Акустические гитары советских времен

Советские акустические

Н а пространстве нашей бывшей необъятной Родины гитары выпускали во многих местах. Некоторые географические легенды живут и поныне, хотя от старых фабрик остались только названия, а от многих не осталось ничего. Существование гитарного производства в России — вопрос времени. Все фабрики используют физически и морально безнадежно древнее оборудование и технологии, а производство сохраняет рентабельность только по причине бесплатности «основных фондов», доставшихся от прошлой эпохи. Чем-то ситуация напоминает российский автопром, но шансов на введение запретных пошлин на ввоз импортных гитар у гитаропрома явно меньше. Зато у них есть некоторые резервы, недоступные ВАЗу и ГАЗу. Главный из них — статус «народно-хозяйственного промысла» (вроде как у Палеха или Хохломы), который освобождает многие гитарные фабрики от уплаты НДС. Вот так, без всяких взяток Клебанову, 20% халявы! GENERAL MOTORS отдыхает. Почти все фабрики находятся в провинции, где накладные расходы невысоки. Зарплату рабочим, понятно, там платят условную (если вообще платят). Тем и живут.

Старейшим производителем щипковых музыкальных инструментов является подмосковное Шихово. Сейчас от фабрики осталось полтора цеха, там делают не сами гитары, а заготовки, которые умелые руки наших сотрудников превращают в гитары «Звенигород». Некоторое количество забракованных нами комплектующих на фабрике собирают самостоятельно — с очевидным качеством и последствиями. Снаружи они похожи на наши гитары, поэтому иногда возникают вопросы.


Бобровская фабрика.

Существование этой фабрики — исторический казус и парадокс. В Воронежской губернии со времен татаро-монголов нет леса, поэтому строить там деревообработку могло прийти в голову только совкам. Бобров — небольшой городок, жители которого никогда не отличались пристрастием к гитарному делу. (Шихово — тоже деревня, но хотя бы с «музыкальной» историей, кустари там делали балалайки и гитары еще в позапрошлом веке.) И вот в конце 70-х в Боброве отгрохали фабрику с мощностью чуть не 100000 гитар в месяц. В этом есть что-то Платоновское, этакий черноземный «Котлован» и «Чевенгур». Как ни странно, фабрика отчаянно работает и поныне. Масштабы, конечно, поменьше стали, но бобровские КАМАЗы по-прежнему бороздят ухабистые трассы западной и центральной России, да и на восток доезжают. Главной особенностью этих гитар по-прежнему являются характерные «цветочки» вокруг отверстия резонатора. Эти цветочки рисуют вручную, для чего в штате есть спец.художники. Самые дешевые модели имеют характерную грушевидную форму корпуса. Есть несколько «квазивестернов» и 12-струнка. Гитары покрашены нитролаком, большинство моделей с декой из условно-резонансной елки, головка грифа сделана «лопатой». Продукция Боброва имеет настолько одиозный «советский» облик, что ее не спасает даже относительно стабильное качество и наличие еловой деки. Одну из бобровских моделей мы переделываем в свой «Петергоф», отсеевается всего 10% брака и получается вполне симпатичная дешевая гитара. Кто мешает бобрам делать то же самое на фабрике — неизвестно. Вероятно, тот самый «наш гештальт».

Фабрика входит в своего рода «холдинг» разношерстных предприятий, большинство из которых занимается металлообработкой. Поэтому гитары выходят такие — технократичные и очень удмуртские. Грифы в Ижевске научились делать из фанеры, но не до конца. В свое время мы тесно общались с этой фабрикой и прилагали усилия к перековке их меча на наше орало. Они нам даже знаменитую Глазовскую водку подарили. Но с гитарами по-прежнему плохо, страшные они и безнадежно фанерные. Мы даже не пытаемся из них ничего собирать, бесполезно. Хотя люди вроде честно стараются, что-то вроде «классики» создали по нашим советам. При фабрике есть несколько умельцев, они иногда фабричные гитары «тюнингуют», хотя почему-то просят за свой «тюнинг» совершенно непомерные деньги. В общем, все очень запущено.

Самарская фабрика.

Самарская фабрика известна всем посетителям Грушинского фестиваля. Туда всегда приезжали камазы с этой фабрики и продавали гитары. Самарская гитара С-2 была больше всех других российских гитар похожа на «классику». Были там дредноуты и 12-струнки.

Источник

Акустические гитары советских времен

Гитары в СССР

Желающим ознакомиться поподробней с этой необъятной темой рекомендую пройтись по ссылкам в конце статьи. А здесь будет лишь общий обзор с лирическими отступлениями.


Самая привычная картина, если заглянуть в дырку резонатора.

Как выглядит акустическая гитара («акустика», «классика», «дерево», «деревяшка», «фанера»), вы все прекрасно знаете. Нельзя сказать, что в СССР поголовно выпускались плохие акустики. Просто из всего того, что валялось на прилавках, мы помним лишь самые доступные 20-рублевые гитары конвейерной сборки. Да, это был настоящий кошмар, но не забывайте, что в Союзе была хорошая школа игры на классической гитаре. Качественная учебная «классика» тоже выпускалась на потоке, но стоила дороже, от 50 рублей. Чешская «Кремона» (Strunal) стоила в районе 70 рублей.

Надо сказать, что помимо классики есть куча разновидностей акустических гитар: джамбо, фламенко, дредноут, фолк, джазовый арктоп и т.д. Наша промышленность тоже их выпускала или пыталась выпускать, но на названиях это никак не отражалось, обычно всё скрывалось под сухим термином «артикул».

Еще в 60-х были попытки приделать к акустике звукосниматель. В детстве я думал, что это местные кулибины так стараются, но, как оказалось, в СССР выпускалось не менее трех разновидностей такого убожества:


Гитара «Самара», 1976-1986, 40 руб.

Но вернемся к самой популярной гитаре коммунистического мира того времени — 20-рублевой акустике. Ценовая линейка была в пределах 16-27 рублей, и нетрудно догадаться, что такие гитары становились первыми в жизни для большинства советских школьников.


Советская гитара, «уцененная» с 16 до 23 рублей.

Максимум, что на ней можно было сыграть без ущерба для психики, — это всенародный хит «Дембеля». Гитара не строила и часто «плыла», а постоянно проседающий гриф доводил до истерики. Ключей-бабочек для подтяжки грифа ни у кого не было, поэтому играли лишь на первых трех ладах, где не требовалось адских усилий, чтобы прижать струны, и где можно было компромиссным методом выдержать строй.

Если с акустикой дела обстояли более-менее, то есть при желании можно было достать неплохой инструмент, то с ЭМИ всё было не плохо, а очень плохо. Отечественная промышленность выпускала под сотню разновидностей электрогитар, но играть на них было невозможно.

К слову сказать, если вы сейчас возьмете в руки «Рикенбекер» Джона Леннона, вы тоже взвоете — как на таком хламе можно было играть! И тем не менее музыканты как-то умудрялись играть и на советском хламе. Уже за это им нужно поставить памятник!


Знаменитые свердловские «Уралы-650», созданные по мотивам YAMAHA SG 5.

Цена «Урала» — 185 руб.

Самой известной из всего советского гитаропрома была электрогитара «Урал». Она же была и самой распространенной, хотя это было скорее собирательным названием для всех советских электрогитар.

«Уралами» комплектовались советские школы, дома культуры и клубы. На грифах обычно ничего не писалось, поэтому многие даже не знали как выглядит настоящий «Урал» и называли его именем какую-нибудь «Аэлиту» или «Тонику». Правда, судя по звуку, оно того стоило.

Вот лишь несколько шуток про гитару «Урал», ходивших в то время:

  • Гитара «Урал» была разработана советскими инженерами для устрашения капиталистов.
  • Гитара «Урал» — единственный в мире физический объект, который будет охрененно тяжелым даже в условиях невесомости.
  • Изящный гриф, стройный, как балерина, и прямой, как винт моторной лодки.
  • Все говорят, что гитара «Урал» звучит хреново только потому, что жалкие стандартные восемь звукоснимателей не способны передать её истинный звук.

Ну и самая главная, жизненная шутка:

  • Ни один музыкант мира пока что полностью не разобрался в этих ручках!

О да, ручек и кнопок было до хера и больше, но самое досадное было в том, что при нажатии на эти кнопки ничего не происходило! Вернее, что-то всё-таки менялось, так как гитара начинала фонить, дребезжать и свистеть по-другому.

Находились умельцы, которые с помощью молотка и паяльника доводили эти «лопаты» до ума, но переделывать приходилось слишком много, не каждому такое под силу.



Гитары «Аэлита» разных моделей и заводов (вторая, белорусская — получше).

Вообще, изначальная установка на кнопочность была у всех советских гитар.

Поэтому и в мультфильмах их изображали с кучей модных в то время кнопок на шизофренических корпусах.

Если отталкиваться от того, что выпускалось, можно предположить, что Трубадур (единственный басист, кто нашел девушку) играл на гитаре «Тоника».



Гитары «Тоника». Цена 180-220 руб.

А бременский Кот играл на чём-то вроде этого тихого ужаса:


Гитара «Турист». 85 руб.


Гитара «Тоника», Ленинград. 130 руб.

Или даже этого (опять белорусская гитара из Борисова):


Гитара «Форманта». 230 руб.

В некоторых клубах оставались еще неразворованные полуакустические гитары из эпохи 70-х.


Гитара «Ритм», изначально львовская. 185 руб.

Ну, не воровали их потому, что было и так понятно, что они безнадежно устарели. А вот культработникам было трудно объяснить, зачем нужна новая техника, ведь на балансе ДК уже есть целых две гитары. Красные, большие, деревянные!

Ужасы советского дизайна

Пугать детишек надо было не «Уралом», а вот этими двумя монстрами:


Двугрифовый «Крунк» из Армянской ССР, г. Ереван.


Гавайская электрогитара арт. Б-6Р/420. 55 руб.

Раньше никому не пришло бы в голову засмеяться при слове «ФУТУРАМА». А вот в Белоруссии выпускались аж три электрогитары с таким названием: просто «Футурама», «Футурама-2» и бас-гитара «Футурама». Копии чехословацкой JOLANA Star V.


Гитара «Футурама» Борисовского завода. Цена 130 руб.

Электрогитары из братских стран

В 80-х основная масса музыкантов среднего эшелона играла на гитарах из стран соцлагеря. Работали и мастера, делавшие приличный самопал, но в то время не было газет типа «Из рук в руки», проще было добыть относительно недорогую и более продвинутую социалистическую технику. Даже в некоторых клубах валялись болгарские «Орфеи» и ГДРовские «Музимы».

Самым востребованным брендом из стран соцлагеря был «Лид Стар». На закате 80-х восточные немцы приблизились по качеству к тайваньским и китайским подделкам «Фендеров». Знаю, звучит смешно, но это был огромный прорыв по тем временам. Азиаты делали копии «Фендера» на порядок лучше социалистических европейцев.


MUSIMA Lead Star I из ГДР — почти копия FENDER Stratocaster.


MUSIMA Lead Star III — как бы FENDER без пикгарда (белой накладки на деке).


Просто MUSIMA, бессмысленная и беспощадная.


JOLANA Star, ЧССР


Болгарский «ОРФЕЙ» ORFEUS Bass по кличке «Матрас».

Источник

Виртуальный музей советских акустических гитар

Ну что, начнём знакомство.

1. Гитара Ленинградской фабрики им. Луначарского, 1975 год. Верхняя дека — массив. До меня проходила через чьи-то другие заботливые руки, оставившие на ней чёрные полосы (под ними — заклеенные трещины деки). Однако с клеем неизвестному мастеру не повезло. Приобретена в самом конце 2014 года. Прошла замену верхнего клёца. Сейчас на гитару временно установлены две нейлоновые струны взамен лопнувших стальных. Фото см. ниже.

2. Гитара Кунгурской фабрики, год неизвестен. Верхняя дека — массив. Строго говоря, именно она — моя первая гитара, но из-за не слишком-то музыкальной в детстве натуры Ярослава Рязанца сейчас выглядит не слишком презентабельно. Частичная замена рип, замена пятки грифа. Увы — лады с 13 по 20 отпилены мной тоже очень давно. Однако играет достаточно чисто, более того, это одна из немногих известных мне советских гитар, на которую установлены колки, очень близкие по конструкции к современным, а также имеется компенсация строя разной по высоте проволокой косточки.

Слева — Кунгурская гитара, справа — Ленинградская.

3. Гитара фабрики им. Луначарского, г. Ленинград. Год известен только предположительно — 1989. С этого инструмента и начался мой опыт починки гитар. Заделка сильно разбитого бока деки. Именно про эту гитару написана моя песня http://www.chitalnya.ru/work/1735139/ На заднем плане — всё та же «луначарка» 1975 г.

4. Не совсем советская гитара, подаренная мне. Вестерн-дредноут «Trembita 18» (или ДГ-18), имеющий вполне себе советский винтовой крепёж грифа. 2001 г.в. Дека — фанера. На фото вместе с ней — семиструнка, о ней чуть ниже.

5. На этом фото будет сразу три гитары, поэтому о них по порядку:
Левая — гитара Кунгурского завода, год выпуска неизвестен. Дека — фанера. Подарок человека, отдавшего мне Трембиту. Полная замена пружинной системы. Вдохновляясь ей, я написал песню «Советская гитара» http://www.chitalnya.ru/work/1570229/
В центре — гитара Шиховской фабрики, 1973 г.в., 7 струн. Дека — массив. Небольшая проклейка трещин и замена верхнего порожка.
Справа — гитара Ленинградской фабрики им. Луначарского, 1981 год, дека — массив. Небольшая проклейка трещин, замена колка 4-й струны.

8. Гитара фабрики им. Луначарского (Ленинград), 1977. Выправление формы верхней деки и её заклеивание, замена колка 6-й струны. Нейлоновые струны.
9.Гитара Ивановской фабрики, 1976 год. На этикетке пафосно написано «Электрогитара», хотя это обычная адаптеризованная акустика. 7 струн. Гитара «первых дней выпуска»: именно в это время электрическую часть для этих гитар поставляла МЭФМИ, родина первой в СССР адаптеризованной акустики. Струны пока (для фото) родные.
Слева — Ивановская гитара, справа — «ленинградка».

10. Кварт-гитара фабрики им. Луначарского (Ленинград), 1957 год. В семиструнной гитаре нет детских и взрослых инструментов. Эта «малышка» настраивалась на кварту выше обычной семиструнки и выполняла солирующую функцию. Фото пока без струн — в городе, где она находится, проблемы со струнами вообще, что уж там говрить о такой экзотике. Небольшая заклейка трещин. Рядом с ней — знакомая вам по фото 2 шестиструнная «луначарка», чисто для демонстрации разницы в размерах.

11. Гитара Шиховской фабрики. 7 струн. Явно довоенная гитара «краснощёковской» формы, со слов владельца — 1939 год. К сожалению, гриф не родной, думается мне, что от Ивановской гитары 1970-х годов.
12.Ещё одна кварт-гитара Ленинградской фабрики им. Луначарского, на сей раз действительно «детская», ибо 6 струн. Ориентировочно 1969-1970 гг., а может, и раньше. Но звучит ничуть не хуже своей сестры с мензурой 610 мм. Даже по громкости отошла всего на чуть-чуть.
На ней также можно увидеть дивный пример плановыполнительного заводского самопала: верхний порожек из бруска, не очень хорошо влезающего в посадочное место, к коему сей порожек добротно прилакирован явно при производстве. Кто-то перевыполнил план, порожков не хватило? Последние гитары серии квартов (выпуск прекратили где-то в первой половине 1970-х, а ширина грифа у обычной «луначарки» и кварта отличается)? Или кража с фабрики с самым драконовским контролем выноса на выходе? Теперь уже вряд ли узнаешь.
Слева — Шиховская гитара, справа — Луначарский кварт.

13. Гитара Луначарской фабрики, 1967 год. 7 струн. Проклейка трещин. На фото — слева.
14. Гитара Луначарской фабрики, конец 1940-х годов. 7 струн. Проклейка трещин, формовка углубления верхнего клёца. Компенсация на ней такая отроду, причём рабочая, как ни странно. На фото — справа.

Дальнейшие пополнения коллекции — см. в посте Dreamwidth (этот больше не редактируется, мой ЖЖ остановлен): https://yaroslavryazan.dreamwidth.org/8795.html

На вопрос «Зачем мне столько гитар?» я готов ответить сразу же:
1. Каждая звучит по-разному.
2. Вы видели, что делают с дешёвыми гитарами за 200-300 р.? Нет — посмотрите на YouTube подборку «Разбил гитару». Больше всего там именно советских инструментов. Это при том, что сами по себе эти гитары очень даже неплохие. Так что надо их спасать.

О чём хотелось бы напомнить владельцам старых гитар?

Советская гитара — не классика и не вестерн, это корпус от цыганской семиструнки с различным кол-вом струн на нём. Если вам нравится звук классики либо вестерна, то вам нужны они. «Цыганочка» не обладает такой глубиной басов, зато имеет пронзительные «голоса» (три высокие струны). Как отметили на одном из сайтов, звук похож на балалайку:-) Это действительно в чём-то так.

Вторая особенность — это регулировка грифа винтом. Для его подкручивания вовсе не обязательно иметь специальный ключ. Достаточно купить простенькие пассатижи-тонконосы (другие не влезут) и зажать ими четырёхгранник винта с двух любых сторон. В случае, если вам это не нравится, либо винт стёрт, после вытаскивания можно заменить его на любой подходящий по длине и диаметру болт со шлицевой головкой. Вытаскивание винта со скрученной резьбой сводится к притягиванию гайки к клёцу и раскручиванию болта с одновременной тягой его на себя. Делать это необходимо до тех пор, пока гайка не попадёт в резьбу.

И да, не забывайте, что колки надо периодически смазывать. К советской силуминовой механике, уже и так видавшей виды, это относится больше всего.

Источник

Читайте также:  Тренажеры для разучивания нот
Оцените статью