Акустические гитары отечественного производства

Инструменты

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Игорь Беликов
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 21 сентября 2002 г.

Гитары в России делают давно. Если не затрагивать совсем отдаленные антикварные эпохи (связанные с именами Сихры, Циммермана и Краснощекова), можно сказать, что серийное производство гитар в России возникло в середине ХХ века. Сначала была полукустарная артель в подмосковном Шихово, потом появилась «Луначарка» в Ленинграде. Так же давнюю историю имеют Львовская и Черниговская фабрика на Украине. Мощности этих производств были невелики, технологии близки к тем, что поныне используют мастера. Поэтому гитары были хоть и попроще мастеровых, но это были еще ГИТАРЫ, а не ТНП.

К огда в 60-х начался гитарный бум, производство гитар поставили на поток. Для этого НИИ Музпрома разработал специальное оборудование. Понятно, что в процессе улучшения технологичности все «лишние» детали и украшения были утрачены. Апофеозом прогресса стало изготовление гитарных грифов из гнутой фанеры (Бобровская и Ижевская фабрика до сих пор их так делают). Поскольку старые фабрики явно не справлялись с удовлетворением всех трудящихся, в 70-е гитары стали делать на фортепианных фабриках. Туда приезжали «спецы» из Питера и Шихово и делились опытом. Так появились гитары из Вышнего Волочка, Ижевска, Иваново, Кунгура, Куйбышева, Свердловска, Владикавказа, Борисова. Поскольку гитарных традиций там не было, гитары выходили еще более табуреточного облика. Но их все равно не хватало.

В «совке» всегда всего не хватало, даже снега зимой. Пиво было двух сортов: «Пиво есть» и «Пива нет».

По окончании исторического материализма с гитарным производством случилось примерно то же, что и с производством автомобилей и калькуляторов. Некоторые фабрики просто исчезли (Иваново, Вышний Волочок. ) Другие пребывают в глухом и перманентном кризисе — Борисов, АРФА (быв. «Луначарка»), ЭТЮД-УРАЛ (быв. Свердловская), Владикавказ. Некоторые продолжают работать, но производят примерно то же, что и 20 лет назад (Бобров, Самара, Кунгур, Ижевск, МУЗА из СПб). Вялые попытки обновления ассортимента напоминают об аналогичных потугах АвтоВАЗа, ибо проблема там давно уже не в дереве и даже не в деньгах, а в головах. И если производство автомобилей действительно нуждается в технологиях и инвестициях, производство гитар нуждается в основном в наличии желания их производить. Такое желание иногда возникало в разных концах нашей бывшей родины. Наиболее успешно получилось во Львове, когда в 1996 году появилась фабрика РЕНОМЕ. Пожалуй, на всем упомянутом пространстве только ей удалось создать серийные гитары вполне европейского (точнее: азиатского) облика и качества. Но и цена получилась соответствующая, что лишний раз подтверждает аргументы глобалистов. То есть неважно, ГДЕ сделано, важно — КТО это сделал.

К новым производствам относится и небольшая фабрика ЛАДА из Санкт-Петербурга. Пару лет назад она отпочковалась от МУЗЫ и делает в целом похожие гитары с пластиковым корпусом. Сюда же следует поместить и проекты московской фирмы МУЗДЕТАЛЬ, которая упирает на «отверточную» сборку гитар из деталей, сделанных на разных фабриках.

Некоторые полезные советы и соображения:

1. Гитара не может стоить дешевле $100-150. Дешевле можно купить только некий действующий (в лучшем случае) макет гитары в натуральную величину. Начинать учиться играть на таком макете в принципе можно. Но никаких акустических достоинств такой макет не имеет и не обязан иметь. Он должен быть нестрашным на вид, относительно живучим и примерно похожим на настоящую гитару.

2. ВСЕ российские (и прочие на бывшем советском пространстве) фабрики производят только макеты гитар. Исключением является львовская РЕНОМЕ. Поэтому искать «хорошую ленинградскую гитару» бессмысленно. Ее нет (да и не было никогда. ) Можно найти хорошую гитару, сделанную МАСТЕРОМ в Москве, Рязани и любом другом месте. Но к фабричным гитарам это не относится.

3. Весьма строгое разделение гитарного ассортимента на «классику» (под нейлоновые струны) и «эстрадные» (под металл) для отечественных гитар справедливо лишь отчасти. В целом можно сказать, что ВСЕ отечественные гитары предназначены только под металлические струны. Поэтому покупать такую гитару ребенку для музыкальной школы всегда неверно. Есть несколько моделей дешевых гитар, куда можно поставить синтетику, если иначе никак. Но это именно «аварийный» случай. Не покупают же одну лыжу или ролики вместо велосипеда в спортшколу.

4. С металлическими струнами эти гитары дружат и даже играют немного. При этом живучесть их в целом точно выше, чем у дешевых китайцев. Если вам нужна гитара «в лес у костра» или для прочих расходных целей, логичнее купить именно российскую гитару. Подростку «в подворотню» такая гитара так же годится.

5. Особо о процессе адаптации гитары к человеку. Любая, даже дорогая «настоящая» гитара требует некоторой подгонки и юстировки под пользователя. И если дорогую гитару правильнее показать мастеру, с дешевой гитарой придется разбираться самому. «Адаптация» состоит в смене струн, выравнивании ладов, выставлении высоты струн и угла грифа, проверке строя гитары. Некоторые полезные советы по доводке можно найте в Интернете. Но «сырая» фабричная дешевая гитара — это просто кусок дерева со струнами, играть на ней невозможно. Исключение составляют дешевые гитары с маркой МУЗДЕТАЛЬ, там все юстировки и настройки уже сделаны. И все равно, даже на такой гитаре после покупки следует проверить и поправить ключом высоту грифа. Более-менее проверяются на фабрике гитары ЛАДА, а гитары ТРЕМБИТА обычно доводятся дилерами.

6. О грифе на винте. Часто покупатели воспринимают подъемный гриф на винте как признак «плохой» гитары. Это не совсем так. Исторически почти все русские гитары (включая мастеровые) делались с таким грифом. По слухам, пошло это от старинной немецкой конструкции, где было даже два винта: один распирал корпус вдоль и напрягал деку, а другой поднимал гриф. Такой способ крепления грифа ухудшает звукопередачу, это одна из главных причин, почему русские гитары не дружат с синтетическими струнами. Для металлических струн это не так актуально, нагрузка от них большая. Зато полностью устраняется проблема с высотой струн над грифом. Для дешевых гитар это сверхактуально. Поскольку дешевые китайские инструменты имеют вклейной гриф, брак там может достигать 100% именно из-за подвижек грифа (особенно под металлом). Вывод такой: на дешевой гитаре с металлическими струнами гриф на винте является плюсом, не надо его бояться. Но на гитаре под синтетику он нежелателен. Вклейной гриф предполагает определенный уровень качества. Если реально качество неважное (как у дешевых «китайцев»), такой гриф означает неминуемый брак.

7. О струнах. Для российских гитар оптимальны латунные или бронзовые струны среднего натяжения (0.010) с витой третьей струной. Очень подходящие струны делает ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ. Нежелательно устанавливать туда электрогитарные струны. Могут быть проблемы и с импортными струнами даже весьма уважаемых производителей, поскольку исторически формула расчета толщин басовых струн там оптимизирована под «вестерны», и шестая струна имеет повышенную амплитуду.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • Другое (157)
  • Ваши произведения (55)
  • Техника игры (55)
  • Новости (53)
  • Ссылки (53)
  • Аккорды(обмен) (49)
  • Форум (19)

Музыка

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Интересы

Постоянные читатели

Статистика

Отечественные гитары

G_GAR(ONE!) все записи автора


На пространстве нашей бывшей необъятной Родины гитары выпускали во многих местах. Некоторые географические легенды живут и поныне, хотя от старых фабрик остались только названия, а от многих не осталось ничего. Существование гитарного производства в России — вопрос времени. Все фабрики используют физически и морально безнадежно древнее оборудование и технологии, а производство сохраняет рентабельность только по причине бесплатности «основных фондов», доставшихся от прошлой эпохи. Чем-то ситуация напоминает российский автопром, но шансов на введение запретных пошлин на ввоз импортных гитар у гитаропрома явно меньше. Зато у них есть некоторые резервы, недоступные ВАЗу и ГАЗу. Главный из них — статус «народно-хозяйственного промысла» (вроде как у Палеха или Хохломы), который освобождает многие гитарные фабрики от уплаты НДС. Вот так, без всяких взяток Клебанову, 20% халявы! GENERAL MOTORS отдыхает. Почти все фабрики находятся в провинции, где накладные расходы невысоки. Зарплату рабочим, понятно, там платят условную (если вообше платят). Тем и живут.

Старейшим производителем щипковых музыкальных инструментов является подмосковное Шихово. Сейчас от фабрики осталось полтора цеха, там делают не сами гитары, а заготовки, которые умелые руки наших сотрудников превращают в гитары «Звенигород». Некоторое количество забракованных нами комплектующих на фабрике собирают самостоятельно — с очевидным качеством и последствиями. Снаружи они похожи на наши гитары, поэтому иногда возникают вопросы.

Бобровская фабрика. Существование этой фабрики — исторический казус и парадокс. Во-первых, в Воронежской губернии со времен татаро-монголов нет леса, поэтому строить там деревообработку могло прийти в голову только совкам. Бобров — небольшой городок, жители которого никогда не отличались пристрастием к гитарному делу. (Шихово — тоже деревня, но хотя бы с «музыкальной» историей, кустари там делали балалайки и гитары еще в позапрошлом веке.) И вот в конце 70-х в Боброве отгрохали фабрику с мощностью чуть не 100000 гитар в месяц. В этом есть что-то Платоновское, этакий черноземный «Котлован» и «Чевенгур». Фабрика отчаянно работает и поныне. Масштабы, конечно, поменьше стали, но бобровские КАМАЗы по-прежнему бороздят ухабистые трассы западной и центральной России, да и на восток доезжают. Сюр и кошмар ГАИшника — грузовик, забитый под завязку коробками с бобровскими гитарами. Главной особенностью этих гитар по-прежнему являются характерные «цветочки» вокруг отверстия резонатора. Эти цветочки рисуют вручную, для чего в штате есть спец.художники. («Цветочки» как раз позволяют начальству фабрики претендовать на статус НХП.) Самые дешевые модели имеют характерную грушевидную форму корпуса. Есть несколько «квазивестернов» и 12-струнка. Гитары покрашены нитролаком, большинство моделей с декой из условно-резонансной елки, головка грифа сделана «лопатой». Продукция Боброва имеет настолько одиозный «советский» облик, что ее не спасает даже относительно стабильное качество и наличие еловой деки. Одну из бобровских моделей мы переделываем в свой «Петергоф», отсеевается всего 10% брака и получается вполне симпатичная дешевая гитара. Кто мешает бобрам делать то же самое на фабрике — неизвестно. Вероятно, тот самый «наш гештальт».

Ижевская фабрика. Фабрика входит в своего рода «холдинг» разношерстных предприятий, большинство из которых занимается металлообработкой. Поэтому гитары выходят такие — технократичные и очень удмуртские. Грифы в Ижевске научились делать из фанеры, но не до конца. Поэтому 98% всех гитар имеют кривой гриф. В свое время мы тесно общались с этой фабрикой и прилагали усилия к перековке их меча на наше орало. Они нам даже знаменитую Глазовскую водку подарили. Но с гитарами по-прежнему плохо, страшные они и безнадежно фанерные. Мы даже не пытаемся из них ничего собирать, бесполезно. Хотя люди вроде честно стараются, что-то вроде «классики» создали по нашим советам. При фабрике есть несколько умельцев, они иногда фабричные гитары «тюнингуют», хотя почему-то просят за свой «тюнинг» совершенно непомерные деньги. В общем, все очень запущено.

Самарская фабрика. Пожалуй, это единственная сколько-нибудь приличная старая фабрика в России. «Культура производства» там конечно вполне традиционная, но гитары разваливаются очень редко. Из самарской «классики» можно сделать что-то пригодное к домашнему использованию — прошлифовать лады, струны сменить, подставку оторвать и заново приклеить. Лет пять назад там делали сущих уродцев и красили их фасадной краской. А потом как-то подлечилось. Портит эти гитары пристрастие самарцев к плохо разведенной водной морилке, из-за нее темные детали гитар получаются грязно-коричневого цвета. Рекомендуется так же избегать самарских гитар, полностью покрашенных в темный цвет, ибо они оттого и темные, что на деке под краской спрятаны разные ужасные подробности. Но в целом эти гитары похожи на гитары, а не на упаковку от станков с ЧПУ. Что уже радует и даже вселяет патриотические чувства.

Кунгурская фабрика. Кунгур — опорный край державы. Особо распространяться об этих гитарах не хочется. Что-то типа Ижевска, только еще топорнее. В смысле, что кроме топора и пилы, других инструментов в Кунгуре не употребляют. Часть моделей красят в оранжевый цвет (их мы прозвали летним камуфляжем), а некоторые — в грязно-белый (зимний камуфляж). Эти крашеные модели отчего-то стоят заметно дороже обычных. Тоже все очень запущено.

Екатеринбургская фабрика «ЭТЮД-УРАЛ». На заре перестройки панки с Запада специально приезжали в СССР за электрогитарами УРАЛ. Похоже, эти гитары теперь — раритет. Во всяком случае, в Москву попадают только акустические гитары из Свердловска. Известны всего 2 модели, одна поменьше — с электрогитарным креплением грифа, из-за этого весит вдвое больше обычного. Есть еще «концертная» гитара с вклейным грифом, такая «уральская Кремона». Исполнение грубоватое, а цена совершенно несоразмерная с качеством.

Питерская фабрика «АРФА». Бывшая «Луначарка», где делали те самые «ленинградские гитары» — их по сию пору автоматически спрашивают покупатели во всех магазинах страны. К обычным национальным бедам (дуракам и дорогам) на Арфе прибавляется плата за столичный статус СПб и расположение фабрики в центре города. Оплачивать дураков, дороги и столичный статус предлагается покупателям. Если продукция того же Кунгура вызывает искреннее чувство сострадания и желание помочь хоть чем-то, продукция Арфы ничего не вызывает. Это единственная в России фабрика, где еще сохранились определенные традиции и технологии. Как можно столь бессмысленно тратить время и дерево в огромном столичном городе, где есть и музыканты, и мастера? Состояние Арфы иначе как позорным назвать нельзя, и никаких экономических и политических оправданий ему найти невозможно.


Питерская фабрика «МУЗА». Бывший завод «Муздеталь». Мы это название присвоили, когда фабрика совсем лежала на боку и вроде как не собиралась подниматься. Но потом нашлись добрые люди: подобрали, обогрели, обобрали. т.е. наоборот, инвестировали, извиняюсь за выражение. Даже название сменили, так что мы вроде ничего и не украли. На МУЗЕ делают гитары с электрогитарным грифом и пластиковым корпусом из полистирола, что-то вроде «овейшна», только явно попроще. Качество этих непотопляемых инструментов прежде было очень хорошее, а по свойствам «живучести» музовские гитары вне конкуренции — ломаться там просто нечему. С виду они симпатичны, поэтому охотно раскупаются подростками для ночных бдений в подъезде.

Питерская фабрика «ЛАДА». Появилась недавно, как некая тень МУЗЫ. У них есть пока две пластиковых модели, один корпус от «классики», второй — очень красивый «овейшн».Поначалу ЛАДА заметно уступала МУЗЕ по качеству, но сейчас они подравнялись, ЛАДА даже поаккуратнее будет.

Борисовская фабрика. Упоминается для статистики, поскольку белорусских гитар в Москве нет уже третий год. Была у них всего одна модель, сопоставимая с Самарой, но гриф пожирнее и покривее.

Львовская фабрика ТРЕМБИТА. Львовские гитары всегда отличались определенной продвинутостью, так что в СССР с ними могла потягаться только «Луначарка». Там делали «вестерны» и вполне приличные 12-струнки. ТРЕМБИТА существует и поныне, ассортиментный ряд у нее обширный. Основу по-прежнему составляют «вестерны» и «джамбо» разного рода, есть и «классика». Несколько лет назад все модели были с резонансной декой, что приводило к огромному проценту брака, ибо дека лопалась там в течение 1-2 месяцев. Сейчас на большинстве гитар на деке стоит еловый ламинат, да и резонансную деку начали сушить несколько лучше. Поэтому в целом качество этих гитар не хуже, чем у АРФЫ или Самары, а внешний вид заметно интереснее. Некоторые модели покрашены в разные кислотные цвета — зеленый, красный, синий. Это особенно популярно в провинции, как и мексиканские сериалы. В целом ТРЕМБИТА — это старая советская фабрика, хотя и с несколько подновленным интерфейсом, она (опять же — в целом) лучше большинства российских фабрик, но ожидать от ее продукции европейского качества нет смысла.

Львовская фабрика РЕНОМЕ. Эта фабрика появилась недавно, поэтому лишена как «груза прошлого» и всякого соцкультбыта, так и «халявы» в виде бесплатного оборудования. У людей была задача — наладить выпуск конкурентноспособных и недорогих гитар, с этой задачей они вполне справились. Поскольку изначально шла речь о производстве ГИТАР, а не МАКЕТОВ гитар (которые только и можно сделать за 20$), продукция РЕНОМЕ заметно дороже, чем у прочих фабрик. Почти все модели РЕНОМЕ сделаны на основе корпуса «джамбо» из клена и кленового ламината. На более дорогих моделях есть т.н. «акустическая линза» — выпуклое дно. Остается сожалеть, что единственная нормальная гитарная фабрика теперь находится за границей, а в России пока никому не удалось ни создать что-то подобное, ни присоединить Западную Украину к Воронежской области, чтобы ликвидировать таможенные барьеры.

Черниговская фабрика. В Россию эти гитары совсем не попадают, что очень хорошо. Ибо от Кунгурских или Ижевских эти гитары отличаются незначительно. Очень самостийная конструкция и дизайн, фанера ядреная, весит, как бас-гитара Фендер. Короче, маешь — вещь.

Изяславская фабрика. Есть, есть и такая фабрика. Всего одну гитару видели, выпросили на свою голову у наших киевских партнеров. Потом пришлось ее продать какому-то алкашу за 200 руб. Даже даром на витрину никто не хотел брать. А запах, а цвет.
G_GAR(ONE!)

Вложение: 3163253.jpg

Источник

Читайте также:  Гитара приора технологии будущего
Оцените статью