LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Цитатник
Иллюстрированный музыкальный словарь A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W .
Исполнители A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А Б В Г Д.
Композиторы A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V .
31 мая родились. 1850 Евгений Павлович Тверитинов офицер Российского императорского .
Инесса Арманд. История любви «Она была необыкновенно хороша&qu.
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Александра Довгань. Фортепьяно
Александра Довгань родилась в 2007 году. Обучается в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (класс Миры Марченко). Лауреат интернет-конкурса Villahermosa в Мексике (2014), Уральского международного конкурса юных пианистов им. С. С. Прокофьева в Екатеринбурге (2015), Международного юношеского конкурса им. В. И. Сафонова в Пятигорске (2015), Всероссийского интернет-конкурса «Музыкальные таланты России» (2015), Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик» в Москве (2017), Московского Международного конкурса пианистов Владимира Крайнева (2017) и Международного конкурса юных пианистов Astana Piano Passion (2017). В 2018 году получила Гран-при на Международном конкурсе молодых пианистов Grand Piano Cоmpetition. Стипендиат фонда «Новые имена», фондов Владимира Спивакова и Мстислава Ростроповича.
Выступления Александры проходят на всемирно известных сценах в России и за рубежом;.
Д. Мацуева, спросили после конкурса, где победила Александра: «В связи с «детским акцентом» праздника не могу не коснуться вопроса, беспокоящего многих: не слишком ли ваши конкурсы и фестивали эксплуатируют силы и обаяние юных музыкантов? Да, Саша Довгань суперталантлива, но не рано ли обрушивать на нее славу обладателя Гран-при?
— Понимаю ваше беспокойство и сам, естественно, волнуюсь, когда слышу игру такого потрясающего уровня в столь раннем возрасте, как у Саши. Что будет дальше с ней? И вы правы, мы нередко сталкиваемся с эксплуатацией детского обаяния, особенно на эстрадных шоу, где из маленьких участников делают дрессированных обезьянок, а потом, в возрасте 15-17 лет они испытывают серьезный кризис, и редко кто из них потом переходит в большую артистическую жизнь. Но категорически не согласен со словом «эксплуатация» по отношению к Александре Довгань.Такое понимание музыки, как у Саши Довгань, такое осмысление интонации — редчайший природный дар, на это нельзя «натаскать». Это самородок, и конечно ей надо играть перед публикой, а ради чего тогда вообще этот талант послан нам. Тут решающий фактор — гармония между вершинами треугольника, имя которым — ребенок, родители и учитель. В случае с Сашей все в порядке: там и адекватные родители, и великолепный педагог ЦМШ Мира Марченко, и, главное, сама Саша, потрясающе серьезная и целеустремленная
Саша Довгань внучка известных в Кабардино-Балкарии преподавателей музыки Леонида Шимоновича Шпильберга и Аси Михайловны Котовской.
Леонид Шпильберг преподает фортепиано в Нальчике в колледже культуры и искусств при СКГИИ уже 46 лет: «Супруга проработала здесь же 35 лет. Теперь она заместитель директора по концертно-просветительской работе детской школы искусств №1. Тоже всю жизнь обучает игре на рояле и пианино. Вообще в семье Сашки – и с нашей стороны, и со стороны ее папы – абсолютно все музыканты. Другой дед был валторнист, бабушка – народница. Наша дочь Анна родилась в Нальчике, окончила сначала музыкальную школу, затем училище, и поступила в Российскую академию музыки имени Гнесиных. Там и встретилась с будущим мужем Сергеем Довганем – тоже пианистом. Живут в Москве. Дочь, как и мы, ушла в преподавательскую деятельность.
Так что Сашка с пеленок в музыкальной среде. Когда-то у них в доме стоял еще старый совсем разбитый рояль – на нем она и начинала играть. В 4,5 года мама отвела ее в Центральную музыкальную школу при консерватории имени П.И. Чайковского. Она прошла все экзамены и была принята на так называемый подготовительный факультет: около года ходила на ритмику и сольфеджио, не касаясь инструмента. Один старый педагог-сольфеджист заметил Сашку и порекомендовал ее преподавателю специального фортепиано Мире Алексеевне Марченко. Сдав еще один вступительный экзамен, уже в саму ЦМШ, Сашка попала сразу к Марченко – педагогу от Бога, у которой в классе громадное количество лауреатов разных конкурсов. Уже на следующий год, когда внучке было около 6 лет, она впервые вышла на сцену. А в 7 участвовала в первом своем конкурсе – и сразу победила. Сейчас она в 4 классе. Когда окончит ЦМШ, сразу сможет поступить в консерваторию.
Центральная музыкальная школа – это особое заведение. Оно полностью сохраняет традиции воспитания российского пианизма. Сейчас ведь в стране происходят жуткие вещи: Болонская система, переделывания специального и профессионального образования… Но ряд директоров специальных музыкальных школ очень сильно сражались и отстояли право на школу-десятилетку для одаренных детей. Таких в стране очень немного. И это замечательно, ведь общеобразовательное обучение идет прямо при музыкальной школе. Я как педагог знаю, насколько учителя среднеобразовательных заведений могут мешать обучению ребенка музыке. Только очень немногие понимают: если человек с детства имеет к чему-то склонность, ему не надо препятствовать.
Бабушка Александры Ася Михайловна Котовская, заслуженный деятель искусств Кабардино-Балкарии говорит о своей внучке: » Когда она играет, полное ощущение, что за инструментом взрослый человек. Это не только мое мнение, но и всех, кто когда-либо ее слышал. Когда ребенок может извлекать из звуков необыкновенно красивую мысль, прекрасную музыкальную линию – это сверх понимания. Это ее природные возможности. И я считаю, что Господь поцеловал ее в темечко. Так играть для десятилетнего ребенка – это необычно. Поэтому ею и заинтересовались.
С рождения ежегодно Санька приезжает в Нальчик. У нее есть братик Виктор, ему 6 лет. Он тоже уже играет – конечно, не так, как сестра. Зато очень серьезно увлекается футболом. Живут здесь по три месяца. Внучка прекрасно общается с детьми во дворе – у нее здесь даже есть подружка. Когда она в Москве, мы постоянно общаемся по iPad, она мне всю-все рассказывает…
Но сейчас она уже меняется, взрослеет, становится совершенно другим человеком.»
28 февраля 2020 Саша исполнила мой любимый 1 концерт Мендельсона.
Про Мендельсона Шуман сказал «Это Моцарт девятнадцатого столетия, самый светлый музыкальный талант, который яснее всех постигает противоречия эпохи и лучше всех примиряет их». Феликс Мендельсон осчастливил музыкой всё человечество, но умер в 39 лет.
Феликс Мендельсон (1809-1847) Концерт для фортепьяно с оркестром № 1, соль минор, op. 25
I. Molto Allegro con fuoco
II. Andante
III. Presto . Molto Allegro e vivace
Сергей Рахманинов (1873-1943) Прелюдия № 12, op. 32
Симфонический оркестр Галиции под руководством Dima Slobodeniouk,
Александра Довгань, фортепьяно. Alexandra Dovgan, piano
А в июле 2019 года Александра выступила с сольным концертом на Зальцбургском фестивале. Представлял ее на этом фестивале всемирно известный пианист Григорий Соколов.
На вопрос — Что Александра Довгань умеет делать такого, чего не умеют другие молодые пианисты? — Григорий Соколов ответил:
— У Александры прекрасный педагог. Научить можно очень многому, но есть вещи, которым научить нельзя. Именно это эта девочка умеет. Когда вы слушаете Александру Довгань, вам не придет в голову, что это игра 12-летней пианистки.»
Источник
Денис Мацуев: «После заключительного концерта мы не могли расстаться до пяти утра»
Фото со страницы vk.com/grandpianocompetition
5 мая в Москве завершился II Международный конкурс молодых пианистов Grand Piano Сompetition. Из 26 стран пришло 98 заявок; жюри строго по регламенту отобрало 15 участников. Конкурс шел в два тура: сольные программы игрались в Рахманиновском зале консерватории, выступления с ГАСО под управлением Александра Сладковского проходили в Зале им. Чайковского. Семь конкурсантов из пятнадцати получили звание лауреатов (без распределения мест). Гран-при жюри присудило 10-летней Александре Довгань.
А уже с утра 6 мая у «Музыкальных сезонов» появилась возможность задать несколько вопросов инициатору и художественному руководителю конкурса Денису Мацуеву.
Н.Зимянина: Присуждение Гран-при 10-летней девочке, которую и «молодой пианисткой»-то не назовешь, вызвало у части публики вопросы. Это ваше личное решение?
Д.Мацуев: Нет, после выступлений семи лауреатов с оркестром все члены жюри специально вышли из зала, я их уже ждал. Каждый назвал имя своего претендента. Гран-при получил тот, кто набрал большинство голосов.
Н.Зимянина: Это новость. В буклете написано, что вы лично принимаете решение о Гран-при. Кроме того, на конкурсе беспрестанно судачили, что вы «тащите» Довгань и Бессонова.
Д.Мацуев: Ни разу, никогда в жизни на «моих» конкурсах я никого не тащил, не лоббировал. На Grand Piano Сompetition даже нет отсева после первого тура. Важно, приглашая жюри, звать тех, с кем у тебя полное взаимопонимание. Кроме того, в жюри должны сидеть не сплошь педагоги, а музыканты и преподающие, и играющие, и организующие концертную жизнь. Я вчера объяснял это Валерию Абисаловичу Гергиеву, иначе на конкурсе Чайковского всегда все будут недовольны. Там последний раз сколько прошло мимо гениальных ребят! Нет, приглашать в жюри только выдающихся музыкантов современности – это ни к чему не приведет. Вспомните тот печальный конкурс Чайковского, где в жюри сидели одни его лауреаты… Человек, собирающий жюри, должен гарантировать, что каждый его член независим, бескорыстен. Что он способен как рентгеном просвечивать музыканта и видеть в нем перспективу… Самая тяжелая история в этом смысле – на отборе по видеозаписям: выбрать из 98-и пятнадцать – этого врагу не пожелаешь.
Н.Зимянина: Разве возможно говорить о перспективе таких юных музыкантов?
Д. Мацуев: Никто не может предсказать, что с ними будет дальше. Возможно, для кого-то конкурс, к сожалению, станет кульминацией карьеры. У Горовица пик наступил в 70 лет, у Питерсона он был в 50-60, но были в истории и такие музыканты, что пик их расцвета приходился на детские годы, буквально на 12-13 лет. Правда, сегодняшние дети, которых мы слышали на конкурсе, – это что-то особенное. Они другой закладки. Ведь они знают, что их смотрят миллионы, тем не менее выходят, играют… Мы точно такими не были! Опасно говорить про это поколение. Оно пугает. Даже не своим техническим арсеналом, а именно своей свободой.
Н.Зимянина: Зачем надо было и без того затянутую церемонию награждения и выступление семи лауреатов с оркестром утяжелять еще заключительным Рахманиновым? Пусть это даже Мацуев с Гергиевым – слушать было уже невмоготу, это обидно.
Д. Мацуев: Если бы я не сыграл, мы бы утратили традицию прошлого конкурса. И я очень благодарен Валерию Абисаловичу, что он пришел продирижировать – причем после концерта в консерватории. Он ведь раньше особо с юными не играл, это я его познакомил со всей молодой командой, начиная «Новыми именами» и конкурсом в Астане. Ведь для каждого начинающего пианиста самое ценное – не Гран-при, а возможность участвовать в концертах. Участники нашего конкурса Владислав Хандогий, Роман Борисов, Иван Бессонов уже входят во жизнь. И то, что тут было у нас – цветочки по сравнению с тем, что ждет их дальше. Если они будут участвовать во взрослых конкурсах, наш еще вспомнят с благоговением.
Н.Зимянина: Вы говорите о видении перспективы в молодом музыканте. Трудно представить, какую перспективу вы увидели в Александре Довгань, получившей Гран-при.
Д.Мацуев: Давайте заключим пари, созвонимся через пять лет и вспомним 6 мая 2018 года. Я не обладаю свойствами провидца, как дорогая Иветта Воронова, основательница «Новых имен». Но, зная родителей Александры и ее педагога Миру Марченко, я уверен в ней как никогда. Родители и педагог играют в судьбе юного музыканта серьезную, даже ключевую роль. Эта девочка всё жадно впитывает, общается, ходит на концерты, слушает много музыки. Я в нее абсолютно верю. И большинство членов жюри было за нее, хотя и не все поддержали решение.
Н.Зимянина: А я считала, что, если по-честному, первенство у Сергея Давыдченко.
Д.Мацуев: Это феноменальный парень. Вот была картина на церемонии, когда его педагог Сергей Осипенко, так блестяще его подготовивший, вышел на сцену за своей премией, а до этого сидел весь конкурс в зале буквально тише воды ниже травы.
Н.Зимянина: В первый день финала оркестр заглушал участников, гнал темпы. И только во второй Александр Сладковский опомнился. А вам как показалось?
Д.Мацуев: Дети держали оркестрантов на нерве. Честно сказать, акустика в КЗЧ и после всех усовершенствований требует опыта. Я там очень много играл, знаю. Тем более почетно, что дети, по-моему, мгновенно приспосабливались. К Саше Сладковскому у меня никаких претензий – так обслужить труднейший для оркестра конкурс!
Н.Зимянина: Сколько репетиций было у каждого участника?
Д.Мацуев: Репетиции начались 2 мая утром, у каждого по две. Четыре дня все были не разлей вода – дети, Саша, педагоги. Подумайте хотя бы о том, что их смотрели миллионы – и они об этом знали. Поэтому и солисты, и дирижер выдавали лучшее, на что способны. Этот настрой на максимум, покорение новой вершины – это было что-то невероятное. Вы бы видели бэкстейдж – закулисье. Это зрелище дорогого стоит. Конкурсанты, их родня, жюри, вся команда – да мы после заключительного концерта не могли расстаться до пяти утра. В обнимку пережевывали опять все сначала, не хотели, чтобы всё заканчивалось.
Н.Зимянина: Как у вас психологически хватает сил? Это же дети.
Д.Мацуев: Я на каждом своем конкурсе выступаю для всех личным психотерапевтом, с родителями по полчаса беседую… Иногда ребенку полезен щелчок – но я не могу! Когда я вижу слезы – становлюсь таким же ребенком. Мы специально придумали два тура без отсева, чтобы как можно меньше травмировать. Егор Опарин не вошел в число лауреатов – но вы посмотрите, его же завалили призами и предложениями! И у него все будет прекрасно, я его знаю уже три года, он потрясающий чувак! Только бы не ушел… Я вас уверяю, все участники конкурса остались счастливы, даже намека не было на грусть или сожаление.
Н.Зимянина: Все равно не понимаю, как вы вообще выдержали конкурс? Вы играли на открытии, сидели на всех прослушиваниях, в единственный свободный день дали концерт с Гергиевым на Пасхальном фестивале, а потом еще сыграли с ним на закрытии конкурса.
Д.Мацуев: Я как раз слушать не умею. У меня нет к этому таланта. Не могу сидеть в зале и внимать три часа. Некоторые конкурсанты вдохновляют, а некоторые идут мне во вред: липнет что не нужно, и мне потом приходится долго-долго «отмываться»: ставлю дома Горовица или Микеланджели.
Н.Зимянина: Но какие-то исполнения на конкурсе, какие-то моменты остались в памяти?
Д.Мацуев: Первый тур, конечно, был уникальный: по полчаса практически свободной программы. Наталия Трулль как педагог – открытие конкурса. Сделать из Евы Геворгян то, что она сделала – это значит, что Трулль – лидер профессоров Московской консерватории. Теперь когда мои коллеги будут спрашивать, к кому поступать, буду советовать к ней. Я знаю Еву Геворгян уже несколько лет, знаю ее и по «Синей птице». И как же она здорово играла Хиндемита – причем я даже не подозревал о существовании этой музыки.
А какую программу Марченко подобрала Александре Довагнь! Все точно рассчитано и по форме, и по музыке. На конкурсе продуманность программы очень важна.
Н.Зимянина: На конкурсе было несколько композиторов, как они вам?
Д.Мацуев: На прошлом их было больше, многие играли свои сочинения. Сандро Небиеридзе исполнял тогда свою Сонату. Да я сам хочу ее выучить! По моему приглашению он раз пять играл свой фортепианный Концерт. Оперу сочинил для фестиваля в Аусбурге. А Второй конкурс открывал Евгений Евграфов, играл свою Сонату №14. Я его знаю со своего киевского конкурса «Сбербанк-дебют» 2013 года. С Владиславом Хандогим мы знакомы уже пять лет. В прошлый раз он получил только диплом, а до этого побеждал на всех конкурсах. У него был прекрасный «Ночной Гаспар» в первом туре. Но Третий концерт Рахманинова ему еще рано играть, хотя у него колоссальный опыт работы с оркестрами. Во всяком случае, мне не близка его интерпретация. Романа Борисова я знаю с его 11-и лет (тогда одновременно появились Коля Варламов, Варя Кутузова). Приезжая в Новосибирск, я слушал Романа. Но выбрать на конкурс Первый концерт Брамса! Вторая половина меня просто восхитила, они играет в очень точной стилистике. Его педагог Мери Лебензон – одна из последних могикан. На Борисова в перспективе большая надежда. Серьезнейший парень. Но в 15 лет уже надо приходить к пониманию, что делать дальше. И здесь к каждому нужен особый подход. Довгань сейчас надо бы остановиться – ни конкурсов, ничего, просто отдыхать. На нее слишком много свалилось, ее будут рвать на части. Не сомневаюсь, что родители не дадут этому самородку потонуть. Моя задача – дозировать ее участие в конкурсах.
Н.Зимянина: В победители прочили и Ивана Бессонова, считая его вашей креатурой.
Д.Мацуев: О нем я могу говорить бесконечно. Grand Piano Сompetition два года назад – это был конкурс Бессонова. Мы тогда нашли его по видео. Когда он заиграл – я слушал и понимал, что ради таких открытий мы всё и задумали. Еще раз повторю: многое зависит от родителей. Бессоновы – семья особая, там и мама скрипачка и два младших брата Ивана. Они играют семейные концерты. Семья из Петербурга, я нашел спонсора, помог им снять квартиру в Москве; Иван получает частную стипендию. Мне не близко его исполнение Первого концерта Чайковского, и я пытался что-то подсказать, но папа не дает: говорит, это его фишка, не влезайте.
Н.Зимянина: А как вам американец Перрен-Люк Тиссен. По-моему, удивительный.
Д.Мацуев: Он понравился мне еще в записи. Абсолютно оригинальный парень со своей историей, словно бы трагично-романтичной, как будто он сам что-то такое пережил… Насколько я знаю, он совсем недавно начал всерьез заниматься. В Концерте Моцарта играл свою каденцию. Если бы была номинация «Необычность», он бы в ней победил. Я хочу пригласить его на несколько фестивалей, чтобы проследить за ним.
Н.Зимянина: Во время конкурса я побывала в филармонии на мастер-классе члена жюри Станислава Юденича. Ну, скажу я вам, недаром он так знаменит своими учениками.
Д.Мацуев: Юденич – профессионал высочайшего класса. Он сейчас целиком переключился на преподавание. Бехзод Абдураимов – его ученик, у него занимался и Андрей Гугнин. Стас предложил нам на базе «Новых имен» создать в Москве нечто серьезное – что-то вроде того, что существует на озере Комо. Условно говоря, курсы повышения квалификации. И приглашать на них представителей разных школ, чтобы молодые музыканты получали еще что-то другое, помимо того, чему учат в консерватории. Чтобы можно было окинуть взглядом всю картину, посмотреть, куда движется наша педагогика. Потому что… Да, есть Мира Марченко, педагог Александры Довгань и Валентина Малинина, – она фантастическая, она лепит из ученика что-то настолько правильное, у нее своя методика, куча лауреатов. Есть Елена Березкина, педагог Егора Опарина. Но ведь появляются невероятные дети и вопреки всему – из деревень, из сложных, отнюдь не музыкальных семей. Поэтому сейчас начинается самое сложное: кому шестнадцать – тому нужна немедленная помощь. Потому что есть опасность не выйти в жизнь, остановиться в развитии. Мы готовы быть рулевым.
Источник