуар, который обязательно пригодится для хранения и транспортировки акустики.

Чехол

Медиатор

Неважно собираетесь вы играть с помощью медиатора или вы предпочитаете пальцевую технику игры купите медиатор. Это копеечная вещь, которая в будущем поможет расширить возможности вашей игры.

Медиаторы

Каподастр

Позволяет сменить тональность гитары одним легким движением.

Каподастр

Тюнер для настройки

Однозначно полезная вещь, позволяющая контролировать строй инструмента, в любых условиях. Обычно это прищепка с экраном, которая крепится на голову грифа и работает от батарейки.

Тюнер для настройки

Средства ухода

Существует большой выбор средств ухода. После игры струны желательно протирать фланелевой тряпкой, чтобы они не ржавели, удаляя пот и грязь. При смене струн протираем накладку грифа лимонным маслом. Даем маслу впитаться. Масло позволяет сохранить нужную влажность дерева. Корпус также протираем и поддерживаем в чистоте, можно использовать различную полироль.

Средство ухода

Увлажнитель

Очень важный аксессуар, тем более если ваша гитара выполнена из массива древесины. Позволяет поддерживать необходимую влажность и микроклимат внутри корпуса. Увлажнитель представляет собой губку, которая помещается в проветриваемый контейнер. Контейнер помещается в резонаторное отверстие, когда гитара лежит без дела.

Увлажнитель

Вертушка для колков

Полезный аксессуар, который пригодится при замене струн. Позволяет ускорить процесс кручения колков.

Вертушка (ключ) для колков

Ремень

Ремень нужен для игры стоя. Он должен иметь удобную для вас ширину и длину и выполнен из подходящего для вас материала. Для акустической и классической гитары ремни различаются по типу и имеют различную конструкцию крепления.

Ремень

Популярные гитары для начинающих

Рассмотрим популярные модели для начинающих из среднего ценового сегмента. Это не бюджетные варианты типа Yamaha F310. Здесь выделим три брендах, это Fender, Crafter и Sigma. По характеристикам все три модели очень схожи и имеют незначительные отличия в плане размера, формы и ширины грифа, длины мензуры и других незначительных элементов. Основные параметры:

  • Корпус – Dreadnought
  • Верхняя дека – массив ситхинской ели
  • Нижняя дека и обечайка – красное дерево
  • Гриф – красное дерево
  • Накладка – палисандр или орех
  • Количество ладов – 20
  • Хромированные колки
  • Матовая отделка
  • Цвет — Натуральный
  • Страна-изготовитель – Китай

Ниже вы можете оценить внешний вид, а также послушать звучание каждой модели. Запись звучания осуществлялась в равнозначных условиях на конденсаторный микрофон.

Crafter D-6/NC

Крафтер DE-6

Источник

Оцените статью