Акустика нота 25ас 225

Отзыв: Акустическая система Комета 25АС-225 — Четырёхомные полочники эпохи Горбачева.

Где-то в середине 1980-х годов прошлого века в отечественной электронной технике пошла мода красить корпуса в серебристый цвет. Если в 1970-е годы в моде была отделка деревянных корпусов аппаратуры шпоном ценных пород древесины, их лакировка или полировка, а передние панели изготавливались из листового алюминия, то в 1980-е годы ситуация изменилась. С оглядкой на электронную технику японского производства тех лет советские конструкторы переняли новые модные тенденции на внешний вид бытовой электроники. Её корпуса и передние панели стали делать чёрными или серебристыми, а мода 70-х ушла в прошлое. Следует отметить, что внешний вид советской электроники выпуска 1980-х годов нередко был просто отличным.

И многие из аппаратов выпуска тех лет, если они к настоящему времени сохранились, по-прежнему смотрятся вполне современно и аккуратно. Пример — усилитель высшей группы сложности «Одиссей-010 стерео» выпуска 1987 года, выполненный в чёрном корпусе. Или усилитель первой группы сложности «Вега-10У-120 стерео» в серебристом корпусе, изготовленный в 1986 году. В последнем случае изготовителем усилителя было производственное объединение «Вега» из г. Бердска Новосибирской области. По собственной информации автора, который в те годы, будучи студентом-медиком, писал студенческую научную работу по профессиональным заболеваниям, на ПО «Вега» существовал специальный окрасочный цех, где работницы-женщины серебристой краской, изготовленной на основе лака и мелкодисперсного алюминиевого порошка, из пульверизаторов вручную красили корпуса таких аппаратов, как усилитель «Вега-10У-120 стерео». Такой труд был тяжёлым, а работа в таких производственных условиях очень вредной.

Мы не знаем, как красят корпуса аппаратуры на китайских заводах в настоящее время, но хочется надеяться, что это делается на роботизированных производствах, и китайские рабочие, в отличие от работниц ПО «Вега», не дышат вредными парами краски в течение рабочего дня.

Читайте также:  Любэ давай за жизнь табы для гитары

Производственное объединение «НЗТМ» тех лет располагалось в г. Новосибирске, неподалёку от ПО «Вега». «НЗТМ» расшифровывается как Новосибирский завод точного машиностроения. Сейчас это ООО «НЗТМ им. М. Н. Королева», Новосибирск. И неудивительно, что между радиоаппаратурой, выпущенной в те советские времена как на ПО «Вега», так и на ПО «НЗТМ» прослеживаются как сходные конструкторские, так и дизайнерские решения. Неудивительно, ведь эти предприятия географически располагались рядом, а их инженеры заканчивали нередко одни и те же факультеты Новосибирского политеха. Тогда это учебное учреждение называлось Новосибирский электротехнический институт (НЭТИ), сейчас называется Новосибирский государственный технический университет (НГТУ).

Советская торговая марка радиоаппаратуры «Комета» во времена СССР принадлежала исключительно производственному объединению «НЗТМ» из г. Новосибирска. Поэтому любой старый магнитофон «Комета» был сделан именно в его производственных цехах. Следует также отметить, что во времена СССР деятельность практически всех крупных радиозаводов была заточена на выпуск изделий военного назначения для оборонной промышленности. А выпуском бытовой техники и электроники занимались всего лишь отдельные конструкторские и производственные цеха таких производственных объединений. В целом по уровню дизайна, качества и технических возможностей советская бытовая радиоэлектроника выпуска тех лет уступала той же японской электронике. Однако в 1980-е годы, особенно во второй их половине, советская промышленность стала выпускать бытовую электронику, по своему техническому уровню и дизайну практически не уступающую бытовой электронике выпуска ведущих западных фирм. Единственное, в чём мы во времена позднего СССР отставали от Запада катастрофически, были компьютеры, игровые приставки, видеомагнитофоны и видеокамеры. Да и в производстве телевизоров, а также их техническом уровне мы тогда отставали от Запада весьма прилично. Но вот аудиотехника производства СССР, а также акустические системы смотрелись на фоне западных аналогов вполне достойно.

Читайте также:  Когда после вахты гитару возьму

В частности, по выпуску износостойких сендастовых магнитных головок для кассетных магнитофонов СССР опережал весь западный мир. Причина была простой — советские магнитофонные кассеты типа МК-60 имели абразивную ленту невысокого качества, которая быстро истирала обычные пермаллоевые магнитные головки для кассетных магнитофонов. Поэтому конструкторы советских кассетных средних и высоких ценовых категорий были вынуждены разработать, и производить магнитные головки из износостойкого сендаста. Ресурс наработки таких головок доходил до 3-4 тысяч часов в отличие от ресурса наработки пермаллоевых магнитных головок всего в несколько сотен часов до критического истирания рабочей поверхности. С импортными лентами в магнитофонных кассетах ресурс наработки сендаста был ещё выше, и приближался по времени наработки к ресурсу ещё более дорогих стеклоферритовых магнитных головок, которые устанавливались только в дорогих магнитофонах тех лет выпуска западных и японских фирм.

В кассетном магнитофоне «Комета-225 стерео» выпуска ПО «НЗТМ» в заводской комплектации была установлена именно сендастовая магнитная головка. Несмотря на то, что автор приобрёл этот кассетник вместе с комплектной акустикой «Комета 15АС-225» за сумму в районе 520 советских рублей в 1988 году, а этот магнитофон и колонки в те годы продавались только комплектом, и не продавались по отдельности, его родная сендастовая магнитная головка до сих пор пребывает в отличном рабочем состоянии, и не имеет критического износа. И это несмотря на то, что данный магнитофон в течение ряда лет после покупки достаточно энергично эксплуатировался.

Кстати, сендастовая магнитная головка в этом магнитофоне называется 3Д24.080, и выпускалась она непосредственно на мощностях самого ПО «НЗТМ». Более того, в конце 1980-х годов такая головка стала поступать в отдельную продажу, и в советских магазинах радиотоваров её можно было приобрести за 80 советских рублей. Это очень приличная по тем временам сумма равнялась ровно двум студенческим стипендиям, которые в ВУЗе тех лет составляла 40 рублей в месяц. Несмотря на запредельную цену, автор в те годы отдельно приобрёл ещё одну сендастовую головку 3Д24.080, и самостоятельно установил её в кассетный магнитофон «Маяк-231» вместо штатной пермаллоевой головки 3Д24,221. В последующем «Маяк-231» был отрегулирован под новую головку, и работал с ней не один год, демонстрируя высочайшее качество записи и воспроизведения.

Читайте также:  Жаворонок родригес ноты для фортепиано

Если ПО «НЗТМ», помимо прочего, было сильно наладкой и освоением выпуска продвинутых по тем временам сендастовых магнитных головок, то ПО «Вега», помимо прочего, всегда славилось своими, выпускаемыми на собственных мощностях, динамическими головками громкоговорителей. Динамиками, проще говоря, при этом как ширпотребовскими маломощными динамиками для дешёвой широкополосной акустики, так и мощными головками для дорогих и качественных многополосных акустических систем.

В связи с этим хочется рассказать одну историю. Где-то в начале второй половины 1980-х годов автор, экспериментируя с мощными усилителями звуковой частоты, сжёг от перегруза мощную низкочастотную динамическую головку типа 25ГД-26Б, установленную в акустической системе типа 25АС-109 в качестве низкочастотного звена. Как сама головка 25ГД-26Б, так и акустическая система 25АС-109 в сборе, были выпущены на бердском ПО «Вега». Проблема была в том, что выполненная на основе диффузора с резиновым подвесом головка 25ГД-26Б ремонту не подлежала, у неё сгорела и разрушилась звуковая катушка, и такую головку можно было только заменить на новую. Новая головка 25ГД-26Б в те годы стоила 50 советских рублей, что было весьма дорого. Но в принципе купить её для ремонта было возможно, если поднапрячься. Проблема заключалась в том, что этих головок в свободной продаже в местных магазинах радиотоваров не было, и где её достать, стало неразрешимым вопросом. И здесь автору повстречался старый товарищ, который в те годы работал грузчиком в отделе радиоаппаратуры одного из местных крупнейших магазинов тех лет, а именно челябинского Торгового центра.

Проблема со сгоревшей головкой 25ГД-26Б была донесена до товарища. И он внезапно предложил свои услуги по её решению. Суть способа разрешения вопроса была такова. В отдел радиоаппаратуры челябинского Торгового центра по гарантии покупателями обратно сдавалась часть проданной аппаратуры с заводским браком, в том числе и выпущенной ПО «Вега». Товарищ предложил такой вариант. Он в подсобке отдела разбирает одну из приготовленных к возврату на завод колонок 25АС-109, которая сама была полностью исправна, и возвращалась обратно на предприятие в комплекте с неисправным материнским аппаратом. И подменяет исправную головку 25ГД-26Б на эту сгоревшую. И уже исправную головку возвращает назад владельцу. Следует сказать, что эту операцию удалось провернуть успешно, а товарищ за неё не взял ни копейки. Другие времена, другие нравы. Люди тогда нередко делали доброе дело за спасибо, из альтруистических побуждений. А то, что на завод в вагоне неисправной аппаратуры вернётся и неисправная, сгоревшая в другом месте головка низкочастотного громкоговорителя, уже никого не волновало. Всё равно такая аппаратура будет на заводе сортироваться, и неисправные компоненты пойдут в утиль. Одним больше, одним меньше, как говорится. Та головка громкоговорителя 25ГД-26Б из челябинского Торгового центра, кстати, жива до сих пор, и по-прежнему работает у автора в акустической системе. Правда, уже в другой. А тот товарищ, предприимчивый грузчик из отдела радиоаппаратуры Торгового центра, в последующем в 90-е стал бизнесменом, сначала разбогател, затем разорился и обеднел, а потом вовсе исчез из поля зрения.

Наконец, переходим к героям нашего обзора, точнее отзыва, а именно к акустической системе «Комета 15АС-225». Пара таких колонок, приобретённых в далёком уже 1988 году, отлично работают до сих пор. По своим возможностям и характеристикам АС «Комета 15АС-225» примерно соответствует современной акустике производства западных фирм так называемого полочного типа, и стоимостью в районе 200 USD за пару. Даже с учётом разницы в возрасте, звучание АС «Комета 15АС-225» практически не уступит более современным «полочникам». Начинка «Комета 15АС-225» реализована на двух динамических головках производства ПО «Вега», а именно на низкочастотной 15ГД-11 (25ГДН-3) на 4ом, оснащённой диффузором на резиновом подвесе, применённом для улучшения гибкости, и улучшения воспроизведения головкой низких частот. Вторая головка, также производства ПО «Вега», высокочастотная типа 3ГД-31 (5ГДВ-1) на 8ом, имеет бумажный диффузор, мощный магнит, и достаточно приличные габариты. Вот, к примеру, новая головка 5ГДВ-1, выпущенная в 1990 году:

Перед вами пара акустических систем «Комета 15АС-225», изготовленных в 1987 году:

Сопротивление каждой из них составляет 4 ома, внутри, кроме пары динамических головок, установлен правильно рассчитанный разделительный фильтр, а также приплюснутая пластиковая труба фазоинвертора с толстыми стенками, настроенная на резонансную частоту 45 герц, и предназначенная для улучшения отдачи акустики на низких частотах. Полный рабочий диапазон АС «Комета 15АС-225» составляет, согласно применённым динамическим головкам громкоговорителей, и использованного конструктивного оформления, 63-20000 герц. Электрическая принципиальная схема акустической системы:

Корпуса АС «Комета 15АС-225» изготовлены из толстых листов ДСП, и качественно склеены на стыках. Для полноценного воспроизведения низких частот корпуса колонок выполнены герметичными, и утечек воздуха даже в микроскопические щели быть не должно. Сверху древесно-стружечные плиты корпуса оклеены шпоном древесины, и уже этот шпон окрашен серебристой краской, выполненной на основе мелкодисперсного алюминиевого порошка и лака:

От механических повреждений диффузоры головок громкоговорителей защищены акустически прозрачной прямоугольной металлической решёткой, выполненной на всю переднюю стенку системы, и окрашенной в чёрный цвет:

Аналогичная металлическая решётка, только деталями круглой формы, использовалась в те годы для механической защиты диффузоров головок громкоговорителей мощной акустической системы советского производства 35АС-012 (S90).
Сверху на решётках приклеен фирменный шильдик «Комета»:

Задняя стенка системы, выполненная также из многослойной фанеры, съёмная, и герметично с использованием уплотнителей закреплена на корпусе системы шурупами:

При её снятии открывается доступ к динамическим головкам и плате разделительного фильтра системы, а также к пайкам её несъёмного двухпроводного кабеля.
В задней стенке корпуса имеется практичная ниша для укладки лишнего кабеля. Надписи на задней стенке, а также наклейка с датой выпуска системы крупным планом:

Несмотря на то, что на нанесённых надписях на задней стенке системы заявлен рабочий диапазон частот 63-18000 Гц, мы будем считать высшую границу воспроизводимых её частот как 20000 Гц. Именно такой верхний диапазон рабочих частот заявлен у высокочастотной головки системы 3ГД-31 (5ГДВ-1), согласно её техническому паспорту.
На нижней стенке системы имеются прочные пластмассовые ножки. Ширина корпуса АС «Комета 15АС-225» в сантиметрах:

Вид системы сбоку. Её высота составляет почти 33 см:

Глубина колонки 18см:

Масса каждой колонки находится в пределах 4,5 кг:

В настоящее время акустическая система «Комета 15АС-225» на вторичном рынке стоит копейки. Главное, чтобы такие колонки сохранили внешний вид, и имели исправные динамические головки громкоговорителей.
Далее посмотрим на конкурентов, «полочные» акустические системы, предлагаемые западными производителями в ценовой категории до 200 USD за пару. Для этого полистаем страницы апрельского журнала Stereo&Video за 2003 год:

Конечно, дизайн у них весьма заманчивый:

Но по качеству звучания, при всей его привлекательности, эта самая разнообразная западная акустика недалеко ушла от наших АС «Комета 15АС-225». И пара колонок 15АС-225 вполне способна конкурировать с той зарубежной малогабаритной акустикой. В совместной работе с таким современным недорогим устройством, как усилитель Kentiger HY-502 с FM радиоприёмником и SD-USB mp3 плеером, акустика 15АС-225 зарекомендовала себя самым лучшим образом. Она на практике, несмотря на почтенный 30-летний возраст, обеспечила весьма приличное качество звучания, вполне богатое как низкими, так и не обеднённое высокими частотами при приемлемом воспроизведении среднего воспроизводимого диапазона. За весь период использования при правильной эксплуатации и хранении эти колонки не ломались и не ремонтировались, и в настоящее время пребывают в заводском состоянии.

Источник

Оцените статью