Акустическая гитара фабрики луначарского

Легендарная гитара советских рокеров — «Луначарка»

Приветствую всех на канале «Музыка минувших лет» !

В сегодняшней статье речь пойдёт о модели гитары, которая уже обрела статус культовой. Почти все советские рок-музыканты хотя бы раз играли на ней: Борис Гребенщиков, Костя Кинчев, Виктор Цой, Александр Башлачёв.
Список можно продолжать ещё очень долго. Даже Юрий Шатунов засветился в кадре с этим волшебным инструментом в руках!

Краткая история

Ленинградскую фабрику имени А.В. Луначарского основали ещё до начала войны. В 1922 года на ней производили народные музыкальные инструменты (мандолины, балалайки, арфы). Потом наладили изготовление разнообразных моделей гитар: шестиструнные, семиструнные и двенадцатиструнные. Производство процветало.
Наибольшей популярностью в первой половине 20-го века пользовалась русская семиструнная гитара .

На фабрике Луначарского выполняли даже индивидуальные заказы. Если артисту требовался инструмент повышенного качества или с особенными деталями конструкции, он мог обратиться в экспериментальный цех .

Знаменитая 12-ти струнка в рок-среде

Несмотря на то, что на фабрике Луначарского производили великое множество музыкальных инструментов, особое признание у рок-музыкантов получила двенадцатиструнная гитара. На это есть свои причины:

  • Звонкий и насыщенный звук гитары (достигается за счёт дублирования струн).
  • Отличное качество сборки, долговечность.
  • Доступность в музыкальных магазинах того времени.

Все эти преимущества не могли остаться незамеченными. Двенадцатиструнку использовали не только рокеры, но и барды. Например, Александр Розенбаум или Михаил Круг . В народе эту модель прозвали «Луначаркой» .

Читайте также:  Горчаков разослал циркулярную ноту уведомляя что

Недостатки (их тоже хватает)

Хотя гитара и пользовалась популярностью, были недостатки, которые портили общее впечатление.

В первую очередь, — повышенная сложность игры .
Такой недостаток касается всех 12-ти струнных акустических гитар. Он обуславливается исключительно особенностями конструкции. Поскольку струн на такой гитаре вдове больше, усложняется зажатие баррэ. Приходится прикладывать больше усилий, чтобы звук оставался чистым.
Исполнение соло-партий тоже затрудняется из-за расположения струн. Как итог, такой инструмент лучше всего подходит для аккомпанемента .

Из-за вышеперечисленных проблем многие рокеры не ставили все 12 струн. Виктор Цой , например, не дублировал басовые струны. А Пётр Мамонов вообще удалил все дополнительные струны со своей гитары.

Источник

Виртуальный музей советских акустических гитар

Ну что, начнём знакомство.

1. Гитара Ленинградской фабрики им. Луначарского, 1975 год. Верхняя дека — массив. До меня проходила через чьи-то другие заботливые руки, оставившие на ней чёрные полосы (под ними — заклеенные трещины деки). Однако с клеем неизвестному мастеру не повезло. Приобретена в самом конце 2014 года. Прошла замену верхнего клёца. Сейчас на гитару временно установлены две нейлоновые струны взамен лопнувших стальных. Фото см. ниже.

2. Гитара Кунгурской фабрики, год неизвестен. Верхняя дека — массив. Строго говоря, именно она — моя первая гитара, но из-за не слишком-то музыкальной в детстве натуры Ярослава Рязанца сейчас выглядит не слишком презентабельно. Частичная замена рип, замена пятки грифа. Увы — лады с 13 по 20 отпилены мной тоже очень давно. Однако играет достаточно чисто, более того, это одна из немногих известных мне советских гитар, на которую установлены колки, очень близкие по конструкции к современным, а также имеется компенсация строя разной по высоте проволокой косточки.

Слева — Кунгурская гитара, справа — Ленинградская.

3. Гитара фабрики им. Луначарского, г. Ленинград. Год известен только предположительно — 1989. С этого инструмента и начался мой опыт починки гитар. Заделка сильно разбитого бока деки. Именно про эту гитару написана моя песня http://www.chitalnya.ru/work/1735139/ На заднем плане — всё та же «луначарка» 1975 г.

4. Не совсем советская гитара, подаренная мне. Вестерн-дредноут «Trembita 18» (или ДГ-18), имеющий вполне себе советский винтовой крепёж грифа. 2001 г.в. Дека — фанера. На фото вместе с ней — семиструнка, о ней чуть ниже.

5. На этом фото будет сразу три гитары, поэтому о них по порядку:
Левая — гитара Кунгурского завода, год выпуска неизвестен. Дека — фанера. Подарок человека, отдавшего мне Трембиту. Полная замена пружинной системы. Вдохновляясь ей, я написал песню «Советская гитара» http://www.chitalnya.ru/work/1570229/
В центре — гитара Шиховской фабрики, 1973 г.в., 7 струн. Дека — массив. Небольшая проклейка трещин и замена верхнего порожка.
Справа — гитара Ленинградской фабрики им. Луначарского, 1981 год, дека — массив. Небольшая проклейка трещин, замена колка 4-й струны.

8. Гитара фабрики им. Луначарского (Ленинград), 1977. Выправление формы верхней деки и её заклеивание, замена колка 6-й струны. Нейлоновые струны.
9.Гитара Ивановской фабрики, 1976 год. На этикетке пафосно написано «Электрогитара», хотя это обычная адаптеризованная акустика. 7 струн. Гитара «первых дней выпуска»: именно в это время электрическую часть для этих гитар поставляла МЭФМИ, родина первой в СССР адаптеризованной акустики. Струны пока (для фото) родные.
Слева — Ивановская гитара, справа — «ленинградка».

10. Кварт-гитара фабрики им. Луначарского (Ленинград), 1957 год. В семиструнной гитаре нет детских и взрослых инструментов. Эта «малышка» настраивалась на кварту выше обычной семиструнки и выполняла солирующую функцию. Фото пока без струн — в городе, где она находится, проблемы со струнами вообще, что уж там говрить о такой экзотике. Небольшая заклейка трещин. Рядом с ней — знакомая вам по фото 2 шестиструнная «луначарка», чисто для демонстрации разницы в размерах.

11. Гитара Шиховской фабрики. 7 струн. Явно довоенная гитара «краснощёковской» формы, со слов владельца — 1939 год. К сожалению, гриф не родной, думается мне, что от Ивановской гитары 1970-х годов.
12.Ещё одна кварт-гитара Ленинградской фабрики им. Луначарского, на сей раз действительно «детская», ибо 6 струн. Ориентировочно 1969-1970 гг., а может, и раньше. Но звучит ничуть не хуже своей сестры с мензурой 610 мм. Даже по громкости отошла всего на чуть-чуть.
На ней также можно увидеть дивный пример плановыполнительного заводского самопала: верхний порожек из бруска, не очень хорошо влезающего в посадочное место, к коему сей порожек добротно прилакирован явно при производстве. Кто-то перевыполнил план, порожков не хватило? Последние гитары серии квартов (выпуск прекратили где-то в первой половине 1970-х, а ширина грифа у обычной «луначарки» и кварта отличается)? Или кража с фабрики с самым драконовским контролем выноса на выходе? Теперь уже вряд ли узнаешь.
Слева — Шиховская гитара, справа — Луначарский кварт.

13. Гитара Луначарской фабрики, 1967 год. 7 струн. Проклейка трещин. На фото — слева.
14. Гитара Луначарской фабрики, конец 1940-х годов. 7 струн. Проклейка трещин, формовка углубления верхнего клёца. Компенсация на ней такая отроду, причём рабочая, как ни странно. На фото — справа.

Дальнейшие пополнения коллекции — см. в посте Dreamwidth (этот больше не редактируется, мой ЖЖ остановлен): https://yaroslavryazan.dreamwidth.org/8795.html

На вопрос «Зачем мне столько гитар?» я готов ответить сразу же:
1. Каждая звучит по-разному.
2. Вы видели, что делают с дешёвыми гитарами за 200-300 р.? Нет — посмотрите на YouTube подборку «Разбил гитару». Больше всего там именно советских инструментов. Это при том, что сами по себе эти гитары очень даже неплохие. Так что надо их спасать.

О чём хотелось бы напомнить владельцам старых гитар?

Советская гитара — не классика и не вестерн, это корпус от цыганской семиструнки с различным кол-вом струн на нём. Если вам нравится звук классики либо вестерна, то вам нужны они. «Цыганочка» не обладает такой глубиной басов, зато имеет пронзительные «голоса» (три высокие струны). Как отметили на одном из сайтов, звук похож на балалайку:-) Это действительно в чём-то так.

Вторая особенность — это регулировка грифа винтом. Для его подкручивания вовсе не обязательно иметь специальный ключ. Достаточно купить простенькие пассатижи-тонконосы (другие не влезут) и зажать ими четырёхгранник винта с двух любых сторон. В случае, если вам это не нравится, либо винт стёрт, после вытаскивания можно заменить его на любой подходящий по длине и диаметру болт со шлицевой головкой. Вытаскивание винта со скрученной резьбой сводится к притягиванию гайки к клёцу и раскручиванию болта с одновременной тягой его на себя. Делать это необходимо до тех пор, пока гайка не попадёт в резьбу.

И да, не забывайте, что колки надо периодически смазывать. К советской силуминовой механике, уже и так видавшей виды, это относится больше всего.

Источник

Легендарная гитара советских рокеров — «Луначарка»

Приветствую всех на канале «Музыка минувших лет» !

В сегодняшней статье речь пойдёт о модели гитары, которая уже обрела статус культовой. Почти все советские рок-музыканты хотя бы раз играли на ней: Борис Гребенщиков, Костя Кинчев, Виктор Цой, Александр Башлачёв.
Список можно продолжать ещё очень долго. Даже Юрий Шатунов засветился в кадре с этим волшебным инструментом в руках!

Краткая история

Ленинградскую фабрику имени А.В. Луначарского основали ещё до начала войны. В 1922 года на ней производили народные музыкальные инструменты (мандолины, балалайки, арфы). Потом наладили изготовление разнообразных моделей гитар: шестиструнные, семиструнные и двенадцатиструнные. Производство процветало.
Наибольшей популярностью в первой половине 20-го века пользовалась русская семиструнная гитара .

На фабрике Луначарского выполняли даже индивидуальные заказы. Если артисту требовался инструмент повышенного качества или с особенными деталями конструкции, он мог обратиться в экспериментальный цех .

Знаменитая 12-ти струнка в рок-среде

Несмотря на то, что на фабрике Луначарского производили великое множество музыкальных инструментов, особое признание у рок-музыкантов получила двенадцатиструнная гитара. На это есть свои причины:

  • Звонкий и насыщенный звук гитары (достигается за счёт дублирования струн).
  • Отличное качество сборки, долговечность.
  • Доступность в музыкальных магазинах того времени.

Все эти преимущества не могли остаться незамеченными. Двенадцатиструнку использовали не только рокеры, но и барды. Например, Александр Розенбаум или Михаил Круг . В народе эту модель прозвали «Луначаркой» .

Недостатки (их тоже хватает)

Хотя гитара и пользовалась популярностью, были недостатки, которые портили общее впечатление.

В первую очередь, — повышенная сложность игры .
Такой недостаток касается всех 12-ти струнных акустических гитар. Он обуславливается исключительно особенностями конструкции. Поскольку струн на такой гитаре вдове больше, усложняется зажатие баррэ. Приходится прикладывать больше усилий, чтобы звук оставался чистым.
Исполнение соло-партий тоже затрудняется из-за расположения струн. Как итог, такой инструмент лучше всего подходит для аккомпанемента .

Из-за вышеперечисленных проблем многие рокеры не ставили все 12 струн. Виктор Цой , например, не дублировал басовые струны. А Пётр Мамонов вообще удалил все дополнительные струны со своей гитары.

Источник

Фабрика им. Луначарского часть 3

В завершающий год пятилетки на фабрике работали с особой активностью. С октября 1932 года здесь было внедрено сменно-встречное планирование, и к концу года по встречному плану работало 7 бригад и 37 групп, объединявших 206 рабочих. Большинство бригад, перешедших на хозрасчет, своей деятельностью подтвердило высокую экономическую эффективность работы по-новому. Как правило, эти бригады выступали инициаторами освоения новых видов продукции и новой техники. Никакой уравниловки в оплате труда теперь не было, новый метод работы вел к росту производительности труда и снижению себестоимости продукции.
Наступила вторая пятилетка. В эти годы фабрика имени А. В. Луначарского превратилась в крупнейшее профильное предприятие страны. Произошел перелом и в ассортименте изделий и в их качестве. Увеличился выпуск трехструнных домр, были усовершенствованы четырехструнные домры, выросло число оркестровых балалаек. Намного больше стали выпускать инструментов для детей — в частности, детских мандолин.
1934 год — знаменательная веха в истории фабрики. Выпуск инструментов в этот год достиг 390 тысяч, что равнялось производственной мощности всех кустарей России в 1914 году. Начиная с 1934 года фабрика исключает из своего ассортимента простые по форме, но не представляющие музыкальной ценности инструменты и взамен их вводит в производство новые виды более сложной и более ценной продукции. Будущее принадлежало оркестровым инструментам — домрам, балалайкам, мандолинам и гитарам.
Значительно расширился станочный парк. Если в 1933 году на фабрике имелся 91 станок, то в следующем году их уже было 135.
В 1935 году силами рабочих и инженерно-технических работников была проведена частичная реконструкция фабрики: заменены межэтажные перекрытия, правильно расставлено оборудование по потокам, улучшено освещение рабочих мест. Эти меры позволили повысить производительность труда и расширить ассортимент выпускаемой продукции. С 1936 года здесь изготовляются гитары модели «Сеговия», гитары для школьников, начинающих учиться музыке, банджо, балалайки-игрушки.
Еще в 1931 году в стране началось изучение новых образцов музыкальных инструментов, развернулась работа над их усовершенствованием. Научно-исследовательским центром в этой области стал Институт музыкальной промышленности (НИИМП) — первое в мире заведение подобного рода. Коллектив сотрудников, руководимый членом-корреспондентом Академии наук СССР профессором Н. Н. Андреевым, провел огромную работу, связанную с изучением конструкций музыкальных инструментов. У фабрики имени А. В. Луначарского были тесные и плодотворные связи с видными учеными, работавшими в институте,— Н. Н. Андреевым, А. В. Римским-Корсаковым, Б. П. Константиновым, А. А. Харкевичем, Н. И. Мироновым, Н. П. Куликовым. В частности, исследование резонансной древесины позволило институту дать ленинградской фабрике ценные рекомендации по подбору древесины ели для изготовления резонансных дек. В 1934—1937 годах в производство были внедрены новые конструкции гитар «Модель НИИМПа». Позже была разработана и конструкция балалайки-прима модели НИИМПа. Фабрика сотрудничала также с Лесотехнической академией и с сектором научно-исследовательских работ Московской экспериментальной фабрики.
Старые нормы выработки были резко перекрыты и намного повысилась производительность труда в результате деятельности фабричных стахановцев. Организатором этого движения среди луначарцев был станочник раскроечного цеха В. В. Назаров, который за счет увеличения скорости резания на своем станке стал выдавать за смену 11 тысяч балалаечных клепок вместо 6 тысяч, как было ранее.
Стахановцы Закачурин и Летуновский изменили способ заточки цикли, что дало возможность увеличить производительность. В цехе колковой механики стахановка Абрамова перешла на обслуживание четырех автоматов для фрезеровки шестеренок вместо двух и в результате стала выполнять норму на 175 процентов. Постоянно перевыполняли плановые задания бригады Павлова (балалаечный цех), Костюковича (мандолинный), Смирнова (домровый).
Так, в гитарном цехе по инициативе стахановцев было применено расчленение операции циклевки дек и бочков. Это мероприятие позволило значительно повысить выработку. В струнном цехе она также заметно возросла благодаря предложению использовать на операции навивки моторизацию станков с применением навивки струн двумя нитками катушек одновременно.
В 1934 году, после окончания Лесотехнической академии, был направлен на фабрику Серафим Иванович Белов.
— В лаборатории, куда я был оформлен, разрабатывались тогда конструкции четырех струнных домр. Конструкторского отдела на фабрике не было, вся технологическая документация тоже разрабатывалась у нас,— вспоминает Серафим Иванович.— Мне повезло, я работал с прекрасными людьми. Начальником лаборатории был Александр Михайлович Новодержкин, большой специалист, много сделавший для организации выпуска новых, впервые принятых к изготовлению инструментов. Он любил народные инструменты, сам на них играл, а это очень важно, учитывая нашу специфику.
Вспоминаю талантливого художника-мозаичника Василия Адольфовича Романчука, по рисункам которого выполнялось художественное оформление музыкальных инструментов. И сегодня многие профессиональные гитаристы играют на инструментах мастера Михаила Артемовича Сироткина. Кстати, известному гитаристу Сеговия, когда он приезжал в Ленинград, подарили гитару, изготовленную Сироткиным, работавшим в экспериментальной мастерской. В то время мы занимались не только инструментами, но и всеми конструкторско-технологическими работами.
Позже, в 1938 году, был организован отдел, который взял на себя разработку и совершенствование конструкций музыкальных инструментов, разработку конструкций нестандартного оборудования и инструмента. Там же готовилась технологическая документация. Начальником отдела стала Раиса Юлиановна Бородич.
В эти же годы на фабрике велись исследовательские работы по глубокому крашению древесины в целях ее облагораживания, для имитации ценных экзотических пород. В результате экспериментов были предложены рецепты красильных растворов, режимы крашения для имитации красного дерева, амарантового, палисандрового. Крашение производили в красильных ваннах, а для ускорения процесса использовали автоклавы. Все детали грифов и накладки подвергали глубокой прокраске в черный цвет; корпуса гитар фанеровались шпоном, который имитировал цветные породы древесины.
В начале 1937 года Президиум Ленсовета вынес постановление о разрешении постройки нового четырехэтажного корпуса на территории фабрики. Во вновь построенном корпусе должны были разместиться фабричное управление, общественные организации, склады сухих заготовок, а также цех детской игрушки. Помещения, которые в результате строительства должны были освободиться, предназначались для расширения производства и улучшения условий труда.

Источник

Оцените статью