- Хамбакер или сингл. Выбираем свой звук
- Хамбакер или сингл. Выбираем свой звук
- Немного истории
- Отличия в звуке
- Замена звукоснимателей
- Апгрейд гитары: все о звукоснимателях, часть 1
- Что такое звукосниматель?
- Основные типы звукоснимателей
- Баланс между бриджевым и нековым звукоснимателем
- Виды электромагнитных звукоснимателей
- Пассивные и активные звукосниматели
- В ПОИСКАХ ИДЕАЛЬНОГО ЗВУКА: ГИТАРА И ЕЁ НОВЫЕ ЗВУКОСНИМАТЕЛИ
Хамбакер или сингл. Выбираем свой звук
Хамбакер или сингл. Выбираем свой звук
Как вы, вероятно, уже знаете, тип звукоснимателей, используемых в электрогитарах, оказывает большое влияние на их тон. Но прежде чем мы углубимся в звуковые различия между двумя основными типами давайте посмотрим на них как на одно устройство. Все звукосниматели в основном работают одинаково. Они содержат магниты, обмотанные проволочными спиралями, которые реагируют на помехи, вызванные вибрирующими металлическими струнами. Современный звукосниматель, предназначенный для шестиструнной гитары, обычно имеет шесть магнитоводов, каждый из которых соответствует струне, расположенной над ним. Реже, у некоторых есть единственный стержневой магнит, также обернутый проводом. Срыв струны приводит к тому, что звукосниматель генерирует маломощный электронный сигнал, который соответствует вибрациям струны. Затем сигнал усиливается и выводится через динамик комбика или кабинета.
Немного истории
Поскольку группы становятся все громче, в сочетании с растущей популярностью гитары в качестве ведущего инструмента, гитарные звукосниматели впервые начали появляться в 1930-х годах. Они помогали гитаристам быть услышанными, не перекрытыми другими инструментами. Но звукосниматели с одной катушкой действуют как маленькие антенны, выбирая различные типы электромагнитных помех, которые обычно слышны как фоновый гул. Когда гитаристы добавляли громкости на гитаре и усилителе, гул и помехи тоже становились громче.
Чтобы решить эту проблему, в 1950-х годах появился звукосниматель с двумя катушками — хамбакер. Самые ранние разработки были приписаны Сету Ловеру, инженеру из Gibson, который представил пикап PAF в 1955 году, и Джозефу Раймонду Баттсe из Gretsch, который примерно в то же время изобрел звукосниматель Filter’Tron. Хамбакеры содержат две катушки, которые соединены в противофазе друг с другом. Это заставляет гул, генерируемый каждой катушкой, подавляться другой катушкой.
Отличия в звуке
Каковы основные тональные характеристики датчиков с одной катушкой и хамбакера? Синглы имеют более яркий и четкий звук. Для сравнения, у хамбакеров обычно есть то, что гитаристы называют «более толстым» звуком, который воспринимается круглее и теплее. Хамбакеры также имеют тенденцию подчеркивать сустейн, производимый от древесины гитары.
Одиночные катушки часто описываются как имеющие больше «укуса» и атаки, чем хамбакеры. Они также могут звучать «зернисто» при перегрузке небольших ламповых усилителей. В зависимости от типа усилителя, эффектов и используемых игровых техник, одиночные катушки могут также воспроизводить гладкие звенящие звуки, связанные с классической поп-гитарой 60-х.
Звукосниматели с одной катушкой обычно предпочитают кантри и серф-гитаристы, которые стремятся к максимальному удару. И наоборот, хамбакеры, как правило, более популярны среди джаза, хэви-рока и металлистов. С акцентом на средние частоты и более широким спектром эффектов искажения хамбакеры также популярны среди блюзовых игроков, ищущих перегруженные ламповые звуки.
Активные звукосниматели и электроника, которые содержат свои собственные предусилители, являются еще одним способом для гитаристов, ищущих самый горячий и мощный сигнал для подачи на свои усилители с высоким уровнем гейна.
Замена звукоснимателей
Модернизация звукоснимателей на не дорогой электрогитаре может принести много пользы. Качество звукоснимателей в большинстве недорогих гитар — это место, где производители часто идут на компромиссы, пытаясь снизить цену. Более качественные звукосниматели и электроника могут добавить новую силу вашему инструменту, увеличить глубину и артикуляцию голоса вашей гитары. Выбрать нужный звукосниматель вы можете тут.
Источник
Апгрейд гитары: все о звукоснимателях, часть 1
В данном материале мы поговорим об одном из важнейших элементов в формировании звучания гитары – звукоснимателях или, как их еще называют, гитарных датчиках.
В первой части мы поговорим об общем устройстве датчиков и их основных типах.
Вторая часть статьи будет посвящена непосредственно тому, как улучшить звучание гитары с помощью регулировки и замены звукоснимателей.
Что такое звукосниматель?
В общем случае так называют устройство, которое преобразует энергию колебания струны в электрический сигнал. Существует два основных типа звукоснимателей: электромагнитные и пьезоэлектрические. Отличаются они видом преобразуемой энергии.
Основные типы звукоснимателей
Пьезоэлектрические устройства (либо кратко – пьезозвукосниматели) являются более простыми по своему строению датчиками, однако сущность преобразования колебаний в электрический сигнал у них сложнее.
Они состоят из пьезокристалла – сердца датчика, которое окружено проводниками. Используют такие звукосниматели чаще всего для подзвучки акустических и классических гитар – в данном случае они преобразуют в электросигнал не только колебания струн, но и резонирование корпуса инструмента.
Сегодня наиболее распространены два вида звукоснимателей для акустических гитар пьезоэлектрического типа:
- В виде небольшой пластины, которую размещают под нижним порожком – она снимает по большей части именно колебания гитарных струн;
- В виде датчиков, которые закрепляются на деке гитары (по виду похожи на датчики-присоски для снятия ЭКГ : ) и регистрируют по большей части вибрацию корпуса.
Стоит помнить о том, что качество снятия звука акустического инструмента (мы имеем в виду не только акустическую гитару, но и классические инструменты с нейлоновыми струнами, а также традиционные виды струнных: укулеле, банджо, мандолину и т.д.) зависит от качества самих пьезоэлементов в большинстве случаев лишь наполовину. Вторые 50% качественного звучания с минимумом шумов – это правильное расположение датчиков на деке гитары.
Электромагнитные звукосниматели для гитары – не что иное, как магнит с катушкой индуктивности.
При колебании струн в постоянном магнитном поле, наличие которого обуславливает магнит в звукоснимателе, возникает электродвижущая сила (ЭДС). Звукосниматель передает возникший электросигнал на выходное гнездо гитары – а далее сигнал проходит через тракт звукообработки и попадает в динамики гитарного кабинета или наушники.
ЭДС возникает из-за того, что гитарные струны изготавливают в подавляющем большинстве случаев из ферримагнитных материалов.
Звук гитарного датчика зависит в первую очередь от типа магнита и характера обмотки (толщины и типа проволоки). Чаще всего в характеристиках отдельной модели звукоснимателя вы не найдете указания типа проволоки – так производители сохраняют в тайне особенности технологического процесса. Однако с большой долей уверенности можно говорить о том, что большее количество витков проволоки в катушки даст вам более мощный тон с обилием низких частот.
Баланс между бриджевым и нековым звукоснимателем
Думаем, многие из вас замечали, что из-за разницы амплитуды колебаний струны звучание гитары при игре у бриджа всегда тише, чем при игре возле пятки грифа. Это заметно даже на неподключенной гитаре.
Первые электрогитары выпускались с одинаковыми датчиками в бридже и неке: однако это порождало дисбаланс при переключении, так как бриджевый звукосниматель выдавал достаточно тихий и средне-верховатый звук, а нековый – громкий и басовитый. С развитием технологий в музыкальной индустрии производители стали изготавливать гитарные датчики для разных позиций с использованием различных схем: так бриджевые датчики имеют чаще всего больше витков по сравнению с аналогичной моделью для нековой позиции.
Виды электромагнитных звукоснимателей
Электрогитарные датчики по своей конструкции делятся на два типа:
- Синглы (Single Coil)
- Хамбакеры (Humbucker)
Если говорить об их разнице кратко, то отличие состоит в количестве катушек – сингл имеет лишь одну катушку, хамбакер – две.
Ниже мы привели примеры внешнего вида звукоснимателей типа Single Coil и Humbucker.
Название звукоснимателей данного типа происходит от составного английского слова hum-bucker – фоноподавитель. В сущности, он представляет собой общий магнит в основании с двумя катушками индуктивности, которые намотаны в разные стороны. Именно благодаря такому строению хамбакера лишний шумы и наводки пропадают в противофазе.
Но хамбакеры вовсе не похожи по звучанию на сингл, «очищенный» от посторонних шумов и фона. На деле между ними имеется огромное количество различий, которые по-разному проявляются в звукоснимателях от разных брендов.
Традиционным считается, что синглы больше подходят для чистого либо слегка перегруженного звучания, а хамбакеры – выбор любителей насыщенного овердрайва и дисторшена. На деле же каждый музыкант сам для себя решает, насколько ему подходит звучание датчика. Напомним лишь, что очень многие гитаристы играют или играли с дисторшеном на синглах (например, группа Iron Maiden, Ritchie Blackmore, Jimi Hendrix и др.), а многие джазмены предпочитают играть клин-партии на хамбакерах, установленных на гитарах Gibson.
Попробуйте разные варианты исходя из своих вкусовых предпочтений – благо на сегодняшний день большинство производителей звукоснимателей выпускают звукосниматели такой конструкции, которые могут быть временно установлены на гитару без пайки – для теста звучания.
Пассивные и активные звукосниматели
Наверняка многие из вас слышали о пассивной и активной гитарной электронике. В чем же разница?
Пассивный звукосниматель регистрирует колебания струны и посылает на гитарных выход абсолютно чистый и сырой сигнал без какой либо дополнительной обработки – регулируют его только выставленные на гитаре настройки громкости и тона, которые помогут сделать сигнал менее интенсивным или слегка урезать высокие частоты.
В пассивных звукоснимателях используются в основном 3 типа магнитов: Alnico II, Alnico V либо Ceramic.
Alnico 2 обладает наиболее слабым «выхлопом», при этом с точки зрения тембрального окраса такой магнит обеспечивает наиболее мягкое, «бархатистое» звучание с выраженным низом.
Более сильный выход дает Alnico V – при этом в сигнале со звукоснимателя с таким магнитом будут преобладать средние частоты.
Керамика обеспечивает самый мощный «выхлоп», но при этом в звуке будут наиболее выражены высокие частоты.
Особенность пассивной электроники – необходимость наличия большого количества витков намотки, чтобы достаточно слабый сигнал с них мог нормально «прогреть» тракт звукообработки. Из-за этого возникает проблема частичного ослабления низкого и высокого частотного диапазона, которые могут усугубляться еще и потерями в сигнале из-за некачественных шнуров или наличия в цепи большого количества педалей эффектов.
Звучит не очень хорошо, не так ли? Однако эти потери не так значительны, как кажется и из-за них происходит небольшой парадокс: многие слушатели уверены, что пассивные датчики звучат намного более мощно. Происходит это из-за того, что человеческий слух наиболее полно воспринимает именно средний диапазон частот, который более выражен в пассивной электронике при небольших потерях в низком и высоком диапазоне.
Последняя особенность звучания пассивных звукоснимателей – это вероятность появления так называемых «артефактов». Основная их причина – именно наличие усиленного магнита в конструкции датчика, из-за которого может проявляться быстрое затухание вибрации струны, странный тембр звучания отдельных струн, а также «волчки», появление которых также может быть связано со спецификой установленной на гитаре электроники.
ЭТО ВАЖНО: если вы обладатель пассивных датчиков на инструменте, то вам нужно в большей степени позаботиться о качестве сигнала. В данном случае мы говорим о том, что следует более внимательно отнестись к выбору качественного гитарного шнура – данному аспекту мы посвятили полезную статью «Как выбрать гитарный кабель?» , в которой можно узнать об особенностях строения современных инструментальных шнуров и о том, какие из них лучше.
Активные звукосниматели имеют менее мощные магниты, а также меньшее количество витков – из-за этого сигнал с активной электроники более насыщен высокими и низкими частотами, он имеет более полный и монументальный характер. Проблемой такого строения является значительное ослабление сигнала, который не сможет «раскачать» усилитель или другое гитарное оборудование – особенно, если музыкант использует длинный кабель.
Для компенсации потери в мощности выхода на активную электронику устанавливаются минипредусилители. Чаще всего из-за этого они имеют более мощный выход по сравнению с пассивными датчиками, а музыканту не приходится сильно задирать гейн на процессоре или примочке при желании достигнуть мощного и плотного перегруза.
ЭТО ВАЖНО: потенциометры для активных звукоснимателей всегда имеют отличные характеристики от аналогичных моделей для пассивной электроники. Учитывайте это и подбирайте к звукоснимателям рекомендованные производителем типы электронных комплектующих.
В чем же разница звучания пассивной и активной электроники?
Как несложно догадаться, разница эта для каждого слушателя проявляется сугубо индивидуально. Однозначно сказать, что выход активной электроники мощнее нельзя (однако все же для большинства случаев такое утверждение будет справедливым), как нельзя и сказать, какие из датчиков звучат лучше. Единственное в чем сходятся многие слушатели – это в том, что активная электроника обеспечивает менее «живой» и динамичный звук, делая его более компрессированным и сглаженным. Но еще раз напомним: это не правило и не аксиома, а лишь констатация большинства мнений со стороны музыкантов.
Мы рекомендуем не бояться экспериментов и попробовать разные типы электроники, после чего сделать самостоятельные выводы. Но перед тем как начинать апгрейд электроники гитары мы рекомендуем задуматься о настройке звукоснимателей — об этом читайте во второй части нашей статьи.
Источник
В ПОИСКАХ ИДЕАЛЬНОГО ЗВУКА: ГИТАРА И ЕЁ НОВЫЕ ЗВУКОСНИМАТЕЛИ
В жизни почти каждого гитариста рано или поздно наступает тот момент, когда музыкальный инструмент оказывается освоен в полном объеме наличествующего мастерства, комбинация обработок в пределах досягаемости выбрана, усилитель — тоже, и свой звук вроде бы найден. И здесь может случиться, что этого звука вам покажется мало, а то вы и вовсе разочаруетесь в нём с течением времени. Но своя собственная гитара — она на то и собственная, чтобы экспериментировать с ней: начаться всё может с замены струн на другой калибр, ну а продолжение зависит только от ваших идей, желаний и, скажем так, технической наглости. Замена звукоснимателей в ряду усовершенствований электрогитары стоит на почётном первом месте — тем более в нашей стране.
Повторимся, замена звукоснимателей на гитаре — это почти что наш национальный спорт с тех времен, когда нормальный, «фирменный» инструмент стоил как автомобиль. В то же время гитары производства социалистических Чехословакии и ГДР — Jolana (копия Gibson Les Paul) и Musima Lead Star (копия Fender Stratocaster) соответственно, будучи не самыми плохими инструментами с точки зрения конструкции корпуса и грифа, отличались на диво вялыми по звучанию звукоснимателями. Отсюда — не самые безуспешные попытки наматывать собственные звукосниматели (и синглы, и хамбакеры), и дошедшие до наших времён реалистические легенды о «магните из куска напильника».
Конечно, в наше время нет надобности самому мотать катушку звукоснимателя (хотя чего только не бывает), однако прежде чем принять окончательное решение о полной или частичной замене звукоснимателей на вашей гитаре, нужно подумать дважды. Ведь получить изменение звучания инструмента можно получить и более простым способом, а именно, как уже говорилось, заменой струн, и изменением регулировок на обработках и усилителе, либо пробой гитары на других усилителях и обработках. Смена усилителя — тоже решение… Короче говоря, смена звукоснимателей должна производиться только тогда, когда вы абсолютно уверены в этом. Нужно помнить и о том, что замена звукоснимателей на бюджетных моделях гитар может оказаться совсем неоправданной — в первую очередь звучание инструмента определяется материалом его корпуса. Бюджетный звукосниматель способен замаскировать не самое лучшее звучание конкретной древесины, а топовая модель звукоснимателя, напротив, подчеркнет его. Возможно, в этом случае лучше менять не звукосниматели, а сам инструмент. Есть мнение, что на бюджетные гитары имеет смысл устанавливать активные звукосниматели (EMG, Bartolini или Seymour Duncan) — тогда звук будет гораздо меньше зависеть от материала корпуса инструмента.
Поскольку львиная доля замен звукоснимателей является следствием попыток создать гитару типа Supercaster своими руками, то разумно начинать именно с описания подобного процесса. Ведь мало кто из начинающих гитаристов не задавался вопросом «а как звучит Stratocaster с одним или несколькими хамбакерами?» Для обозначения таких гитар еще в начале 80-х было придумано название Supercaster, и подобные модели, как стандартные, так и именные, выпускаются серийно. Главным ходом здесь является замена бриджевого сингла на полноценный хамбакер (как в серии гитар Stratocaster HSS или в винтажных моделях Fender Prodigy / Prodigy II), однако существуют и инструменты с набором из трёх мини-хамбакеров — например, именная модель гитариста группы Iron Maiden Дэйва Мюррея (Dave Murray) Fender Dave Murray Stratocaster RW. Но не всегда стоит бежать за новым инструментом — вы можете самостоятельно поменять звукосниматели-синглы на мини-хамбакеры, и получить характерное «пробивное» звучание и яркий кранч. Для превращения вашего Stratocaster в Supercaster безусловно рекомендуются звукосниматели Seymour Duncan Cool Rails и Seymour Duncan Hot Rails или подобные им.
А вот обратный процесс, то есть замену хамбакеров на звукосниматели-синглы рекомендуется производить не их брутальной механической заменой а, так сказать, аппаратно. Не нужно лишний раз объяснять, что габариты сингла сильно отличаются о таковых у хамбакера, и гитара типа Les Paul потребует маскировки стандартных установочных мест звукоснимателей накладками. Поэтому куда проще реализовать режим отсечки (Cutoff) одной из двух катушек хамбакера и тем самым превратить его в сингл — или, как будет видно ниже, в «полтора сингла». У звукоснимателя в данном случае должно быть три или четыре выхода; необходимо также запастись двухпозиционным переключателем или логарифмическим потенциометром. Выходы перепаиваются таким образом: в одном положении сигнал снимается штатно, с обеих обмоток, а во втором — только с одной. Использование потенциометра позволит осуществить режим «полтора сингла» — сигнал со второй обмотки будет подмешиваться к сигналу с первой. Логарифмический потенциометр рекомендуется в данном случае просто потому, что при использовании линейного потенциометра смешанный сигнал не будет столь ярко выраженным.
Можно также переподключить обмотки хамбакера параллельно — в стандартной конфигурации они подключены последовательно. При таком переподключении выходной сигнал уменьшится и поднимется его высокочастотный диапазон. Для подобной перекоммутации нужно поменять местами выходы у одной из обмоток, а для сохранения режима нормального хамбакера необходим переключатель On/On. Если режим нормального хамбакера вам покажется лишним, можно просто жестко перепаять выходы звукоснимателя.
Возможно переподключение двух хамбакеров в режим «фаза / противофаза», то есть изменение полярности одного полного звукоснимателя по отношению к другому. Применимо для тех звукоснимателей, у которых провод «земля» отдельный. Для реализации режима «противофаза» нужно поменять местами вход и выход хамбакера («North» и «South») — причем опять же можно перепаять схему жёстко, а можно поставить переключатель On/On для сохранения нормального режима («фаза»). Понятно, что режим «противофаза» будет работать только при подключении обоих хамбакеров, но результат стоит того — резко улучшается звучание в ВЧ-диапазоне, хотя уровень выходного сигнала опять же падает.
Можно собрать и целую батарею синглов и мини-хамбакеров и превратить свой Les Paul в сверхуниверсальный инстумент. Комбинации понятны и очевидны — до четырёх мини-хамбакеров включительно. Соответственно можно будет поставить и обычные переключатели (On/Off) на каждую обмотку до переключателя датчиков — подобная переделка способна превратить гитару в тот самый «инструмент мечты», на котором теоретически можно играть всё. Нужно только учесть, что мини-хамбакер звучит несколько иначе, чем стандартный хамбакер, но для кого-то возможности такой комбинации перевешивают традиционный звук.
Последней же опцией в деле замены звукоснимателей является замена их магнитов — поэтому можете попробовать их разные комбинации при различных мощностях магнитов в разных звукоснимателях гитары: сплавы Alnico 2, Alnico 5, неодим и керамические магниты. Эти и прочие вышеописанные малые инженерные решения способны изменить звук гитары в интересном направлении с весьма малым уроном для корпуса инструмента.
Продолжаете искать свой звук? Тогда вас точно заинтересуют другие статьи из нашей рубрики «В поисках идеального звука»:
Источник