Акустическая гитара микрофон динамический или конденсаторный

Запись акустической гитары

Акустическая гитара по праву считается одним из не самых простых инструментов для записи. Данная статья посвящена рассмотрению вопроса записи акустической гитары в домашних условиях.

Прежде всего, при записи акустической гитары большое значение имеет правильно подобранный микрофон.

Для этой цели рекомендуют применять конденсаторный, а не динамический. Объясняется это тем, что конденсаторные микрофоны отличаются большей чувствительностью, по сравнению с динамическими, и лучше передают высокие частоты, которые столь важны для данного инструмента.

Кроме того, выделяют три наиболее распространенных способа записи: одномикрофонный, двухмикрофонный и способ записи со встроенного пьезозвукоснимателя. Ниже идет детальное описание всех этих способов, а вам уже придется решать, какому из них отдать предпочтение.

Одномикрофонная запись

Установка микрофона прямо напротив резонаторного отверстия приведет к получению мутного, бочковатого звучания на записи. Чтобы добиться более чистого звука в итоге, следует как можно дальше установить микрофон. Однако стоит учитывать и тот факт, что при отдалении микрофона от инструмента вместе с мутностью пропадает и плотность звучания.

Установив микрофон прямо напротив нижнего порожка, вы рискуете в итоге получить звучание с доминированием средних частот, что не всегда желательно.

В некоторых случаях звук, записанный при существенном расстоянии между микрофоном и гитарой, лучше всего совместим с песней и инструментом.

Читайте также:  Грибоедов вальс номер 2 ми минор ноты

Бывает, гитара просто превосходно записывается на расстоянии буквально нескольких сантиметров от микрофона. Но для начала поэкспериментируйте с расстоянием в 30-40 сантиметров между микрофоном и инструментом, поместив микрофон напротив точки, в которой гриф соединяется с корпусом. Затем изменяйте расстояние и угол микрофона, пока не добьетесь требуемого звучания.

Двухмикрофонная запись

Акустическая гитара, которую записали с использованием двух микрофонов, как правило, отличается более объёмным и естественным звучанием.

При наличии стереомикрофона, стереопары или просто пары микрофонов расположите один из них напротив точки, в которой гриф соединяется с корпусом, а второй — напротив нижнего порожка.

Также весьма реалистичную запись с помощью двух микрофонов можно сделать и, установив один из них рядом с гитарой, а второй — на заметно большем расстоянии от нее. При синхронном наложении, записанная отдаленным микрофоном дорожка, вызовет ощущение естественной реверберации и сделает звучание более объемным.

Однако не стоит забывать, что использование этого метода целесообразно при записи в помещениях с приятной и не слишком интенсивной естественной реверберацией.

Запись со встроенного пьезозвукоснимателя

Если вы хотите получить красивое естественное звучание инструмента, не записывайте акустическую гитару (особенно дешевую гитару низкого качества) с пьезозвукоснимателя. Зачастую встроенные звукосниматели гитар не отличаются достаточным качеством, да и звучать такая запись будет резко и просто некрасиво.

Тем не менее, возможным остается совмещение записи с микрофона и записи со звукоснимателя. В большинстве случаев это приводит к оптимальному соотношению плотности и объёма звучания.

Заключение

На вопрос, какой способ записи акустической гитары наилучший, невозможно ответить однозначно. Каждый конкретный случай требует своего решения.

Например, для записи гитары для микса, в котором будет много других инструментов, больше подойдет одномикрофонный метод. Монофоническая гитара в этом случае легче сведется с остальными инструментами аранжировки.

Если же конечный микс будет включать в себя только сольный инструмент или вокал и аккомпанирующую акустическую гитару, то тут следует отдать предпочтение, наоборот, стереофонической записи.

При записи акустической гитары, как и при любой звукозаписи вообще, главное — не бояться экспериментировать. Именно экспериментируя, вы сможете с большей вероятностью добиться качественного звука на записи.

Источник

Запись акустической гитары

В этой небольшой статье я хотел бы рассказать Вам о способах записи акустической гитары. Тема интересная, но достаточно обширная, поэтому я освещу только основные моменты. С одной стороны, казалось бы, всё просто: поставил микрофон к гитаре или при наличии звукоснимателя подключил провод, нажал кнопку «запись» и вот он результат. Здесь, впрочем, как и везде, есть свои подводные камни. В этой статье я уделю внимание двум способам: технике записи с одним микрофоном и двумя микрофонами. Для записи примеров буду использовать две распространенных модели микрофонов: Shure SM58 в роли динамического и AudioTechnica AT2020 в роли конденсаторного. (примечание: запись производилась без дополнительных усилителей, эквалайзеров и приборов динамической обработки — микрофоны были подключены напрямую в микрофонные входы консоли M-Audio ProjectMix).


Динамический микрофон SHURE SM58 (слева) и конденсаторный AudioTechnica AT2020 (справа).

Но прежде чем начать, хотелось бы остановиться на паре важных моментов.

Во-первых, главная задача звукорежиссёра – добиться максимально качественного звучания от первоисточника, в данном случае гитары. Для этого, помимо хороших микрофонов и правильно растущих рук, понадобится еще и хороший инструмент. Проще говоря, если Ваша гитара – откровенные «дрова», лучше подыскать на время записи нормальный инструмент, который полностью устраивал бы Вас по звучанию. Соответственно струны тоже должны быть свежими (но не стоит устанавливать новый комплект прямо перед записью, иначе «неприигранные» струны «поплывут» по строю).

Во-вторых, акустика помещения. Если вы не обладатель специально предназначенного для записи тон-зала, то Вам стоит заранее позаботиться о приглушении ненужной реверберации от голых стен подручными средствами (ковры, плотные одеяла, полотенце и т.д.). Так же при наличии нежелательных отражений не стоит садиться напротив голой стены или любой другой отражающей поверхности.

Итак, начнем с техники записи одним микрофоном.

Динамический микрофон.

Самой распространенной схемой установки микрофона является место, где гриф крепится к корпусу (или как вариант – у 12 лада) – в этом месте находится достаточно сбалансированное звучание. Устанавливать его не стоит слишком близко или слишком далеко – достаточно расстояния в 10-15 см.


Первая позиция.

В роли второй позиции можно использовать место ниже резонаторного отверстия, направленное на середину между нижнем краем барабана и краем резонаторного отверстия – главное установить в такое положение, чтоб не задевать микрофон рукой при игре.


Вторая позиция.

Можно использовать еще одну позицию, но при её использовании будут преобладать средние частоты.


Третья позиция.

Не стоит направлять микрофон прямо в резонаторное отверстие – получите только гул.

Конденсаторный микрофон.

Чувствительность конденсаторного микрофона в разы превышает чувствительность динамического, поэтому конденсаторный микрофон «снимет» гораздо больше звуковых нюансов, нежели динамический. Учитывая эту особенность, конденсаторный микрофон лучше устанавливать на расстоянии 30-40 см (касается первой позиции), чтобы получить более полный звук. Амплитудно-частотная характеристика тоже разнится, как у динамических, так и конденсаторных, но динамические более склонны к нехватке высоких частот. В нашем случае SM58 значительно проигрывает AT2020 по детальности звука и частотной составляющей.

На нижеприведённых записях отчётливо слышно, что 58-му не хватает яркости и чёткости, в то время как у АТ2020 её с избытком.

Запись SHURE SM58 в первом положении — Скачать WAV (2.95 Мб)

Запись SHURE SM58 во втором положении — Скачать WAV (2.95 Мб)

Запись SHURE SM58 в третьем положении — Скачать WAV (2.83 Мб)

Запись AT2020 в первом положении — Скачать WAV (2.83 Мб)

Следует отметить, что вышеописанные позиции достаточно приблизительные, хоть и общепринятые – их можно использовать как стартовую точку и, двигая микрофон относительно неё, слушать в наушниках (желательно закрытых) и подбирать нужное звучание гитары. Важно запомнить несколько моментов: при перемещении микрофона вдоль грифа к колкам Вы получите более яркий и тонкий звук. Если перемещать по грифу в сторону резонаторного отверстия – более плотный звук с преобладанием низких частот. Отодвигая микрофон от гитары – больший объём, но если отодвинуть слишком далеко – слишком сухой и тусклый звук.

Помимо звучания самого инструмента, немалую роль играет и акустика комнаты, в которой пишется гитара и то место, где сидит исполнитель. Если для динамического микрофона (в силу его невысокой чувствительности) внешние «воздействия» будут минимальными, то в случае с использованием конденсаторного все «шероховатости» акустики комнаты могут достаточно сильно исказить звук. Поэтому, если Ваша комната грешит подобными изъянами и они отрицательно влияют на записываемый звук (гул, «бочковатый» звук), то стоит ограничиться записью прямого сигнала, поставив микрофон ближе к гитаре.

Техника записи двумя (несколькими) микрофонами основана на смешении звучания, снимаемым этими микрофонами. Тут полёт фантазии безграничен – главное не забывать про фазовую совместимость сигналов и следовать основному правилу: расстояние между микрофонами должно быть как минимум в три раза больше расстояния между источником звука и микрофоном. Для записи с использованием подобной техники можно использовать как одинаковые микрофоны, так и разные. Например, в следующей записи использовались как SM58 (в первой позиции, «снимал» близкий, прямой звук) и AT2020, установленный в 1 м от головы исполнителя и капсюлем, направленным на резонаторное отверстие (выступал в роли обзорного микрофона, снимал акустику помещения и добавлял яркости звучанию).

Запись SM58 и AT2020 (Mono Mix) — Скачать WAV (2.83 Мб)

В данном примере недостаток высоких частот динамического микрофона (прямого звука) компенсировался конденсаторным микрофоном, плюс добавился небольшой объём.

Для более широкой стерео картины можно распанорамировать сигналы с двух микрофонов влево и вправо:

Запись SM58 и AT2020 (Stereo Mix) — Скачать WAV (2.83 Мб)

Тоже самое можно проделать, используя два конденсаторных микрофона: один ставится на расстоянии 40 см от 12 лада, а второй – в 1,5 м от головы исполнителя (капсюль направлен на резонаторное отверстие):

Тоже самое, но с панорамой влево-вправо:

Запись двух AT2020 (Stereo Mix) — Скачать WAV (2.85 Мб)

Можно «псевдо расширить» стереокартину добавив небольшую задержку (10 мс) к одному из сигналов:

Запись двух AT2020 (Stereo Mix, с задержкой 10 мс) — Скачать WAV (2.84 Мб)

Для добавления определённой теплоты гитарному звуку и придания звучанию медиатора некого «шелеста» можно обзорный микрофон поставить над правым плечом гитариста на высоте 30-40 см.

Запись двух AT2020 (Stereo Mix) — Скачать WAV (2.83 Мб)

А для большей яркости струн один из микрофонов можно поставить в район 1-ого лада на грифе и второй оставить в первой позиции (на 12 ладу).

Запись двух AT2020 (Stereo Mix) — Скачать WAV (2.83 Мб)

Еще один момент, который хотелось бы отметить – это использование встроенного звукоснимателя. Часто для записи «в пачке» с другими инструментами бывает достаточно и прямого «неокрашенного» сигнала со звукоснимателя, но если требуется дополнительный «окрас» или натуральный объем/запись отражённого звука – имеет смысл подмешать к сигналу от звукоснимателя сигнал, одновременно идущий с микрофонов.

Несколько слов об обработке записанного материала.

Лично я категорически против вмешательства эквалайзером ДО записи и ПРИ записи. Лучше постараться максимально натурально запечатлеть звучание гитары правильной расстановкой микрофонов, чем заставлять гитары звучать накручивая эквалайзер. Как вариант можно использовать компрессор, но с достаточно щадящими настройками, чтобы он на самых пиках снижал уровень на 2-4 Дб – степень сжатия выбрать от 2:1 до 4:1, атаку и релиз по слуху (чтобы не было «скачков» в звуке). Помните, что лучше немного «недожать», чем потом переписывать всё снова из-за того, что сигнал получился слишком «пережатый».

Уже записанный материал можно обработать эквалайзером для подчёркивания определённых звуковых нюансов. В первую очередь имеет смысл подрезать «шельфом» диапазон до 100 Гц, что избавит звук от ненужного гула и поможет поместить гитару в микс с другими инструментами. Если на записи присутствует «бубнёж», то его можно локализовать и изничтожить параметрическим эквалайзером (узкой полосой), просмотрев частоты в районе 100-270 Гц. Если записи не хватает воздуха, то диапазон выше 10 Кгц (широкой полосой) сможет Вам в этом помочь – главное не перестараться, иначе получится излишне яркий и неестественный звук. Более мягкий и яркий звук можно получить обработав записанный материал хорусом (chorus). Для получения интересного стерео эффекта можно обработать гитару хорусом только на одном канале: левом или правом.

Что касаемо реверберации. Её можно и нужно использовать, если при записи вы снимали только прямой, сухой сигнал. Тут всё зависит от ваших пожеланий: от моделирования небольшого помещения до концертных залов с очень яркими отражениями.

Подведём некий итог.

Как видно из примеров, для записи гитары больше подходят конденсаторные микрофоны в силу их большей чувствительности и лучшей АЧХ. Сколькими микрофонами записывать – дело каждого (я, например, часто сольные партии пишу либо со звукоснимателя, либо если требуется больший «объём», использую один микрофон с большой диафрагмой AudioTechnica AT4040SM). Главное максимально качественно и натурально снять звучание гитары. Причём стоит сразу позаботиться, а точнее свести на нет все фоновые шумы: будь то провод от наушников, бьющийся о корпус гитары или скрипящий под Вами стул и т.д. Ну и основное правило – не бойтесь экспериментировать, совершенствуйте свои навыки и в конечном итоге Вы найдёте тот самый ЗВУК, к которому так долго стремились!

Источник

Какой микрофон выбрать – конденсаторный или динамический

Одна из самых больших дилемм при покупке микрофона – выбор между динамическим и емкостным устройством. На самом деле, не может быть четко указано, какое из этих решений лучше, поскольку каждое из них имеет как преимущества, так и недостатки.

Решение о покупке конденсаторного или динамического микрофона должно приниматься в зависимости от предполагаемого использования оборудования. В некоторых ситуациях, например на сцене или в неблагоприятных погодных условиях, динамический микрофон будет работать лучше, в то время как в студии звукозаписи с идеальной акустикой может быть использован потенциал конденсаторного микрофона.

Как выбрать лучшее решение для ваших нужд? В чем разница между динамическим и конденсаторным микрофоном? Мы ответим ниже.

Конденсаторный микрофон – как это работает

Основное различие между динамическими и емкостными микрофонами заключается в технологии – в том, как звуковые волны обрабатываются обоими устройствами.

Конденсаторные микрофоны состоят из подвижных обкладок и металлической сетки мембраны, загружаемой поляризовыванным напряжением, что формирует особый тип конденсатора. Емкость конденсатора изменяется благодаря колебаниям мембраны (под действием звуковых волн) и, таким образом, возникают электрические импульсы, которые передаются к регистратору.

Конденсаторные микрофоны характеризуются высокой чувствительностью, а потому и точностью записи даже самых тихих звуков. Их потенциал используется, в основном, в студиях звукозаписи, где в изолированных условиях вы можете записывать как громкие, так и тихие звуки. Емкостные микрофоны редко используются на сцене. Также стоит помнить, что такие устройства требуют дополнительного фантомного питания.

Динамический микрофон – как это работает

Динамические микрофоны – в отличие от емкостных моделей, они просты в сборке, а значит, и дешевы. Они состоят из тонкой и в то же время гибкой мембраны и связанной с ней катушки, расположенной в сильном магнитном поле, создаваемом магнитом.

Вибрации воздуха, создаваемые акустическими волнами, перемещают диафрагму и катушку, и, таким образом, на выводах катушки генерируется напряжение и, следовательно, ток с частотой, соответствующей частоте вибрации звуковых волн.

Динамические микрофоны не так чувствительны, как емкостные модели, но они гораздо более устойчивы как к механическим повреждениям и к неблагоприятным погодным условиям. Благодаря этим преимуществам вы можете использовать их на сцене независимо от того, состоится ли концерт в закрытом помещении или на улице.

Конденсаторный микрофон и динамический – разница

Различная конструкция емкостных и динамических микрофонов и способ обработки звуковых волн влияют на свойства обоих решений. Обычно считается, что конденсаторные микрофоны лучше динамических устройств, в первую очередь, из-за более высокой чувствительности и, следовательно, точности записи даже мельчайших деталей.

Будет ли это преимуществом и желательной особенностью в каждом случае? Не обязательно! Конденсаторные микрофоны менее способны противостоять высокому акустическому давлению и реже используются во время концертов.

Чтобы облегчить решение о покупке микрофона, ниже мы представляем наиболее важные особенности и различия между динамическими и емкостными устройствами.

Динамические микрофоны

  • Отличаются меньшей чувствительностью и меньшей восприимчивостью к эхо, чем в емкостные устройства
  • Могут выдерживать высокое звуковое давление, они идеально подходят для записи громких источников звука, например, для записи басовых и гитарных усилителей
  • Надежно устроены – устойчивы к механическим повреждениям, а также к влаге и экстремальным температурам
  • Имеют более слабую реакцию на переходные процессы и ограниченную частоту регистрации, поэтому они не фиксируют столько деталей, сколько конденсаторные микрофоны
  • Составляют группу одну из самых дешевых моделей микрофонов на рынке

Конденсаторные микрофоны

  • Они легкие и хрупкие, поэтому подвержены повреждениям
  • Не устойчивы к неблагоприятным погодным условиям, поэтому лучше не использовать их при экстремальных температурах или во время осадков
  • Характеризуются высокой чувствительностью и быстрой реакцией на переходные процессы, благодаря которым они записывают даже самые тихие звуки, детали и изменения тонов
  • Имеют широкую частотную характеристику – идеально подходят для записи вокала и акустических инструментов
  • Полный потенциал может быть использован в музыкальных студиях, в которых созданы отличные акустические условия
  • Конденсаторные микрофоны дороги

Что нужно учесть при покупке микрофона

Конденсаторный микрофон или динамический микрофон? Вы должны ответить на этот вопрос самостоятельно. Но, независимо от того, какую модель вы ищете, стоит учитывать такие параметры, как:

  • Применение – если микрофон используется в музыкальной студии, вы можете попробовать купить емкостное устройство. Динамические микрофоны также используются профессионалами, но не так часто, как «конденсаторы». Когда вы покупаете микрофон с целью подключения его к компьютеру и использования его для видеозвонков, игр или записи видеоблогов, вам не нужно вкладывать деньги в дорогие емкостные устройства, динамических микрофонов здесь будет достаточно (за некоторым исключением, например, ASMR);
  • Чувствительность – этот параметр определяет, насколько эффективно микрофон может записывать акустические волны. Как уже упоминалось, конденсаторные микрофоны отличаются большей чувствительностью;
  • Частотный диапазон – заданный как минимальное и максимальное значение частоты звука, которые он может регистрировать и отправлять записывающим устройствами;
  • Собственный шум – информирует об уровне напряжения микрофона, измеренном в полной тишине. Чем ниже уровень собственного шума, тем лучше устройство. Значение собственного шума не должно превышать 15 дБ(А);
  • Разъём – микрофоны могут быть оснащены разъемами 3,5 мм или 6,3 мм, USB или XLR. Модели, предлагающие беспроводную связь, также доступны на рынке.

Конденсатор и динамический микрофон – характеристика направленности

Есть ещё один важный параметр микрофонов, который определяет пространство, с которого он собирает звук. О чём мы говорим? Конечно, о характеристики направленности.

Микрофоны, предлагаемые производителями, могут иметь следующие характеристики:

  • Однонаправленный – устройство записывает звуки, поступающие от источника, расположенного прямо перед микрофоном. Однонаправленные микрофоны можно разделить на кардиодальные, супер-календарные, гиперкардиальные и суб-календарные. Различные типы различаются по уровню чувствительности к акустическим волнам, достигающим устройства спереди, а также к более или менее точной записи звуков от источников по бокам и сзади микрофона;
  • Двунаправленный – также называется «восьмёркой» из-за формы пространства, с которого он записывает акустические волны. Двунаправленные микрофоны улавливают звуки, идущие к ним спереди и сзади, в то время как чувствительность к волнам от источника спереди немного выше;
  • Разнонаправленный – в этом случае микрофон записывает звуковые волны со всех сторон.

Источник

Оцените статью