Альбенис произведения для гитары

Isaac Albéniz

Исаа́к Альбе́нис (исп. Isaac Albéniz; 29 мая 1860, Кампродон, Жирона, Испания — 18 мая 1909, Камбо-ле-Бен, Атлантические Пиренеи, Франция) — испанский композитор и пианист, один из основоположников испанской национальной музыкальной школы.

В четыре года юный Исаак впервые публично выступил в Барселоне, а уже в десять лет он разъезжал с сольными концертами по всей Испании. Обучался в Барселоне (Э. Компта, Х. Пухоль — фортепиано), Брюсселе (Л. Брассен — фортепиано, Ф. Геварт — композиция), Будапеште (Ф. Лист — фортепиано в 1878-79 гг.), Мадриде (Ф. Педрель — композиция). Концертировал во многих странах Европы, Северной и Южной Америки. Был близок к «поколению 98 года».

В 1890 покидает Испанию и едет в Лондон, но в 1892 г. возвращается обратно. С 1893 или 1894 жил в Париже. В 1897—1898 Исаак Альбенис занимался в «Схола канторум» (второй парижской консерватории) у крупнейших музыкантов Франции — Венсана д’Энди, Габриэля Форе. Знакомство с К. Дебюсси оказало влияние на его поздние сочинения. Дебюсси так оценил творчество Альбениса: «Никогда еще музыка не затрагивала столь различные впечатления, такие яркие, что от изобилия образов хочется закрыть глаза, как от яркого солнца».

Поворотным моментом в творческом пути стало обращение Альбениса к испанскому фольклору — «золотым россыпям народного искусства», по словам композитора. В последние годы жизни он возглавлял новое направление испанской музыки — так называемое Ренасимьенто. Фортепианные сочинения (всего около 300) — лучшая часть наследия композитора. В этих произведениях соединены традиции народных песенно-танцевальных жанров различных областей Испании (хота, сегидилья, сортсико, малагенья и др.) и музыкальной классики. Среди наиболее известных сочинений: «Испанская сюита» (1886), циклы пьес «Испания» (1890), «Два испанских танца», «Испанские напевы» (1892), «Иберия» (1905—09), «Наварра» (завершена французским композитором Деода де Севераком), симфоническая сюита «Каталония» (1899, завершена лишь первая часть). Среди других сочинений Альбениса: сарсуэлы — «Святой Антоний» (1894, театр «Аполо», Мадрид) и др.; оперы «Генри Клиффорд» (1895, театр «Лисео», Барселона), «Пепита Хименес» (1896, театр «Лисео», Барселона); романсы и др.

Читайте также:  Вокалисты с бас гитарой

Умер в 1909 от хронического нефрита (англ. Bright’s disease). Похоронен на кладбище Монжуик (кат. Cementiri de Montjuïc) в Барселоне.

Сесилия Саркози, вторая жена французского президента Николя Саркози, является правнучкой композитора.

Источник

Гитара музыкальная 21. Исаак Альбенис

Гитара в музыке романтизма и импрессионизма.

65.
Альбенис Исаак (исп. Isaac Alb;niz) (1860–1909) – испанский композитор и пианист. Автор многих опер, сарсуэл, симфонической и камерной музыки. Написал более 300 произведений для фортепиано.

В Исааке Альбенисе текла андалусская кровь по материнской, и арабская – по отцовской линии. Как многие восточные люди, он был проникновенным лириком и добивался поразительной живописности в своих музыкальных полотнах. Иными словами, Альбенис – композитор, художник, поэт и человек, который страстно влюблен в чудный земной мир. Его нетрудно представить себе в компании с такими прославленными персидскими стихотворцами-жизнелюбами, как Рудаки, Низами, Саади.

Гитарист, не знающий о существовании пиренейской арабской музыки, вряд ли сумеет передать характер и стиль утонченной, изысканной и вдохновенной мелодики Исаака Альбениса.

Гитаристам не следует забывать о тесных связях Исаака Альбениса с Францией: будущий композитор родился в десяти километрах от границы со Второй империей Луи-Наполеона; в шесть лет мать привозит его в Париж, где мальчик берет уроки фортепиано у профессора А.Мармонтеля; начиная с 1894 года, на четвертом десятке лет жизни, он оседает в столице республики. Здесь он совершенствуется в области композиции у П.Дюка и В.д’Энди, близко сходится с Клодом Дебюсси, который оказывает сильное влияние на его творчество.

Гитаристу следует знать, в каком произведении Альбениса можно применить импрессионистические краски. Он обязан отдавать себе отчет, где и когда оно создавалось, уместны ли в нем акварельная палитра и декоративный фон.

Исаак Альбенис учился игре на фортепиано у Ференца Листа, отчего получил прозвище «испанский Лист».

Так что гитарист, делающий переложения его фортепианных пьес, получает в дар музыку, освященную великим именем!

Говорят, что Исаак Альбенис – «испанский Лист». Это утверждение не грешит против истины, если учесть одно важное обстоятельство: Альбенис – яркий живописец, возвышенный поэт и утонченный лирик сродни тем стихотворцам, кто прославился во времена Кордовского халифата.

Гранада была для Альбениса «страной мечтаний». Поселившись в ней, 26-летний композитор восторженно сообщал другу: «Я живу среди ароматов цветов, среди тенистых кипарисов и снежных вершин Сьерры и пишу романтическую «Серенаду». Дальше он уточняет: «. Но я пишу не об опьяняющих праздниках; я пишу сейчас золотые россыпи народного искусства, и это наполняет меня таким чувством, словно я перебираю струны гитары».

Главное для Альбениса – не красоты Гранады, а сокровища народной музыки с ее неповторимым мелосом, ритмом, гитарным аккомпанементом, образующие нерасторжимый сплав песни и танца, столь характерный для этого благодатного уголка испанской земли.

Исполнитель Альбениса непременно столкнется с важнейшей проблемой: какой пласт народного творчества затронуть – древнейший иберийский, мавританский или же европейский, и как «дозировать» каждый из них в том или ином произведении.

Музыка Исаака Альбениса – это нежный и ласковый взор, обращенный к бесконечно дорогой родине.

Однако надо себе уяснить, какую именно отчизну изображает композитор – ту, где «раскаленное солнце, скалы и ветер» или же иную, над которой изнеженное «магометанское небо»? И не нужно ли избрать нечто среднее между сдержанной любовью кастильского патриота и расслабленной негой мавританского сибарита?

Было бы неверно исполнять гитарную музыку Альбениса томно и сладостно. Нет, его нежная лирика пронизана холодком снежных вершин Сьерры. Да и сам композитор, как свидетельствуют современники, играл свои произведения спокойно, строго, иной раз даже сурово.

Исаак Альбенис в своей испанской музыке – художник, пишущий живописные полотна с видами родной Испании. Он сторонний наблюдатель экзотической природы, вроде байроновского Чайльд Гарольда, но путешествующий по Андалусии, Гранаде, Севилье.

Исполняя музыку Альбениса, молодой гитарист не должен забывать о трех ее основных достоинствах: проникновенном лиризме, яркой образности и чувства любви к родине, каким согрета каждая нота композитора.

Исааку Альбенису свойственен мендельсоновский тип лирики –нежной, слегка меланхоличной и всегда светлой.

Как же сочинялась «Севилья» из «Испанской сюиты» Исаака Альбениса? Это взгляд путешественника, умиленного тем, что он видит из окна дилижанса – солнечные, незабываемые пейзажи родной Испании.

«Севилья» Альбениса очень часто включается гитаристами в свой репертуар. Это третья часть его «Испанской сюиты» (ор.47).

Первый раздел по эмоциональному содержанию – ликующее веселье, когда кажется, что жизнь – непрерывный праздник. Потом лирический герой на минуту отвлекается от карнавального шума, чтобы побыть наедине с собой, со своими горестными думами – таков второй раздел пьесы. Но людской круговорот вновь захлестывает улицы, и радость превозмогает печаль (часть третья).

«Астурия» Альбениса необычайно красочна. Она входит в «Испанскую сюиту» под номером 5.

На фоне импульсивно-порывистого и одновременно сдержанного ритма происходит феерия блеска, виртуозности, экзальтированного восторга – душа окрылена при виде красоты родной страны. Таково содержание первого раздела пьесы.

Второй раздел погружает нас в глубокие раздумья о прошлом Испании, пока упругий ритм неотвратимо и настойчиво не возвращает к первоначальному торжеству в репризе произведения.

Не случайно этот шедевр Альбениса носит подзаголовок «Легенда». Прошлое и настоящее неразрывно слиты в сознании испанского патриота.

Обаяние «Гранады» Исаака Альбениса состоит в задумчивой искренности ее прелестных мелодий. Здесь композитор проявил себя лирическим поэтом и ярким живописцем.

В переложении для гитары это фортепианное произведение ничуть не утрачивает первозданной красоты.

Алая Башня – это древнейшее, воздвигнутое еще в XI веке, оборонное сооружение. Она, как и белорусская Белая Вежа, стала легендой и символом.

Исаак Альбенис создал пьесу «Алая Башня», где фортепиано имитирует гитарную фактуру. Позже Хоакин Родриго написал композицию «В тени Алой Башни», вдохновленный яркой музыкой Альбениса.

Так слились воедино предание и любовь к Родине, гитара и преемственность между художниками разных поколений.

Подлинно великое искусство никогда не исчерпывается, оно вновь и вновь возрождается на протяжении многих столетий.

Есть кардинальное сходство между «Танго» Тарреги и Танго из «Испанской сюиты» ор.165 Альбениса: это национальная основа. Не случайно оба танца более сдержаны эмоционально, чем импульсивное аргентинское танго, предполагающее эротическое касание тел партнеров. Музыка Альбениса сохраняет целомудренную красоту, чем, собственно говоря, она покорила сердца людей из разных стран мира.

Павана-каприччио Исаака Альбениса (ор.12) переносит нас в испано-арабскую экзотику, мир блаженства и неги, цветущих роз и голубого неба.

Обратимся к «Воспоминанию о путешествии» (op.71) Исаака Альбениса.

Вы встретились с морем. У ног шепчутся лазурные волны. Рядом распростерлась чаша блестящей на солнце водной стихии. Край пальм и роз подарил вам знакомство с милым чудесным существом в облике красивой восемнадцатилетней девушки. Жизнь полна очарования.

Утром следующего дня слышится чье-то пение, нарушаемое звонкими голосами птиц.

Гавань оживает. На пристани людская толчея, разговоры, радостные восклицания.

Разносится ошеломляющая весть, ползут какие-то слухи. Звучит песня с незатейливым аккомпанементом и постепенно тонет в портовом шуме и гаме.

После мимолетных встреч с незнакомкой на песчаном берегу моря счастье безмерно. Душу охватывает восторженное гимнически-бодрое настроение.

Пройдут годы. Вы будете получать письма с ароматом духов, напоминающим о вечно цветущем крае.

Так или иначе, все это вы найдете в «Воспоминании о путешествии» Исаака Альбениса. Во всяком случае, именно такие картины могут рисоваться вдумчивому слушателю данного цикла пьес испанского композитора, когда звучит первая часть сюиты «У моря», третья – «Альборадо» («Утренняя серенада»), пятая – «В гавани» (Рондо), шестая – «Портовые слухи» (Малагенья), седьмая – «Песчаный берег».

Музыка Альбениса очень образна, почти осязательна. Его «Воспоминания» – это больше, чем музыка, это сама жизнь!

Творчество Исаака Альбениса – это картины, пейзажи, виды Испании, воспоминания путешественника, рассказывающего о том, где ему довелось побывать. В очаровательной музыке его Родина, от встречи с которой каждый раз замирает сердце.

В 1890 году в Лондоне, где тогда проживал Альбенис, была издана фортепианная сюита «Испания» ор.165. Цикл открывает «Прелюдия», в которой пастушеский напев прерывается характерными испанскими ритмами.

Затем идет медленное «Танго» с лирически пленительной мелодией, которое не может не взволновать слушателя.

Третья часть сюиты – «Малагенья». Испанское слово «malaguena» имеет широкий смысловой диапазон: это и народная песня, и женщина, уроженка Малаги, города на юге страны. Печальную мелодию в нижнем регистре сопровождает «сдерживающий» движения ритм, будто танцовщица двигается, не отрывая ног от земли. Во втором разделе пьесы дан монотонный речитатив, повествующий о былых временах. Эта мелодия имеет явственный архаический оттенок. Не лишне заметить, что ее фразы прерывают гитарообразные пассажи. Трудно представить себе фортепианную музыку Альбениса без имитации гитарных приемов игры!

«Каталонское каприччио» (пятая часть) переносит нас в северо-восточную часть Испании, на родину композитора. Светлая и прозрачная мелодия близка народным песням, исполняемым в сопровождении ударных инструментов.

Завершает сюиту «Сортсико». В основу пьесы положен популярный баскский напев с характерным для него размером 5/8. Слушателей увлекает поток радости и веселья.

В конце 1890-х годов Альбенис создает «Испанские напевы» (ор.232), цикл из пяти пьес для фортепиано («Прелюдия», «Восточная», «Под пальмой», «Кордова», «Сегидилья»). Гитаристы не обошли вниманием этот цикл, удачные транскрипции для гитары были сделаны Андресом Сеговией и Джулианом Бримом.

В «Прелюдии» Альбенис воссоздает на фортепиано голос гитары. Композитор сумел сохранить свежесть народного импровизационного искусства, краски и тембр шестиструнного инструмента, его специфические приемы: тремоло, то есть повторение одного и того же звука, в соединении с рассеадо – игрой аккордами.

«Восточная» («Oriental») – это сдержанная, скорбная мелодия в аккордовом изложении. Она скорее аскетична, чем эмоциональна, ближе к стихам сурового Антона Мачадо, нежели к поэзии страстного Гарсио Лорки.

«Кордова» представляет собой музыкальный пейзаж. В предрассветной дымке встают очертания города и силуэт величественного храма. Доносящийся до слуха хорал навевает мысли о былом величии Испании. Таково вступление. Хорал сменяет лирически нежная мелодия первой части. В среднем разделе выступает широкая и свободная мелодия эпического склада, при этом она звучит на фоне подчеркнуто синкопированного ритма гитары с ее терпкими и острыми гармониями.

Талантливое произведение допускает сотни исполнительских трактовок. «Астурия» Альбениса, сколько ее не слушаешь, всегда увлекательна. Композитор мастерски рисует, как бьет ключом жизнь, как мироздание замирает в немом вопросе о собственном величии, как захватывают человека мечты о счастье. И все это Испания!

66.
Дебюсси Клод (фр. Achille-Claude Debussy) (1862–1918) – знаменитый французский композитор. Ученик Э. Гиро. Выступал как дирижер (в 1913 в России) и пианист. Основоположник музыкального импрессионизма. Сочинениям присущи поэтичность, изящество и прихотливость мелодии, колористичность гармонии, изысканность, зыбкость музыкальных образов.

Клод Дебюсси не писал гитарной музыки, однако многие его произведения великолепно звучат в переложениях для шестиструнного инструмента.

Насколько утонченным поэтом нужно быть гитаристу, чтобы в лучах закатного солнца воплотить переходы от дня к ночи в пьесе «Прекрасный вечер», чтобы тающий звук гитары растворить в сиянии ночного светила («Лунный свет»), чтобы тишину, возникающую между музыкальными фразами, наполнить теплым дыханием жизни («Девушка с волосами цвета льна»).
Каким тонким психологом следует быть, чтобы в жанровой музыке Дебюсси различать неуловимые оттенки эмоций: в спокойном, величавом повествовании заключить глубокомысленные думы о сущности бытия («Колыбельная героя»), в импрессионистическом изяществе и манерности найти место для детского простодушия («Маленькая Шеферд» из «Детского уголка»), рафинированную угловатость танца «смягчить», «сгладить» так, чтобы гедонист с нежнейшей душой не почувствовал никакого дискомфорта («Мазурка»).

Одним словом, гитара способна адекватно передавать бесконечные оттенки красок изменчивого мира природы и самые тонкие полутона человеческих чувств и переживаний, состояний души и духа.

А сколько еще прекрасного и невысказанного откроется нам, если гитаристы сделают транскрипции крупных произведений Дебюсси для гитарных ансамблей и оркестров! Кто откроет этот кладезь музыкальной красоты?

Источник

Оцените статью