Акустические гитары российских производителей
Важное примечание: Статья написана в начале 2000-х. С той поры много чего поменялось, иногда радикально. Читайте с поправкой за этот факт.
На пространстве нашей бывшей необъятной Родины гитары выпускали во многих местах. Некоторые географические легенды живут и поныне, хотя от большинства старых фабрик остались только названия, а от других не осталось ничего. Как например от Ивановской гитарной фабрики, от которой не осталось даже стен корпусов — ВСЕ украли.
Мартиролог гитарных фабрик советского музпрома обширный, но чтение его не вызывает исключительно горьких чувств. Все уже было описано классиками в «Вишневом саде» и «Нравах Растеряевой слободы». Невозможно бесконечно всей деревней выкручивать гайки на ж/д полотне. Несмотря на относительную несложность технологий, производство гитар требует высокой квалификации рабочих и мастеров и точное соблюдение этих технологий. Обеспечить такой уровень точности советская промышленность могла только на ниве создания танков и спутников. Гитары проходили по разделу «местная промышленность» и т.п. Отсюда общий уровень оснащения таких фабрик — на уровне совхозной машинно-тракторной станции 50-х годов. В борьбе за рынок совхозы проиграли Гибсону мгновенно, еще до первого выстрела. И ладно бы только Гибсону. Даже дешевейшие китайские картонные гитары оказались востребованы больше, чем продукция уцелевших советских гитарных фабрик. По мере развития рынка процесс выдавливания этих фабрик проявляется все сильнее. В крупных городах магазины отказались от них вовсе, в провинции их гитары еще как-то продаются, но тенденция очевидна.
Судьба гитарного производства в России точно такая, как и у большинства других мелких отраслей. Ситуацию осложняет специфичность и ограниченность рынка музыкальных инструментов. Никто не хочет вкладывать серьезные деньги в их производство. Как ни странно, схожая ситуация на Западе, особенно в Европе, где многие музыкальные фабрики либо вовсе закрылись, либо перенесли производство в страны с дешевой и дисциплинированной рабочей силой — прежде всего в Китай. Нашим фабрикам переносить было нечего, оттого они просто тихо умерли.
Пока все известные нам попытки открыть новое производство гитар в России были либо неуспешными, либо очень малыми по масштабу. Мастерская Шарова в Улан-Удэ, гитары Wanderer из Ижевска, волгоградский Lorance — все это интересно по результату, конкурентно на рынке, но никак не сопоставимо по количеству с импортом. Возможно, так и будет. Т.е. будет как на Западе — местные гитары дорогие и качественные, а дешевые массовые гитары — китайские. Во всяком случае, это лучше, чем квазитабуреточное производство, компрометирующее саму идею качественной гитары из России.
Старейшим производителем щипковых музыкальных инструментов являлось подмосковное Шихово. В конце 90-х там наблюдалось некоторое оживление производства (не без нашего участия). Но потом география победила экономику — Шихово находится под Звенигородом, на берегу Моквы-реки, цена земли там нынче как в Швейцарии. Поэтому нет больше никакой Шиховской фабрики.
Бобровская фабрика. Существование этой фабрики — исторический казус и парадокс. В Воронежской губернии со времен татаро-монголов нет леса, поэтому строить там деревообработку могло прийти в голову только с глубокого бодуна. Бобров — небольшой городок, жители которого никогда не отличались пристрастием к гитарному делу. (Шихово — тоже деревня, но хотя бы с «музыкальной» историей, кустари там делали балалайки и гитары еще в позапрошлом веке.) И вот в конце 70-х в Боброве отгрохали фабрику с мощностью чуть не 100000 гитар в месяц. В этом есть что-то Платоновское, этакий черноземный «Котлован» и «Чевенгур».
Как ни странно, фабрика отчаянно работает и поныне. Масштабы, конечно, поменьше стали, но бобровские КАМАЗы по-прежнему бороздят ухабистые трассы западной и центральной России, да и на восток доезжают. Главной особенностью этих гитар по-прежнему являются характерные «цветочки» вокруг отверстия резонатора. Эти цветочки рисуют вручную, для чего в штате есть спец.художники. Самые дешевые модели имеют характерную грушевидную форму корпуса. Есть несколько «квазивестернов» и 12-струнка. Гитары покрашены нитролаком, большинство моделей с декой из условно-резонансной елки, головка грифа сделана «лопатой». Продукция Боброва имеет настолько одиозный «советский» облик, что ее не спасает даже относительно стабильное качество и наличие еловой деки.
Ижевская фабрика. Фабрика входит в своего рода «холдинг» разношерстных предприятий, большинство из которых занимается металлообработкой. Поэтому гитары выходят такие — технократичные и очень удмуртские. Грифы в Ижевске научились делать из фанеры, но не до конца. В свое время мы тесно общались с этой фабрикой и прилагали усилия к перековке их меча на наше орало. Они нам даже знаменитую Глазовскую водку подарили. Но с гитарами по-прежнему плохо, страшные они и безнадежно фанерные. Мы даже не пытаемся из них ничего собирать, бесполезно. Хотя люди вроде честно стараются, что-то вроде «классики» создали по нашим советам. При фабрике есть несколько умельцев, они иногда фабричные гитары «тюнингуют», хотя почему-то просят за свой «тюнинг» совершенно непомерные деньги. В общем, все очень запущено.
Самарская фабрика. Самарская фабрика известна всем посетителям Грушинского фестиваля. Туда всегда приезжали камазы с этой фабрики и продавали гитары. Одно время эта фабрика успешно развивалась и даже ввозила новое оборудование из Кореи. Самарская гитара С-2 была больше всех российских гитар похожа на «классику». Были там дредноуты и 12-струнки. Но уже года три, как ничего про эту фабрику не слышно. Возможно, что и нет ее боле.
Кунгурская фабрика. Первоначально кунгурские гитары были страшнее и топорнее всех, хуже ижевских. Но в начале века на фабрике что-то случилось. Что именно, мы не знаем, может метеорит какой упал или кенсе начальство озарило. Но гитары резко поправились. На всех моделях теперь дека из массива, покрашены прилично. Технологически это конечно те самые советские гитары, но пожалуй — из наиболее основательно сделанных. Учитывая их невысокую цену, в провинции они вполне могут сосуществовать с китайскими гитарами и даже слегка теснить их.
Екатеринбургская фабрика «ЭТЮД-УРАЛ». На заре перестройки панки с Запада специально приезжали в СССР за электрогитарами УРАЛ. Акустические гитары там тоже делали, очень специфические гитары с электрогитарным креплением грифа. Но с конца 90-х никаких известий об этой фабрике нет.
Питерская фабрика «АРФА». Бывшая «Луначарка», где делали те самые «ленинградские гитары» — их по сию пору автоматически спрашивают покупатели во всех магазинах страны. Агония этой фабрики была долгой и особенно мучительной. Это была единственная фабрика, где до последнего сохранялись мастера и определенные традиции. Серийные гитары конечно были ужасны. Но процесс пропивания мастерства и проедания наследства занял почти 15 лет. И продолжался бы по сию пору, кабы не расположение фабрики в центре Петербурга. В итоге фабрику ликвидировали. Остатки производства известны под именем «Форест», у них даже сайт есть.
Питерская фабрика «МУЗА». Бывший завод «Муздеталь». Мы это название присвоили, когда фабрика совсем лежала на боку и вроде как не собиралась подниматься. Но потом нашлись добрые люди: подобрали, обогрели, обобрали. т.е. наоборот, инвестировали, извиняюсь за выражение. Даже название сменили, так что мы вроде ничего и не украли.
Исторически на этой фабрике делали гитары с электрогитарным грифом и пластиковым корпусом из полистирола, что-то вроде «овейшна», только явно попроще. Качество этих непотопляемых инструментов прежде было очень хорошее (для той эпохи, разумеется). В начале века фабрика снова легла набок. Но недавно оборудование взяли в аренду некие энтузиасты. И делают там теперь вполне приличные гитары под маркой GMD.
Питерская фабрика «ЛАДА». Появилась как лайт-версия Музы в конце 90-х. Делала похожие гитары с корпусом из АБС. С переменным успехом. Потом начала загибаться. В итоге оборудование отдали в Пензу и теперь Ладу делают там.
Борисовская фабрика. Упоминается для статистики, поскольку белорусских гитар в Москве нет уже очень давно. Была у них всего одна модель, сопоставимая с Самарой, но гриф пожирнее и покривее. По слухам, батька фабрику пока не закрыл.
Львовская фабрика ТРЕМБИТА. Львовские гитары всегда отличались определенной продвинутостью, так что в СССР с ними могла потягаться только «Луначарка». Там делали «вестерны» и вполне приличные 12-струнки. ТРЕМБИТА существует и поныне, ассортиментный ряд у нее обширный. Основу по-прежнему составляют «вестерны» и «джамбо» разного рода, есть и «классика». Несколько лет назад все модели были с резонансной декой, что приводило к огромному проценту брака, ибо дека лопалась там в течение 1-2 месяцев. Сейчас на большинстве гитар на деке стоит еловый ламинат, да и резонансную деку начали сушить несколько лучше. Поэтому в целом качество этих гитар не хуже, чем у АРФЫ или Самары, а внешний вид заметно интереснее. Некоторые модели покрашены в разные кислотные цвета — зеленый, красный, синий. Это особенно популярно в провинции, как и мексиканские сериалы. В целом ТРЕМБИТА — это старая советская фабрика, хотя и с несколько подновленным интерфейсом, она (опять же — в целом) лучше большинства российских фабрик, но ожидать от ее продукции европейского качества нет смысла.
Львовская фабрика РЕНОМЕ. Эта фабрика появилась в 90-е годы и одно время располагалась в старом помещении львовского цирка. Отсюда вероятно и кульбиты судьбы. Первоначально гитары Реноме поразили всех сочетанием очень приличного качества, «западного» дизайна и реальной цены. В середине 90-х это было пожалуй наиболее интересное предложение на русском рынке любительских гитар (куда Реноме просачивались через границу, минуя таможню и прочие условности). Но развить первоначальный успех львовские хлопци не сумели: качество стало падать, нормальные поставки наладить так и не смогли. А к концу 90-х навалился вал китайских гитар, которым Реноме уступали по всем параметрам. Поэтому с начала века встретить эти гитары в продаже в России почти невозможно. В общем жаль.
Черниговская фабрика. В Россию эти гитары совсем не попадают, что очень хорошо. Ибо от Кунгурских или Ижевских эти гитары отличаются незначительно. Очень самостийная конструкция и дизайн, фанера ядреная, весит, как бас-гитара Фендер. Короче, маешь — вещь.
Изяславская фабрика. Есть, есть и такая фабрика. Всего одну гитару видели, выпросили на свою голову у наших киевских партнеров. Потом пришлось ее продать какому-то алкашу за 200 руб. Даже даром на витрину никто не хотел брать. А запах, а цвет.
В заключение следует упомянуть о гитарах с маркой МУЗДЕТАЛЬ. Это сугубо «отверточное» производство, поскольку все наши гитары собираются из комплектующих, сделанных на других фабриках. Однако это немало. Большинство претензий к дешевым гитарам возникает именно из-за неправильной сборки. Плюс возможность фильтрации бракованных комплектующих, что не маловажно.
Источник
Инструменты
      Автор: Игорь Беликов       Дата публикации: 21 сентября 2002 г. |
Гитары в России делают давно. Если не затрагивать совсем отдаленные антикварные эпохи (связанные с именами Сихры, Циммермана и Краснощекова), можно сказать, что серийное производство гитар в России возникло в середине ХХ века. Сначала была полукустарная артель в подмосковном Шихово, потом появилась «Луначарка» в Ленинграде. Так же давнюю историю имеют Львовская и Черниговская фабрика на Украине. Мощности этих производств были невелики, технологии близки к тем, что поныне используют мастера. Поэтому гитары были хоть и попроще мастеровых, но это были еще ГИТАРЫ, а не ТНП.
К огда в 60-х начался гитарный бум, производство гитар поставили на поток. Для этого НИИ Музпрома разработал специальное оборудование. Понятно, что в процессе улучшения технологичности все «лишние» детали и украшения были утрачены. Апофеозом прогресса стало изготовление гитарных грифов из гнутой фанеры (Бобровская и Ижевская фабрика до сих пор их так делают). Поскольку старые фабрики явно не справлялись с удовлетворением всех трудящихся, в 70-е гитары стали делать на фортепианных фабриках. Туда приезжали «спецы» из Питера и Шихово и делились опытом. Так появились гитары из Вышнего Волочка, Ижевска, Иваново, Кунгура, Куйбышева, Свердловска, Владикавказа, Борисова. Поскольку гитарных традиций там не было, гитары выходили еще более табуреточного облика. Но их все равно не хватало.
В «совке» всегда всего не хватало, даже снега зимой. Пиво было двух сортов: «Пиво есть» и «Пива нет».
По окончании исторического материализма с гитарным производством случилось примерно то же, что и с производством автомобилей и калькуляторов. Некоторые фабрики просто исчезли (Иваново, Вышний Волочок. ) Другие пребывают в глухом и перманентном кризисе — Борисов, АРФА (быв. «Луначарка»), ЭТЮД-УРАЛ (быв. Свердловская), Владикавказ. Некоторые продолжают работать, но производят примерно то же, что и 20 лет назад (Бобров, Самара, Кунгур, Ижевск, МУЗА из СПб). Вялые попытки обновления ассортимента напоминают об аналогичных потугах АвтоВАЗа, ибо проблема там давно уже не в дереве и даже не в деньгах, а в головах. И если производство автомобилей действительно нуждается в технологиях и инвестициях, производство гитар нуждается в основном в наличии желания их производить. Такое желание иногда возникало в разных концах нашей бывшей родины. Наиболее успешно получилось во Львове, когда в 1996 году появилась фабрика РЕНОМЕ. Пожалуй, на всем упомянутом пространстве только ей удалось создать серийные гитары вполне европейского (точнее: азиатского) облика и качества. Но и цена получилась соответствующая, что лишний раз подтверждает аргументы глобалистов. То есть неважно, ГДЕ сделано, важно — КТО это сделал.
К новым производствам относится и небольшая фабрика ЛАДА из Санкт-Петербурга. Пару лет назад она отпочковалась от МУЗЫ и делает в целом похожие гитары с пластиковым корпусом. Сюда же следует поместить и проекты московской фирмы МУЗДЕТАЛЬ, которая упирает на «отверточную» сборку гитар из деталей, сделанных на разных фабриках.
Некоторые полезные советы и соображения:
1. Гитара не может стоить дешевле $100-150. Дешевле можно купить только некий действующий (в лучшем случае) макет гитары в натуральную величину. Начинать учиться играть на таком макете в принципе можно. Но никаких акустических достоинств такой макет не имеет и не обязан иметь. Он должен быть нестрашным на вид, относительно живучим и примерно похожим на настоящую гитару.
2. ВСЕ российские (и прочие на бывшем советском пространстве) фабрики производят только макеты гитар. Исключением является львовская РЕНОМЕ. Поэтому искать «хорошую ленинградскую гитару» бессмысленно. Ее нет (да и не было никогда. ) Можно найти хорошую гитару, сделанную МАСТЕРОМ в Москве, Рязани и любом другом месте. Но к фабричным гитарам это не относится.
3. Весьма строгое разделение гитарного ассортимента на «классику» (под нейлоновые струны) и «эстрадные» (под металл) для отечественных гитар справедливо лишь отчасти. В целом можно сказать, что ВСЕ отечественные гитары предназначены только под металлические струны. Поэтому покупать такую гитару ребенку для музыкальной школы всегда неверно. Есть несколько моделей дешевых гитар, куда можно поставить синтетику, если иначе никак. Но это именно «аварийный» случай. Не покупают же одну лыжу или ролики вместо велосипеда в спортшколу.
4. С металлическими струнами эти гитары дружат и даже играют немного. При этом живучесть их в целом точно выше, чем у дешевых китайцев. Если вам нужна гитара «в лес у костра» или для прочих расходных целей, логичнее купить именно российскую гитару. Подростку «в подворотню» такая гитара так же годится.
5. Особо о процессе адаптации гитары к человеку. Любая, даже дорогая «настоящая» гитара требует некоторой подгонки и юстировки под пользователя. И если дорогую гитару правильнее показать мастеру, с дешевой гитарой придется разбираться самому. «Адаптация» состоит в смене струн, выравнивании ладов, выставлении высоты струн и угла грифа, проверке строя гитары. Некоторые полезные советы по доводке можно найте в Интернете. Но «сырая» фабричная дешевая гитара — это просто кусок дерева со струнами, играть на ней невозможно. Исключение составляют дешевые гитары с маркой МУЗДЕТАЛЬ, там все юстировки и настройки уже сделаны. И все равно, даже на такой гитаре после покупки следует проверить и поправить ключом высоту грифа. Более-менее проверяются на фабрике гитары ЛАДА, а гитары ТРЕМБИТА обычно доводятся дилерами.
6. О грифе на винте. Часто покупатели воспринимают подъемный гриф на винте как признак «плохой» гитары. Это не совсем так. Исторически почти все русские гитары (включая мастеровые) делались с таким грифом. По слухам, пошло это от старинной немецкой конструкции, где было даже два винта: один распирал корпус вдоль и напрягал деку, а другой поднимал гриф. Такой способ крепления грифа ухудшает звукопередачу, это одна из главных причин, почему русские гитары не дружат с синтетическими струнами. Для металлических струн это не так актуально, нагрузка от них большая. Зато полностью устраняется проблема с высотой струн над грифом. Для дешевых гитар это сверхактуально. Поскольку дешевые китайские инструменты имеют вклейной гриф, брак там может достигать 100% именно из-за подвижек грифа (особенно под металлом). Вывод такой: на дешевой гитаре с металлическими струнами гриф на винте является плюсом, не надо его бояться. Но на гитаре под синтетику он нежелателен. Вклейной гриф предполагает определенный уровень качества. Если реально качество неважное (как у дешевых «китайцев»), такой гриф означает неминуемый брак.
7. О струнах. Для российских гитар оптимальны латунные или бронзовые струны среднего натяжения (0.010) с витой третьей струной. Очень подходящие струны делает ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ. Нежелательно устанавливать туда электрогитарные струны. Могут быть проблемы и с импортными струнами даже весьма уважаемых производителей, поскольку исторически формула расчета толщин басовых струн там оптимизирована под «вестерны», и шестая струна имеет повышенную амплитуду.
Источник