Акустическая гитара с педалью

Руководство по гитарным педалям для новичков

Анонс

Тестовый автор

Со времени своего массового распространения в 60-е годы мир гитарных педалей разросся до огромных размеров и даже перестал принадлежать исключительно гитаристам. Немудрено, что многообразие эффектов может ввести начинающих гитаристов в заблуждение.

В этом материале мы расскажем об основных эффектах, поможем разобраться в азах, а также рассмотрим лучшие педали для новичков. В статье намеренно использован максимально простой для понимания язык, без излишнего использования технических терминов и описания тонкостей.

Зачем нужны педали

Педаль — важнейший элемент пазла, формирующего звучание гитары. В своей простейшей форме педаль представляют собой лежащую на полу электросхему в металлическом корпусе, которую гитарист включает ногой. Отсюда и происходит распространенное сленговое название stompbox, объединяющее английские слова stomp — топать и box — коробка. Русскоязычный аналог не требует дополнительной расшифровки: самое распространенное слово, обозначающее гитарную педаль в народе — примочка. После включения примочка способна изменять гитарный тон в зависимости от своих функций. Таким образом, гитара и усилитель составляют основу тракта, а педаль изменяет те или иные характеристики проходящего в нем аудиосигнала. Саунд можно изменить до неузнаваемости, а можно ограничиться тонкими нюансами.

Читайте также:  Рано утром просыпаюсь ноты для фортепиано

Некоторые эффекты распространены шире и используются чаще других. Реверб, овердрайв и набор модулирующих эффектов — так выглядит джентльменский набор большинства гитаристов. Новичкам стоит собрать педалборд из недорогих и проверенных педалей с простым управлением. Такой набор быстрее научит обращаться со звуком. После этого можно переходить к более сложным конфигурациям.

Не будем углубляться в авторские классификации, которые любят придумывать для своих линеек бренды и разделим педали на несколько основных типов. Для знающих английский язык продюсер и преподаватель Рик Беато подробно объясняет смысл классификации на видео. Такая классификация представляется самой удобной для запоминания.

Звуковысотные эффекты

В качестве примера укажем питчшифтеры, октаверы и вамми. Эффекты этого типа позволяют смещать изначальную ноту на определенное количество полутонов. На выходе вы либо получаете исходный + измененный по высоте сигнал, либо только измененную ноту.

Тоновые эффекты

К ним относятся различные перегрузы (кранч, овердрайв, дисторшн, фузз), wah-педали, эквалайзеры, бустеры, компрессоры. Самый знакомый новичкам эффект — перегруз. Смысл его в том, что сигнал начинает искажаться по амплитуде и насыщаться дополнительными гармониками. Встретить его можно практически в любой рок/метал-композиции и довольно часто — в поп-музыке.

Эффекты модуляции

Сюда можно отнести разнообразные хорусы, фленжеры и фейзеры. Общий смысл заключается в том, что к исходному сигналу добавляется энное количество копий с небольшой задержкой. Различаются эффекты временем задержки и тем, как они работают с фазой сигнала.

Временные эффекты

Яркий пример — дилей/эхо и реверб. Применяются для пространственной обработки, а также для разнообразных ритмических эффектов. Образец использования пространственных эффектов — группа Slowdive. А дилей, например, можно услышать во вступлении к песне «Welcome to the Jungle» от Guns N’ Roses.

Несколько в стороне стоят различные утилитарные устройства вроде тюнера, педалей громкости и луперов (из популярных артистов лупером очень любят пользоваться Эд Ширан, Dub FX и Yoav). Здесь же упомянем о педалях Мульти-FX и процессорах, которые содержат сразу несколько эффектов в одном устройстве. Полезны они тем, что позволяют услышать и поэкспериментировать сразу с целым рядом различных эффектов. Кроме того, комбинированные девайсы в итоге обойдутся дешевле, чем педалборд из собранных по отдельности педалей.

Популярные бренды

Некоторые производители гитарных примочек подходят для начинающих исполнителей больше остальных. Это обосновано ценой, поскольку некоторые бутиковые компании собирают очень дорогие педали. Другая причина — удобство использования. Многие бренды специализируются на уникальных звуках и эффектах, нацеленных на музыкантов с солидным опытом и более глубоким пониманием принципов их работы. Ниже приведены примеры компаний, которые производят доступные девайсы с качественным саундом.

Boss заслуженно считаются одними из первых создателей педалей. Японская компания разработала дисторшн OD-1 в далеком 1977 году и с тех пор выпустила много эталонных эффектов. Boss никогда не снижали высокую планку требований к звуку, находя при этом идеальный баланс качества и доступности. Они также выпускают отличные мульти-FX педали.

TC Electronic

Датская компания славится достойным ассортиментом различных гитарных эффектов, упакованных в стильные и изящные корпуса. Возможно, наиболее известные среди них — тюнеры Polytune и дилеи Flashback. Опять же стоит отметить, что эти педали легко доступны по отличным ценам и способны занять вас на долгие часы.

Какие педали покупать

Мы кратко изложили рекомендации, но выбор остается за вами. Опирайтесь на собственное видение желаемого, свои потребности и цели. Любите рок? Овердрайв — в первую очередь, а затем подумайте, чем дополнить цепь эффектов, чтобы получить полноценный педалборд под этот жанр. Нравится шугейз и эмбиент? Внимательно отнеситесь к выбору дилея и реверба. Вся прелесть примочек именно в том, что каждый самостоятельно собирает уникальные комбинации, соответствующие творческим нуждам.

Принцип подключения педалей

Теперь, когда вы уже определились с тем, какие педали пригодятся для выражения ваших идей, самое время вспомнить о порядке их подключения. Каждое изменение влияет на звук, поэтому при организации цепи сигналов необходимо учитывать все тонкости.

На начальном этапе правильным решением будет ориентироваться на одну из множества существующих схем расстановки. Помните, нет какого-то единого и общепринятого правила, есть только устоявшиеся типовые принципы в организации цепи сигналов, но и они во многом подтверждают фразеологизм «сколько людей — столько и мнений». К самостоятельным экспериментам следует переходить уже по мере обретения опыта и понимания того, как каждая конкретная примочка отражается на звуке.

Очередность цепи может быть выстроена по следующему принципу:

Электрогитара >> тюнер >> звуковысотные фильтры >> компрессор >> тоновые эффекты >> модуляция >> педаль громкости >> временные эффекты >> усилитель.

При таком порядке звуковысотные фильтры вроде вамми расположены сразу за тюнером, далее идет компрессор, снижающий динамический диапазон. После в ход идут всеми любимые перегрузы, эффекты модуляции, а замыкают цепочку дилей с ревербом. Подобная схема позволяет сохранить общий уровень сигнала и избежать непредвиденных искажений. Именно поэтому в большинстве педалбордов пространственно-временные эффекты идут в самом конце, то же самое касается тюнера, открывающего цепь — позиции педалей этих типов практически неизменны, чего не скажешь о других. Кто-то размещает компрессор до звуковысотных фильтров, чтобы сохранить динамику и чистое звучание инструмента, другие ставят его после дисторшна. Понятия «правильно» здесь нет, как видите, компоновка весьма вариативна и во многом зависит от конкретных педалей, которые есть у гитариста, а также от его собственной фантазии.

Когда вы представили порядок, приступайте к коммутации. Подключите ¼” инструментальный кабель к педали, затем другим кабелем соедините педаль с усилителем. Если вы используете более одной педали, создайте цепь с помощью коротких патч-кабелей. Обратите внимание, что коммутация длинными кабелями ослабляет сигнал. Короткая кабельная цепь обеспечивает постоянный поток сигнала от гитары к усилителю с наименьшими потерями. Примочки могут подключаться как до предусилителя, так и после него, но всегда до конечного усилителя. Дальше многое зависит от усилителя: некоторые оборудованы так называемой «петлей эффектов» или разрывом — разъемами Send и Return, служащими для подключения педалей, которые предпочитают не включать в инструментальный вход для более чистого звучания (речь о различных эффектах модуляции). В свою очередь петля делится на 2 типа: последовательный и параллельный. При последовательном разрыве весь сигнал, выходящий с предусилителя, поступает на цепь эффектов и полностью обработанным поступает в усилитель мощности. В такой разрыв включают ряд модуляционных эффектов, включая дилэй, реверб, фэйзер и прочие. При наличии параллельного разрыва исходный сигнал разделяется на два: один сперва поступает в цепь эффектов, а исходный — на вход встроенного в усилитель микшера. Таким образом баланс обработанного и сухого звука можно менять при помощи регулятора на усилителе. Если ваш педалборд включает несколько модуляционных эффектов, то наличие петли на усилителе обязательно.

Другой важный фактор при сборе педалборда — источники питания. Примочки должны быть обеспечены питанием от сети. Хороший стабилизированный блок питания с раздельными выходами способен равномерно передавать электричество сразу на несколько педалей, а также защитить от внезапных скачков напряжения и перебоев в подаче электроэнергии. Создание цепочки последовательного подключения— альтернативный метод на случай, если в вашем распоряжении есть только обычная сетевая вилка. В этом случае требуется только недорогой кабель. Многие педали также работают на батарейках, но это не самое экономичное решение, поскольку работа педали быстро выжимает из них все соки. Разобравшись с подключением, берите гитару в руки, включите педаль и начните играть. Лучший способ познакомиться с новой примочкой — проверить ее в деле.

Источник

Гитарный девайс >Как определиться с набором педалей эффектов

Начинайте без эффектов

Начинающим гитаристам первое время лучше играть без педалей эффектов. Объясню, почему. Во-первых, если вы только взялись за обучение игре на гитаре, вряд ли вы сможете сказать точно, не бросите ли вы это занятие уже через пару недель. Поэтому не стоит торопиться с приобретением дополнительного оборудования. Во-вторых, на то, чтобы понять какие педали нужны именно вам, требуется время и определенный опыт.

Когда вы приобретете некоторые навыки, более или менее разберетесь со стилем своей игры и определитесь с инструментом — вот тогда придет время подумать и о педалях эффектов. Зайдите в местный магазин музыкальных инструментов, поищите в Интернете, поговорите с друзьями, спросите совета на форумах, почитайте обзоры и отзывы, посмотрите видео на YouTube и т.д. Все это непременно поможет вам разобраться в том, какие педали подойдут вам, вашему стилю и технике игры.

На какие эффекты стоит обратить внимание?

В первую очередь, вам понадобится педалборд (pedalboard), чтобы разместить на нем педали эффектов. Нужно будет решить, хотите ли вы приобрести уже готовый педалборд, или же вы предпочтете разработать и изготовить его самостоятельно. Я делал и так, и так. Надо сказать, что и те, и другие педалборды выглядели очень даже неплохо! Сегодня выбор педалбордов просто огромен. Их выпуском занимаются, например, такие компании, как Pedaltrain, Behringer, Gator и SKB.

Конечно, если вы решите смастерить педалборд самостоятельно, вы сами сможете разработать его дизайн, индивидуально подобрать размер и другие характеристики. Так же его можно украсить, заказав на него виниловые наклейки с логотипами любимых групп.

Тюнер (Tuner)

После того, как вы определитесь с тем, будете ли вы приобретать педалборд или делать его своими руками, вам понадобится тюнер, чтобы ваша гитара была всегда четко настроена.

С тюнером можно легко и быстро настроить гитару после исполнения той или иной композиции или, например, после перерыва.
Вот некоторые из неплохих моделей тюнеров:

  • T.C. Electronic PolyTune 2 / PolyTune Mini — очень точный и качественный тюнер.
  • Boss TU-2/TU-3 — высокое качество продукции компании Boss известно всем!
  • Mooer Baby Tuner — компактный тюнер, который прекрасно подойдет к любому педалборду.

Я лично предпочитаю небольшие тюнеры, потому что не люблю, когда они занимают много места на педалборде — так значительно легче разместить на нем остальные педали.

Педаль Wah-Wah («Квакушка»)

Теперь на очереди педаль wah-wah (также известная, как «квакушка»). Конечно, только в том случае, если вам нравится звучание этого эффекта.

Эту педаль можно отлично применять, играя в стилях рок и металл. Ее активно используют такие известные гитаристы, как Слэш (Slash) и Кирк Хэммет (Kirk Hammet). Производством педалей wah-wah занимаются такие компании, как:

Обязательно испытайте такую педаль! Только так вы сможете понять, нужна ли она вам. А знали ли вы о том, что Марк Нопфлер (Mark Knopfler) из Dire Straits очень активно пользуется педалью wah-wah, исполняя композицию «Money for Nothing»? Педаль устанавливается в фиксированное положение («fixed»), что означает, что она находится в одной и той же позиции на протяжении всего трека.

Компрессор (Compressor)

Кроме педали wah-wah, вам может понадобиться компрессор. Это отличный эффект, например, для стиля фанк. Он способен придать вашим соло яркость и добавить сустейн. Компрессор нужен далеко не всем гитаристам. Поэтому лучше протестировать несколько моделей и решить для себя, нравится ли вам этот эффект и так ли он необходим в вашем случае.

Вот несколько примеров хороших компрессоров:

  • Boss CS-1/CS-2/CS-3;
  • Mooer Yellow Comp;
  • MXR Dyna Comp.

Овердрайв (Overdrive) и дисторшн (Distortion)

Итак, переходим к одной из главных составляющих звучания гитары любого гитариста — эффектам овердрайв и дисторшн. (Лично я просто балдею от них!) Педали овердрайв и дисторшн, по сути, искажают сигнал, исходящий от гитары, и направляют его в усилитель. Овердрайв и дисторшн широко применяются на многочисленных записях огромным количеством гитаристов. Сегодня на рынке можно найти педали овердрайв и дисторшн от большого числа брендов, поэтому определиться с тем, что подходит именно вам, будет не так просто.

Выбирать можно, например, из следующих моделей:

  • Boss: SD-1 / DS-1 / BD-2 / OS-2 / OD-3 / BC-2 / DS-2.
  • MXR: Super Bada-s Distortion / GT-OD / Distortion + / Fet Drive.
  • Mooer: Green Mile / Hustle Drive / Rumble Drive / Solo Distortion.
  • Electro-Harmonix: Big Muff / East River Drive / Soul Food.
  • Carl Martin: Plexitone / DC Drive / AC-Tone / Heavey Drive.
  • Ibanez: TS-9 Tube Screamer / TS-9 DX.
  • Maxon: OD808X / SD-9 Sonic Distortion / VOP-9 Vintage Overdrive Pro.
  • Blackstar: HT-Series.

Педаль-бустер (Boost Pedal)

Вполне возможно, что вам также понадобится бустер. Такая педаль поднимает уровень вашего сигнала. Например, она может усилить сигнал, обработанный педалью овердрайв, на выходе и/или добавить больше высоких/средних/низких частот, в зависимости от вида бустера.

  • Blackstar: HT Boost;
  • Mooer: Pure Boost / Flex Boost;
  • Keeley: Katana Boost;
  • Electro-Harmonix: LPB-1 / Screaming Bird;
  • Artec: Gainer Boost;
  • MXR: Micro Amp / Micro Amp +;
  • T.C. Electronic: Spark Booster.

Педаль громкости (Volume Pedal)

Со временем вам может пригодиться также и педаль громкости. Она позволяет контролировать громкость вашего сигнала. С ее помощью вы легко сможете регулировать громкость и, например, добавить немного экспрессии вашему соло.

Варианты моделей педалей громкости:

  • Ernie Ball: EB6181;
  • Dunlop: GCB80;
  • Boss: FV-500-H.

Педали модуляции (Modulation Pedals)

Многие известные гитаристы, помимо прочего, используют педали модуляции. Эти эффекты способны добавить разнообразия вашему звучанию. К педалям модуляции относится все, начиная от хорусов типа lush и liquid, до фазового вибрато и фленджеров.

Говоря об эффектах модуляции, стоит подробнее остановиться на нескольких из них.

Начнем с хоруса (chorus). Эта педаль добавляет звучанию гитары эффект своеобразного «мерцания»/колебаний.

Из известных гитаристов, использующих этот эффект, можно назвать, например, Энди Саммерса (Andy Summers) из группы Police и Кита Скотта (Keith Scott), сопровождающего Брайана Адамса (Bryan Adams). Вам без сомнения доводилось слышать некоторые записи Police. Наверняка вы заметили плавное и переливающееся звучание гитары — это и есть хорус.

Варианты моделей хорусов:

  • Boss: CH-1 / CE-20 / CE-5 / CE-2 / CE-3;
  • Electro-Harmonix: Small Clone / Poly Chorus / Nano Clone / Neo Clone;
  • Mooer: Chorus Ensemble / Mod Factory;
  • Carl Martin: Classic Chorus;
  • MXR: Stereo Chorus / Analog Chorus / Micro Chorus;
  • T.C. Electronic: Corona Chorus.


Теперь поговорим о фэйзере (phaser). Также его называют фазовым вибрато. Этот эффект используют такие музыканты, как, например, Дэвид Гилмор (David Gilmour) из Pink Floyd и Эдди Ван Хален (Eddie Van Halen). Эффект некоторых фэйзеров проявляется как-то уж слишком сильно, поэтому испробуйте несколько и определитесь, нравится ли вам такое звучание.

Это могут быть, например:

  • MXR: Phase 90 / Phase 100 / Phase 99;
  • Boss: PH-1R / PH-2 / PH-3;
  • Mooer: Ninety Orange Phase;
  • Electro-Harmonix: Small Stone / Nano Small Stone / Stereo Polyphase.

Ну и конечно, нельзя забывать о педали фленджер (flanger). Педаль фленджер — неотъемлемая часть «фирменного» звучания гитары Дэвида Гилмора на записях группы Pink Floyd. Эдди Ван Хален также часто пользуется ей.

Фленджеры придают звучанию плавность. Также с их помощью можно достичь действительно поразительно интересных эффектов.

  • T.C. Electronic: Vortex Flanger;
  • Boss: BF-3 / BF-2;
  • Ibanez: AF2 Paul Gilbert Signature Flanger;
  • MXR: M117R Flanger;
  • Electro-Harmonix: Neo Mistress / Deluxe Electric Mistress.

Педаль дилей (Delay Pedal)

Педали дилей относятся к категории эффектов, «основанных на времени». Дилей очень хорошо звучит при игре соло. Он добавляет вашему звучанию равномерный фон и выделяет ваше соло. Для того, чтобы привыкнуть к звучанию дилея, нужно время, но очень скоро вы поймете, что уже не можете без него обходиться!

Хорошие варианты педалей дилей:

  • Boss: DD-20 / DD-7 / DD-5 /RE-20 / DD-3;
  • Electro-Harmonix: Memory Man Deluxe / Memory Man Nano;
  • MXR: Carbon Copy;
  • Line 6: DL-4 Delay;
  • T.C. Electronic: Flashback / Flashback X4 / Alter Ego X4;
  • Mooer: Ana Delay / Reecho / Echolizer / Repeater / Reecho PRO.

Педаль реверберации (Reverb Pedal)

Ни в коем случае нельзя забывать о педали реверберации. Она придает звучанию гитары приятное эхо. Существуют разные виды эффекта реверберации, такие как модулированная реверберация, эффект игры в комнате, зале. Ревербераторы бывают, например, пластинчатыми и пружинными. Лично я очень часто пользуюсь ревербератором и просто не могу обойтись без него! Мне очень нравится этот эффект.

Варианты педалей реверберации:

  • Boss: RV-2 / RV-3 / RV-5;
  • Electro-Harmonix: Cathedral Reverb / Holy Grail Reverb;
  • Mooer: Shimverb / SkyVerb;
  • Line 6: Verbzilla;
  • T.C. Electronic: Nova Reverb / Hall of Fame / Trinity.

Цепь и порядок расположения педалей на педалборде

Размещая педали на педалборде, любой гитарист рано или поздно осознает, что педали следует соединять друг с другом в определенном порядке. Именно этого порядка я и придерживался в данной статье. Но это не значит, что вам нельзя экспериментировать с порядком соединения педалей. Ищите свои варианты, подходящие именно для вас. Порядок, описанный здесь, — это своего рода основа. Он обеспечивает хорошее звучание и правильное соединение педалей.

Если вы хотите попробовать другие варианты, обязательно сделайте это! Многие известные гитаристы нашли свое «фирменное» звучание именно таким способом. Поэтому вперед на поиски «своего» звука!

Итак, подведем итог. Ваша цепь может выглядеть следующим образом:
гитара — тюнер — педаль wah-wah — компрессор — овердрайв и дисторшн — бустер — педаль громкости — хорус — фэйзер — фленджер — дилей — ревербератор — усилитель.

Бонус для любознательных

Говоря об эффектах модуляции и об эффектах, основанных на времени (хорус, фэйзер, фленджер, дилей и ревербератор), следует упомянуть о том, что их можно соединить в цепь иным образом. Многие гитаристы заметят, что некоторые из таких педалей дают слишком грязное, слабое или слишком яркое звучание, если они соединены с другими педалями последовательно.

Решение этой проблемы — петля эффектов (effects loop) на вашем комбо. Петлей эффектов стоит пользоваться, потому что различные педали эффектов и усилители работают по-разному. Смысл здесь в том, что некоторые эффекты звучат лучше, если они расположены в цепи до усилителя, а некоторые — если они расположены в цепи после усилителя. Именно для этого и нужна петля эффектов.

Вот как можно это сделать:

1. Подключите тюнер, wah-wah, компрессор, овердрайв и дисторшн, бустер и педаль громкости в порядке, указанном выше (гитара — тюнер, wah-wah, компрессор, овердрайв и дисторшн, бустер и педаль громкости).

2. Если вы также хотите использовать эффекты модуляции и эффекты, основанные на времени, поступите следующим образом:
Соедините хорус, или другую педаль модуляции, с усилителем (гнездо «input» на педали — «FX Loop Send» на комбо). Затем стройте цепь стандартным образом: хорус — фэйзер — фленджер — дилей — ревербератор. Но выход «output» на ревербераторе вы должны будете соединить с гнездом «FX Loop Return» на комбо. Так вы разместите тюнер, wah-wah, компрессор, овердрайв и дисторшн, бустер и педаль громкости перед усилителем, а модуляция и эффекты типа дилея, реверберации и пр. будут находиться в цепи после усилителя.

Надеюсь, эта статья мотивирует гитаристов на эксперименты и поиски «своих» гитарных эффектов!

Свои варианты подключения педалей на педалборде пишите в комментариях ниже. Так же хотелось бы увидеть список педалей, которые Вы используете в своем педалборде.

Если Вы попали на сайт Гитаршколы случайно, но Вам понравилась эта статья, и вы хотите получать такие же интересные статьи на свой e-mail. Просто подпишитесь на ежедневную рассылку и получайте самую свежую гитарную информацию.

Не знал, как расположить компрессор, овердрайв и дисторшн. Спасибо за подробную статью, теперь гитара звучит просто замечательно. По большему счету звук на выходе зависит от расположения педалей на педалборде.

А что должно входить в педал борд гитариста?

Зависит от Ваших музыкальных предпочтений и стиля, в котором играете. Прочтите статью и Вы поймете, какие педали потребуются.

Я раньше и не знала, что такое педалборд. У меня есть две педали, но после прочтения статьи хочу собрать настоящий крутой педалборд. Спасибо за подробную информацию!

Меня одного бесит большое количество кнопок. ))
По мне так перегруз или грелка + тюнер = самый лучший педалборд))

А если вы не боитесь цифры и марки Zoom есть такая замечательная педаль Zoom MS-70CDR, которая и хорус, и фленджер, и компрессор и дилей и еще куча всего, причем очень приличного качества.

Процессор такая педаль называется)

Боятся цифру. Ее можно только не переваривать или кайфовать от пластмассового звука, портить звукоизвлечение и вкус к правильному звуку. Процессоры с приемлемой эмуляцией лампы (динамики, послушности от регулировок тембра и громкости на гитаре, атаки) стоят довольно таки еще неприемлемо для любительского уровня. Ну, если конечно Абрамович не ваш крестный))) Fractal Audio AX8 или LINE 6 HELIX. Как вариант, можно взять аналоговый преамп, а все модулирующие, задержки и тд можно отдать на откуп процессору. Значительно можно сэкономить, но с вариативностью коммутации примочек, получим ограничение.

Источник

Оцените статью