Альбенис испанская рапсодия для фортепиано с оркестром

Испанская рапсодия (Альбенис)

Испанская рапсодия ре минор для фортепиано с оркестром, соч. 70 — сочинение Исаака Альбениса, написана в 1886 — 1887 годах. Впервые исполнена в Мадриде в Зале Ромеро 21 марта 1887 года.
Оригинальной оркестровки не сохранилось. В последнее время были найдены две рукописные версии конца XIX века, но определение их авторства затруднительно.
«Испанская рапсодия» принадлежит к числу крупнейших сочинений Альбениса. Она более «испанская», чем его концерт первый, поэтому пользуется большей популярностью. Впрочем, в отношении известности она сильно уступает сольным произведениям Альбениса.

1. Жанр
Помимо этой, Альбенису принадлежит ещё одна оконченная рапсодия, «Кубинская», соч. 66, для фортепиано Rapsodia cubana, 1886. Кроме того, сохранился небольшой набросок «Альмогаварской рапсодии» для оркестра Rapsodia almogavar, 1899, использованный впоследствии композитором в «Каталонии» 1899, которая должна была быть первой частью «Народной сюиты в трёх частях», но была издана отдельно остальные части не были написаны как «симфоническая рапсодия».
«Испанская рапсодия» составляет вместе с «Фантастическим» фортепианным концертом № 1 1885 — 1887 пару двух оконченных Альбенисом сочинений для фортепиано с оркестром. Он также начал второй концерт 1892, но было набросано меньше сотни тактов.

3. Внутреннее строение
«Испанская рапсодия» написана как одночастное произведение, однако она распадается на отдельные эпизоды, соответствующие приблизительно частям сонатно-симфонического цикла.
Немалую роль в построении играет вступление Allegretto, материал которого затем возвращается, связывая между собою части «Рапсодии». На фоне неизменной доминанты ля в басу проводится унисоном типично испанская тема в двух верхних голосах. В конце концов она как будто бы растворяется в воздухе. Первая часть обозначена в нотах как Петенера Мариани Petenera de Mariani; Allegretto, ma non troppo. Она излагается в ре миноре. После маленького воспоминания о вступлении начинается вторая часть — Оригинальная хота Jota original; Allegro в Ля мажоре. Она выполняет роль скерцо и плавно переходит в Малагенью Хуана Бревы Malagueña de Juan Breva; Andantino, ma non troppo, в Ми-бемоль мажоре. Здесь фортепиано исполняет только аккомпанемент, на фоне которого оркестр разворачивает идиллическую мелодию. Затем следует достаточно большой переходный эпизод Allegretto, ma non troppo, повторяющий начало вступления, но развивающий его иначе. Финал «Рапсодии» — Эстудиантина Allegro и стретта Presto, являющаяся на самом деле блестящим вальсом вроде «Эстудиантины», соч. 191 Эмиля Вальдтейфеля, опубликованной несколькими годами ранее 1883. Она написана в Ре мажоре, и таким образом светлые образы одерживают в «Рапсодии» победу нам загадочным мраком вступления.

Читайте также:  Звук пианино для вокала

Источник

Испанская рапсодия (Альбенис)

Из Википедии, бесплатной энциклопедии

Испа́нская рапсо́дия ре мино́р для фортепиа́но с орке́стром, соч. 70 (исп. Rapsodia española para piano y orquesta , op. 70) — сочинение Исаака Альбениса, написана в 1886—1887 годах. Впервые исполнена в Мадриде в Зале Ромеро (Salón Romero) 21 марта 1887 года (партию фортепиано играл сам композитор, дирижировал Томас Бретон [en] , оркестр Мадридского концертного общества [es] ).

Оригинальной оркестровки (созданной, по всей видимости, вместе с Томасом Бретоном) не сохранилось. В последнее время были найдены две рукописные версии конца XIX века, но определение их авторства затруднительно.

«Испанская рапсодия» принадлежит к числу крупнейших сочинений Альбениса. Она более «испанская», чем его концерт (первый), поэтому пользуется большей популярностью. Впрочем, в отношении известности она сильно уступает сольным произведениям Альбениса.

Содержание

Жанр [ править | править код ]

Помимо этой, Альбенису принадлежит ещё одна оконченная рапсодия, «Кубинская», соч. 66, для фортепиано (Rapsodia cubana, 1886). Кроме того, сохранился небольшой набросок «Альмогаварской рапсодии» для оркестра (Rapsodia almogávar, 1899), использованный впоследствии композитором в «Каталонии» (1899), которая должна была быть первой частью «Народной сюиты в трёх частях», но была издана отдельно (остальные части не были написаны) как «симфоническая рапсодия».

«Испанская рапсодия» составляет вместе с «Фантастическим» фортепианным концертом № 1 (1885—1887) пару двух оконченных Альбенисом сочинений для фортепиано с оркестром. Он также начал второй концерт (1892), но было набросано меньше сотни тактов.

Оркестровка [ править | править код ]

Альбенис считал себя слабым оркестровщиком, поэтому как для «Фантастического концерта», так и для «Испанской рапсодии» он прибегал к помощи Томаса Бретона [en] , считавшегося одним из лучших испанских симфонистов (к тому времени им были написаны уже две симфонии). «Рапсодия» была издана в версиях для двух фортепиано и для одного фортепиано. Оркестровка же была утрачена.

Богатство материала «Рапсодии» побуждало музыкантов оркестровать её заново: в 1911 году свою версию издал Джордже Энеску, в 1922 — Альфредо Казелла, а в 1960 году — Кристобаль Альфтер. Версию последнего записала Алисия де Ларроча. В 1994 году [1] Хасинто Торрес [es] издал [2] ранее не известную оркестрованную версию. Поскольку её рукопись была открыта в Барселоне, она получила название «барселонской». Торрес считает, что оркестровка в этой версии принадлежит самому Альбенису. Затем стала известна ещё одна рукопись с оркестровкой, отличной от «барселонской». Эта так называемая «сан-себастьянская» версия была исполнена 20 августа 1889 года в городе Сан-Себастьян. Дирижировал Бретон, партию фортепиано играл Альбенис. Он подарил напечатанную версию для двух фортепиано, рукописные оркестровые голоса и партитуру баскскому пианисту и политику Леонардо Моюа Альсаге [3] (Leonardo Moyua Alzaga). Сейчас рукопись хранится Консерватории имени Франсиско Эскудеры [es] . Автор оркестровки неизвестен, но предполагают, что её выполнил либо Альбенис сам, либо вместе с Бретоном. «Сан-себастьянская» версия менее красочна, однако делать из этого какие-то выводы сложно. Соотношение между двумя версиями непонятно.

Внутреннее строение [ править | править код ]

«Испанская рапсодия» написана как одночастное произведение, однако она распадается на отдельные эпизоды, соответствующие приблизительно частям сонатно-симфонического цикла.

Немалую роль в построении играет вступление (Allegretto), материал которого затем возвращается, связывая между собою части «Рапсодии». На фоне неизменной доминанты (ля) в басу проводится унисоном типично испанская тема в двух верхних голосах. В конце концов она как будто бы растворяется в воздухе. Первая часть обозначена в нотах как Петенера [en] Мариани (Petenera de Mariani; Allegretto, ma non troppo). Она излагается в ре миноре. После маленького воспоминания о вступлении начинается вторая часть — Оригинальная [4] хота (Jota original; Allegro) в Ля мажоре. Она выполняет роль скерцо и плавно переходит в Малагенью Хуана Бревы [es] (Malagueña de Juan Breva; Andantino, ma non troppo), в Ми-бемоль мажоре. Здесь фортепиано исполняет только аккомпанемент, на фоне которого оркестр разворачивает идиллическую мелодию. Затем следует достаточно большой переходный эпизод (Allegretto, ma non troppo), повторяющий начало вступления, но развивающий его иначе. Финал «Рапсодии» — Эстудиантина (Allegro и стретта Presto), являющаяся на самом деле блестящим вальсом вроде «Эстудиантины» [en] , соч. 191 Эмиля Вальдтейфеля, опубликованной несколькими годами ранее (1883). Она написана в Ре мажоре, и таким образом светлые образы одерживают в «Рапсодии» победу нам загадочным мраком вступления.

Источник

Список произведений Исаака Альбениса — List of compositions by Isaac Albéniz

Это список сочинений Исаака Альбениса (1860–1909).

Альбенис был плодовитым композитором, сочинившим огромное количество произведений в самых разных жанрах. Однако подавляющее большинство его работ в настоящее время либо утеряно, либо недоступно для публики, либо является неполным или нереализованным, о чем свидетельствует большое количество отсутствующих опубликованных композиций.

СОДЕРЖАНИЕ

Работает с номерами опусов

Ниже приводится список работ Альбениса, имеющих номер Opus .

  • Соч. 12: Павана-капричо для фортепиано (1884)
  • Соч. 23: Баркарола ре-бемоль мажор для фортепиано (1884)
  • Соч. 25: 6 Pequeños Valses для фортепиано (1884)
    • №1 ля-бемоль мажор
    • №2 ми-бемоль мажор
    • № 3 ля мажор
    • No. 4 ми-бемоль мажор
    • № 5 фа мажор
    • No. 6 ля-бемоль мажор
  • Соч. 28: Соната для фортепиано No. 1 ля-бемоль мажор (1884)
    • Первая часть:
    • Вторая часть: Скерцо
    • Третья часть:
    • Четвертая часть (?):
  • Соч. 37: Danzas Españolas для фортепиано (1887)
    • №1 ре мажор
    • № 2 си-бемоль мажор
    • № 3 ми-бемоль мажор
    • № 4 соль мажор
    • No. 5 ля-бемоль мажор
    • № 6 ре мажор
  • Соч. 40: Deseo, Estudio de Concierto си минор для фортепиано (1885)
  • Соч. 47: Сюита Española No. 1 для фортепиано (1882–89)
    • № 1: Гранада
    • № 2: Каталония
    • № 3: Севилья
    • № 4: Кадис
    • № 5: Астурия
    • № 6: Арагон
    • № 7: Кастилья
    • № 8: Куба
  • Соч. 54: Ancienne No. 1 для фортепиано
    • № 1: Гавотта
    • № 2: Минуэто
  • Соч. 56: Estudio Impromptu си минор для фортепиано (1886)
  • Соч. 60: Соната для фортепиано No. 2
  • Соч. 64: Сюита Ancienne No. 2 для фортепиано
    • № 1: Сарабанда
    • № 2: Чакона
  • Соч. 65: 7 estudios en los tonos naturales mayores для фортепиано (1886)
    • № 1 до мажор
    • № 2 соль мажор
    • № 3 ре мажор
    • № 4 ля мажор
    • № 5 ми мажор
    • № 6 си мажор
    • № 7 фа мажор
  • Соч. 66: Кубанская рапсодия для фортепиано
  • Соч. 68: Соната для фортепиано No. 3 ля-бемоль мажор (1886)
    • Первая часть: Аллегретто
    • Вторая часть: Анданте
    • Третья часть: Allegro assai
  • Соч. 70: Испанская рапсодия для фортепиано (1886)
  • Соч. 71: Recuerdos de Viaje для фортепиано (1886–87)
    • № 1: Эн-эль-Мар (баркарола)
    • № 2: Лейенда (баркарола)
    • № 3: Альборада
    • № 4: En la Alhambra
    • № 5: Пуэрта-де-Тьерра
    • № 6: Rumores de la Caleta (malagueña)
    • № 7: En la playa
  • Соч. 72: Соната для фортепиано No. 4 ля мажор (1887)
    • Первая часть: Аллегро
    • Вторая часть: Скерцо: Аллегро
    • Третья часть: Менуэт: Андантино
    • Четвертая часть: Рондо: Аллегро
  • Соч. 78: Консьерто Фантастико для фортепиано с оркестром
    • Часть первая: Allegro ma non troppo
    • Вторая часть: Rêverie et Scherzo: Andante — Presto
    • Третья часть: Аллегро
  • Соч. 80: Рекуэрдос, Мазурка соль-бемоль мажор для фортепиано
  • Соч. 81: Мазурка салона ми-бемоль мажор для фортепиано
  • Соч. 82: Соната для фортепиано No. 5 соль-бемоль мажор (1887)
    • Часть первая: Allegro non troppo
    • Вторая часть: Менуэтто дель Галло
    • Третья часть: Ревери
    • Четвертая часть: Аллегро
  • Соч. 83: Pavana fácil para manos pequeñas для фортепиано
  • Соч. 92: 12 Характерные пьесы для фортепиано (1888)
    • № 1: Гавот
    • № 2: Менуэт Сильвии
    • № 3: Баркарола (Ciel sans nuages)
    • № 4: Плегария
    • № 5: Кончита (Полька)
    • № 6: Пилар (Вальс)
    • № 7: Замбра
    • № 8: Павана
    • № 9: Полонеса
    • № 10: Мазурка
    • № 11: Стаккато (Капричо)
    • № 12: Торре Бермеха (Серената)
  • Соч. 95: Мазурка де Салон ми-бемоль мажор («Амалия») для фортепиано.
  • Соч. 96: Мазурка салона ре минор («Рикордатти») для фортепиано (1889)
  • Соч. 97: Сюита Española No. 2 для фортепиано (1888)
    • № 1: Сарагоса
    • № 2: Севилья
    • № 3: Кадис-гадитана
    • № 4: Замбра гранадина
  • Соч. 101: Рев для фортепиано (1891)
    • № 1: Berceuse
    • № 2: Щерзино
    • № 3: Canton de amor
  • Соч. 102: Берсёз для виолончели / скрипки и фортепиано
  • Соч. 111: Соната для фортепиано No. 7 ми-бемоль мажор
    • Первая часть:
    • Вторая часть: Менуэтто
    • Третья часть:
    • Четвертая часть (?):
  • Соч. 164: 2Эспаньольские дансы для фортепиано (1889 ок.)
    • № 1: Хота Арагонеса
    • № 2: Танго
  • Соч. 165: Испания для фортепиано (1890)
    • № 1: Preludio
    • № 2: Танго
    • № 3: Малагенья
    • № 4: Серената
    • № 5: Capricho Catalan
    • № 6: Зорцико
  • Соч. 170: Осенний вальс для фортепиано (1890-е)
  • Соч. 181: Célèbre sérénade Espagnole для фортепиано (1889 ок.)
  • Соч. 201: Les saisons для фортепиано (1892)
    • № 1: Le printemps
    • № 2: L’été
    • № 3: Осенняя погода
    • № 4: L’hiver
  • Соч. 202: Майорка для фортепиано
  • Соч. 232: Песни Испании для фортепиано (1892, ред. 1898)
    • № 1: Прелюдия
    • № 2: Восточный
    • № 3: Sous le Palmier
    • № 4: Кордова
    • № 5: Сегидильяс

Работает без номера опуса

Остальные известные работы Альбениса, в том числе утраченные, частично утраченные, неполные, публично недоступные или нереализованные композиции. Некоторые из работ, перечисленных в этом разделе, имеют неизвестный номер опуса, однако он не указан в разделе выше для сохранения точности.

Источник

Испанская рапсодия (Альбенис)

Из Википедии, бесплатной энциклопедии

Испа́нская рапсо́дия ре мино́р для фортепиа́но с орке́стром, соч. 70 (исп. Rapsodia española para piano y orquesta , op. 70) — сочинение Исаака Альбениса, написана в 1886—1887 годах. Впервые исполнена в Мадриде в Зале Ромеро (Salón Romero) 21 марта 1887 года (партию фортепиано играл сам композитор, дирижировал Томас Бретон [en] , оркестр Мадридского концертного общества [es] ).

Оригинальной оркестровки (созданной, по всей видимости, вместе с Томасом Бретоном) не сохранилось. В последнее время были найдены две рукописные версии конца XIX века, но определение их авторства затруднительно.

«Испанская рапсодия» принадлежит к числу крупнейших сочинений Альбениса. Она более «испанская», чем его концерт (первый), поэтому пользуется большей популярностью. Впрочем, в отношении известности она сильно уступает сольным произведениям Альбениса.

Содержание

Жанр [ править | править код ]

Помимо этой, Альбенису принадлежит ещё одна оконченная рапсодия, «Кубинская», соч. 66, для фортепиано (Rapsodia cubana, 1886). Кроме того, сохранился небольшой набросок «Альмогаварской рапсодии» для оркестра (Rapsodia almogávar, 1899), использованный впоследствии композитором в «Каталонии» (1899), которая должна была быть первой частью «Народной сюиты в трёх частях», но была издана отдельно (остальные части не были написаны) как «симфоническая рапсодия».

«Испанская рапсодия» составляет вместе с «Фантастическим» фортепианным концертом № 1 (1885—1887) пару двух оконченных Альбенисом сочинений для фортепиано с оркестром. Он также начал второй концерт (1892), но было набросано меньше сотни тактов.

Оркестровка [ править | править код ]

Альбенис считал себя слабым оркестровщиком, поэтому как для «Фантастического концерта», так и для «Испанской рапсодии» он прибегал к помощи Томаса Бретона [en] , считавшегося одним из лучших испанских симфонистов (к тому времени им были написаны уже две симфонии). «Рапсодия» была издана в версиях для двух фортепиано и для одного фортепиано. Оркестровка же была утрачена.

Богатство материала «Рапсодии» побуждало музыкантов оркестровать её заново: в 1911 году свою версию издал Джордже Энеску, в 1922 — Альфредо Казелла, а в 1960 году — Кристобаль Альфтер. Версию последнего записала Алисия де Ларроча. В 1994 году [1] Хасинто Торрес [es] издал [2] ранее не известную оркестрованную версию. Поскольку её рукопись была открыта в Барселоне, она получила название «барселонской». Торрес считает, что оркестровка в этой версии принадлежит самому Альбенису. Затем стала известна ещё одна рукопись с оркестровкой, отличной от «барселонской». Эта так называемая «сан-себастьянская» версия была исполнена 20 августа 1889 года в городе Сан-Себастьян. Дирижировал Бретон, партию фортепиано играл Альбенис. Он подарил напечатанную версию для двух фортепиано, рукописные оркестровые голоса и партитуру баскскому пианисту и политику Леонардо Моюа Альсаге [3] (Leonardo Moyua Alzaga). Сейчас рукопись хранится Консерватории имени Франсиско Эскудеры [es] . Автор оркестровки неизвестен, но предполагают, что её выполнил либо Альбенис сам, либо вместе с Бретоном. «Сан-себастьянская» версия менее красочна, однако делать из этого какие-то выводы сложно. Соотношение между двумя версиями непонятно.

Внутреннее строение [ править | править код ]

«Испанская рапсодия» написана как одночастное произведение, однако она распадается на отдельные эпизоды, соответствующие приблизительно частям сонатно-симфонического цикла.

Немалую роль в построении играет вступление (Allegretto), материал которого затем возвращается, связывая между собою части «Рапсодии». На фоне неизменной доминанты (ля) в басу проводится унисоном типично испанская тема в двух верхних голосах. В конце концов она как будто бы растворяется в воздухе. Первая часть обозначена в нотах как Петенера [en] Мариани (Petenera de Mariani; Allegretto, ma non troppo). Она излагается в ре миноре. После маленького воспоминания о вступлении начинается вторая часть — Оригинальная [4] хота (Jota original; Allegro) в Ля мажоре. Она выполняет роль скерцо и плавно переходит в Малагенью Хуана Бревы [es] (Malagueña de Juan Breva; Andantino, ma non troppo), в Ми-бемоль мажоре. Здесь фортепиано исполняет только аккомпанемент, на фоне которого оркестр разворачивает идиллическую мелодию. Затем следует достаточно большой переходный эпизод (Allegretto, ma non troppo), повторяющий начало вступления, но развивающий его иначе. Финал «Рапсодии» — Эстудиантина (Allegro и стретта Presto), являющаяся на самом деле блестящим вальсом вроде «Эстудиантины» [en] , соч. 191 Эмиля Вальдтейфеля, опубликованной несколькими годами ранее (1883). Она написана в Ре мажоре, и таким образом светлые образы одерживают в «Рапсодии» победу нам загадочным мраком вступления.

Источник

Оцените статью