Алексеев методика обучения фортепиано pdf

Методика обучения игре на фортепиано — А. Алексеев

Пособия, учебники для студентов, учащихся ДМШ
педагогов
Книга написана известным советским педагогом и музыковедом, профессором А.Д.Алексеевым. Предназначена для пианистов — преподавателей и студентов музыкальных вузов и училищ. Издание снабжено множеством нотных примеров, иллюстрирующих методические положения автора


Методика обучения игре на фортепиано
А.Д. Алексеев
«Музыка», 1978г.
Только для информации.

ПРЕДИСЛОВИЕ
Эта книга ставит своей задачей дать наложение курса методики обучения игре на фортепиано для высших музыкальных учебных заведений. Автор рассматривает все предусмотренные существующими программными требованиями, начиная с таких, как основные принципы советского музыкального Образования и разностороннего воспитания ученика, и кончая специальными, посвященными различным проблемам работы над музыкальным произведением и формирования на этой основе пианистического мастерства.
Вопросы начального обучения должны подробно изучаться в среднем учебном заведении и лишь кратко рассматриваться в вузе. Поскольку в средних специальных музыкальных школах методика фортепианного обучения не введена, данным вопросам необходимо уделять достаточное внимание и в консерваторском курсе. Это обстоятельство побудило автора не отказываться от освещения проблем начального обучения. Они сжато рассмотрены а питой главе Некоторые из них затрагиваются и в других разделах пособия —в тех случаях, когда это целесообразно для более последовательного рассмотрения той или иной методической проблемы.

В предлагаемом руководстве автор исходит из важнейших задач, стоящих перед музыкальным образованием. Основное внимание сосредоточено на таи, чтобы студент получил необходимые знания для последующей педагогической деятельности. В книге уделено значительное место проблеме развития самостоятельности ученика, организации его домашних занятий и методике работы за инструментом. Автор стремится к тому, чтобы педагоги осознали необходимость возможно большего обобщения частностей в типические закономерности. Не только научить хорошо играть ряд произведений, но на основе этого вооружить ученика важнейшими принципами подхода к разнообразным явлениям своего искусства — такова насущная проблема фортепианной педагогики, разрабатывавшаяся последовательно в методической литературе на протяжении уже довольно длительного времени; к ее разрешению по мере сил стремится и автор данного руководства.

Читайте также:  Что такое примочки для электро гитары

Изучение руководства предполагает выполнение студентами самостоятельны! заданий: методических анализов сочинений педагогического репертуара, подыскивания примеров, иллюстрирующих те или иные положения, высказанные в лекции или в пособии. Было бы, например, весьма желательно, чтобы при изучении главы о педали слушатели курса самостоятельно подобрали примеры на основные принципы педализации, чтобы, знакомясь с работой над трудностями они смогли показать приемы освобождении от излишних напряжений на своих учениках и на специально подобранных примерах из литературы. Вне которых случаях педагог может назвать сам тс или иные построения л различных сочинениях, которые следует проанализировать с точки зрения какой-либо методической проблемы. Все подобною рода задания значительно повышают у слушателей интерес к курсу, развивают их мышление к области методики преподавании и способствуют лучшему усвоению изучаемого материала.
Курс методики должен быть связан с педагогической практикой студентов. С этой целью при чтении ряда тем особенно посвященных изучению репертуара, следует прослушивать учеников студентов и обсуждать их исполнение. Хорошим дополнением к теме «методика проведения урока» может быть открытый урок опытного педагога с его собственным учеником или учащимся сектора педагогической практики (можно также посетить всей группой класс педагога школы или училища). Полезно, кроме того, на занятиях по методике прослушать урок одного — двух студентов с учениками и обсудить ею. В курсе следует использовать материал, который дают занятия по педагогическом практике студентов. Это будет способствовать большей практической направленности курса.

Неповторимые особенности индивидуальностей педагогов и учащихся, а также музыкальных произведений предполагают исключительное разнообразие путей воспитания ученика и трактовок исполняемых сочинений. Поэтому предлагаемые в руководстве методические советы и анализы образцов педагогического репертуара отнюдь не надо понимать как единственно возможные. Автор вполне допускает, что опытный педагог, ведущий курс методики, сочтет нужным внести в них какие-либо изменения. Стремление видеть в пособии «рецептурное» изложение правил, годных на все случаи жизни, которым надлежит догматически следовать, противоречило бы творческому подходу педагога к своему делу — идее, положенной в основу этого руководства. В курсе методики допустимо, естественно, менять и порядок прохождения тем: некоторые из них, особенно важные для практики преподавания слушателей курса, могут быть рассмотрены сразу же после одной-двух вводных лекций об основных задачах пианиста-педагога.
Предназначенное студентам высших музыкальных учебных заведений, руководство может быть в известной мере использовано и при изучении курса методики в музыкальных училищах.

Читайте также:  Аттестация преподавателя по классу фортепиано

Введение. Советское музыкальное образование
Глава I
Воспитательная работа педагога специального класса
Глава II
Музыкальные способности и их развитие
Глава III
Планирование процесса обучения, методика проведения урока н организация домашней работы ученика
Глава IV
Работа над музыкальным произведением и развитие в ее процессе элиментов художественного мастерства
О работе над произведением в целом
Чтение нотного текста
Мелодия
Ладотональность и гармония
Полифония
Темп и метроритм
Динамика и тембр
Аппликатура
Педализация .
Работа над различными видами фортепианного изложения.
Глава V
Начальное обучение. Работа с учеником над сочинениями » репертуара Первых четырех классов школы
Полифонические произведения
Пьесы малой формы
Вариационные циклы
Сонатины
Этюды
Глава VI
Работа с учеником над репертуаром, а старших классах школ -Полифонические произведения

Пьесы малой формы
Сонаты
Этюды
Глава VII
Работа с учеником над репертуаром в училище
Полифонические произведения
Пьесы малой формы
Сонатные allegro и медленные части сонат
Концерты
Этюды
Глава VIII
Работа над упражнениями
Глава IX
Публичное выступление
Глава X
Совершенствование педагогом своего мастерства
Список литературы

Источник

Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано, скачать

Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Издание третье – М.: Музыка, 1978.
Зарегистрироваться и скачать книгу из библиотеки Musicfancy

Введение. Советское музыкальное образование

Глава 1. Воспитательная работа педагога специального класса.

Глава 2. Музыкальные способности и их развитие

Глава 3. Планирование процесса обучения, методика проведения урока и организация домашней работы ученика

Глава 4. Работа над музыкальным произведением и развитие в её процессе элементов художественного мастерства
О работе над произведением в целом
Чтение нотного текста
Мелодия
Ладотональность и гармония
Полифония
Темп и метроритм
Динамика и тембр
Аппликатура
Педализация
Работа над различными видами фортепианного изложения

Глава 5. Начальное обучение. Работа с учеником над сочинениями из репертуара первых четырех классов школы
Полифонические произведения
Пьесы малой формы
Вариационные циклы
Сонатины
Этюды

Глава 6. Работа с учеником над репертуаром в старших классах школы
Полифонические произведения
Пьесы малой формы
Сонаты
Этюды

Глава 7. Работа с учеником над репертуаром в училище
Полифонические произведения
Пьесы малой формы
Сонатные allegro и медленные части сонат
Концерты
Этюды

Глава 8. Работа над упражнениями

Глава 9. Публичное выступление

Глава 10. Совершенствование педагогом своего мастерства

Источник

Список литературы к курсу «Методика обучения на фортепиано»

Рекомендуемая литература к курсу
«МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО»
ОСНОВНАЯ:
  • Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М , 1971
  • Баренбойм Л. Фортепианная педагогика Ч. 1. М., 1937.
  • Баренбойм Л. Фортепианно-педагогические принципы Ф. М. Блуменфельда. М., 1964.
  • Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л., 1969.
  • Баренбойм Л. Николай Григорьевич Рубинштейн М., 1982.
  • Бейлина С. В классе профессора В. X. Разумовской Л, 1982.
  • Бертенсон Н. Анна Николаевна Есипова. Л., 1960
  • Браудо И. Об артикуляции. Л, 1973.
  • Бронфин Е. Н. И. Голубовская — исполнитель и педагог. Л., 1978.
  • Брянская Ф. Навык игры с листа, его структура и принципы развития // Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 4. М., 1976
  • Буасье А. Уроки Листа. Предисловие Н. П. Корыхаловой. М., 1964; 2-е изд — СПб, 2002
  • В классе А. Б. Гольденвейзера. М, 1986.
  • Вицинский А. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. Психологический анализ. М., 2003
  • Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М.-Л., 1966.
  • Гинзбург Г.. Статьи. Воспоминания. Материалы М , 1984.
  • Голубовская Н. Искусство педализации Л, 1974
  • Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М., 1961; 2-е изд. — М . 2000
  • Григорьев В. Исполнитель и эстрада. М.-Магнитогорск, 1998,2-е изд. — М , 2006.
  • Дроздова М. . Уроки Юдиной. М., 1997; 2-е изд — М. 2006
  • Зак Я. Статьи. Материалы. Воспоминания. М , 1980.
  • Как исполнять Баха. Сб. статей. М., 2006
  • Как исполнять Бетховена. Сб. статей М., 2002
  • Как исполнять Гайдна. Сб. статей и материалов. М., 2004
  • Как исполнять Моцарта. Сб. статей и материалов М., 2004.
  • Как исполнять Рахманинова. Сб. статей. М., 2003
  • Как исполнять Шопена. Сб. статей и материалов. М., 2005.
  • Коган Г. Работа пианиста. М . 1979; переизд. — М . 2004.
  • Коган Г. У врат мастерства М , 1977; переизд. — М.. 2004
  • Корыхалова Н. Музыкально-исполнительские термины. Возникновение, развитие значений и их оттенки, использование в разных стилях. СПб., 2000.
  • Либерман К. Работа над фортепианной техникой. М„ 1971; 3-е изд — М. 2004.
  • Либерман К. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М., 1988.
  • Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано М., 1982.
  • Малинковская А. Вопросы исполнительского интонирования в работах Б В Асафьева // Музыкальное исполнительство Вып. 11. М., 1983.
  • Малинковская А. Класс основного музыкального инструмента. Искусство фортепианного интонирования М., 2005
  • Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли. М., 1966
  • Мартинсен К. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. М., 1972; 2-е изд. — М , 2001.
  • Мастера советской пианистической школы. Очерки. М., 1961.
  • МетнерН. Повседневная работа пианиста и композитора. М„ 1979.
  • Мильштейн Я. Константин Николаевич Игумнов. М., 1975.
  • На уроках Антона Рубинштейна. М.-Л., 1964.
  • Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М„ 1982; 6-е изд. — М., 2000.
  • Николаев А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. М . 1980.
  • Николаев В. Шопен-педагог. М„ 1980.
  • Николаев Л. Статьи и воспоминания современников. Л., 1979.
  • Нильсен В. Артист и учитель. СПб., 2004 Оборин-педагог М, 1989.
  • Психология музыкальной деятельности. Теория и практика. Под редакцией Г. М. Цыпина М, 2003
  • Равичер Я. Василий Ильич Сафонов М, 1969.
  • Ражников В. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении // Методологическая культура педагога-музыканта. М.. 2002.
  • Рахманинов С. Исполнение требует глубоких размышлений // Советская музыка. 1977, № 2. То же в кн.: Рахманинов С. Литературное наследие. Т. 3. М., 1980.
  • Рахманинов С. Интерпретация зависит от таланта и индивидуальности // Рахманинов С. Литературное наследие. Т. 1. М„ 1978.
  • Савшинский С. Пианист и его работа. Л, 1961, 2-е изд. — М„ 2002.
  • Савшинский С. Работа пианиста над музыкальным произведением. М — Л., 1964; 2-е изд. — М., 2004.
  • Сраджев В. Закономерности управления моторикой пианиста. М., 2004.
  • Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М.-Л., 1947; 4-е изд. — М„ 2003.
  • Фейгин М. Воспитание и совершенствование музыканта-педагога М., 1973
  • Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М„ 1975.
  • Фейнберг С. Пианизм как искусство. М . 1965; 3-е изд — М., 2001.
  • Фейнберг С. Мастерство пианиста. М„ 1978.
  • Флиер Я. Статьи. Воспоминания Интервью. М.. 1983.
  • Цыпин Г. Музыкально-исполнительское искусство: теория и практика. СПб., 2001.
  • Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано М., 1984.
  • Шульпяков О. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. Л , 1986
  • Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М.-Л., 1947; 3-е изд. — М., 2002.
Дополнительная литература
  • Айзенштадт С. «Детский альбом» П. И. Чайковского М , 2003
  • Алексеев А. Из истории фортепианной педагогики Киев. 1974.
  • Алексеев А. Русские пианисты М.-Л , 1948
  • Аронов А. Динамика и артикуляция в фортепианных произведениях Бетховена // Об исполнении фортепианной музыки Баха. Бетховена. Дебюсси. Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича М -Л , I965.
  • Бадура-Скода Е. и П. Интерпретация Моцарта.
  • Баренбойм .Л. Антон Григорьевич Рубинштейн Т. 1,2 М., 1957, 1962
  • Баренбойм .Л. Путь к музицированию Л . 1979.
  • Баринова М Очерки по методике фортепиано Ч. 1.2 М. 1925
  • Веркчан Т. А. Н. Есипова М., 1948
  • Беседы о педагогике и исполнительстве К обобщению творческого опыта профессоров Московской консерватории Вып. 1-4 / Ред -сост В. Г Цыпин, С. И. Тихонов, Е. Л. Сафонова М. 1992-1999.
  • Вирмак А. О художественной технике пианиста. М , 1973
  • Бодки Э. Интерпретация клавирных произведений И. С. Баха М , 1993
  • ВочкаревЛ. Психология музыкальной деятельности М . 1997.
  • Браудо И. Изучение клавирных сочинений И С. Баха в музыкальной школе. М.-Л, 1965, 4-е изд — М. 2001
  • Браудо И. Об артикуляции. Л., 1973.
  • Булатова Л. Педагогические принципы Е. Ф. Гнесной М , 1976.
  • Буховцев А. Записки по элементарной фортепианной педагогии. Руководство для молодых преподавателей М., 1890
  • Вартанов С. Аппликатура, движение и позиция в фортепианной игре // Вопросы музыкального исполнительства и педагогики Труды ГМПИ им Гнесных. Вып.№ 24 М. 1976
  • Вебер К. Э. Путеводитель при обучении игре на фортепиано М.. 1875; переизд — СПб . 2002
  • Вебер К. Э. Музыкально-педагогические афоризмы // Русская музыкальная газета, 1900, № 29-30
  • Виноградова О. Значение аппликатуры для воспитания исполнительских навыков у учащихся-пианистов // Очерки по методике обучения игре на фортепиано. Вып. 2. М, 1965
  • Виноградова О. На уроках К. И. Игумнова // Вопросы музыкальной педагогики. Вып 5. М, 1984
  • Вицинский А. Беседы с пианистами М , 2004
  • Вопросы фортепианной педагогики Вып. 1-4. М., 1963-1976.
  • Воспоминания о В. В Нечаеве // Профессора исполнительских классов Московской консерватории Вып. 2. М , 2002
  • Воспоминания о В. В. Софроницком. М., 1970; 2-е изд. — М . 1982
  • В фортепианных классах Ленинградской консерватории. Н. И. Голубовская, Н. Е.Перельман, С. И. Савшинский, П. А. Серебряков, М. Я. Хальфин, Л. 1968.
  • Гат Й. Техника фортепианной игры. Будапешт. 1957
  • Геника Р. Из консерваторских воспоминаний (1871-1879) // Русская музыкальная газета.1918, №№36 49
  • Гольденвейзер А. Статьи, материалы, воспоминания М , 1969
  • Готсдинер А. Музыкальная психология М . 1993
  • Григорьев В. О развитии музыкальной памяти учащегося // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 2. М., 1980.
  • Гринштейн С. Великие фортепианные педагоги прошлого. И. Б. Ложье. Ф Вик. Л. Раман. М. Варро СПб., 2004
  • Грохотов С. Иосиф Левин — пианист и педагог // Профессора исполнительских классов Московской консерватории. Вып. 1. М., 2000.
  • Жариков Е. Психологические средства стрессоустойчивости. М., 1990
  • Землянский Б. О музыкальной педагогике. М.. 1987.
  • Зетель И. Н. К. Метнер М., 1981.
  • Как научить играть на рояле. Первые шаги. Сб статей. М., 2005.
  • Кирнарская Д. Музыкальные способности. М„ 2004.
  • Коган Г. О фортепианной фактуре (к вопросу о пианистичности изложения). М.. 1961
  • Кокушкин В. О педализации // Очерки по методике обучения игре на фортепиано. Вып. 2. М., 1965.
  • Копчевский Н. Клавирная музыка. Вопросы исполнения. М , 1986.
  • Корто А. О фортепианном искусстве М„ 1965; 2-е изд — М„ 2005
  • Корыхалова Н. Играем гаммы. М , 1995.
  • Корыхалова Н. Интерпретация музыки: теоретические проблемы музыкального исполнительства. Л., 1979.
  • Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащихся в классе специального фортепиано М. 1966; 2-е изд — М . 2003
  • Кременштейн Б. Педагогика Г. Г. Нейгауза. М.. 1984.
  • Кузёмина Л. Исполнительская эстетика Б. Л. Яворского. М„ 2000.
  • Курбатов М. Несколько слов о художественном исполнении на фортепиано. М., 1899
  • Ландовска В. О музыке. М., 1991.
  • Ларченко О. Педагогические принципы П. А. Серебрякова // Музыкальное исполнительство и педагогика. История и современность. М., 1991.
  • Левин И. Основные принципы игры на фортепиано. М., 1978.
  • Либерман Е.- Фортепианные сонаты Бетховена Вып. 1-4. М., 2005.
  • Майкапар С. Годы учения М.-Л., 1938; 2-е изд. — М., 2003.
  • Майкапар С. Музыкальный слух. Его значение, природа, особенности и метод правильного развития. М., 1900; 2-е изд. — Пг., 1915; переизд. — Челябинск, 2005.
  • Маккинон Л. Игра наизусть Л.. 1967; 2-е изд. — М . 2004.
  • Макуренкова Е. А. Н. Буховцев и его методические работы (Из прошлого русской фортепианной педагогию!) // Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Труды ГМПИ им. Гнесиных Вып. 2 М.. 1961.
  • Малинковская А. Специфика исполнительского анализа музыкального произведения // Вопросы воспитания музыканта-исполнителя. Труды ГМПИ им. Гнесиных Вып. 68. М., 1983.
  • Малинковская А. Бела Барток — педагог. М., 1985.
  • Малинковская А. Фортепианно-исполнительское интонирование. Проблемы художественного интонирования на фортепиано и анализ их разработки в методико-теоретической литературе XVI-XX веков. Очерки. М„ 1990.
  • Малышев И. Музыкальное произведение: эстетический анализ. М., 1999.
  • Мальцев С. Нотация и исполнение // Мастерство музыканта-исполнителя. Вып. 2. М. 1976.
  • Маргулис В. Багатели опус 10. М., 2003.
  • Меркулов А. «Досточтимый артист, неустанный учитель, сердечный человек» (об исполнительских и педагогических принципах П. А Пабста) // «Фортепиано», 2001, № I.
  • Меркулов А. Каденция солиста в XVI11 — начале XIX века // Старинная музыка, 2002, № 2-4.
  • Меркулов А. Проведение урока по Щапову // «Фортепиано», 2001, №3.
  • Меркулов А. Сюитные циклы Шумана: вопросы целостности композиции и интерпретации М, 1991; 2-е изд. — М.. 2006.
  • Метнер Н. Воспоминания. Статьи. Материалы. М., 1981.
  • Милка А., Шабалина Т. Занимательная бахиана Вып. 1, 2. СПб., 2001.
  • Мильштейн Я. Советы Шопена пианистам. М., 1967.
  • Мильштейн Я. «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха и особенности его исполнения М . 1968; 2-е изд — М .. 2001
  • Мильштейн Я. Вопросы теории и истории исполнительства М., 1983. Мысли о Моцарте М., 2004.
  • Нильсен В. Наше святое ремесло СПб., 2004
  • Новикова Э. Тобиас Маттей // Музыкальное исполнительство. Вып. 7 М., 1972.
  • Орышак И. Ганс Бюлов — педагог // Инструментальное обучение на музыкально- педагогическом факультете. Вопросы теории и истории фортепианной педагогики М., 1973.
  • Очерки по методике обучения игре на фортепиано. Вып 1, 2. М , 1960, 1965
  • Падеревский И. Tempo rubato Лучший способ обучения игре на фортепиано // Стивенсон Р. Парадокс Падеревского СПб., 2003
  • Перельман Н. В классе рояля Л., 1981; 5-е изд — М , 2002.
  • Петрушин В. Музыкальная психология. М., 2003. Пианисты рассказывают. Вып. 1-3. М., 1979-1990.
  • Пискунова Н. Об истоках пианизма Рахманинова // Сергей Рахманинов: история и современность Ростов-на-Дону, 2005
  • Подуровский В., Суслова Н. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. М.. 2001.
  • Понизовкин Ю. Об аппликатурных принципах С.В Рахманинова // Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Труды ГМПИ нм. Гнесиных. Вып. 2. М., 1961
  • Прокофьев Г. Формирование музыканта-исполнителя. М., 1956.
  • Пфейфер Т. Лекции Ганса Бюлова М., 1896
  • Ражников В. Резервы музыкальной педагогики. М., 1980.
  • Рахманинов С. Композитор как интерпретатор II Рахманинов С. Литературное наследие. Т. 1. М„ 1978.
  • Режиссура игры на фортепиано Б. М. Берлин Музыкант, личность, педагог М., 2006
  • Роченов Э. Научные основы фортепианной педагогии и вытекающий из них «естественный метод» преподавания // Известия С.-Петербургского общества музыкальных собраний, 1904. янв.-февр.
  • Ройзман Л. Иоганн Себастьян Бах и проблемы нашего педагогического сегодня (мысли и размышления). Предисловие Р. А. Островского. Петрозаводск, 2003.
  • Ройзман Л. Спрашивают педагоги-практики // Вопросы фортепианной педагогии. Вып 1. М., 1963, 1967
  • Савшинский С. Леонид Николаев. Л.-М, 1950.
  • Сафонов В. Новая формула. Мысли для учащих и учащихся на фортепиано. Лондон, 1916.
  • Светозарова Н., Н., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано. М., 1965; 2-е изд —М , 2001.
  • Слуцкая Л. О некоторых аспектах профессиональной работы педагога-пианиста (на примере работы фортепианного факультета Московской консерватории) // Музыкальное просвещение, 1999, № 1.
  • Смирнов М. Э. Г. Гилельс — педагог // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 2. М., 1968
  • Смирнова М. Артур Шнабель. Л . 1979.
  • Смирнова М. Фортепианные циклы Р Шумана, П Чайковского, К. Дебюсси, С. Прокофьева о детях и для детей // Смирнова М. Сопоставляя интерпретации Размышления педагога-пианиста над страницами классической музыки СПб., 2003.
  • Сраджев В. Свобода игрового аппарата пианиста. Теоретико-методологические основы. Елец, 2001.
  • Старчеус М. Слух музыканта. М., 2003.
  • Терентьева Н. Карл Черни и его этюды. Л., 1978; 2-е изд. — СПб., 1999.
  • Тимакин Е. Воспитание пианиста. М., 1984.
  • Толстых Н. Вступительная статья // Дюбюк А Техника фортепианной игры. М., 2005 Традиции отечественной фортепианной педагогики. А. Н. Есипова. Е. Ф. Гнесина. А. Л. Иохелес. Т. Д. Гутман. Б. М. Берлин. РАМ им. Гнесиных. М„ 1995.
  • Ушаков И. Жест и мимика в системе выразительных средств исполнителя-пианиста // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта. Сб. науч. трудов МГТГУ Вып. 12. М., 2005.
  • Цатурян К. Чтение с листа // Теория и методика обучения игре на фортепиано М., 2001.
  • Цыпин /: Исполнитель и техника. М.. 1999.
  • Цыпин Г. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества. М., 1988.
  • Цыпин Т. Психология музыкальной деятельности. М., 1994
  • Чудновский В., Юркевич В. Одаренность: дар или испытание. М., 1990.
  • Шляпников В. Искусство педализации. Левая педаль. СПб., 1999.
  • Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Л., 1971; 3-е изд. — М., 2003.
  • Шохирева Н. Педагогические принципы Фридриха Вика // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта Сб. науч. трудов МПГУ. Вып 11. М., 2005.
  • Шохирева Н. О педагогической деятельности Клары Вик-Шуман //Там же. Вып. 12. М., 2006.
  • Шульпяков О. Работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя. СПб., 2005.
  • Щапов А. Некоторые вопросы фортепианной техники. М., 1968.
  • Юдина М. Статьи. Воспоминания. Материалы. М., 1978
  • Юдовина-Галыкрина Т. За роялем без слез, или я — детский педагог. СПб., 2002.
  • Юрова Г. Новые фортепианные произведения советских композиторов для детей. Учебно-методическое пособие М., 1974.
  • Юрова Т.. Голеш А. О работе педагога над учебным репертуаром. Методическиет рекомендации. М., 1986. Юрова Т. Первый русский методист (об А. Н. Буховцеве) //Фортепиано, 2000, № 4.
  • Ямпольский А. О методе работы с учениками // Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики М., 1968

Рекомендуем:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Источник

Оцените статью