Алемдар караманов аве мария ноты для фортепиано

Алемдар караманов аве мария ноты для фортепиано

Список основных произведений А. Караманова (по Ю. Холопову)

1953 — Первая соната для фортепиано.
1953 — Первый струнный квартет.
1954 — «Времена года» для фортепиано.
1954 — «Сказка». Симфоническая поэма.
1954 — Первая симфония в пяти частях.
1954—1955 — Вторая соната для фортепиано (утрачена, финал-«Рондо» — опубликован в 1958).
1955—1975 — Вторая симфония в двух частях.
1956 — «Лесные картинки». Сюита для оркестра.
1956 — Третья симфония в четырех частях.
1956 — Четвертая симфония «Майская» в семи частях.
1957 — Пятая симфония-драматория «В. И. Ленин» с хором в трех частях.
1957 — «Комсомолия». Балет в одном акте. В соавторстве с Е. Крылатовым (либр. В .Варковицкого).
1957 — «Ангарстрой». Симфоническая поэма.
1957 — Шестая симфония (симфониетта) в четырех частях.
1958 — Седьмая симфония «Лунное море» в трех частях.
1958 — Первый фортепианный концерт.
1959 — «Времена года». Хоровой цикл a cappella.
1950-е годы — Четыре пьесы для кларнета и фортепиано. Второй струнный квартет. Ave Maria для фортепиано. Два танца для фортепиано (изд. в 1959) «Родина» для хора на текст К. Симонова.
1960 — Восьмая симфония «Классическая» в четырех частях.
1960 — «Славянам» для хора.
1960 — Сюита для джаз-оркестра.
1960—1962 — Шесть этюдов для фортепиано.
1960 — Третья соната для фортепиано.
1961 — Четвертая соната для фортепиано.
1961 — «Героические танцы». Сюита для оркестра в пяти частях.
1961 — «Сильнее любви». Балет по Б.Лавреневу.
1961 — Второй фортепианный концерт.
1961 — Первый скрипичный концерт.
1961 — Ориентальное каприччио для скрипки с оркестром.
1962 — Девятая симфония в четырех частях.
1963 — Музыка для виолончели и фортепиано.
1962 — «Пролог, Мысль и Эпилог». Триптих для фортепиано.
1963 — «Африканские песни» Вокальный цикл для баритона и фортепиано.
1962 — Музыка для фортепиано № 1.
1962 — Музыка для фортепиано № 2.
1964 — Десятая симфония в трех частях.
1964 — «Песня женатого солдата» для солистов, хора и Оркестра на текст А. Мачадо-и-Руиса.
1963 — «Преступление было в Гранаде» для сопрано, скрипки, флейты и двух фортепиано памяти Ф. Гарсии Лорки на текст М. Эрнандеса.
1963 — Музыка для скрипки и фортепиано.
1963 — Третий струнный квартет.
1963 — «Когда ты проходишь мимо». Поэма для тенора и фортепиано на текст Асмапура.
1963 — «Окно в музыку». Шестнадцать детских пьес для фортепиано.
1964 — Героическая увертюра для оркестра («12 апреля»),
1964 — Праздничная увертюра для оркестра.
1964 — Второй скрипичный концерт.
1964 — Пять прелюдий и девятнадцать концертных фуг для фортепиано (в издании 1984 года — Пятнадцать концертных фуг).
1964 — «Осеннее» для хора на слова В.Фирсова.
1965—1966 — Концерт для трубы и джаз-оркестра. Одиннадцатая — Четырнадцатая симфонии. Цикл симфоний «Совершишася» в десяти частях, с хором в финале.
1967 — «Stabat mater» для солистов, хора и оркестра.
1968 — Третий фортепианный концерт «Ave Maria».
1971 — Реквием для солистов, хора и оркестра (партитура — 1991).
1974 — Пятнадцатая — Шестнадцатая симфонии «Et in amorem vivificantem».
1974 — «Воспоминания» для хора на текст Сампуровой.
1975 — Семнадцатая симфония «Америка».
1975 — «Возвращение», «Посвящения», «Летящие листки», «Образы-картины». Хоровые циклы на текст А.Сампуровой.
1975 — «Тебе». Семь романсов для колоратурного сопрано и фортепиано на текст Сампуровой.
1976—1980-е — Восемнадцатая—Двадцать третья симфонии. Цикл из шести симфоний «Бысть».
Вокальный цикл «Звезды» на текст С. Щипачева для среднего голоса и фортепиано.
Четыре романса на слова, русских поэтов для баса и фортепиано. «Песня». Вокализ для голоса и фортепиано.
1982 — Крымская увертюра для оркестра.
1983 — «Легенда-быль Аджимушкая» для солистов, хора и оркестра на слова Б.Сермана.
1983 — Двадцать четвертая симфония. «Аджимушкай».
1983 — Весенняя увертюра для оркестра.
1992 — Гимн Крымской республики.
1994 — Мистерия «Херсонес».
Музыка к спектаклям:
«Блистающий мир» по А. Грину, пост

Читайте также:  Детская акустическая гитара 6 струн

Источник

Алемдар караманов аве мария ноты для фортепиано

Известный- и надолго…

(Последнее интервью с композитором Алемдаром Карамановым, 22 января 2007 г.)

Все началось с того, что Алемдар Караманов в конце 50- начале 60 годов прошлого века прослыл «опасным композитором». Такую репутацию он заработал отнюдь не своими блестящими авангардно-формалистическими опусами, от которых балдела продвинутая консерваторская тусовка. На самом деле, чиновники от культуры быстро поняли, что существует ересь пострашнее, чем «антинародный формализм». Во все времена самым опасным для власть предержащих был тот художник, который талантливо и искренне выражает высокие и вечные идеи. Идеи, которые цинично и дружно опошляли культурные функционеры и обслуживающая их братия.

Итак, приговор: молчание и безвестность. Казалось- навсегда. И когда в 1995 году Норман Лебрехт в своей статье о Караманове в лондонской Daily Telegraph вполне убедительно обосновывал скорый конец неизвестности композитора, в это было трудно поверить.

И вдруг музыка, сосланная чуть ли не на полвека в никуда, действительно зазвучала!

Немного статистики. За последние 8 месяцев, Караманова играли три раза в Киеве и по разу в Москве, С.-Петебурге, Краснодаре. В феврале предстоит большой концерт в Саратове и еще один — в Киеве. Если к этому добавить предстоящий VI конкурс пианистов его имени в ноябре 2007 года в Симферополе, где каждый из шестидесяти участников из двадцати стран мира будет играть пьесы Караманова, то получается вот что: сегодня Алемдар Караманов, о котором привыкли говорить как о «великом неизвестном», сегодня один из самых исполняемых и популярных композиторов на постсоветском пространстве.

Я пришел поздравить его с российской премьерой «Реквиема». 19 января 2007 г. в концертном зале им. П.И. Чайковского, лучшем концертном зале Москвы, оркестр Юрия Башмета «Новая Россия» (дирижер Евгений Бушков) вместе с капеллой им. Юрлова исполнил это выдающееся произведение крымского композитора.

Игорь Силинг. Алемдар Сабитович, как случилось такое половодье Вашей музыки, да еще и в лучших концертных залах СНГ ?

Алемдар Караманов. Это необъяснимо. Я себе представлял, что карьера моя закончилась. Что уже заколочен мой гроб безвестности (Смеется- И.С.). И вдруг этот взрыв!

Это начал Александр Жигун.1 Он долго искал хоть какое-то значительное явление в украинской музыке и долго не находил. Потом однажды услышал мою маленькую Аве Марию.2 и позвонил мне. Мы, говорит, должны и будем вас играть. А что вы будете играть, спрашиваю, — вот у меня есть «Реквием», есть «Стабат Матер».. Он обрадовался и даже переспросил- настоящие «Реквием» и «Стабат Матер»? Настоящие, смеюсь. Моя сестра3 (почти сразу же передала ему ноты. И Жигун действительно начал играть. Это был Божий перст, иначе это невозможно представить!

И.С. Но почему именно сейчас, почему через сорок лет начали вспоминать о том, что написано было так давно?

А.К. А вот этого я не могу сказать. Все божественно, все божественно… Бог мне заказал. Действительно Бог ко мне пришел, духовно конечно пришел, и заказал «Реквием». Прошло 42 года, я думал Он забыл. Но Он вспомнил о своем заказе «черного человека» и дал все это…

А безвестность мне была сделана очень хорошая. Это тогда было очень многим нужно. Да и сейчас многим менеджерам от музыки, которые стремятся ставить только Пендерецкого4, Шнитке это сейчас нужно. Но все это приелось и прошло и возникла потребность в другой музыке.

И.С. О какой безвестности Вы говорите? Я составил список дирижеров, которые Вас исполняли. Среди них звезды мирового уровня, такие как Владимир Федосеев, Антонио де Альмейда, Александр Свешников, Владимир Ашкенази и другие- я насчитал 24 дирижера! Я не знаю, у кого из современных композиторов такая же блистательная когорта исполнителей, как у Вас. Кстати, кого из них Вы бы отметили особо?

А.К. Эдуард Гулбис. Я приехал в Москву и первым, кому я играл «Совершишася» был он. Потом он фактически первым сыграл 11 симфонию с оркестром Красноярской филармонии. И сейчас он одним из первых поздравил меня с московской премьерой «Реквиема».

И.С. Я удивился, когда прочел у Татьяны Чередниченко 5, что репутацию опасного автора, музыку которого играть не следует, сделали не Ваши авангардистские эксперименты, а такие произведения, как, например, драматория «Ленин» и балет «Комсомолия».

А.К. Драматория Ленин, которой дали высокую оценку и Свиридов и Баласанян, получила 10 отрицательных отзывов из министерства культуры, филармоний, на радио и в других подобных учреждениях и т.д. Яснее всех выразился директор филармонии, я сейчас имени не помню, он сказал «Нам ТАКОЙ Ленин не нужен». Им не нужен был настоящий Ленин, им нужен был вот такой Ленин (напевает)- «Ленин, всегда живой….», вот такая галиматья, подмазанная картиночка, вот это- Ленин. А Ленин вот такой- (напевает главную тему из драматории Ленин), который звучал в сердце Маяковского, в моем сердце, им был не нужен.

И.С. Может быть, такой интерес к вашей музыке, написанной еще в эпоху СССР- это интерес к той великой идее, которая лежит в основе социалистических движений современности? Ведь и христианство и коммунизм декларируют очень похожие ценности?

А.К. Идея христианства это совсем не то, что коммунистическая идея. Я вспоминаю слова Загурского Бориса Ивановича 6, человека, который поставил мой балет «Сильнее любви» в Ленинграде. Ему кто-то сказал, что христиане и большевики очень близки. На что он ответил «Я не христианин, я- большевик».

И.С. Высоко ценивший Ваше творчество Георгий Свиридов как-то заметил, что искусство, в котором присутствует Бог как внутренне пережитая идея, будет бессмертным….

А.К. Моя музыка- это великое духовное откровение, чего не найдешь ни у Шнитке или Пендерецкого. У них все рассудочное, и оно устарело, окаменело. Даже хорошая старая музыка, например Малер- не то. То что было раньше- это хорошо, но оно устарело и померкло и окАменелось (так сказал Караманов-И.С.)и стало эдакой религией египетских пирамид. А в моей музыке жизнь, не только жизнь религиозная, любая жизнь, причем она не угасает, а все время разрастается, разрастается. И интерес к ней будет нарастать.

И.С. Есть такой термин «раскрутка». Это когда берется некая, даже вполне заурядная фигура, и превращается в объект всеобщего поклонения со всеми вытекающими отсюда коммерческими результатами. Может быть, Вашу музыку плохо «раскручивают»?

А.К. На западе фактически вменяют слушать определенную музыку. Получаются, что все обязаны слушать то, что «назначили» менеджеры. Горецкий7 выпустил симфонию, взял за пластинку 3 миллиона долларов, все ее должны были слушать. Но после первого прослушивания его не стало и в помине. Для людей он перестал существовать, как композитор. У нас никто не вменяет слушать музыку, происходит естественный процесс поворота к настоящей музыке. Наши люди выше в духовном отношении, чем западные поклонники папства. Запад развратился страшно, там думают о материальном богатстве, а не о чистоте духовной. Сколько бы ни били и убивали Россию, ее великую, огромную культуру, все-таки она начинает снова всплывать и захватывать умы людей. Люди начинают понимать, что одними материальными устремлениями невозможно жить. Они начинают понимать, что есть что-то другое, настолько важное, что без него мы пропадем.

… О чем я мечтаю? Я хочу, чтобы «Совершишася» прозвучал в Крыму, может быть даже в Херсонесе. Отсюда ведь пошло православие по всей Руси…

Алемдар Караманов запись закреплена

КОМПОЗИТОРЫ И МУЗЫКОВЕДЫ ОБ АЛЕМДАРЕ КАРАМАНОВЕ

Д.Шостакович: Это интересный и оргинальный талант, и его своеобразия нельзя не заметить даже в студенческих работах.

А.Шнитке: Он создал самые замечательные симфонические произведения, которые повлияли на меня в юности и оказывают воздействие сейчас. Алемдар Караманов не просто великий талант. Он гений!
Показать полностью.

Г.Свиридов: Очень яркое впечатление производят работы А. Караманова. Он, несомненно, обладает сильным, оригинальным дарованием.

Ю.Холопов: Алемдар Караманов едва ли не одним из первых выразил общую тенденцию поставангарда — отход от его крайностей в сторону умеренности и большей традиционности.

Ю.Буцко: Это особенный талант композитора, оригинальный и не подражающий ни одному направлению из тех, которые складываются вокруг него.

Алемдар Караманов запись закреплена

Алемдар Сабитович Караманов родился в Симферополе 10 сентября 1934 года. Его отец — Сабит Темель Караман (Караманов — это русифицированная версия фамилии отца), турок по национальности, был депортирован в 1944 году в Сибирь, откуда так и не вернулся. Его мать, Полина Сергеевна Величко, украинка, работала заведующей библиотекой.
Показать полностью.
Алемдар Караманов рано проявил выдающиеся музыкальные способности — свои первые пьесы будущий композитор сочинил в пятилетнем возрасте. В числе лучших выпускников Симферопольского музыкального училища в 1953 году был направлен в Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского. После окончания двух факультетов (по классу композиции у С. С. Богатырёва и по классу фортепиано у В. А. Натансона) был оставлен в аспирантуре. Здесь с 1958 по 1963 год его педагогами были Дмитрий Кабалевский и Тихон Хренников.
Московский период в творчестве Караманова отмечен высокой продуктивностью и творческой многожанровостью. Многие произведения тех лет по праву вошли в золотой фонд советской музыкальной культуры. В их числе такие шедевры, как 7-я симфония «Лунное море», драматория «Ленин», Первый и Второй концерты для фортепиано с оркестром, «Ориентальное каприччио» для скрипки с оркестром, Второй струнный квартет, «Ave, Maria» для фортепиано и другие произведения, с успехом исполняемые и в наши дни. В эти же годы в Москве, Большом театре был поставлен балет А. Караманова «Комсомолия», (в сооавторстве с Е. Крылатовым) а в Ленинграде — балет «Сильнее любви». По радио часто звучала песня А. Караманова «Родина» (на слова К. Симонова) в исполнении хора Пятницкого.
Начало 1960-х годов для Караманова было отмечено острым интересом к музыкальному авангарду. Вместе с Андреем Волконским, Альфредом Шнитке, Эдисоном Денисовым и Софией Губайдулиной, А. Караманов фактически олицетворяет это течение в советской музыке. Несмотря на то, что авангардный период в творчестве Караманова был коротким — с 1962 по июль 1964 года, за это время им были созданы многие интересные сочинения, исполняемые и сегодня. Среди них «Музыка № 1 и № 2», триптих «Пролог. Мысль. Эпилог», «Окно в музыку», «15 концертных фуг» и другие.
Окончив аспирантуру, А. Караманов, испытал тяжелый творческий кризис. Это побудило его навсегда уехать из столицы и вернуться домой в Симферополь. Еще живя в Москве, Караманов обращается к вере и, по возвращении в Симферополь, принимает крещение.
С этого момента главной идеей его творчества, по его словам, становится «музыкальная религия». Почти полностью отказавшись от жанров фортепианной и камерной музыки, Караманов целиком посвятил себя симфонической и вокально-симфонической музыке.

Исполнение цикла «Совершишася» по Евангелию в день открытия XXI Собиновского фестиваля
В 1965—1966 годах он создает цикл из четырех симфоний, «Совершишася» (полное название: «Совершишася во славу Богу во имя Господа Иисуса Христа»). В то же самое время А. Караманов пишет несколько вокально-симфонических сочинений в жанре католической религиозной музыки: Stabat Mater (1967 г.) и Реквием (1971 г.).
В 1968 году композитор создает Третий фортепианный концерт Ave Maria, который считается одним из самых выдающихся произведений инструментальной музыки. В 1970-х годах Караманов пишет еще один цикл из двух симфоний под названием «Et in amorem vivificantem» (И во любовь животворящую), а затем семнадцатую симфонию «Америка».
Во второй половине 1970-х годов А. Караманов создает одно из самых значительных своих сочинений — цикл из шести симфоний (18-я по 23-ю) «Бысть», по Откровению Иоанна Богослова (Апокалипсис). До последних дней в планах композитора была седьмая симфонию цикла «Бысть» — он хотел ее назвать «Николай — Кришну». По замыслу композитора, в ней должны были сочетаться христианские и индуистские религиозные мотивы.
После «Бысть» Караманов отходит от исключительно религиозной тематики. Им создается несколько ярких произведений, посвященных «малой Родине» — Крыму. В 1983 году он написал ораторию «Легенда-быль Аджимушкая» и 24-я симфонию «Аджимушкай», а в 1994 — Мистерию «Херсонес», посвященную 2500-летию Херсонеса.
Караманов редко выезжал за пределы Симферополя, хотя в 1991 г. композитор посетил с авторскими концертами Чехословакию. Однако, мировое признание композитора началось в начале 90-х благодаря его английскому агенту и импрессарио Kasevin Rodell. Так, в 1995 году Караманов уже во второй раз выезжает в Лондон, где 3 октября в центральном Вестминстерском зале состоялась западная премьера музыки композитора. В присутствии послов Болгарии, России и Украины были исполнены фортепианный концерт №3 «Ave Maria» и «Stabat Mater» для солистов, хора и оркестра, в исполнении Софийского филармонического оркестра под руководством Эмиля Табакова, Константин Щербаков (ф-но), Клэр Раттер (сопрано), Сюзан Макензи-Парк (альт), Вёрнон Кёрк (тенор) и лондонское хоровое общество (рук. Рональд Корп). За премьерой, в том же году (1995), был выпущен первый авторский компакт диск с 22-й и 23-й симфониями композитора (Немецкий симфонический оркестр, дирижёр — Владимир Ашкенази, DECCA 452 850-2). За ним последовали: 1996 г. — 20-я и 23-я симфонии. Архивная запись БСО/Федосеев (Olympia Records). 1998 г. — 3-й концерт для фортепиано с оркестром «Ave Maria» (солист — В. Виардо) и 3-я симфония (Московский симфонический оркестр, дир. Антонио де Альмейда) (Marco Polo).
Караманов — автор музыки к нескольким фильмам, среди которых такие широко известные, как «Обыкновенный фашизм» и «Стратегия Победы» М. Ромма, а также художественный фильм В. Кучинского «Любовь с привилегиями».
Последние годы жизни композитора был отмечен невиданным вниманием к его музыке — только в 2006—2008 году в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Нижнем Новгороде, Казани, Краснодаре, Саратове и других городах состоялось 10 концертов, на которых премьерно прозвучали симфонический цикл «Совершишася», «Реквием», Второй струнный квартет, а также «Stabat Mater», фортепианный концерт «Ave, Maria», симфонии из цикла «Бысть», другие произведения. Последнее (незавершенное) произведение А. Караманова — опера «Прощания Хризостома», либретто для которой он написал сам.
Музыку А. Караманова исполняли около 30 дирижеров, среди которых такие известные, как Владимир Ашкенази, Антонио де Альмейда, Владимир Федосеев, Фёдор Глущенко, Геннадий Правоторов, Эдуард Гулбис и другие. Немало сделал для популяризации творчества своего земляка и Академический симфонический оркестр Крымской государственной филармонии и его дирижёры Алексей Гуляницкий,Александр Долинский.
В 1992 году Алемдар Караманов написал пьесу «Гимн» которая стала официальным гимном Автономной Республики Крым.
Караманов был удостоен высоких званий Народного артиста Украины, Лауреата Национальной премии им. Т. Шевченко (2000), академика Академии искусств Украины (2005), дважды Лауреата Государственной премии Крыма, Почетного гражданина Крыма. Он был членом Союза композиторов не только Украины, но и России.
В Крыму в 1996 году был организован Международный конкурс молодых пианистов Алемдара Караманова. За прошедшее время его участниками стали более 300 молодых пианистов из 23 стран мира, в том числе из России, Китая, Японии, Южной Кореи. На интернет-сайте конкурса в открытом доступе находятся практически все его фортепианные произведения. В рамках конкурса существует уникальная номинация — «Звучащий интернет», цель которой популяризация творчества А. Караманова. В 2000 году в Симферополе создан Благотворительный фонд Алемдара Караманова, усилиями которого издано несколько сборников фортепианных произведений композитора, ведется работа по изданию «Полного собрания сочинений».
Творчеству композитора посвящены две кандидатских диссертации (в Москве и Харькове), десятки дипломных работ.
В канун нового века, выдвигая Караманова на соискание Национальной премии им. Тараса Шевченко, Национальный Союз композиторов Украины так обосновал свое решение: «Алемдар Караманов — выдающийся композитор ХХ столетия, творчество которого обрело мировое признание… Произведения, которые представляются на соискание высокой премии, особенно ярки, это настоящее откровение музыкальной культуры конца ХХ столетия. Музыка такого масштаба и духовной концентрации может и должна находить отклик в сердцах людей. Это настоящее национальное достояние, которым Украина может по праву гордиться!».
Алемдар Сабитович Караманов скончался в ночь со 2 на 3 мая 2007 года в г. Симферополе.

Источник

Оцените статью